Иоанн Диакриномен писал, по Фотию (Bibl. 41), историю, начиная от Феодора мопсуэстийского до императора Зинона и был севирианин. Фотий отождествляет его с Иоанном эгейским. Василий киликийский, по Фотию, хитрый несторианин; ему же принадлежит апология против Иоанна скифопольского (Bibl. 42, ср. 107). На самом деле он был просто представителем антиохийского направления, и ему, как сказано, принадлежат вероятно, вставки в извлечениях из Феодора. После этих продолжателей Сократа, Созомена и Феодорита опять начинается перерыв в церковной историографии. В конце VI века выступает в качестве церковного историка антиохийский схоластик Евагрий, который родился около 536 года, а умер после 594 года. Занимая выдающееся общественное положение в Антиохии, он получил даже почетный титул префекта, что упоминается и в надписании его истории ( ápó éparxwn). Несмотря на светскую карьеру, он был близок и к церковной сфере, был близок к Григорию, патриарху антиохийскому, и оказал ему важную услугу в одном судебном процессе. Евагрий написал историю в 6 книгах, обнимающую время от первого Ефесского собора (431 года) до двенадцатого года царствования императора Маврикия (594 года). Эта история своим содержанием не так богата, как труды предшественников Евагрия. Автор пользуется более светскими писателями, чем документами церковными. Однако и у него содержится много отрывков из переписки действующих лиц, которая теперь потеряна для нас 29 . Евагрий был издаваем вместе с другими церковными историками. Издание Ридинга (1720) было перепечатано Гэйсфордом в 1844 г. [В настоящее время имеется критическое издание Bidez и Parmentier, London 1899]. С Евагрием сходит со сцены последний продолжатель того направления, которое получило начало от Евсевия кесарийского . Писателей в этом направлении не появляется до XIV века – до Никифора Каллиста 30 . Византийские гражданские историки и хронисты В византийской истории события политические и церковные перемешиваются между собою, так что лица, бравшиеся за церковную историю, делали много сообщений и политических. Интерес к церковным делам потом настолько ослабел, что не делается даже различия между церковными и политическими событиями, а сообщаются все они вместе. Таким образом, церковная история теряется в государственной истории, так что церковная история в собственном смысле почти исчезает, остается лишь гражданская. Писания гражданских историков существовали и раньше, до Евагрия, и мы имеем много трудов, характеризующих то или другое царствование, тот или другой период жизни государства. Начало периода после Константина В. характеризуется участием в литературных трудах историков языческих (Зосим, Евнапий).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Во вне Василий, среди тяжёлых обстоятельств, проводил вполне планомерную и твёрдую политику. Прежде всего, Византия снова стала владычицей морей. В Сицилии, одной из наименее защищённых западных провинций и уже почти потерянной, византийцы воевали хоть и несчастливо, но с достойным удивления упорством, уступая лишь шаг за шагом. В 870 году пала Мальта. В 872 году византийцы, в союзе с могущественным императором франков Людовиком II одержали при Салерно над сарацинами блестящую морскую победу. Но 21 мая 878 года взят, наконец, арабами, после отчаянного сопротивления, и главный город Сиракузы. Тем энергичнее сумел Василий установить порядок на Адриатическом море. Старый союз с Венецией был восстановлен, союзные сарацинам сербские пираты далматинского побережья были жестоко наказаны; невзирая на протесты слабых Каролингов, он принудил великого жупана далматинских кроатов признать верховенство императорской столицы на Золотом Роге. Мусульманский разбойничий сброд, беспрестанно посещавший из Африки, Крита и Киликии берега Греции и Адриатики, после блестящих побед 880 и 881 годов, получил вполне заслуженно ужасный кровавый урок. Культура и христианство искореняли здесь железным кулаком морское варварство поклонников Корана. Падение франкского могущества в Нижней Италии было как нельзя более кстати для восточных римлян. В 875 году сдался им важный Бари, с этих пор главный стратегический пункт ромеев на Западе. Способные полководцы императора прогнали арабов из Калабрии и образовали здесь новую фему Лонгибардию, важное возмещение за потерянную Сицилию. Прежний режим оставил Василию I тяжёлую задачу в религиозных войнах с павликианами, которые, в правление Михаила имели большой успех под предводительством Карвея. Достойный преемник последнего Хризохир был побеждён в первом походе 871 года, и император получил несметную добычу. Он, однако, не смог взять крепкую Тефрику. В следующем году он распространил свои разорительные набеги за Евфрат до Самосаты и в прежнюю IV Армению; конечно, взять крепкую Мелитину ему не удалось. Самым важным успехом было изменническое убийство Хризохира в 874 году одним греком, некогда пользовавшимся его расположением. Благочестивая разбойничья республика потеряла духовного и политического главу; дело павликиан было проиграно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В этом способе избрания, к которому прибег Зинон, мы видим намек на позднейшее избрание посредством жребия. Василий Киликийский, которому принадлежит повествование о Флавите, заканчивает его весьма характерными словами: «После этого царь возвратил церковь епископам, которые избрали св. Евфимия». До V в. другой способ, кроме прямого избрания, казался неподобающим вмешательством государственной власти в сферу церковную. При императоре Анастасии влияние государственной власти на замещение константинопольской кафедры становится особенно сильно. Император, устранив неугодного ему Евфимия, приказал возвести Македония (496), затем, через 16 лет, устранил и Македония и возвел Тимофея (511). Разумеется, церковные формы были соблюдены, и освященный собор епископов санкцировал и низложение прежнего патриарха, и возведение нового. Этот порядок продолжается, кажется, без перерывов, до самого Юстиниана I , который умел проявить свое деспотическое могущество даже и над папами: папа Сильверий низложен был как государственный изменник (540), и его преемники, Вигилий (540) и Пелагий (555), были избранниками византийского двора. Мало-помалу и назначение на другие патриаршие кафедры становится под непосредственное влияние императорского двора. Бесспорно, императорская власть позволяла себе немало злоупотреблений. Не говоря уже о тех случаях, когда император издавал державное повеление – низложить такого-то епископа и поставить такого-то, нужно припомнить, что уже теперь императорская власть начинает злоупотреблять духовным саном в политических видах, превращая его в легкую форму каторги для политически неблагонадежных людей. На пространстве 444–780 гг. насчитывается 16 случаев, когда люди этого рода или сами спасают свою голову от плахи в рядах клира, или зачисляются сюда по приказанию императора. По милости этого политического приема Пляценция (Piacenza) в списках своих епископов считает экс-императора Авита (456), Салона – экс-императора Гликерия (474), Кизик – экс-кесаря Василиска (484), Котиэй или Смирна – Кира, достойнейшего префекта претории и столицы и консуляра (445). Остальные покончили свою жизнь (в том числе экс-император Феодосий III с сыном, 716) простыми священниками или клириками. В VIII в. этот политический прием уступает место другому: пострижение в клире заменяется монашеским клобуком, часто с прибавкой оскопления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ [греч. Καισρεια τς Καππαδοκας; лат. Caesarea in Cappadocia; ныне Кайсери, Турция], город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви . История Предшественником Кесарии был античный г. Мазака, наследник ассир. торговой колонии Каниш (ныне Кюльтепе), располагавшейся в 24 км к северо-востоку от него. В эллинистический период был переименован в Евсевию; при рим. имп. Августе в его честь - в К. К. Для отличия от одноименных городов эту К. К. еще называли по ее расположению «Кесария у горы Аргеос» (совр. название горы - Эрджиес; Καισρεια πρς τ Αργα). Город был столицей каппадокийских царей, в т. ч. союзника Митридата Евпатора, Тиграна II (нач. I в. до Р. Х.), к-рый переселил часть ее жителей в Тигранакерт, основанный незадолго до того в Сев. Месопотамии (после победы римлян они вернулись обратно). На рубеже эр К. К. была под властью Антиоха III, царя Коммагены. С 18/19 г. являлась столицей новой пров. Каппадокия с правом чеканки серебряной монеты. В 260 г. плохо защищенная К. К. была занята персами; Иоанн Зонара писал, что в это время в городе проживало ок. 400 тыс. чел. ( Zonara. Epit. hist. XII 23; достоверность сведений подвергается сомнению). Благодаря тому что большая часть окрестностей К. К. была занята имп. имениями, город был единственным крупным в округе. Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись апсиды ц. св. Григория Двоеслова в дер. Халки, Наксос. 1051 г. Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись апсиды ц. св. Григория Двоеслова в дер. Халки, Наксос. 1051 г. К. К. располагалась на высоте ок. 1068 м над уровнем моря на перекрестке 3 важнейших рим. дорог через Центр. Анатолию (хотя зимой снег засыпал проезд). Одна из них проходила с юго-запада на северо-восток: из Икония через Колонию (где пересекалась с дорогой, шедшей с севера на юг, из Анкиры в Тиану и далее к Киликийским Воротам) и К. К. в Севастию. Вторая - с запада на восток: из Анкиры в Мелитину (существовал также альтернативный путь из Анкиры в Мелитину - через Тавию). Третья дорога вела с севера на юг: из Амиса через Тавию, К. К. и Тавр в Киликию.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

О них писал св. Епифаний, что «они отрекаются от всякаго имущества и следуют жизни апостолов. Их таинства отличаются от наших, они гордятся своей крайней бедностью, существуя только на подаяния; они осуждают брак. Они пользуются не только Святым Писанием, но и апокрифическими книгами, как, например, «Акты» св. Андрея и св. Фомы». Дальше он пишет, что теперь их можно найти только во Фригии, Памфилии и Киликии и то в небольших группах (Твор. св. Епифания, из Христ. Энциклопедии). Бл. Августин и св. Василий также упоминают о них. Они были признаны еретической сектой императором Феодосием в 383 году (как ветвь манихеев). Апотактиты, видимо, еще пользовались свободой во время пребывания Эгерии в Иерусалиме. В борьбе с ересями устанавливалось тогда христианское мировоззрение, так как на защиту веры вставали не только епископы, но и простые монахи. Этот век поэтому известен знаменитыми отцами и учителями Церкви, как-то: св. Афанасий Великий , св. Василий Великий , св. Григорий Нисский , св. Амвросий Медиоланский , св. Иоанн Златоуст , св. Кирилл Иерусалимский , св. Ефрем Сирин , бл. Августин. В этот век расцвета христианства не только ереси волновали молодую христианскую общину, но ее ожидали и др. искушения. Путешественница Павла пишет: «Жизнь больших городов с их развлечениями, суетой, роскошью, с их дворцами, построенными на страданиях и труде рабов – не отвечает идеалу христианской жизни». И хотя жители Рима, Антиохии и других больших городов, особенно богатые, продолжали жить прежними, языческими интересами, и толпа еще долгое время требовала кровавых зрелищ цирка, но находились между ними и такие, кои искали осуществления христианскаго идеала в жизни. И вот произошло тогда необыкновенное явление, которое не могло не иметь огромнаго влияния на всю последующую жизнь Церкви – возникло монашество. Отшельники существовали, конечно, и до этого, но такого небывалаго ухода из мира в пустыню, как совершилось в IV веке, мир еще не испытывал. Родиной отшельничества и монашества стал Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ († после 371), диак. Анкирской Церкви. Автор послания (371) к свт. Афанасию I Великому , содержащего исповедание веры, а также обращение клира и мирян Антиохии, оставшихся верными своему еп. Маркеллу Анкирскому . Вероятно, Е. был главой общины маркеллиан, притом что еп. Маркелл, изгнанный с кафедры в 350 г., был еще жив († ок. 374), но находился в изгнании. Анкирскую кафедру после него занимали омиусианин Василий и Афанасий (первоначально от общины омиев, затем примкнул к неоникейской партии во главе со свт. Василием Великим ). Часть Анкирской Церкви не признавала ни того, ни другого и оставалась верна еп. Маркеллу. Послание Е., по-видимому, представляет собой ответ на изобличение учения еп. Маркелла Василием Великим. В этой ситуации маркеллиане решили заручиться поддержкой Афанасия Великого, бывш. друга Маркелла. В том же 371 г. свт. Василий направил Афанасию Великому письмо, в к-ром настоятельно просил его публично осудить ересь Маркелла ( Basil. Magn. Ep. 69. 2), но Афанасий не откликнулся на этот призыв и благосклонно отнесся к посланию Е., приняв анкирских маркеллиан в церковное общение ( Epiph. Adv. haer. 72. 12). По структуре послание Е. близко к другому, более позднему (уже по смерти Маркелла) письму маркеллиан, составленному неизвестным епископом в ссылке в Диокесарии (Киликия) (Ibidem), но по содержанию эти документы существенно различаются. В письме маркеллиане оправдываются и стремятся доказать, что их незаслуженно считают еретиками, при этом признают наличие заблуждений в учении еп. Маркелла. В послании Е., напротив, обращается к Афанасию, имея рекомендательные письма (συστατικ) от епископов Греции и Македонии, и вкратце излагает исповедание своей общины, анафематствует Ария и «тех, кто с ним единомысленны», а также Савеллия . Е. подчеркивает неоспоримость Никейского Символа веры, полностью признаваемого сторонниками Маркелла. Далее Е. кратко разбирает учение Савеллия и показывает, что не имеет с ним ничего общего.

http://pravenc.ru/text/186961.html

Первостепенное значение в этом споре имеют данные в так haзыbaeмыx fragmenma ex opere hismorico cb. Илария пиктавийского 4 . В этом высоко важном историческом памятнике сохранилось послание Либерия «Рго deifico», aдpecobahhoe «возлюбленнейшим братиям пресвитерам и соепископам восточным». Здесь он заявляет, что Афанасия он более не защищает и в вере мудрствует совершенно согласно с восточными, так как он без всякого прекословия принял «кафолическую веру», изложенную, принятую и подписанную «братиями и соепископами» в Сирмии. Этой вере, которую благоволил изложить ему «господин и брат» Димофил [епископ Берии фракийской], он, Либерий, следует, ее он содержит. На основании всего этого он усерднейше просит восточных – употребить все свое влияние, чтобы его, Либерия, возвратили из ссылки на его кафедру. Ни Либерий, ни св. Иларий, не приводят одного слова из этого сирмийского вероизложения; но, взамен того, в сопровождающем это послание пояснении перечислены имена 22 епископов, написавших в Сирмии эmy «perfidia»; эmom список открывается именами Наркисса, Феодора, Василия. Епископские кафедры их не названы, но отождествить 5 этих деятелей не трудно. В данное время между выдающимися главарями евсевиан Наркисс,епископ нерониадский-иринупольский в Киликии, и Феодор, епископ ираклийский в Европе фракийской, представляли ив себя такую же нерасторжимую пару 6 на востоке, какою на западе были пресловутые Урсакий, епископ сингидунский, и Валент, епископ мурсский. – Но еще в августе 355 г. сам Либерий заявил имп. Констанцию, что Феодор ираклийский уже умер 7 . Это устанавливает kameropuчho merminus ante quem cupuuйckoro вероизложения, предложенного Димофилом Либерию: Феодор не мог принимать участия в составлении даже так называемой второй сирмийской формулы 8 , изданной (в августе?) 357 г.; да и Василий, очевидно епископ анкирский, подписавшийся третьим под вероизложением, о котором речь, никогда не подписал бы второй сирмийской формулы: именно энергичная борьба против этой последней и прославила заслуженно имя Василия и его единомышленников. По-видимому нет другого выбора, как признать, что вероизложение, подписанное Либерием, есть так называемая первая сирмийская формула 9 , составленная в конце 351 г. II. Споры об одном месте у св. Илария

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но потом Огласительное Александрийское училище, по своему положению в центре всемирной образованности и учености, приняло характер богословско-ученого образовательного заведения, достигшего блестящего состояния, главным образом, благодаря трудам знаменитого Пантена, не менее замечательного ученика и преемника его Климента Александрийского и еще более — Оригена. ( < < back) Афины — древняя знаменитая столица Греции — в то время были лишь тенью прежнего своего величия, однако там еще процветали школы языческих софистов и риторов, придававшие городу некоторое подобие его прежней славы. ( < < back) остров в Сароническом заливе, на восток от Греции между средней и южной Грецией. ( < < back) один из главных островов Эгейского моря (Архипелага), вблизи западного берега Малой Азии, против мыса Микале, от которого отделен нешироким проливом. ( < < back) Василий Великий — архиепископ Кесарии Каппадокийской; память его 1-го января. ( < < back) изучали грамматику, историю, геометрию, астрономию, арифметику и математику, начатки медицины, философию и логику. Много времени занимало изучение классической (римской и греческой) литературы. Многие христиане пренебрежительно относились к чтению великих языческих писателей, но св. Григорий Назианзин и Василий Великий стояли выше столь узкого предрассудка. ( < < back) было в 361 году. ( < < back) 363 году. ( < < back) с 363–364 г. ( < < back) царствовал с 364–378 г. ( < < back) Памфил, епископ Кесарийский, славился своей ученостью, написал церковную историю, книгу о палестинских мучениках, описал жизнь Константина Великого; но, при своей учености, уклонился, к сожалению, от православия и был привержен к арианству, хотя прямо и не отступил от православной Церкви. ( < < back) древний город Каппадокии, у подножья Тавра, близ киликийских ущелий. ( < < back) находилась на границах двух новообразовавшихся, вследствие разделения областей, епархий, верстах в пятидесяти от Тиан и тридцати шести от Назианза. ( < < back) было в 368 году. ( < < back) епископ Назианзский, отец св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В «Положении» имп. рескриптом был упразднен и Гандзасарский Католикосат. Литургический церемониал рукоположения и помазания К. начал развиваться ок. IX в. и полностью оформился в Киликийской Армении в XII в. В ААЦ только К. предоставлено право рукополагать епископов (в сослужении 2 архиереев), а в средние века - и благословлять царя на трон. Следуя этому обычаю, в наст. время К. благословляет новоизбранного Президента Армении. В канонах Ованнеса III Одзнеци (717-728) отмечалось, что только К. вправе освящать миро (Книга арм. канонов. 1964. С. 519), и эта норма сохраняется. После смерти К. в период до избрания его преемника освящение мира не проводится. Литургические каноны о рукоположении епископа, об освящении мира и о благословении царя переписывались вместе и назывались Маштоц К. Эти рукописи обычно хранились в резиденции К., т. к. предназначались только для него. Содержащиеся в них каноны считались закрытыми и не могли переписываться вместе с др. литургическими канонами, чтобы их не могли использовать лица, замыслившие неправомерные действия. В этом отношении примечателен 30-й канон Маштоца Х в. из собрания Конгрегации мхитаристов в Венеции, посвященный благословению мира. В рукописи указано только название этого канона, после чего следует запись: «Но не в нашей власти записать сей канон, дабы не оказаться непокорными престолу святого Просветителя и нашему великому патриарху». Интересно, что писец не называет имя современного ему К., следов., сокрытие этой информации уже тогда имело древнюю традицию. Католикос Василий Мар Фома Павел II, предстоятель Сирийской Маланкарской Церкви. Фотография. XXI в. Католикос Василий Мар Фома Павел II, предстоятель Сирийской Маланкарской Церкви. Фотография. XXI в. Исключительность сана К. выражалась и в облачении: кроме общих церковных одеяний он носил покрывало на голове, а также патриарший жезл и палицу-конкер. Историк Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский; XII в.) сообщает, что, когда К. Григор II Вкаясер (1066-1105), недовольный деятельностью своего наместника Геворга Лореци, отстранил его от этой должности, то отобрал покрывало и вместе с жезлом отправил в дар посвященному им в сан К.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Бедствия, какие терпели православные от ариан, причиняли много скорби Василию, хотя они касались не столько его митрополии, сколько других восточных Церквей. Тогдашний император Валент, по выражению Григория Богослова , скрежетал зубами на Церковь , принимая на себя львиный образ, рыкал как лев и для многих был неприступен. Уже и первые опыты отважности сего царя покровителя ариан были: изгнание, описания имуществ, явные и скрытные советы, сожжение пресвитеров на море, обагрение бескровной жертвы кровьми людей и оскорбление стыдливости дев. В самой Кесарии в 371 году явился уже арианский епископ, славившийся ученостию Евиппий; опасались прибытия еще единомысленных с ним епископов из Армении и Киликии. Письменные сношения Василия с друзьями при дворе императора Валента не имели успеха; придворные отвечали только, что надобно благодарить Бога и за то, что состояние православия еще не хуже. Итак, св. Василий придумал следующие, по словам Григория, весьма спасительные средства: «Сколько мог, углубившись в себя самого и затворившись с духом, напрягает все силы человеческого разума, перечитывает все глубины писания, делает возражения еретикам, борется и препирается с ними, отражает их чрезмерную наглость; к одним идет сам, к другим посылает, иных зовет к себе, дает советы, обличает, запрещает, угрожает, укоряет, защищает народы, города, людей частных; тех, которые были под руками, низлагает вблизи разящим оружием, а тех, которые находились вдали, поражает стрелами письмен, вообще придумывает все роды спасения и врачует. Валент, зная силу кесарийского епископа, очень желал с ним сблизиться. Собираясь сам ехать в Кесарию, он сначала послал туда первого сановника империи, префекта Модеста арианина, поручив ему расположить Василия к арианам; в случае же неудачи – изгнать его из Кесарии. Модест призвал к себе св. Василия и, не удостоив его имени епископа, сказал ему: – Для чего ты, Василий, противишься государю, и один из всех остаешься упорным? Для чего не держишься одной веры с царем, когда все другие склонились и уступили?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010