Дальнейшие распоряжения православных епископов были остановлены Валентом, который воспретил им собираться на Соборе в Тарсе. Тем не менее Василий не оставлял заботы об утверждении мира, охотно сближаясь со всеми готовыми содействовать примирению Церквей и выискивая людей способных к тому. На место Василия Епископа Анкирского, несправедливо удаленного Араианами, возведен был Афанасий, который выказывал явное нерасположение к Пресвитеру Кесарийскому и пред всеми порицал его за то, что будто бы он «пишет и сочиняет что-то вредное». Василий. Забывая личное оскорбление, искал случая искренно объясниться с ним 101 , успел привлечь его к себе, и когда он вскоре скончался (в 368 г.), то писал к осиротевшей Церкви: «на кого теперь возложим попечение о Церкви? В Ком найдем товарища в скорби, соучастника в радости?» 102 . – Около того же времени скончался епископ Неокесарийский Музоний; с похвальною радостью сохранял он в своей Церкви все в древнем виде, как было лет за двести или более, но не оказывал ни какого усердия к общему тогда делу восточных Епископов – примирению Церквей. Не смотря на то Василий без всякого предубеждения ценил достоинства почившего Пастыря, и только писал Неокесарийцам, чтобы они употребили все внимание в избрании ревностного к общему делу Епископа, потому что от их выбора будет зависеть или большее сближение с ними Церкви Кесарийской или совершенное разлучение 103 . – Так заботился Василий о благе всей Церкви, еще будучи Пресвитером, поверяя все свои заботы и скорби другу своему, Св. Евсевию Самосатскому. Больной, почти при смерти, писал он: «Церкви в таком же почти худом состоянии находятся, как мое тело» 104 . Вскоре лишившись ревностного сотрудника в Силуане Епископе Тарсском, на место которого Ариане выбрали из своих, он с глубоким огорчением уведомлял своего друга: «От нас отходит и Тарс, и тем это прискорбнее, что город, который, по своему положению, мог служить к соединению Исаврян, Киликиян, Каппадокян и Сириян, погиб от безрассудства двух или трех человек, между тем, как вы медлите, советуетесь, смотрите друг на друга 105 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Василий ефесский 304. 305. 306. Василий киликийский 185. Василий селевкийск. 247–8. 255. Василий Трикакав 522. 535. 552. Васильевский 535. Васильев 578. Вассиан ефесский 303–7. Вассершлебен 218. Велисарий 383. 405. Венерий медиол. 292. Верекунд еп. 403. Вероникиан 286. Вигилий папа 167. 185. 189. 247. 306. 175. 383-4. 394–397. 398–400. 402-8. 423–8. 430. 449. 493. Виктор архим. 203. Виктор гарбенский 25. Виктор папа 253. Виктор тунунский 383. 391. Виктриций руанский 144. Williams 455. Вильгельм тирский 501. Ви(н)кентий донатист 81. 82. Викентий пресв. римск. потом еп. капуйский 292. 24. 32. 64. Викентий лиринский 296. Викентий пресв. 159. Винченци (Vincenzi) 114. 115–6. Виталий антиох. 110. 136–7. Виталиан 303. 359. Витон пресв. римск. 207. 24. 32. Вольф (Lupus) 204. Voisin 134. Гавриил II коптскш патр. 191. Гайна гот 81. Галата принц 99. Галерий 30. Галл 58. 59. Гаян 336. 381. Гарнье (Garnier) 197. 425. Геласий авва 324–5. Геласий кизикский 28. Геласий папа 85–6 . 300. 302. 312. 319. Гельцер 307. 331. 336. 337. 24. Геннадий конст. 203. 209. 334. 308. 310. Георгий алекс. 69. 55. 82-3. Георгий еп. Антиохии писид. 553. Георгий Арса 448. 449. Георгий диакон 159. Георгий кипрский 523–4. 552. 560. Георгий конст. 491. 492. 493. Георгий лаодик. 74. 136. Георгий Лимниот 524. Георгий монах 325. Георгий пресв. иерус. 491. Георгий пресв. римск. 491. Георгий придворный 534. 535. Герман еп. 303. Герман конст. 500. 515. 516. 521. 523. 524. 551. 552. 560. 570-1. Герминий сирм. 74. Геронтий никомид. 225. Гиббон 17. Gibson 117. Гизелер 113. Гликерий имп. 185. Гонтарит 403. Gore 351. Гратиан имп. 72. 91. 126. Григорий алекс. 290. 54–5. 64. 65. Григорий антиох. 307. 308. Григорий Богослов 60. 74. 109–110. 135. 140. 144. 145. 147.175. 188. 189. 220. 221. 223. 322. 324. 54. 93. 95. 97. 104–108. 110–112. 116-7. 119. 136. 138. 149. 150. 163. 235. 354. 415. 421. 425. 451. 526. 532. 551. Григорий монах 510. Григорий наместник 479. 482. 487. Григорий назианз. (отец) 95. 97. 106. Григорий неокес. (VIII в.) 532. 553. 558–9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Schol. Hist. eccl. II 45). В июне 373 г. свт. Василий Великий по поручению имп. Валента предпринял путешествие в М. Армению, в т. ч. к Е., для урегулирования догматических разногласий о природе Св. Духа ( Basil. Magn. Ep. 99). В результате 2-дневных переговоров с Е. в г. Никополе было достигнуто устное согласие по обсуждавшимся вопросам (Ibid. 99. 2). После 2-й встречи, в авг. 373 г., свт. Василию удалось добиться от Е. подписи под Никейским Символом веры с кратким изложением учения о Св. Духе (Ibid. 125. 2-3; 244. 2). Однако обнаружившаяся вскоре неискренность Е. заставила свт. Василия в 375 г. окончательно порвать с ним (Ibid. 250) и обнародовать направленный против его еретических воззрений трактат «О Святом Духе», значительная часть к-рого (главы 10-27) представляет собой точную запись состоявшегося в 372 г. собеседования между 2 богословами ( D ö rries. 1956. S. 81-90). Летом 376 г. Е. отправился в Киликию (юго-вост. часть М. Азии), где с местными клириками подписался под новым исповеданием веры, выдержанным в духоборческом смысле. В кон. 70-х гг. Е. утратил признание своей паствы в Севастии ( Basil. Magn. Ep. 138. 2; 237. 2); нек-рое время обязанности церковного предстоятеля исполнял здесь св. Григорий , еп. Нисский. Дата и место смерти Е. неизвестны. У Е. был широкий круг учеников, среди к-рых - свт. Василий Великий и его родственники: мать прп. Емилия , сестра прп. Макрина Младшая , брат Навкратий и др., имевшие с Е. многолетние отношения начиная приблизительно с 350 г. (Ibid. 223. 5; 244. 1). О степени влияния Е. в М. Азии красноречиво свидетельствует тот факт, что именно он оказался тем человеком, из-за к-рого свт. Василий покинул Афины и ок. 356 г. предпринял длительное путешествие по монашеским центрам Ближ. Востока (Ibid. 223. 2; Gribomont. 1959). Он почитал Е. за строгий аскетизм, несмотря на его сомнительную богословскую репутацию ( Basil. Magn. Ep. 223. 3). Богадельня Василиада, основанная свт. Василием в Кесарии Каппадокийской, имела своим образцом подобное учреждение, открытое Е.

http://pravenc.ru/text/187453.html

Кроме церковной истории Феодорит писал другие два сочинения исторического характера. Первое – это « Фilófeo_s istoría (Historia religiosa)», «Боголюбезная история». История трактует о тридцати подвижниках и состоит из тридцати глав, и: которых каждая рисует нам жизнь одного какого-либо из этих подвижников. Это – самая важная для истории сирийской монашества история. Издание этой истории сделано по единственной рукописи и потому не представляет никаких вариантов. Другое произведение надписывается следующим заглавием airetikh " _s kakomufía_s epitomh " (Haereticarum fabularum compendium)», «Сокращение еретических лжемудрований». Сочинение это состоит из четырех книг, излагающих лжеучения древних еретиков. Спорный вопрос представляет глава 12 последней книги, где Феодорит говорит о несторианстве. Одни говорят, что эта глава вставлена другою рукой. Другие, напротив, утверждают, что Феодорит после того, как порвал все связи с несторианством на Халкидонском соборе, мог, разумеется, резко отзываться о Нестории 28 . Это сочинение отдельных изданий не имело, и даже в Corpus haereseologicum Франца Олера (Öhler) не было принято. После Феодорита, в первой половине VI века, опять почти одновременно, выступают в качестве церковных историков три лица: Феодор Чтец , Василий, киликийский пресвитер, и Иоанн Диакриномен. Все они – утрачены. Лучше других известен первый из историков; о двух последних мы знаем по немногим ссылкам на них и из «Библиотеки» Фотия. Феодор Чтец жил при Юстине или Юстиниане. Он, следуя Евсевию, Сократу, Созомену и Феодориту, написал в 3-х книгах свод церковной истории. Из свода было сделано сокращение, сохранившееся в оксфордском кодексе Baroccianus. Из этого сокращения видно, что последняя выдержка взята из 7 книги Сократа. Продолжением этого свода была его собственная история, сохранившаяся лишь в сокращенном своде, также в cod. Baroccianus в Оксфорде и в cod. Regius в Париже. Это сокращение неверно приписывается в первом кодексе Никифору Каллисту (ок. 1333 г.), оно существовало ранее, и им пользовался уже Феофан. Сокращение разбито на 2 biblía, «книги» (1 – из 37 отрывков, II – из 65). I, 1–37 и II, 1–37 взяты из Феодора (до воцарения Юстина); II, 38–59 заимствована, вероятно, из утраченного труда Василия киликийского (антиохийская точка зрения); II, 60–65 (о царствованиях с Константина до Льва) – может быть, из Феодора Чтеца . Феодор цитируется у Иоанна Дамаскина , в актах VII вселенского собора, у Свиды. Труды его имели немаловажное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И председательство явно предлагается в награду за нечестие, так что кто произносил более тяжкие хулы, тот предпочтительнее избирался на епископство в народе; исчезла сановитость священническая, мало людей, пасущих стадо Господне разумно; сбереженное для бедных честолюбцы непрестанно тратили на свои удовольствия и на раздачу подарков». Тогдашний император Валент, по выражению Григория Богослова (похв. сл.), «скрежетал зубами на Церковь , принимая на себя львиный образ, рыкал как лев и для многих был неприступен. Уже первые опыты отважности сего царя, покровителя ариан, были: изгнание, описания имуществ, явные и скрытные советы, принуждения за недостаточностью убеждений; сожжение пресвитеров на море, обагрение бескровной жертвы кровью людей и оскорбление стыдливости дев». В саму Кесарию в 371 году (п. 68), явился арианский епископ, славившийся ученостью – Евиппий; опасались прибытия еще единомысленных с ним епископов из Армении и Киликии. Письменные сношения Василия с друзьями при дворе императора Валента не имели успеха; придворные отвечали только, что надобно благодарить Бога и за то, что состояние Православия еще не хуже. Итак, св. Василий придумал следующие, по словам Григория, весьма спасительные средства: «Сколько мог, углубившись в себя самого и затворившись с Духом, напрягает все силы человеческого разума, перечитывает все глубины Писания, делает возражения еретикам, борется и препирается с ними, отражает их чрезмерную наглость; к одним идет сам, к другим посылает, иных зовет к себе, дает советы, обличает, запрещает, угрожает, укоряет, защищает народы, города, людей частных; тех, которые были под руками, низлагает вблизи разящим оружием, а тех, которые находились вдали, поражает стрелами писем, вообще придумывает все роды спасения и врачует всех». Одним из этих родов спасения было сношение с Западными церквами, которое Василий начал еще в звании пресвитера и которое еще тогда почитал надежным способом уврачевания зла. Незадолго пред тем западные епископы успели низложить сильных защитников арианства, епископов венгерских Валента и Урзация и Авксентия Медиоланского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Иакинф муч. 18 июля. Георгий еписк. 9 в. 21 февр. Собор Пресв. Богородицы. 17 янв. Амафунт, Амафус , в Кипре. Тихон чудотворец, еписк. 5 в. 16 июня. Амида, в Месопотамии на Тигре (Диарбекир). Фенгон и Евкарпий, мучч. ок. 310. 23 янв. Александра, Клавдия и прочие, семь мучч. мри Максимиане. 20 марта. Амис, в Еленопонте , при Черном море, к юго-востоку от Синопа. Флор преп., еп. 6 в. 18 дек. Аморей, Amorium , в Фригии. Феодор Кратер, протосианарий, Константин друнгарий, Астий, и другие 32 мучч. ок. 840. 6 марта. Амфиполь , в Македонии, при Стримоне. Мокий пресв., муч. Византийский при Диоклет. 9 мая. Авкт, Таврион, и Фессалоника мучч. 7 ноября. Аназарв, в Киликии . В нем пострадали при Диоклетиане: Домнина. 12 окт. Марин старец. 18 окт. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий. 5 февр. Анастасиополь в Галатии . Феодор Сикеот, еписк., ум. 613. 22 апр. Андриания, Андриана, в Фракии , при Черном Море. Епафродит, ап. из 70. 8 дек. Анея, не вдалеке от Ефеса. Алвиан еписк. и ученики его, мучч. при Максимиане. 4 мая. Анкара, в Галатии , ныне Ангора. Там пострадали: Филумен, при Аврелиане. 29 ноября. Текуса и другие, семь дев, с Феодотом, ок. 304. 18 мая. Платон, ок. 306. 18 ноября. Климент еп., Агафангел, Христофор и Харитон, ок. 312. 23 января. Ебстафий воин, ок. 316. 28 июля. Евстохий, Гаий, Провий и др., при Максимиане. 23 июня. Иулиан пресв. 13 сент. Василий пресв., при Ликинии 22 марта. Василий Анкирский, муч. Кесарийский 1 янв. Меласипп, Касиния и Антонин, при Иулиане. 7 ноября. Антиной, Антинополь , в Верхнем Египте. Там пострадали: Аскалон, при Диоклетиане. 20 мая. Ираида. 23 сент. Антиохия Писидийская. Харалампий, еп. Магнесийский, Порфирий и Ваптос воины, и другие, мучч. при Септ. Севере. 10 февр. Александр, Алфий, Зосима, Марк, Никон, Неон, Илиодор и 30 воинов, мучч. при Диоклетиане. 28 сент. Марина великомуч., при Диоклет. 17 июля. Георгий еписк., исповедник при Льве Армянине. 19 апр. Антиохия Сирийская . Симеон Нигер, муж апостольский. 4 янв. Евод, из 70 апп., первый еп. 7 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Письмо 64 (68). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому Советуется с Мелетием о том, чтобы Дорофея послать в Рим для приглашения италийских епископов; извещает о прибытии Евиппия и об ожидании других армян. (Писано в 371 г). Хотелось нам удержать пока у себя благоговейнейшего брата, содиакона Дорофея, чтобы, отпустив по окончании дел, известить чрез него твою досточестность в подробности обо всем, что сделано. Поскольку же, отлагая день за днем, промедлили много времени и вместе, как случается в затруднительных обстоятельствах, встретились у нас и некоторые рассуждения о предстоящих делах, то послали мы упомянутого выше Дорофея отыскать вашу святость, и как самому от себя пересказать обо всем, так показать и нашу записку, чтобы ваше совершенство приняли на себя труд привести в исполнение придуманное нами, если окажется оно полезным. А короче сказать, превозмогло у нас то мнение, чтобы сей самый брат наш Дорофей отправился в Рим и побудил некоторых италийских епископов посетить нас, во избежание же препятствий прибыть к нам морем, потому что, как знаем мы, имеющие силу у державного и не хотят, и не в состоянии напомнить ему об изгнанниках, но и в том уже находят выгоду, что не видят в Церквах ничего худшего. Поэтому если и твоему благоразумию намерение сие представится полезным, то соблаговоли и письма написать, и снабдить его запиской, с кем и о чем надобно переговорить ему. А чтобы письма имели некоторую достоверность, для сего, без сомнения, присовокупишь и единомысленных с нами, хотя они и не присутствуют. Здешние дела не приведены еще в ясность, хотя Евиппий и прибыл, но доселе ничего не объявлял. Впрочем, угрожают каким-то стечением своих единомышленников из армянского Тетраполя и из Киликии. Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. - Москва : Сибирская благозвонница, 2008-2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 4). ISBN 978-5-91362-144-3//Том 2. 2009. – 1232 с./Письма. 440-956 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Будучи родом из Антиохии или из её окрестностей, он перебрал много ремесел, – котельщика, горшечника, домоправителя, врача. В свободное время он, как истый грек, развивал свой ум, научился диалектике и богословию. В этом последнем он усовершенствовался благодаря некоторым последователям лукиановой школы, которые еще доживали свой век в епархиях Киликии или среди антиохийского духовенства. Аэтий был остроумным человеком, способным к самым тонким диалектическим хитросплетениям, и мог вести прения целыми днями. На этом поприще он сперва потерпел поражение от одного ворворита, гностика позднейшей генерации (были еще такие). Однако он восстановил свою славу в Александрии в диспуте с одним известным манихеем, Аффонием, которого он довел до такого постыдного замешательства, что тот умер с горя. Он воспользовался своим пребыванием в Александрии, чтобы усовершенствоваться в аристотелевской логике, и, вернувшись в Антиохию, уже не побоялся вступить в диспут с епископом анкирским Василием, который только что завоевал себе славу удачным выступлением против Фотина. Василий также потерпел поражение. Аэтий скоро приобрел репутацию непобедимого. Василий попробовал отомстить ему, возбудив против него кесаря Галла, но епископ Леонтий вмешался в это дело, и Галл вместо того, чтобы переломать Аэтию ноги, как он угрожал ему, допустил ученого в свой интимный кружок; он даже дал ему почетное поручение довершить религиозное воспитание своего брата Юлиана, который начал давать повод к некоторому беспокойству 449 . Юлиан попал в хорошие руки. Мы уже видели, что он брал на прочтение книги у Георгия александрийского. Аэтий способен был посвятить его в чистейшее арианство, самое сухое, – должен бы я сказать, – ибо особенностью Аэтия было излагать еретическое учение в силлогистической форме. Мы можем составить себе понятие об его приемах по маленькому, разделенному на короткие главы сочинению 450 , в котором он защищает свои взгляды. Вот его вступление: «Если нерожденный Бог может сделать рожденное нерожденным, то в силу того, что обе субстанции будут нерожденными, они не будут отличаться одна от другой с точки зрения неподчиненности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Какой резерв?! — перебил Владимир Всеволодович. — Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу! Будем надеяться, что наш материал окажется все же лучше! — В этом можешь не сомневаться. Я действительно успел скупить все самое лучшее, прежде чем появился конкурент. — Тогда я опять подключу всех, кого только смогу. Но для этого тебе нужно расширить круг городов и стран, чтобы обусловить появление новых монет. Что можешь придумать? — Сейчас, погоди! — задумался вслух Василий Иванович. — Можно Никодима — это главный герой повести — отправить еще в Набатею, страну, куда, помня пророчества Мессии, бежали христиане, когда римские войска окружили Иерусалим. Потом — хорошо бы найти город Эдессу. Именно туда царю Авгарю привезли Нерукотворный образ Иисуса Христа. Он висел над городскими воротами с надписью «Христе Боже, всякий уповая на Тебя, не постыдится!» Никодим, опоздавший увидеть живым Христа, придет и туда, чтобы поклониться хотя бы этому образу. Далее — можно денарий Нерона, который начал первое большое гонение на христиан. Я добавлю об этом в повесть небольшой эпизод. Собственно, можно сделать так, что Никодим и погибнет в садах Нерона. Его, завернув в пропитанную жиром медвежью шкуру, привяжут к столбу, причем, поставив под подбородок острое копье, не позволяющее опустить голову, чтобы Нерон мог всласть налюбоваться мучениями своих жертв. И подожгут вместе со свезенными со всех концов Римского мира христианами… — Тебе можно уже докторскую на эту тему писать. Одна беда: защитить у нас ее не дадут! — несмотря на трагизм положения, усмехнулся Владимир Всеволодович и уточнил: Это все? Василий Иванович вспомнил про эпилог с Теофилом и сказал: — Нет! Можно еще дать упоминающиеся в Новом Завете: Эфес, Пергам, Тарс… — Тарс-то тут при чем? Насколько я помню — это столица киликийских пиратов, к тому же, уничтоженных за несколько десятилетий до Христа. — Это родина апостола Павла, — ответил Василий Иванович и, вспомнив про этого апостола, добавил: — Хорошо бы найти еще иудейскую монету времен царя Агриппы. Это время, когда Павел вместе с апостолом Варнавою совершили большое путешествие. К нему вполне мог присоединиться и Никодим…

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

Чрез несколько времени после того созван был еще Собор (п. 224), на котором соседние епископы должны были вступить в общение с Евстафием как православным. Все приглашенные епископы, когда нужно было, с радостью и усердием пришли на Собор. Но тот, для которого и из-за которого созван был Собор, и после вторичного посольства к нему не явился, а прислал только к Василию письмо, в котором ничего не сказано было о постановленных до Собора условиях общения с православными епископами. Посланные, впрочем, извещали, что сообщники Евстафия не дозволили ему идти на Собор. В таких обстоятельствах св. Василий, председатель Собора, пал духом и, пристыженный, не знал, что отвечать спрашивавшим. Впрочем, несмотря на такое горестное окончание Собора, можно было еще думать, что Евстафий не далек от общения с православными и что в настоящем случае удержан был от участия в Соборе только своими учениками. Посему св. Евсевий, епископ Самосатский, еще пытался примирить Евстафия с Василием и при этом вновь предложил Евстафию простые и ясные вопросы о вере. Но ответ был дан не прямой, а двусмысленный, с явным намерением отринуть предложение. Василий, по собственному его уверению, так сильно желал мира, что с удовольствием готов был бы отдать и жизнь свою, только бы угасить пламень ненависти, но из уклончивости ответа Евстафиева увидел, что не может быть твердой надежды на законное общение с таким человеком. Действительно, Евстафий в Киликии для какого-то Геласия вскоре написал такое исповедание веры, какое прилично было бы написать одному разве Арию и самому близкому из учеников его. На соборе в Анкире Евстафий подписал проклятие на догмат единосущия и стал вождем ереси духоборцев (п. 255). Около сего же времени он самому Василию написал письмо, заключавшее в себе прямой отказ от общения с ним потому будто бы, что Василий состоял в переписке с еретиком Аполлинарием и проповедовал новое учение (п. 218), именно – равночестие Святого Духа Отцу и Сыну. Кроме сего, (п. 130), в самые отдаленные страны Евстафий разослал письма, исполненные всякого злоречия и клеветы на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010