Так как науку давно принято называть умственной пищей, то это не будет каким-либо унижением для достоинства науки, если для выяснения высказываемой мысли сравнить её с кушанием, а ученого с поваром, приготовляющим это кушание. Большинство образованных людей знает науку по ученым сочинениям, появляющимся на свет Божий в тщательно отделанном, гармонически обработанном виде; читающей эти сочинения публике остается неизвестной та масса предварительной черновой работы, какую должен был осилить автор прежде, чем прейти к опубликованным им результатам. Ученый оставляет эту работу в стенах своего кабинета, как повар, подающий на стол вкусное блюдо, оставляет на кухне те орудия и продукты, при помощи которых он изготовил его. Поэтому, и не глупый человек, когда у него впервые возникает нужда исследовать какой-нибудь ученый вопрос из области церковной истории, будучи предоставлен самому себе, нередко оказывается в таком же беспомощном положении, как и тот гастроном, который привык к поварскому столу и остался без повара. Церковно-историческая пропедевтика и приходит на помощь этому безвыходному положению: она ведет нас на кухню науки, производит, так сказать, санитарный анализ её продуктов и показывает как нужно ими поль- памятниках (118–139). Следующая глава этого отдела посвящена изучению специальных источников церковной истории – греческой церковной историографии [ Евсевий Кесарийский (132–160), Филосторгий, Исихий и Филипп Сидский (160–161), Сократ (161–165), Созомен (165–168), Феодорит (168–171), Феодор Чтец , Иаков Деокриномен, Василий Киликийский (172), и Евагрий (172)]; – гражданских историкам и хронистам: [Прокопий Кесарийский (173–175), Нинодор и Анниан (176), Иоанн Малала (176–177), пасхальная хроника (177–179), Никифор Константинопольский (179–180), Феофан исповедник (180–181), Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181–182), Генесий (182–183), Иоанн Скилица и Георгий (183), Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184), Никифор Каллист и его церковная история (184)]; и латинской историографии (переводы с греческого языка (185–186), оригинальные труды по церковной истории: Лактанций , Руфин, Орозий, Сульпиций Север; Либерат, Виктор витский, национальные истории (186–188); западные хронисты: Преспер, Идатий, Марцеллин, Виктор тунунский (188–190); труд Иеронима: «de viris illustribus» (190) и Liber pontificalis (190–192).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постоянных жителей было мало. Царил неумолкаемый грохот колес, рев ослов, крики погонщиков. Тут как раз проходила дорога и в Киликию к доходному хозяйству на горе мученика Ореста. Кажется, ввиду хозяйственного конфликта именно здесь, на этом перекрестке, происходили столкновения ведущих обозы людей. Для заоблачного созерцателя Григория это было какое-то столпотворение, подлинное искушение. He пастырство, a полицейский дозор. Он буквально «взвыл» от этого ужаса. И, не колеблясь, решил просто бежать. Он писал об этом искушении: «Я не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтобы драться за кур и мулов, как псы дерутся за кинутый кусок.» Григорий живописно выражается: «Я брошен здесь, как грязный и негодный горшок.» На Востоке и до сих пор, как в царстве глиняной посуды, все дороги и придорожья усеяны черепками битых горшков. «Только враги мои, — пишет Григорий, — могли бы придумать для меня такую судьбу.» Григорий просто без оглядки сбежал «домой,» в родной Назианз, к старому отцу-епископу и помогал ему в епископстве до его смерти (375 г.). После этого Григорий уехал одиноко жить в близкую Селевкию Исаврийскую. Уже по смерти Василия (379 г.) и наступившей de facto свободе, при поглощении Валента фронтовой борьбой с готами, мелетианские епископы (вероятно, и по подсказке Василия Великого) вызвали Григория Богослова и убедили поехать в Константинополь, что и выдвинуло, при смене верховной власти, Григория на место епископа столицы, a затем и председателя II Вселенского собора. Отдельные шероховатости и неудачи в делах Василия не играют большой роли в его главном служении — участии в богословском развитии и наилучшей формулировке догмата Св. Троицы на основе четкого различения «единосущия» и «треипостасности.» Медленно додумывались до этого все «восточные,» как повернувшиеся к никейскому «единосущию,» так и упиравшиеся на «подобосущии.» Василий предпочитал дипломатическую медлительность в сговорах. He по какому-тο лукавству, a по искреннему ощущению, что люди уже едины, единосердечны по вере, a вот чисто теоретического единомыслия еще не приобрели.

http://sedmitza.ru/lib/text/435077/

Из книги Выголов В.П., Удралова Н.В. " В край белых ночей " . Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986. Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному». Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее. Как указывает историк С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России. Хозяйственные постройки В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Вообще Флакит, Стефан и Леонтий совершили в Антиохии столько нечестивых и беззаконных дел, что описание их по обширности предмета требует особенного сочинения, а по великости его напоминает одну печальную песнь авида, ибо и об этих людях надобно сказать: " яко се врази твои возшумеша, и ненавидящие тя воздвигоша главу. На люди твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя твоя, реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево к тому " (Пс.82,4-5). Но будем продолжать свою историю.  Глава 25. О нововведении Евдоксия германикского и о противодействии ему Василия анкирского и Евстафия севастийского Город Германикия, лежащий на границе Каппадокии с Киликиею и Сириею, принадлежит к так называемой евфратской епархии. Предстоятель германикской церкви Евдоксий, узнав о смерти Леонтия, немедленно отправился в Антиохию, захватил епископскую кафедру и начал, подобно дикому вепрю, опустошать этот вертоград Божий. Он уже не скрывал, подобно Леонтию, своего злонравия, но с открытым неистовством восставал против апостольского учения и осмеливавшихся противоречить себе поражал всевозможными бедствиями. В то время в Анкире, митрополии галатийской, кормило правления церковью держал преемник Маркелла, Василий, а в Севастии, главном городе Армении, правил Евстафий. Узнав о противозаконных делах и неистовстве Евдоксия, эти епископы письменно раскрыли его преступления царю Констанцию, который находился еще в западных частях империи и, истребив тиранов, исправлял там произведенные ими беспорядки. Они были любимы царем и, по своей достохвальной жизни, имели перед лицом его особенно великое дерзновение.  Глава 26. О соборе, предположенном в Никее, но собравшемся после в Селевкии исаврийской Узнав об этом, Констанций известил антиохийцев письменно, то не он дал Евдоксию предстоятельство в их церкви, как разглашал это сам Евдоксий, и потому приказывает изгнать сего епископа из города и подвергнуть дела его суду в Никее вифинской, где, по его повелению, имеет быть собор. Назначить местом для собора Никею убедил царских придворных чиновников сам Евдоксий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

Какцикийский народ 276. Калиф, значение этого достоинства 322. Каллиополь, город во Фракии 221, 222. Каломан (Константин), дукс Киликии 238, 318. Калогрея 42, 70. Каматир (Андроник) 232. Каматир (Василий), посол за невестой царя 232. Камень священный 307. Каниклий 203. Каннискерт, крепость в Сирии 23. Кантакузин (Иоанн), участвует в далматской войне 119; единоборствует с Вакхином 120; лишается двух пальцев на руке 122; усмиряет белградян 146, 147. Кантакузин (Мануил), ослепляется 327. Канцелярий, командует итальянским войском 164. Капр, река в Памфилии 3. Кардон, город в Далмации 276. Каспакс (Никифор), судья Вилы 279. Кассиан (Алексей), правитель Селевкии 197; доносит Мануилу о замысле Алексея Протостратора 297. Кастамон – город в Памфилии 12, 14. Кастория – город в Италии 137. Кастор, правитель одного итальянского города 160. Келадий, знаменитый венгерец 10. Келвиан, крепость в Лидии 41. Кельты, у Киннама – германцы 71; отделяются от римского войска под Брундузием 183. Кесария 220. Кесарь Мелиссинский 328. см. Вриен. Никиф. Мелис. Кипр 196, 200, 277. Кипселла 211. Киама, Киев 261. Кладон, смотритель над царскими темницами 258. Кличестлан, султан 225, торжественно принимается в Византии 226, стремится к распространению своих владений 325, притворно вызывается сдать царю занятые им города 326; с тою же целью отправляет к Мануилу посла 333. Кокковасилии – благородные киликийцы, добровольно принимают римское подданство 219, участвуют в войне против гуннов 300. Конрад, германский император 73, невнимательность его к беспорядкам крестоносцев 76, надменность его и движение к Византии 79; он осматривает византийские укрепления 80, пишет царю из Пикридиона 81, требует от царя трирем и угрожает осадою Византии 84, переправляется чрез Геллеспонт и просит проводника 86, терпит поражение от персов 88, возвращается в Византию 93, отправляется морем в Палестину, а оттуда в Фессалонику 94, его смерть 95. Константинополь, его башни и стены 80. Константин Каломан, см. Каломан. Константин Дука доносит Мануилу о замысле Алексея 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деяния представляют дело таким образом. Споры ап. Павла и Варнавы с иудействующими христианами по вопросу об обязательности обрезания для язычников побудили общину антиохийскую для выяснения недоразумений отправить в Иерусалим Павла, Варнаву и некоторых других. Состоявшееся по этому поводу в Иерусалиме торжественное собрание, на котором присутствовали апостолы, пресвитеры и вся церковь иерусалимская, постановило – не возлагать на христиан из язычников никакого бремени, обязав их только „воздерживаться от идоложертвеннаго и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе“. О своем постановлении собрание письменным декретом известило христиан Антиохии, Сирии и Киликии. Рассказывая о том же посещении Иерусалима, ап. Павел говорит лишь о своем совещании с апостолами и о том, что „столпы“ – Иаков, Кифа и Иоанн подали ему и Варнаве руку общения, поручив им благовествовать язычникам, а себе предоставив благовестие иудеям. Но апостол не упоминает ни о торжественном соборе, на котором с согласия всей церкви был окончательно решен вопрос об обязательности закона Моисеева, ни о письменном декрете, который формально освобождал христиан из язычников от соблюдения закона, ни, наконец, о пресвитерах, принимавших деятельное участие на соборе. Если бы действительно происходил в Иерусалиме так называемый апостольский собор, и если бы существовал означенный декрет, то ап. Павел, доказывая в послании к Галатам необязательность Моисеева закона для христиан ссылкою на апостолов, прежде всего сослался бы на авторитетное постановление всей иерусалимской церкви и на письменный документ, устранявший всякие сомнения в перетолковании этого постановления. Раз апостол этого не сделал, то очевидно не было ни собора, ни декрета. Поверхностное сравнение обоих документов действительно способно оставить такое впечатление. Но оно рассеивается при более внимательном изучении дела. Недоразумение происходит главным образом от неправильного понимания основной мысли первых двух глав послания к Галатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Феодор Иоаннович (1557–1605), последний царь из династии Рюриковичей с 1584 г. Феодор Мопсуетский († 428), епископ Мопсуетии в Киликии. Пятым Вселенским Собором в Константинополе в 553 г. осужден как еретик-несторианин. Феодорит Кирский (386 (393?) – 457 (460?)), блаженный, епископ Кирский, представитель Антиохийской школы богословия. Феодосий (Алмазов Константин Захарьевич; 1870 – после 1933), архимандрит. До 1916 г. на учебно-духовной службе. В 1916–1917 гг. военный священник. После 1917 г. служил в церквях Петрограда. Неоднократно арестовывался. С 1927 г. в Соловецком лагере. После отбывания срока заключения на Соловках, выслан в Нарымский край, откуда совершил побег в 1930 г. в Румынию, затем пребывал в одном из монастырей Болгарии. Феодосий (Ващинский Дмитрий Васильевич; 1876–1937), епископ. До 1926 г. служил в Черниговской епархии. В 1926 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. Проживал в Харькове. В 1926 г. арестован, до 1928 г. в ссылке. С 1928 г. епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. С 1929 г. епископ Могилевский. В 1933 г. арестован, до 1937 г. находился в Мариинских лагерях Новосибирской (Кемеровской) области. Расстрелян. Феодосий (Процюк), митрополит. Феодосий (Феодосиев Николай Иванович ; 1864–1942), архиепископ. В 1903 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. С 1907 г. епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии; с 1908 г. епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1918 г. архиепископ. С 1919 г. в эмиграции. С 1922 г. архиепископ Виленский и Лидский Польской Церкви. С 1939 г. на покое. Феофан (Березкин Федор Алексеевич; 1863–1936), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Гжатского, викария Смоленской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, по покаянии вернулся на Гжатскую кафедру. С 1927 г. в ссылке. После окончания ссылки вернулся в Гжатск. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич; 1872–1940), архиепископ. В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1913 г. епископ Полтавский и Переяславский. С 1918 г. архиепископ. В 1919 г. эмигрировал. Член Архиерейского Синода РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В Ливане состоялись мероприятия, посвященные 100-летию геноцида христианского населения в Османской империи 22 июля 2015 г. 14:23 18-19 июля 2015 года в Ливане прошли мероприятия, организованные Киликийским Католикосатом Армянской Апостольской Церкви и посвященные 100-летию геноцида армянского народа и других христианских общин Османской империи. По приглашению Святейшего Католикоса Великого Дома Киликийского Арама I и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятиях приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом . В состав делегации также вошли представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумен Арсений (Соколов) , секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) и клирик Екатеринбургской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко). Делегации других Поместных Православных Церквей возглавили: Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом, митрополит Тирский и Сидонский Илия (Антиохийская Православная Церковь) и митрополит Дидимотикский Дамаскин (Элладская Православная Церковь). В мероприятиях также приняли участие Главы Древневосточных и Восточнокатолических Церквей: Святейший Патриарх Коптский Феодор II; Святейший Патриарх Эфиопский Абуна Матфей; Святейший Католикос Востока Митрополит Маланкарский Василий Мар Фома Павел II; Маронитский Патриарх кардинал Бешара Бутрос ар-Раи; Сиро-католический Патриарх Игнатий Иосиф III Юнан, представители Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апостольской Церкви, Сиро-Яковитской Церкви, Римско-Католической Церкви, Англиканского сообщества и международных христианских организаций, в том числе председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и генеральный секретарь Всемирного совета церквей О.Ф. Твейт. 18 июля в городе Библос состоялось торжественное открытие музея геноцида, экспозиция которого посвящена трагическому исходу армянского населения с территории Малой Азии и последующей истории армянской общины в диаспоре.

http://patriarchia.ru/db/text/4170304.ht...

37 Рахмане – брахманы, брамины – жители легендарной, утопической страны блаженных людей, живущих на земле без городов, без войн, болезней и распрей; рассказы ο рахманах читаются в древнерусском Хронографе, «Александрии», особенно подробно – в апокрифическом «Хождении Зосимы κ рахманам». Именно в «Хождении Зосимы...» рассказывается ο непроходимом пути κ рахманам и ο великих горах около их земли (там небо смыкается с землей). 38 ...в Прилоз... исцлениа многа Быша. – Здесь Василий приводит ряд аргументов существования земного рая, равно извлекая их из памятников как канонической, так и апокрифической литературы. ...в Прилоз – в Прологе; так называлась книга, содержащая сокращенные жития святых, поучения, сказания ο праздниках, расположенные по дням года. Ο Енохе – ветхозаветном патриархе, который живым был взят на небо (существует апокрифическая «Книга Еноха»), – в Прологе рассказывается под 8 ноября; ο Илье и Агапии – в апокрифическом «Хождении Агапия в рай»; ο Макарии – в апокрифическом «Слове ο Макарии Римском»; ο Ефросине, принесшем яблоки из рая, исцелившие многих, – под 11 сентября (ср. русскую народную сказку ο молодильных яблоках). 40 Иоанн Златоустый (Златоуст) – один из виднейших идеологов восточно-христианской церкви. Β 398–404 гг. был константинопольским патриархом, умер в 407 г., находясь в ссылке в Киликии. Был причислен церковью κ лику святых. Β 438 г. его мощи были перенесены в Константинополь. 41 ...Патрекй глаголеть... – Патрикий Прусский, ирландский монах (IV в.), якобы видевший место, где начинается ад – тартар («Слово Патрикия Прусского» читается в Прологе под 19 мая). 42 ...на Дышучемь мори... – Так назывались в средневековой Руси северные моря – Белое море и Северный Ледовитый океан, куда новгородцам приходилось плавать на промысел морского зверя. 43 ...рка молненая... и пакы исходить З-жды днемь. – Послание Василия конкретизирует средневековые легенды ο рае и аде. Ср. апокрифическое «Слово ο всей твари»: «...за акияном же есть земля, на ней же рай и муки. Посреде же земля, на ней же тоя пропасть глубока... течеть рка...» (Тихонравов Н. С. Памятники отречеиной русской литературы, т. II, М., 1863, с. 350); молненая – в других списках «смоляная», «огненная»; в списке начала XVII в. (РНБ, собр. ОЛДП, 0. 252) есть дополнение: «И от неи ключи горячие воды выходили по мстом» (л. 117). Сказания ο реке на море встречаются также и в древнеирландских описаниях путешествий (XII в.). Возможно, в этих преданиях отразилось средневековое объяснение сушествования на европейском севере теплого течения Гольфстрим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю. В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича. Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Прилуцки...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010