Греческий оригинал этого труда не сохранился; дошел лишь существенно сокращенный и отредактированный сирийский перевод–компиляция, сделанный во второй половине 6 в. безвестным монахом–монофизитом из сирийского г. Амида (в Четвертой Армении), к коему применяется имя Псевдо–Захария 85 . В первой половине 6 в. выступают три церковных историка, труды которых утрачены: Феодор Чтец , Иоанн Диакриномен и Василий Киликийский. Их имена дошли благодаря «Библиотеке» Фотия. Феодор Чтец (по–гречески – Анагност), живший при Юстине или Юстиниане, происходил из Пафлагонии и был чтецом в Константинополе (в Великой церкви). Он написал по чьей–то просьбе компилятивный «Свод церковной истории» (κλογ κ τν κκλησιαστικν στοριν) в 3–х книгах. Из этого свода было сделано сокращение, сохранившееся в оксфордском Codex Baroccianus. Из этого сокращения видно, что последняя выдержка взята из 7 книги Сократа 86 . Труд Феодора известен на Западе под именем Historia Tripartita, поскольку составлен именно на основании трех источников. Инкорпорированные латинской письменностью, эпитомы Феодора Чтеца стали для западного мира одним из базовых источников знаний о Восточной Церкви и Византийской империи. Первая половина компиляции Феодора заслуживает сравнительно большего внимания. Он начинает изложение событий с двадцатого года правления Константина и доходит до вступления на престол Юлиана Отступника, стараясь дать целостное непрерывное повествование, для чего объединяет несколько разрозненных сказаний. Вторая половина компиляции охватывает историю Церкви от времени Юлиана до 439 г. и представляет собой конспект труда Созомена. Не дошло до нас в целом виде еще одно произведение Феодора Чтеца – самостоятельная церковная история в 2–х книгах (которой он собирался продолжить труды Сократа и Созомена) от конца правления Феодосия Младшего до восшествия на престол Юстина I 87 . О двух других авторах известно только от Фотия. Последователь северианской ереси Иоанн Диакриномен, которого Фотий отождествляет с Иоанном Эгейским, писал, согласно тому же Фотию, историю от Феодора Мопсуэстийского до императора Зенона (429–518 гг.). Василий Киликийский был, по Фотию, «хитрым несторианином», но в историографии полагают, что на деле он был просто представителем антиохийской богословской школы. Василию принадлежала также апология против Иоанна Скифопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасхазин и Луценций, досточтимейшие епископы, и Бонифаций, благочестивейший пресвитер, которые занимали место святейшего и досточтимейшего архиепископа древнего Рима, Льва; Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима; Диоскор, досточтимейший архиепископ великого города Александрии и прочие святейшие и благоговейнейшие епископы, а именно: Максим антиохийский, в Сирии; – Ювеналий иерусалимский; Квинтилл ираклейский, в Македонии, занимавший место Анастасия, епископа фессалоникского; Фалассий кесарийский, в Каппадокии; – Стефан ефесский; Лукиан бизийский, занимавший место Кириака, епископа ираклейского, во Фракии; Евсевий анкирский, в Галатии; – Диоген кизический; Елевферий халкидонский; – Петр коринфский; Василий селевкийский , в Исаврии; – Флоренций сардский (в Лидии); Амфилохий сидский (в Памфилии); – Евномий никомидийский; Феодор тарсский (в Киликии); Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, епископа никейского; Юлиан косский, занимавший также место апостольского престола древнего Рима, Льва; Мелетий ларисский, занимавший место Домна, епископа апамейского, в Сирии; Константин бострский (в Аравии); Кир аназарбский (во второй Киликии); Фотий тирский (в приморской Финикии); – Феодор дамаскский; Стефан иеропольский (в первой Сирии); Нонн 7 едесский (в первой Сирии); Симеон амидский (в Месопотамии); Епифаний епископ, занимавший место Олимпия, епископа константийского (в Кипре); Иоанн севастийский (в первой Армении); – Селевк амасийский; Константин мелитенский (в Армении); Патрикий тианский (во второй Каппадокии); Петр гангрский (во второй Галатии); Апрагмоний тийский, занимавший место Калогира, епископа клавдиопольского (в области Понтийской); Атарбий трапезунтский, занимавший место Дорофея, епископа неокесарийского; Фотин архидиакон, занимавший место Феоктиста, епископа пессинунтского (во второй Галатии); Роман мирский (в Ликии); – Критониан афродисийский, в Карии; Нунехий лаодикийский, в (спокойной) Фригии; Мариан 8 синнадский (в спокойной Фригии);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Петр коринфский. Никэй 304 мегарский. Иоанн мессинский. Офелим гефский. Афанасий опонтунский. Ириник навпактский. Домн платэонский. Онисим алгузский. Магнус диакон. Области Сирии первой 9 епископов: Максим антиохийский. Максимин. Макарий лаодикийский, чрез Евсевия, пресвитера антиохийского. Феоктист вирийский 305 . Геронтий силевкийский. Ромул халкидонский. Петр гавалский. Мара оносатский. Сава палтский. Ураний гавалонийский. Области Сирии второй 6 епископов: Домн апамейский, чрез Меллита ларисского. Области Киликии первой 8 епископов: Феодор тарсский. Матрониан помпейопольский, чрез митрополита Феодора. Александр севастийский. Филипп аданский. Ипатий зефирский. Феодор августский. Хризипп маллатский. Салюстин коррикутский, чрез Филиппа аданского. Области Киликии второй 19 епископов: Кирилл аназарвский. Полихроний епифанийский. Иогам 306 флавсадский. Индим иренупольский. Юлиан роксутский. Безиан мопсуестский, чрез Софрония, епископа исаврийского. Василий селевкийский . Феодор клавдиопольский. Юлиан келендоротский. Иогам 307 диокесарийский. Даниил анагностский. Епифаний кетесторойский. Мампрей титипольский. Акакий антиохийский. Леа-мандит, чрез папу диакона. Аммоний латапский. Арлиан селинунтонский, чрез иподиакона Павла. Наталис филадельфийский. Тиранн германикский. Области Финикии 13 епископов: Фотий тирский. Дамиан сидонский. Павел птолемаидский. Олимпий арадупольский. Павел порфиритский. Фома понеадский. Петр вивлутский, чрез Фотия пуреунтского. Евстатий перифропольский. Феодор трипольский. Ираклий аркский. Александр анапарадский. Порфирий вотриопольский, чрез диакона Селоссея. Фосфор стросиадский. Области Финикии ливанской 7 епископов: Феодор дамаскский. Ураний емисийский. Иосиф илиопольский. Фома евтреопольский. Валерий лаодикийский. Евстафий филесарацинский 308 . Иордан аравский. Области Аравии 15 епископов: Константин востронский. Евлампий филадельфийский. Прокл адраонский. Феодор канофазийский. Ормизда филиппопольский. Флакк героазотский, чрез Констанция бофлотрострейского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

По практике IV в., если епархиальный собор расходился во мнениях, то митрополит епархии приглашал на собор еще нескольких епископов из соседней епархии, и такой собор решал дело (Antioch. с. 14). В V в. такие спорные дела восходили к «ексарху» антиохийскому и решались им на σνοδος νδημοσα, на который созывались епископы из различных епархий. Кир лежал всего в двух днях пути от Антиохии. Прямолинейное расстояние от Кира до Иераполя=60,1 римских миль, от Кира до Антиохии=64.9 р. миль. Если около Антиохии очертить на карте круг с радиусом в 64.9 m. pass., то в этой периферии окажутся а) города Сирии I, кроме Палта; б) город Малл в Киликии I; но он лежит по ту сторону иссского залива; в) города Киликии II: Эги (по ту сторону залива), Епифания, Александрия и Рос (все за перевалом mètres над уровнем моря] через Аман), г) город Кир в Евфратисии, д) города Апамия (митрополия) и Селевковил в Сирии II. Итого 8 (а по эту сторону залива 6) городов из «соседних епархий» были особенно близки к Антиохии. Таким образом, епископа кирского могли чаще, чем многих других, приглашать на σνοδος νδημοσα для решения дел высшей важности (напр. δοκιμασα и утверждение избраний на митрополии) и сложности, и для архиепископа антиохийского было важно иметь ближайшим в Евфратисии соседом человека с ясным умом и твердой волей. И Феодорит делается почти постоянным присутствующим на антиохийских соборах. Его приглашают даже обременительно часто. «Ни при блаженнейшем и во святых Феодоте, ни при блаженной памяти Иоанне, ни при святейшем епископ господине Домне, не приходил я в Антиохию по собственному почину (κων), но меня звали по пяти, по шести раз, и я едва повиновался, и то потому, что церковный канон подвергает епископа ответственности за ослушание в подобных случаях» (ер. 81). Если исключить смутное время 431–435 гг., то останутся след., известные исторические соборы в Антиохии: α) в ноябре – декабре 430 (7 епископов); отправлено Несторию братское приглашение оставить полемику против слова Θεοτκος.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

IV. Св. Афанасий Александрийский : а) «Созывать первый (собор) побудили арианская ересь и празднование Пасхи; потому что христиане в Сири, Киликии, Месопотамии разногласили с нами и совершали Пасху в то же время, в какое совершают иудеи. Но благодарение Господу. Как о вере, так и св. празднике утвердилось согласие» (т. III, стр. 278). «Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве и совершали Пасху с иудеями» (т. III, стр. 96). б) «Одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, непозволительно; а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется» (Посл. к Аммуну; Полн. Кормч. Пр. Св. О. стр. 115). V. Св. Василий Великий : а) «Потребна великая тщательность и многопопечительность, чтобы церквам оказать какое-нибудь благодеяние. Благодеянием же будет соединение доселе разделенного; и соединение воспоследует, если согласимся снизойти к немощным в том, что не повредит нашим душам. Итак, поскольку многие уста отверзаются против Духа Святого, и многие языки изощряются в хуле на Него; то прошу Вас, ограничьте хулящих, сколько можно вам, меньшим числом, и кто не называет Духа Святого тварью, тех приимите в общение, чтобы остались одни хулители, и они, или устыдясь, возвратились к истине, или, оставаясь в грехе, по малочисленности своей утратили вероятие и других. Мы ничего больше не требуем, а предлагаем только желающим единения с нами братиям никейскую веру; и, если соглашаются на оную то требуем еще не именовать тварию Духа Святого, и не иметь общения с именующими. Кроме же сего согласен я ничего не требовать (т. VI, стр. 235, изд. 1892 г.). б) В первом каноническом правиле, рассуждая о способах принятия в церковь еретиков и раскольников, говорит, что в сем случае «подобает последовати обычаю каждой страны» (Полн. Кормч. 148 стр. пр. Св. О. О.). VI. Св. Григорий Богослов : «Но вас (духоборов) затрудняют слоги, останавливает одно речение, и оно делается для вас камнем претыкания и камнем соблазна, чем для некоторых был и Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

В следующем (373) году для Армянской Церкви 199 снова вызвали Василия в Никополь. Это путешествие должно было решить и его отношения к Евстафию. На Соборе Никопольском составлено было исповедание веры, которое должен был подписать Евстафий. Оно содержало в себе, кроме Символа Никейского, дополнительное определение учения церковного о Духе Святом, и прямое осуждение лжеучений Маркелла и Савеллия 200 . Василий сам принял на себя труд передать его Евстафию для подписания. Евстафий подписал. После того назначено было место и время для нового Собора, на который должен был прийти Евстафий для утверждения взаимного мира со всеми прочими епископами. Но Евстафий не являлся; а сообщники его прямо обвиняли Василия, будто он проповедует новую веру, и ни за что не соглашались допустить своего епископа до общения с ним. Его сторону принял ещё епископ Каставальский Феофил. Василий со стыдом должен был распустить собрание 201 ; впрочем, он не терял надежды удержать Евстафия в общении с Церковью, – полагая, что его отчуждение более зависит от учеников его, нежели от него самого, – и готов был пожертвовать своею жизнью, чтобы только потушить пламень вражды. Но если Василий желал мира, то мира истинного: потому он не был доволен уклончивым ответом Евстафия, присланным к нему чрез Евсевия Самосатскаго. «Если ты, – отвечал Василий на ходатайство Евсевия, – пришлёшь мне прямые ответы (Евстафия) на предложенные вопросы (о Символе Никейском, о Духе Святом): то я виноват во всём; я принимаю на себя вину всего. Тогда требуй от меня доказательств смирения. Если же этого не будет, то прости мне, боголюбезнейший отец, я не могу в лицемерии приступать к жертвеннику Божию» 202 . Недолго ожидали прежние друзья Евстафия, чем он покажет себя. Вскоре он удалился в Киликию, где господствовало арианство, и там издал символ, – как говорит Св. Василий, – достойный только Ария, или единомысленного с ним ученика Ариева 203 . Между тем, желая показать своим новым единомышленникам, что между им и Василием уже не может быть сближения, послал в Кесарию своего хорепископа с письмом о разрыве общения 204 . Причиной сего отделения от Василия Евстафий выставлял, будто Василий находится в общении с еретиком Аполлинарием, и приводил в доказательство письмо Васильево к Аполлинарию, писанное назад тому лет двадцать) ещё мирянином к мирянину. Сверх сего обвинял Василия в том, будто он проповедует новое учение о Духе Святом, когда исповедует Его равночестным Отцу и Сыну 205 . Не довольствуясь сим, Евстафий не только в Каппадокии, но и по всему Понту, Галатии, Вифинии, даже до Геллеспонта распространял враждебные письма, в которых обвинял Василия в таких пороках, каких чужда была его святая душа 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В следующем (373) году дела Армянской Церкви 198 снова вызвали Василия в Никополь. Это путешествие должно было решить и его отношения к Евстафию. На Соборе Никопольском составлено было исповедание Веры, которое должен был подписать Евстафий. Оно содержало в себе, кроме Символа Никейского, дополнительное определение учения Церковного о Духе Святом, и прямое осуждение лжеучения Маркелла и Савеллия 199 . Василий сам принял на себя труд передать его Евстафию для подписания. Евтсафий подписал. После того назначено было место и время для нового Собора, на который должен был прийти Евстафий для утверждения взаимного мира со всеми прочими Епископами. Но Евстафий не являлся; а сообщники его прямо обвиняли Василия, будто он проповедует новую Веру, и ни за что не соглашались допустить своего Епископа до общения с ним. Его сторону принял еще Епископ Каставальский Феофил. Василий со стыдом должен был распустить собрание 200 ; впрочем он не терял надежды удержать Евстафия в общении с Церковью, – полагая, что его отчуждение более зависит от учеников его, нежели от него самого, – и готов был пожертвовать своею жизнью, чтобы только потушить пламень вражды. Но если Василий желал мира, то мира истинного: потому он не был доволен уклончивым ответом Евстафия, присланным к нему чрез Евсевия Самосатского. «Если ты, – отвечал Василий на ходатайство Евсевия, – пришлешь мне прямые ответы (Евстафия) на предложенные вопросы (о Символе Никейском. О Духе Святом): то я виноват во всем; я принимаю на себя вину всего. Тогда требуй от меня доказательств смирения. Если же этого не будет, то прости мне, боголюбезнейший Отец, я не могу в лицемерии приступать к жертвеннику Божию 201 ». Не долго ожидали прежние друзья Евстафия, чем он покажет себя. Вскоре он удалился в Киликию, где господствовало арианство, и там издал символ, – как говорит Св. Василий, – достойный только Ария или единомысленного с ним ученика Ариева 202 . Между тем, желая показать своим новым единомысленникам, что между им и Василием уже не может быть сближения, послал в Кесари своего хорепископа с письмом о разрыве общения 203 . Причиною своего отделения от Василия Евстафий выставлял, будто Василий находится в общении с еретиком Аполлинарием, и проводил в доказательство письмо василиево в Аполлинарию, писанное назад тому лет двадцать, еще мирянином к мирянину. Сверх сего обвинял Василия в том, будто он проповедует новое учение о Духе Святом, когда исповедует Его равночестным Отцу и Сыну 204 . Не довольствуясь сим, Евстафий не только в Каппадокии, но и по всему Понту, Галатии, Вифинии, даже до Геллеспонта распространял враждебные письма, в которых обвинял Василия в таких пороках, каких чужда была его святая душа 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Предлогом для разрыва послужило письмо Василия к Аполлинарию, написанное за двадцать лет перед тем, в котором и речи не было о догматах 613 . Василий и Аполлинарий в момент этой переписки были еще мирянами. Но это для Евстафия было безразлично: Василий писал Аполлинарию, – следовательно, он аполлинарианин и еретик. Другое письмо, получившее широкую огласку по всей Малой Азии, обличало Василия в интригах, рисуя в самом мрачном виде ту роль, какую он играл в деле подписи. Таким образом началась прискорбная распря, в продолжение которой Василий и Евстафий взводили друг на друга самые горькие обвинения. Василий вследствие своих отношений к Аполлинарию был обвинен в савеллианстве; даже появился в обращении подписанный именем Василия документ, где православие его в этом отношении представлялось в соблазнительном виде. В свою очередь Василий подогревал старую историю об отношениях Евстафия к Арию и рассказывал, что он был учителем Аэтия, как будто можно было делать Евстафия ответственным за своих учителей или учеников. Арианская партия воспользовалась этой распрей. С самого начала Евстафий нашел среди киликийского епископата подозрительную поддержку. В следующем (374 году) епископ самосатский Евсевий, друг и советник Василия, был сослан во Фракию. Вскоре после этого викарий Понта, некий Демосфен, который имел основание не любить Василия 614 , предпринял поход против православных церквей в Каппадокии и Малой Азии. В конце года в Галатии состоялся собор епископов официальной партии под руководством Евиппия, влиятельного члена на соборе 360 г. Епископ Парнасса·Ипсий, оказавшийся первым на пути, был низложен и замещен надежным человеком, Екдикием. Епископ нисский Григорий, брат Василия, по обвинению частного лица был вытребован на суд под конвоем, но бежал во время пути. Демосфен переправился затем в Кесарию, где заставил включить клириков в курию; оттуда он проследовал в Севастию и поступил таким же образом с теми, кто стоял за Василия против Евстафия. Наконец, он собрал в Ниссе собор епископов из Галатии и Понта, который низложил Григория и нашел ему заместителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий воспротивился этому притязанию. Отсюда произошел раздор; кесарийский епископ защищался, как мог, а именно учреждая новые епископские кафедры. Назианз остался верен ему; в Ниссе, маленьком местечке, на запад от Кесарии, Василий водворил своего брата Григория; на юге он хотел иметь епископа в Сасиме, на пути в Киликию, и принудил своего друга Григория принять это звание. Кесарийская церковь имела в Тавре значительные владения, и тамошние продукты натурой должны были проходить через новую провинцию, чтобы достигать Кесарии. Анфим перехватывал эти обозы. Несмотря на заявления Григория, что он не желает вмешиваться в это дело и воевать с Анфимом, чтобы защищать кур и мулов Василия, епископ кесарийский настоял на своем и рукоположил упрямого друга. Но он не мог убедить его исполнять епископские обязанности в Сасиме. Григорий никогда не совершал там богослужения и не посвятил там ни единого клирика. Сасим внушал ему отвращение. Местоположение его было печальное: несколько домиков вокруг почтовой станции; ни воды, ни зелени, одна пыль да непрестанный шум возов 596 . Его население – бродяги, иноземцы, палачи со своими жертвами, стоны которых раздавались вместе с лязгом цепей. Из-за этого злосчастного епископства в Сасиме Григорию было суждено пережить много неприятностей. Что же касается Василия, то он сначала встретил неприятные противодействия со стороны каппадокийских епископов, но, в конце концов, он вышел из этой борьбы победителем. В Кесарии его положение было весьма влиятельно. Оно еще более усилилось, когда он одарил этот большой город громадными благотворительными учреждениями, здания которых образовали в предместьях как бы новый город; его называли «Василиадой». Император Валент помог ему в их сооружении, уступив ему казенные земли. Василий оставался в весьма хороших отношениях с Евстафием, епископом севастийским. Евстафий также основал возле своего епископского города нечто вроде обширного госпиталя, который и послужил образцом для Василиады кесарийской. В начале своего епископского служения он поручил управление этим госпиталем некоему Аэрию 597 , своему сотоварищу по аскетической жизни, который, как говорят, злобствовал на Естафия за то, что тот был предпочтен ему при избрании на епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . Такой конец имели для римлян эти итальянские войны. Но и прежде еще, когда они продолжались в Италии, царь сильно озабочивался возникавшими уже тогда беспокойствами в Азии, а теперь всецело предался этим заботам. Персидский султан овладел подвластными римлянам городами Пунурой и Сивилой; Тероз, о котором было уже упомянуто, отнял у римлян весьма много городов в Киликии; а персидский филарх Ягупасан 165 , правитель Каппадокии, делал набеги на два понтийских города – Инеон и Павраю. В таких обстоятельствах царь посылает к султану Алексея Гифарда и упомянутые города возвращает; Ягупасана заставляет прекратить набеги на римские границы и пристать к себе, а в Киликию решается сделать поход сам. В это время в Византии случилось следующее: был один из левитов 166 , которых мы называем диаконами, по имени Василий. Он, по возложенной на него обязанности объясняя народу слово Божие на различных службах, позволял себе в этих беседах намеками и прикровенно бесчестить и других, кто хотя немного был с ним не в ладу, и в том числе Михаила 167  и Никифора, по прозванию Василакий, из которых первый в то время был преподавателем риторики и в храме Софии объяснял священные евангельские изречения 168 , а последний славился ученостью, писал хорошие сочинения и весьма искусно также обработал многое по части риторики. Эти люди огорчались такими поступками и считали делом важным, что, достигнув столь великой мудрости, были осмеиваемы тем человеком и через то как для многих других, так и для самих себя сделались виновниками невыносимых бедствий. Однажды Василий совершал свое обычное служение в храме апостола Иоанна Богослова 169 в предместье города; пришли туда послушать и они, но послушать слухом лукавым и неприязненным. Объясняя, думаю, какое-нибудь отделение Евангелия, Василий сказал, что один и тот же Сын Божий и бывает жертвою, и вместе с Отцом приемлет жертву. Они тотчас схватили эти слова и, идя дорогой, осмеивали их со всех сторон, говоря, что если принести жертву – значит одно, а принять ее – другое, то Василий вводит две ипостаси. К этому мнению присоединились и другие, по учености люди известные, и даже Сотирих 170 , по прозванию Пантевгенос, муж в то время превосходивший других и мудростью, и силою слова и уже избранный на антиохийский престол, только еще не получивший рукоположения 171 . Этот Сотирих пристал к их мнению не только языком и устами, но и написал прекрасную речь, имевшую что-то чрезвычайно сходное с Платоновыми разговорами, только в речи этой наговорил много и нелепостей; так что, когда царь разобрал их спор, и сам писатель лишен был престола, и подверг тому же всех своих соучастников. Василий же, напротив, снова получил свое достоинство, которого было лишился, хотя впоследствии, обличенный, как говорили, в неправославии, опять потерял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010