Но и в монашеской жизни далеко не всегда святой Анне удавалось достигнуть покоя. Когда в Тверь пришел другой ее сын, Василий, началась расправа над старыми соратниками мужа, а затем и литовская интервенция на помощь людям покойного Михаила Тверского. Василий уговорил мать бежать с ним в Кашин, где выстроил монастырь специально для Анны. Здесь-то 2 октября 1368 года пожилая инокиня мирно почила в Боге. Покорная воле Создателя, кроткая и смиренная, стойко переносившая испытания женщина, верная супруга и любящая мать, княгиня до конца своих дней безропотно несла тяжелую долю. Согласно преданию, на смертном одре святая Анна напутствовала сына Василия и его бояр вести жизнь по вере и быть милосердными к людям. Скорби за гробом Хотя Анна Кашинская и прославлена в лике благоверных, наблюдая за ее жизнью и событиями вокруг нее после успения, хочется наградить святую княгиню венцом мученичества. Перенесшая тяжелые испытания при жизни, потеряв супруга и детей, постоянно пребывая под угрозой гибели либо от природных катаклизмов, либо от врагов тверской земли, Анна и после смерти не переставала быть объектом нападок. В Кашине существовал храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где, по сложившейся традиции, и похоронили княгиню-инокиню. К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой. Но ненадолго. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте

http://pravoslavie.ru/133054.html

Матушка моя, Евдокия Николаевна, была одна из дочерей Николая Григорьевича Мощанского, который был священником в селе Храневе Старицкого уезда. Николай Григорьевич получил воспитание в Троицкой семинарии, что в Лавре преподобного Сергия. Как попал он в Троицкую семинарию неизвестно, но матушка моя рассказывала, что он всегда с любовью и восторгом упоминал о Лавре преподобного Сергия и твердил детям своим: «сходите, сходите, помолитесь там, поклонитесь угоднику Божию – и посмотрите, где отец ваш учился». В Троицкой семинарии он жил вместе с Михаилом Смирновым, впоследствии Мефодием, Архиепископом Тверским и Кашинским, и будучи старшим по возрасту и, кажется, по званию, посылал на побегушки «Мишку». Раз был такой случай, что Николай Григорьевич послал Мишу в Петров пост воровать лук с гряд у соседних мещанок, и посланный отлично исполнил свое поручение. Когда Михаил Смирнов сделался Архиепископом Тверским и Кашинским, с именем Мефодия, и приехал в Тверь, он спросил: нет ли в епархии из обучавшихся в Троицкой семинарии? Ему указали на деда моего Николая Мощанского, священника села Хранева. Сейчас полетел в Хранево консисторский пристав с требованием, чтобы дед мой немедленно явился на лицо к самому Преосвященному. Замерло сердце и у деда, и особенно у бабушки нашей. Появление пристава и притом с таким грозным требованием, особенно в то время, могло озадачить хоть какого смельчака. Дедушка в зимнее время сумерничал на печке – и вдруг, как гром, раздается: «пристав с требованием ко владыке». Бабушка тотчас заревела и стала класть земные поклоны; у дедушки руки и ноги дрожали, но он не падал духом, а только недоумевал, что бы это все значило. Пристав торопил, указывая на то, что строго-настрого наказано как можно скорее привезти дедушку. Дедушка собрался с разными молитвами; бабушка отпускала его, как на смерть. Прибыли в Тверь. Дедушка сунулся к кому-то из консисторских, но те отвечали, что не знают зачем и почему его спрашивают, а только слышали, что Владыка сказал: «Как только явится Мощанский, сейчас ко мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

2) Высокопреосвященный Гавриил, Архиепископ Тверской и Кашинский (в мире Василий Феодорович Розанов). Сначала ученик Костромской семинарии, а с 1798 года воспитанник Лаврской семинарии, потом учитель Костромской семинарии и, по принятии монашества, ректор разных семинарий, Архимандрит, Епископ Орловский, Архиепископ Екатеринославский и, наконец, Тверской и Кашинский, после управления Тверской паствой скончавшийся на покое. После него остались в печати сначала: 1) Поучительные слова в разные времена и в разных местах проповеданные, в двух частях. Москва. 1818 года; потом 2) Сочинения Гавриила, Архиепископа Тверского и Кашинского, в двух частях, из которых в первой заключаются его поучительные слова, а во второй исторические повествования. Москва. 1854 года. 3) Высокопреосвященный Афанасий, Архиепископ Казанский и Свияжский (в мире Андрей Соколов). Урожденец города Буя, сын причетника; он по окончании курса в Костромской семинарии, отправлен был в С. Петербургскую духовную академию я, по окончании в ней курса и принятии монашества, инспектор и ректор разных семинарий, потом Епископ Енисейский и наконец Архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался в Казани, где и погребен, оплаканный своею паствою. 4) Высокопреосвященный Антоний, Архиепископ Владимирский и Суздальский. Последним местом его служения, пред возложением на него святительского сана, был Новгород, где он был ректором семинарии. Отсюда в 1852 году, хиротонисован в Епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. Ныне Архиепископ Владимирский и Суздальский. 5) Преосвященный Евгений, Епископ Симбирский и Сызранский (в мире Макарий Сахаров-Платонов). По окончании курса в Костромской семинарии первым студентом и потом, в 1838 году, в Московской духовной академии первым магистром XI курса, он, 29 августа 1838 года, пострижен в монашество. Сначала бакалавр герминевтики и библейской археологии, потом, (в 1841 г.) патристики; с 28 сентября 1842 года инспектор академии; в 1847 году (с 14 марта) ректор Вифанской, в 1849 году (в декабре) Московской семинарии; с 31 августа 1853 года ректор Московской духовной академии, 6 октября 1857 года хиротонисован в Епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. В октябре 1858 года переведен на епископскую кафедру Симбирской епархии, которою управляет и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На осень, по выходе неприятелей, и Михаил Александрович явился с сильной ратью на выручку к своим усердным подданным; он так ловко повел свои дела, что немедленно захватил в плен жену своего недруга, Иеремии, и бояр Князя Кашинского, и двинулся в Кашину. Князь Кашинский, не имея при себе Московских войск, не осмелился вступить в битву с Михаилом, и, отправил к нему на встречу Епископа Василия и своих послов с просьбой о мире. Михаил, твердый в защите своих прав, но благосердный и милостивый к врагам, просящим о помиловании, с честью принял посольство и объявил согласие на заключение мира. По свидетельству летописи, вельможи и народ, измученные войнами, с радостью приняли весть о вожделенном мире и превозносили похвалами доброго Князя, отложившего праведную месть; противники же Михайловы друг за другом спешили явиться к нему. И первый пришел Иеремия Константинович, которого Михаил принял с честью и любовью, и заключив мир, возвратил ему супругу; потом на зиму около Крещенья, прибыл и Василий Михайлович Кашинский, и также принятый ласково, заключил мир при посредстве Епископа Василия. Помирившись с домашними врагами, Михаил, щадя своих подданных, и вообще не любя войны без крайней необходимости, взял мир и с Князем Московским. Михаил мирился искренно, но не так смотрели на это примирение враги, Михайловы, особенно в Москве; им только хотелось выиграть время, и дождаться, когда выйдут из его владения союзные войска Литовские; в думе Московского Двора не было мира для Михаила; там смотрели на Тверского Князя, как на соседа мужественного и сильного и, следовательно, на опасного; для Москвы нужна была покорность и зависимость, а не взаимный мир с Государем самостоятельным и твердым. А посему, в след за миром, начались козни Москвитян и старание поссорить Михаила с другими Князьями Тверской стороны; скорее других подался на Московскую сторону Князь Иеремия Константинович; он в тот же год сложил крестное целование к Михаилу и удалился в Москву, где его приняли с видом покровительства и повели дело самым бесчестным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

Эта война с первого взгляда кажется довольно странной: две значительные рати, под предводительством самих Государей, сошлись только для того, чтобы посмотреть друг на друга и разошлись, почти не попробовав своего оружия; но с обеих сторон цель была достигнута. Ольгерд, приходивший, собственно, на помощь к Михаилу, успел заключить с Московским Князем перемирие, по которому родовые Михайловы владения были признаны неприкосновенными; а Московский Князь, по этому же миру, получил право требовать от Михаила возвращения его недавних завоеваний в Великом Княжении Владимирском. Таким образом, эта война почти без кровопролития остановила ужасное кровопролитие, которое непременно должно бы было последовать при возвращении Москвичами недавних завоеваний Михаила; ибо Московский Князь не мог отступиться от прежних своих владений; он уже, как видно из договорной грамоты с Ольгердом, отправил посольство в Орду, 14 дабы Хан рассудил его с Михаилом, и этот суд, может быть, кончился бы присылкою Татарских полков на помощь Москвичам, и тогда бы .кровопролитию и опустошениям не было меры. Но хотя, по договору с Ольгердом, споры между Михаилом и Московским Князем получили способ разрешиться мирным путем посредством переговоров, однако Князь Московский еще медлил приступить к заключению мира с Михаилом. Он, по удалении Ольгерда, прежде всего озаботился подкрепить Новгородцев, которые все еще боялись Михаила, и с сею целью отправил к ним своего двоюродного брата, Владимира Андреевича; потом постарался вооружить Кашинского Князя, Михаила Васильевича, который, сложив с себя крестное целование к Михаилу Александровичу, ушел сперва в Москву, и оттуда отправился в Орду, вероятно для подкрепления уже бывших там послов Московских и для большего обвинения Тверского Князя. Михаил Александрович, с своей стороны, также не оставался в бездействии, он укреплял Тверь и, употребив в дело остававшихся в его власти Новгородцев, выкопал ров и сделал вал от Волги до Тмаки. Между тем в Орде начались ужасные смятения и кровопролития, а посему Кашинский Князь возвратился, оттуда ни с чем, и даже сами Москвичи должны были выслать свои полки к Оке и целое лето стоять там, защищая Московские границы от Татарских набегов; наконец и Кашинский Князь, Михаил Васильевич, вскоре по приезде из Орды, умер, а сын его, Василий Михайлович, по одному приказу Михаила Александровича, со всем своим семейством явился в Тверь и отдался в волю Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

«Пресвященному Гавриилу Епископу Тверскому и Кашинскому . Всепокорнейшее прошение Тверского уезда села Михайловского Священства и прихожан. В оном селе Михайловском имеется церковь деревянная во имя Архангела Михаила, которая давнего построения пришла в немалую ветхость к тому же по великоприхостности оная весьма мала. Мы вознамерились вместо оной ветхой построить вид каменную церковь во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца точно для той постройки благословения архипасторского получить. Марта 28 дня 1767 года» Ответ Епископа Тверского и Кашинского Гавриила: «Било чалом нам Епархии наше Тверского уезда села Михайловского священник Василий Михайлович и Никита Никитич с причтом и прихожанами. В оном селе Михайловском имеющаяся деревянная церковь во имя Архангела по давном построении пришла в немалую ветхость к тому же и повелено приходство весьма значительны, они священники с прихожанами вознамерились вместо помянутой деревянной церкви построить вновь каменную церковь Божию с приделом Чудотворца Николая и просили нас, чтобы им выше писанные именовнии каменой церкви Божий дать нашу Архирейскую благословенную храмоздательную грамоту, по которой их прошению благословили мог по заготовлении материалов объявленную каменную церковь Божию вновьвышеписанные именовании во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца. Строить по подобию прочих святых церквей доброю архитектурою и в алтарях престолы поставить в указанную меру вышиной аршина осьми вершков и шириною аршина и четырех вершков, жертвенники сделать на восток и по построении оной церкви и придела и убрании в сем церковном приличны благолетия. Освящении просить нас о чем священника с притчем и прихожаны и сия наша Архиерейская благословенная храмоздательская грамота дана в царствующем граде Москве июня 30 дня 1767 года». Подпись преосвященного Гавриила Епископа Тверского и Кашинского. Строительство храма велось на деньги и силами самих прихожан. Кирпичи делали из местной глины, а известь привозили из Старицы (от села Михайловское до Старицы боле 50 км).

http://sobory.ru/article/?object=09033

Потапово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (новая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Петра апостола , Зосимы и Савватия Соловецких Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1893 и 1897. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Угличский район, урочище Потапово Координаты: 57.496448, 37.863648 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты " Июня 21-го, в погосте Потапове, находящемся по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепного трех-престольного храма во имя св.Николая чудотворца, сооруженного усердием коммерции советника П.А. Смирнова (уроженец этой местности, известный виноторговец). Закладка храма была совершена в 1893 году. Настоятель церкви о.Василий Стратилатов " . Освящение новоустроенной церкви в селе Потапове Мышкинскаго уезда (Июня 21) ... Июня 21-го, в погосте Потапове, находящегося по Кашинскому тракту, в 25 верстах от г.Углича, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепнаго трех-престольнаго храма во имя св. Николая чудотворца, сооруженнаго усердием коммерции советника П.А.Смирнова. Здесь до сих пор существовала старинная двух-этажная каменная церковь с двумя престолами. С течением времени она пришла в такую ветхость, что в ней совершать богослужения было далеко не безопасно. Кроме того она была мала по своему объему, так что в праздничные дни богомольцы принуждены были стоять во время богослужения на паперти. Уроженец этой местности известный виноторговец П.А.Смирнов пожелал устроить здесь новый обширный храм, и в настоящее время его желание осуществилось. Закладка храма была совершена в 1893 году, а через два года было приступлено и к его внутренней отделке. Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в Византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей. Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлею, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов.

http://sobory.ru/article/?object=39777

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздалское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский († 1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику († 1318, память 22 ноября). Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба. Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300), – которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям. Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть, – отмечает летописец, – како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь, Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грабарь в 1919 году: по первоначальным впечатлениям он приписал их Андрею Рублеву. Более поздние исследователи определили принадлежность этого памятника к местным художественным традициям - «тверским письмам» XV века. Ансамбль создан в золотую пору тверской культуры. Иконостас был выполнен для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте в 1630-х годах частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители перенесен в 1767 году в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина - около семи тысяч человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, - свв. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. Научный сотрудник Кашинского краеведческого музея А.П. Малова. www.anna-kashin.ru Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 году. В Воскресенском соборе 6 мая 1382 года был погребен Кашинский князь Василий Михаилович. В 1512-1520 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм из местного материала: использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Восточная половина храма с массивным пятиглавием сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара в 1767 году. Семь тысяч рублей на постройку пожаловала императрица Екатерина Вторая. Построенный в 1781-1787 гг. собор дал трещины, поэтому его пришлось разобрать. Храм вновь был отстроен в 1796-1804 гг. Внутреннее украшение в соборе, иконостас, чугунные полы установлены в 1814-1815 гг., полностью отделочные работы были завершены в 1817 году. Освящен собор был 17 ноября 1817 года. На средства купца Н.В. Терликова (250 тыс.

http://sobory.ru/article/?object=00016

В Твери князь Василий Михайлович начал опять войну с племянниками Александровичами: в 1363 году он пошел было с войском на Михаила Александровича, князя микулинского, но скоро помирился с ним. Смерть князя Семена Константиновича подала новый повод к борьбе, потому что Семен отказал удел свой двоюродному брату Михаилу Александровичу мимо дяди Василия и родного брата Еремея Константиновича. В 1366 году Василий и Еремей начали спор, который был отдан на решение тверского владыки Василия: Василий судил князей по благословению и повелению митрополита и оправил князя Михаила Александровича. Но этот князь был самый деятельный и смелый из всех потомков св. Михаила и потому менее других был способен терпеть насилия от могущественной Москвы. Под 1367 годом летописец говорит, что князь Димитрий Иванович московский заложил у себя каменный кремль и всех князей русских приводил под свою волю, посягнул и на князя Михаила Александровича тверского. Михаил решился на борьбу, но, разумеется, он не мог противиться Москве собственными силами и потому обратился к зятю своему, Олгерду литовскому, следовательно, на эту вторую борьбу Твери с Москвою мы должны смотреть, собственно, как на борьбу московского князя с литовским по поводу тверского князя. Михаил уехал в Литву; этим воспользовались князья Василий и Еремей, чтоб с помощью Москвы низложить соперника; прежде всего они позвали владыку Василия в Москву на суд к митрополиту, зачем не по правде решил спор об уделе Семена Константиновича? За это решение владыка Василий понес большие убытки (протор велик) в Москве; жители Твери испытали также большую беду: князь Василий с сыном Михаилом, с князем Еремеем, со всею силою кашинскою и с полками московскими приехал в Тверь, многих людей мучил и грабил без милости; приступал и к крепости, но не мог ее взять, опустошил только волости и села, и много народу поведено было тогда в плен войсками московскими и волоцкими, которые пожгли и попленили все по сю сторону Волги, не исключая и волостей, принадлежавших церкви св. Спаса. Из этих слов летописца мы видим, что Тверь не принадлежала более Василию, но Михаилу; когда произошла эта перемена, мы не знаем; быть может, она-то и повела к враждебным столкновениям Михаила с Москвою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010