2108 Между Отцом и Сыном существует generationis distinctio. 2109 Техническими терминами для выражения этого единства субстанции при существовании отдельных ипостасей у Амвросия служат μοοσιος и similis, similitudo. μοοσιος предполагает и единство и различие. «Напрасно некоторые отклоняют слово μοοσιον по причине савеллиан и в этом обнаруживают свою неопытность; потому что μοοσιον может быть (что-либо) не в отношении к самому себе, но в отношении одного к другому. Поэтому мы справедливо —277— называем Сына μοοσιον Отцу, так как этим словом обозначается и различие Лиц (et personarum distinctio) и единство природы (naturae unitas). 2110 Дальнейшего анализа понятия Амвросий не дает. Понятие similis, similitudo также обозначает субстанциальное единство. Similis означает сходство per omnia, не secundum speciem, но secundum veritatem; не secundum partem, но secundum plenitudinem Divinitatis et perfectionem similis sit Filius Patri. Это – similitudo secundum naturam в отличие от similitudo secundum imitationem, – similitudo, простирающееся даже до unitatis naturae atque substantiae. 2111 Самое понятие similitudo употреблялось на западе, как мы видели, в таком же смысле и ранее, так что если Дидим и св. Василий очень часто оперируют с аналогичным понятием μοιος, то они не могли сообщить Амвросию ничего нового; но всё же мотивировка, объяснение возможности субстанциального similitudinis Отца Сыну напоминает нам мотивировку Дидима и Василия. Последний в объяснение этого пользовался теми же самыми аналогиями, какими он иллюстрировал вечность рождения. «Невозможно, говорит он, быть сиянию (ναγασμα) несообщимого по естеству (το κοινωντου κατ τν φσιν)»; 2112 Христос называется сиянием (παγασμα) и образом Ипостаси (χαρακτρ τς ποστσεως), чтобы мы узнавали из этого единосущие (τ μοοσιον)». 2113 Еще чаще эта мотивировка встречается у Дидима. «И образ Ипостаси (κα χαρακτρ ποστσεως) означает тождество (τ τατν) и неотличимость (παρλλακτον) природы (τς φσεως); 2114 и, как образ Ипостаси, Сын во всём есть образ (πρς παντα χαρακτρ)». 2115 Аналогично этому Амвросий доказывает similitudo Ипостасей понятиями splendor, character, speculum, imago. 2116 «Сын Божий называется imago et splendor et character; потому что эти (названия) открывают в Нём непостижимую и неисследимую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Те восточные писатели, которым Амвросий вообще следует в данном случае, стоят на той же самой точке зрения. Только у каппадокийцев мы можем отметить одну мелкую особенность сравнительно с ним: под влиянием Оригена , который между прочим мыслил рождение Сына по аналогии возникновения хотения из Воли Отца, 1270 они отчасти вводили понятие воли в объяснение Божественного Рождения: св. Василий Великий аргументирует вечность Рождения из понятия о безусловности и неограниченности Воли Рождающего, так как ничто не могло воспрепятствовать Её осуществлению (οτε γρ τ τς δυνμεως νδε πρς τν κπλρωσυν το θελματος κωλετο). 1271 Точно также и Григорий Богослов знает Божественное хотение рождать ( το γεννν θλησις), хотя и оговаривается, что так как в Боге хотение и рождение непонятным для нас образом совпа- —348— дают, то о Божественном Рождении можно говорить, что оно выше хотения (θελσεως κριττων γννησις). 1272 Еще больше, чем от современных себе каппадокийцев, Амвросий отличается в данном случае от своих западных предшественников: у этих последних, сообразно с их представлением об откровенной Троице и о рождении Сына, как органе Откровения Бога в мире, акт Рождения Сына вовсе не мыслится конститутивным моментом Божественной природы и в большинстве случаев мотивируется простым решением Божественной Воли: «из Отца, когда Он захотел, родилось Слово (Sermo) – Сын»; «Сын, когда Отец восхотел (quando Pater voluit), вышел из Отца (processit ex Patre)» 1273 – так обычно мотивирует рождение Новациан. И по воззрению Ипполита, происхождение (γνεσις) Слово имеет свое единственное объяснение в акте решения Божественной Воли: Бог Отец родил Его по своему изволению, как восхотел (Βουληθες Θες Πατρ γννησεν ς θελσεν). 1274 Как Рожденный из Божественной природы, Сын вечно существует в Отце. Эта мысль мотивируется у Амвросия различно. Так, очень часто он обосновывает её понятием неизменяемости Отца. «Если Бог был в начале просто Богом и впоследствии (после Рождения Сына) начал быть Отцом, то, возражает Амвросий арианам, отрицавшим вечность существования Сына, каким образом Бога можно признавать неизменяемым (quomodo ergo immutabilis Deus)? Действительно, если искони Он был просто Богом, а впоследствии (сделался) Отцом, то присоединением рождения Он изменился (generationis accessione mutatus est)»? 1275 – «Если Сын не всегда существовал, то, значит, Отец изменился; но Сын всегда существовал; следовательно, и Отец никогда не изменялся и от века пребывает неизменным (quia immutabilis semper est).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Один фамильный акт кашинских дворян Бедовых начала XVI в. указывает, как действовало центральное правительство при устройстве поземельных отношений в удельном княжестве. В 1511 г. дмитровский князь Юрий Иванович послал своего боярина кн. Давида Даниловича в отчину свою в Кашин «для смотрения сел». Предпринят был в уезде большой «земляной развод» или разъезд, и для него учреждена целая межевая комиссия, во главе которой стал боярин, а товарищем к нему назначен кашинский разъезжик Бедов; кашинским наместникам и тиунам велено их слушать и почитать, а двоим детям боярским быть докладчиками у обоих уполномоченных. Так как при межевании предвиделось много поземельных тяжеб, которые должна была разобрать комиссия, то половина «присуда», судебных пошлин от этих дел, назначена боярину, четверть его товарищу, а остальная четверть докладчикам с тиунами и другими чиновниками кашинских наместников 100 . В удельное время не заметно контроля центрального правительства над областными правителями по делам кормления, и в этой сфере администрации они не похожи на орудия центральной власти, ведали дела больше на себя, чем на князя. Но чрезвычайные дела по устройству землевладения, которые ведал сам князь с боярскою думой, давали много случаев пользоваться областным управлением, если не как прямым и постоянным органом, то как временным пособием централизации. Вслед за новыми поземельными делами, не входившими в ведомство областных правителей, к центральному правительству отошли путем доклада и некоторые дела старые, связанные с землевладением и прежде вершившиеся в уезде. Вслед за судом над землевладельцами, которых привилегия подчиняла прямо юрисдикции князя или его боярина введенного, к этой юрисдикции отошло вершение важнейших поземельных тяжеб непривилегированных лиц, как и решение дел о холопстве, возникавших в административных округах, управители которых держали кормления «без боярского суда». В XIV–XV в. князья, освобождая монастырских крестьян от подсудности наместникам и волостелям во всех делах кроме душегубства, просто замечают в грамотах, что тех крестьян судит игумен; иногда они прибавляют оговорку, что какого суда игумен не захочет судить, он должен послать людей к князю, который их рассудит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Милосердный государь царь и великий князь Феодоръ Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй меня, нищаго, своего, государева, богомольца, вели государь, в Кашине соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы и придел преподобныя благоверныя великия княгини Анны освятить и цельбоносныя мощи перенести на прежнее место, где преж сего были, кому ты, великий государь, укажеши. Царь государь, смилуйся, пожалуй» (цит. по: Титов А. А. [Предисловие]//Житие благоверной княгини Анны Кашинской по синодальной рукописи XVII-ro века с предисловием Ан. Титова. М., 1909. С. IIIII). К этому прошению был приложен рукописный сборник, в состав которого входили: 1) Служба на перенесение мощей Анны Кашинской, включающая канон с текстовым акростихом (см. коммент. к Службе Анне Кашинской), 2) тропарь, 3) канон с азбучным акростихом и 4) Агиографический цикл (ныне: ГИМ, Синодальное собр., 622). Это обращение попа Василия к государю послужило причиной для назначения нового освидетельствования мощей княгини Анны. Гроб был снова вскрыт, и мощи были внимательно осмотрены. Следственная комиссия, направленная в Кашин патриархом Иоакимом, 12–21 февраля 1677 г. провела проверку чудес от мощей Анны Кашинской (материалы следствия приводятся в комментариях к отдельным чудесам). После этого состоялись два церковных собора, в 1677 и 16781679 гг., на которых были рассмотрены результаты следствия: почитание Анны Кашинской как святой было запрещено, инициаторы прославления княгини Анны, священник Успенской церкви Василий (в иночестве Варлаам) и его сыновья, священник Василий же и дьякон Никифор, были сурово наказаны, а Житие приговорено к сожжению. Официальной причиной столь суровых решений было несоответствие Жития «с книгами летописными и степенными», выявленное следственной комиссией (этот вопрос специально рассмотрен в комментариях к Агиографическому циклу), и иная степень сохранности мощей, нежели та, что была засвидетельствована первой комиссией 1649 г. В действительности запрет почитания Анны Кашинской во многом был связан с усилением борьбы со старообрядчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году. Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, святая Евфросиния постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1338 года она мирно отошла ко Господу. Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором - 29 октября 1339 года. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование. Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XVII. Прп. Анна Кашинская. Шитая пелена. Русь. XVII в. Россия. К. XIX. Прп. Анна Кашинская. Икона. Россия. Конец XIX в. Ризница Покровского Академического храма Московской Духовной Академии. Россия. XIX. Прп. Анна Кашинская. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Москва. 1910. Прп. Анна. Василий Гурьяной. Икона. Москва. 1910 г. 35.7 х 26.9. Частное собрание. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912892.htm...

Примечательно, что об этом удивительном случае не написал автор раннего Сказания об обретении и перенесении мощей (также публикуемого в настоящем томе), бывший очевидцем этой процессии. Ни слова не сказал об этом чуде на следствии и Василий-Варлаам, охотно поведавший о чуде исцеления, случившемся во время перенесения мощей. Скорее всего, чудо с гробом Анны Кашинской – плод фантазии автора Слова на перенесение мощей, и появилось оно далеко не случайно. Ранее мною уже было выдвинуто предположение о том, что Слово на перенесение мощей тесно связано с деятельностью сына Василия-Варлаама священника Василия, который на протяжении многих лет пытался организовать освящение новопостроенной церкви Успения Богоматери и перенос в нее мощей княгини Анны. Вероятно, в связи с этим и появляется чудо с гробом Анны Кашинской, которое должно было свидетельствовать о желании самой святой, чтобы ее мощи покоились в Успенской церкви. Вероятно, Слово о перенесении мощей было сочинено специально для отправки в Москву. Оно не могло быть написано при жизни царя Алексея Михайловича, который сам был участником перенесения мощей и прекрасно знал, что при этом происходило. Судя по всему, по времени создания Слово вполне соотносится с приведённой выше челобитной священника Василия. К его созданию мог быть причастен как сам Василии, так и протопоп Воскресенского собора Иван Наумов, бывший одним из авторов канона, тропаря и кондака Анне Кашинской и написавший её образ (см. коммент. ниже). Что касается Повести о чудесах, то автор её известен – дьякон Никифор на следствии сам признал, что он написал предисловие к чудесам, «чтоб было слагателнее»; ему же принадлежит и запись ряда чудес. Оформление чудес с помощью Повести о чудесах было, скорее всего, одновременно написанию Слова на перенесение мощей. Тогда же новонаписанные тексты были соединены с уже существовавшим циклом. Т. е. окончательное формирование Агиографического цикла было связано с отправкой в Москву прошения о разрешении освятить Успенскую церковь и перенести в неё мощи княгини Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается стихир, то и Василий-Варлаам, и Никифор сообщают о создании в Кашине лишь канона, тропаря и кондака, в то время как о Службе, написанной Епифанием Славинецким, Никифор оставил следующее свидетельство: «А на принесение мощей ея полную службу, стихеры и канон, изволил привести с собою блаженные памяти великий государь» (Там же, л. 16). Во всех вариантах Службы, известных на настоящий момент, воспроизводится один и тот же набор стихир. Вероятно, они происходят из Службы, созданной Епифанием Славинецким. Очевидно, что Служба Анне Кашинской в том виде, в каком она публикуется в настоящем издании, была создана ещё до выяснения, какая именно это княгиня Анна (в службе не названы по имени, хотя и упоминаются, ни родители, ни супруг благоверной княгини). Список, по которому издается Служба (РНБ, Соловецкое собр., 877/987, л. 219241), имеет свою историю. Он один из самых ранних. Филиграни бумаги, на которой находится текст Службы (Служба Анне Кашинской занимает отдельную часть конволюта – сборной рукописи, состоящей из восьми частей), датируются 1647 г. (кодикологическое описание рукописи, выполненное О. Л. Новиковой, помещено в статье: Панченко О. В. Из археологических разысканий в области соловецкой книжности. II. «Канон всем русским святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» – сочинение Сергия Шелонина//ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 56. С. 453454. Примеч. 3). Для истории списка значимым является тот факт, что в нем нигде не названо имя патриарха (см. славник после стихир на литии и седален на первой стихологии), хотя неоднократно называется имя царя. Это позволяет предположить, что список сделан после кончины патриарха Иосифа 15 апреля 1652 г. и до поставления патриарха Никона 25 июля 1652 г. Список находится в собрании Соловецкого монастыря. Именно в Соловецкий монастырь ездил дьякон Никифор за Житием Анны Кашинской, причём выехал с Соловков он вместе с мощами митрополита Филиппа, т. е. 10 июня 1652 г. (см. об этом в комментариях к Агиографическому циклу). Таким образом, список был сделан либо непосредственно перед поездкой Никифора на Соловки и привезён им туда, либо переписан в Соловецком монастыре со списка, бывшего у Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Открылась упорная и кровавая борьба Михаила Александровича с Димитрием Ивановичем московским, возбуждённая, между прочим, Иеремиею Константиновичем. Ольгерд Литовский, помогая шурину своему тверскому князю, опустошил московскую Землю; московская сила взяла и сожгла Зубцов и Микулин и разорила тверские волости – и вся власти и села повоева и позже и пусто сотвори. В Кашине был князем сын Василия Михайловича, Михаил Васильевич, о котором сохранилось известие, что Бог наказывал его и супругу его тяжёлою болезнью за перенесение церкви из монастыря Богородицы во внутрь города; впрочем, он умилостивил гнев Божий тем, что поставил иную церковь на прежнем месте, где стояла перенесённая в город церковь. До 1371 года этот князь не был участником в деле вражды Твери с Литвою, но в этом году принял сторону Москвы. Михаил Александрович повёл на Кашин литовское войско под предводительством Кестута; повоевали кашинскую волость, людей в плен набрали, взяли окуп с самого города Кашина (Ник. IY 83). Кашинский князь принуждён был отдаться в волю тверского и утвердил с ним союз крестным целованием. Но видно, тяжело было Кашину такое подчинение. В следующую затем зиму кашинский князь сложил с себя крестное целование тверскому князю, убежал в Москву, а оттуда в Орду. В Орде он не мог найти себе много полезного, потому что в Орде происходила тогда страшная неурядица. Кашинский князь воротился ни с чем. Михаил Александрович был занят укреплением своей Твери, вероятно, ожидая на неё нападения. В 1372 г. кашинский князь умер. Сын его Василий Михайлович по единому слову, – говорит летописец, – приехал в Тверь с бабкою своею Еленою и с кашинскими боярами: он принёс Михаилу челобитье и отдался в его волю. Вслед затем помирились и заклятые враги, тверской и московский князья; христианам стало от уз разрешение, христиане радостью возрадовались, говорит летописец. Ненадолго была и на этот раз радость мира. Невыносимо было для кашинского князя властолюбие старейшего, он убежал в Москву. Тверской князь отправил двух московских перебежчиков в Орду направить татар на враждебный Кашин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Учреждена в 1682 году. 74 Кафедра в Тамбове. Епископы Тамбовские и Козловские: Леонтий 1682–1684 Питирим, святой 1685–1697 Игнатий Шалгин 1697–1699 Епископы Тамбовские и Шацкие. 75 Феофил Раев 1788–1811 Платон Любарский 1794 Иона Василевский 1812–1821 Феофилакт Ширяев 1821–1824 Афанасий Телятьев 1824–1829 Евгений Бажанов 1829–1832 Арсений Москвин 1832–1841 Николай Доброхотов 1841–1857 Макарий Булгаков 1857–1859 Феофан Говоров 1859–1863 Феодосий Шаповаленко 1863–1873 Палладий Раев 1873–1876 Палладий Ганкевич 1876–1885 Виталий Иосифов 1885–1890 Иероним Экземплярский 1890–1894 Александр Богданов 1894 Козловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869 Тверская Учреждена в 1271 году. Кафедра в Твери. Епископы Тверские: Симеон, кн. Полоцкий, святой 1271–1289 Андрей Ерденев, кн. 1289–1315 Варсонофий 1315–1328 Феодор I 1330–1341 Феодор II 1342–1360 Василий 1361–1372 Евфимий Вислень 1374–1390 Арсений, святой 1390–1409 Антоний 1411–1434 Илия 1434–1457 Моисей 1458–1461 Геннадий Кожа 1461–1477 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский 1477–1508 Нил, грек 1508–1521 Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567 Варсонофий, святой 1567–1570 Савва 1570–1573 Феодорит 1573–1578 Архиепископы Тверские и Кашинские: Захарий, еп. 1578архиеп. 1579–1602 Феоктист 1603–1609 Арсений, грек 1613–1615 Пафнутий 1620–1627 Евфимий 1628–1642 Иона 1642–1654 Лаврентий 1654–1657 Иоасаф (Иосиф) 1657–1676 Симеон (Симон) 1676–1681 Варсонофий Чертков Еропкин 1681 Сергий, митроп. 1682–1702 Каллист Поборский 1703–1712 Епископы Тверские и Кашинские: Алексий Титов 1713–1714 Варлаам Косовский 1714–1720 Сильверст Холмский, митроп. 1720–1723 Феофилакт Лопатинский 1723–1738 с 1725 года архиепископ Митрофан Слотвинский 1738–1752 с 1744 года архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758 Афанасий Вольховский 1758–1763 Иннокентий Нечаев 1763 Гавриил Петров 1763–1770 Платон Левшин , архиеп. 1770–1775 Арсений Верещагин 1775–1783 Иоасаф Заболотский 1783–1788 с 1785 года архиепископ Тихон Малинин 1788–1792

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XI. Епархия Тверская Тверская епархия учреждена около 1272 г. Седьмая из второклассных. I. Епископы Тверские 1. Симеон (бывший епископ Полоцкий, перешёл сюда?) упом. 1272, 85 и 87; † 3 февр. 1289. 2. Андрей , сын кн. Литовского Герденя, хирот. в 1289, из игуменов Тверского Богородицкого монастыря; в 1315 оставил епархию; † 1323, в своём мнтре св. Богородицы, на Шеше. 3. Варсонофий 115 хирот. 1315; † 1328. Погребён в Кафедральном соборе. 4. Феодор хирот. 1330; † 1342. Погребён в соборе. 5. Феодор упом. с 1344; в 1360 оставил епархию; † 20 мар. 1367, в Отроче мнтре. Погребён в соборе. 6. Василий хирот. 1361, из игум. Тверского Спасского монастыря; † 1372. Погребён в соборе. 7. Евфимий Вислень хирот. 9 мар. 1374, из игум. Тверского Николаевского монастыря; в июле 1390 лишён епархии; † 1392, в Чудове мнтре. 8. Арсений хирот. 24 июля 1390, из архидиаконов митрополита Киприана; † 2 мар. 1409; в лике святых с 1547. Мощи в Желтикове мнтре. 9. Антоний хирот. 2 февр. 1411; упом. 22 мар. 1416. 10. Илия хирот. Около 1435, из игум. Желтиковских; упом. 1437, 38, 1451. 11. Моисей 1453 хирот. из архим. Отроча монастыря; до 1459. Погребён в Отроче мнтре. 12. Геннадий Кожин в мар. 1461 хирот. из архим. Отрочевских; † в апр. 1477. Погребён в соборе. 13. Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , хирот. 6 дек. 1477 из архим. Отроческих; † 23 мая 1508. Погребён в соборе. 14. Нил , Грек, хирот. 24 авг. 1509, из игум. Московского Богоявленского монастыря; † 3 апр. 1521. Погребён в соборе. II. Епископы Тверские и Кашинские 15. Акакий хирот. 30 мар. 1522 из архим. Возмицкого монастыря; † 14 янв. 1567, в Москве. 16. Варсонофий хирот. в 1567 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1570 отошёл туда-же и † 11 апр. 1576; в лике святых с 1595. Мощи в Казанском Спасском мнтре. 17. Савва в 1570 хирот. из игум. Псково-Печерского монастыря; упом. 1572. 18. Феодорит 116 записан в Тверском Синодике, но нигде не упом. (?) III. Архиепископы Тверские и Кашинские 19. Захарий упом. с 20 дек. 1578; в мае 1589 произведён в архиепископа; по 1602 († ... ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010