44.  Романов Иван Иванов, из Гарской волости Ростовского уезда Ярославской губернии. 45.  Дмитриев Семен Герасимов, 21 г., из Ваньчуговской волости Кашинского уезда Тверской губернии. 46.  Клещев Иван Николаев, 21 г., из г. Шадринска, слесарь. 47.  Пермяков Иван Николаев, 18 л., из с. Уктуса Екатеринбургского уезда, слесарь. 48.  Варакушев Александр Семенов, из Тулы или Петрограда, слесарь. 49.  Прохоров Александр из Катав-Ивановского завода Уфимской губернии. 50.  Брусьянин Леонид Иванов. 51.  Пелегов Василий. 52.  Осокин Александр. 53.  Лякс Скорожинский. 54.  Скороходов. 55.  Фомин. 56.  Зотов . Самые стены ипатьевского дома выдали многих из этих лиц. Они были покрыты всевозможными надписями: результаты склонности охранников к заборной литературе. Удалось прочесть многие имена. Среди множества брошенных документов оказались денежные расписки злоказовских рабочих, несших внутреннюю охрану, и требовательные ведомости сысертских рабочих, несших охрану наружную. Наружная охрана поселилась в нижнем этаже ипатьевского дома: злоказовские рабочие в комнате под цифрой VI, сысертские – в комнате под цифрами IV и V. Спустя некоторое время наружная охрана была переведена в соседний дом Попова. Когда возник кадр постоянной наружной охраны, она стала допускаться и на внутренние посты верхнего этажа дома. Но различие между нею и охраной внутренней не исчезло. По-прежнему злоказовские рабочие внутренней охраны царили в доме и имели доступ во все комнаты, куда не допускались рабочие наружной охраны. Самым главным лицом среди охранников был Авдеев. Он назывался «комендантом дома особого назначения». Мошкин был его помощником. Медведев был «начальником» всей караульной команды, несшей охрану как на внутренних, так и на внешних постах. Якимов, Старков и Добрынин были разводящими. Они ставили охранников на посты и наблюдали за ними, сами не неся охраны. Только братья Мишкевичи и Скорожинский были, вероятно, польской национальности. Все остальные охранники были русские. Что они представляли собой? Фабрика братьев Злоказовых работала во время войны на оборону: изготовляла снаряды.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Зимой 1373–1374 гг. произошло примирение с Михаилом Тверским: в обмен на возвращение из московского плена сына Михаил отказался от претензий на великое княжение владимирское; тогда же новый кашинский князь Василий Михайлович признал себя вассалом Твери 506 . А в 1374 г. «князю великому Дмитрию Московскому бышеть розмирие с тотары и съ Мамаемъ» 507 . Никогда ранее термин «розмирие» не употреблялся при характеристике русско-ордынских отношений – он использовался только при описании конфликтов между русскими князьями. Не вызывает сомнений, что «розмирие» сопровождалось отказом от уплаты выхода 508 . Но следует подчеркнуть, что это явно не было пассивное уклонение от поддержания даннических отношений (что случалось, как увидим, впоследствии): слово «розмирие» указывает на то, что разрыв был открытым. Что могло привести к этому? В 1374 г. Мамай и Мухаммед-Бюлек потерпели поражение в войне с одним из претендентов на ордынский престол и потеряли Сарай, которым овладели в 1372 г. 509 По вероятному предположению В.Л. Егорова, в связи с этой войной он послал Дмитрию «запрос» – требование экстраординарной выплаты, на что великий князь ответил отказом 510 . Представляется, что факт требования Мамаем, «нелегитимным» правителем, средств для борьбы с Чингизидом мог сыграть роль последней капли, переполнившей чашу. Здесь уместно нарушить хронологическое изложение и обратиться к вопросу, как вообще воспринималась на Руси иноземная власть. После похода Батыя и установления зависимости русских княжеств от монголо-татар к их правителю в русских источниках начинает применяться титул «царь» («цесарь»). Первоначально так именуется преимущественно великий хан в Каракоруме, а с 60-х годов ХШ в., после утверждения полной самостоятельности западного улуса Монгольской империи – Орды – хан, правящий в этой последней 511 . Факт этот примечателен, поскольку никогда прежде царский титул не применялся на Руси к предводителям кочевников; со времени принятия христианства «царством» в глазах образованных кругов Древней Руси была Византийская империя, именно к византийскому императору в русских источниках последовательно применяется титул «царь» («цесарь») 512 . Только силой монгольского государства и присвоением его правителем верховной власти над Русью перенос царского титула на ордынского хана объяснить трудно: вполне могло бы подойти и тюрко-монгольское слово «хан», тем более что в первые годы ордынского владычества оно встречается в русских источниках (как обозначение великого хана) 513 . Очевидно, решающим для присвоения монгольским ханам хорошо известного на Руси титула было другое обстоятельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 См. напр.: «О непрерывности епископского рукоположения в Английской церкви». Прав. Обозр. 1866 г. Том XIX стр. 85–94; «Об англиканском священстве». Христ. Чтение 1875 г. Ноябрь стр. 578–590; Потехин. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах. Стр. 159–160; 132–135 и др. Казань 1894. 36 Письма Филарета, Митрополита Московского и Коломенского к Высочайшим Особам и разным другим лицам. Издание Высокопр. Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского. Тверь. 1888, стр. 110. Письмо к Обер-Прокурору Святейшего Синода, Графу Александру Петровичу Толстому, 54, от 26 февраля 1862 г. 37 Статья без подписи, но в «Алфавитном указателе к собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам», она решительно приписывается митр. Филарету. См. предисловие стр. XIII и самый указатель стр. 284 и 399. – Спб. 1891 г. – Содержание, способ выражения, и язык статьи с несомненностью указывают, нам думается, на м. Филарета, как на её автора. 38 Напр.: Лингард и Тэрни. См. Lingard VI, App. Note С, р. 670–671; Dodd’s Church history of England ed. by Tierney, vol. II, p. 277. Loudon 1839. 40 Подлинные слова Голивуда приведены у Kiörning’a. Commentatio historico-theologica qua nobilissima controversia de consecrationibus episcoporum Magnae Britanniae recensetur et dijudicatur, p. 37–38. – Helmstadii. 1739. 48 Kiörning pp. 38, 40, 49, 144–145; Masonus p. 340; Heylyn p. 122; Fuller IX, 61; Denny et Lacey p. 213. 49 У Вигпет’а при передаче легенды вносится та особенность, что будто бы Ниль видел всё происходившее в гостинице чрез дверную скважину (peeped in through а hole of the door): но и это не делает рассказ более правдоподобным. Трудно предположить столь слабый надзор за дверями при стремлении сохранить строгую тайну и какая же была скважина, если чрез неё Ниль мог все видеть и слышать с такою подробностью. – Burnet I, 381. 58 Выше мы описывали избрание и посвящение Паркэра по регистру и указывали те издания, где можно видеть извлечения из этого документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Василий Великий , святитель. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков. Творения. Ч. 1. М., 1845. С. 220. Там же. С. 224. Там же. С. 223. Там же. С. 225. Большая советская энциклопедия Т. 22. М., 1975. С. 320. Там же. Банковское дело. Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. Изд. 2. М., 2002. С. 12. Там же. С. 16–17. Вопрос об умышленном доведении юридического лица до банкротства здесь не рассматривается. Субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества несет также и полный товарищ, но товарищество как организационно-правовая форма почти не присутствует в современной российской экономике. Банковское дело. Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. Изд. 2. М., 2002. С. 10. Там же. С. 11. Бимман А. Б. История банков. Петроград, 1917. С. 7–8 (Цит. по: там же. С. 12). Там же. С. 12. Там же. Банковское дело. Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. Изд. 2. М., 2002. С. 11. В Древней Греции известны случаи уплаты 48 % в месяц (свыше 570 % годовых). В Средние века феодальная знать платила от 30 до 100 % годовых (Ростовщичество//Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1975. С. 320). «Хотя многими законодателями, бывшими прежде нас, и допущена плата процентов, может быть, по грубости и жестокости заимодавцев; но так как сие недостойно христианской жизни, то мы почитаем это дело мерзким, как воспрещенное божественным законоположением. Посему наша скромность повелевает, чтобы никому никаким образом не было дозволено ни в каком случае брать проценты, дабы, думая соблюсти закон гражданский, мы не нарушили закона Божия», — слова императора Льва Мудрого из законодательного сборника Прохирон (Цит. по: Алфавитная синтагма иеромонаха Матфея Властаря . Перевод с греч. священника Н. Ильинского. Симферополь, 1892. С. 377). Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому с запиской по вопросу о правах монашествующих лиц располагать своим имуществом//Филарет, митрополит Московский и Коломенский, святитель. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т./Под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. М., 1886. Т. 4. Мнение 457. С. 197. 06.02.1857 г.

http://azbyka.ru/pravo/articles/rostovsh...

Пусть же восторжествует над ним авторитет св. Василия Великого и таких знаменитых в истории права имён, как Юстиниан, Василий Македонянин, Лев Мудрый и другие. В полном согласии с законодательными принципами —445— этих авторитетов возможно включить в число оснований расторжения брака злонамеренное оставление одним супругом другого, длящееся не менее пятилетнего срока. Этот пятилетний термин избран нами в соответствие термину безвестного отсутствия одного из супругов, каковое у нас не подвергается сомнению в качестве бракорасторгающего основания. Благотворность проектируемого нами теоретического улучшения действующего права отразится в жизни следующими последствиями: а) Оно даст выход из ужасного положения многим супругам, сожитие которых в первом браке не удалось по причинам, нередко не зависящим от них самих. б) Оно будет служить средством, обуздывающим легкомысленное отношение к супружеским обязанностям со стороны ветренных мужей и жён, как постоянная угроза утраты супружеских прав. Но ведь этой мерой увеличится число разводов? – Несомненно; но за то исчезнут фиктивные браки, служащие ныне юридическим прикрытием распутства как вольного, так и невольного – вынужденного безвыходным положением. Н. Заозерский Введенский А.И. Дальневосточная война с философской точки зрения в связи с вопросом о войне вообще 1949 : [Чтение студентам 1-го курса]//Богословский вестник 1904. Т. 3. 11. С. 446–472 (2-я пагин.). (Начало.) —446— I. Гаагская Конференция и „толстоизм“ Хотя собственный предмет моих настоящих размышлений есть война Дальневосточная, однако, по соображениям, которые, надеюсь, будут признаны основательными, я должен войти в предварительное философское обсуждение вопроса о войне вообще. И, во-первых, совершенно очевидно, что наш специальный вопрос, при всей его жгучей остроте для нас, в переживаемое нами тревожное время, с отвлечённо-философской точки зрения, есть лишь часть более общего вопроса и во многом уже предрешается решением этого последнего. Во-вторых, общий вопрос о войне, как известно, стоит в нашем общественном сознании в чрезвычайно смутной форме, причём, – и это особенно печально, – взгляды наиболее парадоксальные и, можно сказать, прямо-таки утопичные обыкновенно претендуют у нас на особенную глубину и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боброк Дмитрий Михайлович Волынский [см. Волынский], выходец из Галиции, боярин вел. кн. Дмитрия Донского, родоначальник фамилии Волынских Бобрыня Андрей Гаврилович Кобылин [см. Кобыла], начало XV в. Бобцов Никифор Иванов, 1547 г., Кашин Бобыня, крестьянин, 1545 г., Новгород Бобыня – спесивый, чванный человек Бобынины см. Бобанины Бова : Бова Семенович Воробин [см. Вороба], середина XVI в., Рязань; Епифаний Богданович Бова Скрипицын [см. Скрипица], сын боярский патриарха, 1601 г. Ср. «Бова-королевич» – старинная повесть с заимствованным из западной литературы сюжетом Бовыка, Бовыкины : Бовыка Шишмарев [см. Шишмарев], помещик, 1498 г., Новгород; Бовыка Микляев [см. Микляй], холоп, 1506 г., Муром; Ждан [см. Ждан] Бовыкин, крестьянин, 1564 г., Олонец; Бовыка Игнатьевич Забелин [см. Забела], 1564 г. Богатков Федор, царский конюх, 1573 г. Богатый Иван, холоп, 1545 г., Новгород Богатыревы : Василий Никифорович, кашинский вотчинник, 1522–1524 гг.; Иван Иванович Богатырев, 1578 г., Арзамас; Богатыревы в XVI в. в Кашине Боголюб Лаврентьев, царский сытник, 1573 г. Боголюбов Иван, подьячий, 1676 г., Москва Богомил Богданович Гиневлев [см. Гиневль], дворянин, 1573 г. Богомол , Богомоловы : Богомол, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород; Ждан [см. Ждан] Алексеевич Богомолов, 1600 г., Новгород; Богомоловы, крестьяне, 1620 г., Белев Богучаровы ( Боучаровы ): Федор Григорьевич, 1566 г.; Нехороший [см. Нехороший] Иванович, 1595 г., Кашира; в XV в. в реестре смоленской шляхты Иван Богучаров 24 ; Богучаровы в XVI–XVII вв. в Туле и Алексине Боданин Иванка, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Бодеин см. Бадеин Бодухин Павел Васильевич, крестьянин, 1546 г., Новгород Бодырин (иногда – Будырин и Бударин ) Федор, казачий атаман, 1607 г. Бодяга, Бодягин : Логгин Бодяга, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Федот Бодягин, крестьянин, 1539 г., Новгород Бодяга – речная губка, водоросль Бодяка Родион, крестьянин, 1494 г., Кострома Боецкие см. Воецкие Божедомов Андрей, посадский человек, 1664 г., Можайск Божедом – скудельница, сарай над ямой для погребения безвестных мертвецов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Определили: Указ Святейшего Синода принять к руководству и исполнению, изменив соответствующим образом «Правила о приеме в студенты Академии». V. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 11 октября за 7222: «По утвержденному Г. Сино- —318— дальным Обер-Прокурором 29-го сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Креминский освобожден от данного ему 1-го минувшего сентября назначения в Слуцк и определен на должность учителя географии и арифметики в Черкасское духовное училище». б) от 11 октября за 7235: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 29 сентября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Алексей Краснопевцев определен на должность помощника инспектора, содержимую на епархиальные средства, в Тульскую духовную семинарию». в) от 31 октября за 7651: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Триумфов определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную семинарию». г) от 10 ноября за 7979: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 октября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Владимир Беляев определен на должность учителя географии и арифметики в параллельные классы Перервинского духовного училища». д) от 4 декабря за 8595: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 17-го ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Дмитрий Чистилин определен на должность помощника инспектора в Могилевскую духовную семинарию». е) от 5 декабря за 8628: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 23 ноября 1901 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Виктор Соколов определен на должность учителя латинского языка в Кашинское духовное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И несть кому мощно противитися. Якоже и пророк Давыд глаголет: „Ты страшен еси, и кто противостанет тебе. Яко Бог велий Господь и Царь велий по всей земли, яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть”» 3640 . Сего ради воспоминаше ему, да не величеством господьства своего возгордится когда, но быти смиренну и кротку и ненавидети неправду, поминати же смертный час и во всем последовати отцу своему великому князю Михаилу. И сице учаше его преподобная, отпущает в дом свой. Прочим никакоже беседоваше великая, но в молчании пребываше и единому Богу в молитве, упражняшеся, поя Господеви в сердцы своем: «Господь помощник мой, на того упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся ему» 3641 . И день от дне возхождение полагая в сердцы своем, и душу свою просвещая божественным светопролитием 3642 , и ума зрителное очищая, и яко безплотна во плоти подвизался, и безплотных ликостоянию тщащися усердно постигнути, и разума духовнаго непрестанно боговидения и разсуждения прияти. Имяше же во уме и память смертнаго часа поминаше, и плакаше велми, како по исхождении от тела испытание душам бывает на воздусе от лукавых бесов. И люто поистинне тогда бывает душам тем, иже не имевше плода благих дел и во время сей жизни не подвизавшимся, како бы угодити Богу и избыти вечнаго осуждения. Сего ради и божественый апостол Павел, уча нас, глаголет: «Облецытеся, – рече, – во вся оружия, яко возмощи вам стати противу кознем дияволским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради возмите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявши стати» 3643 . И якоже алчущим невозможно без хлеба быти, сице и хотящему спастися невозможно есть, аще не имать памяти смертныя. Таже по неколицех летех сыну ея благоверному князю Констянтину отшедшу ко Господу, тогда приходит во Тверь вторый сын ея из града Кашина, благоверный князь Василий Михайловичь и молит матерь свою, преподобную и благочестивую и великую княгиню Анну, яко да приидет от Твери града в господствующий его град Кашин 3644 и яко да посети отечество свое, яко да он тамо выну зрит святое и аггелоподобное лице ея и сладкаго зрения присно наслаждатися.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1276 В такой именно форме мы встречаемся с этим аргументом еще в сочинениях —349— Дидима, от которого он, вероятно, и перешел к Амвросию. «В своем бытии, рассуждает Дидим, Отец ни по времени ни по сущности не отличается от Своего Сына и Духа. Ибо, если Он родил впоследствии, то изменился (μετεβλλετο ν) или же извратился (τρπετο), что совершенно чуждо Божеству (περ λλτριον θετητος); придется в таком случае допустить, что некогда, как еще не Родивший Сына, Он был просто Богом, не будучи Отцом». 1277 Св. Василий Великий пользуется аналогичным аргументом в несколько видоизмененном, отличном от Амвросия виде: он указывает не на неизменяемость Божественной природы самой в себе или же не на неизменяемость Бога вообще, как у Амвросия и Дидима, а на Божественное Ведение и могущество, в силу которых принадлежащее ему свойство быть Отцом принадлежало Ему с самого начала (ξ ρχς τ πρπον υτ παρν). 1278 Эта мысль не использована Амвросием. Равным образом мы не встречаем у него и свойственного св. Григорию доказательства вечности рождения из логического анализа понятия «Отец»: Отец не мог сделаться Отцом впоследствии (στερον), потому что Он есть в собственном смысле Отец (κυρως Πατρ); следовательно, и Сын существовал всегда». 1279 Другим основанием, приводимым Амвросием в доказательство вечности Сына, является оригенистическое в своем корне понятие о Сыне, как о Слове, Премудрости и Сиянии Отца. «Не допускай момента, говорит он, когда бы Бог существовал без Премудрости или Свет не имел бы Блеска». 1280 – Свет всегда порождает блеск (splendorem generat) и нельзя понять, возникает ли блеск позже света и существует ли свет раньше блеска; потому что, где свет, там и блеск, и где блеск, там и свет. Таким образом и свет не может существовать без блеска и блеск немыслим без света; свет заключается в блеске и блеск существует в свете. Посему и Апостол назвал Сына Сиянием Славы Отчей, так как —350— Сын в отношении к Отчему Свету есть Блеск совечный (coaeternus), по причине вечности силы (propter virtutis aeternitatem), неотделимый (inseparabilis), по причине единства славы (propter claritudinis unitotem).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приехали к батюшке две сестры, Иеремия и Пахомия, принять постриг с именем Мария (в схиме). Написали батюшке записочки, он начинает постриг: «Постригается монахиня Иеремия в схимонахиню Марию, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Трижды это произнес, а когда подошел к монахине Пахомии сказал: «Расстригается монахиня Пахомия в девицу Марию, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Я, конечно, испугалась и говорю: «Что же они так ошиблись, не то написали!» А мне отвечают: «Не вмешивайся не в свое дело, что ему Бог велит, то он и делает». Трижды батюшка сказал над ней то же слово. Пахомия в ужасе, ничего не понимает, что произошло. Батюшка опять ей одел монашескую одежду и разрешил в ней дома ходить, но он ее уже расстриг. Перед этим был ей сон: какой-то голос ее спрашивал:«Ну, и кто же ты теперь?» А она грубым голосом отвечает: «Грешная Мария». И так три раза. Впоследствии оказалась, что эта Мария попала в какую-то молдавскую секту к Пахомию. Отец Амвросий знал такое, чего никто не знал. Приехали как-то к отцу Амвросию молодожены. Батюшка благословил и сказал: «Аннушка, Аннушка! «Они удивились: «Какая Аннушка?» – «Кашинская. Если вы будете ее хорошо воспитывать, она станет благочестивой девочкой, верующей». Так предсказал им рождение дочки. Предсказал Валерию, что он будет священником, что сначала будет недалеко служить, а потом за свою проповедь и за то, что людей будет жалеть, подальше направят. Приезжал к нему еврей Симеон. Батюшка благословил его креститься со всей семьей и сказал, что умрет мучеником. Он покрестился, а со временем переехал в Америку, там его сбила машина и он умер. Удивительный случай произошел с маленькой Валей. Эта девочка не ходила с самого детства. Она считала своей матерью цыганку. Но сама была совершенно не похожа на нее: вся светленькая, а глазки голубые. Часто брат этой Вали говорил, когда выпьет: «Я все скажу – откуда ты к нам попала!» А она не могла понять, о чем идет речь. Цыганка ходила с Валей по электричкам и собирала деньги. Девочке это не нравилось, а брат сердился и говорил: «Никак у тебя не вытравить княжескую кровь!» Она очень много страдала. Батюшка принял ее радушно, посадил к себе на руки и в десять минут научил играть на фисгармонии. Когда Валя привела к нему свою мать цыганку, батюшка очень внимательно на нее посмотрел. Мне он объяснил, что эта женщина вовсе ей не мать, а украла ее у молодых хороших и богатых родителей. Потом он благословил ее сделать анализ крови. Со временем выяснилось, что родители ее живы, находятся за границей. Принадлежат старинному роду Шуйских, отца зовут Василий. Батюшка предсказал, что будет она женой священника и родит двух детей, мальчика и девочку (а в то время ей исполнилось только 15 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010