До него боярам нет никакого дела, его воспитанием никто не занимается, его наследие никто не обороняет. А ведь совсем иначе обстояли дела, когда таким же малолетним Московский престол унаследовал Димитрий Иоаннович, будущий Донской. Тогда бояре все как один встали на защиту интересов Московской державы, оберегая своего малолетнего государя и продолжая политику его предков. Потому-то и князь в ту пору не мог не считаться с мнением боярской думы и поступать вразрез с убеждениями своих советников – всех сплачивало служение одному великому общему делу. Теперь же, к XVI в., все было иначе, ибо совершенно иным стал характер взаимоотношений государя-самодержца и его бояр. Уже Иоанн III в ответ на выражаемое против его мнения суждение боярина кричал: «Пошел вон, холоп! Ты мне более не надобен!». А при Василии III бояре и вовсе уже не дерзают перечить своему самодержцу, который сознает свое происхождение от автократоров Палеологов. Поэтому бояре, превратившиеся в холопов высшего ранга, подлинно по-рабски ненавидят своего господина и не радеют о его деле, собственности, хозяйстве – то есть о Русском государстве. Это страшные симптомы духовной деградации русского общества, которое переживает глубочайшую трагедию: царственный блеск православной монархии и величие Третьего Рима сочетаются в нем с серьезным духовным изъяном. Корень его – в деспотии, ставшей искаженным отражением подлинной православной монархии, призванной быть земной иконой Царствия Небесного. Именно этот византийский изъян унаследовал вместе с великолепной идеей Третьего Рима Иоанн III, и в еще большей степени его сын-полугрек Василий III. Именно в этом коренится причина того кровавого ужаса, в который православное царство выродится в правление их потомка и продолжателя – Иоанна IV Грозного. В делах церковных царила не меньшая смута. Митрополит Даниил, привыкший потакать сильным мира сего, продолжал действовать в том же духе. Он оставался в силе, пока жива была Елена Глинская, которая не могла забыть услуги, оказанной ей угодливым митрополитом – благословения на прелюбодейный брак с Василием Иоанновичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436287/

Хотя время основания Варницкой обители, кроме нашего рукописного летописца, ничем не подтверждается, но что монастырь этот существовал уже в конце XV столетия мы находим указание в труде г. Киссель «История г. Углича», где читаем, что на освящении нового храма в Покровском Угличском монастыре 1 октября 1482 года Преосвященному Иоасафу, Архиепископу Ростовскому сослужил, между прочими, в числе игумнов «Троицкий с Варниц Иосиф». В полном собр. истор. свед. о монаст. (стр. 554) упоминается жалованная грамота, данная Варницкому монастырю царем Михаилом Феодоровичем в 1624 году, в которой обитель эта значится как существовавшая и при царе Иоанне и при отце его В. к. Василии Иоанновиче . Во времена нашествия Поляков и русских изменников на Ростов монастырь не избежал общей участи: был сожжен и разграблен. В 1725 году по распоряжению Георгия, Архиепископа Ростовского и Ярославского, монастырь Варницкий был обращен в девичий, а монахи переведены в Спас-Песоцкий монастырь; в первый же посланы были несколько монахинь из Ростовского Рождественского Девичьего монастыря; в начале ими управляла игуменья Христофора, а в 1729 г. – наместница Мастридия 8 . В том же 1725 году игуменья и казначея с сестрами обратились к преосвященному Георгию с прошением перевести их обратно в Рождественский монастырь, так как в Варницком ощущался недостаток во всем, начиная с воды и кончая дровами. Вероятно, на это прошение последовало нижеследующее предписание Владыки, сохранившееся в бумагах покойного В.И. Лествицына: «По указу святейшего Правительствующего Синода Советника, господина преосвященного Георгия, епископа Ростовского и Ярославского, из домовой его преосвященства Ростовской Духовной канцелярии, инструкция г. Ростова церкви Вознесения Господня старосте поповскому, попу Леонтию: ехать тебе в ростовской Троицкой девичь монастырь, что у варниц, взяв с собою инквизитора и при нем исследить о обретающихся в том монастыре в искусе вдове Фекле и о девицах: Соломониде, Стефаниде, Домникие, Феодосие, Марфе, и оные во искусе имеющиеся вдова и девицы из каких чинов и по каким указом и в которых годах в тот монастырь прияты или с чьего позволения. И оное следование учиня с ясною очискою, за своею и инквизитора руками, подать в вышеозначенной канцелярии неукоснительно. Духовных дел судия игумен Аарон. За секретаря Гаврило Горохов. Смотрел Василей Петров. 1726 году марта в 7 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г. (Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии), находится в дер. Жабынь Белёвского р-на Тульской обл., на правом берегу р. Оки, у впадения в нее р. Жабынки. Первое историческое описание М. Ж. м. составил архим. Леонид (Кавелин) , в сер. XIX в. неоднократно посещавший обитель и гостивший поблизости, в имении Иваново Белёвского у. Тульской губ., у своего брата, правоведа и историка К. Д. Кавелина († 1885). Считается, что М. Ж. м. основан как пустынь в 1585 г. неким старцем Онуфрием. Об этом свидетельствуют выписки из грамоты царя Феодора Иоанновича , выданной старцу Онуфрию в том же году. Царь повелел писцу дворцовых земель Н. Г. Ржевскому отдать «под монастырь» Жабынское городище на берегу р. Оки с пахотными землями и лесами, ранее принадлежавшее Дворцовому ведомству. Местность называлась по имени прежнего владельца - Жабыни Селехова ( Антонов. 2013. С. 230-231, 233). Вместе с городищем передавались деревни Кузнецово на р. Коломенке, Пашковская Володинская (Упашинское, Пашонская) на р. Коломенке, Волошково, Селихово и луга близ с. Сныхова. По той же дарственной грамоте старец Онуфрий должен был «на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 5-6). В 1609/10 г., при царе Василии Иоанновиче Шуйском , монастырские деревни Пашковская Володинская и Кузнецово были переданы семье воеводы Г. Ф. Киреевского ( Антонов. 2002. С. 29). Возможно, в 1615 г. пустынь сожгли польско-литов. войска А. Ю. Лисовского, хотя в документах М. Ж. м. среди разоренных обителей не упоминается (Книга сеунчей 1613-1619 гг.: Док-ты Разрядного приказа о походе А. Лисовского (осень-зима 1615 г.) М.; Варшава, 1995. (Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв.; Т. 1)).

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Церковь Рождества Богородицы в различные времена неоднократно подвергалась разрушениям. В 1480 году она внезапно обрушилась, причём много потерпели иконы и вся внутренность церкви. В 1514 году, при великом князе Василии Иоанновиче, церковь Рождества Богородицы была вновь сооружена. Впоследствии времени, при постройке нынешнего Большого дворца, была возобновлена. Между иконами в этой церкви замечательна Феодоровская Городецкая икона Богоматери, список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Ипатьевском Костромском монастыре. Она принесена была в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марией Ивановной Романовой. Феодоровская городецкая чудотворная икона Божией Матери прославилась чудотворениями с XII столетия. Она сначала находилась в часовне, вблизи города Китежа, Новгородской губернии. Когда великий князь Псковский Георгий Всеволодович устроил город Китеж, то, по желанию жителей, хотел перенести эту икону в город, но когда по окончании молебного пения ко Пресвятой Богородице, приступили к перенесению её, то не могли и сдвинуть с места иконы. Все бывшие свидетелями сего чуда, уразумели, что Богоматери угодно, чтобы на этом месте была обитель. Поэтому князь Георгий Всеволодович в 1164 году основал здесь монастырь, названный, по имени Городца города и храма во имя Феодора Стратилата, Городецким Феодоровским. Во время нашествия татар, Феодоровский монастырь подвергся пожару, от которого потерпел и соборный храм, где находилась чудотворная икона Богоматери. Все думали, что в пламени погибла и святая икона, но случилось следующее чудо: однажды князь Костромской Василий Георгиевич, по обычаю своему отправился на охоту, в это время подле него пробежал какой-то зверь; князь начал преследовать его и заехал в чащу леса. Потерявши из виду зверя, князь остановился и увидел пред собой на дереве икону Божией Матери. Изумлённый таким видением, он слез со своего коня и вознамерился было взять её, но едва коснулся он иконы, она поднялась на воздух. Князь немедленно возвратился в город и возвестил об этом явлении духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Вследствие таких событий, Спасские врата почитаются священными, чрез которые все проходят в Кремль с благоговением, с открытыми головами. Обычай же проходит этими вратами с непокровенною головою укоренился в народе вследствие того, что как православная церковь предписывает каждому христианину вообще чествовать святые иконы и поклоняться им на всяком месте, так и в подражание повелению царя Авгаря – воздавать поклонение святому образу Спасителя, утверждённому на городских вратах Эдессы. Этот обычай утвердился впоследствии времени, при царе Алексии Михайловиче. Когда в 1647 году принесён был в Москву из Вятки Нерукотворный образ Спасителя, тогда царь с патриархом Иосифом встретил его с великим торжеством и, в память внесения его в Кремль, чрез Флоровские ворота, повелел именовать их Спасскими и проходить ими всем с открытыми головами 72 . Никольские ворота Никольские врата сооружены были при великом князе Иоанне Васильевиче III зодчим Петром Антонием Соларием Фрязиным, которым воздвигнуты были и Спасские врата. Над Никольскими вратами, как и над Спасскими, верх устроен был низменный шатровый; потом, в начале XIX столетия, сделан высокий пирамидальный, в готическом стиле для соответствия Спасской башне. Никольские врата издавна посвящены были святителю Николаю Чудотворцу, которого с особенным усердием чтит всё православное наше отечество. Они посвящены были сему святителю, потому что ещё на прежде бывших здесь воротах изображён был святитель Николай Чудотворец Можайский 73 , явленный в 1403 году, при великом князе Василии Димитриевиче, и по монастырю святого Николы Старого, или Большая Глава, который находится не далеко от Никольских ворот, где ныне Греческий Никольский монастырь. Никольские ворота в продолжение своего существования были ознаменованы разными замечательными событиями. Так до XVIII века, Всероссийские митрополиты и патриархи в день своего поставления на Всероссийскую кафедру, объезжая вокруг Кремля на осле, пред Никольскими вратами останавливались и совершали молебное пение святому Николаю Чудотворцу. В эти врата совершался крестный ход из Кремля в Казанский собор, в память освобождения Москвы от поляков 22 октября. В 1380 году, в эти ворота выступило войско Димитрия Иоанновича Донского на Куликовскую битву в сопровождении духовенства. В 1408 году они были свидетелями осады Москвы Эдигеем, в 1551 году нашествия крымских татар, а в 1611 и 1612 годах битвы русских с поляками за Москву. В Троицкий пожар Никольские ворота сильно потерпели от огня, но были возобновлены. Когда в 1812 году французы оставляли Москву и Кремль, тогда сделали под Никольскую башню подкоп с порохом. Как только сделан был неприятелями поджог – эта вековая твердыня подверглась страшному разрушению, но образ святителя Николая Чудотворца над вратами сохранился невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Симеона, Епископа Суздальского, и приступил к разборке оной. Потом когда в 7015/1597 году, Июля 4 начали копать рвы для фундамента новой церкви: то обрели мощи Пр. Евфимия нетленными. Церковь сия совершена и освящена в 7019/1511 году при Великом Князе Василии Иоанновиче всея России, и монастырь наименован Спасо-Евфимиевым . В 1776 году Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА II на возобновление этой обители пожаловала достаточную сумму, на которую все ветхости в монастыре и исправлены. Здания в монастыре сем все каменные огромной архитектуры следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, построенная в 1593 году Сентября 2, а освящённая в 1596 году, Августа 6, в которой и Св. мощи Пр. Евфимия почивают поверх земли, перенесённые в 1615 году, Февраля 22; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА с башнями и комнатами. Церковная утварь и ризница состоит из богатейших сокровищ. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим 9.787 душ крестьян. Настоятельство Архимандричье учреждено при самом устроении монастыря сего, как выше сказано, которое по Штатам также положено. Архимандриты священнослужение отправляют, кроме обыкновенных отличий, с рипидами и на ковре, по следующей грамоте: Грамота «От Преосвященного Игнатия, Епископа Суздальского и Юрьевского, Спасова Евфимиева монастыря Архимандриту Кириаку. В нынешнем 1714 году, Февраля в … бил челом ты Нам, Преосвященному Епископу, в Суздале словесно, чтоб тебе служить в обители своей с полицами и с рипидами на ковре. И Мы о том Преосвященному Стефану, Митрополиту Рязанскому и Муромскому, докладывали. И как к тебе сия Наша грамота придёт, и тебе в обители своей, или куда позовут, кроме соборной Церкви, с полицей и с рипидами на ковре служить по Нашему благословению». Писан в Москве на Нашем Архиерейском дворе лета 1714 Апреля в 1 день. В этой обители содержатся разные государственные преступники и лишённые ума Особы высших классов. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 4. - 1812. - 887, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3 класса мужской монастырь, находящийся в столичном городе Москве, за Серпуховскими воротами, подле Даниловской заставы, на берегу реки Москвы, построен около XIII столетия Св. Благоверным Великим первым Князем Московским Даниилом Александровичем, сыном Благоверного Князя Александра Невского. Первоначально там монастырь создан был им деревянный небольшой во имя Св. Даниила Столпника, а в 1330 году при сыне его великом Князе Иоанне Данииловиче Московском, называемом Калита, переведён оный во двор Царский к Спасу Преображения, что на Бору; потом при Великом Князе Василии Иоанновиче в другой раз переведён на новое место, на гору Крутицу к Спасу Преображения (см. описание Новоспасского монастыря). А при Царе Иоанне Васильевиче и первоначальный Данилов монастырь возобновлён каменным строением. Из надписи на гробе Св. Благоверного Князя Даниила, там находящегося, явствует, что он преставился в лето 6811/1303 Марта 4, а мощи его обретены лета 7160/1652 Августа 30; а из другой надписи в сем монастыре снаружи гроба внизу на левой стороне высеченной значит: повелением Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и Святейшего Никона Патриарха, того же года и числа перенесены сего монастыря в церковь во имя Седми Вселенских Соборов, где и поныне на левом клиросе в украшенной раке откровенны опочивают. Здания в монастыре сем ныне все каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная в память Семи Вселенских Соборов двухэтажная; внизу оной храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Даниила Пророка; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Даниила Столпника; 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами под колокольней Св. Симеона столпника; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) КЕЛЬИ; 6) ОГРАДА вокруг монастыря. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 1243 души крестьян и настоятельство Архимандричье; по Штатам же положен в 3 классе с настоятельством Игуменским; но в 1798 году учреждена паки Архимандрия 3 класса. Добавление из VI тома В дополнение и поправку см. выше, ч. VI, стр. 441 и следующие 1 . Данилов Троицкий Переславский

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

М. Александровский А. Перечень существующих церквей в порядке времени их построения I. Время митрополитов Киевских и всей России Спас на Бору, или Преображенский собор. Находится на дворе Большого Кремлевского Дворца. Построен в 1330 году Великим Князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите Св. Феогносте. Западный притвор и северозападный верхний придел пристроены в 1350 году В. К. Симеоном Иоановичем Гордым. 3начительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, при чем были пристроены 1) югозападный верхний придел, 2) юговосточный придел Гурия, Самона и Авива, 3) северовосточный придел Трех Святителей, 4) притвор к юговосточному приделу. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный – Мученика Прокопия, южный – Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта. – В главном иконостасе находятся храмовые иконы 1) Сретенского собора, разобранного в 1801 году, и 2) церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 г. 2. Всех Святых, что на Кулишках. Находится на Варварской площади при начале Солянки. Построена при В. К. Дмитрии Иоанновиче Донском в память православных воинов, павших 8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле. Колокольня XVII века. Некоторая перестройка церкви была в 1687 году, а последнее значительное обновление в 1845. Приделы: 1) Пророка Наума, 2) Николая Чудотворца. 3. Марии Египетской, в Сретенском монастыре. Построена в 1385 году. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII веке фабрикантом А. Милютиным. В 1784 году церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 года богослужения в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 году стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I. 4. Воскрешения Лазаря. Во Дворце, на северозападе от Спаса на Бору. В 1393 году Бывшая Княгиня Евдокия Димитриевна построила здесь каменный храм Рождества Богородицы. Над этим храмом в 1514 году зодчим Алевизом надстроен другой, который стал называться церковью «Рождества Богородицы, что на Сенях», причем нижняя церковь была переименована в Воскрешения Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В Воскресенской церкви на Мячине колокол с надписью: «Лета 7177 (1669) года марта 12 дня выменен колокол в Великом Новгороде при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Руссии к Воскресению Христову». Здесь же сохранились два колокола с одинаковою вылитою надписью на латинском языке по верхней части их: «M. Kordt Kleiman me fesit». Другая одинаковая русская надпись на них вырезана внизу кругом: «Лета 7155 (1647) года марта 1 дня при благоверном государе царе и в. князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя России самодержца дали сии три колокола Великаго Новгорода церкви Всемилостиваго Спаса Нерукотворенному образу у Новинских ворот... Бога молить, а по смерти за их души поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти, а прием подписан в 1776 (1669) году мая 1 дня». В Перекомском монастыре колокол с надписью: «В лето 7189 (1681) году дал сей колокол в Новгородской уезд в Николаевской Перекомской монастырь Роман Федорович Боборыкин по себе и по родителех». В Никитинской церкви на пяти колоколах находится следующая одинаковая надпись: «Сей колокол дал к церкви Андрея Первозванного Щитной улицы торговой посадской человек Григорий Сильверстов лета 7206 (1698) апреля в день». На двух колоколах год вылит 7206, а на трех 7205 (1697) и месяца марта в 25 день. В Феодоровской церкви на двух колоколах одинаковая надпись: «71205 (1697) марта в 4 день вылит сей колокол в Великий Новград к церкви великомученику Феодору Стратилату на Торговую сторону, весу в нем 41 пуд 12 фунтов». На другом колоколе вес написан: «12 пуд. 9 фунт.». В Ильинской церкви, на трех колоколах одинаковая надпись: «Лета 7205 (1697) марта в 1 день, сей колокол В. Новаграда церкви св. Пророка Илии Славной улицы, а вылит после пожара из старых колоколов тояж церкви. Лил сей колокол мастер Иван Матвеев». К 17 веку относятся два колокола в Успенской Колмовской церкви, литые при царе Василии Иоанновиче Шуйском и Новгородском митрополите Исидоре (1606–1610). В Вяжицком монастыре большой колокол с надписью: «Божьей милостью, повелением благовернаго христолюбиваго государя царя и в. князя Михаила Феодоровича всея Руси, и по благословению отца его государева, великаго государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, слит сей колокол в Новгородской уезд в некончаемый дом великому чудотворцу Николе в Вяжицкой монастырь при игумене Варламе еже о Христе с братиею, лета 7135 (1627) года месяца мая в 22 день; мастер Дмитрий (правильно – Данила 277 ) Матвеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ж) Пермские староверы веруют, что, даже изображая на себе крестное знамение, они изображают не иной какой крест, как только осьмиконечный, – и это объясняют так. обр.: крестящая рука, говорят они, останавливаясь на челе, на персях и плечах двумя перстами прикасается восемь раз, а это соответствует восьми концам креста. 117 Другие объясняют иначе: проводя руку на чело, они делают будто бы два конца, другие два конца при движении руки от чела к персям, на плечах два конца и еще два конца при опущении руки с левого плеча – итого восемь концов. 118 з) В почитании православными двух крестов, четвероконечного и осмиконечного, староверы видят две веры, а не одну. 119 4. Об аллилуиа В учении Пермских староверов об аллилуиа нового ничего нет. Что должно читать и петь аллилуиа дважды, а в третье прибавлять: слава Тебе Боже, – это они доказывают теми же доводами, какие мы находим в ответах Питириму, а именно: харатейным уставом пр. Феодора Студита , посланием м. Фотия в Псков, свидетельством Максима Грека – в слове 43, степенной книги о в. к. Василии Иоанновиче, житием пр. Евфросина Псковского, Стоглавом, древними псалтирями м. Киприана, Новгородского архиеп. Серапиона, м. Моск. Афанасия, пр. Кирилла Новоезерского, часословами, октоихами, уставами, потребниками, служебниками, триодями, ирмологами, молитвенниками, азбуками, свидетельством Арсения Суханова – в «проскинитарие» и друг. 5. Об имени Иисус Все вообще Пермские староверы укоряют православных за то, что они изменили имя Спасителя и веруют в какого-то другого Спасителя, именуемого Иисусом, а не в истинного, который именуется Исус. Это доказывают древними церковными и другими книгами, свидетельствами уже известными, и новых доказательств никаких не присовокупляют; ссылаются на те же древние книги и иконы, на которые и прежде ссылались. Раскольники, все вообще, сильно жалуются на святителя Димитрия Ростовского , который, производя наименование Исус от σος равный и ος ухо, будто бы самого Спасителя называл равноухим, и тем нанес величайшее оскорбление Церкви и вере (в Розыске час. 1, гл. 15). «Не странно ли сие слышать, говорят староверы, и не трепетно ли глаголать? Ей, страшно и трепетно!» 120 6. О хождении посолонь

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010