Основатели сея обители были Преподобные Сергий и Герман, но время построения ее не известно. В нем соборная церковь во имя Преображения Господня верхняя, а нижняя во имя Преподобных Сергия и Германа, коих и Святой мощи в ней почивают, перенесенные сюда из Ладоги; память перенесения их совершается в 11 день сентября; 2) церковь теплая во имя Успения Пресвятой Богородицы; 3) над святыми вратами во имя Тихвинской Богородицы; 4) во имя Святого Николая Чудотворца. В трех верстах от монастыря находится скит, в котором церковь во имя всех Святых и при оной несколько братских келий; кроме сего находятся в разных местах уединенные кельи, построенные для желающих безмолвия Валаамских пустынножителей. Местоположение монастыря сего весьма красивое и величественное; он пользуется, кроме своего острова, многими другими по близости его лежащими островами, которые изобилуют лесом, сенокосами и рыболовными местами. В Июне месяце 27-го числа, в день совершения памяти Преподобных Сергия и Германа, бывает при сем монастыре, в особо устроенных купеческих лавках, ярмарка, на которую приезжают торговцы из разных мест по случаю великого стечения народу; она продолжается до 30 числа сего месяца. Варницкий мужеский, заштатный, Ярославской Епархии, в 3 верстах от города Ростова при бывших соляных варницах; время построения его неизвестно, а существовал уже при Великом Князе Василии Иоанновиче. В нем церковь соборная во имя Святой Троицы с приделами; во имя Преп. Сергия Радонежского и во имя Святых Афанасия и  Кирилла Александрийских . Построена в 1771 году. Васильевский мужеский, заштатный, Владимирской Епархии в городе Суздале. В нем церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Введенская Островская мужеская пустынь, Владимирской Епархии в Покровском уезде, от города в 4 верстах на острове озера, именуемого Вятское. Начало ее полагают от двух монахов Сергия и Тимофея, живших в конце XVII столетия. Обряд церковной службы в сей пустыне отправляется по примеру Афонской горы, принесенный оттуда Иеромонахом Клеопой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Греческий Николаевский мужеский, Ставропигиальный, 2-го класса степенью 26, в Москве в Китае городе, отданный в 1669 г. Царем Алексеем Михайловичем Архимандриту Иверского монастыря Пахомию за принесенную им точную копию с образа Иверской Богородицы. В нем две церкви: 1) Соборная двухэтажная, в верхнем этаже престол во имя Успения Божией Матери, а в нижнем во имя Николая Чудотворца; 2) над часовней во имя Св. Константина и Елены. Грозовский Иоаннобогословский мужеский, заштатный, Минской Епархии в местечке Грозове; построен в 1600 г.; в нем церковь соборная во имя Св. Иоанна Богослова; настоятельство Архимандричье. Давидова заштатная пустыня, Московской Епархии в 23 верстах от города Серпухова; построена в 1515 году при Великом Князе Василии Иоанновиче. В ней церковь Соборная во имя Вознесения Господня и другая во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Знамения Божией Матери, в которой почивают мощи Преподобного Давида, основателя сей пустыни. Далматов Успенский мужеский, 3-го класса, Пермской Епархии в городе Далматове; основан в 1644 г. Строителем Далматом. В нем церковь Соборная во имя Успения Божией Матери в верхнем этаже, а в нижнем во имя Рождества Христова; 2) во имя Св. Иоанна Богослова. Данилов мужеский, 3-го класса, степенью 4, в Москве за Серпуховскими воротами на берегу реки Москвы; построен в XIII столетии Св. Благоверным Князем Московским Даниилом Александровичем, сыном Благоверного Князя Александра Невского; потом при Царе Иоанне Васильевиче возобновлен. В нем церковь соборная двухэтажная, из коих верхняя во имя семи Вселенских соборов, в которой почивают открыты Св. мощи Благоверного Князя Даниила, преставившегося в 1303 году, марта 4 дня, а обретенные в 1652 года Августа 30 дня, а внизу во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Даниила Столпника; под колокольней церковь во имя Св. Симеона Столпника. – Монастырь сей управляется Архимандритом. Данилов мужеский, 2-го класса, степенью 16, Владимирской Епархии при городе Переславле-Залесском; построен в 1508 г. В нем соборная церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Даниила Переяславского Чудотв., возобновленным и освященным вновь в 1813 году; в сем приделе почивают Св. мощи Преподобного Даниила, обретенные в 1652 году ноября 17 дня; служба сему Преподобному совершается в обители сей апреля 7-го в день преставления его (1510), 30 декабря в день свидетельствования мощей его и октября 16 дня в воспоминание преложения оных в новую раку. 2) Церковь во имя Похвалы Богородицы с приделом во имя Преподоб. Сергия Радонежского. В числе примечательных вещей в обители сей находится икона Тихвинской Богородицы, принесенная Преподобным Даниилом из Пафнутиева Боровского монастыря. В соборной церкви Св. Троицы на престоле одежда серебряная чеканная с позолотой; на ней изображены: тайная вечеря, положение во гробе, восстание от гроба Христа Спасителя и Успение Божией Матери, устроенная Г. Мещаниновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

За недостатком сведений касательно истории Хотькова монастыря, древнее состояние его мало известно. Знаем только, что монастырь был скуден средствами к содержанию и числом иночествующих: в начале XVI века, в первый год велико княжения Василия Иоанновича, монастырь по просьбе священнослужителей и монашествующих поступил наружное княжеское содержание. Вот что пишется об этом в грамоте: « Се яз князь великий Василей Иванович пожаловал есми попа Лукьяна, да дьякона Захарья, что служат в Радонежском уезде у Покрова Пречистые Богородицы в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия Чудотворца родители, отец его Кирилл, да мать его Марья, или кто у той церкви у Покрова Пречистые в монастыре иной поп и дьякон будет, велел есми им давать ругу с году на год на сборе; попу пятнадцать четей ржи, да пятнадцать четен овса, да пять пуд соли; а дьякону десять четей ржи, да десять четей овса, да три пуда соли; а проскурнице шесть четей ржи, да шесть четей овса, да пуд соли, да на проскуры две чети пшеницы, да пуд соли, да на свечи безмен воску; да на семнадцать старцев и стариц, что живут в том монастыре, по окову (т. е. по кадке) ржи, да по окову овса, да по пуду соли на человека. А емлют тот хлеб и воск и соль поп и дьякон и проскурница и старцы и старицы у моего дворецкого у Петра Васильевича. Дана грамота на Москве 7014 (1506) году, марта в 11-й день». В 1554 году Иоанн IV утвердил сию грамоту отца и рушить ее не велел никому ничем 11 . В грамоте замечательно то, что Хотьков монастырь не был тогда исключительно мужским или женским, но был обителью и старцев и стариц. Впрочем, это не единственный пример: по два отделения имели и другие монастыри, напр. Введенский Подольный, находившийся под стенами Троицкого монастыря 12 . В 1544 году, когда Великий Князь Иоанн Васильевич был в Троицком монастыре, власти Троицкого били ему челом, чтоб он передал Хотьков монастырь в управление Троицкому, и просьба их была удовлетворена. В грамоте своей Великий Князь по этому случаю пишет: «к Се яз князь великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал есми Троицкого Сергиева монастыря игумена Никандра с братьею, или кто по нем иный игумен будет, что мне били челом, что в Радонежском уезде на Хотькове мой девичий монастырь Покров Святой Богородицы, а в том монастыре лежат чудотворца Сергия родители, и нам бы их пожаловать, дати тот монастырь в дом Живоначальной Троицы и Чудотворцу Сергию. И яз князь великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал Троицкого Сергиева монастыря игумена Никандра с братнею, дал им тот девичий монастырь Живоначальной Троицы и Чудотворцу Сергию и с поповскою пашнею. А которая от нас та руга шла в тот монастырь, хлебная, и денежная, и соль и та им руга имати по томуж с нашего дворца по книгам, как имали при отце нашем при великом князе Василии Ивановиче, а нынче при нас. Писана у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7052 августа в 1-й день». В 1551 году грамота подтверждена Государем 13 . В этой грамоте достойно замечания следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

князе едор Иванович всея Руси и при nampiapx Иов Великого Новаграда, при игумен Ioh, да въ тотъ колоколъ еодосей приказалъ по себ и по своихъ родителехъ. Лилъ мастеръ Тимоей новгородецъ». В Михайловской церкви на Торговой стороне колокол XVI века с надписью: «+ и христолюбиваго царя и государя великого князя едора Ивановича всея Руси и благоврной цариц и великой княгин Ирин». Из этой неполной надписи на колоколе видно, что вместе с ним лит был другой колокол, которого теперь нет. К колоколам XVI века можно отнести небольшую металлическую кандию, находящуюся в ризнице Соф. собора. Она устроена наподобие небольшой чаши; вокруг поддона её надпись 511 : «лта 779 (1571) г. поставилъ сию кандию въ домъ святому Николы на Боровно 512 старецъ Андрей». При кандии небольшой железный язычок для ударения, которое совершалось в старину, например, во время чтения евангелия в 1-й день пасхи. В письменном устав (XVII в.) Софийского собора на св. пасху сказано: «и на всяком возгласе протодиаконове евангелия ударяют в кутейник по единощи в кандею и в вестовой колоколец». К XVII веку относятся два колокола в Успенской Колмовской церкви, литые при царе Василии Иоанновиче Шуйском и новгородском митрополите Исидоре (1606–1610). В Вяжицком монастыре большой колокол с надписью: «Бoжieю мuлocmiю, nobeлehieм благовернаго христолюбиваго государя царя и в. князя Михаила еодоровича всея Руси, и по блarocлobehiю отца его государева, великого государя святйшаго патриарха Филарета Никитича московского и всея Pyciu, слитъ сей колоколъ въ новгородской уздъ въ некончаемый домъ великому чудотворцу Никол въ Вяжицкой монастырь при игумен Варлаам еже о Христ с бpamieю, лта 7136 (1627) года мсяца мaiя въ 22 день; мастеръ Дмитрий Матвевъ» 513 . На колокольне Соф. собора три колокола XVII века. На одном из них надпись: «лта 7145 (1637) февраля в 23 день дала си колоколъ гостя Ивана Офонасева сына Юдина жена Kcehiя едорова дочь о сын своемъ Гpuropi вобитель пречистыя Богородицы Beдehiю двичь монастыря на Тиину въ вечный поминокъ и по родителехъ; а тотъ колоколъ не продать, не заложить».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

УЛЕЙМАНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верстах от уездного города Углича, при речках Улейме и Воржехоте. О времени основания сей обители неизвестно. Упоминается же о ней еще в начале XVI века. Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, с приделом Феодора Стратилата; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы, теплая; и 3) Живоначальной Троицы, над св. вратами. ИСАКИЕВСКАЯ, пуст. муж., в 60 верстах от уездного города Пошехони, близ села Исакова; находится под управлением игумена. Основана, по случаю явления на сем месте, в январе 1659 года, чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, честного Ее Рождества. Здесь соборная церковь Рождества Богородицы, с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В главном иконостасе находится означенный явленный образ, ныне именуемый Исаковским, которому празднество совершается 8 сентября. ДОРОФЕЕВСКАЯ-ЮГСКАЯ, пуст. муж., в 15 верстах от уездного города Рыбинска, при реках Юге черном и Юге белом. Основана в 1615 году, при Ростовском митрополите Варлааме Старцем Дорофеем. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Сошествия св. Духа, с которой находится принесенная сюда Старцем Дорофеем из Псковопечерского монастыря икона Божией Матери-Одигитрии, называемая ныне Югскою; празднество ей совершается 28 июля; в это время она бывает носима в крестных ходах по окрестным селениям, в сопровождении множества усердствующих и возвращается в обитель чрез долгое время. В нижнем этаже сей церкви находится гробница основателя Дорофея, над которою устроена в последствии времени малая церковь и престол во имя св. Дорофея, Епископа Тирского. 2) Успения Богородицы, теплая. 3) Николая Чудотворца. 4) Молчанской Божией Матери, больничная. КАЗАНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Ярославле. Основан в 1605 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с приделами: св. Параскевы Сербской, Климента Папы Римского и Петра Александрийского . В недавнем времени церковь сия, по ветхости, построена вновь, в изящнейшем вкусе, и освящена в 1845 году. 2) Иоанна Предтечи над вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал. Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы. Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей). В 1610 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском была, видимо, сделана попытка устроить в А. с. особую усыпальницу новой династии: в приделе в честь Обретения главы Иоанна Предтечи покоятся останки близкого родственника царя полководца кн. М. В. Скопина-Шуйского, однако это единственное захоронение в приделе. Сам царь Василий Иоаннович, умерший в польск. плену в 1612 г., был похоронен в 1635 г. в сев.-зап. углу А. с., возле гробниц опальных князей Андрея Ивановича и Владимира Андреевича Старицких. Царей из рода Романовых хоронили уже в наосе у средних столпов собора. История некрополя закончилась в 1730 г., когда было совершено последнее захоронение,- у юж.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Литвою звали тогда у нас всех подданных польско–литовского королевства: поляков или ляхов, собственно литовцев и русских из Белой и Малой Руси; в числе сих малоруссов было много казаков. По вере почти все враги наши были католики или униаты, не щадившие православных храмов и прочих святынь. Они стали пленить Русскую землю и избивать жителей, завоевали много городов, например, выжгли город Дмитров, оскверняли церкви Божьи, ниспровергали престолы святые, снимали с них одежды, обдирали с икон оклады, а самые иконы бросали, грабили книги, часто самые церкви сжигали. Многие из русских, боясь посечения, признавали их власть, давали дань и кормы. Им покорилось много городов. В 1609 году был взят город Ростов Великий и выжжен; соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернена, раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи и вся церковная утварь и казна были пограблены. Множество людей обоих полов и всяких возрастов было посечено. Много терпели тогда от тяжести налогов православные и, не предвидя облегчения, многие города стали от врагов запираться. Это было время, когда при царе Василии Иоанновиче Шуйском враги наши выставили второго Лжедмитрия и требовали покорности ему, или его покровителю, польскому королю. Имея целью овладеть Москвой и царским престолом, враги собрались около Москвы и оттуда производили набеги и опустошения в разные стороны. Второй самозванец устроил лагерь при деревне Тушине. Не оставили враги в покое и Борисоглебского монастыря, где подвизался Иринарх. Некто, неприятельский воевода Микулинский, повоевав город Ростов, пожегши посады под Ярославлем, разорив город Углич, пришел на Устье в монастырь к Борису и Глебу. Здесь он, со многими панами, вошел в келью старца и стал испытывать его веру: – В кого ты веруешь? – Я верую в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, – отвечал старец. – А земного царя кого имеешь? И старец громогласно произнес: – Я имею Российского царя Василия Иоанновича: живу в России, Российского царя и имею, а иного никого и нигде не имею.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Событие остается по-прежнему на своем месте, зависимость от татар вполне прекратилась действительно в княжение Иоанна III; но мы не можем уже смешивать следствия с причиною: мы видим, что обширные размеры, в которых является деятельность Иоанна III, суть следствие деятельности его предшественников, что основания величия России были положены прежде Иоанна, но что за последним остается важная заслуга-уменье продолжать дело предшественников при новых условиях. Не возвышая значения Иоанна III в ущерб значению предшественников его, мы не считаем себя также вправе возвышать или уменьшать значения Василия Иоанновича относительно значения отца его. Видим одно предание и один характер; все согласны, что Василий не был так счастлив, как Иоанн; это, разумеется, не может отнять достоинства у сына, ибо, чем больше препятствий, тем выше заслуга. Как господствующие черты характера замечаем в Василии необыкновенное постоянство, твердость в достижении раз предположенной цели, терпение, с каким он истощал все средства при достижении цели, важность которой он признал. Это видно в войнах казанских, в постоянстве усилия для овладения Смоленском, в постоянстве искания союза крымского и турецкого; верность раз принятым началам видна особенно в том, что как ни дорожил он приязнию крымского хана, однако ни за что не соглашался обязываться срочною посылкою определенной суммы денег в Крым, ибо это имело бы вид дани. Что же касается до ближайшего знакомства с характером Василия, то для этого мы имеем только один памятник; к сожалению, этот драгоценный памятник, изображающий нам Василия как живого человека, есть изображение Василия умирающего, изображение его предсмертных дней, которое мы привели во всей подробности. Само собою разумеется, что поведение человека в последние дни его жизни и именно при сознании, что это последние дни, как то было с Василием, не может дать нам вполне верного понятия о прежнем поведении человека; но мы должны воспользоваться тем, что у нас есть. Василий занемог, едучи с богомолья из Троицкого, монастыря на охоту в Волок-Ламский: это были две постоянные цели поездок великого князя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После кончины свт. Василия Калики ( 3 июля 1352), погребение которого возглавил М., он по приглашению новгородцев вернулся на архиерейскую кафедру («пакы с молбою введоша... на свои ему стол к Святеи Софеи» - НПЛ. С. 363). Возведение на архиерейский стол схимника допускалось в церковной практике того времени (см.: Успенский. 1998. С. 272-273. Примеч. 26). В этот период в Новгородской и Псковской землях была эпидемия «черной смерти», унесшая жизнь многих новгородцев и псковичей, в т. ч. свт. Василия. В Москве от чумы скончались в 1353 г. вел. кн. Симеон Иоаннович Гордый и свт. Феогност. Владычный летописец М. оставил исполненные большого сочувствия к жертвам чумы записи (НПЛ. С. 363). Как предполагают В. Л. Янин и Хорошев, в начале своего 2-го архиерейства М. оказал поддержку процессу преобразования новгородского посадничества в коллективный гос. орган из 6 бояр ( Хорошев. 1980. С. 66-67; Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 269-270). Кроме того, Янин, опираясь прежде всего на сфрагистические данные, предположил, что в 1354 г. одновременно с проведенной в Новгороде реформой светского управления (посадничества) М. провел организационную реформу владычного управления и суда, восстановил широкую юрисдикцию суда (в т. ч. касавшуюся имущественных отношений). По мнению исследователя, при свт. Василии Калике ее сфера применения была ограничена (судя по численности сохранившихся печатей) (Актовые печати. Т. 1. С. 60). После возвращения на кафедру М. отправил грамоты в К-поль «к цесарю (Иоанну Кантакузину.- М. П.) и к патриарху (Филофею Коккину.- М. П.) с просьбой о благословении и исправлении о «неподобных вещех, приходящих с насилием от митрополита» (НПЛ. С. 363). Обычно считается, что М. подал жалобу на свт. Феогноста, скончавшегося в марте 1353 г. (О. В. Севастьянова предполагает даже, что на поставленного в Тырнове на Киевскую кафедру Феодорита, непризнаваемого в К-поле - Севастьянова. 2011. С. 204-205), однако, учитывая хронологию событий, скорее всего он имел в виду нареченного митр. свт. Алексия , обложившего подчинявшиеся ему епархии дополнительными податями перед своей поездкой в К-поль на поставление; по словам летописца, «священьскому чину тягость бышеть везде» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 63).

http://pravenc.ru/text/2563954.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010