Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь " град пожгоша " . Огонь бушевал с такой силой, что от него " колокола разлияшася " . Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван " новым " . Именовали его тогда ещё и " новодевичьим " , а это доказывает, что на рубеже XV-XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В XVI-XVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине XVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение " Княгинин " он утерял, вернув его лишь в 1900 году. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в XIX веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал " со товарищи " - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=05331

Чтобы добиться поставления Дионисия, великокняжеские послы должны были выдвинуть обвинения не только против Киприана, но и против Пимена. Для расследования этих обвинений в Москву зимой 1384/85 г. прибыли два греческих митрополита, которые нашли эти обвинения правильными. 9 мая 1385 г. Пимен был вынужден отправиться в Константинополь. Какое участие принимал вел. князь в событиях, происходивших в Москве, неясно. В 1386 г. вел. князь снова послал прп. Феодора в Константинополь по делу «о управлении митрополии». По свидетельству патриаршего документа 1389 г., Феодор выступил в качестве обвинителя по отношению к митр. Пимену. Какие цели преследовал Димитрий Иоаннович, предпринимая такой шаг, остается неясным, т.к. вел. князь ничего не сделал для примирения с Киприаном и не предложил иного кандидата на митрополию. Разбирательство не привело ни к какому результату: Константинополь покинул вызванный по делам в Литву Киприан, 6 июля 1388 г. «без исправы» вернулся в Москву Пимен. Здесь его продолжали признавать митрополитом. 15 августа он поставил епископа в Рязань в присутствии Димитрия Иоанновича. Однако отношения между вел. князем и митрополитом оставались напряженными («бе бо и распря некаа промежь их»). 13 апреля 1389 г. митр. Пимен снова отправился в Константинополь, на этот раз не поставив в известность вел. князя, что вызвало гнев последнего. Через месяц после отъезда митрополита великий князь Димитрий умер, вскоре скончался Пимен, церковный кризис разрешился уже при вел. кн. Василии I . В сложных и трудных условиях своего времени, не всегда способный принять верное решение и вынужденный нарушать церковные правила, князь Димитрий тем не менее пытался следовать заветам митр. Алексия. Духовенство Северо-Восточной Руси было убеждено, что своими действиями вел. князь старается служить интересам православной Церкви, поэтому все смены на митрополичьем столе не сталкивались с открытым сопротивлением даже со стороны тех лиц, которые не были согласны с решениями правителя. Благословение преподобным Сергием Радонежским князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

Успения и поставление в ней иконы, в титле 12 - о победе кн. Андрея над болгарами и царя Мануила над сарацинами. В 12-й степени (княжение вел. кн. Димитрия Иоанновича), в 16-й гл., рассказывается о том, как возникла идея принесения иконы в Москву в 1395 г.: Бог открыл свою волю блж. вел. кн. Евдокии по ее сугубым молитвам «советом и повелением» ее сына вел. кн. Василия Димитриевича и митр. Киприана. В 13-й степени, в 24-й гл., помещена вышеназванная «Повесть на сретение…». В 16-й степени (княжение вел. кн. Василия Иоанновича) исторические события изложены в тесной взаимосвязи с новыми чудесами В. и. В 17-й степени (царствование вел. кн. Иоанна Васильевича) новым чудесам иконы посвящена 9-я гл. («О страшных и сугубейших пожарах и блаженном Василии…»). Лит. переложение Повести о Темир-Аксаке из Книги степенной царского родословия с дополнениями из Пролога 1685 г. помещено в августовской Минее Димитрия Ростовского ( [Димитрий Ростовский, митр. ]. Книга житий святых… июнь, июль, август. К., 1705. Л. 761 об.- 763; см. также: ЖСв. Авг. С. 464-466; см.: Круминг А. А. Четьи Минеи св. Димитрия Ростовского: очерк истории создания//Филевские чтения. М., 1994. Вып. 9. С. 8, 43; Клосс. С. 136). Почитание В. и. в XII-XX вв. В описании изложенного в сказании XII в. чуда троекратного схождения В. и. со своего места в храме Вышгорода отражена идея составителей сказания о перенесении иконы в Сев.-Вост. Русь по желанию Пресв. Богородицы. Это чудо свидетельствует также о том, что икона была выносной (запрестольной, с изначальным изображением на др. стороне). В Вышгороде у иконы еще не было имени; кн. Андрей не знал о ее чудесах. Прославление образа, совершавшего чудеса на пути из Киева, началось во Владимире по инициативе кн. Андрея и клира Успенского собора, пришедшего с князем из Вышгорода. Существует предположение, что В. и. была списком с чтимой к-польской иконы из базилики при имп. дворце во Влахернах. О. Е. Этингоф полагает, что прославление В. и. на Руси было связано с почитанием Влахернской иконы Божией Матери (типа «Умиление»; см.

http://pravenc.ru/text/154962.html

26 февр. 1566 г., при игум. Макарии, была подписана послушная грамота царя Иоанна IV на с. Богданово, тогда же к мон-рю была приписана Макариева Писемская пуст. (см. Макариев Писемский в честь Преображения Господня женский монастырь ). 11 авг. 1616 г. владение вотчиной подтвердил царь Михаил Феодорович. В сент. 1574 г. царь Иоанн IV дал жалованную грамоту игум. Макарию II на вотчины в Вологодском, Пошехонском, Ярославском и Костромском уездах (подтверждена царями Феодором Иоанновичем 12 июня 1584, Борисом Феодоровичем игум. Митрофану 9 авг. 1599, Василием Иоанновичем игум. Филарету 10 марта 1609). Уникальным было попечение о благосостоянии обители Рюриковичей - белозерско-пошехонских князей. В XVI в. кн. Семен Андреевич Шелешпанский, умерший бездетным, при вел. кн. Василии III завещал П. О. м. свои родовые вотчины: 9 деревень (Инжевор, Токарево, Высокое, Подорваное, Грибунино, Конанцово, Вараково, Власово, Боранцово) и 3 починка (впосл. Ухтомской вол. Пошехонского у.). В 1534/35 г. кн. Иоанн Васильевич Угольский вложил в мон-рь 6 деревень (Фетиньино, Нятинино, Лукино, Куземкино, Веснино, Плющево - впосл. Борисоглебский Карагачский погост), 3 починка и займище к юго-западу от Грязовца. В 1550/51 г. И. А. Кутузов дал мон-рю в соответствии с пожеланием своей жены Евдокии Константиновны (урожд. княжна Согорская (Сугорская)) вотчину, полученную ею от отца: с. Охметеково и 18 деревень близ р. Согожки (Кемы). Кн. Семен Васильевич Дябринский в П. О. м. принял постриг с именем Герасим и даровал обители в 1555/56 г. свой вотчинный лес близ дер. Норкиной. В 1559/60 г. грамотой кн. Андрея Ивановича Дябринского, данной игум. Антонию (управлял обителью, возможно, до 1569), мон-рю переходила пустошь Лом Савин на р. Тютешь, в 26 км к юго-западу от Грязовца, богатая лесом. Кнг. Мария Ивановна Дябринская, племянница кн. Семена Андреевича, после смерти мужа, кн. Ивана Андреевича, даровала П. О. м. свою приданую вотчину «в Пошехонье в Шелешпале» в 2 приема: в 1563/64 и в 1567/68 гг. (с центром в погосте Крутое (Крутово)). Их сын Андрей, вероятно, постригся в П. О. м. в монахи с именем Адриан. Общая территория вклада дяди и племянницы составила не менее 4,8 версты с севера на юг и 7 верст с запада на восток. Принадлежность бывш. владений Дябринских мон-рю подтвердил 30 сент. 1647 г. грамотой царь Алексей Михайлович. В 1577/78 г. кн. Степан Дмитриевич Согорский передал обители сельцо Гульнево и починок Тюшков в 61 версте к северо-востоку от Пошехонья. Жертвовали обители и местные землевладельцы, напр. С. А. Рожнов (1560), В. С. Шестаков (1600), отец к-рого был похоронен в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Или Макариевский Унженский мужской 3 класса монастырь находится в Костромской Губернии и Епархии при уездном городе Макариеве, который от сего монастыря название своё получил, на правом берегу реки Унжи от города в 1½ вёрстах. О начале сего монастыря повествуется следующее: Преподобный Макарий, Основатель Желтоводского монастыря (см. Макариев Троицкий Желтоводский монастырь), в 1439 году по разорению оного Татарами, быв от них отпущен с честью, отошёл в сии места, вселился в пустыню за 15 вёрст от бывшего города Унжи на реке того же имени и там, построив этот монастырь, пребыл в оном до своей кончины, последовавшей в городе Унже в 7012/1504 году, Июля 25, при Великом Князе Василии Иоанновиче, и погребён в сем монастыре. По преставлению Преподобного, в скором времени над мощами его поставлена церковь . И обитель по имени Основателя наименована Макариев, а по реке Унже – Унженский монастырь. После сего до 1596 года никаких сведений о нём не имеется, а в 1596 году Государь Царь Фёдор Иоаннович послал в этот монастырь Строителем монаха, Боярского сына Давида Хвостова (тогда в монастыре сем монашествующих было 20 человек). Этот Строитель по благословению Святейшего Патриарха Иова построил в монастыре сем соборную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Флора и Лавра. В 1607 году по донесению Строителя сего Хвостова, что монастырь строить и содержать нечем, Государь Царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание оного несколько деревень; и с того времени монастырь этот начал приходить в лучшее состояние касательно строения, и монашествующие умножились. Поскольку же здания все были деревянные, то в различные времена от пожаров часто опустошались. Но с 1664 года начались строения каменные, и первой сооружена соборная Троицкая церковь на месте деревянной. В этой обители ныне находится 7 каменных церквей великолепного сооружения, из которых в одной почивают мощи Основателя, Преподобного Макария, в богатой гробнице. До Штатов 1764 года крестьян было за монастырём сим 3.031 душ. Настоятельство Игуменское и Строительское, а по Штатам положен в 3 класс степенью 96 с настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Из Настоятелей монастыря сего упоминаются Игумены:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1398 году, при великом князе Василии Димитриевиче, Смоленская икона Богоматери перенесена была в Москву и поставлена в Великокняжеской придворной церкви Благовещения Божией Матери. Но чрез 50 лет смоленский епископ Мисаил и все православные жители города, считая Смоленскую икону своей драгоценной святыней, которая некогда принадлежала их городу, упросили тогдашнего великого князя Московского Василия Васильевича возвратить им Смоленскую икону Божией Матери. Великий князь и митрополит согласились отпустить им икону. После литургии, великий князь и митрополит с духовенством проводили святую икону с крестным ходом, и за Москвой совершили молебствие. Впоследствии времени, на том месте, где совершалось тожественное отправление Смоленской иконы Богоматери, в 1524 году, воздвигнуть был Новодевичий монастырь, в котором поставлена была икона, списанная со Смоленской Одигитрии. С того времени установлено было 28 июля праздновать Смоленской иконе Божией Матери и свершать крестный ход из Успенского собора в Новодевичий монастырь. В Новодевичьем монастыре находятся 6 церквей: 1) Соборная, в честь Смоленской иконы Божией Матери. При этом храме три придела: в честь Чуда Архистратига Гавриила, святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви, святых апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена; 2) Церковь двухэтажная, в коей престолы: вверху Сошествия Святого Духа, а внизу Успения Богородицы, с приделами: Иоанна Богослова и святого апостола Иоанна Алфеева; 3) Церковь больничная во имя святого Амвросия Медиоланского ; 4) Преподобных Варлаама и Иоасафа царевича индийского; 5) Преображения Господня; 6) Покрова Богородицы. Новодевичий монастырь замечателен по историческим событиям, которых он был свидетелем. Так, когда боярин Борис Годунов, шурин царя Феодора Иоанновича, замыслил занять царский престол, то для достижения своей цели, он затворился в келье Новодевичьего монастыря. И когда, после шестинедельного управления русским царством боярской думой, патриарх Иов с духовенством и народом, упросили его занять престол царский; тогда он из стен Новодевичьего монастыря с торжеством вступил на престол русский. В этом монастыре имела пребывание царевна София Алексеевна, сестра императора Петра 1, которая несколько раз злоумышляла на жизнь брата своего. Она была пострижена в иноческий образ и содержалась в этой обители под строгим надзором и здесь кончила жизнь свою. Здесь также провождали жизнь свою в иноческих подвигах и погребены: княгиня Иулиания Димитриевна, царица Ирина Феодоровна – супруга Феодора Иоанновича, царевна Анна, дочь Иоанна Грозного и некоторые другие княгини и боярыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Мужской упразднённый Тамбовской Епархии. Находился в губернском городе Тамбове. До учреждения в 1758 году Тамбовской Епархии принадлежал он к Синодальной области. Строения в монастыре сем две ЦЕРКВИ, КЕЛЬЯ и ОГРАДА деревянная. Казанский Троицкий Федоровский монастырь См. Федоровский Троицкий Казанский. Казанский Успенский монастырь Упразднённый девичий. Находился внутри губернского города Казани. После Штатов 1764 года обращён в Успенский собор и учреждён при оном Протоиерей со Священно-церковнослужителями. Перенесено снизу, с буквы Θ Казанский Федоровский Троицкий монастырь См. Федоровский Троицкий Казанский. Казанский Шатский монастырь Упразднённый девичий. Находился в Штатском уезде. Казанский Явленский монастырь 3 класса девичий Рязанской Епархии, находится в губернском городе Рязани. Соборная церковь в монастыре сем во имя Божьей Матери Казанской, построена Преосвященным Авраамием, Митрополитом Рязанским на домовую сумму. Казанский Ярославский монастырь 3 класса девичий Ярославской Епархии в губернском городе Ярославле близ земляного вала. Построен в 1605 году при Царе Василии Иоанновиче по грамоте Иоасафа, Архиепископа Вологодского, городскими жителями. В нём строения: 1) ЦЕРКОВЬ каменная Казанской Божьей Матери, с приделами: а) Преп. Параскевы Сербской; б) Климента Папы Римского и Петра Александрийского ; 2) ЦЕРКОВЬ каменная над Св. воротами Иоанна Предтечи; 3) ОГРАДА вокруг монастыря каменная, внутри которой 4) КЕЛЬИ деревянные. По Штату 1764 года положен в 3 класс и управляется Игуменьей. В монастыре сем по Указу Св. Синода 1802 года, а по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, учреждено общежительство. Казаринова пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде, на Восточном берегу озера Лекшимы, от Каргополя к западу в 32 вёрстах. Кайсаровский или у Кайсарова ручья Троицкий монастырь мужской, упразднённый ещё задолго до Штатов 1764 года. Находился при губернском городе Вологде на ручье, именуемом Каисаров, впадающем в реку Вологду выше города. Этот монастырь, как утверждает предание, основан был в половине XII столетия Преп. Герасимом, уроженцем Киевским и постриженцем тамошнего Глушенского монастыря, пришедшим из Киева в Вологду в 1147 году и тут в обители своей преставившимся в 6686/1178 году, Марта 4. Ныне монастырская церковь осталась приходской, в коей и мощи Преподобного Герасима почивают под спудом. Калужская Тихонова Мядынская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Владимирская чудотворная икона Богоматери служила некогда свидетельницею при избрании первосвятителей на Всероссийскую кафедру, которое совершалось в Успенском соборе посредством жребия. Когда представляемы были лица достойные избрания на святительскую кафедру, то жребии их клали в особенный ковчежец и полагали его пред сею иконою Богоматери. После молебствия эти жребии приносили для распечатания самому государю. Распечатавши один из них, царь объявлял избранного первосвятителя. Пред сею же иконою, некоторые святители возносили молитву Божией Матери о своей пастве, при свержении их со святительского престола. Так, когда патриарх Иов, сверженный самозванцем, выводим был из Успенского собора, то, пред сею иконою, снял с себя святительские облачения и панагию, положил их пред образом Богоматери и сказал: «доселе я хранил целость веры, теперь вижу торжество ереси и обмана. Матерь Божия, спаси православие»! Эту чудотворную икону Богоматери всегда чтили с особенным усердием все великие князья и цари и весь народ и благодатную помощь от неё всегда считали своим высочайшим утешением 4 ; в) Далее, на левой же стороне царских врат – Смоленская икона Божией Матери. Она взята была великим князем Василием Иоанновичем из покорённого им Смоленска в 1514 году; но граждане онаго испросили обратно свою отечественную икону, а в Успенском соборе поставили точный с неё список; г) На той же стороне икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле. Эта икона принесена была из Владимира в Москву, при великом князе Василии Иоанновиче, в 1518 году; д) На правой стороне иконостаса – икона Успения Божией Матери, написанная, по преданию, святым Петром митрополитом; е) Икона, именуемая «Предста Царица», или «Царь Царей», писанная, по преданию в XII веке преподобным Алипием первым русским иконописцем; ж) Икона Благовещения Божией Матери, именуемая Устюжскою, принесённая в Москву из Устюга Великого, при царе Иоанне Васильевиче IV и митрополите Филиппе II. Пред сею иконою молился святой Прокопий Устюжский о спасении града Устюга от погибели в 1290 году;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В Московской Синодальной Библиотеке есть между рукописями в 4 листа служба Преподобному Димитрию и полное житие его, сочинённые Спасо-Прилуцкого монастыря Иеромонахом Лонгином. Спасо-Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасо-Раевский Кезинский монастырь или на Кезе См. Кезинский Спасо-Раевский. Спасо-Ренская пустынь Мужская, упразднённая и обращённая в приходскую церковь , до Штатов 1764 года была приписана к Антониеву Краснохолмскому Николаевскому Бежецкому монастырю; крестьян имелось за нею 11 душ. Спасо-Суздальский Евфимиев монастырь См. Евфимиев, или Спасо-Евфимиев (см. ч. IV, стр. 98). Спасо-Суморин Тотемский монастырь См. Тотемский Спасо-Суморин. Спасо-Северский Новгородский монастырь См. Новгородско-Северский Спасский. Спасо-Ярославский монастырь Мужской упразднённый, Ярославской Епархии находится в самом городе Ярославле, в полуденной стороне при реке Которосли, которая протекая не более сорока саженей от оного монастыря, в конце города за крепостью впадает в Волгу. Положение места возвышенно, а от реки Которосли несколько полого. Когда 55 , по какому случаю и по чьему дозволению построен, неизвестно. В переписных 7135 (1627), 7136 (1628), 7137 (1629) годов книгах показано, что этот Спасов монастырь и в нём церкви, а в церквах образа и прочие строения есть прежних Государей и Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, а иное строено монастырской казной. В настоящее время здания в этом монастыре все каменные, покрытые железом. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, от которой монастырь и название своё получил, освящена в лето 7024 (1516) при Благоверном Великом Князе Василии Иоанновиче и при Митрополите Варлааме всея России, а построена Архимандритом Ионой. По правую сторону к оной соборной церкви пристроены две церкви вместе: а) Входа Господня в Иерусалим; б) Святых Благоверных Князей Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Церкви сии расписаны стенным письмом Греческого художества;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Слово митрополита имело силу: новгородцы помирились со своим князем. Св. Петр, перенесением кафедры митрополита в Москву, положил твердое основание будущему возвышению Москвы и, вместе с тем, новому гражданскому порядку, который должен был потом сменить удельный порядок. Еще замечательнее своею гражданскою деятельностью св. Алексий. Вел. кн. Симеон Иоаннович пред смертью (1353) завещал своим братьям слушаться владыки Алексия. Святитель сделался руководителем и главным советником князя Иоанна Иоанновича. В интересах чисто государственных, святитель два раза путешествовал в Орду. В малолетство Дмитрия Донского услуга митрополита Алексия государству особенно была важна. Благодаря ему, новый порядок престолонаследия от отца к сыну остался целым, несмотря на притязания на великокняжеское достоинство старинного родича Донского, Дмитрия Суздальского. Отстаивая права московского государя от сторонних притязаний, святитель требовал, чтобы верховные права московского князя признавались удельными князьями. Так, он потребовал, чтобы суздальские князья, Дмитрий и Борис, спорившие из-за Нижнего Новгорода, явились на суд в Москву к вел. князю. Борис отказался исполнить требование. Тогда митрополит, чтобы удержать суздальских князей от кровопролития и заставить Бориса подчиниться воле московского князя, уполномочил пр. Сергия отправиться в Нижний Новгород, затворить там церкви и прекратить богослужение. Мера произвела действие, Борис отказался в пользу брата от своих притязаний на Новгород, как того хотел московский князь и митрополит. Широкою патриотическою деятельностью отличался и св. Иона. Он вместе с другими иерархами горячо стоял за сложившийся порядок престолонаследия от отца к сыну, которому в его время грозила опасность. При Василии В. Темном удельный порядок в лице двоюродного брата Василия, Дмитрия Юрьевича Шемяки (сына Юрия Звенигородского) сделал последнюю попытку отстоять прежнее право старших родичей на великокняжеское достоинство. Во все время борьбы московского князя с Шемякою св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010