Беззаконно совершив месть, хотя и праведную – от ненависти к злодеям, от любви к Царской крови забыв гражданские уставы – извиняемый чувством усердия, но виновный пред судилищем Государственной власти, народ опомнился, утих и с беспокойством ждал указа из Москвы, куда градоначальники послали гонца с донесением о бедственном происшествии, без всякой утайки, надписав бумагу на имя Царя. Но Годунов бодрствовал: верные ему чиновники были расставлены по Углицкой дороге; всех едущих задерживали, спрашивали, осматривали; схватили гонца и привели к Борису. Желание злого властолюбца исполнилось!.. Надлежало только затмить истину ложью, если не для совершенного удостоверения людей беспристрастных, то по крайней мере для вида, для пристойности. Взяли и переписали грамоты Углицкие: сказали в них, что Царевич в судорожном припадке заколол себя ножом от небрежения Нагих, которые, закрывая вину свою, бесстыдно оклеветали Дьяка Битяговского и ближних его в убиении Димитрия, взволновали народ, злодейски истерзали невинных. С сим подлогом Годунов спешил к Феодору, лицемерно изъявляя скорбь душевную; трепетал, смотрел на небо – и, вымолвив ужасное слово о смерти Димитриевой, смешал слезы крокодиловы с искренними слезами доброго, нежного брата. Царь, по словам Летописца, горько плакал, долго безмолвствуя; наконец сказал: «Да будет воля Божия!» и всему поверил. Но требовалось чего-нибудь более для России: хотели оказать усердие в исследовании всех обстоятельств сего несчастия: нимало не медля, послали для того в Углич двух знатных сановников государственных – и кого же? Окольничего Андрея Клешнина, главного Борисова пособника в злодействе! Не дивились сему выбору: могли удивиться другому: Боярина Князя Василия Ивановича Шуйского, коего старший брат, Князь Андрей, погиб от Годунова и который сам несколько лет ждал от него гибели, будучи в опале. Но хитрый Борис уже примирился с сим Князем честолюбивым, легкомысленным, умным без правил добродетели, и с меньшим его братом, Димитрием, женив последнего на своей юной своячине, и дав ему сан Боярина. Годунов знал людей и не ошибся в Князе Василии, оказав таким выбором мнимую неустрашимость, мнимое беспристрастие. – 19 Маия, ввечеру, Князь Шуйский, Клешнин и Дьяк Вылузгин приехали в Углич, а с ними и Крутицкий Митрополит, прямо в церковь Св. Преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

младенца Димитрия, чтобы похитить корону, с ужасом отринул ее, предлагаемую ему торжественно, единодушно, духовенством, синклитом, народом; клялся, что никогда, рожденный верным подданным, не мечтал о сане державном и никогда не дерзнет взять скипетра, освященного рукою усопшего Царя-Ангела, его отца и благотворителя; говорил, что в России много Князей и Бояр, коим он, уступая в знатности, уступает и в личных достоинствах; но из признательности к любви народной обещается вместе с ними радеть о Государстве еще ревностнее прежнего. На сию речь, заблаговременно сочиненную, Патриарх ответствовал такою же, и весьма плодовитою, исполненною движений витийства и примеров исторических; обвинял Годунова в излишней скромности, даже в неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний искони готовил ему и роду его навеки веков Державу Владимирова потомства, Феодоровою смертию пресеченного; напоминал о Давиде, Царе Иудейском, – Феодосии Великом, Маркиане, Михаиле Косноязычном, Василии Македонском, Тиверии и других Императорах Византийских, неисповедимыми судьбами Небесными возведенных на престол из ничтожества; сравнивал их добродетели с Борисовыми; убеждал, требовал, и не мог поколебать его твердости, ни в сей день, ни в следующие – ни пред лицом народа, ни без свидетелей, – ни молением, ни угрозами духовными. Годунов решительно отрекся от короны. Но партиарх и Бояре еще не теряли надежды: ждали Великого Собора, коему надлежало быть в Москве чрез шесть недель по смерти Феодора; то есть велели съехаться туда из всех областных городов людям выборным: духовенству, чиновникам воинским и гражданским, купцам, мещанам. Годунов хотел, чтобы не одна столица, но вся Россия призвала его на трон, и взял меры для успеха, всюду Послав ревностных слуг своих и клевретов: сей вид единогласного, свободного избрания казался ему нужным – для успокоения ли совести? или для твердости и безопасности его властвования? Между тем Борис жил в монастыре, а Государством правила Дума, советуясь с Патриархом в делах важных; но указы писала именем Царицы Александры и на ее же имя получала донесения Воевод земских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Паисий Угличский, преподобный Преподобный Паисий Угличский родился в селе Богородском, неподалеку от города Кашина, в Нерехотском стану. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать преподобного Паисия, была дочерью полководца Василия Ананьевича Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта). Мальчик, названный в святом крещении Павлом, был рано обучен грамоте и уже в детстве много читал. Часто он бывал с родителями в Калязинском монастыре у своего дяди, где проникся любовью к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте Павел осиротел и был взят на воспитание в Троицкую Калязинскую обитель. Вскоре настоятель обители преподобный Макарий, уступая настойчивым просьбам своего племянника, которому не исполнилось еще одиннадцати лет, постриг его в иночество с именем Паисий. Под руководством опытного дяди, в тишине обители юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. В монастыре ему было поручено переписывание священных книг. Известно, что в начале XX века в Калязинском Троицком монастыре хранились творения святителя Григория Богослова, переписанные иноком Паисием. Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Преподобный Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему прп. Макарию, но никому другому. Через некоторое время это чудесное предсказание осуществилось. В 1476 году князь угличский Андрей Васильевич, хорошо знавший родителей преподобного Паисия, обратился с просьбой к Калязинскому игумену — отпустить инока Паисия из обители для того, чтобы под его руководством основать новый монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Т. о. был начат процесс, приведший вскоре к практически полному преобразованию архитектурного ансамбля Московского Кремля, что было напрямую связано с коренными изменениями, произошедшими в это время во внутренней и внешней политике вел. кн. Иоанна III. В 1498 г. в новом Успенском соборе состоялась 1-я известная по письменным источникам церемония венчания на великое княжение. В качестве гос. регалий на Димитрия Иоанновича, внука Иоанна III, были возложены бармы и шапка Мономаха. Спустя полвека в тех же стенах состоялось 1-е венчание на царство другого внука Иоанна III - Иоанна IV Грозного. В посл. четв. XV в., при Иоанне III, и в начале следующего столетия, при его сыне Василии III, были осуществлены работы по грандиозному преобразованию Кремля, ставшего резиденцией самодержавного монарха. Для решения этой задачи были привлечены североитал. зодчие. Сооружение под их руководством крепостных стен и башен, Успенского и Архангельского соборов, колокольни «Иван Великий», парадных и жилых палат Государева двора, возведение псковскими мастерами Благовещенского собора и ц. Ризоположения, а также строительство нек-рых др. зданий придали кремлевскому ансамблю новый масштаб. Претерпевший значительные изменения в последующие 5 столетий, архитектурный ансамбль Кремля тем не менее в своих основных частях сохранился до наст. времени. М. К. в его современном состоянии Стены и башни Вид на Московский Кремль со стороны Красной площади. Алевизов ров. Рисунок из альбома А. Мейерберга «Виды и бытовые картины России XVII в.» (СПб., 1827) Вид на Московский Кремль со стороны Красной площади. Алевизов ров. Рисунок из альбома А. Мейерберга «Виды и бытовые картины России XVII в.» (СПб., 1827) Возведение ныне существующих каменных укреплений началось при вел. кн. Иоанне III. В качестве материала был избран кирпич, к проектированию и строительству фортификационных сооружений были привлечены специалисты из Италии. Летописи сохранили имена большинства итал. мастеров, принимавших участие в этих строительных работах, растянувшихся на долгие годы.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Павлово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм в Павловом Селе Церковь. Действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери , Иоанна Предтечи , Космы и Дамиана Римских Год постройки:1776. Адрес: Россия, Ярославская область, Борисоглебский район, село Павлово Координаты: 57.281194, 39.055529 Проезд:от посёлка Борисоглебский на пригородном автобусе в сторону Углича до остановки " Павлово Село " (примерно 10 минут) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм возведен в 1744 г. на средства петербургского купца Ивана Кондратьевича Солнцева на месте двух деревянных церквей XVII ст. В конце XVIII ст. построена каменная ограда, в 1847 г. - новая колокольня и паперть. Храм расписан в XIX ст., в 1850-х гг. возведен резной шестиярусный позолоченный иконостас. Павлово, казенное село, при пруде, в 25 верстах от Ростова. 19 дворов и 37 душ при 37 наделах. Каменная пятиглавая церковь, в связи с колокольней, во имя Тихвинской Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана, построена в 1774 г. купцом Иваном Солнцевым. Затем, в 1847 г. прежняя колокольня была разобрана и на месте ее построена новая. До построения каменной церкви здесь была церковь деревянная во имя св. Иоанна Предтечи и св. бессереб. Космы и Дамиана; когда она нарушена - сведений нет. В церкви с. Павлова находится древняя икона св. прор. Илии, с чудесами по сторонам. Внизу иконы следующая надпись: «лета 7188 (1680 г.)… при царе Федоре Алексеевиче… написан сей образ усердием крестьян д. Новоселки, при ростовском митрополите Ионе». Из старопечатных книг в церкви имеется напрестольное евангелие 1614 г., печатанное при царе Василии Иоанновиче и при Московском патриархе Гермогене. Церковной земли считается 53 десятины. В 1881 г. открыта земская школа. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Одно из близлежащих сёл от Борисоглеба, что расположено на старинном тракте из Ростова Великого в Углич - село Павлово. Вот что писал о селе историк А. А. Титов в своём труде " Ростовский уезд Ярославской губернии " , из которого мы узнаём, что на месте, где сейчас располагается село, " в древности нашли тело христианина Павла, которого жрецы за проповедание христианской веры убили и привязали его тело к хвосту лошади. Тело Павла неравнодушными людьми было взято отсюда и погребено между Чашницким и Вепревым озёрами " .

http://sobory.ru/article/?object=03901

Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил отпустить чудотворную икону, сняв с неё список. Икону за две версты за город сопровождали торжественно, с крестным ходом. Впоследствии, в 1525 году, при великом князе Василии Ивановиче, здесь был построен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей, и в монастыре поставлен список со Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь. В 1812 году, в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне славной Бородинской битвы носили её по всему лагерю, чтобы молитвой пред нею укрепить воинов на предстоящий им великий подвиг. Сам главнокомандующий войсками со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага. Молитва пред иконой, именуемой «Одигитрия (Смоленская)» К кому возопию. Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпелива го, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от Мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь. Гребневская икона Она находится в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Когда великий князь Димитрий Иоаннович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг города Гребени (в настоящее время этого города не существует) на реке Чири, впадающей в Дон, то тамошние жители поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями и получившую от города наименование Гребневской. Великий князь с верой принял икону и поставил её в московском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII веках находившихся близ монастыря на реке Ишне. По преданию, Варницкий монастырь основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно " бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова " . В примечаниях А. А. Титова к " Летописцу о Ростовских архиереях " свт. Димитрия Ростовского сказано, что Варницкий монастырь был заложен 5 июля 1427 года Ростовским еп. Ефремом ) на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании Варницкого монастыря на родине прп. Сергия " совсем новым " и не могущим претендовать " на особую достоверность " . Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII века престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ « Ростовский Кремль » сохранился Синодик Варницкого монастыря конца XIX века, в котором перечислены родственники прп. Сергия . Впервые Варницкий монастырь упоминается в тарханной грамоте монастырю 1614 года царя Михаила Феодоровича , в которой говорится о существовании обители при великом князе Василии III Иоанновиче (1505-1533) . В 1609 году монастырь был разорен польскими и литовскими отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной книге 1619 года упомянут " Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким " , участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 года монастырь назван Троицким Сергиевым , в писцовой книге 1685 года перечислены постройки Варницкого монастыря: деревянные Троицкий храм, шатровая церковь прп. Сергия Радонежского, две надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили четыре монаха. В конце XVI века в обители подвизался блж. Стефан Ростовский (+ после 1592), в начале XVIII в.- блж. Стефан (+ после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

В альманахе напечатаны талантливые стихи поэта Александра Андрианова и духовная беседа его супруги Натальи со священником Алексеем Тимаковым. В пасхальные дни эта строфа поэта имела особое звучание: Воскресенье - привычное слово, День недели, для нас - " выходной " . Нам неведомо пламя Христово, В мир сошедшее Жертвой одной... Откровением для читателя станут путешествия писателя Галины Вайгер по Сербии и Черногории и её встречи с вице-президентом " Золотого Витязя " , лауреатом премии имени С.Ф. Бондарчука Йованом Марковичем. Фотоиллюстрации, которые она привезла из поездки к своим рассказам, просто восхитительны. Впрочем, это замечание относится и ко всему альманаху в целом. Писатель Нина Павлова, автор широко известной книги " Пасха красная " , напечатала в альманахе " Непридуманные рассказы " . В одном из них она напоминает о ритуальном убийстве трёх оптинских монахов и рассказывает об одном их них - Василии (Игоре Рослякове). Другие её рассказы тоже основаны на реальных событиях. Театральный критик Галина Литвинцева " во имя детской души " рассказывает о театре " Ковчег " воскресной школы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, лауреате Всероссийского фестиваля школьных театров " Русская драма " . Альманах предоставил место на своих страницах и иноку Максиму (Смирнову), выступившему с рассказом " Солнце " бабьего лета " , и послушнику Николаю Колмогорову с очерком-рассказом " Летнее путешествие или паломничество домой " . В рассказе Колмогорова есть строки: " Во многом был прав царь Фёдор Иоаннович, задумывая перенести столицу России в город Боровск " ... Несколько слов о внешнем виде книги. Альманах выполнен в полноцветном " глянцевом " варианте большого журнального формата. Редко можно встретить такое прекрасное издание. Книга вышла в дни Пасхи Христовой. Сердечное спасибо авторам и самим созидателям альманаха: главному редактору игумену Серафиму, заместителю главного редактора Ирине Есинской, верстальщику Александру Костыреву. Уверен, что этот альманах имеет непреходящую общероссийскую значимость.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/10/...

Как первозданный Адам, ходил он едва не нагим, отчего и прозван был нагоходцем. Тело свое изнуряя «постом и бдением и мразом и теплотою солнечною и слотою и дождевным облаком» 377 и вообще «выше естества нашего подвизаяся» 378 , он в то же время душу свою сохранял свободною от страстей, – «совлекшись одеяний тленных, облекся в ризу безстрастия», – как воспевает святая Церковь 379 . Ум блаженного постоянно был занят молитвою и богомыслием: «всегда Бога зря ума чистотою»; его внутренний – духовный взор, всегда обращенный к Богу, и совне выражался тем, что глава его всегда была поднята к небу и очи его устремлены горе: «главу всегда к небеси имев возведену, очи же в горняя зряста» 380 . Много говорить – не миновать греха ( Притч. Х:19 ). Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко открывает уста, тому беда ( Npumч. XIII:3 ). Этими словами Премудрого руководился блаженный: «Ничтоже глаголаше, аки безгласен творяшеся, утаитися мня от человек добродетельми, Богу же точию ведом быти» 381 , «в мире живый безмолвствовал, яко в пустыни, в народе пребывая, яко в кающихся обители» 382 . При таком исключительном образе жизни, у него, естественно, не было ни с кем ни дружбы, ни близкого знакомства, всем он был чужой; и только в редких случаях пользовался приютом у одной благочестивой вдовы 383 . Не имея определенного пристанища, он проводил обыкновенно большую часть дня на улицах и площадях Москвы среди нищих, калек и вообще среди людей, обиженных, по общественному мнению, судьбой. Большую часть ночи проводил в молитве, удалясь для этого на паперть московских церквей, где иногда предавался и кратковременному отдыху. Иногда удалялся в башню, в стене Китай-города, у Варварских ворот, где также отдавался уединенной молитве. В 1521 году, при Василии Иоанновиче III, незадолго пред нападением татар на Русское царство, однажды ночью юродивый Василий пред северными дверьми Успенского (в Кремле) собора долго молился со слезами Богу вместе с некоторыми благочестивыми людьми об избавлении сограждан от угрожающей опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и тебя, отче Данииле, молим: подожди ещё три года от сего времени, в которое ты теперь возвестил нам. Если помышление твоё от Бога и есть на то Его благословение, будь уверен – Господь произведёт мысль в дело, и, после трёх лет, твоя мысль более и более будет расти, разгораться паче огня и никогда не придёт в забвение, – она не оставит тебя и во время сна – и постоянно будет влечь твоё сердце на дело. Тогда можно будет тебе приступить и к созданию церкви Божией, – и начинание твоё не будет посрамлено, но будет благословенно». Преподобный Даниил слушал советы странников со слезами – и удивлялся, как они трое в один голос советовали ждать ему три года. Он глубоко запечатлел слова их в сердце своём. По отшествии их он никому не поведал ни видения своего над скудельницами, ни помышления о церковном здании, ни беседы о сём с тремя чудными странниками. В те три года его мысль росла, подобно великим волнам бушующего моря, и распалялась, подобно огню. Часто он выходил смотреть на скудельницы, где бы поставить там церковь , и в молитве своей призывал на помощь трёх странников. О боярах Иоанне и Василии Андреевичах Челядниных, освободившихся молитвами святого от царской опалы Исполнился третий год ожидания, заповеданный странниками о церковном здании; и начало исполняться мало-помалу желаемое Преподобным Даниилом. У Великого Князя Василия Иоанновича состояли тогда на службе два родные брата Иван и Василий Андреевичи Челяднины, дети Андрея Фёдоровича Челяднина. Были они у Царя в большей чести и любви, нежели все их сверстники. Один из них (Иоанн) 3 был боярин и дворецкий. Неизвестно по какому случаю оба они подпали опале Царской. Никто не мог утолить Царского гнева, и они принуждены были с своею матерью, жёнами и детьми своими удалиться в своё поместье, в село Первятино, близ Переславля. В печали и скорби они сперва не знали, что предпринять, чтобы утолить гнев Великого Князя; но, вспомнив добродетельное житие Преподобного, его мудрые им советы и усердную любовь к несчастным, они решились обратиться к нему, да помолит он Господа, – и верили, что по молитвам его, Он утолит гнев Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010