Вблизи монастыря, в слободке Варницкой, по преданию, жил родитель угодника Божия – боярин Кирилл. Другое предание, занесенное древними иконописцами на образа и свято сохраняющееся в сердцах жителей Ростова в течение нескольких веков утверждает, что монастырь Варницкий построен на месте явлений юному Варфоломею ангела Божия в виде старца. Ростовский летописец, сообщая о поставлении в Ростов нового архиепископа Ефрема (в 1427 г.), замечает, что им, Ефремом, при самом вступлении на кафедру заложен был Троице-Сергиевский монастырь близ слободки Варницы. Дальнейшие сведения о монастыре отрывисты и не полны. Есть указание, что он существовал при царе Иоанне и при отце его вел. кн. Василии Иоанновиче, но затем до смутных времен об обители ничего неизвестно. Во время нашествия поляков и русских изменников монастырь не избежал общей участи и был сожжен и разграблен. В конце XVII и в XVIII столетии снова устроился, и в этом виде существует доныне. В монастыре две каменные церкви. Одноглавый соборный храм Живоначальной Троицы построен в 1771 г.; в нем два предела: преп. Сергия радонежского, да Афанасия и Кирилла Александрийских . В храме хранится небольшая икона преп. Сергия с частиц его мощей; икона установлена в особый киот и пред ней горит неугасимая лампада. Близ южных церковных дверей погребен епископ оренбургский, Августин Сахаров, уроженец Ростовского уезда, проживавший в монастыре с 1818 г. на покое и умерший в 1842 г. Он был в свое время известен учеными трудами. Другой, одноглавый храм, теплый, Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделами: пророка Илии и апостола Иоанна Богослова; построен в 1828 г. купцом Плешановым. Монастырь окружен невысокою оградою, построенною в 40-х годах прошлого столетия, и, несмотря на то, что храмы монастырские и другие постройки не отличаются ни грандиозностью, ни архитектурой – представляет собою довольно своеобразный вид. Удаленный от города, монастырь посещается ростовцами редко, и только 2–3 раза в год бывает, полон молящимися: в Духов день, когда прибывает сюда из собора крестный ход, и в дни памяти преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором , 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Рязанский. Сведения о нем содержатся в «Повести о Рязанском епископе Василии», к-рая существует в 2 редакциях: краткой, самостоятельной, ее автором является Ермолай-Еразм (в автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) «Повесть» имеет заголовок: «О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 г. Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ) Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ) Содержание краткой редакции «Повести» сводится к следующему: спустя нек-рое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба (см. Борис и Глеб ) здесь была устроена епископия, к-рую «не в колика же времена» занимал «епископ праведен» В. Не терпя его доброй жизни, диавол, «воображаяся в девицу», принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали В., но тут произошло чудо: придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери и Младенца Христа в руках, после чего «духом бурным несен бысть... противу струям» и менее чем за 6 часов доплыл до места, «еже ныне зовомо Старая Рязань». Здесь В. торжественно встретил рязанский вел. кн. Олег Иоаннович . Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться «и до ныне» бывшая с В. чудотворная икона Богоматери. В пространной редакции «Повести» этот рассказ о В. неудачно соединен с заимствованными из летописи сведениями об «обновлении» Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 г. (ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60), в ходе к-рого на кафедру якобы и был поставлен В.

http://pravenc.ru/text/150489.html

В 1533 году великий князь праздновал день святого Сергия 25 сентября (8 октября) в Троицкой лавре вместе с супругой и детьми. В то же время он благодарил Бога за избавление от неприятелей, Крымских Татар, опять совершивших набег на наши владения. В тот же день великий князь ездил на охоту и занемог такой болезнью, которая сначала совсем не казалась опасной: у него случился на левой ноге; но этот веред так разболелся, что через два месяца стал причиной его смерти. 21 ноября въехал он в Москву шагом, в санях, на постели и скрытно, чтобы не встревожить народ, горячо любивший его. Как только внесли его в Кремлевский дворец, он тотчас созвал бояр и приказал им писать духовную, в которой объявил своего трехлетнего сына Иоанна наследником государства под опекой матери и бояр до пятнадцатилетнего возраста; назначил удел меньшему сыну Юрию; просил своих братьев Юрия и Андрея не забыть обещания верно служить племяннику; устроил многие государственные и церковные дела; одним словом, не забыл ничего, что касалось спокойствия его подданных и Отечества. Исполнив эту обязанность государя, он послал за супругой и детьми. Малютку Иоанна принес на руках брат его матери, князь Иван Глинский. Умирающий отец благословил его крестом святого Петра митрополита. Дитя не плакало: оно не понимало еще, кого лишалось! Но зато нельзя было видеть без слез отчаяния великой княгини: ее вынесли на руках из спальни государя. Расставшись с супругой, Василий Иоаннович уже ни о чем больше не думал, как о Боге и своей душе. Он тотчас сказал духовнику своему, протоиерею Алексию: «Не похороните меня в белой одежде: я не останусь в мире, если и выздоровею». Это значило: «Постригите меня в монахи». Алексий, митрополит Даниил и все бывшее тут духовенство радовались такому желанию государя, но князья, братья Василия и некоторые из вельмож противились этому: они говорили, что ни святой Владимир, ни Дмитрий Донской не были монахи, но верно заслужили вечное блаженство. Долго они спорили и шумели; между тем взоры великого князя темнели, язык едва произносил шепотом молитвы; рука не могла сделать креста. Заметив это, огорченные князья забыли свой спор, и митрополит, пользуясь их безмолвной печалью, сам постриг государя, названного в монашестве Варлаамом. Едва успел он кончить этот обряд и положить Евангелие на грудь умирающего, Василий скончался. Все зарыдали, и этот плач семейства и первых государевых вельмож в ту же минуту перешел на дворцовые улицы, где толпился огорченный народ, и тотчас распространился до Красной площади. Василия называли добрым, ласковым государем, и потому не удивительно, что смерть его была так горестна для всех.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

( < < back) их на западе граничила с Сузианой, на севере с Мидией и Парфией, на востоке с Кармелией, на юге примыкала к Персидскому заливу. Ранее персы зависели от мидян, греков, парфян, но с 226 г. по Р. Х. сделались самостоятельными и часто вели войны с Римской империей. ( < < back) < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 1) > < >< back 2) > Память преподобного Михаила Клопского основания сего монастыря точно неизвестно; он находится к югу от Новгорода, в трех верстах от озера Ильменя. было 23 июня 1408 г., при великом князе Василии Димитриевиче (1389–1425 гг.) и св. митрополите Фотии. сын великого князя Димитрия Иоанновича Донского родился в 1389 г., за четыре дня до кончины отца своего. Брат его, великий князь Василий Димитриевич, дал ему в удел Тошию и Устюжну, но в 1419 г., когда Константин Димитриевич ослушался брата, тот отнял этот удел, и Константин бежал в Новгород, где ранее, в 1408 г., был наместником великого князя. В изгнании он пробыл два года; им построен в Клопском монастыре каменный храм во имя Живоначальные Троицы. Михаил Клопский происходил из боярского рода. в Клопской обители показывают колодезь, устроенный, по преданию, из того источника, который низведен молитвою блаженного Михаила во время засухи. 23 июня, в день прихода преп. Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход из окружных сел. блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. Вдруг он неожиданно очутился на колокольне и стал звонить во все колокола. На вопросы народа, что это значит, блаженный, юродствуя, отвечал: Ныне в Москве радость, и прибавил, что у великого князя родился сын Иван, который будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменит его обычаи, отберет у них золото и совсем покорит своей власти. Действительно, 22 января 1440 г. родился князь Иван Васильевич, покоривший Новгород в 1471 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству в 1480 г. Клопском монастыре преп. Михаил прожил 44 года и преставился в 1452 г. преп. Михаила положено праздновать всюду собором 1547 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Стараясь перезывать крестьян, богатые и сильные землевладельцы старались в то же время удерживать их у себя разными средствами: мы видели, что при Василии Темном Троицкий монастырь выпросил себе право удерживать крестьян в известных волостях; мы видели также, как тяжко было каждому землевладельцу расставаться с крестьянином, отпускать его на чужую землю, потому некоторые позволяли себе насилия для удержания крестьян, и можно думать, что эти насилия не были редки. Но если для значительных землевладельцев было выгодно льготами перезывать к себе крестьян от менее значительных, то эти выгоды необходимо должны были столкнуться с выгодами государства. Одною из самых главных потребностей последнего было умножение войска; основу войска составляли дворяне и дети боярские, получавшие за свою службу поместья, с которых они должны были содержать себя и по призыву государеву являться на службу конны, людны и оружны, по тогдашнему выражению. Но понятно, что эта возможность содержать себя и являться на службу в требуемом виде зависела от дохода, который получал помещик с своего земельного участка, а доход этот зависел от населения земли; чтоб иметь возможность всегда нести требуемую службу, служилый человек должен был иметь на своей земле постоянное народонаселение; а мог ли он иметь его, когда богатый сосед переманивал у него крестьян большими льготами? Государство, давши служилому человеку землю, обязано было дать ему и постоянных работников иначе он служить не мог. Чтоб понять цель закона об укреплении крестьян, стоит только обратить внимание на то, с какою целию и в чью пользу закон поддерживался после, в XVII веке: бедные помещики бьют челом, что богатые, несмотря на закон, переманивают у них крестьян и засылают их сначала в свои дальние вотчины, чтоб сыскать было нельзя, и таким образом разоряют их, бедных помещиков. Мы видели, что в Литовской России гораздо прежде поднят был тот же самый вопрос: как воспрепятствовать переманке крестьян большими льготами от одного землевладельца к другому? Здесь шляхта решила ввести общее положение, на каких условиях водворять вольных крестьян, и тот, кто б осмелился дать крестьянам большие льготы и тем переманивать их к себе, подвергался денежному взысканию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для местного почитания его. Обретение нетленных мощей в 1507 году было началом его церковного прославления. Во второй четверти XVI века инок Спасо-Евфимиева монастыря Григорий составил житие и службу преподобному. На Московском Соборе 1549 года это прославление угодника Божия было закреплено высшей церковной властью. В настоящее время празднование преподобному Евфимию Суздальскому общецерковное. Неложным оказалось слово святого Евфимия, что не оскудеет обитель его. Вот уже более пяти с половиной веков существует она. Прославленная еще при жизни своего основателя, по смерти его обитель стала глубоко чтимою святыней всего Суздальского края. Князья суздальские, их потомки, как и частные лица щедро одаряли ее вотчинами, вкладами и деньгами; московские государи покровительствовали ей. Обитель процветала и к концу XVI века была одним из богатейших русских монастырей. Выпадали на ее долю и невзгоды. В 1445 году у стен ее произошла битва русских с татарами, окончившаяся тяжким поражением русской рати и пленом великого князя Василия Васильевича Темного. Победители два дня пировали в монастыре и при уходе разграбили его. Еще больший разгром потерпела обитель в Смутное время, в начале XVII века. При царе Василии Иоанновиче Шуйском и втором самозванце Суздалем овладели польско-литовские отряды пана Лисовского, и Евфимиев монастырь был превращен паном Лисовским в укрепленный лагерь. Поляки и литовцы за время пребывания в Суздале не только опустошили монастырь, но разграбили и монастырские вотчины. С концом Смуты монастырь опять достигает благосостояния. Основанная в то время, когда Русь вела тяжкую борьбу с татарами за свое существование, и содействовавшая тогда молитвами своего святого основателя победе родины над ее врагами, обитель преподобного Евфимия оказала Русской земле духовную поддержку и в другую опасную для Русского государства пору. Это бы на исходе тех Смутных лет, в течение которых обитель пострадала от отряда Лисовского. Когда в 1612 году Нижегородское земское ополчение двигалось к Москве спасать столицу и родину от поляков и самозванцев, главный вождь этого ополчения, князь Димитрий Михайлович Пожарский, благоговевший к памяти святого Евфимия, возымел намерение помолиться у гроба преподобного. Во время переходов от Ярославля к Ростову Димитрий Михайлович, поручив временно войско князю Хованскому и Косме Минину, направился в Суздаль просить благословения и помощи у Бога и Его святого угодника на начатое им великое дело спасения отечества. Укрепленный молитвой и заступлением преподобного Евфимия, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжал поход, спасший Россию. Воистину святой Евфимий — «второй Сергий», как говорится в службе ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (Вениаминов Антон; 2-я пол. XVI в.- между 1611 и 1613? [кон. XV - нач. XVI в.]), прп. (пам. 17 окт., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей). Основатель Антониева Леохновского мон-ря . В житии преподобного (древнейший список: РНБ. Q. I. 1364. Л. 22 об.- 41 об., сер. XVIII в.) сообщается, что он происходил из тверского рода Вениаминовых. Уйдя из дому, А. Л. нек-рое время подвизался в Рублёвой пустоши, находившейся в 12 поприщах (16 км) от оз. Ильмень. В иноки его постриг пустынник Тарасий, живший в 3 поприщах от Рублёвой пустоши, в с. Леохнове, вблизи Ст. Руссы Новгородской обл. Здесь А. Л. выстроил деревянный Преображенский храм и основал мон-рь. Имена исторических деятелей и даты, приводимые в списках жития, противоречивы и заставляют предполагать, что житие было написано через много лет после кончины преподобного и основывается преимущественно на устном предании. Нельзя исключить также, что в житии объединены 2 Антония, жившие в разное время. Прп. Антоний Леохновский. Икона из ц. Спаса Преображения в Леохнове. Кон. XIX в Прп. Антоний Леохновский. Икона из ц. Спаса Преображения в Леохнове. Кон. XIX в В старейшем списке жития А. Л. (а также в списке РНБ. Титов. 4230. Л. 1-18, нач. XIX в.) сказано, что А. Л. получил антиминс для строительства церкви в 1479 (6987) г. от новгородского архиеп. Геннадия (1484-1504). При царе Василии Иоанновиче (по-видимому, имеется в виду Василий III (1505-1533)) А. Л. приходил в Москву и ему была пожалована грамота на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень. Одно из прижизненных чудес святого (связанное с пожаром в трапезной) датировано 11 февр. 1542 (7050) г. Житие не указывает год, когда преставился преподобный, назван лишь день - 14 сент. А. Л. был погребен в ц. св. ап. Луки на Рятине ул. в Новгороде. После рассказа о погребении преподобного составитель жития, желая объяснить, почему А. Л. преставился в Новгороде, пишет, что он был взят туда митр. Киприаном (1626-1634), «егда плениша безбожнии еллини Великий Новъград» (Новгород был под властью шведов с 17 июля 1611 по конец февр. 1617); обитель была разорена шведами, и большая часть братии погибла. Т. о. получилось, что А. Л. в год преставления должно было быть более 150 лет, однако в житии сказано, что святой прожил 86 лет, из них 56 - в монашестве.

http://pravenc.ru/text/116078.html

Важнейшим деянием Царя Иоанна стало укрепление Южных рубежей России в 1571-1584 годах, когда было создано регулярное пограничное войско со специальным уставом (1571 год) и выстроена эшелонированная многорядная Засечная Черта. Благодаря этому границы Дикого Поля, начинавшегося сразу за Серпуховом, были отодвинуты к Югу на многие сотни верст, а Русское Черноземье, пребывавшее в запустении после Батыева нашествия более 300 лет, вновь стало интенсивно заселяться русскими крестьянами. Протоиерей Олег Митров: Если смотреть на это десятилетие, это колоссальный прорыв русского государства, но кто его совершил? Его совершили советники его отца, его совершил митрополит Макарий, Сильвестр, Адашев, но позже им оклеветанные и униженные. Комментарии историков: К 1550-м годам советников Великого Князя Василия Иоанновича, умершего в 1533 году, в управлении государством практически не осталось. Святитель Макарий стал митрополитом через девять лет после смерти Великого Князя, а Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский были при Великом Князе Василии Иоанновиче детьми. Термин «избранная рада» встречается только в сочинениях предателя Андрея Курбского. Митрополит Макарий никогда в так называемую избранную раду не входил. Окольничий Алексей Адашев и поп Сильвестр - приближенные Царя Иоанна в 1550-е годы - выступали за увеличение роли Государевой Думы по польскому образцу, сближение России с Западом, то есть фактически выступали за умаление Царской власти. Собором 1560 года, а не Царём, была установлена их причастность к смерти Царицы Анастасии, за чем и последовало наказание: Алексей Адашев умер в тюрьме в Юрьеве, поп Сильвестр отправлен по решению Собора в ссылку в северные монастыри. Профессиональным историкам неизвестно о каких-либо конфликтах между Царём Иоанном и Митрополитом Макарием. Царь всегда высоко ценил заслуги и труды Митрополита. Митрополит Макарий был духовным наставником Царя Иоанна с момента его поставления на кафедру в Москве в 1542 году и до самой смерти в 1564 году. Какого-либо сотрудничества с Алексеем Адашевым и попом Сильвестром у Митрополита Макария не было. Созыв Освященных Соборов по прославлению сонма русских Святых, Стоглавый Собор по устроению жизни Церкви и Собор по утверждению Судебника и других вопросов государственного управления созывались и проводились в духовной симфонии Царем Иоанном и Митрополитом Макарием, как это прекрасно показал в своем фундаментальном труде «Драма русской истории» выдающийся современный российский историк, профессор Игорь Фроянов.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

Около столетия прошло после святителя Ионы, прежде чем в России на первосвятительской кафедре явился высокий поборник истины в лице святителя Филиппа, заключившего собою четверицу великих иерархов Русской Церкви. В этот промежуток времени совершилось радостное событие для России, о котором святитель Иона, отходя из сей жизни, обещался предстательствовать пред престолом Божиим: не более двадцати лет прошло после его кончины, как Россия, после долгого рабства под игом Татарским, совершенно вышла на свободу; Русские князья перестали ходить в Орду с данью к ханам. Татары более не показывались в пределах России огромными полчищами после того, как их хан Ахмет, ополчившись на нее, оставил ее пределы без всякой битвы. Но едва Россия вздохнула от татар, как вновь начались для нее темные времена, в которые Господь видимо ее назирал. При митрополите Зосиме появилась ересь жидовская. Сам митрополит ей сочувствовал. Когда она угрожала охватить собою Русскую Церковь , восстал твердым защитником православия преподобный Иосиф Волоколамский. Он своими писаниями остановил поток распространявшейся ереси. От недостатка живой проповеди всюду усиливалось невежество: суеверие в разных видах и богохульное святошество доходили в народе до крайности. Провидение посылает для такого времени просвещённого грека, преподобного Максима . Твердый в православии, при обширных познаниях, он, приблизившись к Великокняжескому Двору, начал отделять свет от тьмы, истину от лжи. При его живом слове, проникнутом духом чистого православия, невежество стало рассеиваться; но истина, за которую стоял преподобный Максим, не всем была приятна, он должен был запечатлеть ее многими страданиями. Настает царствование Иоанна Васильевича Грозного. Россия от его неистовств поражена была ужасом. Среди мрака, покрывавшего ее, просиял отрадный свет в святителе Филиппе, увенчавшемся за истину мученическим венцом. Св. Филипп родился в Москве, при Царе Василии Иоанновиче, 11-го февраля 1501 года. При св. крещении наречен был Феодором. Родители его, Стефан и Варвара Колычевы, были знатного рода. Оба они жили в заповедях Божиих. Потому Господь послал им такого сына, который впоследствии был украшением Русской Церкви. Когда Феодор стал подрастать, родители начали учить его грамоте. Прилежанием и трудом он препобедил все трудности, какие первоначально представляет школа. Всецело предавшись учению, он не вмешивался в пустые игры своих сверстников, и избегал общения с ними, дабы лучше сохранить чистоту сердечную, много теряющую от рассеяния; любил читать книги, в особенности жизнеописания святых мужей, примеры которых направляли к Богу юное сердце его. Его благонравие всех удивляло, а родителей утешало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Преображенский храм Е. м. находит аналоги среди соборов 80-х гг. XVI в. московского в честь Вознесения Господня и Пафнутиева Боровского мон-рей . Они имели не только схожие пропорции плана, но и выделенный в отдельный объем придел, правда размещенный не с юга, а с севера. Характерна для архитектуры времени царя Феодора Иоанновича и конструкция перекрытия Евфимиева придела коробовым сводом, прорезанным несущим сводиком распалубки (как, напр., в приделах Троицких церквей в Хорошёве, 1596-1598, и Б. Вязёмах, 1597-1599, и в приделе св. Ирины в соборе Пафнутиева Боровского монастыря). Однако иконография декора и пластика архитектуры Преображенского собора радикально отличаются от иконографии декора и пластики архитектуры кон. XVI в., когда всеобщее распространение получают итальянизирующие мотивы. Архитектура храма Е. м. прямо повторяет детали собора суздальского Покровского мон-ря (1510-1513): пропорции аркатурно-колончатого пояса, килевидные закомары, упрощенные балясины в карнизе апсид, импосты порталов и многое др. Подобное обращение к местным образцам характерно для архаизирующей архитектуры времени активного монастырского строительства в 40-х гг. XVI в. (после прекращения деятельности последних итал. мастеров); это направление существовало и в 50-60-х гг. XVI в.; типичные примеры - соборы Микулина Городища и Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме. Килевидные закомары последнего отсекаются от прясел стен антаблементом, близким по профилировке к антаблементу собора Е. м. Характерны и капители лопаток собора Е. м. с их перевернутой выкружкой, часто применяемой в это время для замены гуська. Наиболее близок к Преображенскому собору собор (1564) переславль-залесского во имя вмч. Никиты мон-ря . Кроме общих стилистических особенностей их объединяют и конкретные декоративные мотивы: профилированные ниши в карнизе центрального барабана (в суздальском соборе им придано стрельчатое очертание), ступенчатые кронштейны в малых барабанах. В Суздале практически повторяется строительная история собора Никитского мон-ря, также возведенного в камне при вел. кн. Василии III и полностью перестроенного в 1564 г. с добавлением 2 приделов, в т. ч. прп. Никиты Переславского. Перестройка собора Е. м. была связана с общерус. прославлением прп. Евфимия на Московском Соборе 1549 г. и с желанием возвести посвященный ему придел, выделенный в отдельный объем. Это соответствовало новому направлению в храмостроительстве сер.- 2-й пол. XVI в., когда в русле общей тенденции к созданию многопрестольных соборов формируются разные варианты многопридельных композиций. Все это позволяет датировать собор Е. м. в границах 50-60-х гг. XVI в. По-видимому, он был построен после ц.-колокольни Рождества Иоанна Предтечи, датирующейся 50-ми гг. XVI в., т. к. деревянный переход (на к-рый указывает портал дверного проема во 2-м ярусе колокольни) мог соединять ее только с собором, у к-рого были 2-этажные паперти: это мог быть собор 1-й четв. XVI в.

http://pravenc.ru/text/187637.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010