В 1571 году монастырю была возвращена деревня и полудвор в Карзиной курье, отнятые крестьянами Першей Трубниным и Онисимом Васильевым 13 . Когда при Иоанне Васильевиче Грозном у монастырей, вследствие чрезмерного и быстрого увеличения монастырских вотчин, были уничтожены жалованные грамоты, Николаевскому Корельскому монастырю в 1574 г. была дана подтвердительная грамота, которой повелевалось ежегодно выдавать ему руги по 50 четвертей ржи и 50 овса. В 1578 году монастырю была предоставлена еще новая льгота: монастырские люди освобождались от государевой службы 14 . В этом же году, по ходатайству строителя Кириака, монастырь получил подтверждение своих прав на владение соляными варницами в Уне, Неноксе, Варзуге и Солзе; вместе с этими названные деревни освобождались от земских повинностей, а соляные промыслы и рыбные ловли от оброка 15 . При царе Василии Иоанновиче Шуйском, грамотой 1607 года на имя игумена Каллистрата, были подтверждены все прежние грамоты и права на владение землями, «рушити» которые «ни в чем никому не велено» 16 . Благочестивый государь Михаил Федорович оказал Николаевскому Корельскому монастырю новую милость, позволив в 1636 году продавать беспошлинно 8000 пудов соли. Грамотой 1642 года, данной на имя игумена Памвы с братией, монастырю разрешалось возить в одном дощанике 6000 пудов соли для продажи по городам беспошлинно и на вырученные деньги покупать для монастыря съестные припасы также беспошлинно 17 . Увеличивавшиеся, благодаря щедрым даяниям московских государей, монастырские владения получили законченный вид в 1683 году, когда грамотами царей Иоанна и Петра Алексеевичей приказано было монастырю привести в известность все свои владения по купчим, закладным и отказным, и вписать их в описи владений монастыря. Благотворительность московских государей, разрешение ими ходатайств настоятелей Николаевского Корельского монастыря в благоприятном для монастырских интересов смысле, обеспечивали безбедное существование монастырской братии. Побуждением же благотворить обители, без сомнения, служила для них бедность монастыря, заброшенного на далекую окраину и поставленного в неблагоприятные климатические условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Деятельную помощь пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполняли обязанности приходских священников для христиан, живших по реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. В 1468 году Пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ пользовался у тезоименитого Митрополита Московского Ионы, свидетельствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году Первосвятителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой. За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям. Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы) по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... ид еже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим ...» Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Преподобнаго Ионы Клименецкаго, Олонецкаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сохранившиеся немногочисленные памятники иконописи XIII-XV вв., бытовавшие на Костромской земле (Феодоровская икона Божией Матери, XIII в., Богоявленский собор в Костроме; «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из посада Б. Соли, 1-я пол.- сер. XIV в., ГРМ; «Свт. Николай Чудотворец, с житием», XIV в., из с. Левашёва Костромского у., ЯХМ, и др.), связаны с ростовской художественной традицией. Архаичность художественного языка нек-рых из этих икон не исключает возможности их создания местными мастерами. Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 1-я пол.— сер. XIV в. (ГРМ) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 1-я пол.— сер. XIV в. (ГРМ) Некоторым ранним иконам, происходящим с костромских земель, присуща сложная стилистическая природа, сочетающая ростовские и новгородские черты (напр., «Чудо св. Георгия о змие» из Нерехты, посл. треть XV в., иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного). О контактах с Новгородом свидетельствует и уникальное посвящение придела древнейшего костромского мон-ря (1-е упом. в 1435) ап. Филиппу и сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому, почитание к-рых на Руси связано гл. обр. с Новгородом. Привязанность к традиционно новгородским иконографиям в иконописании Костромы отмечается и в XVI в., когда закреплению этих тенденций в местной культуре способствовало переселение при вел. кн. Василии III Иоанновиче и Иоанне IV Васильевиче Грозном в Кострому и окрестные города новгородских семей. В XVI в. Кострома попала в сферу московского художественного влияния («Свт. Николай Чудотворец, с житием» из с. Кишина Костромского у., 1-я пол. XVI в., КГОИАХМЗ). В становлении собственно костромской традиции иконописания во 2-й пол. XVI в. большую роль сыграли иконные вклады в храмы и монастыри города членами царской семьи и боярского рода Годуновых, что предопределило дальнейшее развитие местной художественной традиции под столичным влиянием. В числе вкладов Иоанна IV в Ипатиевский мон-рь - иконы («Ап. Иоанн Богослов, с 68 клеймами Апокалипсиса» в Богоявленско-Анастасиин мон-рь (1559, КГОИАХМЗ), «Свт. Николай (Никола Великорецкий)») и складни (1561, Костромской церковный историко-археологический музей, далее - ЦИАМ). Семьей Годуновых только к 1589 г. было вложено в Ипатиевский мон-рь 288 окладных икон, в т. ч. соборный иконостас (полностью), от к-рого сохранилась большая часть образов местного ряда: «Св. Троица, со створами со сценами деяний» (ГТГ), «Св. Троица» (ЦИАМ), «Успение, со сценами жития Пресв. Богородицы» (ГТГ), «Вмч. Димитрий Солунский» (ГИМ), «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (ГТГ), «Прп. Сергий Радонежский, с житием» (ЦИАМ), «Вмч. Никита» (ЦИАМ), «Тихвинская икона Божией Матери» («в меру и подобие», Троицкий собор Ипатиевского монастыря). В 1600 г. по заказу Годуновых московский мастер Андрей Новгородец выполнил для Троицкого собора цикл минейных икон (не сохр.). Московский иконник Устин был направлен в с. Красное (ныне пос. Красное-на-Волге близ Костромы) писать иконы для Богоявленского храма, выстроенного в 1592 г. Годуновыми.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЖЕДМИТРИЙ I (Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий; рубеж 70-х и 80-х гг. XVI в. (?) - 17.05.1606, Москва), претендент на рус. трон, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича , младшего сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). Сын боярский из Галицкого у. Ю. Б. Отрепьев в молодости служил при дворах Михаила Никитича Романова и его родственника кн. Бориса Камбулатовича Черкасского, после опалы Романовых и Черкасских осенью 1600 г. и роспуска их дворов постригся в монашество, приняв имя Григорий. Эти особенности его биографии давали основание предполагать, что он объявил себя царевичем Димитрием, действуя по поручению бояр, враждебных царю Борису Феодоровичу Годунову , но данные, к-рые позволили бы подкрепить эту т. зр., отсутствуют. Спустя нек-рое время благодаря помощи своего деда Елеазара (Замятни-Отрепьева), мон. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Григорий (Отрепьев) смог поселиться в этой обители. Отрепьев стал известен патриарху св. Иову , к-рый брал его к себе для переписки книг, от патриарха он получил рукоположение во диакона. В разных повестях о жизни Л., появившихся после его смерти, говорится, что уже в Чудовом мон-ре он заявлял старцам, «яко царь буду на Москве» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Сохранились упоминания, что царь Борис Годунов предложил отправить его «под начал» в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Возможно, это заставило Отрепьева оставить Чудов мон-рь и бежать из Москвы. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Главным источником о позднейших событиях является «Извет» спутника Л. в последовавшем путешествии старца Варлаама (Яцкого), который был записан во время расследования при Василии Иоанновиче Шуйском . Во время царившего в то время в России голода монахи часто отправлялись за сбором милостыни в более благополучные юж. края. Отрепьев и 2 его спутника - Мисаил (Повадин) и Варлаам (Яцкий) - в нач. 1602 г. отправились в Новгород-Северский, откуда они перебрались в Речь Посполиту. По словам Варлаама, они жили 3 недели в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), затем переехали во владения кн. Константина Константиновича Острожского на Волыни, некоторое время находились в Дерманском монастыре (см. Св. Троицы монастырь ). Сохранился экземпляр «Книги о постничестве» свт. Василия Великого, изданный в острожской типографии в 1594 г., с надписью о том, что 10 авг. 1602 г. эту книгу кн. Константин Острожский дал «Григорию с братею с Варлаамом да с Мисаилом» (находится в б-ке РГАДА).

http://pravenc.ru/text/2463625.html

Чтобы добиться поставления Дионисия, великокняжеские послы должны были выдвинуть обвинения не только против Киприана, но и против Пимена. Для расследования этих обвинений в Москву зимой 1384/85 г. прибыли 2 греч. митрополита, к-рые нашли эти обвинения правильными. 9 мая 1385 г. Пимен был вынужден отправиться в К-поль. Какое участие принимал вел. князь в событиях, происходивших в Москве, неясно. В 1386 г. вел. князь снова послал прп. Феодора в К-поль по делу «о управлении митрополии». По свидетельству патриаршего документа 1389 г., Феодор выступил в качестве обвинителя по отношению к митр. Пимену. Какие цели преследовал Д. И., предпринимая такой шаг, остается неясным, т. к. вел. князь ничего не сделал для примирения с Киприаном и не предложил иного кандидата на митрополию. Разбирательство не привело ни к какому результату: К-поль покинул вызванный по делам в Литву Киприан, 6 июля 1388 г. «без исправы» вернулся в Москву Пимен. Здесь его продолжали признавать митрополитом. 15 авг. он поставил епископа в Рязань в присутствии Д. И. Однако отношения между вел. князем и митрополитом оставались напряженными («бе бо и распря некаа промежь их»). 13 апр. 1389 г. митр. Пимен снова отправился в К-поль, на этот раз не поставив в известность вел. князя, что вызвало гнев последнего. Через месяц после отъезда митрополита Д. И. умер, вскоре скончался Пимен, церковный кризис разрешился уже при вел. кн. Василии I. В сложных и трудных условиях своего времени, не всегда способный принять верное решение и вынужденный нарушать церковные правила, Д. И. тем не менее пытался следовать заветам митр. Алексия. Духовенство Сев.-Вост. Руси было убеждено, что своими действиями вел. князь старается служить интересам правосл. Церкви, поэтому все смены на митрополичьем столе не сталкивались с открытым сопротивлением даже со стороны тех лиц, к-рые не были согласны с решениями правителя. Вел. кн. Димитрий встречает перед Куликовской битвой посланца от прп. Сергия с благословением. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249)

http://pravenc.ru/text/178205.html

В ризнице монастыря Нового Иерусалима хранится много драгоценных вещей, вкладов царских и принадлежностей патриарха Никона , напр., его облачений и митр. Тут хранится и подлинная модель Иерусалимского храма, привезенная Арсением Сухановым , и подобие серебренников, за которые предал Иуда Христа Спасителя. Библиотека монастыря также весьма замечательна. В ней хранится более 200 рукописей и до 150 старопечатных книг. Новодевичий монастырь Основан в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы в 1524 г. вел. князем Василием Иоанновичем в память покорения Смоленска нашим отечеством. Смоленская икона, иначе называемая „Одигитрия“, есть одна из древнейших икон и, по преданию, принадлежит греческому царю Константину Порфирородному. Когда выдавал этот царь свою дочь за русского князя Всеволода Ярославича, то благословил ею царевну в путь, отчего икона и названа „Одигитрия“, т.е. с греческого, путеводительница. Впоследствии времени князь Мономах перенес эту икону в Смоленск, отчего она называется еще Смоленской. В 1398 г. при вел. князе Василии Димитриевиче Смоленская икона Богоматери перенесена была в Москву. Но через 50 лет жители Смоленска упросили князя Московского Василия Васильевича возвратить им Смоленскую икону, считая ее святыней для своего города. Князь и митрополит согласились на это и с крестным ходом, торжественно проводили св. икону за Москву. Впоследствии времени на том месте, где происходило торжественное отправление иконы и прощание с ней, был воздвигнут Новодевичий монастырь, и в этом монастыре поставлена была икона, списанная со Смоленской. Тогда же был установлен и праздник сей иконе 28-го июля с крестным ходом из Успенского собора в сей Новодевичий монастырь. Новодевичий монастырь замечателен по историческим событиям, которых он был свидетелем. Так, из стен этого монастыря,по просьбе патриарха и народа боярин Борис Годунов, шурин царя Феодора Иоанновича, с торжеством вступил на русский престол. В этом монастыре имела пребывание царевна Софья Алексеевна, сестра императора Петра I, которая несколько раз злоумышляла на жизнь брата своего. Она была пострижена в монахини, содержалась в Новодев. монастыре под строгим надзором и здесь окончила жизнь свою. Здесь также проводили жизнь свою в иноческих подвигах и погребены и некоторые другие княгини и боярыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Здесь для него начался тот крестный путь скорбей, которым Небесный Архипастырь возводит к Себе Своих избранников. Только чрез несколько лет митрополит Киприан (пребывавший в Киеве) получил приглашение Великого князя прибыть в Москву, куда святитель и прибыл 23 мая 1381 С этого события начинается второй, не менее многоплодный, но и не менее обильный скорбями период жизни и деятельности митрополита Киприана, который в России вполне известен и подробно описан многими. Блаженному Киприану с первых дней святительства и почти до гроба пришлось терпеть скорби поразительные. Почти тридцать лет он носил на себе бремя управления Церковью русской, но из них не более восемнадцати лет был действительно митрополитом всея Руси: около полутора лет при великом князе Димитрии Иоанновиче и шестнадцать с половиной при сыне его Василии Дмитриевиче. Св. Киприан преставился 16 сентября 1406 г. Св. мощи его обретены при разобрании Успенского собора, в 1472 году, 27 мая.   20 СЕНТЯБРЯ Страдание святого преподобномученика Родина святого преподобномученика Илариона был остров Крит. Он происходил от христианских родителей – отца, по имени Франческо, и матери – Екатерины, а сам во святом крещении назывался Иоанном. Отец Иоанна имел еще двух сыновей и двух дочерей. Воспитанный родителями своими в благочестии и обучении грамоте, Иоанн с юности сохранил доброе устроение души. В одно время дядя Иоанна, который в Крите занимался врачевством, для более обширных занятий отправился в Константинополь, куда взял с собою и Иоанна. Прожив у дяди более десяти лет и будучи ничему не обученным, Иоанн горько раскаивался в том, что безполезно прожил у него столько времени, а потому оставил дядю и поступил в услужение к одному хиосскому купцу Франческо. Однажды Франческо, по коммерческим делам отправляясь на остров Хиос, поручил торговлю в своей лавке Иоанну и еще другому его товарищу, который тоже находился в услужении у того же купца. Возвратившись с острова, Франческо при поверке вырученных за товар денег не досчитался трехсот пиастров, в похищении которых заподозрил Иоанна.

http://isihazm.ru/1/?id=1830

Место, на котором находится Андрониев монастырь, замечательно по историческим воспоминаниям. Здесь некогда пролегал путь в Орду, и на этом месте встретил Батыя великий князь Всеволод Юрьевич. Здесь святой митрополит Киприан благословил великого князя Димитрия Иоанновича Донского, возвращавшегося победителем с Куликовской битвы. По этому пути выступил с войском против Тамерлана великий князь Василий Димитриевич. В этой обители слышались приветственные речи митрополита Киприана великому князю Василию Димитриевичу и благодарственные Господу Богу молитвы за избавление России от нашествия татар 93 . Высокопетровский монастырь (На улице Петровке) Место, на котором находится теперь Высокопетровский монастырь, по преданию, было селением боярина Кучки, которое называлось по местоположению, Высоцким или Высоким. Здесь была церковь в честь Боголюбской иконы Богоматери, устроенная великим князем, Иоанном Даниловичем Калитой. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, в 1380 году, по возвращении с Куликовской битвы, основал при этой церкви иноческую обитель. При великом князе Василии Иоанновиче, этот монастырь был перестроен и наименован Высокопетровским, в честь святого Петра митрополита, мощи которого незадолго пред этим были обретены. При императоре Петре Великом, Высокопетровский монастырь был возобновлён. В настоящее время в сей обители находится 5 церквей: 1) Святого Петра митрополита, построенная в 1505 году, а потом возобновлена в 1690 году, Петром Великим; 2) Боголюбской иконы Богоматери, построенная вместо древней, в 1690 году, Петром Великим. Церковь эта служила усыпальницей фамилии Нарышкиных; 3) Сергия Чудотворца, построенная также в 1690 году, в благодарность сему угоднику Божию, за избавление в его обители императора Петра I от смерти, в стрелецкий бунт, с приделами: святителей Алексия митрополита и Митрофания Воронежского ; 4) Толгской иконы Божией Матери, сооружённая Анастасией Кирилловной Нарышкиной, в 1744 году; 5) Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие же здания монастыря: колокольня, братские кельи и монастырская ограда, были воздвигнуты также при императоре Петре Великом 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

История Свято-Троицкого Варницкого монастыря 31 июля 2005 г. 11:10 Название Троицкого монастырь, основанный в 1427 году святителем Ефремом, архиепископом Ростовским, получил от воздвигнутого изначально при нем храма в честь Живоначальной Троицы. Причину же построения храма именно в честь Живоначальной Троицы местное предание тесно связывает с тем обстоятельством, что место, ныне занимаемое монастырем, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии — благочестивых родителей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и что на этом самом месте явился ангел Господень отроку Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия). Вероятно с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого подвижника земли русской в Варницах Ростовских воздвигли храм и в подражание основанной преп. Сергием обители Троицкой (ныне Троице-Сергиева Лавра), также назвали его Троицкой. Что же касается названия Варницкий, то оно присвоено монастырю потому, что рядом с ним с древних времен до конца XVII столетия находились соляные варницы. В полном собрании исторических сведений о монастыре упоминается жалованная грамота, данная Варницкому монастырю царем Михаилом Федоровичем в 1624 году, в которой обитель эта значится, как существовавшая и при царе Иоанне и при отце его Великом князе Василии Иоанновиче. Во время нашествия поляков на Ростов монастырь не избежал общей участи: был сожжен и разграблен. В 1725 году по распоряжению Георгия, Архиепископа Ростовского и Ярославского, монастырь был обращен в женский. В обитель были переведены несколько монахинь из Ростовского Рождественского Девичьего монастыря. В том же 1725 году игуменья и сестры обратились к преосвященному Георгию с прошением перевести их обратно в Рождественский монастырь, так как в Варницком, находившемся в некотором удалении от города, ощущался недостаток во всем, начиная с воды и кончая дровами. Монахини пробыли в монастыре до 1731 года, после чего он снова был обращен в мужской. В 1770 г. епископ Ростовский Афанасий построил в монастыре на собственные средства соборную церковь во имя св. Троицы. В храме имелось два придела во имя прп. Сергия Радонежского и свв. Кирилла и Афанасия Иерусалимских. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1828 г. После 1917 г. Троицкий собор, колокольня, кладбище и стены монастыря были разрушены, а Введенская церковь перестроена. В 1995 г. монастырь возвращен Церкви. По материалам сайта Троице-Варницкого монастыря Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30499.html

126 Царя или Хана Ахмыта не было. Если здесь разумеется Хан Ахмат, делавший нашествие на Россию, при Василии Темном в 1459 и при Иоанне III в 1465; то он не был современником Епископу Прохору (1511– 1527). Если же разуметь Ахмыла, посла Ордынского, сопровождавшего в Россию Князя Иоанна Даниловича в 1322 году, то это будет ранее предыдущей тяжбы Юрия, отца Игнатиева. 127 Означенное рукописное житие должно быть современно потомкам Св. Петра. Оно заключается так: «Дай же Господи Петрову сему роду соблюдение и умножение животу и не оскудеет радость до старости без печали, о х-е и-се г-е (Христе Иисусе Господе) нашем, емуже слава ныне и присно и во векы веков. Аминь». 129 В 1474 году, в Ростове были Князья Владимир Андреевич и Иоанн Иоаннович, у которых Великий Князь Иоанн III Васильевич купил остальную часть Ростова. 131 Житие Св. Исидора, довольно древняя рукопись, сохраняется в церкви, где почивают мощи его, и помещено во многих древних Сборниках. В Прологе и Четь-Минее 14 Мая помещено оно сокращенно. 132 Старинная рукопись, содержащая в себе описание жизни Иоанна Власатого, сохраняется в церкви Св. Власия. 138 В Белогостицкой обители, также и в Ростовском Успенском Соборе, сохраняются помянники Княжеские, в которых перечислены Князья: Владимир, Иван, Адриан, Симеон, Василий, Феодор, Иоанн, Созонт, Георгий (Темкин), Димитрий, Иоанн, Иоанн инок, Серапион инок, Павел (Темкин), Григорий (Темкин), Феодор (Гвоздев), Иоанн (Глинский), Борис, Борис, Василий, Иона инок (Судской), Мисаил инок (Темкин), Григорий, Иоанн (Зюзин), схимник Дионисий, Михаил (Темкин). Первые из этих Князей, кажется, те, которые продали последнюю половину Ростова Иоанну III, а последний – современник Митропол. Ионы Сисоевича и сотрудник его в строении обители значительными вкладами, как видно из сохраненной доселе описи Белогостицкого монастыря, составленной еще при жизни Митр. Ионы. 139 В библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры находится Сборник в четверку, под 20, в котором помещена «повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало». Из этой повести заимствован последующий рассказ о старцах Феодоре и Павле, и об Игумене Феофиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010