24 Августа празднуется перенесение нетленных мощей Св. Петра, обретенных нетленными в 1473 году и торжественно положенных в Успенском Соборе. Св. Алексий митрополит Московский Св. Алексий родился в Москве, 20-ти лет принял монашество, переименованный из Елевферия Алексием. По двадцати летнем уединении он вызван был в Москву к митрополиту Феогносту для занятий при архиерейском доме, а после заступил место Феогноста. Исцелив своими молитвами Тайдулу, жену хана Чанибека, он облегчил для русских ханское иго; впоследствии, при сыне Чанибека, Бердибеке, он снова ходатайствовал за Россию в орде. После великих трудов на пользу церкви и отечества, Святой Алексий скончался на 86 году жизни, 12 Февраля 1378 года. Мощи его, положенные в Чудове монастыре, обретены нетленными в 1439 году при Василии Темном; при Василии Иоанновиче устроена для них великолепная серебряная рака. Св. Иона, митрополит Московский, (15 июня) Св. Иона родом из Галича; с юности начал подвизаться сначала в костромском галицком, а потом в московском симонове монастыре, где посетил его митрополит Фотий и еще тогда предуказал в нем, смиренном иноке, будущего Первосвятителя Российского. Действительно, Св. Иона впоследствии, по желанию великого князя Василия Темного и по избранию Собора, был поставлен на Росс, митрополию. После 12 летнего управления, Св. Иона скончался и положен в Успенском Соборе. В 1473 году обретены мощи его, и чрез 6 лет, 27 мая, перенесены в новый успенский собор. Когда, в 1812 году, святыни московских храмов были разграблены Французами, рака мощей святителя осталась целою, потому что грабители каждый раз были останавливаемы страшными знамениями, исходившими от раки. 5 октября Российская церковь празднует трем святителям московским вместе. Праздник этот установлен в 1596 году при Феодоре Иоанновиче; празднуется он с такою же целью, как и праздник трех святителей Вселенских. Св. Филипп, митрополит Московский, (9 января) Св. Филипп родился в Москве от родителей, дворян Колычевых, и в мире называется Феодором: в молодых летах он служил при царе, но из любви к благочестию оставив мир, на 30 году жизни удалился в Соловецкий монастырь, где и пострижен под именем Филиппа. Из игуменов Соловецких Филипп царем Иоанном Грозным был поставлен на Митрополию Всероссийскую, и здесь не боялся говорить правду пред грозным царем. Негодуя на Святителя за его обличения, особенно когда установлена была Опричина, царь в 1568 году, лишил его сана, заключил в темницу, а потом в Тверской Отроч монастырь, где святитель был лишен жизни от рук Малюты Скуратова. В этом же монастыре положено было и честное тело Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

48 Игнатий греченин, владыка Резанский, поставлен бысть в патриархи на Москве при Гришке Отрепьеве. И как убили Гришку и его отставили. 49 Ермоген митрополит Казанский поставлен в патриархи на Москве в лето 7114 июля в 3 день при царе Василии, лежит в Чюдове преставися в лето 7120 ген[варя] в 17 день. 50 Филарет митрополит Ростовский пришол из Литвы в лето 7127 июня в 14 день. Того же году поставлен на Москве в патриархи Феофаном патриархом Иеросалимским, преставися в лето 7142 октяб[ря] в 1 день во вторник за час до ночи, лежит у Пречистой. 51 Иоасаф архиепископ Псковский поставлен в патриархи на Москве Киприаном митрополитом Новгороцким с прочими архиереи, преставися в лето 7149 нояб[ря] в 29 день, лежит у Пречистой. 52 Иосиф архимарит Симоновской поставлен в патриархи на Москве Аффонием митрополитом Новгороцким в лето 7642 826 . Заключение В данном сборнике представлены в хронологическом порядке очерки о всех митрополитах Русской Церкви XVI в., начиная с митрополита Симона, правление которого приходится на стык XV–XVI вв. Время их деятельности охватывает период с 1495 по 1586 г., т. е. более 90 лет. Их деятельность протекала при Московских государях Иоанне III (1462–1505), Василии III (1505–1533), Иоанне IV (1533–1584), которого митрополит Макарий венчал в 1547 г. царским венцом, и Феодоре Иоанновиче (1584–1598). Двое из рассмотренных первосятителей были архиереями до своей интронизации: святитель Макарий был поставлен из архиепископов Великого Новгорода, а митрополит Антоний из Полоцких архиепископов. Три первосвятителя были избраны из игуменов Троице-Сергиева монастыря: Симон, Иоасаф и Кирилл; митрополит Варлаам из московского Симонова, Даниил из Иосифова, Афанасий из Чудова, Филипп из Соловецкого и Дионисий из Хутынского. После своей кончины в кремлевском Успенском соборе были погребены только митрополит Симон и затем святитель Макарий, а остальные в различных монастырях: митрополит Варлаам в Спасо-Каменном, митрополит Даниил в Иосифо-Волоколамском, митрополит Иоасаф в Троице-Сергиевом, митрополит Афанасий в Чудовом (хотя в Успенском соборе в Кремле имеется его гробница, изготовленная в XIX в.), святитель Филипп в Тверском Отроче (в 1591 г. его останки были перенесены на Соловки, а в 1652 г. в Успенский собор в Кремле), митрополит Кирилл – в Новинском, митрополит Антоний в Новоспасском и митрополит Дионисий в Новгородском Тихвинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Празднество Пресвятой Богородице, ради Смоленской иконы Ее Одигитрии 831 , совершается 28-го июля. Эта икона получена из Греции Черниговским Князем Всеволодом Ярославичем от императора Константина, который, выдавая свою дочь Анну в 1046 году за него, благословил ее этой иконой. По смерти его перешла к Смоленскому Князю Владимиру Мономаху . Из Смоленска перенесена в Москву последним Смоленским Князем Юрием Святославичем, по изгнании его из Смоленска Витовтом. При Великом князе Василии Васильевиче и митрополите Ионе, в 1456 году, ее отправили обратно в Смоленск. Великий князь и народ провожали ее до Дорогомилова. На этом месте впоследствии, при Василии Иоанновиче в 1525 году, построен Новодевичий монастырь; тогда поставлена копия с иконы Одигитрии (Месяц. пр. Дим. Вершинского, 28-го июля и Исслед. о русск. иконопис., кн. 2-я стр. 21. Древн. Росс. Госуд. Отд. 1. стр. 10) и учрежден из Москвы ежегодный крестный ход в 28-е июля. В 1812 году, августа 5-го, при оставлении Смоленска нашими войсками, икона эта была при полках наших. По одержании побед над неприятелем установлено праздновать в Смоленске 5-е ноября, когда икона прибыла в Смоленск (Истор. город. Смоленска, 103). Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в великом Новгороде, празднуется 27-го ноября. Оно совершилось в 1170 году. Тогда Новгород осаждала дружина Андрея Боголюбского. Св. Иоанн, архиепископ Новгородский, после ночной молитвы, по откровению Божию, вынес во время осады икону Богоматери и поставил ее на остроге (внешнем укреплении города). Одна стрела, пущенная суздальцем, ударилась в икону; слезы потекли из нее на фелонь архиепископа, и гнев небесный разогнал осаждающих. В благодарственное воспоминание сего события установлено праздновать Пресвятой Богородице ради честные иконы Ее (Месяц. прот. Дим: Верш., Исслед. о русск. иконопис., кн. 2, стр. 26; Четь-Минея 7-го сент. в житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского. Древн. Росс. Госуд. Отд. 1, стр. 15). В Типиконе изложены после полиелея два величания. Одно: «Достойно есть величати Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Другое: «Песнь всякую духовную принесем Богородице». Эти величания можно назвать общими величаниями в Богородичны праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ист.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 235-237; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой Синодик и Вкладная книга)/Сообщ.: Н. Г. Добрынкин. Владимир, 1892. С. 26; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1; Т. 25; Т. 30; РИИР. М., 1977. Вып. 2. С. 83; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 (по указ.). Лит.: Зимин А. А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 229-233; Вагнер Г. К. Повесть о рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского//Там же. 1960. Т. 16. С. 168-169; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание: Сведения летописей о Рязани и Муроме до сер. XVI в. М., 1965. С. 207-209; Кучкин В. А. Рус. княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва. М., 1980. С. 51-52; Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома//Муромский сб., 1-й. Муром, 1993. С. 82; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 270-274. А. В. Кузьмин Иконография Блгв. кн. Гергий Ярославич. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромский во имя Св. Троицы мон-рь) Блгв. кн. Гергий Ярославич. Фрагмент иконы " Собор Муромских святых " . 1996 г. Мастер И. В. Сухов (муромский во имя Св. Троицы мон-рь) Наиболее ранним сохранившимся памятником с изображением Г. Я. является икона «Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с 87 клеймами жития» (1714) муромского иконописца А. И. Казанцева (МИХМ). Блгв. князь представлен в 72-74-м клеймах иконы, открывающих последний цикл произведения с историей об «обновлении града Мурома» Г. Я. и с повестью о свт. Василии, еп. Рязанском. Здесь изображено: вокняжение в Муроме Г. Я. («прииде из Киева в Муром град»), его правление («постави себе двор и началствоваша во граде Муроме»), обновление им храма Благовещения Богородицы - молебен перед иконой Божией Матери («первоначалную церковь... обновил и епискупа оу той церкви оустроил по прежнему именем Василия»). В 1-й композиции Г. Я. верхом на коне представлен с дружиной у ворот Мурома; во 2-й он восседает на троне с посохом в деснице, перед ним - подданные в виде 3 мужей разного возраста; в 3-м сюжете блгв. князь с народом молится за спиной свт. Василия. Во всех клеймах Г. Я. изображен со сплошным золоченым нимбом как средовек с короткими кудрявыми волосами и небольшой бородой, одет в шубу желтоватого цвета с золотом и темно-зеленое платье, княжескую шапку с опушкой, в последнем клейме голова не покрыта, а его образ по иконографии почти идентичен внешнему облику рязанского вел. кн. Олега Иоанновича (представлен тоже с нимбом в 85-86-м клеймах иконы).

http://pravenc.ru/text/164467.html

В этот же день, в год Мироварения во время Литургии здесь совершается чин освящения Мира, употребляемого при таинстве Миропомазания. В Успенском соборе совершается также 10 июля празднование положению Ризы Господней. О крестных ходах, совершаемых из Успенского собора Из Успенского собора исходят крестные ходы, совершаемые в честь некоторых праздников и в воспоминание благодатной помощи, явленной в разных событиях Православному нашему отечеству: Января 6-го, в воспоминание Крещения Господня, совершившегося на реке Иордан ради нашего спасения, – крестный ход из Успенского собора на Москву реку для освящения воды. В день Преполовения Пятидесятницы, в воспоминание Божественного Учения Иисуса Христа в храме Иерусалимском, во время праздника кущей, о благодатных Дарах Св. Духа, которые Он уподобляет живоносной воде, подающей жаждущим духовное спасение и жизнь вечную, – крестный ход на Москву реку для освящения воды. Августа 1-го, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня, в воспоминание чудес, совершившихся от Животворящего Креста Господня, – крестный ход на Москву реку для освящения воды. Августа 26-го, в память Сретения Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву, и в воспоминание избавления России от нашествия татар в 1395 году, при Великом Князе Василии Дмитриевиче и Митрополите Киприане, – крестный ход в Сретенский монастырь. Июня 23-го, в воспоминание избавления России помощию и заступлением Богоматери от нашествия татарского хана Ахмата, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III-м и Митрополите Геронтии в 1480 году, – крестный ход в Сретенский монастырь. Мая 21-го в память поновления Владимирской иконы Богоматери в доме Митрополита Варлаама в 1514 году и в воспоминание избавления России её помощью и заступлением от нашествия татар Крымских, Ногайских и Казанских, при Великом Князе Василии Иоанновиче и Митрополите Варлааме в 1521 году, – крестный ход в церковь Владимирской иконы Богоматери. Июля 28-го, в честь Смоленской иконы Богоматери, в воспоминание торжественного отправления сей иконы из Москвы в город Смоленск, – крестный ход в Новодевичий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

пристройки Архангельского собора, где они находятся и в наст. время ( Забелин. 1905. С. 248 - 270; Воронов. 2009. С. 56-89). В кон. XIV - нач. XV в. начинается строительство в Кремле каменных великокняжеских домовых храмов. В 1393 г. вел. кнг. Евдокия Димитриевна на своем дворе заложила каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы (освящена свт. Киприаном, митр. Московским, 1 февр. 1394) на месте деревянной ц. Воскрешения Лазаря, престол к-рой был помещен внутри вновь построенного храма (ПСРЛ. Т. 8. С. 64; Т. 24. С. 160; Т. 25. С. 221). В 1404 г. впервые в летописи упоминается Благовещенский домовый храм московских государей, что было связано с установкой в Кремле при вел. кн. Василии Димитриевиче первых часов: «Того же лета князь великий на своем дворе за Благовещеньем часы постави чудны вельми и с луною…» (Там же. Т. 8. С. 77; Т. 25. С. 232 - 233). В Троицкой летописи об этом событии сообщалось более пространно: «Въ лто 6912, индикта 12, князь beлukiu Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своем двор за церковью за святымъ Благовщеньемъ Ciu же часникъ наречется часомрье; на bcяkiu же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человкъ ударяше, но человковидно, самозвонно и самодвижно, страннолпно нкако створено есть человческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему бяше нкоторые чернецъ, иже отъ святыя Горы пришедыи, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь» ( Присёлков. 1950. С. 457). Летописи не сообщают, когда был построен 1-й каменный великокняжеский домовый храм. Его обычно датируют в широком диапазоне - от кон. 60-х до нач. 90-х гг. XIV в. Изображения на пилястрах сев.-зап. галереи собора, по к-рой некогда совершались торжественные выходы из дворца, нек-рых из московских князей (Даниила Александровича, Димитрия Иоанновича Донского и его сына Василия) можно рассматривать как своеобразные ктиторские портреты. Появление княжеского домового храма относится ко времени правления 1-го московского князя, 1-й каменный храм, известный по летописному упоминанию 1404 г., был, вероятно, возведен при кн. Димитрии Донском, а в 1416 г., при кн. Василии Димитриевиче, он был перестроен (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

28 июля праздник Смоленской иконы пресв. Богородицы установлен в Благодарность пресв. Богородпце за чудеса, бывшие от этой иконы, как то: при нашествии татар за избавление от осады Смоленска в 13 стол. (в 1237 г.) и за избавление нашего отечества от нашествия французов и с ними двадцати народов в настоящем столетии (в 1812 г.). Икона эта, но преданию, написана св. Евангелистом Лукою, подобно Владимирской иконе пресв. Богородицы; ею благословлена в путь в Россию греческая царевна Анна, супруга св. равноапост. князя Владимира. Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, отчего она стала называться Смоленскою. Называется еще икона эта Одигитриею, с греческого, Путеводительницею, потому что пресв. Богородица, однажды явившись двум слепцам в Константинополе, привела их во Влахернскую церковь к сей своей иконе, от которой они получили прозрение. В 14 стол. (в 1396 г.), во время нашествия Тамерлана на южные области России, икона Смоленская, по великому уважению к ней народа, перенесена была в Москву. В 15 же стол. (в 1456 г.), при велик. кн. Василии Темном и митрополите моск. Ионе, по просьбе жителей Смоленска, снова была возвращена туда. Возвращение иконы в Смоленск, было совершено с великим торжеством. Вел. князь, митрополит, духовенство, войско и народ с крест. ходом проводили икону две версты за город, где, по совершению молебствия, со слезами отпустили из Москвы в Смоленск, оставив у себя список с чудот. иконы. На месте молебствия впоследствии времени (в 1524 г.) при вел. кн. Василии Иоанновиче, в память возвращения Смоленска от Литвы, построен Новодевичий монастырь, в котором поставлен список с чудотв. иконы Смоленской. В самый же день возвращения, 28 июля, установлен праздник в честь Смоленской иконы с крестным ходом в монастырь. Чрез Смоленскую икону пресв. Богородица помогла нашим соотечественникам против татар и французов таким образом. Когда Батый, хан татарский, осадил Смоленск, тогда один праведный воин Меркурий от иконы слышал голос, повелевавший идти в стан неприятельский убить татарского исполина. Меркурий действительно убил исполина, устрашившего русских воинов, и, побораемый свыше молниеносными мужами, в присутствии светлой жены, т. е. самой Богородицы, Меркурий избил множество татар, так что ужас объял их, и Батый отступил от города. В нашествие французов, чудотворная Смол. икона накануне Бородинской битвы носима была по лагерю для благословения и укрепления русского войска на великий подвиг борьбы за веру и отечество, и действительно одушевила их крепко стоять против сильного врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Варналабовский Вознесенский монастырь . См. в своём месте Борколабовский Вознесенский. Варницкий Троицкий монастырь Заштатный мужской Ярославской Епархии, Ростовского уезда, находящийся от уездного города в 3 вёрстах при бывших тут соляных Варницах, почему и название своё имеет. Сначала кем именно и в котором году точно, по какому случаю, по чьему дозволению и чьим иждивением построен – неизвестно. А в жалованной грамоте, данной монастырю сему от Государя Царя Михаила Феодоровича в 7132/1624 году, значится, что он существовал и при Царе Иоанне Васильевиче и при отце Его, Великом Князе Василии Иоанновиче. Строения в нём ныне следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя святой Живоначальной Троицы, каменная, построенная в 1771 году Преосвященным Афанасием, Епископом Ростовским, по которой монастырь и Троицким именуется, с приделами: а) Пр. Сергия Радонежского; б) Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских , расписана внутри стенным живописным письмом в каймах. Покрыта тёсом; 2) церковь ДЕРЕВЯННАЯ древняя и ветхая во имя св. Николая, Чудотворца; 3) КЕЛЬИ и 4) ОГРАДА около монастыря, в окружности 143 сажен, все деревянные. До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 300 душ крестьян, а с того времени оставлен на своём содержании. Настоятельство в нём было прежде Игуменское, а ныне, с 1764 года, Строительское. Варсонофьевский монастырь Вовсе уничтоженный. Находился в Столичном городе Москве в III части города, именуемой Белый Город, в Сретенском Сороке между Рождественкой и Сретенкой, расстоянием от Кремля в 4 вёрстах. Ныне тут приходская каменная церковь во имя Вознесения Господня, двухэтажная: нижняя во имя Введения Божьей Матери, построена в 1663 году с приделом Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, сооружённым в 1761 году купцом Яковом Маренцовым; верхняя церковь во имя Вознесения Господня, построена в 1730 году; колокольня и ограда каменные же. В монастыре сем, по повелению Дмитрия Самозванца Расстриги, погребены были тела: Царя Бориса Феодоровича Годунова, Супруги его Марии Григорьевны, фамилий Скуратовых и сына Царя Феодора Борисовича, а потом при Царе Василии Ивановиче Шуйском перенесены в Троицкую Сергиеву Лавру и положены в соборной Успенской церкви. Васильевослободский Архангельский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Выдубецкий мужеский. 3-го класса, степенью 52, под управлением Архимандрита на самом крутом берегу Днепра, ниже Киевской Печерской крепости; заслуживает внимание как по красивости своей, так и по древности; ибо соборная в нем церковь во имя Чуда Архангела Михаила построена В. К. Всеволодом в 1088 году, а по разорении возобновлена В. К. Рюриком Ростиславичем в 1181 г. Кроме сей находятся здесь еще три церкви: 1) во имя Великомученика Георгия, 2) во имя Преображения Господня, и 3) во имя Пророка Даниила. Причиной начала и названия сего монастыря в летописях находится следующее обстоятельство: по принятии В. К. Владимиром святого крещения, когда он разрушал капища, ниспровергал идолов, и Перуна с бесчестием повелел бросить в реку, то народ, приверженный еще к древнему суеверию, бежал за ним и кричал: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Идол, несомый стремглав водой, пристал к берегу на том самом месте, где ныне монастырь построен, от чего я прозван Выдубецким. Высокогорская мужеская пустыня, Нижегородской Епархии, от Арзамаса в 5 верстах, на высокой горе, окруженной лесом. В ней церковь Соборная во имя Вознесения Господня и другая теплая во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Св. Димитрия Митрополита, возобновлена в 1810 году. Высокопетровский мужеский, 2-го класса, степенью 4, в Москве, у Петровских ворот; построен первоначально при Великом Князе Димитрии Иоанновиче Донском, а после перестроен при Великом Князе Василии Иоанновиче в 1055 г. и назван Высоким. В нем: 1) Соборная церковь во имя Св. Петра Митрополита; 2) во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы; 3) Сергия Чудотворца; 4) Тольской Пресвятой Богородицы; 5) Преподобного Пахомия, и 6) Покрова Пресвятой Богородицы. Архимандрит здешний священнослужение отправляет по примеру Новоспасского. Высоковская заштатная пустыня, Костромской Епархии Макарьевской округи; учреждена из обратившихся к Святой церкви раскольников в 1820 г. В ней соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Высоцкий Богородицкий мужеский, 3-го класса, степенью 6-й, Московской Епархии, близ Серпухова на высоком берегу реки Нары; построен в 1374 году Преподобным Сергием Радонежским с учеником его Афанасием. В нем Соборная церковь во имя Зачатия Святой Анны с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь сей обнесен кругом каменной стеной. Настоятельство в нем ныне Архимандричье.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Благовещенский собор Благовещенский собор назывался прежде церковию Благовещения на Великокняжеском Государевом дворе, или на царских сенях. Он основан был в 1397 году, при Великом Князе Василии Дмитриевиче. Впоследствии к Благовещенской церкви пристроена была паперть, в которой, по преданию, слушал литургию Иоанн Васильевич Грозный, когда вступил в 4-й брак. Говорят, что когда он стоял в паперти этого собора, увидел комету и сказал: «Вот знамение моей смерти». Храм сей возобновлён был и украшен царём Михаилом Феодоровичем. Во время нашествия неприятеля в 1812 году этот собор потерпел одинаковую участь с другими соборами Кремля, а в следующем году был возобновлён при Архиепископе Августине. Замечательнейшими иконами в Благовещенском соборе почитаются: а) Образ Всемилостивого Спаса, изображённый над входом в церковь , от которого во время чумы, бывшей в Москве в 1771 году, больные получали исцеления. б) На правой стороне царских врат – икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с разгнутым Евангелием и в) Икона Благовещения Богоматери. Эти иконы древней Византийской живописи. г) На левой стороне царских врат находится чудотворный образ Донской Богоматери, в честь коей основан Донской монастырь. 8 Когда, в 1380 году, было нашествие на Россию татар, и когда происходило сильное сражение на реках Доне и Непрядве, – Великий Князь Дмитрий Иоаннович и всё войско обратилось с молитвою к Божией Матери о победе над врагами. Вера и надежда на помощь Божию явили свою силу. Когда одержана была победа над татарами, русские воины вознесли тёплые молитвы пред иконою Пресвятой Богородицы о дивном Её заступлении от врагов, и, в знак благодарности, икону, которую носили в войсках, принесли в дар Великому Князю Дмитрию Иоанновичу Донскому и назвали её, по месту сражения, Донскою. В 1591 году было снова нашествие татар; в то время Благочестивейший Царь Феодор Иоаннович велел принести к войскам Донскую икону Богоматери, пред которою Царь и всё войско провели целую ночь в усердной молитве. Когда началось сражение, то враги устрашены были невидимою силою и обратились в бегство, и Москва была спасена от врагов. В память избавления России от татар и в благодарность Божией Матери на месте, где находилась Донская икона Богоматери с воинством, Царь повелел воздвигнуть монастырь и назвал его, по имени иконы, Донским. С того времени установлено было праздновать Донской иконе Богоматери 19-го августа и совершать крестный ход из Успенского собора в Донской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010