Древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени, председатель совета директоров АО «Ай-Теко» А.Б. Ремизов — ордена преподобного Серафима Саровского II степени, председатель совета директоров ОАО «Костромская городская телефонная сеть» А.Г. Клещев — ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Всем участникам богослужения были вручены иконки Феодоровской Божией Матери с Патриаршим благословением. Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня при нем строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском — в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от царских врат). В 1934 году соборный ансамбль Костромского кремля (в том числе Богоявленский собор) был почти полностью уничтожен, от кремля сохранились лишь два соборных дома и сторожка соборной ограды. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка г. Костромы. Свидетельством о внутренней организации строения остались несколько чертежей, которые два костромских архитектора смогли сделать до подрыва костромской святыни. В современной истории России было сделано несколько попыток восстановления Костромского кремля, однако ни одна из них не была удачной. Ситуацию удалось изменить после того, как Костромскую область возглавил губернатор Сергей Ситников. Глава региона и митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт получили благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на возрождение святыни. Проект поддержал известный российский благотворитель, руководитель ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин, который уже имел большой опыт по строительству, восстановлению и реконструкции храмов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6062077.ht...

Ежедневная дневная отметка в середине дня существенно сокращала его свободу и возможности для побега … Готовился ли побег? Антисоветское подполье в городе Перми вполне могло готовить побег. Достаточно сказать, что непосредственно в самом ПОЧК «служили»: бывший жандармский полковник Н.М. Никифоров на должности бухгалтера, в следственном отделе бывший Товарищ прокурора суда С.А. Алешинский и некий Борисов, в аппарате – Т.О. Горвиц. Бывшие следователи и прокурорские также служили в Следственной комиссии Ревтрибунала и Военно-следственной комиссии. Такое положение дел стало следствием трудностей комплектования новых структур грамотными лицами, имеющими достаточное профильное образование (юридическое, экономическое и т.д.). Пермский исследователь М.Г. Ситников пишет : « Пермское антибольшевистское подполье организовалось еще в 1917 году. На данный момент известна подпольная организация Оленева, которая существовала с 1917 по 1919 год, которая занималась только сбором информации. (…) По сообщению пермской большевистской газеты «Красный Урал» возглавляли организацию: постриженный дьякон Оленев, купец Седянин, управляющий свечным заводом Ворзаков и бухгалтер Горюнов. (…) Затем в Перми был создан филиал подпольной Алексеевской организации, в которой ведущую роль играл архиепископ Андроник. На эту группу в феврале 1918 г. вышел инженер тяги Пермской железной дороги Белобродский, который бежал из Петрограда 6 декабря 1917 года, где был приговорен Троцким к расстрелу. Они совместно стали готовить вооруженное восстание. После убийства архиепископа Андроника, 17 июня 1918 года, Белобродский вышел на организации подпоручика Лобашева Павла Георгиевича к которой впоследствии примкнула группа Симонова, работавшая в городе с мая 1918 года. С августа 1918 года пермским антисоветским подпольем стал руководить Давид Иванович Симонов, бывший социал-революционер. Должность начальником штаба занимал штабс-капитан Левашов, который также руководил своей офицерской организацией. После его ареста Симонов попросил эту должность исполнять капитана Н.А. Протопопова, который прибыл из Москвы с группой офицеров, направленных для освобождения последнего российского императора Михаила Александровича Романова, но к их приезду он был уже расстрелян.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помни: священник принадлежит только Церкви!» Беседы с Клавдией Филипповной Ситниковой 05.08.2020 688 Время на чтение 18 минут Источник: Православие.Ru Мы начинаем публикацию цикла воспоминаний Клавдии Филипповны Ситниковой, супруги бывшего настоятеля храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне, протоиерея Николая Ситникова. Из этого неторопливого, но подробного, очень личного, задушевного рассказа о судьбе своего батюшки и своей семьи вырисовываются многочисленные детали, которые раскрывают читателю неизвестные факты о событиях и лицах, многие из которых сегодня вписаны в новейшую историю Русской Православной Церкви. Это было сложное, противоречивое, но одновременно прекрасное время, когда Церковь возрождалась не только в видимых «бревнах» – новых храмах и реконструированных святынях, а в «ребрах» – в душах людских, в вере и благочестии простых прихожан и пламенной ревности по Богу их духовных наставников. В трапезном храме стояла статуя медведя Протоиерей Николай Ситников – Клавдия Филипповна, когда вы впервые приехали в Троице-Сергиеву лавру? – Я приехала в Сергиев Посад (тогда он назывался Загорском) в 1945-м году, осенью, из Томска. А весной следующего года лавру открыли. Я ведь сначала совершенно ничего не знала о Церкви, но когда уезжала из Сибири, бабушка мне сказала: «Там находится святая лавра, мы туда из Броварей пешком ходили. Обязательно ее найди!» Учась в женской школе, я сидела вместе с одной из девочек, у которой была очень плохая успеваемость по математике. Но я-то в Сибири была активной пионеркой! И обычно мы помогали семьям военнослужащих: возили дрова, пилили, кололи их. Когда я оказалась в Загорске вместе с братом, он мне через некоторое время вдруг говорит: «Сними с себя этот собачий ошейник! (пионерский галстук. – Н.Б.)» Я всегда очень внимательно слушала брата, и все, что он мне говорил, исполняла. Бабушка мне сказала: «Там находится святая лавра, обязательно ее найди!» И вот, разговорившись однажды с девочкой, у которой была плохая успеваемость по математике, Соней Портненко, я спросила у нее: «Скажи мне, пожалуйста, где у вас находится лавра?» Она, как-то испугавшись, говорит: «А ты разве верующая?» Я говорю: «Да, я верующая!» – «Тогда пойдем вместе в это воскресенье в церковь Илии Пророка (старейшая Ильинская церковь в Сергиевом Посаде, никогда не закрывалась. – Н.Б.)». В это время там служил отец Тихон Пелих.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/05/pomni_...

42. Кстати: у Салтыкова-Щедрина (в цикле «За рубежом» «Мальчик в штанах и мальчик без штанов») русский мальчик-оборванец говорит немецкому буржуйчику: «Вы душу за грош черту продали; мы, правда, отдали ему свою душу даром, но зато мы ее и назад взять можем». 43. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. II–V века. М., 1964, с. 165. 44. В буддизме для погашения потока жизни, действия и причин «требуется интенсивное самоотрицание» (Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М., МГУ, 1993, с. 13). Нет ничего — «есть только скандхи, которые остаются на непродолжительное время, и нет ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью. Бдительный взгляд гасит их. Так гаснет блеск бриллианта, когда стесывают его грани» (Там же, с. 116). Александра Давид-Ноэль, исследовательница тибетского буддизма, пишет, что именно «здесь мы вплотную подошли к сущности тибетского мистицизма, величайший принцип которого гласит: не надо ничего „создавать“, надо „уничтожать созданное“» (Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. СПб., 1994, с. 138). 45. Татьяна Горичева. Взыскание погибших.//Логос. Брюссель-Москва. N.41–44. 1984. с.80. 46. Клеман О. Вопрос о человеке//Беседа Ленинград-Париж, 1985, с. 96. 47. Розанов В. В. Темный лик.//Сочинения. т.2. М., 1991, с. 429. Поэтому не удивителен такой голос из до-иконной эпохи в истории Русской Церкви (до-иконная значит живописная — до открытия иконы в начале XX века): «Живопись не смогла создать сколько-нибудь удовлетворительного образа Христа, что сказывается в отсутствии чтимых икон Спасителя при множестве таких икон Богоматери» (Скабалланович М. О символическом богословии//Труды Киевской Духовной Академии. 1911, т. 3. с. 562). 48. См., например, Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. Спб., 2001. 49. См. Кущ Т. В. Византийский театрон конца 14–15 вв. Некоторые наблюдения//Античность и средние века. Екатеринбург, 2000. Тематические страницы

http://predanie.ru/book/71832-kino-perez...

 в сан пресвитера — 18 человек;  в сан диакона — 38 человек. Имели мы, как и в прошлые годы, потери. Были почислены за штат: 1. Протоиерей Владимир Демин  2. Священник Сергий Борисов  3. Священник Михаил Дубовицкий  4. Священник Илья Паршаков  5. Священник Алексий Харин  6. Игумен Вадим (Рындюк)  7. Диакон Павел Быковский  Запрещены в служении: 1. Протоиерей Сергий Крашенинников 2. Священник Владимир Байков 3. Священник Павел Буров Невосполнимой утратой стала для нас потеря 15 клириков, которые отошли в мир иной. Это: 1. Протоиерей Алексий Бахтин 2. Протоиерей Матфей Грицак 3. Протоиерей Николай Гурьянов 4. Протоиерей Сергий Карамнов 5. Протоиерей Борис Никольский 6. Протоиерей Виктор Продан 7. Протоиерей Николай Ситников 8. Протоиерей Василий Фонченков 9. Священник Сергий Барышев 10. Священник Сергий Рзянин 11. Священник Димитрий Румянцев 12. Протодиакон Сергий Голубцов 13. Протодиакон Вадим Калинин 14. Диакон Вячеслав Пархунов 15. Диакон Алексий Щуров Я думаю, что все вы слышали вчера сообщение в средствах массовой информации о гибели священника Андрея Николаева со всей семьей в Тверской епархии. Выясняются причины, но есть подозрения, что священник Андрей, матушка Ксения, их малолетние дети Давид, Анна и Анастасия — все они погибли от рук злоумышленников. Сегодня я послал соболезнование в Тверскую епархию, но все мы тоже принимаем гибель семьи священника близко к сердцу, и принося молитвенное поминовение о московских клириках, которые почили в минувшем году, и часть которых уже были в заштате, мы присоединяем  к нему молитвенное поминовение и о тех, которые погибли в Тверской епархии, в сельском приходе. Пропоем им «Вечную память». Все поют «Вечную память». Приведенные выше статистические данные красноречиво свидетельствуют о положительной динамики развития церковной жизни в ее внешних проявлениях. Однако более всего тем, кто заботится о благоустроении дома Божия, «который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), следует помышлять о собственном душевном устроении, дабы не уподобиться тем, о ком сказано в Евангелии, как о «имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся» (см.: 2 Тим. 3, 5), дабы каждый домостроитель Таин Божиих был подлинным «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204195...

-------- 3229. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 27 декабря 1996 года: 1. Благословить открытие Юрьев-Польского Свято-Успенского Космина мужского монастыря Владимирской епархии. 2. Наместником обители утвердить иером. Афанасия (Селичева) с возложением наперсного креста. – 1997, 2, 6. -------- 3230. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 мая 1991 года: Благословить открытие Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в г. Ростове. – 1991, 8, 16. 23.419–3 Храмы (в алфавите городов) 3231. ЕДИНСТВЕННЫЙ в мире храм-памятник коронования императора Николая II. – 1997, 5, 80. 3232. САМЧУК П., прот. Реставрация Воскресенского храма в Брянске. – 1987, 7, 25. 3233. ЛЕХТОНЕН А., диак. Ильинский храм в Васкнарве. – 1988, 3, 18. 3234. ВОЙНАКОВ В., прот. Кафедральный собор во Владимире. (К 800-летию со дня основания). – 1989, 12, 15. 3235. ХРАМ на “Дороге жизни” (г. Всеволожска). – 1992, 4, 60. 3236. АРМЕЕВ Р. Страничка из жизни новых русских святых. (Казанский собор г. Данилова). – 1992, 1, 23. 3237. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1993 года: О строительстве в г. Екатеринбурге, на месте убиения Императора Николая II и его семьи, храма-памятника на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. – 1994, 2, 41. 3238. САВИК В., свящ. Никольский храм в Калининграде. – 1987, 11, 29. 3239. НОВЫЙ храм в Караганде. – 1992, 2, 64. 3240. ЛЕБЕДЕВ В. Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске. – 1985, 3, 21. 3241. КРАСНОЦВЕТОВ П., прот., БОВКАЛО А. Князь-Владимирский собор в Ленинграде. (К 200-летию со дня освящения). – 1989, 10, 23. 3242. АНТОНОВ В. Покровский храм в Мариенбурге. (К 100-летию со времени освящения). – 1989, 9, 24. 3243. Л.Т. Ильинский храм в Можайске. – 1985, 10, 18. 3244. КОЗЛОВ В. Возрождение святыни. Казанский собор Москвы и век XX. – 1993, 12, 2. 3245. СИТНИКОВ Н. Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи в Москве. (К 250-летию освящения). – 1984, 11, 21. 3246. КИРИЛЛ, архим. Московский храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. – 1985, 9, 12. 3247. МАЛОВ Н., МОЛЕВА Н., ТУРКИНА Е. Народная святыня. (К 150-летию закладки храма Христа Спасителя в Москве). – 1989, 11, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

390 Кандидатское сочинение Б. И. Иванова «Землевладение и хозяйство Кирилло-Белозерского монастыря в XVI-XVII вв.» было признано лучшим, с присуждением ему премии протоиерея А. И. Невоструева в 157 рублей. См.: Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1916–17 учебном году//Богословский вестник. 1917. С. 32. 392 Воспитательный дом основан Екатериной II в 1764 г. в Москве для приема и воспитания незаконнорожденных детей. Это учреждение должно было претворить в жизнь идею И. И. Бецкого о воспитании «нового человека». Здание Воспитательного дома было построено (по проекту Ю. М. Фельтена) на обширном Васильевском лугу. Строительство продолжалось несколько десятилетий. В разное время строительством руководили К. И. Бланк, Я. А. Ананьин, И. М. Ситников, И. Д. Жилярди, М. Ф. Казаков и др. 393 Имеется в виду контора Банкирского дома «Братья Джамгаровы». Главная контора располагалась в собственном доме Джамгаровых на Кузнецком мосту, отделение – в Старом Гостином дворе на Ильинке. 394 Имеется в виду широко отмечавшееся во многих городах России 300-летие со дня кончины Кузьмы Минина. Особенно торжественное чествование его памяти происходило 7 и 8 мая в Нижнем Новгороде. В Москве 8 мая состоялось торжественное богослужение в Чудовом монастыре, а затем крестный ход из монастыря на Красную площадь к памятнику Минину и Пожарскому, где после молебна о даровании победы русскому воинству, были возложены венки. С речами на торжестве в Москве выступили городской голова Челноков и член Купеческой управы Иванов. 395 Подразумевается Петербургский Женский педагогический институт, директором которого Платонов был в 1903–1916 гг. 396 См.: Рубан В. Г. Поход боярина и Большого полку воеводы Алексея Семеновича Шеина к Азову, взятие его и Лютика города, и торжественное оттуда с победоносным воинством возвращение в Москву. Издал в свет В. Рубан. СПб., 1773. 397 См.: Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский. СПб., 1864. Приложения. Ч. 1–2. СПб., 1864. 398 Ежедневная общественно-политическая газета. Издавалась в Москве в 1907– 1918 гг. (с апреля 1917 г. – «Заря России»), Субсидировалась банком братьев Рябушинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Безусловно, самую добрую память оставил о себе и отец Николай Ситников, прослуживший настоятелем этого храма многие годы. Замечательно то, что отец Николай буквально вырос и получил духовное воспитание именно в этом храме — он начинал здесь еще мальчиком пономарить и прожил в этом храме всю свою жизнь. К сожалению, я не застал отца Николая, но тот дух, который присутствует в храме, свидетельствует о нем, как о добром и мудром священнослужителе. В последние годы в связи с болезнью он не смог принимать активное участие в жизни прихода и потому некоторые люди пользовались этим в своих личных интересах. Отец Николай в жизни терпел много скорбей и от властей и от  близких ему людей. Его и матушку несколько раз избивали грабители. Но он был очень стойким и, главное, добрым человеком. Отец Николай был вынужден в советское время общаться с назначаемыми властями старостами, которые не давали ему многого сделать. Но он как тяжелый корабль, плыл вперед, несмотря на бури и шторма. И мне кажется, что благодаря таким священникам, как отец Николай многие храмы в Москве были сохранены от разрушения и поругания. Не так давно, накануне его дня ангела я совершал панихиду на его могиле вместе с немногими прихожанами и чувствовалось его незримое участие в жизни прихода, в первую очередь благодаря тем добрым делам, которые он сделал за многие годы своего настоятельства. — Владыка, Вы совмещаете архиерейское служение с настоятельством — не самая обычная ситуация. Чем отличается настоятель-архиерей от обычного настоятеля? — Мое основное послушание — викарий Святейшего Патриарха, поэтому основную часть своего времени с понедельника по пятницу я провожу здесь, в Чистом переулке. С утра до вечера я нахожусь в кабинете или на каких-то мероприятиях по благословению Святейшего. Но, поскольку я живу при храме, утром я могу дать те или иные распоряжения, а вечером проверить их исполнение. Так что в управлении приходом я принимаю самое активное участие. — Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне — одна из архитектурных доминант этого района, красивейший храм, являющийся историческом  памятником . Наверное, много трудов приходиться полагать на восстановление и ремонт храма?

http://patriarchia.ru/db/text/265599.htm...

архиеп. Илларион (Троицкий). Грех против Церкви//Без Церкви нет спасения. М., 1998, М., 1998, с. 566. Там же, с. 578. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994, с. 263. Успенский Ф. И. История Византийской Империи. Период Македонской династии (867-1057). М., 1997, с. 140. Кедров К. Все под одним Богом ходим//Известия, 10.6.1997. Карташев А. В. Святой Великий князь Владимир – отец русской культуры//Карташев А. В. Церковь, история, Россия. М., 1997, с. 122. Зелинский В. Приходящие в Церковь//Журнал Московской Патриархии. 1992, 5, с. 16. Протопоп Аввакум. Из книги бесед//Пустозерская проза. М., 1989, с. 106. прот. Сергий Булгаков. У кладезя Иаковля//Христианское воссоединение. Экуменическая проблема в православном сознании. Париж, 1933, с. 12. св. Филарет Московский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви.//Филарета митрополита Московского и Коломенского Творения. М., 1994, с. 450. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. т. 5, ч. 2, М., 1887, с. 742. Древний Патерик. – М., 1899, с. 174. Карсавин Л. П. Католичество. Пг., 1918, с. 52. Ситников М. Между “прочими”//Русская мысль, 5.6.1997. Фаликов Б. Возможен ли диалог традиционных и новых религий?//Церковно-общественный вестник 8 (Приложение к Русской мысли от 30.1.97). Цит. по: Ислаев Ф. Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к терпимости. Казань, 2001, с. 48. Кожинов В. Загадочные страницы истории ХХ века. «Черносотенцы» и Революция. М., 1995, Киевский и Одесский погромы в отчетах сенаторов Турау и Кузминского. Спб., 1907, с. 32. Киевский и Одесский погромы в отчетах сенаторов Турау и Кузминского. Спб., 1907, с. 99. Розанов В. В. О “nuai?iii” начале в Церкви и о примирении Церквей//Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995, с. 369. св. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. Вып. 32, М., 1996, с.288-289. митр. Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. М. – СПб., 1993, т. 1, сс. 212-213.

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

Члены миссии, переправившись на противоположный остров Вайгач, с новокрещенными самоедами истребили там самое древнее и самое знаменитое чтилище самоедского суеверия. Ибо сюда более других мест собирались самоеды для жертвоприношений из всей архангельской губернии, и даже многие приезжали из тобольской губернии. На южном конце этого острова сожжен главный седмиличный деревянный идол, называемый Весако (старик) и при нем 420 других, деревянных же, и сокрушено также 20 каменных идолов; а на месте их водружен животворящий крест Христов. Не напрасно проповедники воздвигали среди просвещенных язычников знамение распятого Искупителя. Они испытывали над ними силу этого знамения. Самоеды некоторых местностей упорно отказывались от принятая христианской веры, поощряемые в этом отказе русскими христианами из соседних мещан и крестьян, которым самоеды язычники были прибыльнее самоедов христиан. Несколько раз миссионеры обращали к этим самоедам свою проповедь – и все без успеха. 19-го июля 1825 года, странствующие миссионеры застали большое скопление их на одной возвышенности у хребта канинских каменных гор. Сначала и здесь оставались тщетными усилия проповедников, не устававших, впрочем, в святой ревности своей. Наконец, из среды самоедов выступил сам старшина их и сказал перед собранием: «вы как хотите, а я, узнав истину христианской веры, охотно принимаю ее» – и, падши пред образом распятия Христова, начал молиться Богу. За ним последовали трое других». Через тридцать с лишком лет, а именно, в 1861 и 1862 годах, среди тех же самоедов подвязался в проповеди евангелия миссионер А. И. Ситников (купец города Макарьева, Нижегородской губернии). О своих действиях в одной тундре самоедской мезенского уезда он, между прочим, говорит: «с обращением идолопоклонников в православную веру, обоготворяемые ими 217 деревянных идолов были сожжены, а на местах идолопоклонства поставлены деревянные кресты. В этой же тундре, между реками Семжей и Пыей, находится перелесок, называемый Кузьминский; в сей перелесок идолопоклонники приезжали в известные времена года из трех тундр: канинской, таманской и большеземельской, для приношения жертв девяти кривым и весьма суковатым березам...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010