5 В день перенесения святых мощей в городе святую литургию отправлять в 7 часов. 6 Во время шествия из города крестнаго хода архиерей со служащими и прочим духовенством во всей священной одежде в церкви ожидает приближения крестнаго хода. 7 Когда оный приблизится к монастырю около полуверсты, Преосвященный шествует из церкви к святым мощам со всем духовенством таким порядком: посреди идут два диакона с кадилами, и два диакона несут крест и образ Богоматери запрестольный, священники по два в ряд. Преосвященный позади, а перед ним два диакона с кадилами. 8 По приходе в палатку, где святыя мощи, Преосвященный начинает. «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», и все духовенство поет: «Царю Небесный»; в продолжении онаго пения, преосвященный кадит святыя мощи, потом – 9 Вземлет преосвященный с первенствующим духовенством святыя мощи, несут на сретение крестнаго ходу и чудотворнаго образа; напереди идет градский голова, коммерции советник со свечами Дмитрий Мыльников и два бургомистра городового магистрата и 20 человек лучших граждан со свечами, и по два в ряд, потом идет протоиерей – благочинный Сухих кропит святою водою все шествие священники и иеромонахи, по два в ряд, со свечами в лучшей священной одежде, за ними идут четыре диакона с кадилами и два диакона несут крест и образ Богоматери запрестольный и два подиакона с трикириями; затем несут святыя мощи архиерей с настоятелями и со служащими, вокруг оных по сторонам же шесть диаконов свещи большия в подсвечниках несут и два диакона над мощами несут рапиды; четыре священника несут над святыми мощами балдахин, приготовленный из дорогой материи, который за ними поддерживают шестеро первенствующих граждан, а именно: г.г. Сибиряков, Мыльников, Василий Ситников, Степан Дудоровский, Дмитрий Сизых, Григории Баженов, и за святыми мощами идут граждане; в продолжение шествия, ко стретению, священники, певчие и весь клир поют: «Спаси Господи люди Твоя», потом тропарь Святителю. 10 Святый и чудотворный образ Божией Матери и кресты встречаются, пред которыми святыя мощи поставляют на постланное для того сукно; архиерей кадит образ Божией Матери обыкновенным порядком, прикладывается к оному, и отправляется лития, по окончании которой – 11 Шествует таким же порядком к соборной Вознесенской церкви, святый чудотворный образ с крестами несут пред святыми мощами и, обойдя церкви, входят во внутрь оной; во время сего шествия духовенство и певчие поют «Всемирную славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В замке полукруглой арки, над дверями, находится сияние. Средняя часть иконостаса над царскими дверями значительно возвышается над боковыми, и увенчивается круглым, писанным на холсте, длиной 3 аршина и шириной 3 аршина, образом в круглой раме, красиво обделанной между небольшими пилястрами, поддерживающими свой отдельный небольшой антаблемент, на образе два Ангела держат крест. Длина иконостаса 8 сажень, высота 8 сажень; боковые же его части 3 сажени, не считая одиночные возвышения для образов. К прежним образам одноярусного иконостаса в настоящем прибавлено 17 новых, и кроме того, вновь же устроено четыре: два для царских врат и два над северными и южными, взамен старых, нарушавших симметрию в общем плане нового иконостаса. Из них 14 образов во 2-м и 3-м ярусах, 2 над северными и южными дверями, 2 в царских дверях и 1 над царскими (всего 19), написаны художником Шишкиным и 2 в первом ярусе – иконописцем Пошехоновым, все на досках. Некоторые из новых образов: два в первом ярусе – Св. Арх. Михаила и Сергия Радонежского, два – в царских дверях: Божьей Матери и Архангела Гавриила и один над царскими – Тайной вечери, обложены серебряными вызолоченными ризами; бывшие же на прежних иконах серебряные ризы тоже вызолочены, за исключением одной на образе Андрея Первозванного, которая вызолочена в 1856 году С.-Петербургским купцом Евсевием Ситниковым. Все возобновления произведены по рисункам и под непосредственным наблюдением профессора архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, на сумму 27,989 рублей, пожертвованную известными благотворителями Андреевского собора, С.-Петербургскими купцами Василием Алексеевичем Фроловым и Андреем Ивановичем Тименковым. Антиминсы на всех престолах недавнего времени, священнодействованные: а) на главном престоле св. Апостола Андрея Первозванного преосвященным Нафанаилом, Епископом Ревельским Викирием. С.-Петербургским лета 1846 марта 3-го дня, с подписью на задней стороне: Божьей милостью смиренный Антоний, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский; б) в приделах: Успения Божьей Матери и в) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Императрица согласилась и на московский проект Бецкого, и подписала Манифест об учреждении в Москве Воспитательного дома. Место для сего заведения выбрали особенное, - на принадлежавшей казне территории бывшего Васильевского луга. Еще Елена Глинская развела здесь небольшой садик, прозванный то " царским садком " , то " царским лужком " . По преданию, здесь часто ночевал и даже иногда жил в маленькой хижине Василий Блаженный, и сюда приходил к нему со всей Руси народ с молитвой за помощью. Поэтому и назвали это место его именем со времен Ивана Грозного. В начале екатерининской эпохи тут был Гранатовый двор, где хранилось артиллерийское оружие. 21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, при громе пушечного салюта был триумфально открыт Императорский московский Воспитательный дом - для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, сирых и не имущих родильниц, как было написано в медной закладной дощечке. В ознаменование сего благотворения, в этот же день под сень святой покровительницы Екатерины собрали более 50 бедных московских невест, оделили их пожалованным императрицей приданым и выдали замуж. И еще около тысячи бедных угостили праздничным обедом. Идея Воспитательного дома полностью воплотилась в его архитектурном здании, - изолированном от всего остального города и величественно монументальном. На постройку, как известно, пошел камень из разобранной стены Белого города. Его поныне существующее здание возводил, по одной версии, тот же К.И.Бланк, строивший тогда и Екатерининскую церковь в Замоскворечье, а по другой - специально приглашенный в Москву петербургский архитектор Ю.М.Фельтен, автор знаменитой решетки Летнего сада. Строительство растянулось на много лет, и известно, что в последние годы под наблюдением именитых зодчих работы выполнял некто Ситников, крепостной мастер Демидова, а достраивал Воспитательный дом и вовсе Жилярди, построивший, кстати, и здание для его Опекунского Совета на Солянке в 1825 году. А уже в 1772 году на 4-5 этажах в главном здании на набережной была освящена благолепная церковь св. великомученицы. Екатерины, еще поновленная в 1854 году известным М.Быковским, сделавшим в нее красивый иконостас.

http://pravoslavie.ru/43332.html

Мейендорф И. , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2003. Миллер Т. Византийская экзегеза//Патристика. Новые переводы, статьи. Н. Новгород, 2001. Михаил Дронов , прот. Аллегоричесκое толкование//Православная энциклопедия. T. И. С. 28–29. Михаил Дронов , прот. Аллегория//Православная энциклопедия. T. II. С. 29. Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского . Казань, 1887 (репринтное издание – СПб., 2000). Нестерова O. E. Allegoria pro typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. М., 2006. Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. Плотин. Эннеады. Пятая эннеада. СПб., 2005. Попов И. В. Василий Великий , архиепископ Кесарийский//Православная Богословская энциклопедия. Т. 10.1903. С. 179–198. Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 1. Сергиев Посад, 2004. Поснов М. Э. История Христианской Церкви до разделения Церквей 1054 г. Киев, 1991. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 2000. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I–IV века. М., 2004. Сагарда Н. И. Святый Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие. Сергиев Посад, 2006. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. Ситников A.B. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001. Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая пол. V в.): Учебное пособие для студентов духовных академий. Сергиев Посад, 2002. Смирнов С. И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви. М., 2003. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 2001. Спасский A. A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. 2-е изд. Репринт. Сергиев Посад, 1914. Спасский A. A. Кому принадлежат четвертая и пятая книги святого Василия Великого против Евномия? (Библиографическая справка). СПб., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

По окончании литургии в Костромском кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха с губернатором Костромской области С.К. Ситниковым при участии главы Костромской митрополии митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта. До отбытия в Москву Его Святейшество осмотрел Богоявленский собор и расположенный в нем музей военного духовенства, где освятил нательные крестики для военнослужащих в зоне СВО. 1 октября 2023 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, в день празднования Собора святых Кубанской митрополии, Святейший Патриарх Кирилл посетил г. Анапу Новороссийской епархии, возглавил великое освящение храма в честь святого равноапостольного князя Владимира и совершил в нем Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий; архиепископ Майкопский и Адыгейский Тихон; епископ Сочинский и Туапсинский Герман; епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност; епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан; епископ Армавирский и Лабинский Василий; архимандрит Никандр (Пилишин), председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; духовенство Кубанской митрополии. На богослужении присутствовали: губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев, другие официальные лица и представители общественности. По окончании литургии Святейший Владыка совершил освящение закладного камня в основание строящейся православной общеобразовательной школы при храме святого равноапостольного князя Владимира. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевыми при участии главы Кубанской митрополии митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской, Петропавловской и Костромской епархий. 3. Выразить митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Костромскому и Нерехтскому Ферапонту, архиепископу Петропавловскому и Камчатскому Феодору, епископу Новороссийскому и Геленджикскому Феогносту, а также губернатору города Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву, губернатору Костромской области С.К. Ситникову, губернатору Камчатского края В.В. Солодову — признательность за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6066201...

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученики Владимир Сергеев, Александр Сидоров и Василий Ситников прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Отрадно, что город Далматово обрёл в их лице особых заступников и молитвенников. В 1934 году по решению советских властей церковь была закрыта. Здание изменило первоначальный облик. Колокольня, купола и церковная ограда были разобраны на кирпич. В советское время в здании церкви размещались кинотеатр, Дом культуры, спортивная школа, склады, библиотека, флюорографический кабинет. С 1980-2012 год в здании Николаевской церкви находился краеведческий музей. В 50-е годы ХХ в. Николаевская церковь стала предметом изучения как памятник архитектуры XVIII века. В 1960 г. наряду с сооружениями Далматовского Свято-Успенского монастыря Постановлением Совета министров РСФСР Николаевский храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В начале 1980-х годов учеными Свердловского архитектурного института были проведены научные исследования этого замечательного памятника архитектуры и составлены планы и описания здания, позволяющие воссоздать его первоначальный облик. По оценке свердловских архитекторов Николаевский храм ценен своим богатым декором, выполненным в лучших традициях уральской архитектуры середины XVIII века. До наших дней внутреннее убранство храма практически не сохранилось. В настоящее время в южном приделе благодаря бережному отношению сотрудников музея восстановлены четыре медальона в распалубках сводов с изображениями святых и настенное изображение в полный рост святого апостола Павла на пилястре — основании арки с северной стороны. Сейчас здание передано Шадринской епархии Русской Православной Церкви. В южном приделе в определенные дни читаются акафисты Святому Николаю Угоднику. Жизнь Николаевской церкви с трёхсотлетней историей продолжается. Предстоит большая работа по восстановлению старинного храма — реставрация фасадов и приспособление интерьеров для осуществления церковной службы, восстановление утраченной колокольни и храмового пятиглавия. Трудно восстанавливать то, что разрушено.

http://sobory.ru/article/?object=34802

Холодный храм простоял чуть более 30 лет, и в его стенах образовались трещины. Поэтому прихожане во главе с церковным старостой Терентием Ситниковым и священником подали прошение епископу Иннокентию о строительстве нового храма. Холодный храм был построен по проекту вятского губернского архитектора А.Е.Тимофеева. В оформлении храма он применил белый камень - опоку. Руководил возведением храма мастер каменных дел, крестьянин из Нижегородской губернии Василий Григорьевич Блинов, сын крепостной Марии Поликарповой. По заключенному договору Василий Блинов обязался разобрать пришедшую в негодность холодную церковь и сложить новую (старая холодная церковь была чуть восточнее). Работы велись с 1835 по 1838г. За работу В.Блинов получил 3500 рублей. Но при осмотре церкви 39 сентября 1840г. благочинный протоиерей Андрей Шерстянников обнаружил недостатки: по стенам и даже по самому своду шли трещины. А в 1841г. губернская комиссия во главе с помощником губернского архитектора Соговниным сделала заключение, что трещины в кладке пошли от слабо положенного фундамента, а часть фундамента осталась от старой церковной кладки. Стены оштукатурили, и трещин не стало видно ни снаружи, ни внутри. Один престол в холодном храме был закончен в 1842г., другой – в 1878г. Самые ранние сведения об убранстве церкви относятся к 1870г. Жители села на сходе в первое воскресенье Великого поста 1874г. признали необходимым обновить внутренность холодного храма - в главном и двух боковых алтарях. На сводах алтарей выполнить живопись. Стены расписать под белый мрамор, позолотить карнизы и панели - " оные обвести лентой позолотного орнамента " . Живописные работы прихожане решили провести за свой счет, не касаясь церковных средств: средства собирались по деревням, кто богаче, давали на целые полотна, а кто победнее, тот сколько мог. На эти деньги закупались в г.Вятке краски и другие необходимые материалы, этими же деньгами оплачивали труд богомазов. Договор на роспись храма был заключен с живописцем Петром Горевым. Работы велись в течение года. 4 августа 1875г. священники церкви и прихожане " освидетельствовали новую живопись и признали выполненную весьма удовлетворительной " .

http://sobory.ru/article/?object=10715

Во время Гражданской войны в 1918 году священники Николаевской церкви Владимир Сергеев и Александр Сидоров, а также дьякон Василий Ситников претерпели мученическую кончину. Бывший красноармеец 4-го Уральского стрелкового полка А.Н. Грязных вспоминал: «Приступив к Далматову, мы решили с честью встретить противника. На помощь Шадринской добровольческой группе белогвардейцев прибыл из Омска 2-й Степной полк, состав которого был в большинстве из офицеров». В ночь на 27 июня/10 июля белогвардейские части подошли к реке Исеть. «Наши сторожевые посты заметили сначала конную разведку, а потом и цепь, – писал А.Н. Грязных. – Все было готово: пулеметы, замаскированные на своих местах, уже готовы были осыпать наступающих. Какая-то нервная дрожь, дрожь, которую испытывают охотники при виде дичи или зайца, охватывает всех нас, сидящих в одиночных окопчиках, на берегу реки Исети. Соблюдая тишину, зорко глядим мы в сторону неприятеля, дожидаясь, когда цепь подойдет ближе. Тихо везде. Уже сумерки. Вот еще несколько десятков сажен — и мы откроем огонь. Вдруг колокольный звон нарушает зловещую тишину и цепь рассеивается. Колокольный звон оказывается сигналом, который устроили местные священники, затворившись в церкви. Они видели все приготовления и дали понять о грозящей опасности для близких им по духу людей и решили пожертвовать собой, но спасти других». Через некоторое время с колокольни стал раздаваться уже трезвон во все колокола. Винтовочной и пулеметной стрельбой по церкви красные прекратили колокольный звон, а несколько орудийных залпов приостановили наступление белых. Красноармейцы бросились к церкви и схватили находившихся там священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова, диакона Василия Ситникова. Красноармейцы были в ярости от случившегося. Священников Владимира Сергеева и Александра Сидорова решено было расстрелять на месте без суда и следствия на страх другим служителям Церкви, чтобы не вмешивались в борьбу за власть. В тот же день оба священника были убиты красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Диакона Василия Ситникова повезли в село Катайское и по дороге расстреляли.

http://sobory.ru/article/?object=34802

Воспитание русской элиты в РСХД. Яна Руслановна Пантуева, кандидат филологических наук, доцент СФИ, Москва. «Самый поэтический и жизнерадостный элемент общества»: А. П. Чехов и тип русского деятеля. Марина Николаевна Глашкина, научный сотрудник музея-заповедника В. Д. Поленова, Поленово. Василий Поленов, художник и гуманист. 13:30–15:30 Секция 2. Ответственность за Россию: голос Церкви Ведущая: Маргарита Васильевна Шилкина , кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ, Москва Юлия Николаевна Антипина, аспирантка Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербург. Полемика о правомочности и содержании «светского учительства» на рубеже XIX–XX веков . Оксана Анатольевна Кудряшова, выпускница магистратуры СФИ, председатель Свято-Николаевского малого православного братства, Москва. Последняя надежда Н. Н. Неплюева: Всероссийское братство . Елена Николаевна Ткачева, выпускница СФИ, Москва. Влияние Н. Н. Неплюева на деятельность студенческого братства МДА в период 1905–1908 годов . Диакон Павел Строков, клирик Воронежской и Лискинской епархии Тема ответственности за Россию в переписке епископа Михаила (Грибановского) и митрополита Антония (Храповицкого) . Мария Владимировна Ситникова, студентка богословского факультета Свято-Филаретовского института, Москва. Христианская педагогика: вопреки невозможному. Воздвиженские школы Н. Н. Неплюева. 13:30–15:30 Секция 3. Предпринимательская инициатива в благоустроении России Ведущий: Сергей Владиславович Смирнов, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики», Москва. Наталия Дмитриевна Игнатович, церковный историк, исследователь творчества Н. Н. Неплюева, Москва. Братский предпринимательский проект Н. Н. Неплюева . Александр Михайлович Никулин, кандидат экономических наук, директор Чаяновского исследовательского центра МВШСЭН, главный редактор журнала «Крестьяноведение», Москва. Российская кооперация: вопросы аристократии и демократии . Сергей Константинович Наджаров, заместитель технического директора российского автосборочного предприятия «АВТОТОР», потомок предпринимателя П. И. Губонина, Калининград — Москва.

http://bogoslov.ru/event/6191999

Проповедь по запричастном стихе произнес секретарь епархиального совета Костромской епархии иерей Сергий Вихарев. По отпусте Литургии глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой.  Со словами благодарности к митрополиту Александру обратился глава Костромской митрополии. Владыка Ферапонт отметил особую заслугу митрополита Александра в деле прославления Феодоровского образа Пресвятой Богородицы и возрождении общегородского крестного хода к месту его явления в XIII столетии. После обмена приветствиями и поздравлениями начался крестный ход с явленной Феодоровской иконой Божией Матери в храм Спас на Запрудне, где в 1239 году костромской князь Василий Ярославович в лесу обрел древний образ Царицы Небесной, принадлежавший ранее его старшему брату — благоверному князю Александру Невскому. На центральной площади Костромы состоялся общегородской молебен. Митрополит Александр передал в дар митрополиту Ферапонту и губернатору области частицу мощей преподобного Сергия Радонежского для новопостроенного Сергиевского храма в поселке Волжский. Ктитором нового храма в честь Игумена земли Русской является руководитель исполнительной власти края С.К. Ситников. В крестном ходе приняли участие несколько тысяч человек — костромичей и паломников. Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви — по преданию ее написал апостол и евангелист Лука. На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия — до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010