В 7204 (1696) г. церковная Георгиевская земля вместе с другими посадскими церковными землями г. Рузы была вымерена указу патриарха келарем Новинского монастыря старцем Аввакумом, да подячим Гаврилом Булгаком и писана так: «где был храм св. Георгия и кладбище, там лежат могильное каменье многое в цки, а по мере того кладбища в длину 20 саж. поперег 16, а от того кладбища в 25 саж. пруд длиною 40 саж., а по другую сторону от кладбища длиннику же до посад- цких огородов до изгороды 30 саж. обоево длиннику Георгиевской земли 15 саж., а поперег от дороги через кладбище 76 саж. до овинов, которые стоят на межнике. А владеет тою землею Тишка Стефанов с товарищи, по отдаче из оброку дьяка Перфилья Семенникова, а оброку платит по 30 ал. на год». И той церковной земле чертеж. 98 По писцовым книгам 133–134 (1625–1626) г. к Георгиевскому монастырю, что в Рузе на посаде, принадлежали пустоши Русского уезда Кремичевской волости: а) пустошь, что была деревня Грачева, б) пустошь, что была деревня Кузьминская, в Фоминском стану, в) пустошь, что была деревня Жирова, г) пустошь, что была деревня Головина, д) Пустошь Ситниково, Колнеково тож, е) пустошь, что была деревня Коноплино, ж) пустошь, что была деревня Свинкино, з) пустошь Тарасова, и) Самсоново, и) пустошь, что была деревня Ознобишино, к) пустошь, что была деревня Товарково, л) пустошь Пузино, м) Лютино, в) Селище Каменеве. 99 По дозору 7200 (1692) г. кроме вышеозначенных пустошей во владении Георгиевского монастыря находились пустоши, которые не были записаны в писцовых книгах 133–134 г. именно: а) Деминково, б) Канищево, в) Трубино, г) Дыбино, д) Оселок – Шолохов, е) Филипково 100 ; из них некоторые церковные пустоши с 1638 г. отдавались в оброк разным лицам. 101 В 1714 году «по указу св. патр, пустоши: Жирова. Головина и Коноплина», отданные в 1710 году из оброка 29 ал. 15 д. Гавриилу Андрееву сыну Владыкину, – а в 1713 г. Василию Степановичу сыну Бутурлину из того же оброка. – «велено приписать к новопостроенной церкви Знамения Пресв. Богородицы, которую построил Богдан Анфиногенов сын Челящев в селе своем Комлеве к пределу Георгию Страстотерпцу и с тех пустошей брать по указу с пашни и с сенных покосов данью вместе, что положено на настоящею, как к той церкви поп посвящен будет или челобитье о освящении церкви будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще не надо грязнить свои души догадками о дурном. По справедливому наблюдению, сделанному Павлом Флоренским еще в годы его студенчества, “после чтения с увлечением всякого рода оккультических книг, после излишних разговоров об упырях и т. п. остается осадок нечистоты, нечистое чувство в душе, именно какая-то грязнотца” . Не стоит забывать, что каждый сам наделяет реальностью то, во что верит. Если кому-то очень захочется отстоять реальность языческой колдовской мистики и всесилие бесов в его жизни и опыте они станут таковыми. Евангелие же призывает нас верить в Христа и Его Царство для того, чтобы мы стали чужими и недоступными для стихий “мира сего”. Искренне благодарю всех, согласившихся прочитать рукопись этой главы и высказать свои замечания, которые я постарался учесть. Особо я признателен епископу Ростиславу, прот. Николаю Ситникову, прот. Георгию Брееву , иерею Сергию Крашенинникову, иерею Борису Михайлову, Ю. Г. Малкову, А. Г. Дунаеву, О. В. Орловой. P.S. Уже после окончания работы над этой книгой мне стало известно, что обеспокоенность распространением апокрифических изданий присуща не только мне, но и другим церковным богословам. Так, ректор Вологодского духовного училища прот. Василий Павлов написал по поводу деятельности “секты пелагиан” в его епархии: “Что же это за православные и чем они отличаются от враждебных к нашей Церкви сектантов? Ведь сущность сектантства как раз и заключается в превозношении над своей Церковью и отделении от нее. Дух гордыни и духовной прелести, властолюбия и соперничества, столь заметный в учении Пелагеи Рязанской разве не тот же, что у Марии Цвигун, Порфирия Иванова и других “харизматических” (т. е. озаренных свыше) вождей? Очевидный знак сектантства то зло, которое оно сеет вокруг себя. Принесла свой вредоносный плод и статья из “Жизни вечной”. “Слышу, за спиной шум какой-то и даже стук стоит, — рассказывает настоятель одного из вологодских храмов. — Оборачиваюсь и вижу, как женщины в тяжких усилиях стараются дотянуться рукой чуть ли не до собственных лопаток”. Поясним, что главная идея пелагеиных откровений состоит в том, что “священство и народ не знают как перекреститься! Все сделано священством, чтобы народ молился небрежно, хотя вся сила в крестном знамении!”. Вопреки мнению Пелагеи добавим, что для спасения и жизнь христианскую надо приложить, и про две наибольших заповеди не забыть ( Мф 22, 35–40 ), и на Бога надеяться. Не руками же, в самом деле, спасаемся! У “прозорливой” Пелагеи все это опускается как маловажное, “а вся сила в том, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь! И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного — все сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь…”.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

л. 160. Род Чемыков. Иконик. Роды: Костин, Гавриловых, Василиева, да Останов, да Стефана Ннфирова. Род иконника, род Лариона Михайлова сына Шевырева из Нехочи. Роды: Никулы Глазкова, Саввы Левонова сына Рочетова, Феодора Немчина, Сергия поткеларка, Лукъяна Водкинца. никольского пономаря Мирона. Роды: Григория, деревни Воины, георгиевского попа Ивана, села Супонева, Шамоновых, Ждана Фёдорова сына Яковленкова. Роды: Истомы Осифъевича Безобразова, Севрюка, Лазарева, Ждана Боровитинова. Лучаня. Род Томилы Борисова, род слуги Трофима Дмитреева. Роды: Ивана Некрасова Трубченина, Василия Медьведева. л. 170. Роды: Ивана, да Онтипы Костентиновых, Дмитрия Постригичева, род села Островского, Удилова, род Артема Рогозы изо Брянска. Свинского монастыря братия. Роды: старца Питирима, старца Измаила; род иеромонаха Иосифа Намесника. Род Феодора Кокорева Комарицкой волости; род Меркуши Фёдорова села Чемлижа; род Власия Иванова сына Овечкина. Роды: ис Комарич Некрасова, да Ситников, Чектаевых Потаповых ис Подбужья – Прокофьевых из Меркульева, пятъницкого попа Алексея, Анны Борышниковы жены, Ивана дьяка Храмова. Роды: Феодора Шамордина, Алехниных из Меркулова, Ивана Мурзина. Роды: села Болдыжа попа Никифора Зиновьева, Богдана Хрипунова, Матьфея Козловского, Ефрема ис Которя, Ивана Тешнева. л. 180. Род Андрея Бойкова. Роды: Феодора Белова, Шиковых испод Бужья, Артема кожюхова, Андрея Иванова сына Исупова; род Никиты Уродкова Игнатьева; род Офонаса Савина Извоилова; род Матфия Сомкова; род Гаврила Сарокина ис Чайкович; род алшаницкого попа Петра, род свинского монастыря старца Иосифа Белеского; род Филякин ис Коростовак. Роды: Флора Павлова сына Бесчасного, Ивана Аксёнова, Андрея Брынцова, да Кости Жихолца, Стефана Несынова, Лавров, Чюдовского казначея Иосифа, Козмы Кучина с Шустова. Роды: Ивана Подонева, Семёна Козловского, корачевца Василия Елиуферьева; род Друго(го) Варындина; род Казмы Кулакова. л. 190. Род Невежи Яковлева сына Козелкина. Роды: Прохора Потресова, Василия Тургенева (..) ракина Ивана; род села Рябчовска Прокофья Акулина; род донского казака Василья Ревекина: род слуги Богдана Суслова; род козака Герасима Немчина; род Ивана Тимофеева ; род Данила Зуева из Самовской волости. Козаки донския. Козаки розных городов; род Голахтиона Казлитина; род попа Ивана Казлитина; род села Репческа Савы, да Павла Лабучевых; род Еремы Митулина. Козак Боровитин; род путимца Феодора; род Афонасия Васильева сына Кишкина; род изо Брянска Яков(лев)ской жены Парасковьи, да сына её старца Ефрема; род Тимофея Путилина, дьячка, (род Дементиа Тещенцева, севского уизду радожеского стану, села Болдижа), род Василия Савостина из Путимля; род Селивана Игнатьева Микулина; род Анцыфорова Васильева, села Чемлижа; род Алексея Иванова сына Болотова ис Комаричь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Столяров В. В. Патристика//История философии. Запад – Россия – Восток: В 2 кн. Кн. 1. М., 1996. С. 249. Мец И. Б. Будущее христианства. По ту сторону буржуазной религии//Вопросы философии. 1990, 9. C. 89. Свт. Григорий Богослов. О себе самом и о епископах//Церковь и время. М., 2003, 1 (22). С. 135. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 8 вып. Вып. 7. М., 2000. С. 162 и 119. «Аксиосы» – это, очевидно, «семинаризм», означающий косы. После рукоположения, которое совершалось с многократным возглашением «аксиос» («достоин!»), священнослужитель не стригся, но носил длинные волосы. Митр. Сурожский Антоний. Заметки о трудностях и надеждах экуменического диалога//Русская мысль. 1997, 19 июля. Цит. по: Спасайте детей: поучения святителя Иннокентия, митрополита Московского. СПб., 1998. С. 172. Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям: В 3 ч. Ч. 1. СПб., 1996. С. 4. Протоиерей Георгий Митрофанов, протоиерей Димитрий Смирнов, иеромонах Анатолий (Берестов), священник Олег Стеняев, профессор А. И. Осипов, профессор А. Л. Дворкин… Много ли еще людей, регулярно покидающих свой дом, ездящих по России и готовых к встречам с людьми, неправославно настроенными? Протоиерей Георгий Митрофанов, протоиерей Димитрий Смирнов, иеромонах Анатолий (Берестов), священник Олег Стеняев, профессор А. И. Осипов, профессор А. Л. Дворкин… Много ли еще людей, регулярно покидающих свой дом, ездящих по России и готовых к встречам с людьми, неправославно настроенными? Свт. Василий Великий. О вере//Творения. Ч. 5 (Творения святых отцов в русском переводе: В 66 т. Т. 9. Ч. 5). Сергиев Посад, 1902. С. 22-23. Свт. Иоанн Златоуст. Слова о священстве. 6, 4// Свт. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. Форествилль, 1987. С. 95. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков: В 2 ч. Ч. 2. М., 1994. С. 508. Мой настоятель – 75-летний протоиерей Николай Ситников – говорит, что «в наше время у людей бывают добродетели, но нет даров».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

На территории Вятской губернии колокола лили не только в Слободском, но и в Яранске, «Уржуме, Елабуге, Нолинске. Так, 17 октября 1880 г. яранский уездный исправник сообщает в канцелярию вятского губернатора: «Довожу до вашего сведения, что в г. Яранске колокололитейный завод существует с 1878 г., а владелица сего завода – почетная гражданка г. Яранска Александрова» 474 . В архивах за 1868 г. сохранилась ведомость о колокололитейном заводе в г. Елабуге Вятской губернии, принадлежащем купцам 2-й гильдии братьям Афанасию и Александру Шишкиным. Цитирую данные этого документа: «Продукция – колокола разной величины. Количество печей – 3, количество изделий – 6, проданы на сумму – 7000 руб., есть точильная машина действующая людьми, мастеров – двое (сами хозяева завода), чернорабочих – 5 чел. вольнонаемных, русских, материал – медь и олово, которые приобретаются в Казани и Оренбурге, сбыт – в гг. Вятку, Казань, Оренбург. Подпись: Афанасий Шишкин» 475 . В ведомостях за 1834 г. также упоминается этот завод, принадлежащий Дмитрию Шишкину. В этих же ведомостях за 1834 г. имеются данные еще об одном колокололитейном мастере из г. Елабуги – купце 3-й гильдии Дмитрии Понамореве. В г. Елабуге лил поддужные и свадебные колокольчики Прокопий Серебряков. Изделия этого мастера встречаются и в наше время. В г. Нолинске некоторое время существовал колоколо-литейный завод, который принадлежал мещанину Василию Яковлевичу Овчинникову. В 1782 г. он отливает колокол для села Васильевское, в 1804 г. – для собора в г. Нолинске, в 1815 г. еще один колокол для села Васильевское. Его ученик и последователь Савой Стрижев также занимался отливкой колоколов 476 . Один из его колоколов был представлен в 1873 г. на Политехнической выставке в Москве, где получил серебряную медаль 477 . Традиционный декор на поддужных и свадебных колокольчиках работы мастеров из г. Слободского состоит из орлов, одноглавых и двуглавых – символ Российской империи. Их можно встретить на колокольчиках Ильи Каркина и Михаила Макушина. Порою Илья Каркин вместо традиционных орлов помещает в верхней части тулова пальметты, а в нижней – надпись. Василий Бородин отливает надпись на своем колокольчике в два ряда, перемежая слова растительным орнаментом. Братья Поповы украшают свои колокольчики симметрично расположенными в верхней части тулова орнаментальными кругами и надписью по краю юбки. Прокопей Серебряков из г. Елабуги весь декор сводит только к надписи в нижней части тулова, верхнюю же часть колокольчика оставляет гладкой. Алексей Ситников из г. Слободского отливает на своем колокольчике весьма оригинальное изображение – велосипедистов, размещая их с четырех сторон в верхней части тулова, а в нижней помещает надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Отец Прохор убрал со стола лишнюю посуду, а сковороду с рыбой, тарелку, соль, хлеб и пяток яиц оставил на столе, потом вышел из хаты и, возвратясь, сказал: — Нет, не видать. — Кого не видать? — спросил отец Вавила. — Василья Петровича. — Уж если б тут был, так не стоял бы за дверью. Он теперь, видно, на прогулку вздумал. Отец Прохор и отец Вавила непременно хотели меня уложить на одной из своих постелей. Насилу я отговорился, взял себе одну из мягких ситниковых рогож работы покойного отца Сергия и улегся под окном на лавке. Отец Прохор дал мне подушку, погасил свечу, еще раз вышел и довольно долго там оставался. Очевидно, он поджидал «блажного», но не дождался и, возвратясь, сказал только: — А гроза непременно соберется. — Может быть, и не будет, — сказал я, желая успокоить себя насчет исчезшего Овцебыка. — Нет, будет: парило нынче крепко. — Да уж давно парит. — У меня поясницу так и ломит, — подсказал отец Вавила. — И муха с самого утра как оглашенная в рожу лезла, — добавил отец Прохор, фундаментально повернувшись на своей массивной кровати, и все мы, кажется, в эту же самую минуту и заснули. На дворе стояла страшная темень, но дождя еще не было. Глава шестая — Встань! — говорил мне отец Вавила, толкая меня на постели. — Встань! нехорошо спать в такую пору. Неравен час воли божией. Не разобрав, в чем дело, я проворно вскочил и сел на лавке. Перед образником горела тоненькая восковая свеча, и отец Прохор в одном белье стоял на коленях и молился. Страшный удар грома, с грохотом раскатившийся над озером и загудевший по лесу, объяснил причину тревоги. Муха, значит, недаром лезла в рожу отцу Прохору. — Где Василий Петрович? — спросил я стариков. Отец Прохор, не переставая шептать молитву, обернулся ко мне лицом и показал движением, что Овцебык еще не возвращался. Я посмотрел на мои часы: был ровно час пополуночи. Отец Вавила, также в одном белье и в коленкоровом ватном нагруднике, смотрел в окно; я тоже подошел к окну и стал смотреть. При беспрерывной молнии, светло озарявшей все открывавшееся из окна пространство, можно было видеть, что земля довольно суха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Слободской колокололитейный мастер Желваков вообще делает всю поверхность своего изделия гладкой, надпись же размещает на внутренней стороне. Так поступали иногда и братья Поповы, и Василий Ситников, и некоторые другие мастера, работавшие в г. Слободском в последней четверти XIX – начале XX в. В это время поддужные и свадебные колокольчики становятся значительно легче – за счет уменьшения толщины стенок. Их декор сводится к минимуму. В.Ф. Потехин. О содержании серебра в поддужных колокольчиках На поддужных колокольчиках, изготовленных в различных центрах их производства различными мастерами, встречается надпись «с серебром». Она бывает на изнаночной стороне сковороды вокруг дужки или на юбке – как с внутренней, так и с внешней стороны. В литературе, посвященной колоколам, неоднократно затрагивалась легенда об облагораживающем влиянии примеси серебра в колокольном сплаве на звон колоколов. Подвергнутая строгой проверке, эта легенда оказалась несостоятельной. В благозвучных колоколах химический анализ не обнаруживал заметного присутствия серебра. Когда же колокола преднамеренно изготовлялись с примесью серебра, то незначительная его доля (до 2%) не оказывала влияния на качество звона, большая – ухудшала его 478 . Автором данного сообщения была предпринята подобная проверка по отношению к поддужным колокольчикам. Анализу подверглись 14 колокольчиков: 7 с надписью «с серебром», 7 контрольных (из 7 колокольчиков с отметкой «с серебром» 3 – В. Желвакова, 1 – братьев Поповых, г. Слободской, 1 – М.М. Трошина, г. Пурех, 2 – безымянные). Для удобства каждому колокольчику был присвоен номер. Массовая доля серебра в колокольчиках определена атомно-абсорбционным методом: Номер колокольчика «с серебром» (с) Массовая доля серебра, % Номер колокольчика контрольный (к) Массовая доля серебра, % Среднее суммарное количество серебра в колокольчиках «с серебром» – 0,04%. Среднее суммарное количество серебра во всех исследованных колокольчиках – 0,05%. Эта цифра полностью согласуется с результатом химического анализа фрагментов «Большого Благовестного» колокола Саввино-Сторожевского» монастыря 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Посмотрим на некоторые иконы этого храма. Вот храмовая местная икона «Спас Элеймон» (Милостивый), написанная Александром Лавданским, это один из ведущих современных мастеров, я о нем упоминала и в прошлой лекции, он начинал свой путь в иконописи еще в конце 1970-х годов, придя из авангарда. Он был учеником известного художника Василия Ситникова (был такой художник-бунтарь в 1960-1970-х годах). Уверовав, Лавданский развернулся абсолютно на 180 градусов и от эпатажных работ перешел к очень гармонической иконописи. Это один из самых гармоничных художников среди современных мастеров. Его поиски 1980-1990-х годов сегодня не то чтобы закончились, но он нашел свой собственный стиль, свой образ, прежде всего, Спасителя, как в данном случае. Его почерк хорошо узнаваем, с другой стороны, у него всегда соблюдена мера традиции и современности, так что в отношении Лавданского я не слышала какой-либо отрицательной оценки или критики, тут такое равновесие и гармония, которые вообще очень трудно обрести современному человеку. Алексей Вронский, другой мастер, работавший в храме Троицы в Хохлах. Тоже художник довольно-таки интересный. Он сейчас расписал один храм на Украине, мы все время молимся, чтобы он не был разбомблен, потому что так замечательно сделано его пространство, страшно, что эта гармония подвергается угрозе уничтожения из-за того, что сейчас там происходит. Вронский написал вторую главную икону в иконостасе — Богоматерь Иверскую. Вот эти две иконы держат весь иконостас. Очень разные мастера, но здесь они, при всей их разности, хорошо уживаются. Хочется обратить внимание на одну из икон, которая стоит в киоте. Здесь мы тоже видим определенную тенденцию, которая, может быть, пока не главная, но она должна победить многие отрицательные тенденции, которые сегодня видны в новых образах. Это икона посвящена новомученикам, жертвам Алапаевска и Ипатьевского дома. Тут мы видим не только царскую семью и великую княгиню Елизавету Федоровну с ее келейницей Варварой, но и тех, кто был в Алапаевске вместе с ними сброшен в шахту, и всех, кто не покинул Ипатьевский дом в Екатеринбурге, хотя им была предоставлена такая возможность, а остался верен не только государю, но и Христу, понимая, что в данный момент речь идет уже не о политике.

http://pravmir.ru/ikona-rubezha-tyisyach...

Поддужный колокольчик с надписью: «1807 г. Лил сей колокол Илия Трифанов Каркин» Таким образом, это был небольшой завод, полукустарное производство, с незначительным числом мастеровых. Обратимся к данным более поздним, за 1868 г.: «Изделия – колокола церковные 5000 пудов, проданы по 15 рублей серебром на сумму 75 000 рублей. Рабочих до 15 чел. Материал красная медь, английское олово, которые покупаются на Нижегородской ярмарке и Сибирских заводах. Сбыт – в г. Слободской и в Нижегородскую ярмарку. Печей плавильных – 4. Отливка колоколов по заказу. Подпись: Слободской купец Николай Бакулев» 472 . Сравнивая деятельность завода за 1831, 1834 и 1868 гг., сразу замечаем снижение себестоимости изделий: если в 1831 г. – 1834 гг. пуд изделий стоил около 40 рублей, то в 1868 г. уже 15 рублей, выплавка увеличена до 5000 пудов. Рассмотрим данные начала XX в.: «В 1902–1903 гг. колокола произведены в количестве 4670 штук, на сумму 70 000 рублей. Сбыт – Нижегородская ярмарка по 15 руб. 50 коп. до 16 руб. 50 коп. Доход от 1 до 5%. Печей плавильных три. 1 – на 8000 пудов, 2 – на 400–500 п., 3 – на 300–400 п. Подпись владельца: Куршакова». Данные за 1910 г.: «Рабочих мужского пола 36 чел. Выработка за год на 56 000 руб. Жилые помещения на 24 места. Библиотеки, школы, лавок и столовых нет. Подпись: Л.Н. Куршакова, Н-ца Н.А. Бакулева» 473 . В этом же документе приводятся планы размещения корпусов на территории завода. В последних документах отражено, что выработка на заводе падает, а также запечатлена тяжелая жизнь рабочих, что говорит о жестокой их эксплуатации. Поддужный колокольчик с надписью: «Братья Поповы в Слободском» Судя по имеющимся в нашем распоряжении архивным материалам, колокололитейные заводы в Слободском уезде в начале XX в. отсутствуют, но зато зафиксировано большое количество заводов и кустарных мастерских по металлообработке. Так, в г. Слободском было самоварное производство «Торгового дома братьев Поповых». Их изделия неоднократно отмечались на Всероссийских и зарубежных торгово-промышленных выставках. Но, оказывается, братья Поповы занимались еще и литьем небольших поддужных и свадебных колокольчиков. В моем собрании есть их изделия, датированные 1876–1878 гг. На протяжении XIX в. в г. Слободском колокольчики изготовляли в своих мастерских также мастера Василий Бородин (1807 г.), Михаил и Василий Макушины (1810–1817 гг.), Алексей и Василий Ситниковы (1880 г.), Иван Шангин (1817 г.), Афанасий Катаев (1816 г.), В. Ф. Желваков и др. (в скобках дана дата, отлитая на известных автору колокольчиках из его собрания и фондов краеведческих музеев г. Кирова и г. Слободского).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Г.Я. Ситников родился 17 ноября 1859 года. О своем детстве он вспоминает следующее: «Мы жили бедно. Меня отец вывесь за тайбалу (большой лесной тракт. – А. П., А. М.) отроду 9 лет кормитце Христовым именем, потом 12 лет отдали меня к чиновнику во служение, тут я ему пондравилсе, а он нанял учителя и стал меня учить в грамоту» (л. 17). В 1880 году Г.Я. Ситников «призывался царской повинностей» (л. 13 об.), но на военной службе был недолго. В 1883 году по настоянию родителей он женился на односельчанке Евдокии Павловне Мишиной. В 1886 году он жил в Соловецком монастыре, исполняя родительский обет: «...родители мои дали обет; у мня у маленкаго, у годового, была трясучая болезнь, потому родители мои и дали обещание гот жить работать в Соловецком монастыре» (л. 17 об.–18). В 1899 году Г. Я. Ситников обратился в старообрядчество, в белокриницкое согласие, и в 1901 году был поставлен старообрядческим священником. В заключительной части дневника он пишет о своем тесном общении с уральским и оренбургским епископом белокриницкоЙ иерархии Арсением (Швецовым) (1840–1908), о своих поездках к нему в Нижний Новгород и Уральск, а также о путешествиях с женой по святым местам, монастырям и пустыням. Дополнительные сведения о Г.Я. Ситникове содержатся в архивных документах о деятельности старообрядцев на Мезени в начале XX века. 1669 Согласно этим материалам, после рукоположения во священника Г.Я. Ситников поселился в деревне Сёмженская, которая стала центром мезенских старообрядцев-поповцев. Здесь сперва в доме одного из местных жителей, а с 1908 года в недавно построенном храме Г.Я. Ситников совершал богослужения. Наиболее позднее известное сегодня упоминание Г.Я. Ситникова содержится в переписи 1926 года, где он отмечен как житель деревни Верхнеберезницкая, по роду занятий – сапожник. 1670 Дневник Г.Я. Ситникова содержит уникальный материал, позволяющий проследить одно из направлений в развитии агиографической традиции в XIX–XX веках. На протяжении нескольких лет Г.Я. Ситников был, по сути, местным крестьянским этнографом: он вел запись чудес мезенского святого Иова Ущельского (XVII век) – основателя Ущельской, в честь Рождества Христова, пустыни – и почитаемого на Мезени неканонизированного угодника Иуды Конещельского. При этом автор явно ориентировался на каноническую форму посмертных чудес, которые обычно следуют в житиях за рассказом о смерти святого. Записи начинаются с точного указания даты, предельно фактографичиы, события нередко излагаются от лица свидетелей этих чудесных происшествий. Около 20 записей посвящены Иову и примерно столько же – Иуде; иногда угодники действуют вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010