Отец Николай родился в деревне Липовка Рассказовского района Тамбовской области, в крестьянской семье, отличавшейся религиозностью. Его отец, не убоявшись преследований, не вступил в колхоз, так как видел в нем богопротивное начинание. После окончания средней школы Николай был иподиаконом при епископе Арсении (Крылове) на богослужениях в тверском кафедральном соборе Святой Троицы (1947–1949 гг.), а с 1949 по 1953 гг. служил в армии в авиации. В 1954 г. он по рекомендации владыки Арсения был принят во 2-й класс МДС. На протяжении трех лет обучения семинарист Николай Ситников ходил с предносной свечой во время служений Святейшего Патриарха Алексия I; â ýòè æå ãîäû ñ ïðåäíîñíûì êðåñòîì íà ïàòðèàðøèõ ñëóæáàõ õîäèë ñòóäåíò Êèðèëë Âàõðîìååâ, íûíå Âûñîêîïðåîñâÿùåííåéøèé Ôèëàðåò, Ìèòðîïîëèò Ìèíñêèé è Ñëóцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. По окончании Семинарии Николай вступил в брак с девушкой из казачьей семьи, переселившейся в Сибирь во время столыпинских реформ. У отца Николая и Клавдии Филипповны родилось трое детей. Вскоре после вступления в брак Николай Ситников был рукоположен во диакона (6 марта 1957 г.) Святейшим Патриархом Алексием I è îïðåäåëåí íà ñëóæåíèå â õðàì Ðîæäåñòâà ñâÿòîãî Èîàííà Ïðåäòå÷è (â 2002 ã. èñïîëíèëîñü 45 ëåò áåñïðåðûâíîãî ñëóæåíèÿ îòöà Íèêîëàÿ â ýòîì õðàìå), à 7 èþëÿ 1961 ã. Àðõиепископ Тульский Пимен (Извеков), будущий Патриарх, рукоположил его во иерея. С 1971 г. отец Николай бессменно настоятельствовал в храме. Протоиерей Николай Ситников помимо всех церковных священнических наград в последние годы был награжден правом служить с отверстыми Царскими вратами до “Отче наш” (к Пасхе 1997 г.), орденом Святого благоверного князя Московского Даниила III (1999 u.) b II (2001 u.) степени. Несколько месяцев тому назад отец Николай тяжело заболел — с ним случился инсульт. Прикованный к постели, лишенный возможности предстоять Престолу, отец Николай имел светлый ум, сохранял добрую память о всех своих друзьях и чадах. Бодрость его духа выражалась, в частности, и в готовности пошутить над превратностями жизни, но самым тяжелым испытанием была для него невозможность приносить Бескровную Жертву, просто быть в храме.

http://pravmir.ru/protoierey-nikolay-sit...

В начале XX века крестьянин села Усть-Вашка Ф. Ф. Ляпушкин вознамерился построить над могилой Иуды Конещельского церковь во имя апостола Иуды, брата Господня, и создать здесь пустынь. Обращаясь в 1904 году к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому) с просьбой дать разрешение на строительство церкви, Ф.Ф. Ляпушкин сообщал, ссылаясь на «сохранившееся предание», что Иуда был иноком Ущельского монастыря, учеником Иова Ущельского; после мученической кончины Иова в 1628 году от рук разбойников Иуда якобы ушел вверх по реке Мезени и поселился на речке Попьюге, где пребывал до конца своих дней в молитвенных трудах. В том же 1904 году в своем рапорте Архангельской консистории священник Ценногорского прихода о. Александр Афанасьев, о котором известно, что он сам прибегал к помощи Иуды, писал, что «в Белощельском приходе, от деревни Конещельской в семи верстах (...) по сохранившемуся преданию известно, будто бы жил какой-то старец по имени Иуда, где он и окончил жизнь свою. Имеется могила, а письменных документов о сем не сохранилось. Неизвестно, кто такой был старец Иуда, откуда и когда пришел и действительно был или не был на том месте». Примечательно, что и сам Г.Я. Ситников в своем дневнике приводит совсем краткие сведения о происхождении Иуды, умалчивая о его пребывании в Ущельском монастыре. Записи в дневнике Г.Я. Ситникова явно ориентированы на форму посмертных чудес, которые обычно следуют в житиях за рассказом о смерти святого. Они предельно фактографичны, начинаются с точного указания даты описываемых событий, нередко излагаются от лица свидетелей чудесных происшествий. Чудеса Иуды Конещельского свидетельствуют о том, что в конце XIX века этот угодник воспринимался прежде всего как покровитель животных. Жители Лешуконья обращались к Иуде в случае пропажи или болезни скота, принимая обет поставить свечу над его могилой, испечь «коровашки» (маленькие хлебцы) для нищих и «поминать» Иуду. Культ Иуды Конещельского – неканонизнрованного угодника, о котором, кроме имени, доподлинно ничего неизвестно, – по сути, находится на границе между крестьянской магией и церковным благочестием. Неслучайно весьма противоречивым было и отношение местного духовенства к народному почитанию Иуды. Так, Г.Я. Ситников рассказывает о попытках священника из дер. Койнасово Евграфа Калинникова разрушить часовню Иуды, «чтобы не ходили больше люди по овещанию к Юды» (см. главу «Чудеса Иуды конещельского» наст. изд.). Священник Евграф получил от «духовных властей» разрешение на ликвидацию часовни. Но когда его помощники приступили к делу, Евграф ослеп и был прощен и исцелился только после того, как дал обет больше не разорять Юдину часовню. Среди лиц, обращавшихся за помощью к Иуде в связи с пропажей животных, Г. Я. Ситников называет и местного священника о. Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначально инициатива строительства новых зданий школ принадлежала игумену Алексию (Капелькину), помощнику начальника миссии. При нем в 1900 г. заложили деревянное здание женской школы. Но в конце 1900 г. игумен Алексий скоропостижно скончался, и все дальнейшие работы взяло на себя приходское попечительство. С приездом в Улалу отца Петра Бенедиктова и двух учительниц сестер Ивановых дело активизировалось. Отец Петр возбудил в членах церковно-приходского попечительства внимание к нуждам школьного дела. «Потекли пожертвования», которых стало достаточно для завершения строительства двух зданий школ (деревянного для женской и каменного для мужской) 392 . Возглавил дело строительства, как было сказано выше, председатель попечительства А. М. Ситников. В течение двух летних сезонов он лично руководил стройкой. Это позволило сэкономить значительную часть средств, поскольку отпала необходимость нанимать подрядчиков, которым надо было платить. Работал А. М. Ситников полностью бескорыстно. Более того, на время строительства он вынужден был отдать в руки «наемных приказчиков свое, довольно обширное, торговое дело» 393 . 23 сентября 1901 г. при стечении множества народа, в том числе и представителей власти, состоялось освящение нового здания женской школы. Два священника служили молебен, после которого о. Петр Бенедиктов сказал «соответствующее случаю, весьма содержательное и прочувствованное слово». Председатель попечительства Ситников, в свою очередь, преподнес о. Петру благодарственный адрес, в котором, в частности, говорилось: «По случаю сегодняшнего торжества, мы, прежде всего, скажем отрадное слово: слава Богу! В селе Улала выстроена и надлежащим торжеством открыта женская школа… Спасибо Вам, досточтимый пастырь, за то, что своим горячим участием к нуждам общества Вы подавали нам добрый пример, пробуждая в нас чувство солидарности. То, что казалось нам невозможным, по случаю крайне скудных средств, оказалось вполне осуществимым, благодаря Вашим неусыпным стараниям пробудить в нас сознание долга и указаниям к изысканию средств на постройку наших училищ» 394 . Затем обсуждался вопрос о завершении строительства мужской школы. Главный жертвователь на школу Коршунов привез для нее из Петербурга два роскошных портрета Государя императора и императрицы, дорогое священническое и диаконское облачение – специально для служения молебнов в школе.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Протоиерей Николай Ситников Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 Утром 20 февраля сего года отошел ко Господу настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Николай Ситников. Смерть священника, настоятеля — всегда трагедия для прихода, однако в этот день осиротел не только этот храм. Кто из московского духовенства не знал отца Николая? А зная, кто не любил его? Митрополит Филарет (Вах­ромеев), архимандрит Кирилл (Павлов) — вот духовные друзья отца Николая, а окормлялся он в течение многих лет у архимандрита Тихона (Агрикова; в схиме — схиархимандрит Пантелеимон). Одной встречи бывало достаточно, чтобы увидеть в нем настоящего пастыря, молитвенника и просто друга. Отец Николай был другом и наставником многих известных ныне священнослужителей. Немало и тех, кто получил от батюшки не только духовную помощь, но и благословение вступить на путь священнослужения. Скажем ли, что умер один из старейших настоятелей Москвы — в этом году отцу Николаю исполнилось бы 77 лет? Храм Рождества святого Иоанна Предтечи, затерявшийся в пресненских переулках, у многих как будто ассоциировался с именем и обликом почившего отца Николая. И действительно, лишь особым попечением Промысла Божия можно объяснить то обстоятельство, что отец Николай, рукоположенный к нашему храму в 1957 г., был его бессменным настоятелем с 1971 года до своей кончины. В свое время отцу Николаю приходилось противостоять бесконечным попыткам закрыть храм, разогнать приход; были и старосты, которые настойчиво предлагали ему сделку с совестью, и поджигатели… Отец Николай жил Церковью, храмом и одновременно был душой этого храма. Ему удалось настроить приходскую жизнь на особый лад по преимуществу духовной жизни. В этом для него всегда была примером жизнь дореволюционной церковной Москвы. Несмотря на необходимость бороться за приход в годы советского лихолетья, отец Николай всегда сохранял духовную свободу, ровность. Он не терпел ни подхалимства, ни вызывающей надменности. В его служении всегда ощущалось какое-то непередаваемое благородство; в частности, редко когда можно услышать в приходском храме, чтобы Евангелие читали так проникновенно, так благоговейно, так ясно и отчетливо, как делал это отец Николай. И только так, с достоинством и ровно, он общался с причтом, со всеми, кто нес церковное послушание под его началом, с духовными чадами. И то, что сам храм и множество чтимых икон в нем всегда, в любое время года украшены цветами, тоже ассоциируется с обликом отца настоятеля.

http://pravmir.ru/protoierey-nikolay-sit...

Рассказами о чудесах Иуды Конещельского и Иова Ущельского содержание дневника Г. Я. Ситникова не исчерпывается. Автору являлись в «тонком сне» и некие безымянные святые, а также св. Матрона Цареградская и св. Феодосий Угличский и Черниговский. Во время пребывания в Сёмженских кельях (на реке Сёмже, правом притоке Мезени), где находилась местная почитаемая икона Казанской Божией Матери, он увидел во сне саму Богородицу. Г. Я. Ситников рассказывает о своем общении с бесом, поселившимся в голове бесноватой женщины, и с неким соловецким юродивым, явившимся ему во сне. Некоторые свои сновидения он переписывает дважды, дополняя второй вариант новыми деталями и толкованиями. Сон и явь порой причудливо совмещаются в его сознании. Так, рассказав о своем рукоположении во священника, Г.Я. Ситников вдруг заявляет: «...хотя я и был поставлен во священики, но еще нечего ненаученой. (...) Доложно быть, мне ето привиделось во сне к утвержению» (л. 88 об.). Отсутствие четких границ между миром реальным к трансцендентным, «тонкое» духовное зрение рассказчика и его глубокая вера в неизменное участие сакральных сил в его собственной жизни и жизни его земляков – таковы отличительные особенности этого интересного крестьянского дневника. Чудеса Иуды Конещельского публикуются по рукописи ИРЛИ, Мезенское собрание, 151. л. 20 об–22, 26–27 об.7., 39–43 об., 45–46, 52–57 об., 60–61, 62об.–63, 93–94 об. Видения потустороннего мира Видения – один из тех средневековых жанров, интерес к которым сохранялся у читателей и «после Древней Руси». Во второй половине XVII–XVIII веках, преимущественно среди старообрядцев, становятся популярны древние видения, появляются новые произведения этого жанра, нередко они помещаются в лицевые сборники среди произведений о конце света. Немало видений было записано и позднее – в XIX–XX веках. Видения до сих пор охотно читаются в крестьянской среде; школьная тетрадка с записями религиозных стихов (кантов), молитв и видений – не такая уж редкая находка в археографической работе конца ХХ–начала XXI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании богослужения митрополита Александра приветствовали епископ Ферапонт и губернатор области С.К. Ситников. Глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой. Еще одной темой проповеди архиерея стал подвиг новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших в ХХ столетии в пределах Казахстана. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Костромской епархией и Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Александр вручил епископу Ферапонту награду Православной Церкви Казахстана — орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. В дар Богоявленско-Анастасииному собору глава Митрополичьего округа преподнес икону преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского, с частицей его святых мощей. На молитвенную память владыка Ферапонт подарил митрополиту Александру архипастырский жезл. По окончании богослужения епископ Костромской и Галичский Ферапонт и губернатор Костромской области С.К. Ситников в честь праздника Феодоровской иконы Богородицы и визита на Костромскую землю главы Православной Церкви Казахстана дали прием, в котором приняли участие архипастыри, священнослужители, ктиторы епархии, представители городской и областной администрации, общественные деятели. Затем в Тронном зале Костромского епархиального управления состоялась церемония вручения церковных наград. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр удостоил ряд клириков Костромской епархии и сотрудников Костромского епархиального управления, представителей органов государственной власти и благотворителей наград Православной Церкви Казахстана.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

Не слышишь ли, как эта заповедь соответствует младенческому возрасту, и как сообщаемое более слабым по внутренним свойствам как бы подобно молоку? А что духовная вода изобильна у «насажденных в дому Господни», дабы орошаемые божественными струями и напоеваемые вышним и небесным учением «во дворех Бога» процвели (Пс.91:14); на это указывает, говоря: вси «источницы Иудины источат воды»; ибо и божественные ученики исповедовали, что они призваны от Бога. Но самыми первыми источниками духовных вод были, конечно, подаяния благ святым от Бога чрез Духа. А как бы вторыми источниками вод оказались их слова к нам, исполняющие нас духовными дарованиями. Источником же, вытекающим из дому Господня, кто другой может быть, кроме Христа? Так наименовал Его и Псалмопевец, говоря небесному Отцу и Богу: «потоком сладости твоея напоиши я: яко у тебе источник живота» (Пс.35:9—10). Итак, Христос есть поток и источник жизни. Пророк упоминает о потоке ситников, о каком-то потоке, при котором выросли многие ситники. Говорят, что это тот самый поток кедрский, при котором, как говорит Евангелист, насильственно взят был Господь, когда искал Его ученик-предатель вместе с отрядом воинов (Ин.18). Не будет ничего неприличного, если мы потоку ситников уподобим Церковь, в которую втекает как река мира Господь наш, которую Он как бы обтекает всегда, напаивая вечно зеленые ситники, то есть души святых; ибо ситник есть растение, всегда любящее воду и всегда зеленое. А если бы он и оказался порезанным, то и при этом он будет находиться в хорошем состоянии. Так и добродетель святых не бывает всецело свободна от страданий, ибо хотя они и весьма кроткие приверженцы добродетели, но вместе с тем они и воинственны. Иоил.3:19—21. Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будет за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей: Иудеа же во веки населится, и Иерусалим в роды родов. И взыщу крови их и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе.    Что касается исторического смысла этих слов, то Египет действительно подвергся наказанию; ибо он лишился царства, когда Камбиз, сын Кира, разрушил его, а Идумея подверглась опустошению, как об этом свидетельствует само положение дел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

стал епископом Белгородским. В годы революции выступал в своих проповедях против насилия большевиков, в 1919 г. был арестован и расстрелян. Определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 13–16 августа 2000 г. о. Никодим был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Его перу принадлежит ряд работ, посвященных святым Русского Севера («Архангельский патерик», «Олонецкий патерик», «Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники», «Преподобный Иов. Ущельский чудотворец и судьбы основанной им обители» и др.). Вероятно, Г. Я. Ситников был лично знаком со своим земляком о. Никодимом и некоторые записи о чудесах Иова Ушельского и Иуды Конещельского делал специально для него. В дневнике он рассказывает о своих безуспешных попытках отправить эти записи о. Никодиму по почте. 939 ...я заметил Илью Иванова Мишина... Семена Васильева Новикова. – Представители перечисленных фамилий (Мишины, Ситниковы, Кожевниковы, Новиковы) проживали в деревнях Лешуконья (Верхний Березник, Белощелье, Койнас и др.) (см.: Новиков А. Деревни Лешуконья: исторические очерки. Архангельск. 2007. С. 572. 574. 576). Одно из указанных здесь лиц – старообрядец Федор Антипович Ситников – отмечено в отчете экспедиции Пушкинского Дома на Мезень в 1958 г. В это время ему было около 80 лет и он по-прежнему проживал в дер. Верхний Березник (Дробленкова Η. Ф. Поиски рукописей на Мезени//ТОДРЛ. М.; Л., I960. Т. 16. С. 531. 536). 942 ...чудо про Иова...– Иов Ущельский († 1628) – соловецкий постриженик, основатель Ущельской, в честь Рождества Христова, пустыни на Мезени (у впадения р. Ежуги в р. Мезень). В 1628 г. он был убит разбойниками, пытавшимися ограбить монастырь. Местное почитание Иова установилось вскоре после его смерти. В середине XVII в. от его гроба начали происходить чудеса исцеления. Житие Иова Ушельского, содержащее очень скудные сведения о святом, известно сегодня в нескольких списках XVIII–XIX вв.. представляющих две его редакции (см.: Рыжова Е. А. I) Житие соловецкого постриженика Иова Ущельского – малоизвестное сочинение XVII-XVIII вв.//ТОДРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Губернатор Костромской области С.К. Ситников за труды по развитию государственно-церковных отношений был удостоен высшей награды Православной Церкви Казахстана — ордена «Алгыс» («Благодарность»). Во внимание к трудам по развитию государственно-церковного диалога и в связи с 85-летием со дня рождения М.В. Кузнецов был награжден орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. С 1977 по 1991 год М.В. Кузнецов занимал должность уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР. На своем посту он всячески способствовал сохранению церковной жизни, поддерживал приходы, с большим вниманием относился к нуждам епархии, оказывал содействие в развитии церковно-государственных отношений. 28 марта в здании администрации Костромской области состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с губернатором региона С.К. Ситниковым. Митрополит Александр рассказал губернатору о жизни пятимиллионной православной паствы Казахстана и, в частности, о строительстве Духовно-культурного центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане, о создании в Алма-Ате высшего учебного заведения Казахстанского митрополичьего округа — Православной духовной семинарии, о деятельности Обители милосердия имени преподобного Сергия Радонежского в пос. Туймебаева Алма-Атинской области, включающей приют для детей-сирот и дом престарелых, о деятельности представительства Казахстанского митрополичьего округа на московском Патриаршем подворье при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Архиерей поделился планами о проведении в епархиях Митрополичьего округа мероприятий, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 10-летия установления празднования Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. В ходе общения С.К. Ситников проинформировал главу Православной Церкви Казахстана о жизни края, осуществлении социальных и экономических проектов и о взаимодействии администрации Костромской области с Костромской епархией.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

Имеется могила, а письменных документов о сем не сохранилось. Неизвестно, кто такой был старец Иуда, откуда и когда пришел и действительно был или не был на том месте». 1678 Об Иуде Конещельском ничего не сообщает в своем очерке по истории Ущельской обители уроженец Мезенского уезда иеромонах Никодим (Кононов), несомненно знавший о существовании почитаемой Юдиной могилы. 1679 Примечательно, что и сам Г. Я. Ситников приводит совсем краткие сведения о происхождении Иуды, умалчивая о его пребывании в Ущельском монастыре: «В Конешелской деревни старожилы говорят, что этот Иуда – уроженец Пинежскаго уезда, а из деревни неизвестно. А по отчеству называли Иуду Трофимовицем, поэтому, доложно быть, отца у Иуды звали Трофимом, а матерь неизвестно как звали» (л. 57 об.). На рубеже XIX–XX веков Иуду почитали не только в близлежащих деревнях, но во всем Мезенском уезде. Местные жители приходили к Юдиной могиле «по обету» в течение всего года, но особенно много народу собиралось здесь 19 июня, в день памяти апостола Иуды, брата Господня. Как отмечает Г. Я. Ситников, в 1898 году с 15 по 29 июня «было народу богомольцев у Иуды Трофимовица двести один человек» (л. 57 об.). Церковь во имя апостола Иуды была построена в Юдиной пустыни на средства Ф. Ф. Ляпушкина в 1914 году; до этого здесь находилась лишь небольшая часовенка-амбар, неоднократно упоминаемая Г. Я. Ситниковым. Спустя пять лет, в 1919 году, пустынь была приписана к женской Ущельской обители и просуществовала до 1930 года. В предвоенное время, зимой 1940/41 года, церковь была разобрана, а ее материал использовали для строительства скотного двора в дер. Белощелье. Возрождение пустыни началось в конце XX века, в 1997 году здесь была сооружена новая часовня. 1680 Чудеса Иуды Конещельского, записанные Г.Я. Ситниковым, свидетельствуют о том, что в конце XIX века этот угодник воспринимался прежде всего как покровитель животных. Жители Лешуконья обращались к Иуде в случае пропажи или болезни скота, принимали обет поставить свечу над его могилой, испечь «коровашки» (маленькие хлебцы) для нищих и «поминать» Иуду, принести в его часовню платок, изображение потерявшегося животного и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010