Удачное решение экспозиционного ряда — демонстрируемые рядом с самими памятниками ретроснимки различных этапов реставрации, часто сопровождаемые реставрационным паспортом. Выставленные документы сами по себе представляют огромный интерес. По ним, например, в деталях можно проследить, как реставратор Михаил Баруздин восстанавливал жемчужину нынешней постоянной экспозиции — образ Господа Вседержителя из Спасской церкви села Гавшинка (Ярославская область). «Это единственная домонгольская икона в нашем собрании. Ее подарил в 1977 году художник Василий Ситников. Образ был в аварийном состоянии — в поверхностном слое темной олифы, с трещиной между рассохшимися досками, заделанной при одном из поновлений смесью клея и пеньки. Этот состав, в свою очередь, быстро рассыхался, что вызвало расщепы древесины, — рассказывает Оксана Смирнова. — Баруздин мастерски залечил рану новой затонированной вставкой, причем по решению реставрационного совета ее специально сделали внешне заметной». Многие реставраторы первой плеяды стали основателями профессиональных династий. Таков, к примеру, фронтовик Виктор Брягин. После войны он трудился в Центральных научно-проектных реставрационных мастерских, располагавшихся в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре, и помогал небольшому тогда штату музейных работников. В экспозиции представлена отреставрированная им большая житийная икона великомученика Георгия Победоносца (из Успенского собора подмосковного Дмитрова). Икона была написана в столичной мастерской Феодосия в самом начале XVI столетия. Дочь Виктора Брягина по первому образованию была геодезистом. Затем, занявшись реставрационным ремеслом, она достигла таких высот, что ее приглашали работать в Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля и в Саввино-Сторожевский монастырь. Ее работа в экспозиционной этикетке помечена знаком вопроса. Святой на крупной полуфигурной иконе середины XVI века из Успенской церкви села Островки (Вышневолоцкий район Тверской области) атрибутирован как преподобный Кирилл Белозерский. «В то же время многие исследователи полагают, что это может быть и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Александр Свирский, и преподобный Димитрий Прилуцкий», — замечает Оксана Смирнова.

http://e-vestnik.ru/reports/vystavochnyy...

Строительство нового храма длилось несколько лет до 1861 года, когда состоялось его освящение. Первым настоятелем назначили выпускника богословского класса Вифанской духовной семинарии Петра Ивановича Вишнякова (19 октября 1861 года). По клировым ведомостям церковь в Амельфине именовалась Святителя Николая Чудотворца с теплыми приделами в трапезе и состояла в Спировском благочинии церквей Волоколамского уезда. Расположенное на западной окраине Амельфина кирпичное, оштукатуренное с белокаменными деталями здание церкви, трапезной и колокольни построены в " русском стиле " . К настоящей церкви " восьмерик на двусветном восьмерике " с востока примыкает трехчастный алтарь, а с запада - прямоугольная двухстолпная теплая трапезная и трехъярусная шатровая колокольня. Белокаменный декор четверика, трапезной и колокольни: профилированный карниз, обрамление наличников, фронтонов восьмерика, - создает своеобразие памятника - образца московской архитектуры эпохи поисков национального стиля в искусстве второй половины XIX века. К сожалению, мы не знаем имя архитектора - автора проекта Никольского храма. Это мог был зодчий, работавший в Московской Палате государственных имуществ. В.О. Грудзин, а также уроженцы Волоколамска Д.М. Петропавловский и С.И. Бородин. В 1871 году в архивных документах упоминается Волоколамского уезда Аннинской волости в селе Амельфино церковь Святителя Николая, построенная в 1861 году, с приделом с правой стороны во имя Казанской иконы Божией Матери. Никольский престол упоминался в теплом приделе с левой стороны. В приходе состояли селения ведомства Государственных имуществ деревень Лысцово, Ситниково, Шишкино. Новый престол во имя Богоявления Господня устроен позже на средства ткацкого фабриканта из села Амельфино Дмитрия Егоровича Андреева. Вокруг церкви устроили приходское кладбище. К 1890 году относится проект постройки каменной ограды с Святыми вратами и калитками вокруг Никольского храма в Амельфине. В 1918 году Никольская церковь в состояла в 1 благочинническом округе Волоколамского уезда. В клировой ведомости за этот год упоминалась каменная церковь, построенная в 1861 году, с тремя престолами во имя Святителя Николая, Богоявления Господня, Казанской иконы Божией Матери. По мнению С.З. Чернова центр древней вотчины Белеутовых в южной части Сестринского стана село Лествицыно с церковью Рождества Богородицы находился " в районе храма нынешней д. Амельфино " . В 1916 году настоятелем Никольского храма состоял священник Александр Васильевич Беляев (28.2.1862), по окончании ВДС В 1884 г. определен священником в село Ботово Волоколамского уезда, на настоящем месте с марта 1908 г. Диакон Николай Владимирович Никольский (21.2.1881), по окончании 1 класса ВДС определен псаломщиком, на настоящем месте диаконом с 1907 г. На псаломщической вакансии диакон Василий Алексеевич Ключарев (21.12.1890), на настоящем месте с 1908 г.

http://sobory.ru/article/?object=07266

Закрытие храма В 1923 году по Енисейску прокатилась первая волна закрытия церквей. В Успенском храме служили: протоиерей Николай Павлович Пикановский (род. 1884, рукоположён в 1906), он же благочинный и председатель уездного церковного управления, псаломщик Василий Алекссеевич Бакшаев (род. 1875), иерей Иоанн Вазингер из закрытой Иверской церкви, председателем церковного совета был Александр Анатольевич Колмогоров. В списках прихожан значится 67 учредителей. Всего прихожан 250 человек. Старостой был С. К. Самойлин. 17 апреля 1923 года заключён договор о передаче Успенской церкви общине верующих. В 1920-е годы в Енисейске на фоне бурных советских преобразований продолжаются богослужения в Богоявленском соборе, Кресто-Воздвиженской, Успенской, Троицкой, Преображенской, Воскресенской, Входо-Иерусалимской (кладбищенской) и Спасской церквах. В 1930-е годы началась вторая волна закрытия церквей. И к концу 1930-х были закрыты все церкви Енисейска и все 33 прихода бывшего Енисейского уезда, а также все монастыри Енисейской епархии. В соборе устроили котельную, в Троицкой церкви — гараж, в Воскресенской — цех мехзавода, в Иверской — клуб. В Успенской внизу жили спецпоселенцы, а вверху размещался клуб авиапорта. В 1937 году в Енисейске расстрелян иерей Иоанн Вазингер — последний священник Иверского монастыря, служивший в Успенской церкви, затем работавший в миру. В 1937 году с Успенской церкви сняли колокол. Возобновление 3 июля 1946 г. заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви. Первым священником, настоятелем, открывавшим церковь был ссыльный протоиерей Евгений Бобовский. Он служил примерно по 1953 г. Со стороны горсовета договор о передаче Успенского храма подписан Галиной Михайловной Галимовой. Со стороны Церкви, кроме настоятеля, договор подписан тремя членами церковного совета: исполняющим обязанности завхоза Макаровым, Татьяной Васильевной Гозовой и Любовью Ивановной Новотихаревой. Сохранились имена прихожан: председатель ревизионной комиссии Попищенко Иван Филиппович, Пургина Мария Ивановна, Шомполова Зинаида Ивановна, Солдатова Елена Степановна Елистратова Анна Павловна, член ревизионной комиссии Макаров Николай, Аксенова Татьяна Петровна, Шадрина Марфа Павловна, Жукова Ксения Николаевна, Яричина Фекла Яковлевна, Шадрин Алексей Иннокентьевич, Тараненко Надежда Николаевна, Чепалова Анисия Капитоновна, Чащина Афанасия Иосифовнв, Бредина Мария Андрияновна, Голублев Платон Степанович, Голублева Лукия Михайловна, Ситников Петр Александрович, Ситникова Фекла Гавриловна, Галкина Лидия Антоновна, Алексеевская Анна Васильевна.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Контора Архиерейского Дома: эконом – Игумен Макарий, ризничий – иеридиакон Иосиф и управляющий Николочасовенскою церковию – Архимадрит Филадельф. 16. Благочинные, духовные следователи, церкви и приходы епархии и почтовые адреса приходов Алексинский уезд 1-й округ Благочинный, священник Ионно-Предтеченской г. Алексина церкви Александр Покровский. Духовный следователь, священник села Архангельского Иоанн Руднев. Гор. 1) Соборная Успенская – г. Алексин Иоанна-Предтеченская Николаевская Троицкая-Кладбищенская 5) Александро-Невская при тюрьме прип. к собор. ц. Архангельское – г. Алексин Богучарово – ст. Рюриково С.-В. ж. д. Бунырево – г. Алексин Белолипки – ст. Рюриково С.-В. ж. д. 10) Димитриевское на Вешаны – г. Алексин Колюпаново Фомищево прип. к Колюп. Рождество-Слуки Сенево 15) Серебрянь Сотино Широносово 2-й округ Благочинный, священник с. Медведок Петр Корсунский. Духовный следователь, священник с. Панковичей Алексей Шарапов. 1) Алешня – ст. Першино Афанасьево Баршовка Изволь 5) Луковицы – Почт. Отд. Луковицы Медведки ст. Першино Павшино Новое Павшино старое Панское 10) Панковичи Першино Пластово Поповка Пятницкое – ст. Обидимо С.-В. ж. д. 15) Спас-Конино – ст. Сходол 3-й округ Благочинный, священник села Любикова Василий Никольский. Духовный следователь, священник села Богородицкого Илья Мерцалов. 1) Березовка – ст. Ненашево Богородицкое Варфаломеево – Почт. Отд. Луковицы Гурово – ст. Суходол 5) Любиково Ненашево-Ситниково – ст. Ненашево Никитино Никулино – ст. Суходол Петрушено 10) Покровское-Коростино Симоново – ст. Ненашево Суходол Верхний – ст. Суходол Суходол Нижний Турино – ст. Ненашево 15) Шульгино – ст. Шульгино М.-К. ж. д. 4-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1)Азаровка – ст. Димитриевское Берники Бузуково Гатницы – ст. Ненашево 5)Димитриевское- – ст. Димитриевское Соломенный Завод Миротины – Почт. Отд. Хотуши Наспищи (Борисоглебское) – ст. Иваново Лаптево Немцово, прип. к Лапт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Почитание Иуды Конещельского сохраняется на Севере до настоящего времени, причем не только в Лешуконье. В Юдину пустынь по-прежнему приходят молиться и просить о помощи, оставляют в часовне обетные приношения: одежды и полотенца, а также свечи, монеты, тетрадки с разными пожеланиями. Рассказами о чудесах Иуды Конещельского и Иова Ущельского содержание дневника Г. Я. Ситникова не исчерпывается. Автору дневника являлись в «тонком сне» и некие безымянные святые, а также св. Матрона Цареградская и св. Феодосий Угличский и Черниговский, во сне он видел саму Богородицу. Сон и явь причудливо совмещаются в сознании Г. Я. Ситникова, он рассказывает о своем общении с бесом, поселившимся в голове одержимой женщины, и с неким соловецким юродивым, явившимся ему во сне. Отсутствие ощущения четких границ между миром реальным и трансцендентым, «тонкое» духовное зрение и глубокая вера в неизменное участие сакральных сил в жизни человека – таковы особенности внутреннего мира русского мужика, которые питали его потребность в старинных жанрах древнерусской литературы. Одним из таких жанров были Видения. Во второй половине XVII–XVIII веках, преимущественно среди старообрядцев, становятся популярны древние Видения и появляются новые произведения этого жанра. Нередко они помещаются в иллюстрированные сборники среди произведений о конце света. Немало Видений было записано и позднее – в XIX–XX веках. Видения потустороннего мира в древнерусской литературе имеют давнюю традицию. Большой интерес у древнерусского читателя вызывали такие переводные и оригинальные произведения этого жанра, как видения из Житий Василия Нового, Андрея Цареградского, Видение Козмы игумена, Видение Антония Галичанина, Видения из Волоколамского патерика и многие другие. К Видениям примыкают сказания о «хождении» в загробный мир: Хождение Богородицы по мукам, Сказание отца нашего Агапия и др. Поздние Видения – XVIII–XX веков – в целом сохраняют жанровый канон и эсхатологическую топику древнерусских сочинений. Другая традиция, которая связана с Видениями XVIII–XX веков, – это устные рассказы об «обмирании» (о посещении душой того света во время летаргического сна). Многие Видения представляют собой не что иное, как письменные фиксации таких устных рассказов. Общие мотивы сближают видения с духовными стихами и сказочно-легендарными текстами о пребывании человека на том свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

георгиевского попа Ивана села Супонева, Шамоновых. л. 230. Роды: Ждана Фёдорова сына Яковленкова, Истомы Иосифовича Безобразова, Севрюкá Лазорева, Ждана Боровитинова, убиенных Якова и Григория – лучаня. Роды: Томилы Борисова, слугы Трофима Дмитреева, Василия Медведева, 370. Ивана да Онтипа Констентиновых, Дмитрея Постригичева, села Островского Удилова, Артему Рогозы изо Брянска, Свинского монастыря братия:.. инока-схимника Александра – Ожегов, трубченин, и инока Пахомия – Толочанова человек. Роды: старца Измаила, Фёдора Кокорева Комарицкой волости, Меркуши Фёдорова села Чемлижа, Власья Иванова сына Овечкина, из Комарич Некрасов да Ситников. Здесь же: Никифора Долгошеевъ 380. Роды: Чектаевых из Ревен, Потаповых из Подбужья, Прокофьевых изъ Меркулова, Пятницкого попа Алексея, Анны Борышниковы жены, Ивана дьяка Храмова, Фёдора Шамордина, Алеиных из Меркулова, Ивана Мурзина, села Болдыжа попа Никифора Зиновьева, л. 390. Роды: Богдана Хрипонова, Матвея Козловского, Ефремов из Которя, Здесь же: Анну Волконскую приказ, Роды: Ивана Тегинева, Андрея Бойкова, Фёдора Белова, Шиковых из Подбужья, Артёма Кожюхова, Андрея Иванова сына Исупова, Ниикиты Уродкова Игнатьева, 400. Офанаса Савина из Воилова, Ивана Познякова изо Брянска, Семёна Пролыского, Ермока Радина из Коростовок, Гаврилы Сорокина из Чайкович, ольшаницкого попа Петра, Свинского монастыря старца Иосифа беского (белев…). Филякин из Коростовок:… Панфилия, Домникею, Улиты – три сия родители старца Иосифа же, Ивана Аксёнова, Андрея Брынцова да Кости Жихальца. 410 . Степана Несыпова, Лавров, чюдовского казначея Иосифа, Козьмы Кучина из Шустова, Здесь же Чеснихины, Ивана Подонева. карачевца Василия Елиоуферьева, другова Рындина, Семёна Козловского. 247 Л. 418. Роды: Козьмы Кулакова, Невежи Яковлева сына Козелкина, Прохора Потресова, Влсилия Тургенева. Ивана Стракинà, келаря чюдовского Прокофья Акулина, донского казака Василья Ревякина, слуги Богдана Суслова. Здесь же записан Стефан – слуга-жь Чоглыков. Роды: казака Герасима Немчина, Ивана Тимофеева , Данила Зуева из Самовской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Завод потомков Никиты Бакулева дожил до 1917 г. В конце своего существования он принадлежал Валентину Петровичу Куршакову – зятю Николая Алексеевича Бакулева, правнука основателя завода. В.П. Куршаков был весьма образованным и прогрессивным человеком. Его богатейшая библиотека находится ныне в Слободском краеведческом музее. Изготовлением свадебных колокольцев и почтовых колокольчиков славились в XIX в. мастера Поповы (братья Егор, Иван, Николай и Гаврила), Желваковы, Ситниковы. Слободской и его окрестности (Стулово) являлись одним из немногих районов России, где отливались чугунные колокольчики. Их изготовителями в начале XIX в. были Василий Бородин и Василий Макушин. В XIX в. одним из главных центров поддужно-колоколного промысла был город Касимов. Изготовлявшиеся в его мастерских колокольчики были известны под именем «касимовских», а касимовские мастера славились далеко за пределами города. Не даром успехи валдайского завода Смирновых в отливке больших колоколов связываются с тем, что Смирнов «достал» для своего завода мастера Астраханцева из Касимова 371 . Однако сведений по истории промысла в Касимове очень мало. Самый первый известный датированный колокольчик был отлит в 1804 г. Наиболее известные мастера XIX в. – Иван и Николай Кисловы. Самым молодым и впоследствии самым плодовитым центром изготовления поддужных колокольчиков был Пурех 372 . Возникновение в селе Пурехе медно-литейного промысла относят к 1830–1835 гг. Считается, что промысел был занесен в Пурех из Касимова, а основателями промысла явились местные крестьяне Веденеевы и Трошины 373 . Действительно, медно-литейное производство Веденеевых основано в 1836 г. Однако известны колокольчики Михаила Сироткина, Ивана Алексеевича Митюнина, отлитые в Пурехе еще в 1815 и 1816 гг. Производство началось с литья разных частей конской «бруи, но вскоре в Пурехе стали также отливать и колокольчики. В отличие от Валдая и Слободского, большие колокола в Пурехе не отливались. Первоначально промысел развивался слабо, не выдерживая конкуренции более старых центров (Валдай, Касимов, Слободской). Но постепенно большой спрос на колокольчики и удобное местоположение (рядом с Нижегородской ярмаркой) дали возможность пуреховскому производству прочно укрепиться. К концу XIX в. оно уже занимало передовые позиции в России, а в начале XX в. пуреховский колокольчик стал по существу единственным колокольчиком, обращавшимся на русском рынке 374 . Правда, в этот период производство колокольчиков в России уже находилось в состоянии упадка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Никому, кто верит в Бога, не чините зла и не творите мести. Не обижайте население, не трогайте чужого имущества, не грабьте, не буйствуйте и не пьянствуйте. Помните, что Вы, прежде всего, Христовы воины, сыны Христовой России, и во имя Его, во имя Святой Родины имейте твердость спокойно умирать с непоколебимой верой, что нет больше любви к Родине: да кто душу свою положит за братьев своих» . Ничего подобного нельзя было найти в приказах предшествующих военачальников гражданской войны. То, что призыв к Христианскому милосердию и прощению не просто риторика, свидетельствуют реляции о результате военных действий в Указе 25 от 29 Августа 1922 года: «Приханкайский Край освобожден от советской коммунистической изуверской власти. Благодарю Бога, что при этом освобождении края войсками Земской Рати не было пролито ни одной капли крови христианского народа, но зато представители советской власти, убегая из края, сочли нужным зверски уничтожить арестованных ими Василия Трофимовича Чухно - крестьянина деревни Турий Рог, Степана Карпенко - крестьянина села Троицкого, Тимофея Аввакумовича Коротких - крестьянина деревни Черниговки, и еще одного, личность которого не опознана. Убийство это совершено комиссаром Кузьминым и красноармейцами: Куриловым и Новоселовым из деревни Михайловки и Ситниковым из деревни Снегуровки. Из числа захваченных войсками по подозрению в сотрудничестве с коммунистами Феклу Безрукову, Маркиана Белокурова, Петра Безрукова, Максима Березюка, Антона Глухенького, Кирилла Годуну, Николая Коргота, Александра Горюнова, Степана Журавлева отпустить по домам под надзор соответственных сельских обществ. Гаврила Дмитриева, Василия Безсонова и Анну Урышеву, воспользовавшихся изуверской советской властью для проявления своих безнравственных натур, выслать за пределы края - в Д.В.Р. Митрофана Сурженко и поручика Георгия Курочича передать полевому суду, как дезертиров Томской Дружины, Александре Леоновой предложить уговорить своего мужа отстать от уголовной работы партизана Лебедева и вернуться к своему мирному очагу.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/07/...

2 Наряду с пространными высказываниями о Промысле в различных беседах Иоанна Златоуста, в его собрании сочинений в Эклоге есть также отдельное “Слово о Промысле” (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе (далее — Творения). Т. 12. Ч. 2. СПб., 1906). 3 Здесь и далее цитаты из Саллюстия даются по изданию: Саллюстия философа книга о богах и о мире/Пер. Ю. А. Шичалина//Учебники платоновской философии. М.–Томск, 1995. 4 Святитель Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастиями. Гл. 8//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста (далее — Полное собрание творений). Т. 3. Ч. 2. М., 1994. С. 515. 5 Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001. Понимание Саллюстием провидения аналогично процессу эманации отмечает и Г. Рошфор в комментариях к трактату Саллюстия (Saloustios. Des dieux et du monde. Paris, 1983. P. 48). 6 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Т. 1//Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского избранные творения (далее — Избранные творения). М., 1993. С. 289. 7 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Кападокийския. М., 1991 (репр. 1845 г.). Ч. 1. С. 12. А. Армстронг замечал, что в вопросе о происхождении мироздания традиционные платоники с их представлениями о Боге как великом Архитекторе универсума были ближе христианским авторам, нежели Плотин и его последователи, для которых космос скорее являлся тенью божества. Но принципиальное отличие христианства от традиционного платонизма состоит в том, что платоники (как и сам Платон) не сознавали демиурга всемогущим. Демиург делает лучшее из того, что может в условиях противодействия независимого от него начала дезорганизации, материи, источника зла. См. Armstrong A. H. Hellenic and Christian Studies. 1990. VII. Christianity in Relation to Later Platonism. P. 91. 8 Святитель Григорий Нисский приводит этот пример для истолкования библейского эпизода египетских казней. Предшествовавшее им ожесточение сердца фараона, по Григорию, не было вложено Богом в душу правителя, но явилось следствием добровольной культивации дурных склонностей, сделавших сердце фараона неспособным к смягчению: если слепой упал в яму, не светило столкнуло его туда, “непричастность свету, которого он не видел, и стала для него причиной падения”. — Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 45.

http://pravmir.ru/hristianskiy-i-neoplat...

432. Мой настоятель — 75-летний протоиерей Николай Ситников — говорит, что «в наше время у людей бывают добродетели, но нет даров». 433. Запись от 6 сентября 1908 года//Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. M., 2003. С. 61. 434. Святитель Григорий Богослов. Слово 3//Творения. Ч. 1. С. 36. 435. Цит. по: Архимандрит Сергий (Страгородский). По Японии (записки миссионера). M., 1998. С. 218 436. Цит. по: Святитель Филарет, митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. M., 1998. С. 38 437. Интересно заметить, что византийцы вели себя совершенно иначе по отношению к России. В 1393 году Константинопольский патриарх Антоний пояснял Московскому Великому Князю Василию Дмитриевичу, что он не более чем подданный византийского императора, — ибо «невозможно иметь Церковь и не иметь царя». «Царь имеет большое значение в Церкви: он не такой царь, как другие начальники и местные правители. Изначала цари утверждали и поддерживали благочестие по всей вселенной; они же собирали Вселенские Соборы; они же много потрудились против ересей и издавали указы о кафедрах архиереев, о разделении епархий и ограничении их пределов» (цит. по: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 3. С. 514–515). Какого мнения были о себе сами византийские императоры той поры, видно из тех формул, которые они произносили при назначении ими патриархов: «Святая Троица, даровавшая мне царство, проручествует тебя в патриарха Нового Рима». «Божественная благодать и наше от нее царство предназначает сего благоговейнейшего в патриарха Константинополя» (цит. по: Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. M., 1991. С. 394). Посланник же России святитель Николай Японский при начале русско-японской войны отказался участвовать в общественных богослужениях, чтобы не молиться за победу японского императора, но японских православных священников призвал: «Вы совершайте богослужения одни, молитесь искренне за вашего императора, его победы и прочее. Любовь к Отечеству — естественна и священна… Я же буду, как всегда, молиться за Церковь, заниматься церковными делами, переводить богослужение» (Запись от 7 февраля 1904//Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 5. С. 10).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010