М. Г. Андриадзе В Сербии до наст. времени не существует специализированного духовно-музыкального изд-ва, но со 2-й пол. XIX в. нотированные церковные песнопения печаются в ряде изд-в. Первое известное печатное издание серб. церковной музыки вышло в Вене - это «Православно црквено у србског народа» К. Станковича в 3 книгах (1862-1864), содержащее песнопения литургии св. Иоанна Златоуста, тропари и кондаки праздников. В 1887 г. в г. Нови-Сад Т. Остоич издал сборник для смешанного хора «Старо карловачко njehuje у cpnckoj ucmoчhoj npabocлabhoj цркви, као што nojy ученици Српске велике ruмhaзuje у Новом Саду сваке и празника на Св. лumypruju». Второе, дополненное издание этого сборника вышло в 1896 г. под названием «Православно срспско црквено njehuje по старом карловачком начину», в 1902 г. он был переиздан еще раз (партия сопрано). Остоичем были также подготовлены издания «Православно српско народно црквено для 4 муж. голосов (1892. Св. 1) и «Мала kamabacuja: Одговори и црквене песме, koje се nojy на npaзhuчhoj и служби, на и на опелу» для 2 детских голосов (1893). В Нови-Саде издавались также сборники, составленные студентами Карловацкой семинарии: «Црквено велико njehuje» П. Костича и Е. Петровича (литогр.; типография А. Фукса, 1889), «Црквено njehuje: Празничне стихире и beлuчahuja» для 1 голоса С. Морара (1891). В 1908 г. вышел «Нотни зборник црквених песама» Й. Живковича для 4-голосного муж. хора в 4 частях (Део 1: Опште nojahje; Део 2: Muhejcko nojahje; Део 3: Великопостно nojahje; Део 4: Пентикостарско nojahje. Лumypruja). Свящ. Ненад Барачки в Нови-Саде выпустил «Нотни зборник српског народног црквеног по карловачком напеву» (1923), «Свети и Велики Петак: и nobeчepje са каноном на плач Матере Бoжje» (1925), «Рождество Христово или православно народно српско црквено (1926) и «Bockpecehuje Христово, или Ускрс» (1935). Др. центром издания церковной музыки является Белград. Здесь были опубликованы сборники: Станковича - «Српско црквено карловачко nojahьe» (Св. 1: Блажена 1-8 гласа. 1922; изд. Сербской Академии наук и искусств); С. Мокраняца «Српско народно црквено 1: Осмогласник» (Гос. типография «Королевская Сербия», 1908, 19222), «Српско народно црквено - Страно njehuje» (литогр.; 1914, 1920) и «Православно српско народно црквено Опште под. редакцией К. Манойловича (Гос. типография «Королевская Югославия», 1935); И. Байича «Сербска православна црквена nojahka» (Б. г. 2 св.); Б. Йоксимовича «Осмогласник и неке пригодне црквене песме» по напеву прот. Михаила Миличевича, инспектора Мин-ва по делам религий (1924); В. Джорджевича «Лumypruja или празнична кад се nebajy «Блажени»» на 2 голоса, для муж. хора (1927).

http://pravenc.ru/text/293876.html

298, 304, 346, 347 Стравинский Федор Игнатьевич (8 июня 1843 – 21 ноября 1902) – русский певец (бас), с 1876 – солист Мариинского театра в С.-Петербурге. 72 Страхов Владимир Николаевич (8 июля 1883 – 17 февраля 1938). Окончил Вифанскую ДС (1903) и Московскую ДА (1907), магистрант. С 16 августа 1907 – профессорский стипендиат Московской ДА. С 23 сентября 1908 – псаломщик Успенской церкви на Могильцах в Москве. 27 октября 1908 – 31 марта 1910 – делопроизводитель Московского епархиального училищного совета. С 15 июля 1909 – законоучитель 2-й московской мужской гимназии. 15 августа 1909 рукоположен во диакона и 16 августа – во священника. С 16 августа 1911 – и. д. доцента 2-й кафедры Священного Писания Нового Завета Московской ДА. 17 августа 1911 – магистр богословия («Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование». Сергиев Посад, 1911), доцент. С 11 января 1912 – экстраординарный профессор. Одновременно с 15 декабря 1912 – штатный законоучитель и настоятель Андреевской церкви 2-й московской мужской гимназии. В 1917 избран членом Совета женского Богословско-педагогического института в Москве. 30 ноября 1917 определен, согласно избранию прихожан, священником московской Троицкой, на Листах, церкви, где служил до 1930. Протоиерей (не позднее 1919), настоятель этой церкви 15(2) августа 1921 избран и 3 сентября утвержден проректором, затем – ректор Московской ДА. Член Московского отделения Комиссии по научному изданию Славянской Библии с 1921/22. Арестован в конце декабря 1930, отправлен в ссылку в Архангельск, с 1935 в ссылке в Ульяновске. Расстрелян. См.: Голубцов С. , протодиакон. Московская духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. М. 1999. С. 90–92. 177 Стрельников Алексей Никифорович (16 января 1878 – ?). Окончил Нижегородскую ДС (1899). 6 августа 1899 рукоположен во священника с. Тримихайловки Бугурусланского у. Самарской губ., с 8 августа 1902 священник с. Новые Костичи Самарского у. и губ. В 1904 поступил в С.-Петербургскую ДА, которую окончил в 1908, к. б. Священник. С 29 октября 1908 – священник церкви общества благотворения в память 19 февраля 1861 года в С.-Петербурге. С 1 февраля 1912 – инспектор С.-Петербургскую ДС. 29 июня 1917 – протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оценивая записку Победоносцева «О гражданском судопроизводстве», А.Э. Нольде отметил, что она «свидетельствует об очень отчетливом представлении автора ее как о недостатках существовавшего в его время порядка процесса, так и о коренной постановке желательного». 39 1861 г. принес Победоносцеву еще одно назначение, которое, как он признался впоследствии, решило его судьбу «роковым образом» – ему было предложено преподавать юридические науки наследнику престола великому князю Николаю Александровичу. В течение двух лет Константин Петрович читал цесаревичу лекции по законоведению, русскому государственному праву и гражданскому праву 40 . Князь В. П. Мещерский, познакомившийся с Победоносцевым в 1863 г., писал о нем в своих воспоминаниях: «Он произвел на меня очень симпатичное впечатление своим оригинальным костическим умом, постоянно сливавшимся с добродушием и веселостью, своею простотою и увлекательною речью и начитанностью. То были дни прекрасной весны его политической жизни. Призванный учить Цесаревича Николая Александровича, он всею душою отдавался этому делу, ибо находил в своем Ученике такую благодарную и богатую почву для прививания к Его молодой душе мыслей и знания. Этим наслаждением от отзывчивости и даровитости Цесаревича наполнилась жизнь К.П. Победоносцева в то время, и оно давало ему столько светлого, столько доброжелательного, столько свежего и бодрого в мыслях и в проявлении чувств» 41 . Весной 1862 г. Победоносцев возвратился в Москву и возобновил преподавательскую деятельность в Московском университете: он стал читать лекции только по гражданскому судопроизводству, поскольку В. Н. Никольский уже прибыл из-за границы и преподавал курс гражданского права. В отделе рукописей Российской национальной библиотеки сохранился рукописный экземпляр лекций Победоносцева по гражданскому судопроизводству, которые он читал на юридическом факультете Московского университета с 15 января по 21 марта 1863 г. Как верно подметил А.Э. Нольде, «читался этот курс как раз в самую переходную эпоху от прежнего порядка к новому, когда уже было видно, что старому процессу долго не существовать, а новый находился еще в виде неокончательно отделанного проекта. Поэтому лектор был стеснен в выборе материала и стоял перед очень трудной задачей» 42 . Победоносцев нашел удачный вариант лекционного курса: он посвятил его, главным образом, изложению начал «нового» процесса, существовавшего в то время в западноевропейских странах. Старый судебный процесс, который еще действовал тогда в России, он описывал кратко и с объяснением всех его недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В церкви Святого Стефана находится уникальная коллекция произведений искусства, внесенная в список памятников культурного наследия Республики Сербия исключительной важности. Самым значительным из них является Икона «Двунадесятые Праздники» из перламутровой мозаики с позолотой, которая датируется XVII-XVIII вв. и является работой греческих монахов со Святой Горы Афон . Это наиболее хорошо сохранившийся и самый ценный экземпляр такого рода в Косово. Адрес: Velika Hoa, Косово. Подробнее... Церковь святой Анны (Велика-Хоча) [ править править код ] Церковь Святой Анны находится во дворе школы, однако, судя по старинным документам известно, что школа была построена на территории церкви. По народному преданию церковь, существовавшая на этом месте в средние века, была снесена турками и на ее месте построена мечеть. После освобождения от турок в 1912 году сербы восстановили церковь. Согласно записям Петра Костича, профессора Призренской семинарии, нынешнюю церковь отремонтировала вдова Йована Зивгаревича из Великой Хочи на собственные средства около 1920 года. Литургия в этом храме совершается только на престольный праздник - 7 августа. Адрес: Велика-Хоча, Косово. Подробнее... Церковь святой великомученицы Екатерины (Бресье) [ править править код ] В грамоте Грачаницы село Бресье упоминается в 1316 (1321 г.) как Брестие. Первоначальная церковь Святой Екатерины находилась на деревенском кладбище. Это была небольшая деревянная церковь, которая со временем из-за частых разливов реки Приштевка разрушилась, поэтому жители построили одноименную церковь на новом месте - в центре села. В книге «Задужбины Косово» говорится: «Церковь Святой Великомученицы Екатерины вместе с церквями в Скуланево, Краиште и Сушици была разрушена Яшар-пашой Дзиничем из Приштины в XIX веке, чтобы из них строить мосты на Ситнице около Липляна и Враголии. После мировых войн 1918 и 1945 годов церковь Святой Екатерины была восстановлена местными жителями». Современная церковь, судя по надписи над входом в храм, строилась с 1940 по 1962 год на пожертвования православных сербов из Косово. Храм был освящен 10 июня 1962 г. епископом Рашско-Призренским Павлом (будущим Патриархом сербским Павлом).

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(храмы)

Новый собор начат был, по благословению блаженной памяти Мелетия архиепископа, в 1836 г. и окончен в 1840 г. Такому скорому сооружению сего храма много содействовал значительными пожертвованиями Славянский гражданин, 3 гильдии купец, Стефан Кондратьевич Киселёв. Несмотря на рещительное приуготовление гражданами материалов к построению церкви деревянной, по той причине, что деревянное здание считалось не так коштовитым, он убедил строить каменную церковь, обеспечив граждан определением значительного пожертвования на каменную постройку храма, и дал в том от себя законный акт. Благотворителем сим на устроение храма употреблено 30 266 рублей ассигнациями. Иконостасы храма устроены в главном Троицком общими пожертвованиями граждан, в одном приделе купцом Стефаном Киселёвым, в другом приделе – Петром Акимовычем Фисаковым. С упразднением приходской Введенской церкви, вся утварь – ризница и святые иконы, из Введенской поступили в Троицкую церковь. Здесь замечательна икона Божьей Матери Неопалимой Купины. С нею соединено событие, достопамятное для жителей города Славянска. В 1820 и 1821 г.г. город Славянск был жертвою беспрерывных пожаров. Никто из жителей не имел покоя, видя себя, имущество и самую жизнь свою в опасности. К прекращению такого ужасного бедствия, губернское начальство нарядило в город Славянск комиссию. Все способы, какие кто мог придумать, употреблялись к открытию поджигателя; но всё было тщетно. Пожары продолжались, и злодея не находили. В продолжение сего бедственного времени, одна простая старушка, по прозванию Бельницкая, жившая не в далёком расстоянии от приходской Введенской церкви и первая, как говорят, пострадавшая от пожара, видела сон: «Кто-то, привидясь во сне, говорит ей, ежели напишется образ Божьей Матери Неопалимые Купины и совершенно будет молебствие, то пожары тогда прекратятся». Старушка Бельницкая открыла сон свой бывшему тогда Протоиерею Иакову Костичу, и когда образ был написан живописцем, освящён в церкви, и, после Божественной Литургии, отпето было прде ним молебствие, то в тот же самый день, чрез несколько часов, на случившемся пожаре взята была под караул, по возникшему подозрению, малоумная девка Мавра, которая давно уже подавала подозрение, но не была допрашиваема потому, что никто не мог подумать, чтобы она могла посягать на такое дело.

http://sobory.ru/article/?object=49402

Й. опубликовал большое число средневек. серб. лит. памятников, прежде всего апокрифов и житий, по рукописям, хранящимся в собрании Сербии и Черногории, а также Австрии, Афона, Болгарии и Румынии. Из памятников агиографии помимо сочинений патриарха Печского Паисия (Яневаца) и св. Саввы Сербского Й. издал «Похвальное и историческое слово» деспоту Стефану Штиляновичу (Похвално и повесно слово деспоту Стефану ucmopuja. Београд, 1978. Год. 10. Бр. 38. С. 335-377) и Житие прп. Петра Коришского ( Teoдocuje Хиландарац. Жumuje Петра Коришког//Там же. 1980. Год. 12. Бр. 48. С. 635-681). Им был подготовлен к изданию слав. текст сочинений св. серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах; Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999), иером. Доментиана ( Дoмehmujah. Жumuje св. Саве/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001). Ряд публикаций Й. посвятил изданию и исследованию записей писцов и читателей на рукописях и старопечатных книгах XII-XVIII вв. са kojoм су студенички монаси путовали у Pycujy 1758/59 г.//Осам векова Студеница: Зб. радова. Београд, 1986. С. 241-245; Неки heoбjabлehu записи из старе збирке Народне библиотеке Cpбuje//АрхПр. 1996. Бр. 18. С. 219-227; В. као и проучаловац старих српских записа и натписа//АрхПр. 1997. Бр. 19. С. 323-382). Большое место в творчестве Й. занимает популяризация памятников средневек. серб. книжности и культурного наследия в целом. Им опубликованы переводы с церковнославянского на совр. серб. язык собрания сочинений патриарха Паисия ( Najcuje, nampujapx Сабрани списи. Београд 1993), ветхо- и новозаветных апокрифов (Апокрифи старозаветни: Према српским преписима. Београд, 2005; Апокрифи новозаветни. Београд, 2005), «Повести о Варлааме и Иосафе» (Варлаам и Joacaф. Београд, 2005), церковнослав. перевода укр. книжника иером. Самуила (Бакачича) книги о чудесах Пресв. Богородицы критского мон. Агапия Ланд(ос)а ( Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице. Вршац, 2002 2), серб. описаний Св. Земли (Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007). Переводами на совр. сербский язык снабжены и многие подготовленные Й. публикации памятников на церковнославянский язык сербского извода. Й. составлены и опубликованы антология и хрестоматия древнесерб. лит-ры (Стара српска Избор из Noeзuja, похвале, апокрифи. Београд, 1997; Стара српска Xpecmoмamuja. Београд, 2000). В связи с 800-летием монастыря Хиландар (1998) Й. подготовил по архивным материалам издание перевода Д. Костича древнейших Житий св. Симеона Сербского ( Св. Сава, Стефан Првовенчани. Жumuje св. Симеона/Прев.: Д. Kparyjebaц, 1997) и 2 сочинений по истории серб. монашества на Афоне иером. Саввы Хиландарца со своими послесловиями ( Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на С. Калик. Београд, 1997; Он же. Типикарница св. Саве у Kapeju. Торонто, 2000).

http://pravenc.ru/text/1238009.html

После подавления восстания 19 православных священнослужителей были арестованы и интернированы. Несколько клириков заключили в Подгорицкий лагерь, в частности, один из его узников, священник Михаил Йевджевич из Прибоя, нелегально совершал в лагере службы. Кроме того, подавляя восстание, итальянцы расстреляли 7 священников. Митрополит Иоанникий активно заступался за свое духовенство. Осенью 1941 г. он написал губернатору Черногории прошение об освобождении 4 заключенных в албанские концлагеря Клоса и Преза священнослужителей: настоятеля монастыря Падластво игумена Варнаву (Бучана) и священников Павла Радуновича, Душана Костича и Андрия Лаковича. 5 января 1942 г. Владыка послал губернатору еще одно прошение об освобождении в связи с Рождеством заключенных в тюрьмах Черногории и лагерях Албании. Наконец 24 апреля 1942 г. митрополит написал Главному национальному одбору Черногории о том, что в епархии были безвинно интернированы 9 священнослужителей, в том числе 6 в лагеря Албании (священники Новак Йованович, Симо Басекич, Тома Лилич, Павле Врбица, Цвиетко Станишич, диакон Манойло Шошкич) и 3 в лагеря Италии (настоятель монастыря Морач игумен Борис (Кажанегра), священники Никола Мандич и Никола Милошевич). Церковный суд в Цетинье установил, что нет никаких доказательств их вины. 6 октября 1942 г. Владыка просил губернатора об освобождении уже 11 интернированных священников: 8-ми в Албании, 2-х – в Италии и 1-го (протоиерея Филиппа Райковича) – заключенного в военную тюрьму Цетинье. [xii] Довольно часто заступничество митр. Иоанникия имело успех, и арестованных освобождали или смягчали их участь. Так, например, результатом его беседы с губернатором 18 октября 1942 г. в Острожском монастыре стало освобождение 400 человек. Через месяц, 10 ноября, штаб губернатора известил Владыку, что по его ходатайству решено перевести интернированных черногорцев из албанских лагерей в лагеря на территории Черногории, где заключенных могут навещать родственники. Занявший в июле 1943 г. пост губернатора граф Курий Барбазети по просьбе митрополита освободил 900 арестованных и интернированных черногорцев. Однако по мере роста партизанского движения репрессии оккупантов усиливались. 18 августа 1943 г. Владыка Иоанникий с негодованием писал губернатору, что в округе Бийело Полье уже два месяца лишены свободы все священники, кроме одного. 15 декабря 1943 г. (уже после капитуляции Италии и оккупации Черногории немцами) к митрополиту с просьбой спасти 17 заключенных в цетинскую тюрьму невинных заложников из г. Рийеки обратился местный священник Црнойевич. Их собирались расстрелять в случае нападения коммунистов, а оно произошло, поэтому уже была назначена казнь заложников. Владыка, естественно, обратился к властям с прошением о помиловании. 1 марта 1944 г. он просил Народное управление г. Цетинье об освобождении арестованного священника Николы Ражнатовича и т.д.

http://bogoslov.ru/article/1158253

б) Скончалась 1812 года, декабря 20. с) Похоронена 24 числа. 12) Между Соборной и Успенской церквами отдельно стоит памятник над могилою обновителя сей обители, отца игумена Геронтия, устроенный усердием благотворительницы обители, с.-петербургской почетной гражданки Евдокии Терентьевны Лесниковой. Памятник этот состоит из чугунной четырехсторонней пирамиды с главкою и крестом: рельефный фигуры по сторонам, карнизы, глава и крест позлащены. Весь памятник обнесен чугунною же решеткою. Надписи на нем: а) Здесь погребено тело в Бозе почившего здешней пустыни отца игумена Геронтия, скончавшегося 1857 года, июля 6 дня, от роду 57 лет; в монашество поступил в 1828 году; родом из московских граждан, по фамилии Васильев. б) Управлял обителью 20 лет, обновил ее постройкою церкви, трапезы и келий, исходатайствовал от казны для обители землю. В родовой усыпальнице гг. Шепелевых, в склепе, что под приделом св. Николая чудотворца, надписи на чугунных плитах, коими вымощен пол склепа (будущей церкви во имя Воскресения Христова) указывают место погребения следующих лиц из рода гг. Шепелевых: 1) Евдокия Михайловна Шепелева. 2) Иван Дмитриевич Шепелев, скончался 1812 года, августа 20 дна. 3) Елисавета Петровна Шепелева, скончалась 1833 года, сентября 1 дня. 4) Прасковья Александровна Глебова, скончалась 1852 года, марта 14 дня. 5) Николай Иванович Шепелев, скончался 1859 года, декабря 14 дня. 7) Александра Ивановна Шепелева, скончалась 1825 года, октября 15 дня. Малолетние дети: 8) Евдокия, Варвара, Екатерина, Дмитрий, Николай Ивановичи Шепелевы. 9) Андрей Константинович Костич. 10) Анна Дмитриевна Глебова, скончалась 1806 года. 11) Александр Иванович Глебов, скончался 1837 года, февраля 8 дня. 12) Иван Александрович Глебов, скончался 1839 года, февраля 4 дня. 13) Николай Иванович Жуков, скончался 1847 года, июня 23 дня. 14) Девица Параскева Николаевна Жукова, родилась 1825 года, 10 мая, скончалась 1854 года, 1 августа. Читать далее Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни/Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУИЧ [серб. Радослав (17(29).06.1878, Земун, ныне в черте Белграда - 25.05.1955, Хвар, Хорватия), прот., серб. историк. С 1895 по 1899 г. учился в семинарии в Сремски-Карловци. В 1899 г. после женитьбы рукоположен во иерея и направлен в клир храма Св. Троицы в Земуне. С 1904 по 1914 г. преподавал катехизис в семинарии в Бьеловаре. Совмещал служение и преподавание с учебой: в 1908 г. окончил курс права в Вене, в 1911 г.- курс философии в Загребе. В 1919 г. защитил докт. диссертацию. В сент. 1914 г., после начала первой мировой войны, обвинен австр. властями в измене и арестован. В 1915 г. переведен под домашний арест, потом перемещен в Госпич, через 2 года Г. разрешили вернуться в Бьеловар. В 1919 г., по окончании войны, переехал в Белград. Преподавал во 2-й гимназии, затем - в семинарии св. Саввы. В 1920 г. приглашен преподавать историю Сербии на философский фак-т в ун-т г. Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом фак-та. В 1921 г. учредил при ун-те дом для малообеспеченных студентов, основал Скопьевское научное об-во и руководил им до 1937 г. Совместно с М. Костичем был учредителем и редактором «Гласника Скопьевского научного общества» (Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. 1-21). Выпускал «Сборник по истории Южной Сербии и соседних земель» (Зб. за ucmopujy Jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1). В 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви (СПЦ) переехал в Белград, в звании профессора преподавал историю СПЦ на Богословском фак-те Белградского ун-та. По благословению Сербского Патриарха Варнавы (Росича) возглавил процесс формирования и до 1948 г. был директором музея СПЦ (официально открыт 14 июня 1954). Вместе с прот. Лазарем Мирковичем объехал Румынию и Венгрию, регистрируя и по возможности выкупая памятники серб. искусства. В 1939 г. избран членом САНУ, Матицы Сербской, почетным членом Студенческого исторического об-ва в Белграде. Сотрудничал с Сербским географическим об-вом и Югославянским историческим об-вом в Белграде.

http://pravenc.ru/text/168207.html

Для Господа нет ничего невозможного, так что дай-то Боже! – Святой Симеон и святой Савва основали монастырь Хиландар как общежительный, согласно традиции Святой Горы. Во времена турецкого рабства монастырь меняет уклад монашеской жизни: из общежительного превращается в особножительный. В начале 90-х годов XX века монастырь возвращается к прежнему общежительному принципу. Расскажите об этом подробнее. – Все монастыри Святой Горы, благодаря благоприятным обстоятельствам своего основания, придерживались общежительного уклада. Между тем во времена турецкого владычества из-за невозможности жить так, как жили монахи в первые века после основания Святой Горы, по воле обстоятельств монастыри перешли к особножительному укладу жизни. Все монастыри в большей или меньшей степени жили при таком порядке несколько веков. Особножительный уклад означает, что хотя все монахи и живут в монастыре, но живут они независимо друг от друга, каждый имеет собственную трапезу, им даже не обязательно посещать общие богослужения. Такой образ жизни привел к значительному упадку монашеского духа на Святой Горе. Освободившись от турецкого ига, монастыри постепенно начали возвращаться к истинному, исконному образцу монашеского единства. И так один за другим они возвращали общежительный уклад. А так как Хиландар является частью афонского единства, с ним произошло то же самое. Необходимо упомянуть, что и Устав Святой Горы дозволяет монастырям особножительного уклада возвращаться к общежительному, но не дозволяет общежительным монастырям переходить к раздельному укладу. По этому поводу можно вспомнить один документ, который как часть нового архива, к сожалению, сгорел в пожаре (старый архив удалось сохранить полностью) и который мне посчастливилось некогда прочитать самому. Это письмо тогда монаха, а ныне епископа Афанасия (Евтича), который от своего лица убеждал братию вернуть общежительный уклад. – Хотелось бы спросить Вас и о своеобразной издательской инициативе монастыря Хиландар. Ведь недавно Вы учредили новое издание серии книг о забытых сербских православных мыслителях, начиная с Владимира Велмара-Янковича и Владимира Вуича и заканчивая Тадией Костичем. Как Вы пришли к мысли вернуть сербскому народу этих мыслителях, память о которых титовская власть всячески старалась стереть? – Эту издательскую инициативу, с благословения собора братии, осуществляет наш фонд в Белграде. Фонд задуман как представительство Хиландара на родине, и в этом качестве он старается указать и представить истинные ценности сербского культурного наследия, в том числе и такие, недооцененные. Из этой просветительской функции фонда родилась и библиотека «Сербская мысль». Сам монастырь, естественно, отдает предпочтение классической монашеской литературе, в то время как фонд осуществляет другую функцию. Сейчас работа фонда полностью посвящена обновлению Хиландара, прекрасен и плодотворен труд их. Беседовал Бранимир Нешич Перевод с сербского Анастасии Галаниной Другие статьи этого раздела

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010