его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

В Сербии реабилитированы православные священнослужители, осужденные коммунистами 26 января, 2014. Новостная служба Посмертно реабилитированы епископ и 2 священника, осужденные в 70-е годы ХХ века 26 января. ПРАВМИР. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви. Приговоры против священнослужителей были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви, в 1970-е гг. выступавшие с проповедями и критиковавшие коммунистическую власть, сообщает Седмица.ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви. Окружной суд г. Чачак посмертно реабилитировал епископа Жичского Василия (Костича) и священников Тихомира Величковича и Радишу Драшовича и отменил вынесенные против них судебные приговоры. По решению Общинного суда Горнего Милановца (без даты) епископ Жичский Василий (1907 г. р.) был признан виновным и приговорен к заключению на 30 дней. Владыка был осужден за проповедь во время освящения храма после реставрации 3 октября 1971 г. в с. Брези, на площади, где проходила сельская ярмарка, перед почти 2 тысячами собравшихся верующих. Епископ подверг критике югославскую систему школьного образования и воспитания молодежи и предлагал изменить югославский гимн на гимн Королевства Югославии (до 1941 г.) «Боже Правый» (сейчас это гимн Республики Сербия). Отбыл наказание в тюрьме г. Кралево. Священник Тихомир Величкович по решению суда выплатил 500 динаров за призывы к собравшимся на том же мероприятии верующим не забывать свою веру и свое сербское происхождение, что, по мнению судей, являлось подстрекательством к распространению «идей велико-сербства». Священник Радиша Драшович по решению суда выплатил 300 динаров за то, что в своем слове к собравшимся на освящении напомнил, что «только Церковь является духовным спасением сербов». Прошение о реабилитации священнослужителей подало Епархиальное управление Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Рассмотрев дела, суд Чачака пришел к заключению, что приговоры против епископа Василия и священников Тихомира и Радиши были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили и подлежат полной реабилитации.

http://pravmir.ru/v-serbii-reabilitirova...

    Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М., 1898.     Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII СТ.//ТКДА. 1869.     Круглик Дамиан, свящ. Из жизни Сербской Православной Церкви (по журналу «Гласник» за 1967 год)//ЖМП. 1969.     Круглик Д., свящ. Почитание святителя Василия, Острожского чудотворца в Сербской Церкви//ЖМП. 1974.    Сулаковскмй. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903.     Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873.     Кутепов П. Братский визит Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975.     Кутепов П. Взаимоотношения Русской и Сербской Православных Церквей в наше время//ЖМП. 1962.     Кутепов П. Св. Савва-первый Архиепископ Сербский//ЖМП. 1962.     Лебедев А. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.     Леонид, архим. Объяснение к областной карте трех автокефальных славянских Церквей на Балканском полуострове. СПб., 1871.    Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. СПб., 1901. Т. 2.     Макушевич В. Исторические памятники южных славян и соседних им народов. Варшава, 1864.     Малицкий П. История Христианской Церкви. Тула, 1913. Вып. 3.     Маркович Василий. Православное монашество и монастыри в Средневековой Сербии. Сремские Карловцы, 1920.     Маиеевский. История первобытной Христианской Церкви у славян. Перевод с польского языка. Варшава, 1840.     Митрович Ч. О братском союзе русских и сербов. М., 1893. Речь, произнесенная в зале Сербского подворья в Москве, 14.01.1893 г., в память первого Архиепископа и просветителя сербского св. Саввы, студентом IV к. МДА Ч. Н. Митровичем.     Мордвинов Владимир. Православная Церковь в Буковине. СПб., 1874.     Новосал Н. Лазарь, князь Сербский//ЖМП. 1964.     Новый Сербский Патриарх ЖМП. 1958.    Овсяный Н. Сербия и сербы. СПб., 1898.     Пальмов И. Исторический взгляд на начало автокефалии Сербской Церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии. СПб., 1891. Речь на годичном акте СПб. духовной академии. 1891 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Манипулируя Священническим союзом , власти старались, и, к сожалению, иногда успешно, разрушить единение епископов и приходского священства. Пропаганда и идеологическое насилие духовно ослепили несколько послевоенных поколений. Церковь, впервые на протяжении своей вековой истории, оказалась в опасности полного отторжения, почти заключенная в гетто, оттесненная на обочину общественной жизни. Истерзанная в военные годы, притесняемая и ограниченная в своей деятельности после войны, Церковь мученически возрождалась к жизни и готовила новых работников на ниве Божией, на ниве народного духовного просвещения. Падших духовно и отпадших от Церкви было немало, и не только среди паствы, но и среди священства, некоторые из них вольно или невольно стали орудием гонителей и могильщиками человеческих душ. Но Церковь, как когда-то Спаситель на Голгофе, претерпев поношения и предательство, вопреки всему восстала и возрождается, в немощи являя Богом данную силу, и остается закваской новой жизни и единственной опорой в период неустойчивости и колебания душ и умов. Лики новомучеников, гонимых ради правды Божией,– митрополита Черногорско-Приморского Арсения (Брадваревича), епископа Бачского Иринея (Чирича), епископа Банялукского, позже Жичского, Василия (Костича), епископа Хвостанского Варнавы (Настича), отца Иустина (Поповича), иерея Саввы (Банковича), а это имена лишь некоторых из них,– сияют не только нам, но всем последующим поколениям. Так же, как сияют все насильно погашенные свечи, как сияют храмы, оскверненные на земле, но прославленные на небесах, как сияют слезы детей, с которых безбожные «воспитатели» срывали крестики… Тот же затаенный огонь веры горит и светится во многих душах, не преклонивших колен перед ложными богами. Этой верой уже возрождается сербская земля, эта вера неудержимо восстает из глубин народной души. Епископату Сербской Церкви удалось, общими усилиями со священством и верующими, несмотря на все искушения внешние и внутренние, сохранить светильник святого Саввы на алтаре Церкви и народа, чтобы он светил и всем последующим поколениям.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Господь в самую тяжелую минуту, перед лицом смерти, через своего ангела показал ему путь, каким он должен идти, послушание, которое он должен выполнять, и крест, который он будет нести, – по всей Сербии утешать, укреплять и окормлять сербский народ Евангелием Христовым до своего самого последнего вздоха. Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где тогда находился владыка Николай (Велимирович). По запискам (тогда еще) иеромонаха Василия (Костича), который тоже находился в заключении в Войловице, отец Фаддей попал туда «измученный, весь во вшах». Но, чуть оправившись, 13 марта 1943 года он, вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. Своим «крестным ходом» по нацистским тюрьмам иеромонах Фаддей внес свою лепту в соборное мученичество Сербской Церкви в годы Второй мировой войны. После Второй мировой войны, в 1947 году, митрополит Скопский Иосиф, который в то время замещал высланного из Сербии патриарха Гавриила, переводит иеромонаха Фаддея из Белградско-Карловацкой епархии в Браничевскую, в монастырь Горняк. Но в 1949 году иеромонах Фаддей вновь становится клириком Белградско-Карловацкой архиепископии – епископ Виссарион, викарий Его Святейшества, возводит его в сан настоятеля Белградской Кафедральной церкви, чтобы по благословению патриарха Гавриила в тот же год направить его настоятелем монастыря Печская Патриархия. Новый игумен застал Печь в тяжелом состоянии: братские дома были частично разрушены и заброшены, в монастыре находилось больше десяти семей беженцев и партизанский штаб. «Очень я там намучился, – рассказывал старец, – коммунисты задавали много забот и трудностей, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все преодолели». В годы испытаний в Печской Патриархии из-за многих искушений и бед, внутренних и внешних, он снова начал курить (первый раз это случилось, когда еще до войны он оказался в Печи), хотя при слабости нервов никотин очень вредил ему. Позже, после жестокой борьбы, он смог освободиться от порока курения.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь мон-ря во имя Архангелов в Войловице Войлóвица [серб. Bojлobuцa], муж. мон-рь во имя Архангелов в Банатской епархии Сербской Православной Церкви; расположен близ Панчево. Основан ок. 1405 г. бежавшими после тур. завоевания из Юж. Сербии монахами с помощью св. кн. Стефана Лазаревича , но есть также предание, что В. была основана в 1393 г. самим князем. Первое письменное упоминание В. находится в покупной записи 1542 г. в Сборнике Божидара Вуковича, где фигурирует имя игум. мон-ря Парфения и указано, что в обители проживало 36 монахов. В тур. кадастре 1566/67 г. В. упоминается как мон-рь с 3 насельниками, один из них, мон. Косма, переписал Минею на январь. Согласно кадастру 1579 г., в В. проживало 6 монахов и настоятель. 30 авг. 1631 г. мон-рь посетил Патриарх Печский Паисий (Яневац) ( Записи. Т. 3. 5656). В 1716 г. мон-рь был разорен турками. Ок. 1730 г. игум. Мина покрыл церковь новой крышей и построил кельи. В 1738 г., во время австро-тур. войны, церковь сильно пострадала, но вскоре была обновлена. В 1743 г. мон-рь временно был закрыт австр. военными властями. В 1755 г., согласно записи игум. Паисия (Милутиновича), церковь была удлинена на 3 сажени (6,62 м), т. е. была пристроена 1-я припрата. Через 10 лет были увеличены владения мон-ря, в них вошли пашни, выпасы и лесные угодья. Общий размер угодий составил 1153 акра. В 1788 г. турки вновь сожгли В., в 1791 г. церковь была обновлена игум. Никанором (Стояновичем) и расписана в 1797 г. игум. Иоанникием (Милковичем). В 1-й пол. XIX в. пристроили 2-й припрат и соорудили 2-ярусную барочную колокольню. К 1913 г. В. имела 1230 акров земельных угодий, но через год опустела и была разграблена, колокола сброшены. Во время второй мировой войны мон-рь был местом заключения видных церковных деятелей, сюда были интернированы Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) , еп. Жичский Николай (Велимирович) , иером. Василий (Костич , с 1947 епископ Баня-Лукский).

http://pravenc.ru/text/155136.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии реабилитированы православные священнослужители, осужденные в 1970-е гг. 24.01.2014 В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви , в 1970-е гг. выступавшие с проповедями и критиковавшие коммунистическую власть, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви. Окружной суд г. Чачак посмертно реабилитировал епископа Жичского Василия (Костича) и священников Тихомира Величковича и Радишу Драшовича и отменил вынесенные против них судебные приговоры. По решению Общинного суда Горнего Милановца 3760/71 (без даты) епископ Жичский Василий (1907 г. р.) был признан виновным и приговорен к заключению на 30 дней. Владыка был осужден за проповедь во время освящения храма после реставрации 3 октября 1971 г. в с. Брези, на площади, где проходила сельская ярмарка, перед почти 2 тысячами собравшихся верующих. Епископ подверг критике югославскую систему школьного образования и воспитания молодежи и предлагал изменить югославский гимн на гимн Королевства Югославии (до 1941 г.) «Боже Правый» (сейчас это гимн Республики Сербия). Отбыл наказание в тюрьме г. Кралево. Священник Тихомир Величкович по решению суда выплатил 500 динаров за призывы к собравшимся на том же мероприятии верующим не забывать свою веру и свое сербское происхождение, что, по мнению судей, являлось подстрекательством к распространению «идей велико-сербства». Священник Радиша Драшович по решению суда выплатил 300 динаров за то, что в своем слове к собравшимся на освящении напомнил, что «только Церковь является духовным спасением сербов». Прошение о реабилитации священнослужителей подало Епархиальное управление Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Рассмотрев дела, суд Чачака пришел к заключению, что приговоры против епископа Василия и священников Тихомира и Радиши были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили и подлежат полной реабилитации. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.01.2014 17:22:34

http://drevo-info.ru/news/16587.html

Режим пребывания на новом месте был намного суровей. К узникам была приставлена постоянная охрана, окна и двери были постоянно закрыты, запрещалось принимать посетителей и почту. Немцы опасались, как бы четники 2 не организовали операцию по освобождению святителя Николая. Раз в месяц для встречи с заключенными приезжал капитан Майер, отвечавший за религиозные вопросы и контакты с Сербской Патриархией. Немцы открывали церковь и разрешали совершать Божественную литургию только по воскресеньям и праздникам. Присутствовать на богослужении могли только заключенные. Несмотря на строгую изоляцию, известие о нахождении в монастыре владыки Николая быстро разнеслось по округе. Жители окрестных сел неоднократно пытались попасть в обитель на богослужение, но этому препятствовала охрана. В Войловице владыка Николай не оставлял своих трудов. Он взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета, выполненного в свое время Вуком Караджичем. Обеспечив себя наиболее авторитетными переводами Нового Завета на других иностранных языках, он приступил к работе вместе с иеромонахом Василием (Костичем). Этому труду были посвящены почти два года пребывания в Войловице. В итоге обновленная редакция Нового Завета была закончена. Помимо исправления Нового Завета владыка исписывал целые тетради различными поучениями, стихотворениями, песнями, которые он посвящал разным духовным лицам и дорогим его сердцу людям. От тех дней сохранились написанные владыкой Николаем в одной тетради «Молебный канон» и «Молитва Пресвятой Богородице Войловачской», куда впоследствии добавились написанные в Вене «Три молитвы в тени немецких штыков». В сентябре 1944 года, получив очередной отказ от сотрудничества, немцы отправили владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау. В лагере их держали в отдельном здании с усиленной охраной. Несмотря на привилегированное положение – архиереи не голодали, не подвергались физическому насилию, имели возможность заниматься духовным творчеством – атмосфера в лагере была настолько тяжелой, что святитель Николай временами готов был впасть в отчаяние. Впоследствии он говорил духовным чадам: «Всю жизнь, что осталась мне, отдал бы, если только это можно, за один час пребывания в Дахау». с. 89] Таким сильным было его горение в молитве, ощущение близости Божией. В лагере владыка Николай пишет книгу «Сквозь тюремную решетку», в которой призывает христиан к покаянию, размышляет о том, за что Бог попустил людям столь страшные бедствия. В эмиграции

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь . Румынская Церковь//ЖМП. 1970. Из жизни Православных Церквей. Сербская Церковь . Румынская Церковь//ЖМП. 1970. и др. История южных и западных славян. М.: Изд-во Московского университета, 1969. Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода XI -XIII вв. Пг., 1922. И. X. Св. Арсений, Архиепископ Сербский (к 700-летию со дня преставле-ния)//ЖМП. 1966. Казанский С. Жизнь св. Саввы, первого Архиепископа Сербского//" При-бавл. к изд. твор. свв. отцев». М., 1849. Ч. 8. Казем-Бек А. Патриарх Сербский Викентий (Некролог)//ЖМП. 1958. Казем-Бек А. Преемник св. Саввы (к избранию Патриарха Сербского Германа)//ЖМП. 1959. Каптеров Н. Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исайи в 1688 г. с грамотами от прежде бывшего Константинопольского Патриарха Дионисия, Сербского Патриарха Арсения и Валахского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига//" Прибавления к творениям свв. отцев в русском переводе». 1889. Ч. 44. Кашич Душан, проф. протп. Взгляд на прошлое Сербской Церкви. (По поводу 750-летия ее автокефалии)//ЖМП. 1969. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский. М., 1898. Костич Милан. Православная Сербская Церковь в Австрии при Патриархе Арсении III Чарноевиче в 1690 году до конца XVIII СТ.//ТКДА. 1869. Круглик Дамиан, свящ. Из жизни Сербской Православной Церкви (по журналу «Гласник» за 1967 год)//ЖМП. 1969. Круглик Д., свящ. Почитание святителя Василия, Острожского чудотворца в Сербской Церкви//ЖМП. 1974. Сулаковскмй. Начало русской школы у сербов в XVIII в. СПб., 1903. Кустодиев К. Церковь Угорская и Сербов; их взаимоотношения. М., 1873. Кутепов П. Братский визит Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. Кутепов П. Взаимоотношения Русской и Сербской Православных Церквей в наше время//ЖМП. 1962. Кутепов П. Св. Савва-первый Архиепископ Сербский//ЖМП. 1962. Лебедев А. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. СПб., 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Войловице владыка Николай не оставлял своих трудов. Он взялся за редактирование сербского перевода Нового Завета, выполненного в свое время Вуком Караджичем. Обеспечив себя наиболее авторитетными переводами Нового Завета на других иностранных языках, он приступил к работе вместе с иеромонахом Василием (Костичем). Этому труду были посвящены почти два года пребывания в Войловице. В итоге обновленная редакция Нового Завета была закончена. Помимо исправления Нового Завета владыка исписывал целые тетради различными поучениями, стихотворениями, песнями, которые он посвящал разным духовным лицам и дорогим его сердцу людям. По воспоминаниям очевидцев, владыка вырезал из белградских газет некрологи умерших с фотографиями и постоянно молился об упокоении их душ. От тех дней сохранился написанные владыкой Николаем в одной тетради «Молебный канон» и «Молитва Пресвятой Богородице Войловачской», как и написанные позже в Вене «Три молитвы в тени немецких штыков». 14 сентября 1944 года владыку Николая и патриарха Сербского Гавриила отправили из Войловицы в концентрационный лагерь Дахау, где они оставались до конца войны. 8 мая 1945 года они оба были освобождены американскими войсками. После освобождения из концлагеря святитель не вернулся на Родину, где к власти пришли коммунисты. Более того, он был записан новыми властями в ряды народных предателей, его имя на долгие годы стало объектом грязной клеветы. Тем не менее сербский народ со вниманием следил за деятельностью святителя за границей, с любовью внимая его устному и письменному слову. Творения святителя читались и размножались, пересказывались и запоминались надолго. Богатство в Боге – вот что пленяло душу серба во владыке. В своем сердце святитель продолжал всю жизнь творить теплую молитву о своем народе и Родине. Несмотря на ухудшение здоровья, владыка Николай находил силы для миссионерской деятельности и церковной работы, путешествовал по просторам США и Канады, ободряя малодушных, примиряя враждующих и научая истинам евангельской веры и жизни многие ищущие Бога души. Православные и другие христиане Америки высоко ценили его миссионерские труды, так что он по праву причислен к сонму апостолов и миссионеров Нового континента. Святитель Николай и в Америке продолжил свою писательскую и богословскую деятельность как на сербском, так и на английском языках. Он старался, насколько это возможно, помочь сербским монастырям и некоторым знакомым на Родине, посылая скромные посылки и пожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010