Иные же факты униачения - как группового перехода в католичество, так и одиночного - с сербской стороны не исследованы должным образом. А ведь количество сербов, перешедших в католичество не так уж и ничтожно. Отсутствуют исследования социальных, политических и культурных предпосылок смены веры. Следующим упущением сербских исследователей является отсутствие изучения судьбы тех сербов, которые приняли унию - и в дальнейшем превратились в полноценных католиков и хорватов. И именно которые, кстати говоря, преуспели в проявлении ненависти по отношению к православию и к сербам. К этому изъяну недавно добавился новый: систематическая зачистка учебников и учебных пособий от упоминания тех авторов (и их работ), которые исследовали эту проблему (Дучич, Црнянский, Лазо Костич и др.). У профессоров же, которые желали бы ознакомить студентов с этими проблемами или озвучить их в СМИ, возникают проблемы... [iv] Уния в среде православных испытывала и успехи, и поражения. Например, уния среди населения запада Руси: (в Белоруссии и Украине ) переживала поначалу успех, а затем поражение. Некогда население Белорусии в большинстве било униатским (75%), а сейчас нет и 1%. Также, на Украине значительная часть поуниаченных православных вернулось в православие, но существенное количество укоренилось в новой вере (сейчас их от 3 до 5 миллионов). Всего же в мире до 13 миллионов униатов. Однако выявить точное число нелегко, поскольку не учитываются те, для кого греко-католичество было лишь промежуточной станцией перехода в римо-католичество. Уния родила униатские церкви. Римокатолики указывают следующие: Армянская, Болгарская, Эфиопская, Итало-Албанская, Халдейская, Коптская, Малабарская, Маланкарская, Мелкитская, Румынская, Сирийская и Украинская Греко-Католические Церкви. 2. О новой римо-католической программе униачения православных Но все эти унии и их институализация в отдельные церкви осуществлена еще до XIX века. В том смысле вышеупомянутые унии можно определить как «старые». Новую стратегию достижения унии со стороны Ватикана поставил папа Лев XIII, который в энциклике Grande munus от 1880 года преподнес доселе проводившиеся эксперименты на этом поприще в качестве служебной политики, проверенной практикой. С целью повышения эффективности дела «соединения» восточных православных с Римом на рассматриваемом этапе, была произведена реорганизация «Церкви Хорватов» и «Украинской Греко-Католической Церкви», именно которым теперь отводилась центральная роль. [v]

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/04/...

Откуда взялся романский народ на славянской земле - того нам академик Трубачев не объясняет. Но, античные и средневековые источники однозначно указывают на вывод о том, что предками нынешних румын и молдаван были сербы (славяне). Эти источники в своей книге «Карпатские и ликийские сербы» («The Carpatian and Lycian Serbs»), на сербском и английском языках, представил проф. д-р Реля Новакович. Эта книга удостоена премии им. Лазы Костича на Международном салоне книг в Нови-Саде (1997). Не выдвигая новые тезисы об истории сербов, равно как и не стремясь заверить нас в истинности цитируемых сообщений о сербах в Турции, Румынии и Италии до Р.Х, проф. д-р Новакович всего лишь использует исторически засвидетельствованные факты, добавляя к ним географические имена из древних карт. Он только приводит дополнительные материалы к истории сербов, причем начиная со второго тысячелетия до Р.Х. и вплоть до XIV в. от Р.Х. Подобные временные рамки истории сербов (славян) поражают; ведь нас научили, что сербы на исторической арене европейской цивилизации появились лишь в шестом и седьмом вв. первого тысячелетия. Профессор Реля Новакович нас освобождает от любых временных ограничений, путем достоверного анализа расширяя кругозор сербской древности. Он попросту перечисляет факты. А они кишат, и они непререкаемы. Они и незыблемы, так как многие из них высечены на гранитных плитах в Ираке, Малой Азии, на Балканах и в Этрурии (Северной Италии). Наряду с этими каменными надписями неизвестных хронистов, исторические упоминания о сербах (славянах) нам оставили и авторитеты античности и средневековья: Геродот, Страбон, Плиний, Птолемей, Марцеллин, Дион Кассий, Аппиан из Александрии, Иоанн Зонара, византийский царь Багрянородный, т.наз. Баварский географ, и многие другие. Данные источники о сербской древности и поныне не потеряли научной верификации. На них ссылались многие слависты нового времени в западноевропейских странах - в особенности во Франции (Сиприан Робер, Ами Буэ), Павел Йозеф Шафарик, Ян Коллар и Константин Йиречек из Австро-Венгрии, но также и наш современник Колин Ронфру, профессор из Кэмбриджа.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/06/...

Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать сэкономленные деньги нуждающимся Выпускники Гимназии сербского города Пирот решили отказаться от дорогих платьев и костюмов на выпускном вечере, чтобы отдать  сэкономленные деньги нуждающимся, сообщает издание srbija.ru. В ходе акции «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь» школьники и преподаватели собрали 310 000 динаров, вчера эти деньги были переданы трем семьям с тяжело больными детьми. В торжественном зале Гимназии были переданы деньги для 12-летнего Предрага Потича, болеющего детским церебральным параличом,  11-летнего Матеи Лазаревичу, перенесшего семь операций и пятилетнего Чеды Тошича, также больного ДЦП и после недавней операции начавшего ходить. Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь После торжеств в Гимназии, выпускники прошли по центру города в футболках с надписью «Твои пять минут блеска – чья-то целая жизнь» Выпускники рассказывают, что они хотели сделать что-то такое, чтобы их запомнили, а также дать пример следующим поколениям. «Эти деньги, которые я отдал бы за дорогую одежду, которую кто знает, когда бы еще одел, я могу отдать кому-то, кому это действительно необходимо», — рассказывает выпускник Брана Костич.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/dengi-na-vypusknye-pla...

- Как вы собираете материалы для своих наблюдений? - Волей случая, а вообще-то волей Божией, мне довелось в самые тяжелые военные годы быть одним из руководителей нашей сербской общины. Я прекрасно понимал, что наших усилий катастрофически не хватает для хоть какого-то улучшения жизни оставшихся сербов – на стороне албанцев был весь запад со своей мощнейшей военной машиной, ему же потворствовало откровенное непонимание, а то и нежелание понимать нашей трагедии центральных белградских властей. Что я мог противопоставить этому натиску? Только свою боль, внимание, умение складывать слова в предложения. Так я и начал записывать, фиксировать случаи из жизни только нашей округи – свидетельства убийств, похищений православных, уничтожение их жилья и имущества, грабежи и кражи. Главным была и остается надежда: даст Бог, настанет время, когда мои свидетельства и наблюдения потребуются людям, желающим знать правду. Даст Бог, и сегодня эти записи помогут нам уже сейчас строить свое будущее, понять смысл и пользу страданий, увидеть, что они не пропали даром. У меня есть достойные примеры для подражания: сербские и русские дипломаты – консулы в Косово и Метохии Бранислав Нушич, Милан Ракич, Иван Ястребов, Григорий Степанович Щербина, а также писатели Григорий Божович, Петар Костич и другие, которые во время турецкого ига в своих письмах, книгах рассказывали всему миру о неизвестных ему страданиях сербского православного народа, его мученичестве на родной земле от турок и албанцев. - Уверен, что ваша работа имеет целью не только информирование читателя о положении в Косово, есть у вас и другая задача. - Повторю: писатель или документалист из меня небольшой, и в сегодняшнем положении вряд ли мои заметки заставят мир хоть немного попытаться узнать правду о сербах, об их жизни в Косово и Метохии. Но я очень надеюсь, что придет то благословенное время, когда новое поколение сербов, более разумное, благодарное, верующее, найдет в них повод для того чтобы не повторять грехи и ошибки прежних поколений. А нас, их предков, помянуть в своих молитвах. Надеюсь также, что и русские братья, читатели портала Православие.Ru, помолятся о нас грешных и не будут повторять наши ошибки.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/25/...

Кроме о. Раевского отец мой был в добрых отношениях и с остальным Венским причтом того времени, – с о. диаконом Евг. Вас. Соловьевым, поступившим потом священником к вел. княгине Марии Александровне Кобургской, и с псаломщиком Адоратским, умершим потом уже епископом Николаем где-то на юге, – едва ли не викарным в Одессе. – Был еще в Вене одно время вдовый священник В. В. Архангельский, служивший за о. Раевского, – он с какими-то своими личными делами или душевными состояниями много обращался к отцу моему и чтил его. Кроме русского заграничного духовенства, отец мой, частью в Праге, частью в Карлсбаде познакомился с очень многими священниками из славянских стран – сербскими и далматинскими, – многие из них лечились на Карлсбадских водах и ходили там в своих своеобразных черных рясах нараспашку с видневшимися под ними широкими красными кушаками; – впрочем, кушаки эти были, как говорили, знаком отличия, вроде как бы протоиерейства. Из славянских священников помню симпатичного о. иерея Милана Костича, австрийского серба и воспитанника нашей Киевской Академии; – он один из всех хорошо говорил по-русски, и отношения с ним были задушевно дружественными; – он чувствовался своим, родным. – Сербы-священники служивали иногда в Карлсбадской церкви, и радостно было видеть это единство по общности, церковно-славянского языка: была только некоторая своеобразность выговора, да еще запутывались они в поминовении имен нашего Царствующего Дома. —307— Первые два Лета в Праге Первые два лета Пражской жизни (не считая лета приезда), мы провели на даче в получасе езды от Праги, в местечке Ростоках. Дача заграницей вещь редкая; обыватели там довольствуются тем, что чехи называют «вылетами», – короткими поездками в ближайшие окрестности, или просто пешим путешествием в какой-нибудь загородный ресторан под зелень развесистых каштанов. Наша дача была на горе, в единственном почти на всем этом пространстве от Праги, леске, но более версты протяжением. Под горой протекала Молдава. – В этом же местечке внизу, недалеко от станции находилась и дача Браунеров, вся увитая диким виноградом и окруженная садом. – На нашей даче в Ростоках перебывали, кажется, все русские летние посетители Праги; – отец с воскресной обедни из города очень часто приезжал на дачу с гостями. – Во второй год нашей дачи с нами жили и Апраксины. В это лето у родителей моих родился в Ростоках сын. Карлсбад

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во все остальное время до 1867 года не видно никаких особенно важных распоряжений преосв. Макария касательно постановки учебной и нравственно-воспитательной части по семинарии и по мужским духовным училищам Харьковской епархии 1130 . Быть может, это зависело отчасти от того, что в это время пересматривался уже устав средних и низших духовно-учебных заведений, почему он и мог считать преждевременным и неуместным делать со своей стороны какие-либо распоряжения и принимать вообще какие-либо меры по учебно-воспитательной части в духовно-учебных заведениях своей епархии. Но за то с особенным усердием и с особенною энергией он заботился в это время об улучшении материального быта названных сейчас заведений. Еще в первые годы своего управления Харьковской епархией он стал заботиться об увеличении свечного церковного дохода, который служил тогда главным источником для позаимствования средств на улучшение духовно-учебных заведений как всех вообще, так, в частности, и Харьковской епархии. Между прочим, определением своим от 18 августа – 7 сентября 1864 года Св. Синод выразил признательность преосв. Макарию за просвещенную и пастырскую заботливость и старание об увеличении церковно-свечного дохода во вверенной ему епархии; увеличение было обнаружено за 1860 год, т.е, за первый год управления преосв. Макария Харьковской епархией, при чем, – говорилось в синодальном определении, – «свечной сбор составляет главный источник дохода для покрытия постоянно возрастающих расходов на содержание духовно-учебных заведений». На этом синодальном определении преосв. Макарий доложил следующую резолюцию 29 октября 1864 года: «представить справку, кто из о.о. благочинных представил более свечной суммы за означенный год». По получении же этой справки, он 4 ноября того же года распорядился «объявить благодарность за особенную заботливость и содействие к увеличению свечного дохода в 1860 году благочинным – прот. Костичу и священнику А. Иларионову и бывшему благочинному священнику Одринскому, со внесением этого в их послужные списки 1131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

викария, в правилах должно отменить стояние на коленях и назначить сроки для подачи жалоб на решения благочиннических советов» 946 . Так были учреждены в Харьковской епархии благочиннические советы, которые сначала состояли обыкновенно из благочинного, духовника и третьего священника, по указанию судившихся, и решению которых были предоставлены сравнительно маловажные дела по спорам и недоразумениям между членами причтов 947 . Впоследствии преосв. Макарием были сделаны еще некоторые дополнения касательно устройства благочиннических советов. Так, между прочим, в марте 1868 года было разъяснено, что членами благочиннических советов под председательством благочинного, должны быть два священнослужителя, получившие большинство избирательных шаров 948 , и что в члены благочиннических советов могут быть избираемы как священники, так и диаконы 949 . Таковы были важнейшие меры, принятые преосв. Макарием в видах возможно лучшего устройства и упорядочения епархиального управления. Из других распоряжений его, имевших в виду ту же самую цель, отметим следующие. Для того, чтобы усилить благочиннический надзор за епархиальным духовенством, преосв. Макарий с самого же вступления на харьковскую архиерейскую кафедру начал уменьшать объём благочиннических округов. Так, еще 28 августа 1859 года на рапорте благочинного 3-го округа изюмского уезда прот. Петра Власова преосв. Макарий положил следующую резолюцию: «благочиние это слишком велико: разделить его на два и представить кандидатов» 950 . Подобным образом и на рапорте благочинного округа изюмского уезда прот. И. Костича преосв. Макарий сентября 1859 года написал: «благочиние слишком велико; разделить его на два и представить кандидатов» 951 . Впоследствии преосв. Макарий решил установить по всей епархии равномерное и правильное распределение церквей по благочинническим округам. 17 июня 1862 года он, между прочим, дал следующее предложение консистории: «заметив огромную несообразность в распределении церквей валковского уезда по благочинническим округам, из которых к первому принадлежат 18 церквей, ко второму – 9, а к третьему – 11, – предлагаю немедленно составить и представить мне определение об уравнении благочиннических округов этого уезда, обратив особенное внимание в этом разграничении как на количество церквей, имеющих составить тот или другой округ и причтов при них, так и на расстояние церкви от церкви и на другие естественна удобства и препятствия в сообщении между ними, – чтобы церкви, находящиеся, например, за известною рекою или городом, не были причисляемы к благочинному, имеющему жительство по другую сторону этой реки или города (исключая совершенной беспрепятственности в сообщении, или других особенно уважительных причин) и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

находился видный церковный канонист еп. Георгий ( Летич; впосл. епископ Банатский), который в 1907 г. реформировал систему церковных школ в епархии и во всей Карловацкой митрополии. По итогам первой мировой войны (1914-1918) территория Темишварской епархии была разделена между 3 гос-вами - Венгрией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Р. Три общины, оказавшиеся в Венгрии, вошли в состав Будимской епархии СПЦ. Однако примерно равное деление общин между Королевством сербов, хорватов и словенцев (36) и Р. (40) не соответствовало разделению серб. паствы бывш. Темишварской епархии по численности: 80% паствы оказалось на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев и только 10% - на территории Р. Т. о. появились 2 Темишварские епархии СПЦ: одна действовала на территории Р. с сохранением кафедры в г. Тимишоара, а 2-я - в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где кафедрой был определен г. Велика-Кикинда (ныне Кикинда, Сербия). По решению еп. Вршацкого Гавриила (Змеяновича) от 7(20) дек. 1919 г. 14 серб. общин и 3 мон-ря (Базиаш, Златица и разрушенный Кусич), находившиеся на территории Р., из состава Вршацкой епархии были переданы румын. Темишварской епархии. Согласно Уставу СПЦ, принятому в 1931 г., часть Темишварской епархии, находившаяся на территории Королевства Югославия, была объединена с Вршацкой епархией в единую Банатскую епархию с кафедрой в г. Вршац. Еп. Георгий (Летич) после первой мировой войны продолжал управление Темишварской епархией из Велика-Кикинды и потом возглавил Банатскую кафедру. Темишварской епархией, действовавшей на территории Р., после окончания первой мировой войны управляли только администраторы: еп. Бачский Ириней ( Чирич; в 1935-1952; в годы второй мировой войны епархией фактически управлял прот. Слободан Костич), еп. Банатский Виссарион ( Костич; в 1952-1979), еп. Браничевский Хризостом (Войинович; в 1979-1980) и еп. Шумадийский Савва ( Вукович; в 1980-1996). Согласно переписи населения 2002 г., в Р. проживало более 22 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

И не свобода ль им дала Их знаменитые дела? Когда с толпой отважных братий Ты грозно кинешься на бой,- Кто сильный сдержит пред тобой Врагов тьмочисленные рати? Кто сгонит бледность с их лица При виде гневного бойца? Рука свободного сильнее Руки, измученной ярмом,- Так с неба падающий гром Подземных грохотов звучнее, Так песнь победная громчей Глухого скрежета цепей! Не гордый дух завоеваний Зовет булат твой из ножон: За честь, за веру грянет он В твоей опомнившейся длани – И перед челами татар Не промахнется твой удар! На бой, на бой! – И жар баянов С народной славой оживет, И арфа смелых пропоет: " Конец владычеству тиранов: Ужасен хан татарский был, Но русский меч его убил! " И всё-таки Первый " Золотой Витязь " был праздником, мощным духовным прорывом, горячо принятым зрителями. Приехали поддержать нас: Митрополит Питирим, Государственный академический концертный оркестр " Боян " , под руководством выдающегося русского музыканта А.И.Полетаева, Вячеслав Клыков, народные артисты России Татьяна Доронина, Александр Михайлов, Зинаида Кириенко, Аристарх Ливанов, Владимир Заманский, Татьяна Петрова, писатели Владимир Максимов и Владимир Крупин. Мы вручили первые наши Премии " За выдающийся вклад в славянский кинематограф " нашим великим мастерам С.Ф.Бондарчуку, Т.Ф.Макаровой. Н.А.Крючкову, М.Н.Ладыниной. Каждый из них, тяжело переживавший распад страны и кинематографа, осознающий свою ненужность " новому революционному времени " , был глубоко тронут этой наградой, подтверждающей смысл их прожитой жизни. Я увидел, что " первый блин " не оказался комом, понял, что это занятие вполне нам по плечу, а самое главное – " Золотой Витязь " нужен людям, просившим нас не останавливаться на достигнутом. Неисповедимы пути Господни. Осенью 1992 года мне, с первыми лауреатами " Золотого Витязя " довелось сопровождать В.М.Клыкова в блокадную Югославию, на открытие в Нови Саде памятника Преподобному Сергию Радонежскому и проведение Эхо " Золотого Витязя " с показом премированных фильмов. Я договорился с моими сербскими друзьями провести Второй " Золотой Витязь " в будущем году в блокадной Югославии, в городе Нови Саде. Вот имена инициаторов этой идеи с сербской стороны: журналист Владо Мичунович, поэт Зоран Костич, профессор Радмило Мароевич и, конечно же, практический исполнитель нашей затеи – кинодраматург и продюссер Иован Маркович. Сказано – сделано. Начали готовиться. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_65153.html

А кум чуть не обиделся: «Как это мы не знаем, что такое георгиевская лента ?! Вы там, на севере, побольше про сербов читайте, что ли! Россия нам не чужая, так что не беспокойся: все мы знаем!» Драган Николич , председатель сербской общины Косовское Поморавье, говорит о России спокойно и с достоинством. Заодно рассказывает о том, как живут сербы в Косово и Метохии. И тут уже чувствуется тревога. Разговор мы начали все-таки с местных тем, что понятно. А темы невеселые… Драган рассказывает о том, что произошло всего за два дня до моего приезда. Албанцы напали с ножами, средь бела дня. Что-то «гости» в последнее время зачастили с такими лихими визитами Драган Николич – Зоран Костич – один из тех, кто пострадал два дня назад в нашем селе Пасьяне от албанцев. На него напали с ножами. На глазах у семьи, средь бела дня. Ему 41 год, четверо детей, прекрасная жена. В тот же день, в полдень, албанцы напали на Сунчицу Маркович, девушку из нашего села. Ей 16 лет, она заканчивает гимназию. Слава Богу, село у нас дружное, ребята крепкие, удалось отбиться от непрошенных гостей, спасти Сунчицу. А «гости» что-то в последнее время зачастили с такими лихими визитами. Зорана отвезли в больницу, Сунчицу тоже. Шок у обоих сильнейший. Да и мы все переживаем, конечно. До Куманово отсюда километров 30, граница с Македонией практически открыта – сами знаете, что сейчас там творится. Здесь, видимо, шиптары своеобразную практику проходят, «порезвиться» приезжают. – Как сейчас ребята себя чувствуют? Какие-то извинения были? Как вообще отреагировали нынешние косовские власти на произошедшее? – Ко мне только что приезжал посланник из албанского села, откуда «гости» к нам пожаловали, староста тамошний. «Давай, – говорит, – замирим всё это дело. Мы приносим свои извинения, ай-ай-ай, мы больше так не будем, простите глупых юношей, пожалуйста. Давай считать инцидент исчерпанным». Я ему говорю, что таких «исчерпанных инцидентов» слишком много, и в памяти они оседают надолго – одними небрежными извинениями тут не обойдешься. Помолчал, уехал. А власти – что власти? У вас это, кажется, «русской статьей» УК называется, согласно которой во всех конфликтах на межнациональной почве виноваты всегда и исключительно русские, да? У нас – та же история. Мол, мы живем в мультинациональном, мультикультурном и мультиконфессиональном обществе, у террористов нет национальности, ага. В общем, что местные косовские, албанские, что официальные представители сербской власти – все долдонили то же самое. В стиле «Ребята, давайте жить дружно, мультикультурно и мультирелигиозно». Не нравятся нам такие «мультики», ох не нравятся.

http://pravoslavie.ru/79382.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010