Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

В Сербии реабилитированы православные священнослужители, осужденные коммунистами 26 января, 2014. Новостная служба Посмертно реабилитированы епископ и 2 священника, осужденные в 70-е годы ХХ века 26 января. ПРАВМИР. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви. Приговоры против священнослужителей были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили. В Сербии посмертно реабилитированы православные епископ и 2 священника Сербской Православной Церкви, в 1970-е гг. выступавшие с проповедями и критиковавшие коммунистическую власть, сообщает Седмица.ru со ссылкой на официальный сайт Сербской Православной Церкви. Окружной суд г. Чачак посмертно реабилитировал епископа Жичского Василия (Костича) и священников Тихомира Величковича и Радишу Драшовича и отменил вынесенные против них судебные приговоры. По решению Общинного суда Горнего Милановца (без даты) епископ Жичский Василий (1907 г. р.) был признан виновным и приговорен к заключению на 30 дней. Владыка был осужден за проповедь во время освящения храма после реставрации 3 октября 1971 г. в с. Брези, на площади, где проходила сельская ярмарка, перед почти 2 тысячами собравшихся верующих. Епископ подверг критике югославскую систему школьного образования и воспитания молодежи и предлагал изменить югославский гимн на гимн Королевства Югославии (до 1941 г.) «Боже Правый» (сейчас это гимн Республики Сербия). Отбыл наказание в тюрьме г. Кралево. Священник Тихомир Величкович по решению суда выплатил 500 динаров за призывы к собравшимся на том же мероприятии верующим не забывать свою веру и свое сербское происхождение, что, по мнению судей, являлось подстрекательством к распространению «идей велико-сербства». Священник Радиша Драшович по решению суда выплатил 300 динаров за то, что в своем слове к собравшимся на освящении напомнил, что «только Церковь является духовным спасением сербов». Прошение о реабилитации священнослужителей подало Епархиальное управление Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Рассмотрев дела, суд Чачака пришел к заключению, что приговоры против епископа Василия и священников Тихомира и Радиши были вынесены по политическим и идеологическим причинам, уголовных или иных уголовно наказуемых преступлений они не совершили и подлежат полной реабилитации.

http://pravmir.ru/v-serbii-reabilitirova...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Велимирович; 3.06.1912, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 28.03.1989, г. Шабац, там же), еп. Шабацко-Валевский Сербской Православной Церкви. После гибели в 1914 г., во время первой мировой войны, отца И., Душана, его воспитанием занимались мать Пеладия (позже приняла монашество) и дядя свт. Николай (Велимирович) . После школы в 1927 г. поступил в богословскую семинарию в Битоле (Македония), к-рую окончил в 1932 г. В 1936 г. окончил Белградский Богословский факультет и был назначен преподавателем семинарии в Битоле, в к-рой работал до 1941 г. В 1939 г. сдал профессорский экзамен. Во время второй мировой войны, в июле 1941 г., вместе с еп. Николаем находился под нем. арестом в мон-ре Любостиня, а с дек. 1942 г. вместе с патриархом Гавриилом V (Дожичем) и протосинкеллом Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) - в мон-ре Войловица. В сент. 1944 г., когда Патриарх Гавриил и еп. Николай были переведены в концлагерь Дахау, И. был отпущен на свободу, вернулся в Белград и стал преподавать в Белградской семинарии св. Саввы. В 1951 г. стал ректором семинарии св. Саввы. В 1952 г. принял монашество в мон-ре Раковица, в том же году, 26 февр., рукоположен во диакона, а на Вербное воскресенье - во иерея и возведен в сан архимандрита. 13 июля 1960 г. избран епископом Шабацко-Валевским; 7 авг. в соборной церкви в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Регулярно посещал приходы епархии, освятил много новых и обновленных церквей. Приостановил в епархии строительные работы на 1985 и 1986 гг., а выделенные на них средства и 2-летние доходы с продажи в храмах епархии свечей и издательской продукции направил на продолжение строительства храма-памятника во имя свт. Саввы, архиеп. Сербского, на Врачаре в Белграде. В 1978 г. был администратором вдовствующей Зворникско-Тузланской епархии. И. был инициатором подготовки канонизации свт. Николая (Велимировича). В 80-х гг. ХХ в. собрал и упорядочил записи, сделанные святителем во время заключения в концлагере Дахау, после чего они были изданы под названием «Слова к сербскому народу сквозь тюремное окно» ( Hukoлaj еп. Говори српском народу кроз тамнички прозор. Химелстир, 1985) и далее неоднократно переиздавались под разными названиями. Возобновил издание епархиального ж. «Глас Церкви» (Глас Цркве: Часопис за културу и црквени живот. Шабац, 1985-. Бр. 1-), в к-ром впервые были опубликованы мн. сочинения свт. Николая. Вместе с еп. Банатским Амфилохием (Радовичем ; впосл. митрополит Черногорско-Приморский) организовал 18 марта 1987 г. в Шабацко-Валевской епархии торжества в память 31-й годовщины со дня смерти свт. Николая, к-рые стали его неофиц. канонизацией.

http://pravenc.ru/text/469462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь мон-ря во имя Архангелов в Войловице Войлóвица [серб. Bojлobuцa], муж. мон-рь во имя Архангелов в Банатской епархии Сербской Православной Церкви; расположен близ Панчево. Основан ок. 1405 г. бежавшими после тур. завоевания из Юж. Сербии монахами с помощью св. кн. Стефана Лазаревича , но есть также предание, что В. была основана в 1393 г. самим князем. Первое письменное упоминание В. находится в покупной записи 1542 г. в Сборнике Божидара Вуковича, где фигурирует имя игум. мон-ря Парфения и указано, что в обители проживало 36 монахов. В тур. кадастре 1566/67 г. В. упоминается как мон-рь с 3 насельниками, один из них, мон. Косма, переписал Минею на январь. Согласно кадастру 1579 г., в В. проживало 6 монахов и настоятель. 30 авг. 1631 г. мон-рь посетил Патриарх Печский Паисий (Яневац) ( Записи. Т. 3. 5656). В 1716 г. мон-рь был разорен турками. Ок. 1730 г. игум. Мина покрыл церковь новой крышей и построил кельи. В 1738 г., во время австро-тур. войны, церковь сильно пострадала, но вскоре была обновлена. В 1743 г. мон-рь временно был закрыт австр. военными властями. В 1755 г., согласно записи игум. Паисия (Милутиновича), церковь была удлинена на 3 сажени (6,62 м), т. е. была пристроена 1-я припрата. Через 10 лет были увеличены владения мон-ря, в них вошли пашни, выпасы и лесные угодья. Общий размер угодий составил 1153 акра. В 1788 г. турки вновь сожгли В., в 1791 г. церковь была обновлена игум. Никанором (Стояновичем) и расписана в 1797 г. игум. Иоанникием (Милковичем). В 1-й пол. XIX в. пристроили 2-й припрат и соорудили 2-ярусную барочную колокольню. К 1913 г. В. имела 1230 акров земельных угодий, но через год опустела и была разграблена, колокола сброшены. Во время второй мировой войны мон-рь был местом заключения видных церковных деятелей, сюда были интернированы Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) , еп. Жичский Николай (Велимирович) , иером. Василий (Костич , с 1947 епископ Баня-Лукский).

http://pravenc.ru/text/155136.html

Епископ Шумадийский Иоанн (версия для печати)/Православие.Ru Епископ Шумадийский Иоанн Православие.Ru , 25 апреля 2003 г. Епископ Шумадийский Иоанн / Епископ Иоанн (Младенович) родился 11 сентября 1950 года в сербском селе Добрачи по Арильем. Закончил начальную школу в родном селе. С 11 лет подвизался в качестве послушника в близлежащем Свято-Архангельском монастыре. В декабре 1963 года перешел в сербскую лавру – монастырь Студеницу, где остался на целых тридцать лет, пройдя все послушания от монастырского послушника до монаха, а затем и епископа. Его духовное возрастание проходило у мощей великих сербских святых прп. Симеона Мироточивого, прп. Симона монаха – Стефана Первовенчанного, прп. Анастасии Сербской. Учителями духовной мудрости и смирения стали для будущего владыки известные духовники отец Иулиан (Кнежевич) и отец Симеон (Васильевич). С 1967 по 1969 г. посещал первое послевоенное Монашеское училище Сербской Церкви в монастыре Острог, которое успешно закончил. После окончания училища проходил воинскую службу. 24 апреля 1971 года принял монашеский постриг в Студенецкой обители, а на следующий день был рукоположен епископом Жичским Василием (Костичем) в сан иеродиакона. В 1971 году по благословению правящего архиерея, иеродиакон Иоанн поступает в пятилетнюю семинарию Свт. Саввы в Белграде, которую закончил уже в 1974 году с отличными успехами. Во время учебы в семинарии 25 июля 1973 года был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал свое служение в Студенице. С 1976 года учился на Богословском факултете в Белграде. В 1980 году защитил диплом. Одновременно нес послушание наместика-заместителя студенецкого игумена протосингела Симеона (Васильевича). 25 июля 1980 года по распоряжению епископа Жичского Стефана (Боцы) и единогласному желания членов монастырского братства сменил на должности настоятеля Студеницы архимандрита Иулиана Кнежевича. В 1983 году произведен в сингела, а в 1986 году в протосингела. В 1989 году становится архимандритом. Настоятелем монастыря Студеницы был течении 13 лет, вплоть до епископской хиротонии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Костич Тихомир; 27 нояб. 1907, с. Велики-Йовановац близ г. Пирота - 25 апр. 1978, Кралево), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1961-1978). Окончил гимназию в Пироте (1925), семинарию в Сремски-Карловци (1930), богословский фак-т Белградского ун-та (1934), во время обучения на к-ром принял монашеский постриг в мон-ре Йошаница близ г. Светозарево. В студенческие годы был одним из организаторов и активным участником издания ж. В Афинах защитил докт. дис. «Проблема спасения по учению свт. Василия Великого». 11 июля 1934 г. в Сремски-Карловци был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля - во иеромонаха. В 1939 г. был возведен в чин синкелла, в 1941 г.- протосинкелла. Состоял на адм. должностях при Свящ. Синоде, преподавал в монастырском уч-ще в Дечанах и в семинариях в Призрене и Битоле. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Вторая мировая война застала В. в Жиче, откуда он был интернирован вместе с еп. Николаем (Велимировичем) . Нек-рое время находился в заключении в мон-ре Войловица близ Белграда. На первом послевоенном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1947 г. избран епископом Баня-Лукским. Хиротонисан 8 июня 1947 г. На кафедру вступил 19 июля 1949 г. Его труды были направлены на упорядочение церковной жизни разоренной войной Баня-Лукской епархии, восстановление храмов, увеличение числа духовенства. Неоднократно подвергался репрессиям коммунистических властей. 20 авг. 1955 г. был изгнан из епископской резиденции с требованием покинуть город в течение 48 часов. 21 авг. по дороге на вокзал подвергся нападению толпы, избиению и различного рода унижениям. Подал письменное извещение о случившемся Свящ. синоду, после чего находился в Белграде. 20 мая 1961 г. назначен управляющим Жичской епархией с кафедрой в Кралево. Восстановил архиерейский корпус в мон-ре Жича , построил епархиальный центр в Кралево, а также 28 храмов, 31 колокольню и 22 приходских дома.

http://pravenc.ru/text/150715.html

Разделы портала «Азбука веры» 6 Фев 2023 Суд Черногории оправдал митрополита Иоанникия по делу о нарушении антикоронавирусных ограничений В Избранное Митрополит Черногорский и Приморский Иоанникий и восемь священников Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви были оправданы по делу о нарушении антиковидных мер. Такое решение принял суд первой инстанции в городе Никшиче, пишет gorthodox.com со ссылкой на svetigora.com. Адвокат Сава Костич заявил, что это решение суда станет важным прецедентом не только для судебной системы, но и для истории Черногории, потому что никогда не случалось, чтобы митрополит и священники были арестованы своим государством и полицией, а затем преданы суду. Ранее представителям духовенства было предъявлено подозрение в том, что в праздник святого Василия Острожского, 12 мая 2020 года, они нарушили Уголовный кодекс Черногории, когда, действуя «вопреки приказу Министерства здравоохранения о предотвращении распространения опасного инфекционного заболевания, собрались вместе с гражданами на площади Шака Петровича, а затем вне культового здания совершили религиозный обряд − шествие по улицам города». По словам адвоката, власти Черногории официально не вводили в стране режим чрезвычайного положения, а поэтому и нарушение ограничений не может преследоваться как уголовное преступление. Митрополит Иоанникий на заседании суда сказал, что священники не призывали никого нарушать требования властей: люди сами вышли на молитвенное шествие в праздник святого Василия Острошского. Священники сделали единственное, что могли сделать в тот день: пошли навстречу людям и провели праздничный молебен. По словам митрополита, таким образом они помогли предотвратить возможные беспорядки. «Вот так люди вовремя разошлись, все ушли довольные и без последствий,» — пояснил архиерей. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/sud-chernogorii-op...

Судебное заседание по делу епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия состоится 19 июня Никшич, 4 июня 2020 г. Судебное заседание по делу епископа Иоанникия (Мичовича) и восьми священников Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Церкви состоится 19 июня в черногорском городе Никшич. Об этом сообщил представитель защиты адвокат Сава Костич.      Священнослужители обвиняются в нарушении статьи 287 Уголовного кодекса Черногории, касающейся нарушений мер против распространения заразных болезней. В обвинительном акте говорится, что 12 мая в день покровителя города свт. Василия Острожского, они «поступая противно предписаниям Министерства здравоохранения о предотвращении распространения опасной заразной болезни, собрались на площади Шака Петровича вместе с гражданами, а затем провели религиозный обряд вне религиозного объекта – крестный ход по улицам города Никшича». На первом заседании в суде священнослужители предстанут для ответа по предъявленным обвинениям. В случае признания вины в нарушении 287 статьи УК им грозит денежный штраф или заключение сроком до одного года. Владыка Иоанникий стал первым епископом Сербской Церкви, арестованным в XXI веке в Черногории. Напомним, что 12 мая владыка был задержан на трое суток вместе со священниками своей епархии за то, что в Никшиче состоялся крестный ход в честь святителя Василия Острожского, особо почитаемого верующими Сербской Православной Церкви. Арест епископа вызвал волну протестов по всей Черногории: верующие вышли на улицы, чтобы выразить несогласие с произволом властей. Во многих городах прошли демонстрации, не обошлось без инцидентов, когда полиция применила физическую силу и слезоточивый газ. 4 июня 2020 г. Рейтинг: 9.5 Голосов: 211 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 4 июня 2020, 20:22 Истинное лицо светской власти налицо, безбожники. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/131621.html

В 1937 г. вместе с патриархом Сербским Варнавой (Росичем) активно выступал против заключения конкордата между Королевством Югославия и Ватиканом, стал одним из организаторов крестного хода, который в день предполагаемого заключения конкордата направился к зданию Скупщины в Белграде и был разогнан полицией (т. н. Кровавая лития). Возглавил протест против создания Тройственного союза и написал текст воззвания, опубликованного от имени Сербского патриарха Варнавы. Выступал за канонизацию русского царя Николая II (сравнивал жертву царя, вступившего в войну ради защиты православных, с жертвой серб. блгв. кн. Лазаря) и прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). После нападения Германии на Югославию Н. 12 июля 1941 г. был арестован и помещен под домашний арест в мон-ре Любостиня , вскоре переведен в мон-рь Войловица , где прожил более 2 лет. Во время нахождения в Войловице перевел на сербский язык книгу прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (Moj живот у Христу), вместе с еп. Василием (Костичем ; впосл. епископ Жичский) работал над исправлением перевода НЗ, выполненного В. Караджичем В сер. сент. 1944 г. вместе с патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем) был интернирован в концлагерь Дахау. Находясь в концлагере вместе с патриархом Гавриилом, Н. имел возможность совершать богослужения и немного заниматься лит-рой: здесь он написал соч. «Сквозь тюремное окно: Обращения к сербскому народу из лагеря Дахау» (Кроз тамнички прозор: Поруке српском народу из логора Дахау//Изабрана дела. 1996. 7. Део 2). В период пребывания в концлагере сподобился видения Господа: «В Дахау было так: сидишь в каком-нибудь углу и повторяешь про себя: «Господи, я прах и пепел, возьми мою душу». Душа вдруг возносится на небо и видишь Господа лицом к лицу…» ( Зернов М. Нови Златоуст. Београд, 1986). В кон. янв. 1945 г. вместе с патриархом Гавриилом Н. перевезли в Вену и предложили им принять участие в создании коалиционного правительства Югославии, но от этого предложения оба отказались. При приближении к Вене советских войск серб. иерархов неск. раз перевозили из города в город. 8 мая 1945 г. в г. Кицбюэль (совр. Австрия) они были освобождены амер. солдатами 36-й дивизии.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

создал комиссию по их поддержке и реставрации. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 г. еп. Николая (Велимировича) положение Ж. улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала 40 монахов и 20 послушников, среди которых были рус. художники Иван Мельников и Николай Майендорф, расписавшие ц. святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище. В главном соборе мон-ря планировалось устроить 12 алтарей и звонницу с 12 колоколами в честь 12 апостолов. 23 сент. 1940 г. по случаю освящения в составе комплекса 9-го храма во имя св. Иоанна Крестителя в Ж. в течение суток совершалась Божественная литургия - когда в одной церкви заканчивалась служба, в другой начиналась следующая. 10 окт. 1941 г., во время второй мировой войны, Ж. подверглась бомбардировке нем. авиации, к-рая вызвала сильный пожар. Несмотря на условия военного времени, в мон-ре оставались игум. Даниил, отец Рафаил, братья Феодул и Марий и 2 послушника. В 1947 г. Ж. была обращена в жен. мон-рь. В 1950-1951 гг. в Ж. под домашним арестом находился митр. Скопский Иосиф (Цвийович). В 1964-1967 гг. в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 г. была заменена крыша. В 1978 г. в монастыре открылась иконописная мастерская «Св. Лука». К 2008 г. в монастыре проживали настоятельница игум. Елена и 40 насельниц. В монастырском некрополе похоронены мн. выдающиеся серб. церковные деятели (останки некоторых были перенесены сюда с других кладбищ): еп. Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович; † 1873), епископы Жичские Василий (Костич) и Корнелий (Станкович), архим. Севастиан (Дабович) и др. Архитектура Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле т. н. рашской школы, для к-рой характерно сочетание форм визант. и западноевроп. романской архитектуры. Первоначально это было однонефное строение с равным ему по ширине нартексом с запада, полуциркульной апсидой с вимой с востока и 2 т. н. певницами с севера и юга (рукава трансепта). Наос увенчан куполом на широком полуцилиндрическом барабане; как и в Студенице, он имеет дополнительный зап.

http://pravenc.ru/text/182327.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010