Вологодской и Тотемской епархии, названо по поселку при ст. Няндома (ныне город Архангельской обл.) (см. ст. Вологодская и Кирилловская епархия ), существовало в 1929-1931 гг. В состав Н. в. были включены приходы Каргопольского викариатства Олонецкой и Вельского викариатства Вологодской епархий, прекративших существование несколько ранее. Каргопольский еп. Василий (Докторов), викарий Олонецкой епархии в кон. 1927 - нач. 1928 г., был перемещен в Вытегорское викариатство той же епархии, новый викарий не был назначен. 27 дек. 1928 г. вышло определение заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Временного Патриаршего Священного Синода, по к-рому были образованы церковные области, объединявшие по неск. епархий. Границы епархий приводились «в соответствие гражданскому делению территории Союза». 14 янв. 1929 г. в связи с введением нового адм. деления был образован Северный край с центром в г. Архангельске. В его составе с 15 июля 1929 по 23 июля 1930 г. существовал Няндомский окр., включавший Вельский, Верховажский, Коношский, Каргопольский, Няндомский, Приозёрный, Ровдинский, Устьянский и Шенкурский районы. Н. в. учреждалось в условиях массового закрытия храмов под различными предлогами. В марте 1929 г. на ст. Няндома местными властями была закрыта Зосимо-Савватиевская ц., хотя решение ВЦИК по этому вопросу еще не было вынесено. Религ. община в поселке сохранялась до 1938 г. 29 нояб. 1929 г. викарным епископом Няндомским был назначен Тотемский еп. Аполлос (Ржаницын), викарий Вологодской епархии. Скорее всего он не был допущен гражданскими властями к новому месту служения. В 1930-1931 гг. проживал в Вологде в семье сына. Служил в нижнем, Христорождественском приделе храма Рождества Пресв. Богородицы на Богородском кладбище, в то время как верхний храм занимали обновленцы. Фактически архиерей находился на покое. По воспоминаниям прот. А. Резухина, какое-то время «его поминали Тотемским, как викария». Преемник еп. Аполлоса на Тотемской кафедре еп. Гавриил (Абалымов) в 1930 г. по пути к пастве «в г. Вологде не получил разрешения на проезд в Тотьму» и был вынужден вернуться в Москву (Архив СПб епархии. Ф. 1. Оп. 26(1). Д. 1. Л. 230-231). В нояб. 1931 г. еп. Аполлос был назначен управляющим Архангельской и Холмогорской епархией.

http://pravenc.ru/text/2578021.html

Помощники докторов при Академии: Василий Андреевич и Иоанн Филиппович были люди предобрые к студентам. Последний из сих столь искусен был во врачевании болезней, что нередко в г. Киеве приглашаем был к отчаянно больным, как добрый врач, и умел подлинно врачевать болезни самые тяжкие как, например, болезнь от солнечного удара. Профессор нравственного богословия в Киевской Академии в 1850 годах отец архимандрит Даниил (Мусатов) из магистров Х-го курса С.-Петербургской Академии был достойным преемником по классу предшественника своего архиепископа Иоанникия (Горского). Доселе свято сохраняется в сердцах и умах слушателей о. Даниил, как его светлая, безукоризненно честная во священстве, монашестве личность, так и его прекрасные лекции. Всю систему нравственного богословия основал он на тексте из посланий св. ап. Павла: должно хранит таинство веры в чистой совести. В частности незабвенны его лекции о величии веры, как христианской добродетели; о молитве Господней, как сокращении Евангелия; о блаженствах евангельских, как златой цепи добродетелей христианских, влекущей держащихся оной на небо; о возможности покаяния и нравственного исправления для утратившего непорочность, полученную в таинстве св. крещения и возобновляемую в таинстве св. покаяния. Скончался отец архимандрит Даниил в сане ректора семинарии Екатеринославской и погребен на общем городском кладбище. В 1890 году Господь привел пишущего сие слушателя отца Даниила помолиться о упокоении души его со святыми, на его могиле. О, если бы он, драгоценный, и также драгоценный тогдашний спутник мой, теперь уже покойник, отец протоиерей-ректор той же семинарии Екатеринославской отец Михаил Разногорский вознесли на том свете молитву ко Господу за меня грешного! П. Н. Ф. Киев. 1900 г. апреля 18 дня.      (†12 июля 1900 г.) 1 Блаженной памяти Филарет, митрополит Московский пожелал, чтобы началось издание творении святоотеческих переводом творений св. Григория Богослова , дабы оное при жизни его совершилось, и сам перечитывал и поверял переводы. Об этом поведал студентам Киевск. Ак. Платон, Костр. архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Поздравьте от меня Ваших добрейших докторов и протоиереев, а наш о. Феодор 107 очень заинтересован митрой и носится с ней как с писаной торбой. На радостях он завел у себя актера из актеров с феноменальным басом. Прошу молитв святых и желаю доброго здоровья. Согрешу ли, если дерзну приписать Евангельское слово: «живу Аз и вы живи будете». Любящий Митроп. Антоний. Письмо 65. К Н. М. Котляревскому Многоуважаемый и дорогой Николай Михайлович! Ваше доброе декабрьское письмо я получил только вчера: другой раз благоволите посылать прямо на мое имя в Карловцы. Если буду в Белграде, то оттуда мне пришлют без задержки. Все Ваши проекты обращений к Членам Царской Фамилии и др. лицам я подписал, но уже предвижу Ваше разочарование результатами сих просьб. Там совсем не привыкли к таким просьбам, а кроме того будут стесняться жертвовать не помногу – и ничего не пожертвуют, а оставят мои письма без ответа, м. б. не все Высочайшие особы, но большинство. Впрочем конечно помоги Господь, чтобы я ошибся. Пусть батюшка о. Василий простит, что не отвечаю ему особо: окончательно испортился мой почерк от нервности, произшедшей от множества неприятностей; Конечно неизбежных в положении нахлебника в чужом доме. – О том, что Вы желаете, я поговорю с Патриархом, но не сразу, а когда будет удобно. Теперь я в Карловцах но на днях еду в Белград на заседания. Поздравляю Вас взаимно, но уже не с Рождеством Христовым, а с приближающимся праздником Сретения. Дай Бог Вам дождаться окончания задуманного плана. Преданный душевно Митрополит Антоний. 22 янв. 1930. Письмо 66. Иеросхимонаху Феодосию на Афон Всечестный и преподобный Батюшка Отец Феодосий! Внимательно перечитал Ваше большое письмо о Глубоковском и заметку, но, простите, забыл, с каким назначением Вы его послали? Не откажите напомнить: то-ли желательно его отпечатать, то-ли куда переслать? Я его храню у себя впредь до Вашего указания. А за мою забывчивость простите. Сегодня пишу 5-ое письмо, 67 лет мне исполнится 17 марта, было когда ослабеть памяти, разбрасывая себя по неволе на все стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сейчас я выражаю искреннее и глубокое сожаление, что мог допускать такие мысли, если я их сразу же не уничтожил, то лишь потому, что эта рукопись в суматохе куда-то завалялась и я не мог ее обнаружить и уничтожить. Ответ мой о ссылке мне помогла с черновиков переписать Мария Ивановна Гранатова, которая жила при мне и помогала мне в хозяйстве. Копии этих ответов я оставил у себя. Этими ответами приезжающие ко мне духовенство и верующие интересовались, переписывали и увозили. Находясь в ссылке в Моденском монастыре, ко мне приезжали за советами не только с Ленинграда, но приезжали и с других городов СССР. С Ленинграда чаще всего приезжала монахиня Анастасия Куликова 32 . Через нее я получал всю корреспонденцию, как с Ленинграда, так и с других городов. Помню, что таким образом была получена копия письма митр[ополита] Петра, написанного им с высылки одной своей Киевской знакомой. В этом письме митр[ополит] Петр писал о трудностях его пребывания в ссылке и о том, что ему продлен срок ссылки еще на два года 33 . Помимо письменных ответов моих я [с] матушкой Анастасией сообщал и давал те или иные указания и устно. С Ленинграда кроме Анастасии Куликовой приезжали за советами и разрешениями тех или иных вопросов следующие лица: свящ[енник] Алексей Вознесенский – раза 2, Викторин Добронравов 34 – 1 раз, иеромонах Тихон [исправлено вместо: Стефан], Николай Ушаков, Филофей Поляков 35 , епископ Василий 36 , миряне Мария Петровна Березовская 37 – два раза, Наталья Николаевна Андреева 38 – два раза и др[угие], которых не помню. С Натальей Николаевной Андреевой в ее приезды были разговоры о событиях, происходящих вокруг церкви. Разговаривая с Андреевой, я заключил, что Андреева была удручена последним расколом, происшедшим в нашей организации в связи с регистрацией двадцаток 39 , вследствие чего духовенство в лице Викторина Добронравова, Алексея Вознесенского, Николая Ушакова, Николая Васильева 40 и других отошли от епископа Сергия Дружинина и Василия Докторова и прекратили служение в церквах, принявших регистрацию. Наталия Николаевна мне говорила, что она лично принимала усердие к примирению, а тем более еще тогда, когда увидела, что бывшие духовные чады умершего св[ященника] Федора Андреева 41 прекратили посещать храм Воскресения на крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

См. РГИА, ф. 1101. Оп.1. д. 268. л. 22. Приведем полностью это краткое письмо: «Ваше Высокопреосвященство милостивый отец и архипастырь! Объявляю Вашему Высокопреосвященству что заточением сим лишился последняго моего здравия, зимою болезновав смертною болезнию а на весне еще горше. И от весняной болезни обе руки почти не действенны, а на ногах, кроме болезни костей, открылися раны, внутренния же мои болезни и изобразить не могу. Сего ради молю покорно, милостивый Владыко, отпустить мене в Яси в митох наш врачевания ради, негли Господь милосердный молитвами Вашего Высокопреосвященства от докторов получити подаст мне некую пользу. Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга, недостойный схимонах Митрофан. Августа 18 дня 1812. Монастырь Дубравец». Из доклада А.П. Власюка «Образ прп. Паисия по его житиям», прочитанного на конференции 2022 г., посвященной 300-летию рождения прп. Паисия (Величковского), проходившей в Оптиной пустыни (неопубликованный). МайнардиА.Житие и автобиография в литературном наследии старца Паисия Величковского//Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2014. Т.63. С.205–219. Там же, с. 219. Список этого труда сохранился в библиотеке Киево-Софийского Собора 597. РГИА ф. 796. Оп. 88.д. 688. 1807 г. Там же, л. 3. Там же, л. 4. При этом архимандрит Иоанн неоднократно называет Митрофана Святогорцем. Описания имеют хронологический порядок, записи писца в сносках, список сокращений в конце работы. На л. 37 внизу листа запись писца: «Писана монахом Митрофаном 1771 года». На л. 19 об запись: скорописью: «В славу Святыя Единосущныя, Животворящыя и неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа переведена сия святая книга богоноснаго отца нашего Макария с еллиногреческаго языка на славенский блаженным отцем нашим старцем архимандритом Паисием, 1773 года, с которыя с благословением отца моего и я переписав и прилежно наблюдав знаки орфографическия, занеже сие художество мое то есть правописание грамматическое подобает же внимати что точки положены на верху строк, не всуе на таковыми знаками на краях листов свое толкование являют. Молю же всех чтущых святую книгу сию поминати и мене во святих ваших молитвах схимонаха Митрофана грешнаго». На л. 2-14 по нижнему колонтитулу запись: «Сия книга Василия Великаго дана общежителному скиту Пояне Мерулуи на общую ползу отцем Митрофаном схимником».

http://bogoslov.ru/article/6194467

Большой размах приобрело И. в Вятской и Ижевской епархиях, где было сильно влияние Глазовского еп. Виктора (Островидова). К викторианскому движению присоединились епископы Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельнический Иларион (Бельский) , а затем и Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . Викториане были особенно сильны в Вятке, Ижевске, Воткинске, Глазове, Котельниче и окружавших их сельских местностях. Их движение распространилось на Казанскую епархию, отдельные иосифлянские приходы существовали в Уральской обл., Башкирии, Ср. Поволжье. На Европейском Севере И. наиболее заметно проявилось в Великоустюжской епархии, где активно действовал Никольский еп. Николай (Афонин). В Архангельской епархии часть приходов увлек за собой к иосифлянам Каргопольский еп. Василий (Докторов) . Еп. Димитрий (Любимов) окормлял немногочисленные иосифлянские приходы в Новгородской и Псковской епархиях, а также в Витебской и Гомельской епархиях - в Белоруссии. В Москве И. не было особенно влиятельным: митр. Иосифа здесь поминали лишь в 7 храмах. В Московской епархии к иосифлянам перешли отдельные храмы в Коломне, Волоколамске, Клину, Загорске (Сергиев Посад), Звенигороде, но признанным центром И. стал Серпухов. Поставленный епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым) на Серпуховскую кафедру Максим (Жижиленко) окормлял иосифлянские приходы не только в Московской, но и в др. епархиях. Центром И. продолжала оставаться Ленинградская епархия. По уточненным данным, там открыто поддержали еп. Димитрия (Любимова) 67 приходов, в т. ч. 21 в Ленинграде (ок. 20% городских храмов). Иосифлянам принадлежали храмы в Петергофе, в поселках Стрельна и Вырица, Феодоровский собор в Детском Селе, Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. и Староладожский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ри, а также Макариевская пуст. под Любанью. Согласно архивным документам, сторонников И. среди духовенства Ленинградской епархии могло быть до 500 чел. (не более 25% всех священнослужителей епархии). В целом по стране численность иосифлянского духовенства, как белого, так и черного, составила ок. 3,5 тыс. чел., а количество иосифлянских храмов - от 2,4 до 2,7 тыс. (до 11,5% приходов Патриаршей Церкви).

http://pravenc.ru/text/673719.html

Представители власти первоначально, вероятно, обдумывали возможности использовать деятельность сторонников митр. Иосифа в целях дальнейшего ослабления Церкви. Однако вскоре И. стало рассматриваться гос. органами как наиболее опасное для властей религ. течение, представители к-рого должны быть репрессированы в первую очередь. В многочисленных следственных делах сторонники митр. Иосифа (Петровых) представлялись членами нелегальной «Истинно-православной церкви». Этот термин употреблялся митр. Иосифом, но имел др. значение, чем то, которое хотели придать ему следователи ОГПУ. Уже с нач. 1928 г. начались аресты деятелей И. Настоятель Спасо-Преображенской ц. пос. Стрельна прот. Исмаил Рождественский в февр. был арестован и выслан на Урал. В апр. в Глазове был арестован еп. Виктор (Островидов), в мае смертельно ранен при задержании еп. Иерофей (Афонин). В сент. арестовали автора основных программных текстов И. прот. Ф. Андреева (в заключении он тяжело заболел и умер вскоре после освобождения). В марте 1929 г. арестован Михаил Новосёлов, тогда же в Ельце был задержан еп. Алексий (Буй). В нояб. 1929 г. в Ленинграде начались массовые аресты иосифлян: были заключены в тюрьму 44 чел., в т. ч. фактический руководитель движения архиеп. Димитрий (Любимов) и прот. В. Верюжский, настоятель главного иосифлянского собора Воскресения Христова (закрыт 17 нояб. 1930). Одновременно проходили аресты иосифлян в Центр. Черноземье, на Кубани, Сев. Кавказе и Украине. Сменивший архиеп. Димитрия в качестве руководителя движения еп. Сергий (Дружинин) был арестован вместе с еп. Василием (Докторовым) в дек. 1930 г., во время 2-й волны массовых арестов иосифлян. Тогда по одному следственному делу в Ленинграде были арестованы 89 чел. По особому делу проходили иосифляне Кронштадта и Ораниенбаума, среди к-рых было много иоаннитов. Также отдельно было оформлено дело против ленинградских иосифлян-единоверцев. Одновременно прошли новые аресты иосифлян в Москве, на юге России, на Украине, в Белоруссии и др. местах. Руководители И. во главе с митр. Иосифом были привлечены к следствию по делу «Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-православная церковь»» и приговорены в сент. 1931 г. к длительным срокам заключения. Всего за март 1929 - февр. 1931 г. по следственным делам было арестовано свыше 4 тыс. иосифлян, в т. ч. ок. 1,6 тыс. священнослужителей. Последние крупные процессы по делу иосифлян прошли в Ленинграде, Москве и Воронеже в 1932-1933 гг. Одной из самых масштабных репрессивных акций стал арест в ночь на 18 февр. 1932 г. в Ленинграде большинства остававшихся на свободе монахов, а также связанных с монастырями представителей приходского духовенства и мирян, среди к-рых было много сторонников И.,- всего ок. 500 чел. Позднее, в 1937-1938 гг., почти все остававшиеся руководители И., в т. ч. митр. Иосиф (Петровых), епископы Сергий (Дружинин), Алексий (Буй), Нектарий (Трезвинский) и др., находившиеся в лагерях или в ссылках, были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Протестанты появились в России вскоре после введения реформации на Западе. Между вызванными с Запада в последние годы княжения Василия Иоанновича (1524–1533) ремесленниками, торговыми людьми, художниками, врачами и аптекарями встречаются уже последователи лютеровой веры, или, как вообще называли их у нас, «немцы». В царствование Иоанна Грозного мы находим не мало немцев-протестантов не только в Москве, но и в других городах России. Уже в 1575 г., по просьбе герцога Магнуса, жениха царской племянницы, Иоанн Грозный позволил немцам построить в Москве кирку в двух верстах от Кремля. Сын и преемник Иоанна Грозного Феодор Иоаннович имел до 5000 воинов – иностранцев, в числе которых находилось много протестантов. Царь Борис Годунов, по примеру Uoahha IV , ревностно заботясь о распространении в государстве просвещения, неоднократно вызывал из Западной Европы знающих людей, аптекарей и докторов медицины. Благодаря радушному приему, иностранцы протестанты массами стали переселяться в Московское государство. В 1601 г. в «Белом городе» для них построена была лютеранская церковь . Смутное время открыло широкую дорогу всем иноземцам, особенно протестантам. Со времени Михаила Феодоровича переселения иноземцев приняли правильный организованный вид, и число их с каждым годом увеличивалось, тем более, что с этого времени Московское правительство приняло за правило вызывать с Запада иностранцев только протестантского вероисповедания, а «французов и иных, которые папежския веры, не нанимать». При Алексее Михайловиче, когда, по окончании злосчастной тридцатилетней войны, на Западе всюду царили нищета и разорение и множество нищих бродило из края в край, лучшие промышленные и предприимчивые люди стали переселяться в Россию, где они нашли себе второе отечество. С возрастанием числа протестантов, улучшалось их благосостояние и увеличивалось число их церквей. В «Новой иноземной слободе» в Москве, немцы имели уже 4 церкви – одну реформатскую и 3 лютеранские; кроме того, лютеране имели еще Михайловскую церковь , построенную в 1643 году у нынешних Красных ворот. Существовали также лютеранские церкви в Архангельске, Нижнем-Новгороде и на железных заводах близ Тулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Сестра Фавста и о. Василий Магдалинские уже в 1886 г. сетовали: «Не приводит Бог ему, бедному, пользоваться сладкими плодами горькой учебы». 297 Он лечился в Петербурге, специально ездил в Крым, но лечение не помогало. Юмор не покидал Федора Васильевича и в болезни. По его словам, новый 1897 г. он встречал «среди своих законных четырех докторов, в числе которых был, между прочим, и тот, по рецепту которого отправился на тот свет Геннадий Успенский». 298 Он умер в 1903 г., на 14 лет раньше старшего брата. Федор состоял в постоянной переписке с братом. 299 В письмах к Николаю Васильевичу он часто советовался, как лучше издать каталог музея, просил помочь наладить контакты, необходимые для подготовки и проведения в Вильне IX Археологического съезда, отчитывался о том, как он провел лето, на какие раскопки ездил, как лечился и отдыхал на родной Костромской земле, у отца в Костроме и у сестер в Жарках и Подольском. По просьбе Николая Васильевича младший брат выслал ему найденный им способ чернения серебра. Сестры Николая Васильевича – Лидия и Фавста – были замужем за священниками. Лидия состояла в браке со священником Успенской единоверческой церкви с. Жарков о. Яковом Нифонтовым; Фавста – с о. Василием Магдалинским, священником с. Подольского. О. Василий Покровский в 1886 г. оценивал жизнь своих дочерей так: «О родных, как подольских, так и жарковских, можно только то сказать, что не умеют пользоваться Божиими милостями. При всей отличной обстановке домашней и хороших способах к жизни не умеют найти душевного спокойствия, отчего часто или постоянно жены нездоровеют. Для жарковских дети их единственное утешение. Учатся превосходно и в Ярославле, и в Костроме тем более». В 1886 г. в Ярославское училище была принята Мария Яковлевна Нифонтова (в 1896 г. вышла замуж за о. Александра Васильевича Троицкого, который служил в церкви с. Козловка Кинешемского уезда), в том же году Лариса Яковлевна Нифонтова окончила училище и была определена учительницей женского отделения при Жарковском училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре после подписания Ярославской декларации и обращения к Петроградской епархии митрополит Иосиф был удален в ссылку. Это произошло вслед за высылкой архиепископа Угличского Серафима, во второй половине февраля 1928 года. Известно, что митрополит по дороге останавливался в Ленинграде, о чем в Москву от местных чекистов сразу же последовало секретное донесение 29 февраля, в котором сообщалось: «По сведениям нашего осведомителя, митрополит Иосиф проездом в Устюжну заезжал в Ленинград, где убеждал всех крепко стоять за него, ни в коем случае не каяться перед митрополитом Сергием (наоборот, говорил Иосиф, митрополит Сергий должен перед нами каяться). «Пусть я буду сослан, казнен, говорил Иосиф, но не покину тех, кто идет за мной " " 265 . Митрополит был вторично выслан в Николо-Моденский монастырь без указания сроков и причин ссылки и находился там под постоянным надзором без права выезда. Жил владыка в келье со спаленкой, окна которой выходили во двор на храм. С церкви, по свидетельству митрополита, он получал денежное вспомоществование в размере 50–60 рублей в месяц. Владыку Иосифа постоянно навещали в ссылке клирики и миряне, привозя ему продукты, деньги и письма. Посетителей принимать ему было разрешено, но их, как явствуют протоколы допросов, подвергали учету и порой обыскивали. Несмотря на это, чаще всего из Петрограда приезжала монахиня Анастасия Куликова; бывали, по ее словам, и священники Александр Тихомиров, Павел Морозов, Петр Белавский и давний друг владыки, Дмитрий Петрович Варганов. По свидетельству самого митрополита Иосифа, его посетили священники Викторин Добронравов, Николай Ушаков, Алексий Вознесенский, Филофей Поляков, иеромонах Тихон (Зорин), епископ Василий (Докторов), миряне: Мария Березовская, председатель церковного совета храма Воскресения Наталья Николаевна, вдова протоиерея Феодора Андреева, а также, судя по его показаниям на допросе, «и другие, которых не помню». «Ко мне приезжало и духовенство, и верующие, не только те, которые примыкают к нашей организации, но обращалось духовенство и верующие, которые к нашей группе не примыкают, со всеми своими скорбями. Так, помню, ко мне приехал один гражданин, у которого описали все до основания, вплоть до палки, обращался один священник, сергианец, которому предложено было властью оставить город Устюжну» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010