Биография Василия Васильевича очень небогата внешним интересом. Он родился 1 января 1854 года; отец его, дьячок осташковского Троицкого собора, вскоре затем умер, и В. В., единственный сын у матери, был на казенный счет помещен в осташковское духовное училище и затем в тверскую семинарию. Уже здесь он обращал на себя общее внимание учителей и товарищей необыкновенной жаждой знания, исключительной памятью и сильным критическим умом. Здесь он, между прочим, без всякого руководства изучил – и превосходно – древнееврейский язык, что случайно открылось по поводу одной его учебной работы. По окончании курса в семинарии, в августе 1875 года он поступил в ССБ. Духовную Академию и тотчас же занял здесь совершенно исключительное положение: когда он был на третьем курсе, 5 марта 1878 года скончался заслуженный профессор Чельцов, и совет Академии тогда же постановил: не замещать его кафедры до окончания курса студентом Болотовым. Руководителем научных занятий его сделался с этих пор наш известный, высокоуважаемый ученый проф. И. Е. Троицкий , с которым В. В. до конца своих дней был в самой тесной, трогательной, дружбе. Весной 1879 года Болотов кончил курс в Академии, а уже 28 Октября того же года получил степень магистра богословия за сочинение «Учение Оригена о св. Троице». Эта книга, по глубокому проникновению автора в сложный вопрос, по изумительному званию литературы предмета и твердой научно-критической технике была бы редким явлением в любой литературе; с трудом верится, что она окончена человеком, едва покинувшим студенческую скамью. Проф. Троицкий впоследствии официально признал эту диссертацию, по ее научным качествам, за докторскую; в частных же беседах выражался, что за нее можно было дать «трех докторов». С этих пор В. В. приступил, в стенах воспитавшей его Академии, к учено-преподавательской деятельности, которую оставил только со смертью . 24 октября 1885 г. он стал экстраординарным, 19 октября 1890 г. – ординарным профессором; степени доктора удостоен советом 21 мая 1896 г., по докладной записке проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Наши солдаты, идя на поле битвы (мы их напутствовали – из Харькова за эти два года в числе более 150 000), думали не о том, как они будут убивать, но о том, как они будут умирать. В их глазах воин представляется не самодовольным победителем, а самоотверженным подвижником, полагающим душу свою за Веру, Царя и Отечество. Да разве можно участвовать в рукопашном бою, не проникаясь зверскою злобою? – Конечно, трудно никогда не подвергнуться злому чувству в такое время, но подобное чувство почти неизбежно и в других, безспорно благородных, и даже святых родах службы и деятельности. Спросите лазаретных докторов и сиделок, фельдшеров и служителей дома умалишенных, далее, школьных учителей и учительниц, надзирателей и воспитателей за мальчиками, наконец родителей; воспитывающих своих собственных детей: могли ли они, хотябы на одну неделю, а то даже и на один день, обойтись без раздражения, а, в некоторых случаях без толчков, ударов и даже порки своих клиентов? Часто это раздражение бывает тем сильнее, чем горячее их любовь к детям или больным. – Правда, на войне гнев бывает у большинства более сильный, чем в приведенных примерах, но в русском сердце он потухает сейчас же по прекращении рукопашной битвы и заменяется чувством жалости и делами милосердия. При всем том ни Церковь , ни русские войны не считают самого чувства такого гнева справедливым; на этом основано каноническое правило Василия Великаго , утвержденное Вселенскими соборами. «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин» (Правило 13). Чувствую, что толстовцы злорадно рукоплещут, прочитав это правило и будут корить солдат: «Вы три года не имеете права причащаться; – но не злорадствуйте, друзья, правило это соблюдалось в то время высокого благочестия, когда причащения лишались за такие грехи, которых вы и грехом не считаете: за единократное нарушение поста на два года, за грех блуда на 7 лет, за прелюбодеяние на 15 лет, за вытравление плода на 10 лет, за сокрытие своей веры во Христа под страхом пытки на 20 лет, а под страхом насмешек на всю жизнь до смертного часа (кто из современной интеллигенции не виновен в последнем грехе?).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Михаил Нестеров, автопортрет Воспоминания современников так и не смогли передать о Михаиле Васильевиче Нестерове то, что неуловимее слов, – его тоску по Святой Руси… Вымоленное Чудо Из двенадцати детей, родившихся в благочестивой купеческой семье Нестеровых, в живых остались только двое – Александра и Михаил, да и то жизнь мальчика еле-еле «теплилась в лампадке»: до двухлетнего возраста он был очень слабеньким и болезненным. Лучшие врачи Уфы не могли вылечить ребенка, говорили, что он «не жилец», а мать плакала и молилась… Когда Михаил Васильевич Нестеров станет известным художником, то часто будет повторять историю своего «воскрешения». По семейной легенде, он выжил благодаря заступничеству почитаемого в семье святого – Тихона Задонского. «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила – молилась, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал». Мать вымолила у Бога это Чудо! В поиске «жизненной ниши» До 12 лет Михаил, окруженный сердечной заботой родных, жил в Уфе. Учеба в Уфимской мужской гимназии и Московском реальном училище всем показала, что непримиримая его вражда с математикой никогда не даст осуществиться мечте отца, желавшего видеть сына коммерсантом. Творческая природа парня явно тяготела к живописи, а изучение «нудных» предметов, вызывавших откровенную скуку, сподвигло его стать заводилой во всех проказах и «бунтарских выходках». Нестерову дали даже прозвище – «Пугачев». Василий Иванович Нестеров решил, что не стоит зарывать в землю талант сына и тратить дорогое время на «душные занятия». Московское училище живописи, ваяния и зодчества стало логическим завершением в поиске «жизненной ниши». В книге мемуаров «Давние дни» Михаил Васильевич напишет о своем отце так:

http://pravoslavie.ru/156739.html

Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви. Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты. Духовная составляющая «Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий ). Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства. Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу. Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,- артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору — натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.

http://azbyka.ru/post-pred-prazdnikom-ro...

Большой размах приобрело иосифлянство в Вятской и Ижевской епархиях, где было сильно влияние Глазовского еп. Виктора (Островидова) . К викторианскому движению присоединились епископы Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельнический Иларион (Бельский) , а затем и Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . Викториане были особенно сильны в Вятке , Ижевске , Воткинске , Глазове , Котельниче и окружавших их сельских местностях. Их движение распространилось на Казанскую епархию , отдельные иосифлянские приходы существовали в Уральской обл., Башкирии, Среднем Поволжье. На Европейском Севере иосифлянство наиболее заметно проявилось в Великоустюжской епархии , где активно действовал Никольский еп. Николай (Афонин) . В Архангельской епархии часть приходов увлек за собой к иосифлянам Каргопольский еп. Василий (Докторов) . Еп. Димитрий (Любимов) окормлял немногочисленные иосифлянские приходы в Новгородской и Псковской епархиях, а также в Витебской и Гомельской епархиях - в Белоруссии. В Москве иосифлянство не было особенно влиятельным: митр. Иосифа здесь поминали лишь в 7 храмах. В Московской епархии к иосифлянам перешли отдельные храмы в Коломне , Волоколамске , Клину , Загорске (Сергиев Посад), Звенигороде , но признанным центром иосифлянства стал Серпухов . Поставленный епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым) на Серпуховскую кафедру Максим (Жижиленко) окормлял иосифлянские приходы не только в Московской , но и в других епархиях. Центром иосифлянства продолжала оставаться Ленинградская епархия . По уточненным данным, там открыто поддержали еп. Димитрия (Любимова) 67 приходов, в т. ч. 21 в Ленинграде (ок. 20% городских храмов). Иосифлянам принадлежали храмы в Петергофе , в поселках Стрельна и Вырица , Феодоровский собор в Детском Селе , Зеленецкий Троицкий и Староладожский Успенский монастыри, а также Макариевская пустынь под Любанью. Согласно архивным документам, сторонников иосифлянства среди духовенства Ленинградской епархии могло быть до 500 чел. (не более 25% всех священнослужителей епархии). В целом по стране численность иосифлянского духовенства, как белого, так и черного, составила ок. 3,5 тыс. чел., а количество иосифлянских храмов - от 2,4 до 2,7 тыс. (до 11,5% приходов Патриаршей Церкви).

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

Особенно ярко владыка Иосиф высказал свою церковную позицию в февральском 1928 г . письме к известному ленинградскому архимандриту Льву (Егорову), в прошлом — одному из ближайших помощников священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, а затем убежденному стороннику митрополита Сергия: «Не мы уходим в раскол, не подчиняясь митрополиту Сергию, а вы, ему послушные, идете за ним в пропасть церковного осуждения». Митрополит Иосиф, взяв на себя руководство епархией, пытался объединить ярославскую группу с ленинградскими иосифлянами, но митрополит Агафангел решил управлять самостоятельно, без какого бы то ни было слияния с другими оппозициями, а уже в мае 1928 г . частично примирился с митрополитом Сергием. Пик влияния иосифлян пришелся на первую половину 1928 г ., тем не менее далеко не все «непоминающие» открыто присоединились к ним. За акт официального отделения от митрополита Сергия власти из Ростова, где владыка Иосиф проживал с сентября 1927 г ., заменяя поначалу отсутствующего архиерея, 29 февраля 1928 г . его выслали обратно в Николо-Моденский монастырь. Это существенно осложнило руководство набиравшим силу иосифлянским движением. 27 марта Временный Патриарший Священный Синод уволил с кафедр и запретил в священнослужении митрополита Иосифа и единомысленных с ним епископов. Но, по словам митрополита Иоанна (Снычева), «все указанные архиереи… решительно пренебрегли запрещением и продолжали служить и управлять епархиями». В середине апреля митрополит Иосиф письмом просил Е. А. Тучкова снять с него обвинения и допустить в Ленинград. Это была его последняя апелляция к властям. Епископ Димитрий (Любимов), ставший после ссылки митрополита Иосифа в феврале 1928 г . практическим руководителем движения, был признан в этом качестве многими противниками митрополита Сергия. Весной 1928 г . он окормлял иосифлянские приходы на Северо-Западе России и поддерживал связь с общинами на Украине, Кубани, в Ставрополье, Московской, Тверской, Вятской, Витебской и других епархиях. А в январе 1929 г . владыка Иосиф возвел своего викария в сан архиепископа. К лету 1928 г . иосифляне распространили свое влияние на Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Вологодскую, Витебскую епархии. В Великоустюжской епархии часть приходов увлек за собой епископ Никольский Иерофей (Афоник), в Архангельской — епископ Каргопольский Василий (Докторов). Эти владыки установили связь с ленинградскими иосифлянами.

http://pravoslavie.ru/5334.html

— Общецерковная аспирантура — это высшее учебное заведение, которое было создано по инициативе Патриарха Кирилла на первом же заседании Священного Синода после того, как он стал Патриархом. И тогда же возглавлять это учебное заведение было поручено мне. Наша задача заключается в том, чтобы давать богословское образование тем, кто уже получил высшее образование — то, что у нас называется аспирантурой. Также впервые в истории Русской Православной Церкви мы создали докторантуру. То есть имеются в виду не просто докторская степень как почетное звание, а реальные занятия по подготовке диссертаций, которые проходят через очень сложный процесс защиты. Не менее семнадцати докторов наук заседают в Диссертационном совете, и человек, который подал на соискание ученой степени, должен защитить свою диссертацию. Это очень большая работа, которая направлена, прежде всего, на повышение научного уровня наших будущих священнослужителей и не только. У нас учатся не только священнослужители и те, кто в будущем примет священный сан, — в ОЦАД учатся, получают научные степени и девушки. Причем впервые в истории России научные степени по теологии сейчас признаются государством. Беседовал протоиерей Живко Панев Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/5904260.ht...

Многочисленны случаи чудесной помощи блаженной Ксении скорбящим, молящим и попадающим в разного рода трудные жизненные обстоятельства. После смерти блаженной и до настоящего времени по молитвам к ней Господь изливает изобильным потоком чудесную помощь обращающимся к этой святой. Вот санкт-петербургская девочка, приговоренная врачами к тяжелой операции и находящаяся на грани смерти, чудесно и неожиданно для докторов и родителей, по усердным молитвам к блаженной, сразу полностью поправляется. А ленинградец, полковник Владимир Иванович Никольский, из-за болезни ног едва доползающий с трудом до могилы блаженной Ксении, обратно несколько километров почти бежит, полностью исцеленный по молитвам к святой. А сколько прибегало и прибегает к блаженной Ксении со страшной зубной болью, которая моментально прекращается! Рождение детей у бездетных родителей, полное и моментальное выздоровление от туберкулеза, обнаружение без вести пропавшего человека, помощь в судебных делах и еще многую и многую помощь оказывает Господь почитающим эту святую по их молитвам. Господь прославил великую святую, и не только я, но и многие из вас (не сомневаюсь в этом) испытали великую чудодейственную помощь блаженной Ксении. Явные и многочисленные чудеса, совершающиеся по молитвам к ней, свидетельствуют, что Господь причислил ее в Небесных Обителях к лику святых, а потому и Церковь наша канонизировала святую блаженную Ксению. Родные мои, поверьте, что ваши молитвы к ней немедленно будут услышаны, и ее предстательство у престола Божия поможет вам преодолеть скорби, болезни и печали, легко пройти земное поприще и достигнуть спасения. Молитесь блаженной Ксении! Призываю вам на это Божие благословение и Покров Царицы Небесной! Аминь. Сретение Господне Сретение Господне — это самый древний православный праздник. Совершать его христиане стали сразу после Вознесения Спасителя. Он установлен в честь принесения Богородицей Богомла- денца Иисуса в храм Господень в сороковой день после Его рождения. По еврейскому закону все мальчики-первенцы посвящались на служение Богу и в знак этого приносились в сороковой день в храм, где за них совершалось жертвоприношение в виде непорочного агнца (молодого барашка) или, для бедных, — двух голубиных птенцов ( Лк.2:22-25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Мать и дочь стали подле него с образами. Но ворвался народ; царя стащили с престола. Мать униженно плакала и просила не предавать смерти ее детей. Годуновых отвезли на водовозных клячах в прежний Борисов дом и приставили к ним стражу. Тогда схватили и посадили в тюрьму всех родственников и сторонников Годуновых, опустошили их дома, ограбили также немецких докторов и перепились до бесчувствия, так что многие тут же лишились жизни. От Москвы поехали к Димитрию выбранные люди: князь Иван Михайлович Воротынский и Андрей Телятевский с повинной грамотой, в которой приглашали законного царя на престол. Грамота была написана от лица всех сословий, а впереди всех поставлено было имя патриарха Иова. Невозможно решить: в какой степени участвовал в этом Иов; но по свержении Годуновых патриарх не удалялся и священнодействовал. 10 июня приехали в Москву князь Василий Голицын и князь Рубец-Масальский с приказанием устранить Годуновых и свести с престола патриарха Иова. Патриарха на простой тележке отвезли в Старицкий Богородицкий монастырь. Всех свойственников Годуновых отправили в ссылку по разным городам. Говорят, что таким образом сослано было тогда 24 семейства. Наконец, Голицын и Рубец-Масальский поручили дворянам: Михайле Молчанову и Шеферединову, разделаться с семейством Бориса. Посланные взяли с собой троих дюжих стрельцов, вошли в дом и развели Годуновых по разным комнатам. Вдову Бориса удавили веревкой. Молодой Годунов, сильный от природы, стал было защищаться, но его ударили дубиной, а потом удавили. Царевна Ксения лишилась чувств и оставлена была живою на безотрадную жизнь. Голицын и Масальский объявили народу, что Борисова вдова и сын отравили себя ядом. Тела их были выставлены напоказ. В заключение вынули из Архангельского собора гроб Бориса и зарыли в убогом монастыре Варсонофьевском (между Сретенкой и Рождественкой). Там же похоронили рядом с ним жену и сына без всяких обрядов, как самоубийц. Мы не знаем, действительно ли названый Димитрий приказал совершить это убийство, или же бояре без его приказания постарались услужить новому царю и сказали ему, что Годуновы сами лишили себя жизни, а он, хотя и понимал, как все сделалось, но показывал вид, что верит их рассказам о самоубийстве Годуновых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435618/

Мы уже знаем, как трепетал Борис за своё здоровье и здоровье своего семейства. Он думал, что враги постоянно умышляют против его жизни и здоровья, и потому особенно дорожил медиками и хотел окружить себя искусными людьми, которые могли бы противодействовать вражьим замыслам. У него было шесть иностранных медиков, которым он давал богатое содержание и подарки, почитал их как больших князей или бояр и даже позволил им построить себе большую протестантскую церковь . Однажды печатник Василий Щелкалов разговорился с приехавшим из Англии доктором Вильсом по вопросам его специальности. – Сказываешься ты доктор, – спрашивал Щелкалов, – а грамота у тебя Елисавет королевнина докторская, и книги докторские и лечебные, и зелье с тобою есть ли? И как немочи знаешь? И почему у человека какую немочь познаёшь? Доктор отвечал: – Которые книги были со мною повезены из английской земли для докторства, и я те книги все оставил в Любеке для проезда, и сказывался в дороге торговым человеком для того, чтоб меня пропустили, а зелья не взял для проезду же, потому что нас, докторов, в Москву нигде не пропускают. – Почему же тебе у человека без книг какую немочь можно познать: по водам ли или по жилам? – спросил Щелкалов. – Немочь в человеке всякую можно и без книг разумом знать по водам, – ответил доктор, – а если будет в человеке тяжкая болезнь, то её и по жилам можно познать; лечебная книга со мною есть, а старая книга у меня в голове. Вместе с тем царь Борис желал в самой Москве завести школы, в которых бы иностранцы учили русских людей иностранным языкам. Однако это намерение возбудило неудовольствие. Духовенство воспротивилось и говорило, что обширная русская страна едина по вере, нравам и языку; будет много языков, встанет смута в земле. Царь внял этому голосу, но не с тем, чтобы совершенно отказаться от намерения насадить заграничное просвещение в Московском государстве, и потому он придумал иное средство: он выбрал несколько молодых людей и отправил их учиться в Любек, в Англию, Францию и Австрию. Ганзейские послы, бывшие в Москве в 1603 году, взяли с собой в Любек пять мальчиков, которых они обязались выучить по-латыни, по-немецки и другим языкам, причём беречь накрепко, чтоб они не оставили своей веры и своих обычаев. С английским послом Джоном Мерином отправлены были в Лондон четверо молодых людей „для науки разных языков и грамотам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010