Русским образцом этого жанра может служить «Пчела», сохранившая и один «индийский эпизод» (см. гл. 7). 78 «Подобно тому как художники готовят сначала некоторыми способами то, что должно воспринять цвет, а затем уже наносят краску, пурпурную или еще какую-нибудь, так и мы, если хотим, чтобы о нас осталась добрая слава, изучим сначала этих светских писателей, связанных с внешним миром, а потом уже будем внимать священным и тайным урокам; как бы создав себе привычку смотреть на солнце в воде, мы будем затем воспринимать зрением и настоящий его свет» (цит. по [Памятники византийской литературы, 1968, с. 55]). 80 Мы не можем согласиться с таким в других вопросах авторитетным исследователем истории христианства в Индии, как Л. Браун, который, понимая историю несторианства несколько формально, полагает, что говорить о «вовлечении малабарской церкви в несторианство» можно лишь с рубежа VI– VII вв., когда произошел окончательный разрыв несториан с кафолической церковью [Браун, 1956, с. 70]. С указанного им периода начинается процесс уже широкой несторианизации Южной Индии. 81 Хотя вопрос об историчности предания о проповеди апостола Фомы в Индии уже довольно давно является предметом дискуссий, последние отражают преимущественно те сложности, которые вызваны наложением беллетристических элементов апокрифических «Деяний Фомы» на вполне реальные события. В пользу историчности североиндийской миссии свидетельствует ее устойчивая ассоциация в текстах с правлением самого известного из индо-парфянских царей, Говдофара – современника апостола, и однозначное соотнесение его миссии с Парфией (Евсевий. История церкви III 1.1), а в пользу южноиндийской – параллелизм данных малабарской и эдесской традиций. Другая традиция соотносит индийскую миссию с проповедью апостола Варфоломея, с которой была связана поездка туда известного александрийского катехизатора II в. Пантена (ср. Иероним, письмо 83). 82 Важными документами, свидетельствующими об этом периоде, служат сообщения о присутствии на Никейском соборе Иоанна, «епископа Персии и Великой Индии» (325), а также «Истории церкви» Филосторгия (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 Фрагмент от слов «Доблий же убо Варфоломей обычнаа възаконениа на оше–ствие родителем сътворь» и до слов «и ошед мирьскых печалей, и оставль дом отца своего» (Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 82) определил как заимствование из Жития Федора Эдесского В. Яблонский, но ошибочно посчитал это чтение первичным (Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. С. 277—279). Между тем отмеченный текст является вставкой во Второй Пахомиевской редакции и отсутствует во всех других редакциях. 16 Похвала Сергию от слов «Сицевая отца течениа, сицеваа дарованиа» и до слов «и многы монастыря обьще житье проходящим добродетелное и чюдное воз–движе» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об. — 108) заимствована из Жития Афанасия Афонского (ср.: Троиц. 749. Л. 405 об. — 406; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 263—263 об.). 17 Текст ее публикуется в 4 части настоящей книги. 18 Рассказ об устроении Сергием обители: «начят съзидати блъшую обитель чет–верообразно, в лепоту зело, посреди же церковь блъшую красну, отвсюду видиму, трапезу же и келии и вся, еже подобает на потребу» (РНБ, F. I. 306. Л. 81 об.) — на самом деле почти дословно заимствован из Жития Афанасия Афонского (Троиц. 749. Л. 358; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 191 об.). Вставной характер фрагмента следует из того, что в нем описывается устройство общежительного монастыря, а попал он в рассказ, повествующий о периоде особножительства Троицкой братии. Описание возвращения Сергия с Киржача в Троицкий монастырь (РНБ, F. I. 306. Л. 92—92 об.) основано на соответствующем тексте из Жития Афанасия Афонского (ГИМ, Единоверч. 62. Л. 210). В рассказе о Куликовском сражении определение Диитрия Ивановича как «победоносного», выражение «победу светлую взем на сверепыя варвары» (РНБ, F. I. 306. Л. 98—98 об.) — заимствованы из Жития Афанасия Афонского (ГИМ, Единоверч. 62. Л. 183 об., 196 об.) В рассказе о преставлении Сергия добавлена фраза: «Тогда лице святого свет–ляшеся яко снег» (РНБ, F. I. 306. Л. 107 об.) — она также выписана из Жития афонского подвижника (Троиц. 749. Л. 408 об.; ГИМ, Единоверч. 62. Л. 267 об.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

В. Гидулянова о том, что данные правила изданы Собором в связи с рассмотренными делами Афанасия Перрского, Фотия Тирского и Евстафия Беритского, а также Ивы Эдесского. В соборных актах отсутствуют ясные указания и даже намеки на взаимосвязь с упомянутыми канонами того или иного разбирательства. Независимо от хронологического фактора – произошло ли принятие соборных канонов на 7-м заседании, как утверждает архиепископ Петр (Л’Юилье), или же их промульгацию следует разместить после 15-го акта, как предлагает современный исследователь Хайнц Ооме, (причем оба автора приводят серьезные аргументы в пользу своей точки зрения) – попытка увязать текст 9 и 17 соборных правил с делами Афанасия, Фотия или Ивы является сугубо спекулятивной и исходит из двух допущений, которые сами нуждаются в обосновании: а) что все эти дела – прецеденты признанного Собором легитимным судебного вмешательства Константинопольской кафедры в юрисдикцию других патриархов и б) что в 9-м и 17-м правилах узаконивается статус Константинополя в качестве высшей апелляционной инстанции для всей Церкви.   IV. 9 И 17 ПРАВИЛА IV ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА   IV.A. Текст правил и позиция патриарха Варфоломея. Все перечисленные прецеденты являются своеобразной «прелюдией» к тому, что Константинопольский патриархат считает главным «основанием» своих мнимых «прав» на высшую судебную власть над всей полнотой Православия – 9 и 17 правилами Халкидонского Собора. Прежде всего, приведем их текст. 9 правило: «Если который клирик с клириком же имеет судное дело: да не оставляет своего епископа и да не перебегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего епископа или, по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит: да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик со своим или со иным епископом имеет судное дело: да судится в областном (епархиальном) Соборе. Если же на митрополита области (епархии) епископ или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к экзарху великой области (диоцеза), или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится».

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Евтихиане и после того, как осуждены были вселенским, халкидонским Собором, не переставали волновать Церковь Христову. Они убили Протерия, православного архиепископа александрийского, заступившего место нисверженного Диоскора, и на кафедру александрийскую возвели своего единомышленника Тимофея Элюра. Спустя 30 лет после халкидонского Собора, император Зенон издал так называемую формулу соединения – енотик, в которой подтверждались догматы четырех вселенских Соборов; но о двух естествах в Иисусе Христе не было ни слова. Этою формулою он думал примирить православных с монофизитами. Но эта полумера не имела желанного действия. Споры продолжались. Монофизиты делились на многие секты и враждовали с православными и между собою. Они и теперь существуют и известны под именем коптов, абиссинцев и яковитов 1 . Копты живут исключительно в Египте под управлением своего патриарха. Предки их православную веру изменили на евтихианскую вскоре после халкидонского Собора, и, пользуясь покровительством сарацинских калифов, присвоили себе в Египте большую часть православных церквей и монастырей; но с VIII века должны были платитьбольшую подать и вообще много потерпели от магометан, так что многие их церкви были обращены в мечети, другие разрушены до основания, и некоторые из коптов приняли ислам . Абиссинцы или эфиопы живут преимущественно в Эфиопии под управлением митрополита. Предки их обращены были в христианство ап. Варфоломеем, а потом Фрументием; но в VI веке абиссинцы приняли евтихианство, и, подобно коптам, много потерпели от магометан. Яковиты живут преимущественно в Сирии, по р. Евфрату, под властью патриарха. Имя свое они получили отИакова Барадея или Занзала еп. эдесского (541–578 г.), – это был евтихианский епископ, который поддержал еретиков, преследуемых гражданской властью. Пелагиане. Пелагий (в V в.), британский монах, и товарищ его Целестий, учили: а) так как Адам через своё грехопадение не повредил своей природы, а потому потомки его – без всякой естественной порчи и без прародительского греха; то они могут одними естественными силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются в сверхъестественной, благодатной помощи; б) смерть есть закон природы, а не наказание за грех , потому что Адам сотворен смертным, так что он должен был умереть, хотябы и не согрешил, потому что природа его была смертная. Это лжеучение осуждено было на многих соборах (более 20) и подробно рассмотрено и опровергнуто блаженным Августином .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Афинах прошло заседание Синода Элладской Православной Церкви 04.04.2012 3 апреля состоялось очередное заседание Священного Синода Элладской Православной Церкви , на котором были рассмотрены текущие вопросы, в том числе — проект об изменения статуса исихастириев (разновидность монастырей), не прошедший из-за возражений митрополитов Глифадского, Кифирского и Эдесского. Архиепископ Афинский Иероним II также информировал архиереев о своем визите на Фанар. Что касается послания Константинопольского Патриарха Варфоломея, которое было охарактеризовано, как «жесткое», было принято решение ответить на него после Пасхи. В послании говорилось об антиэкуменистических высказываниях некоторых митрополитов Элладской Православной Церкви, которые Константинопольская Патриархия требует решительно осудить, сообщили агентства «Ромфея» и «Амен». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.04.2012 16:59:00

http://drevo-info.ru/news/12709.html

Частица мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого) доставлена в Мюнхен Мюнхен, 1 октября 2013 г. Церковь Св. Сальватора В молодости будущий святитель учился живописи в Мюнхене. Сюда,  в греческую православную церковь св. Сальватора, 27 сентября митрополит Эдесский Иоиль доставил мощевик, где в числе других находится и частица мощей священноисповедника Луки, архиепископа Крымского, сообщает Седмица. Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877 — 1961) — выдающийся хирург, профессор медицины, духовный писатель и иерарх-исповедник. Его жизнь в молодые годы связана и с Мюнхеном, где он брал уроки в Школе живописи у немецкого художника Генриха Книрра (1862 — 1944). Историки предполагают, что молодой Валентин Войно-Ясенецкий мог посещать богослужения в Мюнхене именно в этой церкви — единственном в ту пору православном храме Баварской столицы. 27 — 29 сентября в церкви св. Сальватора состоялись праздничные богослужения с участием митрополита Эдесского Иоиля и епископа Варфоломея (Констаинопольский Патриархат), епископа Штутгартского Агапита (РПЦЗ) и местных священнослужителей. Принесение мощей св. Луки было приурочено к состоявшемуся 29 сентября в греческом приходе св. Сальватора «Дню православных приходов Мюнхена». Расположенная в исторической части города бывшая кладбищенская церковь (1494 г.) Домского собора и позже переданная православным грекам церковь св. Сальватора знаменита тем, что ее с 1832 г. ее посещали сотрудники Российского посольства и члены их семей. Здесь молился и крестил своих детей дипломат и поэт Федор Иванович Тютчев (1803–1873). В алтаре церкви хранится Плащаница русской работы – подарок наших соотечественников, посещавших в XIX в. богослужения в этой церкви. 1 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64533.html

Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout – Leuven, 1985 (CCSG 12). Abstract Saint Anastasius of Sinai. Chapters against monothelites: 1–2 chapters/Translation from Ancient Greek, introductory article and notes by hegumen Adrian (Pashin) For the first time ever the work of St. Anastasius of Sinaís “Chapters against the Monothelites” (two chapters out of six) are translated into Russian. In the first chapter, St. Anastasius reveals his doctrine of the three states of the human will: natural, unnatural and supernatural. In the second one, he analyzes and refutes some of the provisions of the monophelite doctrine. The next four chapters of the “Chapters against Monothelites” and the “Florilegia against Monothelites” that adjoin them will be published in the following issues of the Theological herald. 46 Скорее всего, под этим «внешним» прп. Анастасий подразумевает несторианина Марона Эдесского. В «Путеводителе» (Anastasius Sinaita. Viae dux 13, 10, 105–106) Синаит приводит его слова: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество? Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении». 53 Ср.: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19–21 ). 58 Так мы перевели на русский язык смысл употребленной прп. Анастасием игры слов: πορον (=πορα) – апория, трудность, недоумение, ψυχρν – холодный, призрачный, πειρον – неученое, беспредельное. 64 Аналогичная с началом второй части этой главы игра слов: πορα – апория, трудность, недоумение, πειρα – неопытность, незнание Читать далее Источник: Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы (Пер. с древнегреч. Вступ. сл. и прим. игумена Адриан (Пашин))//Богословский вестник. 2017. Вып. 1-2. 24-25. С. 573-591.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Действительно, спустя почти сто лет после Халкидонского Собора Церковь оказалась вынуждена решительно осудить тонкие христологические ереси, содержавшиеся в сочинениях трех крупных криптонесторианских богословов: Феодора Мопсуестийского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского (т. н. «Три Главы»). С этой целью был созван Вселенский V Собор. Однако в связи с упорным сопротивлением со стороны Римского папы Вигилия и защитой им «Трех Глав» в торжественных учительных актах, в Sententia Synodica (VIII деяние) Пятого Вселенского Собора было провозглашено пространное определение, в котором со ссылкой на Писание (Апостольский Собор) и Предание Церкви (пример предшествующих Вселенских Соборов) указывалось, что вынесение окончательного, неотменимого и обязывающего всю Церковь решения принадлежит не одному лицу, а Собору, репрезентирующему всю Вселенскую Цepkobь (universimas ecclesiae). Отцы провозгласили православное учение о церковной власти и учительстве; постановление было, как отмечено в предисловии к критическому изданию актов Собора, недвусмысленным образом направлено против Вигилия 44 . Постановление, согласно полной версии соборных деяний, звучало следующим образом: « Хотя благодать Святого Духа с избытком наполняла каждого из апостолов, так что они не имели нужды в чужом совете относительно того, что должно было делать; однако же они не хотели постановить определения о том, что было предметом спора, – должно ли обрезывать язычников, прежде чем, собравшись вместе, подтвердили каждый свои слова свидетельствами божественного Писания. Посему приговор по этому вопросу они вынесли все вместе и сообща: “Мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда” ( Деян.15:25; 28–29 ). И святые отцы, которые по временам собирались на святых четырех соборах, пользуясь древними примерами, вместе и сообща выносили решения относительно возникавших ересей и вопросов, поскольку твердо установлено, что в общих прениях, когда предлагается то, что должно быть рассмотрено с той и другой стороны, свет истины прогоняет тьму лжи.

http://azbyka.ru/shest-otvetov-i-tri-vop...

Для того чтобы это было так, недостаточно было только указать на буквальное сходство некоторых пророчеств и земной судьбы Иисуса Христа (Самым разительным был текст 53-й главы пророка Исаии: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». Евангелист Лука рассказывает, что именно эту главу читал евнух эфиопской царицы Кандакии, когда встретил на дороге апостола Филиппа. Обратившись к Апостолу, он спросил его, о ком писал пророк: «О себе ли, или о ком другом?» Филипп, «начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе», после чего вельможа изъявил желание креститься ( Деян.8:27–39 )). Евреи ждали Мессию как земного царя, христиане же приняли Его как Бога, и потому весь текст Ветхого Завета, будучи Словом Божиим, должен был содержать в себе «типосы» «Христа Спасителя» и Его Святого Духа. Наиболее сильную типологию в рамках Антиохийской школы развило ее Эдесско-Низибисское направление, имевшее у себя «в крови» культуру восточной притчи. В сирийской литературе притча (mashal) представляет собой историю, буквальный смысл которой служит для уяснения действительности, связанной с ее содержанием лишь отношениями подобия. Иными словами, притча есть наглядное объяснение каких-то сложных для понимания истин через подобия. Восприятие исторического события как притчи не лишает его собственной реальности, так как материалом для притчи всегда являются именно реальные события. Важно установить различия в обращении к культуре притчи антиохийцев и александрийцев. Эти различия, в сущности, были не качественными, а количественными: в своих крайностях александрийская мысль выступала за край интерпретативных практик, основанных на идее притчи, переходя в область аллегорических интерпретаций. Притча, по самой идее своей, выражает законы, действующие на разных уровнях бытия и засвидетельствованные в самой структуре языка. Притча есть проекция с частного на общее, законность которой обеспечивается двумя родами познания: житейским опытом и интуицией. Если же для понимания притч необходима верная интуиция, то естественно в этом деле ожидание наития, которое тем надежнее, что исходит от Самого Сказителя евангельских притчей – Господа Иисуса Христа и Его Святого Духа. Поэтому и в школьной практике, отягченной филологической методологией, молитва оставалась главной основой интерпретации, о чем согласно свидетельствуют Ориген и Диодор Тарсский.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

Его подвиг несравненно выше твоего пред Богом. В этой жизни ты его уже не увидишь более, но постарайся раскаянием и молитвою умилостивить Господа». После этих слов ангел сделался невидим. Я дошел до пещеры; она была пуста, – брат оставил ее. Я громко зарыдал. В неутешной скорби, которая не развлекалась ни чьим присутствием, я провел семь дней и вдруг услышал, как бы издалека, знакомый голос ангела, повелевавший мне идти в Эдессу. Я пришел сюда и избрал теперешний образ жизни, надеясь добровольным трудом загладить свое преступление. Сорок девять лет провел я на этом столпе, не зная душевного покоя, нося в сердце своем безутешную скорбь. В пятидесятый год, однажды в субботу вечером, я почувствовал, что какой-то тихий свет засиял в душе моей и разогнал прежний мрак. Целую ночь провел я без сна, молясь усердно и не переставая проливать слезы умиления и радости. Настало воскресное утро, – я все еще молился и пел духовные песни... Вдруг я увидел пред собою ангела. «Мир тебе и спасение», сказал он мне. Я пал к ногам его и сказал ему: «зачем отверг ты меня от лица твоего и разлучил с братом?» Ангел, взяв меня за руку, поднял и ответил: «за гордость твою и за то, что ты в мыслях уничижил брата, я отступил от очей твоих. Но не думай, чтобы я совсем оставил тебя: я был невидимо с тобою и охранял тебя. Ныне же Господь, видя раскаяние и смирение твое, простил тебя и послал меня, чтобы я был с тобою и в сем веке и в будущем. Брат твой жив и непрестанно молится о тебе; но ты увидишь его только в будущей жизни». Таков был рассказ святого подвижника. Между тем еретики продолжали искать погибели Феодора и всячески противодействовали ему. Чтобы успешнее достигнуть цели, они обратились с жалобою к эмирам и не жалели при этом денег. Тогда св. Феодор отправился в Багдад к халифу Моавии. Исцелив больного халифа, он выхлопотал от него повеление, чтобы эдесской церкви были возвращены все ее достояния и чтобы православие пользовалось надлежащею свободою. Халиф тайно принял крещение, за что и был убит своими вельможами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010