Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселил­ся в Люберцах под Москвой и восстановил связи с оставшимися в живых учениками и знакомыми по академии. Встречи чаще всего происходили на квартире архиепископа Варфоломея (Ремова), ко­торый приглашал к себе архиереев, приезжавших на сессии Сино­да. В июне 1934 года Иван Васильевич встретился здесь с митрополитом Арсением (Стадницким) и архиепископом Николаем (Добронравовым), с ними же он виделся и при обсуждении церковных вопросов в сентябре 1934 года. В феврале 1935 года на одной из встреч присутствовал митрополит Анатолий (Грисюк). По показаниям, данным на следствии арестованным архиепи­скопом Варфоломеем, на этих встречах говорилось о том, что Рус­ская Церковь находится в крайне тяжелом положении. Архиепис­коп Николай (Добронравов), высказывая недовольство позицией митрополита Сергия, говорил, что, «вместо того чтобы, как это по­добает главе Церкви, защищать ее интересы» , тот «ведет соглашательскую линию в отношении советской власти»  и тем самым ухудшает положение Церкви. Архиереи с ним согласились. По одному делу с архиепископом Варфоломеем в феврале 1935 года было арестовано двадцать два человека. 21 февраля 1935 года Иван Васильевич был арестован. 26 февраля следователь допросил профессора. – Где состоялась встреча с митрополитом Арсением в 1934 году? – Я был у него на даче в Пушкино. – Я имею в виду другую встречу с Арсением. – Другая встреча имела место на квартире архиепископа Ремова во Всехсвятском осенью 1934 года. – Кто там был еще? – Помимо митрополита Арсения, архиепископа Варфоломея и меня, там был еще архиепископ Николай. – Предшествовала ли этой встрече предварительная догово­ренность? – Да, предшествовала. – Какие вопросы тогда и в 1935 году на этих встречах об­суждались? – Вопросов никаких не обсуждалось, были разговоры чисто житейские. – Вновь настаиваю на правдивых ответах. Я располагаю дан­ными, что эти встречи были по своему характеру совещаниями, на которых обсуждалось положение Церкви в СССР.

http://fond.ru/kalendar/93/ioann/

И здесь мы подошли к тому, что, очевидно, и послужило целью публикации в журнале “Истина и жизнь”. Последний абзац статьи придает ей цельность и некоторую законченность: в нем говорится, что хотя нынешняя община Высоко-Петровского монастыря чтит память Владыки и жаждет его канонизации, этот церковный акт теперь встретит значительные (может быть, непреодолимые) затруднения, которые должны потребовать сугубых усилий и сугубого мужества. На языке некоторых современных философских и богословских течений это называется вызов. В переводе на латынь (хотя бы как на официальный язык Ватикана) это звучит как провокация. От публикатора Архиепископ Варфоломей (Николай Федорович Ремов) родился 3 октября 1888 г., в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита, в священнической семье. Его детские и юношеские годы достаточно полно описаны самим Владыкой в его автобиографии. За ее пределами остался лишь случай, известный нам по воспоминаниям его духовных чад: святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды посетил семью о. Феодора Ремова. Войдя в дом, он прежде всего подошел к колыбельке, в которой лежал новорожденный Николай, и, благословив младенца, сказал: “Это будет великий светильник церковный”. Духовная дочь Владыки, близко общавшаяся с няней Ремовых, сохранила это предание и даже записала его в стихотворной форме. После окончания Заиконоспасского Духовного училища и Московской духовной семинарии будущий владыка поступает в Московскую Духовную Академию, которую заканчивает в 1912 г. Он остается преподавать в Академии на кафедре Ветхого Завета и в 1914 г. защищает магистерскую диссертацию “Книга пророка Аввакума”. Учась в Академии, он знакомится с будущими архипастырями: будущим епископом Варнавой (Беляевым; †1963), с которым жил в Академии в одной комнате, и будущим архиепископом Иларионом (Троицким; †1929). С последним его связывала личная дружба и научные интересы в области экзегетики (иеромонах Иларион преподавал на кафедре Нового Завета). В монашество Николай Ремов был пострижен в 1911 г. в Зосимовой пустыни епископом Феодором (Позднеевским; †1937), тогдашним ректором Московской Духовной Академии. Его духовным отцом был возобновитель старчества в Зосимовой пустыни схиигумен Герман (Гомзин). Священнический сан монах Варфоломей принимает в 1912 г. и через некотрое время назначается благочинным академического храма. Вот что вспоминает очевидец об этом служении о. Варфоломея: “Здесь он был на своем месте, был мастером своего дела, отдавался ему с любовью и вдохновением и довел чин академического богослужения до высокого совершенства Меня удивляет, почему ему не дали кафедры литургики. Он не только безукоризненно наладил уставное служение в храме, но вместе с тем досконально знал историю и теорию науки о богослужении, глубоко чувствовал красоту церковных песнопений, их словесное и музыкальное богатство, поразительное соответствие с содержанием молитвословий и был знатоком «литургического богословия»” 6 .

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Будущий архиепископ Варфоломей родился в Москве в 1888 г. В возрасте 20 лет Николай Ремов стал студентом Московской Духовной академии, на 3-м курсе он был пострижен в монашество в Зосимовой пустыни настоятелем обители и его духовником преподобным Германом Зосимовским (Гомзиным) с именем апостола Варфоломея. Вскоре он был рукоположен во иеродиакона, а через год – во иеромонаха к Покровскому академическому храму при Троице-Сергиевой лавре. В 25 лет отец Варфоломей становится доцентом МДА, через три года – экстраординарным профессором, позже – инспектором и проректором Академии. Вся его последующая жизнь неразрывно связана с Академией, в том числе с трудами по ее деятельности в нелегальных условиях после ее закрытия в Лавре. Впервые архимандрит Варфоломей был арестован 6 сентября 1920 г. Поводом для ареста стала его проповедь , сказанная еще в 1919 г. накануне вскрытия мощей преподобного Сергия. На заключение по его «делу» наложена резолюция: «Заключить в концентрац. лагерь на десять лет» 1 . Отец Варфоломей показал на следствии: «...Христова истина, как я ее понимаю и воспринимаю, для меня дороже жизни» 2 . Говорит он и о перенесении в Москву. Академии: «Епархиальной властью... мне была поручена организация – перенос в Москву пастырско-богословских курсов» 3 ; «В Сергиевом Посаде я прекратил свою работу частично уже в декабре из-за поездок в Москву в Академию, а затем и совсем оставил посад из-за Академии переехав в Москву» 4 . В этом же «деле» есть документ 5 – удостоверение, выданное архимандриту Варфоломею и подписанное ректором Академии протоиереем Анатолием Орловым, штамп которого свидетельствует, что в 1920 году Московская Духовная академия работала в Москве. Состояние здоровья отца Варфоломея после нескольких месяцев тюрьмы было критическим. Сильное истощение, малокровие, болезни сердца и другие стали основанием для его освобождения из-под стражи через шесть месяцев заключения и замены срока на условное наказание. Однако, вследствие того, что будущий владыка считался «опасным врагом трудящихся», поскольку его деятельность «обратила на себя внимание патриарха Тихона и последним Варфоломей назначается директором Высшего Богословского Института и предназначается к “рукоположению” во епископа» 6 , в постановлении Президиума ВЧК обозначено требование: «Отобрать от РЕМОВА подписку о прекращении им в дальнейшем разлагающей к[онтр]-р[еволюционной] агитации под религиозным флагом» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Е.Г. Балашова Архиепископ Варфоломей (Ремов) и его просветительская и педагогическая деятельность в 1920–1930-х годах Источник Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова) , настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Московская Духовная академия, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь , новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание. В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов) , жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел 1920–1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. Ввысоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

  7. “Блюди себя и возмогай!”. Записка епископа Варфоломея в ответ на исповедание помыслов 8. Записка-ответ архимандрита Никиты (Курочкина) на исповедание помыслов. 6 сентября 1935 г. Сохранялись не только изречения, зафиксированные в виде письменных маргиналий, но и устные изречения и фрагменты (часто не длиннее одной-двух фраз) проповедей и наставлений (илл. 9). На иллюстрации показаны записи изречений настоятеля 9. “О службах церковных”. Сборник изречений епископа Варфоломея из поучений, посвященных празднику Введения во Храм Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, постриженика Зосимовой пустыни епископа Варфоломея (Ремова). Все они посвящены празднику Введения во храм Божией Матери и были сказаны в один день (в сам день праздника, 21 ноября по старому стилю) в течение пяти лет: с 1928 по 1932 годы. В архиве присутствуют также записи изречений на другие темы — аскетические, пастырские, датированные и не датированные. Обратим внимание, что здесь изречения уже структурированы тематически. В виде таких сводных выдержек могли бытовать не только устные изречения, но и фрагменты из ответов на исповедания помыслов. Вполне возможно, что именно с ними мы имеем дело в случае с текстом на илл. 10. 10. Сборник сентенций епископа Варфоломея на аскетические темы Однако эти записи устных и письменных изречений, структурированные тематически, но ещё чётко отделённые друг от друга и существующие как соположенные, но всё же отдельные высказывания, были только вторым, промежуточным этапом в бытовании изречений старцев Высоко-Петровского монастыря. Совершенно очевидно, что дальше они объединялись в крупные тексты (илл. 11) — развёрнутые и пространные аскетические поучения. В 1996 г. при первой публикации мы квалифицировали 11. Поучения епископа Варфоломея, составленные из изречений этот и примыкавшие к нему тексты как письма 9 . Теперь же, после выявления разных форм бытования изречений духовных руководителей в высоко-петровской литературной традиции, всё более отчетливо выявляется составной характер этих текстов.

http://pravmir.ru/asketicheskaya-pismenn...

Варфоломей (Ремов) , архиеп. – см. также ИУ. 974. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Письма и автобиография/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 353–378. 975. Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский. Из духовного наследия/Публ., предисл, примеч.: А. Л. Беглов//АиО. 1998. 4(18). С. 119–133. 976. Васильева О. Ю. Дело архиеп. Варфоломея [Ремова], или «человек-загадка» против Русской Православной Церкви//АиО. 2000. 4(26). С. 192–205. Вениамин (Казанский), сщмч. – см. ИУ. 977. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР [Котляров]: к 70-летию со дня рождения//ХЧ. 1999. 18. С. 11–22. Владимир (Богоявленский) , митр. Киевский, сщмч. – см. 1247. Григорий (Лебедев), еп. – см. ИУ. 978. Энден М. Кончина митр. Григория (Чукова) нояб. 1955 г.]: [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 292–294. 979. Хроника: [Назначение архим. ГУРИЯ (Егорова) епископом Ташкентским и Среднеазиатским]//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 22. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский, сщмч. – см. ИУ. 980. Журавский А. В. Епископ Чистопольский ИОАСАФ (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла [Смирнова]//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 356–363. 981. Макарий (Веретенников) , архим. Иосиф [Чернов], митр. Алма-Атинский и Казахстанский (f 1975)//АиО. 1998. 4(18). С. 134–146. 982. Кончина преосвященного ИУСТИНА (Мальцева), еп. Казанского и Чистопольского (4 апр. 1950 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 28. 983. Тимаков В. А., прот. Высокопреосвященный КИРИЛЛ [Поспелов], архиеп. Пензенский и Саранский//АиО. 2000. С. 298–316; С. 245–263; 2001. 1(27). С. 285–306. Кирилл (Смирнов), сщмч.; ЛУКА (Войно-Ясенецкий) , исп.– см. ИУ. Макарий (Невский) , свт. – см. 1254. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. – см. также ИУ. 984. Памяти пастыря, ученого, богослова: [Архиеп. Михаил (Мудьюгин) ]//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 137–139. Никодим (Ротов), митр. – см. также ИУ. 985. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 20 «Богословских трудов», посвящ. митр. Никодиму (Ротову)]//БТ. 1979. Сб. 20. С. 3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, чадо мое! Как душа объемлет всех вас! Мне душно от внешних дел. Хорошо бы остаться в одиночестве, но нельзя только ради вас (ср. Фил 1:23-26). Помолись, изнемогаю, но креста снимать с плеч не хочу, а жду укрепления от Господа, подкрепления вашими, чад моих, молитвами… Помоги молитвой и жизнью ясной… Огради твоими усердными молитвами… Дитя мое, помни, что я на тебя всегда смотрю ясными глазами. Я только служитель твоего спасения, хотя в Христовом смирении, и ты — госпожа — подчиниться должна, и я — раб твой — тобою властвовать. Хочу, чтобы уготованность на спасение встречала всегда мое служение душе твой, в чем бы и в каких тонах это ни выражалось. Драгоценно выработать в себе эту уготованность на добро, на всякое спасение, на восприятие его всецелое. Этого хочу от всей души, хочу, как подарка к моему дню праздника, — служения вам, мои дорогие, моя надежда и мое оправдание пред Господом, Которому предстою все дни живота моего! Публикация А. Беглова 1 Это свидетельство написано инокинями Высоко-Петровского монастыря времен владыки Варфоломея. 2 Н. Струве называет политику монсиньора д’Эрбиньи “лукавой” и отмечает, что тот “пользовался” гонениями на патриарха Тихона” (см. Вестник РХД, 161, с. 286). 3 Цитата датируется 1931 г.; гипотетический переход вл. Варфоломея автор статьи относит к промежутку между 1932 и 1935 гг., что, впрочем, уже никакими документированными данными не подтверждается. 4 По словам свидетельствующих инокинь, в ходе процесса католичками были объявлены две православные монахини, передававшие документацию от Владыки для еп. Неве. 5 Автор статьи утверждает, что массовые аресты в общине были проведены за 3 дня до ареста самого Владыки. Это не соответствует действительности: все они (и вл. Вар­фоломей тоже) были арестованы вечером дня отдания Сретения. 6 Волков С. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии (1917–1920). М.–СПб., 1995, с. 83. 7 К названным нами публикациям и свидетельствам об этом (см. “Альфа и Омега”. 1996, 1(8), с. 117, прим. 2) необходимо добавить упоминания о факте существования такого подпольного церковного учебного заведения под руководством владыки Варфоломея в недавно изданной монографии Д. В. Поспеловского: Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995, сс. 112, 175, 462 (прим. 67). Представляется, что на странице 112 этой книги (строка 18) имеется опечатка: фамилию “Нёмов” следует читать как Ремов. То же в именном указателе — с. 497.

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

В то же время известно, что, по сути, в том же 1919 г. занятия Академии переносятся в Москву. Для организации учебных занятий в Москве Совет избрал Исполнительную комиссию во главе с ректором протоиереем Анатолием Орловым. «В Москве, – вспоминал переехавший туда в 1920 г. будущий епископ Вениамин (Милов) , – я возобновил и своё обучение в Духовной академии, которая… ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах у Сухаревки. Профессура в Академии оставалась ещё с. 88–89]. Учебный год 1921/1922 начался 2 (15) августа в помещениях Высоко-Петровского монастыря в Москве. Ректор Академии протоиерей Анатолий Орлов в марте 1922 г. был арестован и сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов, с апреля 1922 г. исполнявший обязанности ректора. 6 марта 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) во главе с Е. Ярославским рассмотрела вопрос «о закрытии духовных академий» и приняла решение: «Духовные академии ликвидировать, как Тихоновские в Москве, так и евангельские в Питере» С этого момента Академия переходит на нелегальное положение. В документе этого периода – дипломе священномученика Василия Надеждина, датированном 5/18 октября 1927 г., – мы видим фамилии профессоров и перечень предметов, которые изучал отец Василий. Диплом напечатан на старом бланке Московской Духовной академии, на нём стоит печать МДА и подписи профессоров, среди которых – подпись епископа Варфоломея (Ремова) с. 57]. 30 декабря 1930 г. протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск. С этого времени фактическое руководство тайной Академией возглавил епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) , к тому времени проректор Академии. Будущий владыка родился 3 октября 1888 г. В Московскую Духовную академию он поступил в 1908 г. и, будучи ещё студентом 4 курса, начал преподавать. По окончании обучения он был назначен исполняющим должность доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета. Позже отец Варфоломей стал экстраординарным профессором, а с мая 1920 г. – проректором Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

После революции иеромонах Варфоломей продолжает преподавать в Академии, становится ее инспектором. 11 апреля 1919 г., когда в Троице-Сергиевой Лавре происходило вскрытие мощей преп. Сергия, о. Варфоломей произнес пламенную проповедь, которая была интерпретирована властями как “контрреволюционная агитация” и стала поводом для его первого ареста. После закрытия Лавры и переезда Академии в Москву он продолжает преподавательскую деятельность, а после окон­чательного закрытия Академии руководит работой нелегального церковного учебного заведения 7 . 28 июля (10 августа) 1921 г. 8 в день празднования Смоленской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Тихон в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря совершает хиротонию о. Варфоломея во епископы Сергиевские (позднее кафедра владыки именовалась Загорской), викария Московской епархии. При вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Патриарх-исповедник сказал ему: “Тебе Господь дал женское сердце. Сердце женщины умеет сострадать, быть милостивым и брать на себя чужое горе… Твой путь — брать на себя скорби народа Божиего”. Эти слова определили характер пастырского служения владыки, его жертвенность, его трепетную любовь к духовным детям. Весной 1923 г. епископу Варфоломею передается в управление московский Высоко-Петровский монастырь. С этого момента начинается новый период в жизни Владыки. Осенью того же года он принимает во вверенную ему обитель часть братии только что закрытой Зосимовой пустыни, постриженником которой был он сам. В Петровском Владыка устанавливает строгий устав монастырского богослужения, создает зосимовским старцам благоприятные условия для исповеди прихожан и монашествующих. Здесь же сам владыка Варфоломей начинает подвиг духовного наставничества и скоро собирает вокруг себя семью духовных детей. Вместе с другими отцами он благословляет готовых к этому чад на подвиг монашества в миру, монашества без изменения одежды, но с сохранением основы православного подвижничества: послушания и откровения помыслов.

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010