Автобиография и письма архиепископа Варфоломея (Ремова) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 От редакции Публикуя материалы, связанные с биографией архиепископа Варфоломея (Ремова), мы вынуждены предварить их некоторыми замечаниями, поводом для которых послужила упорная циркуляция слухов, порочащих память Владыки. Суть их сводится к тому, что владыка Варфоломей якобы тайно принял католичество и недостойно вел себя во время следствия. Поводом для такого смущения послужила статья А. Юдина “Я готов на любые жертвы…”. Расстрельное дело архиепископа Варфоломея (Ремова). Она опубликована в журнале “Истина и жизнь” 2, февраль 1996 г.). …Не всякий задумывается о том, что латинский афоризм habent sua fata libelli (“книги имеют свою судьбу”) имеет и чисто текстологическое значение: написанное далеко не всегда соответствует задуманному, и текст может значить нечто иное, чем то, что имел в виду автор и даже иное, нежели он сам в нем видит. Попытаемся же посмотреть, что на самом деле написано в этой статье. Первый и главный аргумент автора — Владыка передавал в комиссию Ватикана “Pro Russia”, занимавшуюся проблемами христианства в России, сведения о гонениях на Православную Церковь. Это обвинение фигурирует и в приговоре к расстрелу, — но обязательно ли считать, что сделать это мог только католик? Несколько далее в статье отмечается, что владыка Варфоломей был доверчив и в политике не очень силен; в таком случае он, считая, что глава Апостолической администрации в Москве епископ Неве способен оказать гонимой Церкви помощь, и не мог поступить иначе. К сожалению, из статьи никак не видно, какие действия были предприняты получившими эти сведения для того, чтобы помочь гонимым братьям. Между тем мы располагаем свидетельством о том, что святитель и исповедник Патриарх Тихон дал Владыке между 1921 и 1925 гг. поручение общаться с католиками, вести, как сейчас принято говорить, межконфессиональный диалог, и тем самым тот просто исполнял обязательное для него послушание 1 .

http://pravmir.ru/avtobiografiya-i-pisma...

Е.Г. Балашова Архиепископ Варфоломей (Ремов) и его просветительская и педагогическая деятельность в 1920–1930-х годах Источник Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова) , настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Московская Духовная академия, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь , новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание. В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов) , жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел 1920–1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. Ввысоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

Священник Феодор Делекторский (в будущем епископ Никита) и его гимн Московской духовной академии Источник Введение Среди Собора семидесяти святых Московской духовной академии 1 особое место занимают новомученики и по числу, и по выразительным особенностям жизни. После академической скамьи или с профессорской кафедры питомцы Академии с удивительным достоинством выдержали один из страшнейших катаклизмов мировой цивилизации в виде Октябрьской революции и её тяжелейших и труднообратимых последствий. Одним из святых новомучеников из числа выпускников стал иерей Феодор Делекторский 2 , впоследствии принявший монашеский постриг и епископский сан с именем Никита. В картотеке последнего библиотекаря дореволюционной библиотеки Московской духовной академии Константина Михайловича Попова (1872–1954) сохранились особые данные-досье на ряд преподавателей и сотрудников Академии, которые до сих пор не введены в научный оборот. Под номером 22 академической картотеки значится небольшая связка листов с записями о священнике Феодоре Делекторском. Здесь отмечено, что Делекторский Феодор – «священник, кандидат богословия 70-го курса Московской академии (1915 г.). 30 сентября 1915 г. помощник секретаря Совета и Правления Московской духовной академии. 1 января 1917 г. настоятель Петропавловского собора в г. Перми. Кандидатское (сочинение) – «Ветхозаветные пророки как пастыри». Отзывы в Журналах Совета Московской духовной академии 1915 г. доцента иеромонаха Варфоломея (Ремова) стр. 22–225, профессора свящ. Е.А. Воронцова стр. 226-я». На следующей странице сделано указание на издание единственной книги, вышедшей из-под пера отца Феодора задолго до поступления в Московскую духовную академию: «Делекторский Феодор Петрович, свящ. Николаевский женский монастырь 3 в городе Переславле, Владимирской губернии. Москва, 1904.0 + м + 3 – 28 + 0. Таблицы между стр. 4–5, 16–17, 26–27». Затем следует библиографическая запись, посвящённая академическому гимну, составленному отцом Феодором в преддверии столетнего юбилея пребывания Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Предисловие Суровые испытания, выпавшие после Революции на долю Русской Православной Церкви, не обошли стороной и преподавателей духовных учебных заведений. Более того, они, в основном, первыми и подверглись притеснениям разного рода, поскольку пришедшие к власти атеисты обрушили первый удар, хотя и в смягченной форме (в виде разных постановлений) в отношении духовных семинарий и академий, сначала – в снятии их с госбюджета, затем – в ограничении перечня преподаваемых предметов только чисто церковными, ограничениями возрастного и образовательного цензов и т.п. Но вскоре, уже в 1918– 1919 гг. последовало физическое вытеснение этих учебных заведений из их законных помещений разными военными и государственными учреждениями. Так, Московская Духовная Академия была вытеснена прибывшими из Петрограда Высшими офицерскими электротехническими курсами, которые потом были преобразованы в Высшую Военную Электротехническую Академию и электрокурсы при ней. В результате, Духовная Академия вынуждена была прекратить занятия в Сергиевом Посаде весной 1919 года и перебраться в Москву, где с трудом нашла несколько помещений в разных местах города и где в трудных финансовых и политических условиях просуществовала несколько лет, сначала – при ректоре протоиерее Анатолии Петровиче Орлове до 8 апреля 1922 года, когда он был арестован, затем – при ректоре протоиерее Владимире Николаевиче Страхове. Правда, неизвестно, когда она закрылась, вероятно в 1925–26 годах, но м.б. и позже. В составе этой Академии были и курсы, которые организовал в Высокопетровском монастыре его наместник – еп. Варфоломей (Ремов) . Многие преподаватели Академии остались не у дел и вынуждены были устраиваться в светские учреждения. Жившие в Посаде профессоры во главе с Глаголевым, организовавшим Институт Народного Образования, вошли туда, но продержались там недолго. Многие ушли на приходы, приняв священный сан. Репрессии вскоре обрушились и на них. Первые репрессии, хотя и кратковременные, весной 1919 года, испытали проректор Академии архимандрит Иларион и бывший ее ректор митрополит Арсений Новгородский. Летом того же года был арестован бывший доцент Академии активный церковный правозащитник Николай Дмитриевич Кузнецов и предстал на публичном судебном процессе в конце года, зимой 1919/20 года был издан приказ об аресте э.о.ординарного профессора архимандрита Варфоломея (Ремова) , благочинного академического храма и профессора Ивана Васильевича Попова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Первый франкоязычный православный приход Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 28 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 От редакции. Елизавета (Элизабет) Бер-Сижель (р. 1907) — православный французский богослов, духовная дочь отца Льва Жилле 1 и его биограф, преподаватель Православного Свято-Сергиевского института и ряда светских высших учебных заведений. Ее публикуемый здесь краткий исторический очерк представляет несомненный интерес как потому, что открывает нам эпизод из жизни широко известных православных деятелей русского зарубежья, так и потому, что описывает истоки зарождения новой поместной православной Церкви, развитие которой, если будет на то воля Божия, еще только будет осуществляться на наших глазах, на глазах наших детей и внуков. На наш взгляд, особого внимания заслуживает изложение тех изначальных намерений и целей русских православных, волею Божиею оказавшихся в рассеянии, с которыми они участвовали в зарождающемся тогда экуменическом движении. Для них и речи не было об искусственном создании некоего “синтети­чес­кого” обескровленного христианства, устроенного по принципу “лишь бы никто не обиделся”, ныне применяемому достаточно широко и в светской, и в церковной политике, — и всегда с более чем бледным результатом. И еще менее приемлемой была для них идея объединения христиан под юрисдикцией Рима, о чем говорит непростой опыт самого отца Льва Жилле. Кстати сказать, в тексте Е. Бер-Сижель можно найти лаконичное, но выразительное свидетельство римских устремлений в этом направлении; для нас особо значимо краткое упоминание о незадачливом отце Александре Дебнере, которого автор прямо называет предателем в силу его контактов с монсеньером д’Эрбиньи, “ответственным за двусмысленную политику Ватикана в Советском Союзе”: последний персонаж фигурировал (действительно в весьма двусмысленном виде) в редакционном предисловии к нашей публикации “Письма и автобиография архиепископа Варфоломея (Ремова)”//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10).

http://pravmir.ru/pervyiy-frankoyazyichn...

К 110-летию со дня рождения архиепископа Варфоломея (Ремова; 1888–1935) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 15 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Архиепископ Варфоломей (Ремов) Из духовного наследия 1 Жизненный путь архиепископа Варфоломея Многие бывают рабами произвольного послушания; на посрамление же произвольно предают себя только те, которые отрешились от честолюбия. Цветословие пресвитера Илии, гл. 234 Путь архиепископа Варфоломея был предсказан ему еще в детстве. Посетивши дом его отца, протоиерея Феодора Ремова, праведный Иоанн Кронштадтский назвал маленького Николая “исповедником Церкви” 2 . Ранний религиозный опыт, связанный с исцелением четырехлетнего Коли от крупа после молитвы перед Иверской иконой Божией Матери, обусловил интенсивность его духовной жизни и работы над собой. Все это со временем органично привело Николая Ремова к монашеству 3 . В 1911 г. студент Московской Духовной академии Николай Федорович Ремов был пострижен в Зосимовой пустыни епископом Феодором (Поздеевским) с именем апостола Варфоломея. В последние предреволюционные десятилетия многие прилеплялись к носителям благодати старчества; это было заметным явлением. Так было в Казани, где духовный климат города и Академии определял старец Седмиезерной пустыни схиархимандрит Гавриил; так было и в московских школах, учащиеся которых окормлялись в расположенной недалеко от Сергиева Посада Зосимовой пустыни. Те, кто был призван составить интеллектуальные и административные силы Церкви, промыслительно воссоединялись со старцами, которые платили им отеческой любовью. Новопостриженный Варфоломей был духовным сыном старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Иеромонах Варфоломей. 1912 г. (публикуется впервые) Надпись на обороте: † Дорогой сестре Софии с усердною просьбою вдумчиво идти по жизненному пути и с пожеланиями счастья ровного и долгого на этом пути. С любовью И Варфоломей 1912 Рукоположенный в 1912 г. в иеромонаха отец Варфоломей занимает в Академии различные административные посты. Он налаживает в Покровском храме уставное богослужение, которое производило глубокое впечатление на современников; в этом наверняка сказался опыт богослужения в Зосимовой пустыни. В эти годы отец Варфоломей был близок с владыкой Феодором (Поздеевским), занимавшим пост ректора Академии, и с будущим архиепископом Иларионом (Троицким). Октябрьский переворот застает его на посту инспектора Академии. В 1919 г. по поводу предстоявшего вскрытия мощей преподобного Сергия отец Варфоломей произносит проповедь, которая стала поводом для его первого ареста в 1920 г. Крайне истощенный физически, он был освобожден в начале 1921 г.

http://pravmir.ru/k-110-letiyu-so-dnya-r...

архиепископ Варфоломей (Ремов) (03.10.1888–26.06.1935) Автобиографические труды Ветхий Завет Гомилетика Жизнеописания Нравственно-аскетические труды Письма Проповеди Сборники Слова архиепископ Варфоломей (Ремов) Биография Доцент кафедры Свящ. Писания Ветхого Завета, которое он читал с сентября 1912 г. (с 20 авг. 1916 г, в должности сверхшт. экстраординарного профессора). Благочинный академического храма (с 1913 г.) и его настоятель в сане архимандрита с 1919 г. С 15 мая 1920 г. - почему-то числился проректором [ 1 ] Академии (в Москве) до 15 августа 1921 г., когда, в действительности, он был в заключении с начала 1920 года до февраля 1921 года. Сын московского священника Фёдора Георгиевича Ремова, (+ 05.03.1907 г.) из церкви Иоанна Предтечи на Пресне. В 1908 - окончил Московскую духовную семинарию и послан в МДА. 10.06.1911 - пострижен в монашество. 23.06.1911 - рукоположен во иеродиакона. 18.02.1912 - рукоположен во иеромонаха. с 07.06.1912 - кандидат Московской Духовной Академии. с 01.09.1912 - и. д. доцента Академии по 2-ой каф. Св. Писания В.З. с 09.01.1913 - благочинный академического храма. 11.11.1913 - защитил магистерскую диссертацию. [ 2 ] с 21.01.1914 - магистр богословия и доцент Академии. с 20.08.1916 - экстраординарный профессор Академии сверх штата. с 01.01.1917 - замещал Виноградова В.П. (перемещенного в МДС) по каф. пастырского богословия и гомилетики (до 27.05.1917). с 16.07.1917 - участник съезда ученого монашества в ТСЛ (до 27.07.1917). в 1918 - возведен в сан игумена. в 1919 - в сан архимандрита, настоятель академического храма. XII 1919/1 1920 - арестован за призыв спасти мощи Преп. Сергия (апр. 1919). 21.02.1921 - освобожден из тюрьмы. 28.07.1921 - хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии, настоятель в Высоко-Петровском монастыре в 1923-29 (?) годах, где организовал богословские курсы по ряду академических предметов. в 1929-33 ? - пребывание в церкви Преп. Сергия на Дмитровке [ 3 ] . 1928 - кратковременный арест в 1933-1935 - настоятель церкви Рождества Богородицы на Путинках.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

В Высоко-Петровском монастыре прошли IV Фаддеевские чтения 4 января 2010 г. 12:22 27 и 31 декабря 2009 года по благословению епископа Зарайского Меркурия , председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви , в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы прошли IV Фаддеевские чтения «Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских в помощь современному православному преподавателю». Чтения организованы Богословско-педагогическими (катехизаторскими) курсами во имя священномученика Фаддея Тверского, которые возглавляет заведующий сектором катехизации и воскресных школ Отдела религиозного образования и катехизации священник Игорь Киреев. Чтения традиционно приурочены к дню памяти священномученика Фаддея, епископа Тверского, и начинаются молитвословием у частицы мощей священномученика, находящейся в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря. В самый день памяти святого, 31 декабря, была совершена Божественная литургия, на которой вместе с другими прихожанами обители молились слушатели, выпускники и преподаватели катехизаторских курсов, участники Фаддеевских чтений. Епископ Меркурий, посетив одно из заседаний чтений, обратился к собравшимся с архипастырским словом и преподал им свое благословение. Доклады на чтениях были посвящены духовному наследию священномученика Онуфрия (Гагалюка), преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), последнего настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиепископа Варфоломея (Ремова), иконописца Владимира Комаровского, православной семьи Верховцевых. Также прозвучали доклады об использовании духовного наследия новомучеников в преподавании Основ православной культуры, истории России, краеведения. В чтениях приняли участие сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации, директора и преподаватели воскресных школ, преподаватели предмета «Основы православной культуры», выпускники и слушатели Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского. Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/982463.htm...

  7. “Блюди себя и возмогай!”. Записка епископа Варфоломея в ответ на исповедание помыслов 8. Записка-ответ архимандрита Никиты (Курочкина) на исповедание помыслов. 6 сентября 1935 г. Сохранялись не только изречения, зафиксированные в виде письменных маргиналий, но и устные изречения и фрагменты (часто не длиннее одной-двух фраз) проповедей и наставлений (илл. 9). На иллюстрации показаны записи изречений настоятеля 9. “О службах церковных”. Сборник изречений епископа Варфоломея из поучений, посвященных празднику Введения во Храм Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, постриженика Зосимовой пустыни епископа Варфоломея (Ремова). Все они посвящены празднику Введения во храм Божией Матери и были сказаны в один день (в сам день праздника, 21 ноября по старому стилю) в течение пяти лет: с 1928 по 1932 годы. В архиве присутствуют также записи изречений на другие темы — аскетические, пастырские, датированные и не датированные. Обратим внимание, что здесь изречения уже структурированы тематически. В виде таких сводных выдержек могли бытовать не только устные изречения, но и фрагменты из ответов на исповедания помыслов. Вполне возможно, что именно с ними мы имеем дело в случае с текстом на илл. 10. 10. Сборник сентенций епископа Варфоломея на аскетические темы Однако эти записи устных и письменных изречений, структурированные тематически, но ещё чётко отделённые друг от друга и существующие как соположенные, но всё же отдельные высказывания, были только вторым, промежуточным этапом в бытовании изречений старцев Высоко-Петровского монастыря. Совершенно очевидно, что дальше они объединялись в крупные тексты (илл. 11) — развёрнутые и пространные аскетические поучения. В 1996 г. при первой публикации мы квалифицировали 11. Поучения епископа Варфоломея, составленные из изречений этот и примыкавшие к нему тексты как письма 9 . Теперь же, после выявления разных форм бытования изречений духовных руководителей в высоко-петровской литературной традиции, всё более отчетливо выявляется составной характер этих текстов.

http://pravmir.ru/asketicheskaya-pismenn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010