Ему не хватает " духовности " . Это стремление к духовности ведет к совсем иному общественному устройству, нежели существующее " . Сегодня, отмечает Георгий Любарский, людям предоставлено выбирать между всего несколькими общественными моделями: " проект Просвещения (знание - сила, прогресс, наука), либеральный проект (свобода - и этого достаточно), несколько проектов мировых религий (уточнять и комментировать которые неуместно), и, наконец, американская мечта (труд, благосостояние и достоинство, ведущие ко все большему благосостоянию и более достойному достоинству) " . " Но вот мы заглянули в глубину российского подсознания - и оттуда произнеслось странное: духовность… Ясно только, чем эта " духовность " не является: это не мечта о благосостоянии (хотя ясно, что не призыв к борьбе с ним), не воля к просвещению (хотя видно, что не к мракобесию)… А что же? На этот вопрос пока не ответить " , - заканчивает автор статью, ссылаясь на потемки подсознания. Поиск той самой " духовности " , чего-то большего, нежели власть закона и благосостояние, был заложен в русском человеке именно жизнью в Православии. И даже последние сто лет истории государства пока не вытравили эту потребность. Однако процесс " вытравливания " сегодня ведется с не меньшим энтузиазмом, чем 80 лет назад. " Линией фронта " в этой борьбе стал вопрос о преподавании предмета " Основы православной культуры в школе " . Недовольным тоном сообщает автор сайта " Время.ru " Кирилл Василенко в статье " Закон Божий сверх стандарта " о том, что " Русской православной церкви все-таки удалось добиться права преподавать религию в школе. Министр образования Владимир Филиппов подписал на днях приказ о проведении подобных уроков " вне рамок стандартных образовательных программ " . По мнению автора, " законодатели от образования дали полный карт-бланш РПЦ " . Автор отмечает, что эта инициатива вызвала возмущение многих светских людей и верующих других конфессий. Однако в качестве доказательства Кирилл Василенко приводит только слова главного раввина, который боится " ущемления " иноверцев " или " разделения учеников на национально-религиозные группы " .

http://pravoslavie.ru/4841.html

Вышеотмеченная деформация восприятия, разрывающая смерть и пожилой возраст, возможно, оказывается еще более чувствительной, если мы посмотрим на тенденции изменения отношения к смерти. Как показывают опросы Левада-Центра, за 6 лет заметно сократилось число выбирающих в ответ на вопрос: « Сколько вы хотели бы жить ?» вариант: « Сколько Бог даст » (43% в 2007 г., 26% в 2013 г.). Зато набирает популярность ответ «хочу жить до тех пор, пока буду сохранять силы и ясность ума » (34% в 2007 г., 48% в 2013 г.) Отношение к смерти становится более рациональным. Растет недоверие к возможной поддержке со стороны окружающих Homo Economicus ; россияне прогнозируют собственную отчужденность как от Бога, так и от общества в самом сложном человеческом возрасте. Незаметность как главная добродетель старости Что происходит в России со старыми людьми? «Их нет». Вспоминается довольно типичный случай из практики социальной работы с возрастными группами, когда активного и спешащего волонтера, доставившего по адресу еду и лекарства, – опекаемая им бабушка пытается удержать: « Мне б не столько лекарства, внучек, мне б поговорить…» Но существует ли эта бабушка как равноправный – и даже более достойный, более мудрый человек, носитель жизненного опыта, – в глазах волонтера? Или он видит перед собой «социальную задачу»? Проведенное несколько лет назад Г. Любарским экспертное изучение нарративов рунета с целью выяснить, что в глазах россиян является основными добродетелями старости, показало одновременно как шокирующий, так и ожидаемый результат: главная добродетель старости – незаметность. Возможно, современный российский контракт поколений основан на вытеснении старого возраста, связанного с неизбежностью смерти. Где вытеснение, там искажение реальности, значит – ресурсная неэффективность. Вытесняемая старость – всероссийский миф В этой связи можно вспомнить, что вытесняемое часто оказывается невидимо доминирующим. Можно привести следующее наблюдение. Служба «Среда» использует edutainment , онлайн игры и тесты, позволяющие собрать информацию о больших количествах пользователей.

http://pravmir.ru/tsennost-starosti-v-to...

27 октября вечерние газеты вышли без раздела «По телеграфу», чему дано было разъяснение на первых полосах: «Петроградское телеграфное агентство уведомляет, что, будучи занято комиссаром военно-революционного комитета, оно лишено возможности передавать сведения о происходящих событиях». Были, видно, в Тотемском уезде Вологодской губернии свои источники информации, помимо занятого под революционные нужды телеграфа – уже 28 октября крестьянин Замораев демонстрирует полную осведомленность: «В Петрограде было выступление большевиков. Керенский идет на усмирение разных советов. Чья возьмет, неизвестно. Жалко России, вся истерзана, разорена. Кругом смута и анархия». «12 ноября. В Петрограде, говорят, неспокойно. Большевики сгубили все дело. Везде бунты и голод». 4 Денщик толкнул плечом дверь и, ловко балансируя подносом с подстаканниками, вошел в зал. Офицеры сидели, сдвинув кресла к столу, за которым начальник училища хмуро перебирал бумаги. Генерал Зыбин, седой, тяжелый, с широкой, полгруди закрывающей бородой, задумчиво стучал по краю пепельницы вишневой трубкой, выбивая табак, который уже давно лежал коричнево-сизой горкой на сером мраморе. Сырцов ходил по залу, поминутно выглядывая в окно; опираясь на спинку кресла, склонялся, взволнованно и горячо шептал что-то Шмидту. – Расставляй, – скомандовал Магдебург, расположившийся, по фронтовой привычке, лицом ко входу, и принял в ладонь горячее обжигающее серебро. – Капитан, – приказал Враский, повернувшись к Любарскому, – доложите собранию последние телефонограммы. – Вчера, 29-го октября, в Москве полковник Рябцев захватил Кремль. Юнкера разоружили большевицких солдат и удерживают практически весь центр города. Укрепились в Александровском, Алексеевском военных училищах, штабе Московского военного округа, в Лефортове, в здании Лицея и продовольственных складах на углу Крымской площади и Остоженки, в 5-ой школе прапорщиков в Смоленском переулке и в 6-ой школе прапорщиков в Крутицких казармах. Большевики отрезаны от всех районов города. – Любарский прервался, прокашлялся, словно ища новый голос, убедительный и злой. – К Москве подтягиваются красногвардейские части. Железнодорожный Военно-революционный комитет организовал охрану железных дорог Московского узла. Пропускают только те поезда, которые везут подкрепление бунтовщикам. Вокруг Кремля идут ожесточенные бои.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Но принятие в духовное Греко-униатское ведомство людей податного состояния, по силе означенного выше именного указа, должно происходить на том самом основании, как постановлено принимать людей сего рода в белое духовенство Православной Греко-российской Церкви. Они должны иметь, согласно 193 статье свода законов тома 9, узаконенное увольнение от своего общества; и дела сего рода, по рассмотрению оных казённою палатою, должны восходить к начальнику губернии, а от него на рассмотрение Правительствующего Сената. Между тем увольнение крестьян Греко-униатского духовного ведомства вовсе не зависело до сего времени от общества тех крестьян, ниже от самого духовенства; но увольнение таковое, по нескольким бывшим до сего примерам, совершалось посредством главного управления духовных дел иностранных исповеданий и восходило на Высочайшее Его Императорского Величества соизволение. Посему, долгом поставляю представить коллегии, не благоугодно ли будет попросить разрешение насчёт порядка увольнения фундушевых крестьян для определения их в церковнослужители. В Греко-униатскую коллегию, от 19 марта за 269, о сделанных распоряжениях насчёт уничтожения по церквам органов По Литовской Греко-униатской епархии было 86 церквей, в коих находились органы. По неимению дьячков при большей части церквей оной епархии и по недостатку церковнослужителей, коих можно бы обратить в дьячки, я не мог приступить с самого начала управления моего сею епархией к искоренению означенного нововведения, не свойственного Греко-восточной Церкви. Но, с учреждением при кафедральном Жировицком соборе училища для образования дьячков, обращено на это особенное внимание. Кроме принятых в оное училище 30 воспитанников на казённое содержание, учреждена очередь для постепенного доставления из всякого благочиния некоторого числа церковнослужителей для образования их в том училище на иждивении священников лучших приходов. К таковой доставке в училище церковнослужителей обязаны были прежде всего священники тех церквей, в коих находятся органы, так как приходы, могущие содержать органы и органиста, тем более будут в состоянии содержать хорошо приготовленного дьячка. Засим, в половине истекшего 1835 года, воспрещено уже совершенно употребление органов по всем Греко-униатским церквам. Но, как самое оставление по церквам органов могло быть поводом к соблазну и, занимая напрасно место в Церкви, только бы стесняло самое место и препятствовало даже хорошему порядку в церкви и в богослужении: то и предложил я консистории, в 11 день истекшего февраля:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По Высочайшему повелению, объявленному вашим сиятельством Греко-униатской коллегии, от 13 марта прошлого 1837 года, воспрещено Римским священникам крестить Греко-униатских младенцев и записывать их при Латинских костёлах, равно предписано возвратить окрещённых Латинянами прежде в прародительское их исповедание, и метрические о них выписи из Латинских метрических книг перенести в Греко-униатские. По отзыву вашего сиятельства, от 12 января сего года за 6, ко мне обращённому, требовал я от Литовской консистории сведений, в какой степени исполнено уже означенное Высочайшее повеление. За сим консистория доносила мне, что Римско-католическое духовенство не дозволяет Униатским священникам забирать необходимые по означенному предмету справки из метрических книг при Латинских костёлах, и что самая Виленская Римско-католическая консистория отказала в сем отношении требованию консистории Литовской. Так как ныне поступает из коллегии к вашему сиятельству представление, с испрошением, между прочим, чтобы Римские священники дозволяли духовенству Греко-униатскому забирать нужные по означенному предмету справки из метрических книг при Латинских костёлах; то я и со своей стороны долгом поставляю ходатайствовать о том к вашему сиятельству. Вследствие помянутого вашего ко мне отзыва, от 12 января за 6. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому, от 25 мая за 250, об оказании содействия надворному советнику Скрипицыну, командированному с особым поручением по Греко-униатской части в западные губернии В исполнение Высочайшего Его Императорского Величества повеления, состоящий за обер-прокурорским столом в Святейшем Синоде камергер надворный советник Скрипицын командировать в западные губернии с особым поручением по Греко-униатской части. Засим г. обер-прокурор Святейшего Синода просит меня о предложении вашему преосвященству, дабы вы оказали г. Скрипицыну полное в сём деле содействие сообщением всех сведений, какие для того окажутся нужными. Поручаю вашему преосвященству сделать в своё время подлежащее исполнение по означенному предмету. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 26 мая за 252, о противозаконных поступках Римского духовенства, совращающего вновь Греко-униатов Турейского прихода, возвратившихся в природный обряд

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Белостокского благочиния в церквах: 1) Пухловской, 2) Самогрудзкой, 3) Потоцкой, 4) Островской, 5) Ячнянской, 6) Топилецкой, 7) Фастовской, 8) Дойлидзкой, 9) Хорощанской, 10) Васильковской и 11) Суражской; Бельского благочиния в церквах: 1) Вольской Воскресенской, 2) Райской, 3) Гриневицкой, 4) Наревской, 5) Корнинской, 6) ийитовской, 7) Вольчанской и 8) Подбельской; Дрогицкого благочиния в церквах: 1) Косенской, 2) Боцьковской, 3) Андрианской, 4) Жерчицкой, 5) Журобецкой, 6) Наройской, 7) Мельницкой Воскресенской, 8) Чарнянской, 9) Брянской, 10) Цехановецкой и 11) Малешевской; Луцкого благочиния в церквах: 1) Озденижской, 2) Гаймейской, 3) Лопавской, 4) Минковецкой, 5) Турианской и 6) Дублянской; Олыкского благочиния в Малинской церкви, О чём донося коллегии, долгом считаю присовокупить: что по некоторым благочиниям Литовской епархии все уже Церкви снабжены иконостасами, но многим же, в незначительном только числе церквей, остаётся устроить оные: что, по медленному устройству церквей некоторых благочиний, особенно Минского и Вилейского, за отказом многих помещиков в необходимом по сему предмету вспомоществовании, я, независимо от ежемесячных распоряжений через консисторию и отношений к местному начальнику губернии, отнёсся ныне вновь и к тамошнему генерал-губернатору князю Долгорукову, прося содействия с гражданской стороны; что во многих церквах, где прежде устроены были иконостасы на скорую руку, строятся уже ныне отличнейшие иконостасы, и что устройство церквей по казённым имениям несколько ныне приостановилось, так как прихожане, ожидая пособия от казны, воздержались с собственными на сей предмет пожертвованиями. Литовской Греко-униатской консистории от 17 сентября за 847, о доставлении ведомости о дьячках, бывших при церквах до 1833 года и после назначенных В 7 день февраля сего года за 110, предложил я консистории доставить мне четыре ведомости о людях духовного ведомства Литовской епархии для размещения их по вакантным церковно-служительским местам. Так как консистория не пополнила до сих пор означенного моего предложения, и вероятно оно сгорело вместе с прочими делами; с другой же стороны, замещение церковно-служительских мест предоставлено мною уже преосвященному Антонию: то, препровождая в списке означенное моё предложение, от 7 февраля за 110, предлагаю консистории доложить оное преосвященному Антонию для дачи сему делу дальнейшего движения; мне же представить полную ведомость: при которых приходских церквах находились хорошо знающие свою должность дьячки до 1833 года, к которым церквам назначены вновь дьячки с означенного 1833 года по настоящее время, и при которых приходских церквах не имеется ещё поныне хороших дьячков. В Греко-униатскую коллегию, от 8 октября за 901, с ведомости о вновь упразднённых восьмидесяти трёх приходах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Марковский уверял преосвященного Антония, что не только от него никто не требовал подписки, но и не сообщено ему было о намерениях начальства по Униатскому делу. Подтверждение сего я имел и в других частных сведениях. Меня также уверяли, будто поводом противодействия Марковского по Униатскому делу было личное нерасположение к нему преосвященного Василия по каким то сторонним сплетням. Но из какого бы источника не происходило прежнее противодействие Марковского, его безотлагательное раскаяние и полное удостоверение в его благонадёжности заслуживают, кажется, на уважение. Я бы полагал, что можно ныне же возвратить священника Марковского в епархию, с тем только, чтобы он при Полоцком кафедральном соборе подвергнут был за прежние свои проступки епитимии по назначению преосвященного Василия. Если преосвященный примет его не по прежним впечатлениям, но с любовью, как раскаявшегося грешника, то я уверен, что возвращение Марковского не только не принесёт вреда, но и будет ещё полезно. Впрочем, можно бы Марковского возвратить и безусловно на прежнее местожительство, по имению его в Сенненском уезде Могилёвской губернии, передав его в ведение местного Могилёвского епархиального начальства, что имело бы также не худые последствия для будущего. Доводя до сведения вашего сиятельства о таковом моём мнении и препровождая обратно как отношение к вашему сиятельству преосвященного Василия, так и другие четыре бумаги вместе с их описью, имею честь быть. Благочинному Овручскому Даниилу Буткевичу, от 20 апреля за 320, о распоряжениях по случаю отказа прихожан исполнить исповедь в церквах Овручского благочиния, устроенных по Греко-восточному обряду Овручский земский исправник донёс г. Киевскому военному, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору, будто многие прихожане подведомых вам церквей не были в истекшем великом посту на исповеди и не приобщались св. тайнам по тому поводу, что приходские их церкви устроены по правилам и обряду, свойственному нашей Церкви. Обстоятельство сие, если оно действительно случилось, предполагает, с одной стороны, весьма ограниченное образование помянутых прихожан, с другой – малую способность или нерадение самого духовенства в наставлении своих паств в истинных христианских обязанностях и внушении здравых понятий о духовных предметах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Настоятелю Мелецкого монастыря В. Яснульскому, от 3 марта за 80, о выписке из Волыни в Литву иконописцев и художников для устройства иконостасов Для состоящих в моём ведении церквей нужны будут иконописцы, и особенно художники, занимающиеся устройством иконостасов. В Литве их очень мало; на Волыни найти их легче. И так порасспросите отец настоятель о сем хорошенько у людей знающих; поговорите и с самими художниками – и донесите мне, сколько таковых художников можно вызвать в Литву, на каких условиях и какого они достоинства по своему искусству? Чем подробнее будут сии сведения, тем лучше – только старайтесь поспешить доставлением оных мне в С.-Петербург, ибо я в первых днях мая месяца надеюсь выехать в епархию. Впрочем, вы можете уверить заблаговременно художников, что для них найдётся довольно работы в Литве и на десять лет. Председателю Литовской консистории А. Тупальскому, от 6 марта за 81, о передаче остатка от жалованья, получавшегося покойным епископом Яворовским, в пособие викарному епископу Антонию По всеподданнейшему докладу его высокопревосходительства министра внутренних дел Д.Н. Блудова о моём ходатайстве, Государь Император Высочайше повелеть соизволил: предоставить в пособие новопосвященному викарному епископу епархии Литовской Антонию остающееся от жалованья умершего епископа Льва Яворовского, со дня его смерти 21 октября, по день обращения оного 11 декабря минувшего года, на другое назначение, около 350 руб. сер., которые приняты вашим высокопреподобием из казначейства вместе с прочими окладами. Вследствие сообщения о сём ко мне его высокопревосходительства, имею честь уведомить о том ваше высокопреподобие и просить о передаче помянутого оставшегося жалованья, сколько окажется по расчёту, преосвященному Брестскому Антонию. Председателю Литовской консистории А. Тупальскому, от 13 марта за 91, о доставлении ведомости о церквах и состоящем при них духовенстве, – а также о скорейшей продаже кафедральных органов У меня не имеется послужных списков о священниках и диаконах, на особом листе у сего поименованных. Распорядитесь, ваше высокопреподобие, о составлении таковых списков к моему в Жировицы приезду, прибавив к сему и другие духовные лица, если окажутся пропущенными в формулярных списках, консисторией уже мне доставленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБАРСКИЙ Яков Николаевич (7.07.1929, Киев - 30.11.2003, С.-Петербург), византинист. Вскоре после рождения Л. его семья переехала в Ленинград, блокадные годы Л. провел в эвакуации. В 1946-1951 гг. учился на кафедре классической филологии филологического фак-та ЛГУ, окончил его с отличием, был рекомендован к поступлению в аспирантуру, но в силу политической конъюнктуры принят не был. В 1955-1965 гг. Л. преподавал в педагогическом ин-те г. Вел. Луки, затем заведовал кафедрой иностранных языков Ленинградского сельскохозяйственного института, параллельно занимаясь исследованиями визант. лит-ры. В Вел. Луках Л. познакомился с А. П. Кажданом , который стал его другом и учителем. Под его руководством Л. в 1964 г. защитил канд. дис. ««Алексиада» Анны Комнины как исторический источник». В 1977 г. защитил докт. диссертацию о жизни и творчестве Михаила Пселла. Только в 90-х гг. ХХ в. Л., уже будучи ученым мирового уровня, стал штатным преподавателем СПбГУ. С этого времени Л. часто выезжал за рубеж для участия в конференциях, семинарах, выступал с лекциями и докладами в Вашингтоне (Дамбартон-Окс), Мюнстере, Уппсале, Париже. Я. Н. Любарский. Фотография. Кон. ХХ в. Я. Н. Любарский. Фотография. Кон. ХХ в. Ранние статьи Л. посвящены классической филологии, но большинство его научных работ принадлежат сфере визант. филологии. Заслуги Л. в области изучения визант. лит-ры уникальны как в отечественной, так и в мировой науке. Доминантой научных интересов Л. стало творчество Михаила Пселла. Основные выводы исследований были изложены в монографии 1978 г. «Михаил Пселл. Личность и творчество: К истории византийского предгуманизма» (2-е доп. изд.: Безобразов П. В. Визант. писатель и гос. деятель Михаил Пселл. Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. СПб., 2001; греч. пер.: Η προσωπικτητα και το ργο του Μιχαλ Ψελλο. Αθνα, 2004). Л. исследовал мировоззрение автора, реконструировал его взаимоотношения с современниками, характеризовал художественные особенности трудов Пселла, подчеркивая их оригинальность и отмечая отступления от традиц. канонов жанра и стиля. Творчество Пселла анализировалось в широком контексте визант. лит-ры, поэтому книга разрослась в исследование об интеллектуальной жизни в Византии XI в. Работы Л. во многом определили дальнейший ход исследований наследия Пселла в мировой науке.

http://pravenc.ru/text/2561026.html

Икона-до и путь древнего мастера. Почему нельзя идти в иконопись за профессией и бизнесом Художник Владимир Любарский – о духовном тупике, копировании и самости автора 30 января, 2020 Художник Владимир Любарский – о духовном тупике, копировании и самости автора Иконописец Владимир Любарский в советское время пришел в иконопись из светского искусства. Долгое время работал вместе с иконописцем Александром Соколовым, сейчас продолжает заниматься церковной монументальной росписью. Разработка богословской и художественной идеи росписи храма – одна из главных задач художника-монументалиста. О творческом пути мастера рассказывает Оксана Головко. Художнику, который будет расписывать храм, нужно угадать пропорции, модуль изображения, как образы будут восприниматься верующими, которые смотрят на них. А потом художник принимается за работу и само церковное пространство начинает помогать. – В этом проявляется некий момент соборности, – говорит Владимир, – когда ты как бы подключаешься к общему церковному мышлению. Любая концепция росписи храма – это и история человечества, история спасения, и вся жизнь человека в развитии. На восточной стене чаще пишут Благовещение, на западной – Страшный Суд (на самом деле не столько страшный, сколько желанный) или Успение – вторую Пасху. Трудно объяснить словами, но когда ты погружаешься во все это, тогда что-то толковое может появиться и можно избежать изображения шеренг святых – безразличных, формальных. Какая может быть формальность в этой системе храмовой росписи? Под куполом Спас Вседержитель, Небесные силы, праотцы, пророки, евангельские сцены, самый нижний ярус – святые. Нижний – не последний. Последний ярус – это мы с вами, члены Церкви, живущие сегодня. Образ всей Церкви, всей Вселенной, всего мира от начала до Второго пришествия. Владимир Любарский. Фото: likirussia.ru Заработок, но не бизнес Кроме стилизации в современной иконописи Владимира огорчает коммерциализация. Понятно, что иконописец живет за счет своего труда и получать деньги за него – нормально. Речь о другом, и началось все не сегодня.

http://pravmir.ru/ikona-do-i-put-drevneg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010