Я не вхожу в рассмотрение, какая польза даже для Римлян посылать миссии по своим церквам, имеющим собственное духовенство; но все знают вред оных для обитателей западных губерний Греко-российского и особенно Униатского исповедания. Сии последние отклоняются здесь обыкновенно, если не делом, то по крайней мере духом от собственной Церкви. На них действует торжественность и необыкновенность случая, привычка прежняя участвовать в подобных Римских богослужениях, самая пышность репрезентации, которую Римское духовенство соблюдает, и по собственным средствам и по участию всего зажиточного тамошнего населения, к Римскому обряду принадлежащего. Я не говорю здесь о непосредственном влиянии духовенства во время проповедей и на исповеди – когда они решились разглашать изъяснённое выше общенародно и в печатных книжечках, то чего не станут внушать на словах и особенно на исповеди. По сим причинам, долгом поставляю просить покорнейше посредства вашего сиятельства, чтобы отправляемые ныне по Гродненской губернии Римским духовенством миссии были прекращены, чтобы рассмотрены были вообще основания, на коих таковые миссии назначаются и производятся, и чтобы затем, на будущее время, они не могли иначе совершаться, как по предварительному рассмотрению и дозволению высшего начальства и не без ведома Православного Греко-российского и Греко-униатского епархиального начальства. Причём прилагаю помянутую выше молитвенную книжечку. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 30 апреля за 197, об испрошении Высочайшего соизволения, чтобы постройка Римско-католических церквей и каплиц не была впредь разрешаема без предварительных сношений с Греко-униатским епархиальным начальством При разрешении на постройку Греко-униатских церквей, местные гражданские начальства не только требуют мнения Православного епархиального начальства, но некоторые из них и такового же Римско-католического: нет ли с их стороны какого-либо препятствия таковой постройке. Между тем с подобным требованием никогда не обращаются к Греко-униатскому епархиальному начальству, в случае сооружения Римско-католических церквей и каплиц, хотя по местным обстоятельствам мнение этого начальства во многих случаях весьма бы было полезно для соображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С сим вместе я отношусь по принадлежности об удержании Римских духовных от своевольства, подобного допущенному в настоящем случае епископом Липским. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 7 декабря за 1266, о требовании Гродненского губернского начальства, чтобы дела о совращённых в Римскую веру бывших Униатах были прекращены в производстве Гродненское губернское правление, в октябре месяце сего года, положило: до разрешения высшего начальства прекратить дела, производящиеся о совращённых в Римскую веру Униатах, частью за воспоследованием указа о воссоединении Униатов к Православной Церкви, частью за уклонением от производства сих дел Виленской Римской консистории, частью что дело об уклонении сем состоит под рассмотрением вашего сиятельства. Засим Гродненский губернатор относится к преосвященному Антонию, чтобы все дела помянутого выше рода оставить без производства и исключить из числа нерешённых, впредь до разрешения высшего начальства. Я, с моей стороны, полагал бы, что гражданские начальства должны бы по делам о латинизантах приложить более деятельности против прежнего, а не останавливать их по тому поводу, что последовало воссоединение Униатов к Православной Церкви. За всем тем, я не нахожу себя вправе и в возможности поступить вопреки прописанного постановления губернского правления и местного губернатора, тем более, что действительно обстоятельство о противодействии Римского духовного начальства по делам о совращённых в латинство Униатах состоит под рассмотрением вашего сиятельства, по представлениям Белорусско-Литовской коллегии, в истекшем 1838 году последовавшим. По сему, препровождая при сём в списке означенное выше постановление Гродненского губернского правления, от 4 октября сего года, долгом поставляю просить покорнейше разрешения вашего сиятельства, должно ли удовлетворить требование Гродненского гражданского губернатора относительно исключения из числа нерешённых дел много численных дел, производящихся о совращении Латинянами бывших Униатов в Римскую веру. Имею честь быть. Высокопреосвященнейшему Никанору, архиепископу Минскому (конфиденциально), от 8 декабря за 1267, о причинах, по которым оказывается несвоевременным ныне перечисление прихожан Погоской воссоединённой церкви к Староконскому древлеправославному приходу

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Уведомляя меня о сём для зависящих распоряжений, граф Протасов присовокупляет, что о таковом Высочайшем разрешении уведомлён им и г. министр внутренних дел для сведения и надлежащего с его стороны в потребном случае распоряжения. Поручаю вашему преосвященству сделать надлежащее распоряжение о присоединении канцеляриста Карницкого к Греко-униатскому исповеданию, и о совершении присоединения меня уведомить. Литовской Греко-униатской консистории, от 10 июля за 332, о воспрещении Римско-католическому духовенству отправлять миссии по западным губерниям без разрешения главного начальства в С.-Петербурге Получив от преосвященного Антония уведомление, что Римско-католическое духовенство отправляет в разных местах миссии, действующие вредным образом на Униатов, и распространяет при сем случае книжечку на польском языке, противную правилам веротерпимости и христианской любви, я входил о том в сношение с г. обер-прокурором Святейшего Синода; и затем г. министр внутренних дел потребовал от управляющего Виленской Римско-католическою епархией надлежащих сведений и объяснений по означенному делу, а с тем вместе поставил ему в обязанность принять безотлагательно решительные меры, дабы впредь будущее время подведомственное ему белое и чёрное духовенство ни под какими предлогами не дерзало, вопреки государственных наших постановлений, касаться в религиозном отношении людей не только Православной веры и Униатов, но и других христианских исповеданий, неуместными толками и внушениями, столь противными веротерпимости и общему гражданскому благоустройству. Ныне граф Протасов сообщает мне о новом уведомлении г. министра внутренних дел, что управляющий Виленскою епархией епископ Клонгевич, вследствие данного ему предписания по поводу совершаемых Латинским духовенством в некоторых местах Гродненской губернии миссии, донёс, что дальнейшие действия сих миссий остановлены и запрещено продавать и даром раздавать вышеупомянутую книжечку. К сему г. обер-прокурор Святейшего Синода присовокупляет, что, по всеподданнейшему его докладу, Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть, чтобы впредь Римско-католическое духовенство западных губерний ни под каким видом не совершало миссии без разрешения главного своего начальства в С.-Петербурге, и что о точном исполнении Высочайшего повеления предложено от г. министра внутренних дел Римско-католической духовной коллегии. Предлагаю о сём к сведению консистории. Викарному епископу Антонию, от 14 июля за 343, об истребовании от начальников 8 благочиний удостоверения о благонадёжности священников, в списке поименованных В 20 день истекшего июня за препроводил я к вашему преосвященству список духовным 18 благочиний, от которых не имелось ещё удостоверения о их благонадёжности. Ныне имею честь препроводить при сем список таковым же духовным остальных 8 благочиний, то есть: Ошмянского, Белостокского, Бельского, Кобринского, Вилейского, Довилейского, Ковельского и Каменокоширского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

За сим долгом поставляю просить покорнейше ваше сиятельство о сделании и с вашей стороны надлежащего распоряжения, чтобы местные гражданские начальства приняли участие в немедленной высылке упомянутых выше священников к назначенным для них причётническим местам, во сколько таковое участие окажется нужным, и чтобы за поведением их на новом местожительстве учреждён был надзор со стороны гражданской власти. Виленскому военному губернатору князю Долгорукову, от 12 июня за 421, с мнением по жалобе крестьян Виленского базилианского монастыря на притеснения дворового управления От 23 мая за 1872, ваше сиятельство препроводили на моё рассмотрение распоряжение просьбу фундушевых крестьян Виленского базилианского монастыря. Жалобы, в сём прошении заключающиеся, слишком общи, чтобы можно было иметь понятие о претерпеваемых, будто означенными крестьянами, притеснениях от управителя имения Шишки, а тем более, чтобы удостовериться о действительности оных. Посему я требовал от настоятеля монастыря Босяцкого нужного по означенному прошению объяснения; а между тем предписал ему прекратить немедленно всякие со стороны управителя Шишки злоупотребления, если таковые действительно допускаются, и вместе наблюсти, чтобы подавшие прошение крестьяне ни малейшее за сие не претерпели притеснения. По полученным ныне мною от настоятеля Босяцкого объяснениям, я не могу считать основательным упомянутое выше прошение; и едва ли монастырское начальство не более виновно в послаблении, чем в угнетении фундушевых крестьян. Впрочем, из сих же объяснений видно, что по распоряжению вашего сиятельства производится уже формальное дело касательно фундушевых крестьян: а, следовательно, я должен полагаться совершенно на открытие сим образом истины и поступление с виновными по законам, и засим всякое распоряжение по сему предмету с моей стороны уже было бы ныне излишним. Литовской духовной консистории от 18 июля за 432, о подвержении ведзьмянского священника Горбацевича назначенной ему коллегией епитимии за непринятие Московского служебника

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Отзывом, от 5 истекшего февраля за 64, ваше сиятельство, уведомляя меня, что епископ Липский утверждает о принадлежности Криглевицкой каплицы Римлянам, что он просит оставить эту каплицу за Римлянами для тамошних сего обряда прихожан, отдалённых от приходской Латинской церкви на 3, 4 и 5 миль, что, по его, Липского, объяснению, Римское духовенство никакого не делает вмешательства в Униатское ведомство, и что относительно принадлежности помянутой Криглевицкой каплицы наряжено следствие, – требуете от меня уведомления о последствиях сего дела. Между тем консистория Литовская, вследствие моего распоряжения, предписывала Любешовскому благочинному Олешкевичу, дабы, в Телеханы съехав, удостоверился, которые из числившихся при Телеханской Римской каплице Униатов присоединились к Православию, а которые нет, и затем, сделав сим последним именную роспись, поручить их ведению ближайшего Греко-униатского священника, с возвращением паки в Унию тех, кои перешли в Римский обряд, обо всём же рапорт доставляя в консисторию с росписью, пояснил, не нужно ли будет и где именно назначить для помянутых Униатов особого священника. Во исполнение чего благочинный Олешкевич, при рапорте, от 4 истекшего февраля, представляя регистр прихожанам, перешедшим из Унии на Латинский обряд, донёс, что кроме поименованных в регистре находится селение Глинна, в которой крестьяне непоколебимо исповедуют Греко-униатскую веру, коих числится 200 душ обоего пола, и что поименованные в списке лица все изъявили перед ним, рапортующим, желание возвратиться в Греко-униатское вероисповедание, если им будет определён сего обряда священник; так же, по возвращении всех латинизантов в первобытное их вероисповедание, будет считаться Униатов 1153 душ, то рапортующий мнением полагает, что нужно для них назначить Греко-униатского священника в Криглевицкой каплице, которая должна принадлежать к Грекоуниатам, ибо к соседствующим церквам никак нельзя их распределить по отдалённости оных, и что до назначения начальством особого священника Телеханский приход поручил он, рапортующий, ближайшему надзору: деревню Глинну настоятелю Мотольской церкви, отстоящей на 27 вёрст, и прочие деревни, показанные в списке, настоятелю Велесницкой церкви, отстоящей на 29 вёрст.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Из отношения моего, от 3 октября сего года за 1087, вашему сиятельству известно, что я распорядился об исключении из Свислочской гимназии обучавшихся в оной Людвига и Карла Горбацевичей, сыновей присоединившегося несколько лет тому назад к Православию и уволенного в светское звание Униатского священника Фомы, но отступивших было в латинство. После такового исключения, мать их вошла с прошением в консисторию Литовскую об увольнении помянутых Людвига и Карла из духовного ведомства, так как она не в состоянии по бедности своей воспитывать их в другом месте, кроме Свислочской гимназии, по месту жительства её в самой Свислочи. С тем вместе представила свидетельство Православного священника Платона Можайского, законоучителя при Свислочской гимназии, что оба означенных ею сына с мая месяца сего года до сего времени слушали у него закон Божий, успевали в нём очень хорошо, исповедовались и святым тайнам приобщались в Свислочской Православной церкви. Так как помянутые Людвиг и Карл Горбацевичи, продолжав уже гимназиальное учение до половины курса, не имеют воспитания соответственного духовному званию нужного, то я, согласно с мнением консистории, предложил оной уволить их из духовного ведомства, но с изъяснением в увольнительном свидетельстве, что они Православного исповедания. Уведомляя о сём ваше сиятельство, имею честь быть. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 5 декабря за 1259, с мнением по просьбе состоящего в Софрониевой пустыне иеромонаха Босяцкого, касательно переведения его в Курскую обитель Иеромонах Босяцкий просит перевести его в Курскую обитель для христианского приготовления и приобщения св. таин по поводу угрожающей якобы ему смерти. Но цель сия не может быть достигнута, так как в обители оной нет церкви и литургия не совершается, да и прочее богослужение не отправляется в должном порядке. Следовательно, Босяцкий гораздо более может воспользоваться спасительными средствами религии в настоящем его местопребывании, то есть в Путивльском Молчанской Софрониевой пустыне. Впрочем, я не нахожу никакого особого препятствия к перемещению Босяцкого в Курскую обитель; желательно только, кажется, было бы, чтобы настоятель Молчанской пустыни посвидетельствовал со своей стороны о справедливости показания Босяцкого о болезненном его состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вследствие чего долгом поставляю препроводить при сём к вашему высокопревосходительству ведомость, заключающую требующиеся вами сведения о церквах Литовской епархии, состоящих по губерниям Волынской, Киевской и Подольской. К сему не излишним считаю присовокупить: первое, что препровождаемая ведомость извлечена из ведомостей, составленных в исходе 1837 года, а, следовательно, по оной может быть некоторая, впрочем незначительная несоответственность против нынешнего состояния духовенства; второе, что все священники, отмеченные по ведомости крестиком, есть благонадёжные; третье, что к церквам Жирицкой, Свищовской, Лопавшской, Олыкской, Троицкой и Малосадечской, при коих не показано по ведомости благонадёжных настоятелей, определены уже другие надёжные священники; четвёртое, что по отделённым только ныне от Белорусской к Литовской епархии церквам, состоящим в Овручском и Житомирском уездах, равно в Киевской губернии, находится только 9 благонадёжных священников, об остальных же удостовериться не было мне ни времени, ни случая; и пятое, что кроме священников, показанных при церквах, находятся ещё священники безместные, по Волынской губернии 28, по Киевской 33, а по Подольской 19. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 11 апреля за 291, об отмене для Литовской и Белорусской ныне Православных епархий введённого прежде порядка утверждения гражданским начальством в должностях членов консистории и приходских священников Непосредственно после польского мятежа, Высочайше повелено: по Самогитской Римской епархии определять членов в консисторию, а также настоятелей и викарных к приходам не иначе, как по сношению с местным генерал-губернатором, да при том в настоятели и викарные представлять по три, или, по крайней мере, не менее двух кандидатов. Порядок сей распространён на все прочие Римско-католические и Греко-униатские епархии в западных губерниях Высочайшим Государя Императора повелением, объявленным коллегии в предложении от 11 марта 1832 года за 641. Таковой порядок определения священников для Римлян не может быть отяготителен.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1) осматривать лично или через избранных вами духовных сановников все Греко-униатские Церкви, равно монастыри, мужские и женские; 2) наблюдать за точным устройством оных по правилам нашей Греко-восточной Церкви, равно за правильным богослужением по обряду той же Церкви и вообще за поведением всего духовенства; 3) делать прямо от себя или через консисторию распоряжения об исправлении открывающихся упущений и беспорядков и, проступившихся же подвергать увещаниям, выговорам, запрещений от священнодействия и епитимии, а более виновных предавать суду консистории; 4) разрешать приём людей других состояний в духовное ведомство, равно увольнение или исключение из оного; 5) разрешать определение к церквам причётников, оных посвящать и о посвящении выдавать им от себя ставленные грамоты; 6) делать распоряжения и утверждать постановления консистории о наделении причётников надлежащею частью церковного фундуша; 7) замещать открывающиеся вакантные места временно другими священниками в звании наблюдателей; 8) принимать прежние от желающих быть рукоположенными во священники или диаконы, и по ближайшем рассмотрении обстоятельств, касающихся самого кандидата и просимого им места, предлагать консистории о сделании надлежащего постановления относительно достоинства просителя быть допущенным к посвящению, каковое постановление должно уже поступать по прежнему из консистории на окончательное моё утверждение и распоряжение; 9) разрешать всякие супружеские дела, по прошениям или частных лиц или представлениям консистории и местных благочинных поступающие; 10) делать распоряжения по всяким делам, касающимся нарушения церковной собственности, и по производящимся в сём отношении процессам, во сколько таковые распоряжения окажутся нужны; 11) принимать и разрешать прошения, относящиеся к личным потребностям духовенства, равно могущие случиться жалобы на местных благочинных и консистории, и 12) принимать и удовлетворять всякие законные требования местных гражданских и духовных начальств относительно частных духовных лиц, или же местных благочинных и консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ваше высокопревосходительство присовокупили, что сведение это предписано было поверить на месте, и за тем получено вами донесение, что Крашановский действительно праздновал Божье-Тело с крестным ходом и что, предполагая иногда в воскресный день служить обедню, не служит таковой по неизвестным причинам, и прихожане, не дождавшись обедни, расходятся домой. Таким образом, прописанный весьма важный и резкий донос оказался по разыскании самого гражданского начальства справедливым в том только, что священник Крашановский праздновал день Божьего-Тела крестным ходом и что иногда не служит в воскресный день обедни. Но в первом случае Крашановский вовсе не винен, так как сам Святейший Правительствующий Синод предписал в прошлом году отправлять богослужение с крестным ходом в день бывшего праздника Божьяго-Тела, да при том Крашановский поступил в сем случае по разрешению самого преосвященного Волынского Никанора, как ваше высокопревосходительство усмотрите из прилагаемая при сем в списке рапорта священника и вместе благочинного Крашановского. Из сего же рапорта видно, что он, Крашановский, в течение полутора года только один раз не служил, именно в праздник св. Онуфрия, по случившейся болезни, всем тогда известной. В рапорте Крашановского раскрыта достаточно сущность и поводы означенного выше поступившего к вам ложного доноса; и я покорнейше прощу ваше высокопревосходительство не оставить оных без внимания, так как подобные доносы не только осуждаются нравственностью и законами, но вредны в особенности ныне потому, что препятствуют утвердиться душевному единению между древлеправославным и воссоединённым духовенством и народом. Сие то душевное единение, смею думать, должно быть ныне главною целью гражданского и духовного начальства; открывающееся же иногда недостатки и несообразности по воссоединённому духовному ведомству, впрочем, снисхождением Святейшего Синода покрытые, со временем сами собою искоренятся, особенно после соединения обоих ведомств под одними епархиальными начальствами. Литовской консистории от 16 февраля за 182, о распространении по Литовской епархии Пространного Катехизиса Восточной Церкви в польском переводе

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Я благодарен вашему превосходительству за участие, приемлемое в надлежащем устройстве Греко-униатских церквей, и сведения, сообщённые в отношении вашем, от 11 сего июня за 7431, которые и не премину иметь в виду при дальнейших распоряжениях по епархиальному управлению. Что же касается устройства по церквам иконостасов, то я долгом поставляю обратить внимание вашего превосходительства на мои сообщения, от 20 сентября истекшего года за 495 и 498, к бывшему Гродненскому губернатору М.Н. Муравьеву последовавшие. Я назначил по Гродненской губернии сто пятнадцать важнейших церквей, в коих должны быть устроены иконостасы в течение одного года, и просил его, губернатора, об учреждении со стороны гражданской власти благоразумного надзора за исполнением сего моего распоряжения, а также о посредстве его к помещикам приписанных к означенным церквам крестьян, чтобы они приняли деятельное участие в надлежащем устройстве сих церквей и снабжении оных приличною утварью, священными облачениями и церковными книгами. Уверенный в деятельном участии г. бывшего губернатора, я назвал ему и остальные церкви по Гродненской губернии, в коих необходимо будет устроить иконостасы, надеясь, что он найдёт приличные случаи приохотить помещиков к сему благому делу. Между тем, я получаю сведения, что Греко-униатские священники не получают пособия стороннего и предоставлены по большей части собственным силам в устройстве назначенных уже мною 115 церквей; а посему я считаю нужным воздержаться с решительным предписанием о постройке иконостасов в беднейших церквах, пока не исполнится совершенно распоряжение моё в отношении других церквей, и пока не получу удостоверения со стороны вашего превосходительства, что вы примете надёжные меры к доставлению священникам в сём отношении пособия со стороны местных помещиков. Предоставляя сие последнее обстоятельство соображению вашего превосходительства, долгом поставляю просить покорнейше уведомить меня о ваших в сем отношении предположениях, дабы я мог соответственно сему распорядиться о дальнейшем устройстве подведомственных мне церквей Гродненской губернии. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову, от 26 июня за 385 (секретно), о распоряжении на счёт священников, не принявших Московских служебников

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010