Значок выпускника МГБИ На факультете культпросвета училось несколько мальчиков, среди них будущий известный поэт андеграунда Леня Чертков (ныне покойный), но он с девицами, полностью преобладавшими на библиотечном и библиографическом факультетах (потом слитых), не общался. В общем, это и был институт благородных и не очень девиц, преимущественно приезжих. Мне не досталось места в общежитии, и я снимала угол в Москве, поэтому больше дружила с москвичками – мы вместе ездили в институт и обратно на электричке. В институте было много хороших преподавателей, которых в пору борьбы с космополитизмом выдавили из более престижных вузов. Я вступила в студенческое научное общество и написала там свои первые работы – о поэме Асеева «Маяковский начинается» и об «Оттепели» Эренбурга, послала их на четвертом, последнем, курсе на конкурс в Литинститут. Меня не приняли на том основании, что два высших гуманитарных образования государство не может позволить (хотя я подавала на заочное отделение), но работы, судя по всему, кому-то из комиссии понравились, и их передали в «Литературку». Валерий Алексеевич Косолапов, тогда зам главного, вызвал меня, удивился, увидев, что пришла какая-то пигалица, и спросил, откуда я и что мне нравится из новых стихов. Я была девочка провинциальная, не знала того, что успели узнать москвичи из культурных семей, и сказала: «Мне всё не очень нравится, но вот в “Литературной Москве” опубликованы стихи какого-то Заболоцкого, они мне понравились, они настоящие». Он посмотрел на меня удивленно и заказал мне статью для «Литературки». Это было в 1956 году, с той поры идет мой профессиональный стаж. – Статья была о Заболоцком? – Нет, о Заболоцком я написала через два года, уже в Сталинске, и опубликовалась в «Вопросах литературы», но отказываюсь от той статьи, никогда ее не включаю в свои книги: у меня тогда еще были сугубо материалистические взгляды, и они нашли там выражение. А Косолапов мне заказал статью о повести Сергея Павловича Залыгина «Свидетели», очень либеральной по тем временам. Я сдала в редакцию целый «подвал» и тут же уехала в Сталинск, гонорар получила уже почтовым переводом и, помню, купила себе кусок синей ткани и, завернувшись, пошла на маскарад. Так я потратила свой первый гонорар.

http://pravmir.ru/irina-rodnyanskaya-pra...

По меткому выражению С. В. Мироненко, «чтобы познать историю, надо разрушить мифы». В отношении Свенцицкого это значит преодолеть не имеющую ничего общего с действительностью схему «был черненьким, стал беленьким» (или наоборот, в зависимости от полюсов). Истинный масштаб православного мыслителя и писателя станет очевиден только после знакомства с его творчеством. Необходимость в пристальном изучении его трудов для православной культуры, для нашего духа назрела давно. Сейчас, когда литературное наследие отца Валентина издается в должном объеме и с соответствующим справочным аппаратом, к этому не остается препятствий... кроме указанных в эпиграфе. А историки, искажавшие его идеи 726 , должны порадеть о научной репутации и дезавуировать свои оценки, представив объективный взгляд. «В этом вопросе нельзя ничем иным руководствоваться, кроме совести. Это страшно, это непосильно человеку – совесть. Она возлагает такие ужасающие бремена, но без нее нельзя жить» (прот. Валентин Свенцицкий ). 713 Антихрист (Из истории отечественной духовности). Антология/Сост. А. Гришин, К. Исупов. М., 1995. С. 175. 714 Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России//Вопросы философии. 2000. 12. С. 88–135. 715 Кейдан В. На путях к граду земному//Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997. С. 14–16. 716 Свенцицкий В., прот. Собрание сочинений. М.: Дар. – Т. 1. 2008; Т. 2. 2009. Далее в тексте статьи ссылки приведены по этому изданию. 717 В. Ф. Эрн: pro et contra. СПб., 2006. С. 880; Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М, 1998. С. 245–246. 720 Латынина А. Филология и подвижничество//Новый мир. 2008. 2; Архипов Ю. Свод, собранный по крупицам//Литературная газета. 2007. 19 декабря; Максим Козлов, прот. Прогулка на Немецкое кладбище (ч. 2). 721 См. «Христианское отношение к власти и насилию» и «Религиозный смысл «Бранда Ибсена» (Т. 2. С. 162–212.) 723 И. А. Ильин в книге «О сопротивлении злу силою» (1925) поставил тот же вопрос и пришел к тому же выводу, что и Свенцицкий в указанных работах. Тождественны здесь ход рассуждения, основные формулировки, критика толстовства и заключительные выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Точно также, в языке албанцев, древних скордисков, много слов французских, или древних галлов (Чертков о пересел. фракийцев в Времен. общ. ист. Х, 79-81), тех самых, которых за полтора столетия до рожд. Хр. часть ушла в малую Азию и образовала там Галатию. 46) См. июня 22 д. 47) Прокопий de bello gothico III, 14. Агафий III, 6. Раич 1, 157-159. О Кутиле " это дело признанное, что если кто назовет только Фракию, то тотчас соединяется с словом мысль и о мужестве и о массах воинов и о храброй отваге. Всему этому - родина страна та " 48). Полное собрание римских гражданских законов, лучший памятник древнего образованного мира, составлено было под надзором Управды. - Так спасена была для поздних времен праводатная мудрость Рима, иногда и вредная для новых народов, но чаще полезная уроками отчетливой опытности. Император дорожил христианскою верою, понимая высоту и благотворность ее. Он то подвергал строгому преследованию язычество и особенно в аристократах ума и власти, то привлекал язычников к св. вере благодеяниями любви49). - Потому не сомневаемся, что он старался как об укреплении чистой веры между славянами, жившими в империи, так и о приведении к Христу тех, которые решались жить в империи. Три предводителя славянских дружин, воевавших с империею, назывались Андрагост, Арсагост, Пирогост, т.е. соединяли с славянским гостем христианские имена: Андрей, Арсений,   и Гудиле Прокопий de bello goth. III, 30. О Бабе и Ваниле ibid. IV, 9. В 537 г. к Величару в Риме послано 1600 антов и славян из живущих оседло по Дунаю и потом 800 фракийцев (ibid. 1, 27; II, 5); в 544 г. в Италии было 400 фракийцев (ibid. III, 6). Фракиец из племени бессов (de bello goth. 1, 5; II, 26). В 575 г. патриций Оногост; в 592 г. полководец Татимир (Шафарика Древн. III, 250. 256. 257). Кроме личных имен фракийских, названия городов, местечек, крепостей Фракии, Македонии и Мизии, приводимые Прокопием, ясно и без всякой натяжки указывают на свое славянское происхождение... Таковы напр. Берзана, Врачишта, Дебре (ныне Дебр), Долибин (ныне Дулебин), Кавеца (ныне Кавица), Клесвестита (Клештевица), Лабуца (ныне Лабица), Милетис (Милица), Милареки, Стреден и пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

967 Временник общества истории и древностей. Кн. 10; Савельев-Ростиславич Н.В. Славянский сборник. 968 Геты, бесы, славяно-влахи, скифы, как особые племена славянские, объясняют собою известие о славяниях, покоренных в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христианское чтение. СПб., 1858). По известию Феофана и Кедрина, в 657 г. «император (Констанс 2) предпринял поход против Славиний ( Κατα Σχλαβινιχς, κατα Σχλαβινων ) и взяв в плен многих, покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь; дело идет о славяниях, о нескольких областях и княжествах славянских. Даже в Ма­кедонии было несколько жуп славянских. В 758 г. Копроним ворвался «в Славянии, лежащие в Македонии» τας κατα Μακεδονιαν Σχλαβινιας . Шафарик то говорит, что в Ма­кедонии занята область славянами, поселившимися за Дунаем в первых столетиях; то пишет, что поселение славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу V столетия (Шафарик. Славянские древности. Т. 2, кн. 1). Эта колеблемость – улика в том, что почтенный ученый потерял верную дорогу. О войне славян во Фракии и Паннонии с готами в 334 г. и с греками в 358 г. см.: Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории славян. Вып. II. 969 О путешествиях Павлин: Ты проходишь по полям Филиппов Македонии, Шествуешь чрез город Томы, И близкие к отчизне Скупы, Дарданский гость. 972 Память их 22 августа. Менолог Василия: «когда прибыл (префект) в город Патаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь ми­неи: «прибыв в местечко, называемое Патама, умертвил катапультою св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». О Боголепе см.: Известия Археологического общества. Т. IV. 974 Блж. Иероним, сказав о гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «Потому- то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами». 975 Павлин: Искусных копателей золота превращаешь В золото, и сам подражаешь бесам. Из них словом проникающим живое добываешь золото». v. 269–272. 978 Theophanes Confessor. The Chronicle, Byzantine and Near Eastern History; Georgii Cedreni. Synopsis historiarum. Ср.: Чертков А.Д. О переводе Манассииной летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Белый туман подымается над тёмной, сырой травой. Всё покрыл белый туман. Только страшное рябое лицо близко, близко... И голос хрипит прямо в уши...    Осколок чугуна блеснул на траве. Она схватила его. Подняла над собой и опустила с размаху, снова подняла и снова опустила.    -- Гадина!.. Гадина!.. Гадина!.. -- задыхалась она и как в бреду била его осколком чугуна по лицу, по вихрастой наклоненной голове.    ...Пусть же за всю жизнь... за все муки... пусть!.. пусть!..   Неужели правда?        Текст печатается по изданию: Два пути. 1906. N 1. С. 14-17.     Переиздание: Новый журнал. 2010. N 261.     Публикатор: С. В. Чертков         Капитан Изволин лежал на диване, забросив за голову руки и плотно, словно от ощущения физической боли, сожмурив глаза.    " Завтра расстрел " ... Весь день сжимала эта мысль какой-то болезненной пружиной ему сердце и, толкаясь в мозг, заставляла его судорожно стискивать зубы и вздрагивать.    Дверь кабинета тихонечко открылась и, чуть скрипнув, сейчас же затворилась опять. Маленькая, лет восьми, девочка, осторожно ступая, вытянув головку и вглядываясь в полумраке в лежащего с закрытыми глазами отца, полушёпотом проговорила:    -- Папа!    -- Я не сплю, Маня, -- тихо отозвался он, не переменяя положения и не открывая глаз.    -- Не спишь?    Девочка осторожно перелезла через отца и, поджав ножки, прижалась к спинке дивана.    Прошло несколько мгновений.    -- Папа! -- вдруг таинственно позвала Маша.    -- Что? -- сердце у Изволина почему-то вдруг ёкнуло.    -- Папа... -- и она докончила шёпотом, заледенившим ему душу: -- Папа... правда ли, что ты завтра пойдёшь человека убивать?..    Мурашки побежали у него по телу.    Машинально он повернул голову и взглянул в угол: там, зажжённая заботливой рукою старухи-няни (жена давно умерла у Изволина), ярким чистым пламенем горела лампада. Христос прямо на него смотрел с образа -- строго, вопрошающе: " Правда ли, что ты завтра сам пойдёшь и других поведёшь человека убивать? Правда ли, что ты хочешь взять суд Мой в свои руки? "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

событие — встречу писателя с крестьянином деревни Ботвинино Александром Суриным и разговор с ним. Толстой по своему обыкновению совершал долгие прогулки по окрестностям усадьбы, пешие и верхом. Верховая езда — одно из любимых занятий Толстого, причем в этих своих прогулках он любил выбирать самые трудные, с множеством препятствий дороги. «Все косогоры и рвы, какие есть на пути между Мещерским и Троицким, он проехал, — шутил Владимир Григорьевич»82, — записано в дневнике В. Ф. Булгакова. В находящееся неподалеку Троицкое Толстой ездил осматривать психиатрическую лечебницу. Побывал он и в Мещерской больнице. И там и здесь он присутствовал на «сеансах кинематографа», устроенных для больных. Вероятно, эти десять дней у Черткова были последними спокойными и счастливыми (относительно) днями Льва Толстого. «Вообще в эти дни, то есть во время пребывания у Чертковых, Лев Николаевич, по-видимому, чувствует себя очень хорошо, — писал В. Ф. Булгаков. — Всегда такой оживленный, разговорчивый. Думаю, что он отдыхает здесь после всегдашней суеты у себя дома. Да и самая сравнительная простота чертковского домашнего обихода, как мне кажется, гораздо более гармонирует со всем душевным строем Льва Николаевича, чем опостылевшая ему «роскошь», а главное, хоть и не полная, но несомненная аристократическая замкнутость яснополянского дома»83. Толстой рассчитывал уехать от Чертковых 25 июня. Но 22-го из Ясной Поляны пришли две телеграммы, в которых сообщалось о болезни Софьи Андреевны. Необходимо было срочно возвращаться. «Именно с этих двух злополучных телеграмм начался последний крестный путь Льва Николаевича, приведший его к могиле»84. Двадцать третьего июня Толстой выехал в Ясную Поляну. Пожалуй, сам того не желая, В. Г. Чертков стал одним из виновников этого трагического конца. Он очень много сделал для распространения произведений и идей Толстого, заслуга его в этом велика. И в заботах Черткова не было никакой материальной корысти. Корысть Черткова была иного рода: право называться ближайшим другом Льва Толстого, право

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

W. Iwanow, Die russische Idee. Tübingen, 1930. S. 21–30: Die Polarität der russichen Kultur. Б. П. Вышеславцев , Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. С. 131–170: Два пути спасения. B. Зеньковский, История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 258: Антимонизм (Предметный указатель). Интуитивизм La spiritualité. P. 316 ff. Lapriére. P. 182 ff. H. Dahm, Vladimir Solovev und Max Scheler... Salzburg, 1971. И. А. Ильин , Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х томах. Москва, 1918. Н. О. Лосский, Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж, 1938. N. Losskij, Histoire de la philosophie russe des origines a 1950. Paris, 1954. P. 423 ff. Русский перевод: H. О. Лосский, История русской философии. Москва, 1991. Н. О. Лосский, Интуитивная философия Бергсона. Москва, 1914. Н. О. Лосский, Обоснование интуитивизма. 3-е изд. Берлин, 1924. Н. О. Лосский, Ответ С. Ж. Поварнику на критику интуитивизма. С.-Петербург, 1911. W. Offermanns, Mensch, werde wesentlich! Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Iljin für die Erneuerung dergeistigen Grundlagen der Menschheit//Oikonomia 11. Erlagen, 1979. О непосредственном откровении no учению слова Божия//Рел.-филос. библиотека. Вып. 29. Москва, 1912. R. L. W. Tannert, Zur Theorie des Wissens. Ein Neuansatz nach S. L. Frank (1877–1950) Bern; Frankfurt/M, 1973. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 261: Интуитивное знание (Предметный указатель). Всеединство А. Б. Чертков, Православная философия и современность. Критический анализ «метафизики всеединства» и ее роли в идеологии современного православия. Рига, 1989. Copleston, Philosophy. Р. 45–76: Ivan Kireevsky and Integral Knowledge. Goerdt I. S. 765: Erkenntnis, ganzeinheitliche (Index). D. М. Kalesic, Russka filosofia vsejedinstva. Belgrad, 1978. N. Losski, Histoire. P. 227 ff. (S. L. Frank). Русский перевод: H. О. Лосский, История русской философии. Москва, 1991. В. Розанов , О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строя науки как цельного знания. Москва, 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

299 Сам прот. И. В. Васильев, его супруга Анна Ефимовна, моя невеста София Иосифовна, ее сестра Надежда Иосифовна, ныне супруга настоятеля нашей русской церкви во Флоренции – прот. В. И. Левицкого, и тогда 8-месячный брат их – С. И. Васильев, ныне член СПб. окружного суда. 300 Из наиболее значительных лиц были: гр. Муравьев Амурский с супругой (близкий друг о. Васильева), светлейшая кн. Чернышева, княг. Барятинская (супруга кн. Барятинского, по болезни не присутствовавшего на бракосочетании), кн. Ипсиланти, кн. Кочубей, графиня Радзивилл (представит. гр. Киселева, не присутствовавшего лично по болезни), кн. Оболенский с супругой, гр. Самойлова, княжна Мещерская (впоследствии Демидова Сан-Донато), генер. Чертков, генер. Новицкий с супругой (зять гр. Адлерберг, мой посаженый отец) и мн. др. 301 Не нужно забывать, что это было при Наполеоне III, в эпоху самого блестящего состояния французской столицы. Через 20 лет, в 1886 г., уже при республике, когда мы с женой снова посетили Париж, картина получилась другая: не было уже такой чистоты в городе, да и характер парижан довольно резко изменился к худшему. 302 Недостаток представительной наружности, а главное – слабость голоса и неумение петь, вследствие совершенного отсутствия музыкального слуха (во всю мою жизнь я не мог взять верно ни одной ноты), – всё это очень живо чувствовалось и отклоняло от принятия священства. 303 В Петербург из Парижа я отправлен был, между прочим, курьером с депешами в министерство иностранных дел, благодаря любезности парижского посла барона Будберга, – конечно не ко мне, а к моему тестю. Курьерских мне было выдано 1000 франков. 304 Московская академия, как замечено выше, шла в этом отношении впереди других академий. В ней первой, по милости незабвенного митр. Филарета, совершилась прибавка к казенному жалованью, «из неокладных сумм московской кафедры»: орд. проф., вместо 858, – 1200 р., экстраорд. проф., вместо 429 р., – 900 р., бак., вместо 429 р., – 700 р. (См.: С. К. Смирнов «История Моск. дух. акад. до ее преобраз.», стр. 344–345).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Почто ж паки вы притекли в храм сей? Уже ли не довлеет клятва за вас Избирателей? Уже ли еще их клятву вы должны подтвердит, и запечатлеть собственною клятвою, что оправдаете надежду Избирателей, что будете проходить служение во истине и с правым сердцем? Так! вожделенно доверие, но велики и обязанности; приятны почести, но страшна ответственность пред Богом, пред Августейшим нашим монархом, пред отечеством и ближними. Убо, прежде, ежели приступите к совершению клятвенных обетов, почитаю пастырским долгом напутствовать вас наставлением, как должны проходить ваше служение. Урок, излагающий главнейшие наши обязанности, состоит в сих чертах слова Божия: возвестися тебе, человече, кто добро, или чесого Госпоьд ищет от тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим; но урок сей: творити суд, любити милость, и ходити с Господем Богом 13 , сколь приличнее, сколь необходимее призванным на дело общеполезного служения! – Другая обязанность для званиеносца – любити милость. Дело милости, составляя общую всех обязанность – помогать требующим помощи, есть особенное дело судии, чуждого пристрастия и лицеприятия 16 . Неравенство состояний и званий уравновешивается силою законной справедливости; за щитом гонимый от гонителя, сильного, простодушный от коварного. Какая милость больше сея щит – в руках судии беспристрастного, нелицеприятного. Вот, внес в судилище прю свою именитый саном и силою, прю с малым и немощным; робость твердит тебе: он отмстит, есть ли не исполнишь волю его; надежда обольщает: он будет тебе покровителем, есть ли направишь весы правосудия на его сторону: но в тоже время воззопиеши притесняемая немощь к Богу отмщений: воздажь воздаяние и притеснителю и судие неправедному! Что ж должен делать судящий? Быть верным своему долгу и обязанности. Да не познаеши лица в суде, малому и великому судити 17 ниже посудитися лицу могущаго 18 . Вот, богатый в борьбе с убогим; на стороне первого ходатай – тяжеловесное, блестящее золото: на стороне убогого – только слезы и воздыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Уже Астапове, на пороге смерти, 1 ноября, диктует он дочери свои антихристианские пантеистические вымыслы; все то же, что и раньше, – безысходный заколдованный круг: “Бог есть неограниченное Все, человек есть только ограниченное проявление Его. Бог есть то неограниченное Все, чего человек сознает себя ограниченною частью. Истинно существует только Бог , человек есть проявление Его в веществе, времени и пространстве” и т.д. Нет у него сознания, что между Творцом и тварью бездна, что человек беспомощное, падшее существо, нуждающееся в Промыслителе и Искупителе. А следовательно, нет места ни покаянию, ни таинствам, ни Христу. О последних днях Толстого мы имеем три документа: протокол врачей от 9 ноября 1910 г. о болезни и смерти Толстого, составленный в Ясной Поляне и подписанный Д.П.Маковицким, Д.Н.Никитиным и Г.М.Бернштейном (“Новое затем статья В.Черткова о последних днях, напечатанная во всех газетах того времени, и воспоминания Сергея Львовича Толстого (по-английски). Болезнь Толстого началась в Шамордине 30 октября и закончилась его смертью утром 7 ноября. До 4 ноября Толстой еще надеялся на выздоровление, но с этого дня начинается страшное испытание перед жутким переходом в вечность, откуда нет возврата. Сведения о последних днях Толстого очень скупы: сквозь железное кольцо изоляции проскользнуло всего лишь несколько его фраз, но и этих фраз, дошедших до нас сквозь цензуру толстовцев, достаточно, чтобы пред нами возникла мрачная, тяжелая картина смерти без покаяния, полная отчаяния. Чертков приводит фразы Толстого накануне смерти: “Ну теперь шабаш, все кончено!” или: “Не понимаю, что мне делать?” 67 Сестра его мать Мария передает об этом более подробно: “Что мне делать, Боже мой! Что мне делать?” Руки его были сложены, как на молитву”. Эти слова в той или иной версии указывают на безвыходное положение, в каком себя сознавал Толстой. “Религия Толстого, – говорит Лодыженский, – поставленная перед лицом смерти, не дала ему успокоения. Последние дни его были днями человека мятущегося, не знавшего, что ему делать”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010