(26) 24) Иоасаф I 41 рукоположен 1657 года патриархом Никоном ; через 9 лет, в декабре 1666 r., он был в Москве на соборе в числе судей своего рукоположителя. Скончался в схиме с именем Иосифа. (27) 25) Симеон II, посвящен в 1676 г. апреля 16 дня патриархом Иоакимом из архимандритов новгородского Юрьева монастыря. В том же году был в Москве на венчании царя и вел. князя Федора Алексеевича и держал при церемониях златое блюдо. Скончался в схиме с именем Симона. (28) 26) Варсонофий III Чертков, a no другим Еропкин, из архимандритов Симонова монастыря, рукоположен в 1671 году в Смоленске во епископа; в 1676 году переведен на епархию Крутицкую в сане митрополита, оттуда в 1682 году митрополитом же в Тверь, но как Крутицкая митрополия вскоре вновь была восстановлена, то Варсонофий того же года возвращен на оную, а в Твери осталась по-прежнему архиепископия. (29) 27) Сергий, родом из Осташкова, посвящен в 1682 году патриархом Иоакимом из архимандритов Борисоглебского новоторжского монастыря. Он поставил в Твери собственным иждивением новую соборную церковь вместо сооруженной епископом Ефимием, пришедшей уже в ветхость. Собор сей – третий после построенного при князе Михаиле – начат в 1689 году, кончен в 1696 году, освящен 18 мая того же года и существует доселе. Преосвященный Сергий в старости отказался от управления епархией, отошел на покой в Отроч монастырь и здесь скончался. Погребен в новопостроенном им соборе. (30) 28) Каллист Поборский, литовец из Смоленска. Посвящен в 1703 г. 21 февр. между патриаршеством, из архимандритов Спасского Ярославского монастыря. В 1709 году государь Петр I повелел производить ему на церковные потребы и прочие расходы по 1200 руб. в год, что подтверждено указом 1712 года 29 декабря и преемнику его Алексию. (31) Разные епископы и архиепископы тверские и кашинские 29) Алексий Титов, епископ, из дворян, посвящен в 1713 году из архимандритов Знаменского московского монастыря и степенью поставлен под суздальским епископом; скрижали велено носить ему зеленые архиепископские, хотя архиепископия в Твери того же 1713 года 9 ноября была прекращена.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ (Чертков Василий Григорьевич; † 18.05.1688, Крутицкое подворье в Москве), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий). 9 апр. 1671 г. В. был хиротонисан во архиепископа Смоленского из архимандритов московского Нового Симонова мон-ря . В 1672 г. возил из Смоленска в Москву 2 чудотворные иконы Богоматери «Одигитрия» (из Успенского собора и Надвратного храма) для поновления, был представлен царю Алексею Михайловичу . В марте 1676 г. поставлен в сане митрополита на Сарскую и Подонскую (Крутицкую) кафедру. С 6 сент. по дек. 1681 г. являлся Тверским митрополитом. Это назначение было частью задуманной царем Феодором Алексеевичем в 1681 г. обширной реформы епархиальной структуры Русской Церкви; одной из мер реформы, по сообщению Сильвестра (Медведева) , должно было стать упразднение Крутицкой кафедры, для чего В. был переведен в Тверь. Однако большая часть преобразований не была проведена в жизнь, в частности, в отношении Крутицкой кафедры, и в дек. 1681 г. В. вновь стал Крутицким митрополитом. В. присутствовал на церковных Соборах (в т. ч. на Большом Московском Соборе 1666-1667 г. , будучи еще архимандритом Симонова монастыря), в сане митрополита Сарского и Подонского принимал участие в торжественных богослужениях в присутствии Патриархов и царей, в венчаниях на царство Феодора Алексеевича, Петра и Иоанна Алексеевичей , погребении Патриарха Иоасафа , епископских хиротониях и др. В 1682 г. В. присутствовал на Земском соборе, отменившем местничество. 5 июля того же года вместе с др. архиереями во главе с Патриархом Иоакимом участвовал в прениях со старообрядцами (см. Старообрядчество ) в Грановитой палате Кремля. В 1682 г. на Крутицком подворье по инициативе В. началось строительство Успенского собора (на месте старого). Нижний храм нового собора (во имя апостолов Петра и Павла) стал усыпальницей Крутицких владык, первым здесь был погребен В. (в юж. стене храма справа от арки сохр. надгробная плита).

http://pravenc.ru/text/154363.html

с 1480 по 1485 (с 1480 по 1494) † неизвест. Иосиф (Болгаринович) епископ, рукоположен с 1494 по 30.05.1498 избран митр. Киевским и всея Руси, с сохранением Смоленской епархии; † 1501 Иосиф (Солтан) епископ, упоминается с 1502 по 1509 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Варсонофий (Ходыкин) епископ с 1509 по 1514 лишен кафедры и сослан после взятия Смоленска Василием III, заточен; † неизвест. Смоленская и Брянская С 1515 года Иосиф епископ, рукоположен с 15.02.1515 † 22.06.1532 (1522) Савва (Слепушкин) епископ, рукоположен с 20.02.1536 по 1538 † неизвест. Гурий (Заболоцкий) епископ, рукоположен с 16.03.1539 по март 1555 на покое: † неизвест. Симеон епископ, рукоположен с 17.03.1555 † 28.07.1567 Феофил (Филофей) епископ, упоминается в 1568,1569 † неизвест. Сильвестр епископ, рукоположен с 1572 архиепископ с 1589 до 1592 † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 6.03.1592 † возможно, январь 1605 Сергий архиепископ, упоминается с 1609 по 1611 взят поляками в плен † после 1616 (1619) Смоленская и Черниговская С 1628 года Исаия (Копинский) архиепископ, бывший еп. Перемышльский и Самборский с 1628 епархией не управлял с 18.11.1631 митр, Киевский, Галицкий и всея Руси Авраамий архиепископ, рукоположен с 1632 по 1648 переименован архиеп. Смоленский и Дорогобужский Смоленская и Дорогобужская С 1648 года Авраамий архиепископ, бывший архиеп. Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 † неизвест. Лаврентий архиепископ Тверской и Кашинский с марта 1655 по декабрь 1655 временно управлял с 13.03.1656 рукоположен во еп. Полоцкого и Витебского с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет архиепископ, бывший архиеп. Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое: † 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ, рукоположен с 9.04.1671 по 1676 митр. Сарский и Подонский Симеон (Милюков) архиепископ, рукоположен с 9.04.1676 митрополит с 1.09.1681 † 4.01.1699 Сильвестр (Черницкий) митрополит, рукоположен с 25.03.1699 † 5.06.1706 Сильвестр (Крайский) митрополит, бывший архиеп. Холмогорский и Важеский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пахомий Фома Иона Даниил I Евфимий I хир. в 1345 Иоанн II упом. 1345 или 1355 Феофилакт (Феоктист) 1356 Парфений 1364–1370 Даниил II 1370–1382 Михаил I 1383–1396 Кассиан Нассон 1396 Михаил II 1398–1404 Игнатий II 1405 Иларион 1408 Никон Севастиан 1411–1416 Герасим 1417–1433 Михаил III хир. 1435 Нафанаил II 1440–1445 Симеон II Евфимий II Мисаил, князь Петруцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич      1454–1480 Иоаким 1480–1494 Иосиф Болгаринович 1494–1500 Иосиф Солтан 1502–1509 Варсонофий Ходыкин 1509–1514 Епископы Смоленские и Брянские: Иосиф 1515–1532 Савва Слепушкин 1536–1538 Гурий Заболоцкий 1539–1555 Симеон III 1555–1567 Феофил (Филофей) 1568 Архиепископы Смоленские и Брянские: Сильвестр 1572–1592 до 1589 года епископ Феодосий 1592–1605 Сергий 1608–1611 упом. 1616 Исайя Копинский 1628–1631 “Смоленский, Черниговский и всего Севера” Авраамий 1632–1653 Лаврентий 1655–1657 Архиепископы Смоленские и Дорогобужские: 71 Филарет Смоленский и Мстиславльский 1658–167   до 1661 года Варсонофий Чертков-Еропкин 1671–1676 Митрополиты Смоленские и Дорогобужские: Симеон Милюков 1676–1696 до 1681 года – архиепископ Сильвестр Черницкий 1699–1706 Сильверст Крайский 1707–1712 Дорофей Кроткевич 1712–1718 Сильвестр Холмский 1719–1720 Варлаам Косовский 1720–1721 Филофей, грек, архиеп. 1722–1727 Епископы Смоленские и Дорогобужские: Гедеон Вишневский 1728–1761 ПарфенийСопковский 1761–1795 Димитрий Устинович 1795–1805 Серафим Глаголевский 1805–1812 Ириней Фальковский 1812–1813 Иоасаф Сретенский 1813–1821 Иосиф Величковский 1821–1834 Тимофей Вещезеров 1834–1859 с 1856 года – архиепископ Антоний Амфитеатров 1859–1866 Иоанн Соколов 1866–1869 Серафим Протопопов 1869–1874 Иосиф Дроздов 1874–1880 Нестор Метаниев 1881–1889 Гурий Охотин 1890 Таврическая Учреждена в 1859 году. Кафедра в Симферополе. Епископы и архиепископы Таврические и Симферопольские: Елпидифор Бенедиктов, архиеп. 1860 Алексий Ржаницын 1860–1867 Гурий Карпов 1867–1882 с 1881 года архиепископ Гермоген Добронравов 1882–1885 Мартиниан Муратовский 1885 Тамбовская

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаков Пятницкий 1907–1910. Архп. Вениамин Муратовский 1910. Смоленская 49 Кафедра в Смоленске Епископы Смоленские: Мануил Кастрат (грек) 1137–1169 50 . Константин 1180. Симеон I; упом. 1190–1197. Игнатий I 1206–1219. Лазарь; хирот. 1219. Афанасий. Иоанн I. Дионисий; упом. до 1238. Порфирий. Пахомий. Фома. Иона. Даниил I. Евфиний I; хирот. 1345. Иоанн II; упом. 1335. Феофилакт (Феоктист) 1356. Парфений 1364–1370. Даниил II 1370–1382. Михаил I 1383–1396. Кассиан (Нассон) 1396. Михаил II 1398–1404. Игнатий II 1405. Иларион 1408. Никон. Севастиан 1411–1416. Герасим 1417–1433. Михаил III; хирот. 1435. Нафанаил II 1440–1445. Симеон II. Евфимий II. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Бабич. 1454–1480. Иоаним 1480–1494. Иосиф I Болгаринович 1494–1500. Иосиф II Солтан 1502–1509. Варсонофий Ходыкин 1509–1514. Епископы Смоленские и Брянские: Иосиф III 1515–1532. Савва Слепушкин 1536–1538. Гурий Заболоцкий 1539–1555. Симеон III 1555–1567. Феофил (Филофей) 1568. Архиепископы 51 : Сильвестр 1572–1592. Еп. до 1589. Феодосий 1592–1605. Сергий 1608–1611; упом. 1616. Исаия Копинский 1628–1631. Авраамий 1632–1653. Лаврентий 1655–1657. Смоленские и Дорогобужские (с 1648 г.): Филарет (в схиме Феодорит) 1658–1671. Варсонофий Чертков-Еропкин 1671–1676. Митрополиты Смоленские и Дорогобужские: Симеон Милюков 1676–1696. Архп. до 1681. Сильвестр Черницкий 1699–1706. Сильвестр Крайский 1707–1712. Дорофей Кроткевич 1712–1718. Сильвестр Холмский 1719–1720. Варлаам Косовский 1720–1721. Филофей (грек) 1722–1727. Архп. Епископы Смоленские и Дорогобужские: Гедеон Вишневский 1728–1761. Парфений Сопковский 1761–1795. Димитрий Устинович 1795–1805. Серафим Глаголевский 1805–1812. Ириней Фаильковский 1812–1813. Иоасаф Сретенский 1813–1821. Иосиф IV Величковский 1821–1834. Тимофей Вещезеров 1834–1859. Архп. с 1856. Антоний Амфитеатров 1859–1866. Иоанн Соколов 1866–1869. Серафим Протопопов 1869–1874. Иосиф V Дроздов 1874–1885. Нестор Метаниев 1881–18S9. Гурий Охотин 1890–1896. Никанор Каменский 1896–1899. Митрофан Невский 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

— Кто это? — Это в первую очередь Владимир Григорьевич Чертков и младшая дочь писателя Александра Львовна. Надо сказать, что Александра Львовна потом всю жизнь каялась в том, что Толстому не сказали, что к нему приехал со Святыми Дарами старец Варсонофий. Ему также не показали не только телеграмму старца Иосифа, но и еще несколько телеграмм от архиереев. Например, в телеграмме первенствующего члена Святейшего Синода митрополита Антония (Вадковского) было сказано: «С самого первого момента Вашего разрыва с Церковью я непрестанно молился и молюсь, чтобы Господь возвратил Вас к Церкви. Быть может, Он скоро позовет Вас на суд Свой, и я Вас больного теперь умоляю, примиритесь с Церковью и православным русским народом. Благослови и храни Вас Господь». Также свою телеграмму прислал тамбовский епископ Кирилл (Смирнов), бывший викарий владыки Антония, в которой он говорил о своей готовности прибыть на станцию Астапово. — Почему же Толстому обо всем этом не рассказывали? — Официальная версия людей, окружавших писателя, состояла в том, что больного писателя, у которого было двустороннее воспаление легких и высокая температура, нельзя было волновать. Они говорили, что если бы Толстой узнал, что приехал старец Варсонофий, и если бы они встретились, то это могло бы настолько его взволновать, что его положение ухудшилось бы. Но я в этом очень сомневаюсь. В своей книге «Русская Православная Церковь и Лев Толстой» я привожу показания врачей, которые писали о том, как протекала болезнь Толстого. И как раз в тот день, когда приехал старец, у Толстого спала температура и положение его улучшилось. Вообще трудно себе представить, как могла бы ухудшить его физическое состояние встреча, которой он сам искал. — Младшая дочь писателя, Александра Львовна, тоже не симпатизировала Русской Церкви? — В тот момент да, потому что находилась под большим влиянием Черткова, который всегда был очень далек от Русской Церкви. Но позиция Александры Львовны в дальнейшем серьезно изменилась. Об этом свидетельствует в том числе и то, что она поссорилась с Чертковым. Кроме того, уже после революции она не единожды оказывалась в заключении, причем была даже в одном из первых лагерей, который располагался на территории Новоспасского монастыря. И есть сведения, что в начале 1920-х годов она стала менять свое отношение к Церкви. В эмиграции Александра Львовна становится православным человеком. Ее духовником был будущий епископ Василий (Родзянко), который оставил о ней интересные воспоминания, напечатанные в журнале «Новый мир». Когда она скончалась в 1979 году, ее отпевал предстоятель Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Филарет (Вознесенский), который сказал на отпевании замечательное слово, что Церковь скорбит вместе с Александрой Львовной и членами семьи Толстого о том, что случилось с великим писателем. Евхаристия как личная мука

http://pravmir.ru/cerkov-skorbit-o-lve-t...

Однако реформа в полной мере не была реализована, вскоре после 27 нояб. 1681 г. митр. Варсонофий был возвращен на К. к., Сарская и Подонская митрополия восстановлена. В XVI-XVII вв. в подклете Вознесенской ц. Крутицкого подворья производились захоронения Сарайских и Крутицких архиереев: Евфимия († 1499; перезахоронен, вероятно, в 1544), Досифея (Забелы) - в 1544 г., Симеона - в 1582 г., Геласия - в 1601 г., свт. Илариона (Григоровича) - в 1760 г. В 1636 г. на Крутицах был погребен митр. Павел II. В нижней церкви кафедрального Успенского собора в 1688 г. был похоронен митр. Варсонофий (Чертков (Еропкин)), там же, вероятно, в 1702 г.- митр. Трифиллий (Инихов). М. В. Печников 1700-1788 гг. В 1700 г. в Сарской митрополии насчитывалось 525 церквей. В 1700-1701 гг., после смерти патриарха Адриана, митр. Сарский и Подонский Трифиллий был местоблюстителем Патриаршего престола. Его преемник Иларион (Властелинский) в 1703-1711 гг. имел титул «митрополит Сарский, и Подонский, и Козельский». В 1709 г. территория епархии уменьшилась: Вязьма с частью уезда и Дудинские волости перешли в Смоленскую епархию. Тогда же в пользу государства были отняты крупнейшие «домовые вотчины» Сарского архиерейского дома в Звенигородском, в Суздальском, во Владимирском, в Тамбовском и ряде других уездов. Архиерейский дом обеднел, царский духовник свящ. Иаков Игнатьев писал, что митр. Иларион «только погребениями кормился». Поставленный на К. к. в 1711 г. преемник митр. Илариона Феодосий (Вадбольский) имел титул «епископ Сарский и Подонский». 25 янв. 1719 г. на К. к. был назначен еп. Игнатий (Смола) с возведением в сан митрополита (Игнатий еще в 1716, будучи епископом Суздальским и Юрьевским, принимал участие в управлении Патриаршей областью). С 23 февр. 1721 г. митр. Игнатий находился под следствием, 8 сент. 1721 г. был отрешен от кафедры. 10 апр. 1722 г. Сарский архиеп. Леонид (Петровский) был назначен управляющим Московской синодальной областью (епархией), в 1723 г. он стал первоприсутствующим в Московской дикастерии, образованной 16 февр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Под церковью погребены митрополиты: Варсонофий (Чертков) и Трифиллий, и Епископ Феодосий (кн. Вадбольский). – В начале XVII века, когда кремль – сердце Москвы – был во власти поляков, Успенская церковь Крутицкого монастыря заменяла русским Московский Успенский собор: сюда – в этот второй Дом Пречистой Богородицы – собирались верные для утверждения крестным целованием своих священных обетов, решавших участь отечества. 2) Воскресения Христова, с приделом Николая Чудотворца, бывшая крестовая Крутицких Архиереев, находится ныне неосвященною и занята магазином. От этого храма остались только голые стены, на которых уцелели еще кое-где следы церковной живописи. В приделе Николая Чудотворца погребены епископы Сарские и Подонские: Евфимий, Досифей, Симеон и первый митрополит Крутицкий Геласий; место их гробов означают вделанные в стену каменные деки с надписями. – Под этой церковью есть два склепа, древней кладки, устроенные для погребения Владык Крутицких, где и находятся гробы епископов Сарских и Подонских XV века: Прохора, Трифона, а вероятно и других. В одном из этих склепов, под придельною Николаевскою церковью, (который закладен в 1816 году), видимы были близ окошечка гробницы, с надписями: епископа Крутицкого Илариона III и некоего Феодора; к этим гробницам с 1804 года, было, неизвестно по какому случаю, великое стечение усердствующих для отправления панихид, что и продолжалось до тех пор, пока сие от начальства не было воспрещено. В XVIII веке находилась в Крутицком монастыре Семинария, которая была переведена сюда 1744 из Предтечевского Вяземского, а потом, в 1751, перемещена в Московский Покровский. Над северными вратами этой обители, окруженной и по ныне каменными стенами с башнями, существует еще и теперь украшенный узорочными изразцами, в восточном вкусе, летний терем – остаток древнего великолепия – прилегающий с одной стороны к двухэтажному бывшему Архиерейскому Дому, а с другой к Соборной церкви, с которою соединялся он посредством крытой галереи. Все здания монастыря этого заняты с 1788 года казармами, сначала полицейских драгунов, а ныне жандармов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

М. С. м. функционировал как крепость и осенью 1606 г., когда отражал нападение войск И. И. Болотникова, и во время польско-литов. интервенции (1610-1612). Мон-рь содержал в своих стенах «осадных» и «ратных людей». Сведения из источников позволяют утверждать, что М. С. м. не был взят. Предположительно монастырь использовался в качестве крепости и в 1616 и 1618 гг. В нач. XVII в. монастырские власти поддерживали Лжедмитрия I , правящих государей Василия Иоанновича Шуйского и Михаила Феодоровича Романова и заняли враждебную позицию по отношению к интервентам ( Давиденко. 2009). Источники фиксируют традицию пребывания государя в М. С. м. на праздник Происхождения Честных Древ (1 авг.) во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 16). В богослужебных реформах и «деле Никона» мон-рь активного участия не принимал, но поддерживал вышестоящие церковные и гос. власти. Участие М. С. м. в этих событиях ограничилось присутствием настоятеля на церковных Соборах и содержанием под стражей противников Иоанна Неронова , Н. К. Добрынина . Вместе с тем среди братии находились и сторонники старообрядчества (старцы Серапион, Трифиллий). В 80-х гг. XVII в. М. С. м. возглавлял архим. Гавриил (Домецкий) , лит. деятель и полемист, стремившийся к упорядочению монастырской жизни и составивший устав обители. В XVII в. некоторые настоятели мон-ря получили архиерейский сан: Левкий (1634, Псковская кафедра), Иосиф (1642, патриарх Московский и всея Руси), келарь Иосиф (?) (1657, Тверская кафедра), Мисаил (1667, Коломенская кафедра), Варсонофий (Чертков) (1671, Смоленская кафедра). В 1-й пол. XVIII в. власть оказывала внимание мон-рю: мн. настоятели удостаивались архиерейской хиротонии ( Рафаил (Краснопольский) , 1708, Холмогорская кафедра; Дорофей (Короткевич), 1712, Смоленская кафедра; Амвросий (Юшкевич) , 1736, Вологодская кафедра; Лука (Конашевич) , 1737, Великоустюжская кафедра). Архим. Петр (Смелич) получил должность в Синоде ( Барсов. 1897. С. 53-55), в 1725 г. был переведен в Александро-Невский монастырь, в 1736 г. хиротонисан во архиепископа Белгородского. В то же время М. С. м. не избежал конфискационных мер. Видимо, политика царя Петра I по отношению к мон-рю была двойственной. С одной стороны, он выделял его (как и др. знаменитые обители) среди церковных орг-ций, с другой - при столкновении интересов мон-ря и казны отдавал предпочтение последним.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI в. подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в... д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою исподкеларнею испапертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев». Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых». По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «...И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу». Можно также установить, что в 1757 г. построена колокольня. На 21 листе сообщается: «1757 года майя дня вмуромской спасов монастырь построенная каменная колокольня Муромским купцом Павлом Петровым сыном Самариным». «В 1839 году к Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть», а «в 1849 г. выстроены св. вороты. В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую». Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 год. Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря... выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде». (Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.).

http://sobory.ru/article/?object=04956

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010