Зачем отец приехал и привез с собой своих деточек, я не знаю, а спросить казалось грешно: мы все ждали выхода старца, как церковной исповеди. А в церкви не говорят и об исповеди не спрашивают. Каждый из нас думал о себе, о своих грехах и нуждах. А о чем же думали, сидя здесь, Достоевский, Толстой? Увы, это покрыто тайной забвения. Впрочем, о Толстом рассказал маленький эпизод отец Иоиль, видевший его в скиту. Долго Толстой говорил с отцом Амвросием– старцем. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей хибарки. Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: – Никогда не обратится ко Христу! Гордыня! Так именно и случилось. Второй раз Толстой посетил Оптинский скит перед смертью. Как известно, он ушел из своего дома. И, между прочим, посетил свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского монастыря, созданного отцом Амвросием верстах в 12–ти от Оптиной. И тут у него снова явилось желание обратиться к старцам. Но он опасался, что они откажутся принимать его теперь, так как он был уже отлучен Церковью за свою борьбу против христианского учения – о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, о Таинствах (о коих он выражался даже кощунственно). Сестра же уговаривала его не смущаться, а идти смело, уверяя, что его встретят с любовью... И он согласился... Слышал я, что он будто бы подошел к двери хибарки и взялся за ручку, но... раздумал и ушел обратно. Потом он поехал по железной дороге и, заболев, вынужден был остановиться на станции Астапово Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему епископа Тульского Парфения 160 и старца Оптинского Варсонофия, но окружавшие его лица (Чертков и другие) не допустили их до умирающего. Некоторые подробности об этом визите в Оптину были записаны после смерти его в «Церковных Ведомостях». Припомню тут и слышанное мною о нем во Франции. Одно время я жил на побережье Атлантического океана. Там же в одном доме жила тогда и жена одного из сыновей Л. Толстого со своим внучком Сережей. И она иногда рассказывала кое–что о нем и тоже повторяла, что он был «гордый» ... Но она жалела его ... Внук был тоже чрезвычайно капризный: если что–либо было не по нем, то он бросался на пол и затылком колотился об него, крича и плача. А в другое время он был ласков ко всем ... После отец, чех, выкрал его от бабушки; он тогда уже разошелся с внучкой Толстого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Авраамий, архиепископ бывший архиепископ Смоленский и Черниговский с 1648 по 1653 неизвестно Лаврентий, архиепископ Тверской и Кашинский временно управлял с марта 1655 по декабрь 1655 наместник Полоцкой епархии с 13.03.1656 рукоположен во епископа Полоцкого и Витебского; с июня 1657 до 1658 временно управлял Филарет, архиепископ бывший архиепископ Суздальский и Тарусский с 1658 по 1671 на покое; 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), архиепископ рукоположен с 09.04.1671 по 1676 митрополит Сарский и Подонский Симеон (Милюков), архиепископ рукоположен, с 09.04.1676 митрополит с 01.09.1681 04.01.1699 Сильвестр (Черницкий), митрополит рукоположен с 25.03.1699 05.06.1706 Сильвестр (Крайский), митрополит бывший архиепископ Холмогорский и Важеский с сентября 1707 05.06.1712 Дорофей (Кроткевич), митрополит рукоположен 03.06.1718 Сильвестр (Холмский), митрополит бывший митрополит Нижегородский и Алатырский с 05.03.1719 по 03.03.1720 епископ Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский), митрополит бывший епископ Тверской и Кашинский с 09.06.1720 24.05.1721 Филофей, архиепископ бывший архиепископ Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешён; 03.05 1735 Гедеон (Вишневский), епископ рукоположен с 19.06.1728 02.02.1761 Парфений (Сопковский), епископ бывший епископ Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 07.03.1761 07.03.1795 Димитрий (Устинович), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии с 01.05.1795 26.05.1805 Серафим (Глаголевский), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 07.07.1805 по 07.02.1812 архиепископ Минский и Литовский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии с 07.02.1812 по 06.07.1813 епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии управлял Могилёвской епархией с 01.05.1813 Иоасаф (Сретенский), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 06.07.1813 по 07.07.1821 архиепископ Могилёвский и Витебский Иосиф (Величковский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

раздумал и ушел обратно. Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему Епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия; но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего.Припомню тут и слышанное мною о нем во Франции. Одно время я жил на побережье Атлантического океана. Там же в одном доме жила тогда и жена одного из сыновей Л. Толстого со своим внучком Сережей. И она иногда рассказывала кое-что о нем и тоже повторяла, что он был " гордый " ... Но она жалела его... Внук тоже был чрезвычайно капризный: если что-либо было не по нем, то он бросался на пол и затылком колотился об него, крича и плача. А в другое время он был ласков ко всем... После отец, чех, выкрал его от бабушки; он тогда уже разошелся с внучкой Толстого.Прождали мы в комнате минут десять молча: вероятно, старец был занят с кем-нибудь в другой половине домика. Потом неслышно отворилась дверь из его помещения в приемную комнату, и он вошел... Нет, не " вошел " , а как бы вплыл тихо... В темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке, о. Нектарий осторожно шел прямо к переднему углу с иконами. И медленно-медленно и истово крестился... мне казалось, будто он нес какую-то святую чашу, наполненную драгоценной жидкостью и крайне опасался: как бы не пролит ни одной капли из нее? И тоже мне пришла мысль: святые хранят в себе благодать Божию; и боятся нарушить ее каким бы то ни было неблагоговейным душевным движением: поспешностью, фальшивой человеческой лаской и др. Отец Нектарий смотрел все время внутрь себя, предстоя сердцем перед Богом. Так советует и Еп. Феофан Затворник: сидя ли или делая что, будь непрестанно пред лицем Божиим. Лицо его было чистое, розовое; небольшая борода с проседью. Стан тонкий, худой. Голова его была немного склонена к низу, Глаза - полузакрыты.Мы все встали... Он еще раза три перекрестился перед иконами и подошел к послушнику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1025...

Из нее видно, что при этом поставлении, кроме сейчас перечисленных, были еще: архиепископ Коломенский и епископ Вятский. Поставление происходило накануне открытия заседаний церковного собора, следовательно, и эти архиереи, вместе с новопоставленным архиепископом, также могли быть на соборных заседаниях. Так что в соборных совещаниях 1682 года, под председательством патриарха Иоакима, нужно полагать, принимали участие восемь митрополитов: Корнилий Новгородский, Никифор Астраханский, Иона Ростовский, Маркелл Псковский, Симеон Смоленский, Варсонофий 2-й Чертков Сарский, Филарет Нижегородский и Павел Рязанский; четыре архиепископа: Иларион Суздальский, Симеон Вологодский, Никита Коломенский и Сергий Тверской и один епископ – Иона Вятский. Не было на заседаниях только Павла, митрополита Сибирского и Тобольского и митрополитов: Казанского и Белгородского 42 . Павел Тобольский опоздал приездом и явился в Москву только к 1 апреля: «апреля в 1-й день посилал Велики Государь о спасении спрашивать Павла, митрополита Сибирьского и Тобольского, столника и ближнева человека Михайла Васильевича Касаткина» 43 . Митрополиты – Казанский и Белгородский ни разу не упомянуты в бумагах собора, нет их подписей под деянием соборным об уничтожении местничества и ни одного из них не было при поставлении архиепископом в Тверь Сергия. Утверждать присутствие на заседаниях собора 1682 года архимандритов, игуменов и протопопов нет достаточных оснований, хотя примеры других соборов и говорят, по-видимому, за их присутствие, например, на заседаниях Стоглавого собора были и «многие честные архимандриты и игумены», на соборе 1667 года были те и другие, также и на заседаниях собора 1675 года 44 . Но в актах собора 1682 года ни-разу не упоминается об архимандритах или игуменах, а только о митрополитах, архиепископах и епископах, и челобитная от лица собора царю по вопросу об умножении количества архиереев на Руси написана от имени лишь одних архиереев; равным образом и царь, посылая свои предложения на собор, предписывал, «чтоб о тех делех Великий Господин Святейший Иоаким, Патриарх Московский и всеа России, (только) с преосвященными митрополитами и архиепископами советовали...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определение Синода счел правильным еще один весьма известный светский публицист, заподозрить которого в симпатии к Церкви может только сумасшедший. В. И. Ленин в статье, посвященной смерти Л. Н. Толстого, писал: «Посмотрите на оценку Толстого в правительственных газетах. Они льют крокодиловы слезы, уверяя в своем уважении к «великому писателю» и в то же время защищая «святейший» синод. А святейшие отцы только что проделали особенно гнусную мерзость, подсылая попов к умирающему, чтобы надуть народ и сказать, что Толстой «раскаялся». Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Христе, с темными инквизиторами…» Логика, типичная для Владимира Ильича: отомстить за то, что, даже по его мнению, было сделано наилучшим образом. Невостребованная возможность Толстой умер, так и не восстановив своего общения с Церковью. Однако и среди церковных авторов были люди, писавшие после кончины Толстого добрые и проникновенные слова в его адрес. Это прежде всего Евгений Николаевич Поселянин — известный духовный писатель, автор многих книг на церковную тематику. В полемике с архиепископом Вологодским Никоном (которую публиковал журнал «Колокол») Поселянин писал: «Будем верить, что между душой старца, осыпанной столь великими милостями Божиими, и его Богом в последние часы догорающей жизни, неведомо ни для кого, произошла великая тайна, что Бог, сторожащий душу человека и до последнего мгновения борющийся за ее спасение, призвал к себе эту скорбную мятущуюся душу, что радостно она прильнула к ногам Христовым и в том обрела себе покой и спасение…» Пройдет совсем немного времени, и соратники Ленина в зачет отлучения Льва Николаевича от Церкви зальют страну кровью тех, кого их вождь называл «чиновниками в рясах». Е. Н. Поселянин разделил участь десятков тысяч священнослужителей и просто верующих церковных людей. Он был расстрелян в 1931 году по сфальсифицированному обвинению. Заступаясь за Толстого, Поселянин писал, что милосердие Божие всегда идет впереди Его правосудия. Это действительно так. Но когда человек сознательно не принимает милосердия, даже Господь не может навязать ему это милосердие силой. Как это ни парадоксально, но «Определение Святейшего Синода» было для Льва Николаевича прекрасным поводом помириться, наконец, с Церковью. После оглашения «Определения» Толстой этого не сделал. С какими мыслями уходил Лев Николаевич из жизни — нам неизвестно. Все происходило за закрытыми дверями. Доступ к Льву Николаевичу имели всего два человека — его дочь Александра Львовна и личный секретарь Владимир Чертков — оба рьяные «толстовцы». Известно, что к умирающему приехал оптинский старец Варсонофий. Однако к Толстому его не пустили. Мы не знаем, почему Лев Николаевич его не принял. Была ли это воля самого Толстого или решение Черткова и Александры Львовны? Мы знаем только, что воссоединения Толстого с Церковью, к сожалению, не случилось…

http://azbyka.ru/fiction/lev-tolstoj-i-c...

Не могла этого не знать и вся газетная пресса, но, очевидно, левая цензура решила это замолчать, как факт, развенчивающий их божество. Из Астапово Александру Львовну вызвал телеграммой Чертков, который, строго скрывая от семьи Толстых местопребывание больного, приехал в Астапово первым. Александра Львовна вызвала также телеграммой брата Сергея. На шестой день ухода Толстого Софья Андреевна, жена его, получила телеграмму от редакции “Русского слова” о его местонахождении и болезни, и она вместе с находившимися при ней детьми приехала в Астапово. Но Софью Андреевну не пустили к умирающему мужу: к ней были приставлены две фельдшерицы, которые крепко держали ее за руки, так что она не могла пошевельнуться, как жалуется сама Софья Андреевна в своей “Автобиографии”. . На станцию Астапово прибыли и представители власти: 4 ноября исполняющий должность Рязанского губернатора князь Оболенский, а затем и другие. 7 ноября прибыл епископ Тульский Парфений. О нем говорилось уже в связи с его посещением Ясной Поляны. Приехали корреспонденты газет. Постепенно собралось около 35 человек родных и знакомых. Присланный властями на станцию Астапово жандармский ротмистр Савицкий совсем не разобрался в обстановке и его донесения страдают ошибками и вымыслами 62 . Сергей Львович и Татьяна Львовна не отходили от отца с самого начала своего приезда. Толстому не надо было приглашать их к себе, вопреки донесению, однако они преклонялись пред отцом, и едва ли верно утверждение Савицкого, что за ним был надзор. Этого не видно из их личных воспоминаний. На противоположном полюсе находился Андрей Львович 63 . Савицкий представил его архиерею, как наиболее склонного из семьи Толстых вести переговоры с администрацией. Но Андрей Львович в глазах семьи, кроме матери, был отщепенцем, ненавидел “толстовство” и состоял членом Союза русского народа. Он не мог быть представителем семьи. Не соответствует ни облику оптинского старца Варсонофия, ни другим историческим данным и то, что Савицкий приписывает ему в своем рапорте.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии); Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.; с 1919 г. – Крутицкая; с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская. 1261 1269)1279 06.1334 Исаакий 09.07.1403 22.07.1404 08.04.1466 11.03.1471 12.1492 04.05.1493 Силуан Грек 18.12.1496 12.06.1499 14.07.1499 Трифон Дубина 23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела 24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный 11.03.1554 Нифонт Кормилицын 01.1559 Матфей II 08.04.1565 30.08.1568 Галактион Герман II Феодорит(01.1580) 22.09.1582 01.1583 10.1586 Варлаам II 11.1586 26.09.1601 Пафнутий 05.1613 12.12.1624 20.10.1626 31.12.1626 Павел II 01.01.1637 02.05.1653 10.07.1653 06.1654 Сильвестр 12.08.1655 09.11.1657 23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки 22.08.1664 09.09.1675 Павел III 03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин 12.1681 18.05.1688 12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II 21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов 20.07.1699 28.06.1702 21.03.1703 11.03.1711 25.03.1711 13.08.1712 31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов 25.01.1719 08.09.1721 03.03.1722 01.09.1742 19.09.1742 14.04.1748 22.05.1748 03.12.1760 08.03.1761 18.01.1768 04.02.1768 24.02.1771 24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский 28.04.1782 27.03.1785 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 18(31)01.1922 01.1922 01(14)06.1923 13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) 29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/ 27 .09(10.10)1937 30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Крутицкая, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1949 г. 05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 08.1922 Антонин Грановский 23.04(06.05)1923 01.1946 Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) 2257 Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чертков Владимир Григорьевич (1875–1950) – близкий друг Толстого, издатель его сочинений. Имеется в виду Варвара Михайловна Феокритова (1875–1950) подруга Александры Львовны Толстой. Прп. Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плеханков, 1845–1913) — по происхождению принадлежал к Оренбургским казакам, был полковником. В 1890 г. прп. Амвросий благословил его поступать в монастырь. В 1891 г. поступил в Оптину пустынь, был келейником старца Нектария В 1905 г. назначен скитоначальником, в 1910 пострижен в схиму. В 1911 г. из-за интриг и клеветы был удален из Оптиной пустыни и назначен настоятелем заброшенного Старо-Голутвинского женского монастыря, где и скончался. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. Архимандрит Пантелеймон (Аржаных, 1872-?) — в 1908 г. пострижен в монахи в Оптиной пустыни, в 1911 г. рукоположен в иеромонаха; в 1914 г. назначен казначеем, во время Первой мировой войны заведовал монастырским лазаретом для больных и раненых воинов. Вместе с другими оптинцами был арестован в 1923 г., в январе 1930 г. был сослан в Сибирь. После ссылки вернулся в Козельск, где и умер. Пс. 33:22 . Имеется в виду Душан Маковицкий (1866–1921) — личный врач Толстого в последние годы его жизни, по национальности словак. См. подробнее: Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский. М., 1994, с. 170–173. Канонарх — одно из лиц клира: его обязанностью является предначинание некоторых церковных песнопений. Он должен возглашать во всеуслышание, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает хору каждую певческую строку песнопения, которая затем повторяется хором. Голос канонарха должен быть сильным, произношение отчетливым и ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях. Феодосии (Феодосиев, 1864–1942) — в 1903 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. На Смоленской кафедре находился с 1908 по 1918 г. С 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 г. уехал в эмиграцию, в 1922 г. был назначен архиепископом Виленским и Лидским (в юрисдикции Польской автокефальной Церкви). С 1939 г. находился на покое.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Крутицкая епархия получила отошедшие России от Великого княжества Литовского Верховские земли (в верхнем течении Оки) - Серпейск, Мещовск, Воротынск, Одоев, Перемышль, Лихвин и др. Кроме того, епархии принадлежал (вероятно, с 1493) Козельск (в Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата от мая 1589 указан «Галасиа, митрополит Сарскии, и Подонскии, и Козелскии» - СГГД. Т. 2. 59. С. 98). Во 2-й пол. XVII в. к епархии относились Козельск, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Лихвин, Белёв, Одоев, Новосиль, Болхов, Мценск, Ливны, Чернь, Чернавск, Вязьма, Дудинские волости (позже Козельский у.). В 1679 г. в епархии числилось 522 приходские церкви, в 1689 г.- 574, в 1692 г.- 591 церковь. Епархия граничила на юге с Рязанской епархией, на юго-западе с Коломенской епархией и Патриаршей областью, на востоке с Коломенской епархией. В XVII в. в епархии числилось 15 муж. и 2 жен. мон-ря, из них в Москве - Данилов во имя прп. Даниила Столпника, московский в честь Покрова Пресв. Богородицы . В ближайших окрестностях Москвы епархия в XVII в. владела слободами Дубровка, Арбатец (за Крутицким подворьем), Крутицкая, с. Кожуховом. В 50-70-х гг. XVII в. Крутицкое подворье - резиденция Сарских и Подонских митрополитов - пережило расцвет. Митр. Павел (1664-1675), один из самых образованных архиереев того времени, был известен активной антистарообрядческой деятельностью. Он создал на подворье обширную б-ку, с 1673 г. по постановлению Собора здесь велась работа по сличению слав. Библии с греческой, к-рую возглавил иером. Епифаний (Славинецкий) . Старый Успенский храм при митр. Павле был перестроен в Большую Крестовую палату, в 1665 г. началось возведение нового Успенского собора (завершен в 1689, освящен 29 июня 1699). По инициативе царя Феодора Алексеевича в 1681 г. предполагалось осуществить реформу епархиальной структуры Русской Церкви, предусматривавшую, в частности, упразднение К. к. В связи с этим Сарский и Подонский митр. Варсонофий (Чертков) был переведен в Тверь, где предполагалось учредить митрополию вместо архиепископии.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

с 1883 года архиепископ Израил Никулицкий 1883–1888 Епископы Вологодские и Тотемские: Израил Никулицкий 1888–1894 Антоний Флоренцов 1894 Великоустюжское викариатство Учреждено в 1888 году. 25 Кафедра в Великом Устюге. Епископы: Иоанникий Казанский 1888–1891 Петр Лосев 1891–1892 Варсонофий Курганов 1892–1894 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже. Епископы Воронежские и Елецкие: Митрофан, святой 1682–1703 в 1682–1696 еп. Воронежский, 1699–1700 еп. Воронежский и Азовский, с 1700 – Воронежский и Елецкий Арсений Кастюрин, архиеп. 1704–1712 Пахомий Шпаковский, митроп. 1714–1723 Иосиф 1725–1726 Лев Юрлов 1727–1730 Иоаким Струков 1730–1742 Вениамин Сахновский 1742–1743 Феофилакт 1743–1757 Кирилл Ляшевецкий 1758–1761 Иоанникий Павлуцкий 1761–1763 Тихон Соколов, святой 1763–1767 Тихон Якубовский 1767–1775 Тихон Малинин 1775–1788 Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794 Епископы Воронежские и Черкасские: Мефодий Смирнов 1795–1799 Афанасий Иванов 1799 Арсений Москвин 1799–1810 Антоний Соколов 1810–1816 Епифаний Саввич-Каневецкий 1816–1825 Архиепископы Воронежские и Задонские: 26 Антоний Смирницкий 1826–1846 до 1833 епископ Игнатий Семенов 1847–1850 Парфений Чертков 1850–1853 Иосиф Богословский 1853–1864 до 1860 года – епископ Серафим Аритинский 1865–1886 до 1871 года епископ Вениамин Смирнов, еп. 1886–1890 Анастасий Добрадин, еп. 1890 Острогожское викариатство Учреждено в 1841 году. 27   Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842 Елпидифор Бенедиктов 1842–1848 Феогност Лебедев 1848–1852 Антоний Павлинский 1852–1853 Феодосий Макаревский 1867–1871 Вениамин Боковский 1871–1879 Филарет Косинский 1879–1880 Кирилл Орлов 1880–1882 Макарий Троицкий 1882–1886 Анатолий Станкевич 1887–1890 Владимир Соколовский 1891 Вятская Учреждена в 1657 году. Кафедра в Вятке. Епископы и архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674 Иона Баранов, архиеп. 1674–1699 Дионисий Ушаков, архиеп. 1700–1718 Алексий Титов, архиеп. 1719–1733 Лаврентий Горка 1733–1737 Киприан Скрипицын 1737–1739

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010