Но я ненавижу их! и буду бороться, пока дышу». Если с первых глав «Антихриста» почувствуете, что писано не о вас, что в душе нет ни капли этой скверны, а совесть не уколет воспоминанием, – не читайте дальше. Значит, в преступлениях против заповедей вы неповинны... или духовный взгляд затуманился настолько, что в зеркале не видите – себя. Парадоксально, но ни один мастер не создал образ, олицетворяющий то время. Потому до сих пор чары посеребрённого (не серебряного!) века прельщают многих. «Ах, как они одарены, высокодуховны, творчески свободны в строчках и поступках!» – восторгается публика, ослеплённая блеском «культуры». А что есть суть той эпохи? Ложь, ложь и ложь. Слова и дела разделила пропасть вседозволенности. Раздвоение поразило всех: от чиновников и иерархов до поэтов и революционеров. Люди с двоящимися мыслями вещали о разумном-добром-вечном – а жили глупо и сеяли зло, нарушая и закон, и заповеди, поправ мораль и уничтожив совесть. Это был мир масок, царство позы, главенство жеста. Все хотели – выглядеть, произвести впечатление; эффектная фраза значила больше действия. И – ничего не значила... А за ней всплывала новая маска! И ещё, ещё... А потом – пустота. Ничто. Князь тьмы. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). Такова суть ложной красоты, таков образ посеребрённого века. В назидание, а не для развлечения читаем мы печальный дневник Печорина, познаём немощь Обломова, ужасаемся греху Раскольникова, болеем страстями Карениной. Странный человек замыкает когорту антигероев нашего времени 4 . Нашего – ибо ничего не изменилось. И снова тот же камень преткновения: а не душевредно ли знакомство с ним?.. Прельстить может и Библия , как в рассказе «Песнь песней»; любая книга требует разумения. «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» ( Дан.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Помню, – это было после Рождества 1921 года, т.е. в начале 1922 года, шли мы несколько человек с собрания. Один из нас – Володя Чертков – сильно был увлечен идеей создания занятий по знакомству с Православием – и приглашал нас. Меня это тронуло мало и, как сейчас помню, идя Собачьей с Кречетников, я высказался об этом в том духе, что я еще мало разбираюсь в вопросах церковных, что для меня по существу нет разницы между католицизмом, Православием, протестантизмом. В Кречетниковском переулке на Арбате было общежитие студентов – членов Христианского студенческого кружка. Там же и происходили занятия по Евангелию. Кружок согрел благодатью Христова учения, благими примерами радостной христианской жизни, минутами чувствуемой и мною, но он не смог дать мне главного – помочь побороть личный грех , который так удручал. Была борьба, но ее исход был еще смутен. Воля была слаба и немощна, но Господь помог. Начались беседы о.Сергия 20 . Первая беседа была о мире, вторая – о грехе, затем – о рассудительности. Чувствовалось что-то новое, хорошее, на эти беседы тянуло, но они еще не вполне целостно доходили до сознания и сердца. После благословения Батюшки слово о рассудительности подействовало более глубоко, а вопрос о воле Божией уже теоретически был разработан мною в докладе в Студенческом кружке, но у меня было больше головного, чем истинного, серьезного, а, главное, хотя и смутно, оставался неразрешенным вопрос о том, как же практически узнать волю Божию и как ее творить. Путь, указываемый Друммондом, не разрешал вопроса так, как этого требовала душа, хотя ценно у него было указание, что самое достойное в человеке – это желание творить волю Пославшего. Характерно, как Господь Сам ведет неопытных и блуждающих людей к Себе. Вот, что читал я в заключение своего доклада: Человеческая природа по существу своему уклонилась от нормального пути развития, и в мире появилось так называемое зло. Поэтому все мы часто склонны впадать в грех и уклоняться от истины. Св.Писание во многих своих местах предвидит все эти моменты, – так ап.Иаков (гл.1, ст.12) говорит: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Кроме того, в Евангелии от Иоанна, гл.15, говорится: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел», – однако это не должно смущать христианина, так как «сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

«Поучения – путь к жизни» ( Притч.6:23 ). Искушённый должен помочь искушаемым ( Евр.2:18 ). Сто лет назад это понял падший юноша. Он публично исповедовался в грехах своих и своего поколения, чтобы обрести жизнь вечную и избавить от страха смерти попавших в рабство страстей. И по Божьей милости смог изменить своё существо. В священстве о. Валентин стяжал дары благие и вразумил многие мятущиеся души. Убийца из к/ф «Остров» (реж. П. Лунгин, 2006) через непрестанную молитву и покаяние достиг чистоты духовной. И на это способен каждый! Потому издание собрания сочинений и сосредоточенное чтение – наш долг: перед автором и пред Господом. «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин.2:21–22 ). Духовный смысл романа-исповеди – обличение врага, поражающего душу человеческую, – ясно выражен автором в послесловии. Цель – помочь людям победить зверя. Безобразный двойник действует в каждом из нас, после первородного греха это неизбежно. Как не сделаться его рабом, не предаться во власть смерти? Прежде всего, признать в себе и отделить от себя: назвать подлинным именем «Антихрист» и утвердиться, что он – не я. Этому и учит книга Свенцицкого. Определив христианство как полноту истины, увидев в нём задачу и смысл своего существования, он не мыслит спасения в одиночку. Религиозный опыт не должен быть личным достоянием, его надо передавать другим, дабы уберечь от тех же падений в те же ловушки 5 . «Записки» – карта духовного мира с указанием мест и способов вражеских нападений: вот на этой развилке бесы перевернули указатель, тут толкнут в омут блуда, здесь подсунут неверное знамение, а там заморочат логическими ухищрениями. Берегись, путник! Как бы автор ни корил себя за литературные погрешности, ему удалось сделать поразительную вещь: пережитое душой выразить в художественных образах, причём с такой силой, что большинство читателей поверили в действительность событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Сходство «Фантазии» с поэмой «Великий инквизитор» отмечали многие, но едина только идея «А что если сейчас, снова?..» 12 , во всём остальном два великих произведения русской литературы коренным образом отличаются. У Ивана Карамазова безымянный (!) персонаж молчит: «Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде» 13 . Но разве книги вмещают всё сказанное Им и разве Бог после воскресения онемел? Евангелие ещё не проповедано во всех народах и не во всех христианских сердцах утвердилось (грехи наши тому свидетельство). Севильский же пришелец не проповедует, а только совершает чудеса... Иисус Христос в Москве – глаголет, обличает отступников, отвечает страждущим, несёт евангельскую весть. Вещает на понятном людям наречии, как и должно по знамению, данному на Пятидесятнице ( Деян.2 ). Простые и ясные слова Его гремят как гром, жгут как огонь, звучат словно радостный звон, задевают живое в душе, глубоко-глубоко западают в человеческие сердца. Речь Спасителя описана необыкновенно поэтично: «Это хоры ангелов незримые поют. И звуки голосов их не улетают в бездушное пространство». Но не все, как в Севилье, узнают Его. Да и как может быть иначе? Только чистые сердцем Бога узрят ( Мф.5:8 ). Сразу кланяются Ему до земли две-три старушки-нищие и больная юродивая, робко подходят несколько детей, торговка семянками слышит знакомый, хоть и таинственный голос, несколько женщин, стариков и солдат следуют за Ним. И потом примыкают всё больше люди простые: фабричные, крестьяне, железнодорожные служащие, приказчики, дворники, прислуга. А бегущие от Него в паническом страхе давят друг друга, как дикие звери. Только один священник и один офицер видят в пришедшем Бога, публика стоит в отдалении: дамы любопытствуют, богачи торопливо прячут деньги, их наследники пристыжены, полиция смущена, отшатываются лжепастыри, в смятении присяжные, застигнутые на месте преступления... Замечательную «симфонию» властей являют два администратора – церковный и государственный, с полуслова понимающие угрозу своим ведомствам. В карамазовской поэме инквизитор выпускает пленника... Как бы не так! «Они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками» ( Мф.10:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

170. Здесь речь идет о письмах Черткова от 27 и 28 октября. В них Чертков сообщал о своем впечатлении от повести, прочитанной им по черновой рукописи. В первом письме Чертков указывает на то, что рассуждения и мысли Позднышева о половом вопросе слишком вплетены в самое повествование его о том, как он убил жену, вследствие чего повествование теряет в живости и естественности, а рассуждения стесняются необходимостью не быть слишком подробными и обстоятельными, чтобы не противоречить характеру и состоянию рассказчика. Чертков рекомендовал сосредоточитьвсе рассуждения Позднышева о половой жизни в первой части повести, так чтобы они изредка прерывались вопросами, одобрениями или возражениями со стороны слушателя, во второй же части, по мнению Черткова, Позднышев, в подтверждение своих взглядов, должен был рассказать свою жизнь и то, как он убил жену, не вдаваясь ни в какие теоретические размышления о брачной жизни. Далее Чертков рекомендует в заключение в какой-либо форме дать более всестороннее освещение вопроса (АТ). Во втором письме Чертков рекомендует показать дальнейший духовный рост личности Позднышева и пробуждение в нем истинного христианина (АТ).В ответ на эти письма Толстой писал Черткову: «Ваши фантазии и критики, особенно в первом письме, все справедливы. Спасибо за них, я хочу воспользоваться ими. Я даже начал писать послесловие, ответ на вопрос: что думает сам автор о предмете рассказа. Я бы желал написать это. Как Бог даст» (АЧ). 171. Хранится в ГТМ (архив Т. А. Кузминской). 172. Об этом см. еще письмо Н. Н. Страхова к Толстому от 6 ноября 1889 г. («Толстовский музей», т. II, стр. 394—397) и А. Ф. Кони. «На жизненном пути», т. 2, Спб 1912, стр. 8. 173. «Толстовский музей», т. II, стр. 397. Страхов в своем письме, давая очень высокую общую оценку повести, сделал по поводу ее критические замечания, смысл которых сводится к следующему. Форма рассказа от лица героя очень связывает автора, а у слушателя являются вопросы — кто собеседник, почему рассказчик долго не приступает к делу, а ведет рассуждения об общих вопросах. Неясно далее, видит ли себя Позднышев в истинном свете и сломлен ли его эгоизм, или он остается до конца нераскаявшимся. Развязка происходит слишком быстро после того, как появляется музыкант. Поэтому герой кажется человеком не вполне нормальным и непомерноревнивым, тогда как он человек обыкновенный и к тому состоянию, которое привело его к убийству, пришел постепенно. Длинные рассуждения, предшествующие рассказу об убийстве, глубокие и важные сами по себе, теряют силу от ожидания, в котором находится слушатель. Их следовало бы распределить между отдельными эпизодами, которые однако не мог продолжительно рассказывать убийца, больше всего занятый последним эпизодом — убийством. Вместе с тем Страхов приходит в восхищение от богатства содержания повести, особенно от рассуждений о докторах, о музыке, о детях, об абсолютном половом воздержании. (Ibid., стр. 395.)

http://predanie.ru/book/220187-kreycerov...

467 . Подобно Хилкову распространял толстовство Чертков в Воронежской губ., врач Волкинштейн (еврей)–в Полтавской губ. и др. В 1898 г. Хилков и Чертков переселились в Англию и там, в провинции Эссекс, на земле, купленной Чертковым, устроили колонию толстовцев. 468 Чертков занимался здесь изданием сочинений Толстого и листков «Свободного Слова». Некоторые из толстовцев поселились в Швейцарии, издавали там листки в духе Толстого и распространяли в России. В 1901г. Св. Синод отлучил Толстого от Церкви. Это отлучение сильно раздражало толстовцев и большинство интеллигенции, но в то же время заставило некоторых из православных остановиться в своем увлечении толстовскими идеями. С 1905 г. Хилков и Чертков, получив дсступ в Россию, стали нередкр приезжать сюда и усердно распространять учение Толстого. В 1910 г. Толстой умер, но идеи его продолжают распространяться, особенно посредством его сочинений, свободво издаваемых теперь у нас в России, а также так называемого толстовского катехизиса. 469 В настоящее время толстовцы встречаются по всей России, но, как секта, толстовство распространено, кроме Харьковской, Воронежской и Полтавской губерний, еще в Курской, Екатеринославской и Киевской губернии, в Донской области и на Кавказе. 470 Учение толстовцев. Вероучение толстовцев не отличается единством и строгой систематичностью, но в отношении к православному вероучению носит большей частью отрицательный характер. Так, одни из толстовцев не признают лишь троичности Лиц в Боге, a другие отрицают и самое бытие Блжие; некоторые признают Господа Иисуса Христа Богочеловеком, a другие считают Его обыкновенным человеком и отрицают искупительные заслуги; большинство отвергает таинства даже в смысле обрядов, некоторые же признают крещение за священнодействие, необходимое для нашего спасения, и учат о нем подобно штундо-баптистам, а причащение понимают в духовном смысле; иерархию всю отрицают, брак считают глупой привычкой людей, в загробную жизнь и воскресение мертвых не верят: из книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета признают только 4 евангелия, но и те толкуют произвольно: св. икон не почитают, крест называют виселицей, храмы – хлевами, св. мощи – набальзамированными телами ханжей, арихиереев–чучелами, забитыми соломой и т. п. 471

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Не больного вида, вовсе нет – скорее, измученного. Во время литургии он стоял у стены притвора, не крестился, плакал. А когда начиналась Херувимская, в то время, когда священник читает тайную молитву о собственном недостоинстве, этого молодого человека начинало буквально трясти, и он в слезах уходил из церкви. Так продолжалось некоторое время. Потом, – рассказал своей дочери отец Серафим, – этот человек пришел на прием к тогдашнему архиепископу Рижскому, назвал себя – да, так и есть: Чертков. Он рассказал свою историю и… каялся. Просил о восстановлении в сане. Архиепископ оповестил об этом патриарха Алексия (Симанского) , от которого был получен такой ответ: раз этот человек публично отрекся от веры, от Христа, то публично же должен и принести свое покаяние. Тут стоит задуматься над тем, мог ли Чертков покаяться публично по чисто техническим причинам: вряд ли у него была такая возможность, да вряд ли бы и государство с радостью откликнулось на такой его шаг, предоставив ему возможность для него. Так или иначе, священником Чертков не стал, но всю свою оставшуюся жизнь посвятил искреннему, стоит надеяться, служению Христу и Его Церкви в качестве псаломщика. А псаломщики в то время были очень нужны! Говорят, что умер этот псаломщик в начале 1990-х годов, похоронен на рижском кладбище. Царствие ему Небесное! Все эти долгие годы та история оставалась для меня какой-то незаконченной. Печальной, трагической, загадочной, но – незаконченной. С одной стороны, я увидела собственными глазами отрекшегося христианина, но с другой – я увидела и великую милость Христа к кающемуся человеку. Чертков мог совершенно без всякого труда отправить и меня, и всю нашу семью снова в тюрьму или ссылку – достаточно было только положить нужную бумажку на нужный стол в нужное время. Он этого не сделал. Во время своей встречи с атеистическими активистами он не позволил себе глумиться над таинством Причащения – значит, было же что-то, что позволило ему воззвать к Христу, протянуть Ему руку, а уж Самому Христу его за эту руку и вытащить.

http://pravoslavie.ru/61221.html

Первая часть. Андрей Петрович Чартков, молодой художник 22 лет, очень бедный, но талантливый, заходит как бы случайно в лавку с картинами. Картины дешевые и не высокого художественного качества. Вдруг в куче этого хлама он наталкивается на весьма талантливо написанный портрет. Особенно его поразили глаза того старика, который был изображен на картине — почти живые! Естественно, личность изображенного была неизвестна. На последние деньги Чартков приобрел портрет. Он повесил его дома. Когда стемнело, глаза и лицо старика, и без того злые, стали просто зловещими. Чартков начинает испытывать страх и кошмары. Художнику пришлось закрыть портрет простыней. С большим трудом Чарткову удалось уснуть. То ли во сне, то ли наяву художнику привиделось, что старик вылез из портрета, сел у постели и начал пересчитывать свёртки с золотыми монетами. Один свёрток откатился в сторону, и Чартков ухватил его. Старик же собрал золото. Уже собирался уйти в портрет, но неожиданно вернулся. Видимо, недосчитался одного свертка. Но сверток прочно держал в своих руках художник. В общем, старику пришлось вновь стать портретом. Чертков долго не мог прийти в себя и лишь под утро заснул. Чартков так и не понял, что происходило ночью: то ли ему действительно являлся старик с золотом, то ли это все был кошмарный сон. Проснулся художник поздно, его разбудил стук в дверь хозяина дома, у которого наш герой снимал квартиру. Хозяин явился с квартальным для того, чтобы востребовать плату за проживание с задолжавшего жильца. Квартальный стал рассматривать картину, крепко схватившись за раму. Он так сильно на нее нажал, что из рамы (какого-то тайника) вывалился сверток. Точь-в-точь похожий на тот сверток с золотом, который художнику привиделся ночью. Чертков подхватил сверток. После того, как неприятные гости покинули квартиру, художник раскрыл сверток и обнаружил в нем тысячу золотых монет. О, великая удача! Чертков мог с этого момента не думать ни о квартплате, ни о хлебе насущном. Он мог посвятить себя полностью художественному творчеству. Чертков был талантливым и трудолюбивым художником. Но одновременно был очень амбициозным и мечтающем о славе молодым человеком.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/25/portre...

Мигом постники поднялись на ноги, сели кто верхами, кто на фургонах – и помчались по направлению за белым вестником в горы, гнались долго, запалили лошадей, пока не обнаружилась злая шутка... В массе ходили легенды. что там, куда «христиане всемирного братства» будут по Божьей милости, по Петрушину веленью, переселены – манна-печеный хлеб на дереве расти, там одежды неизносимые, и что после них Кавказ будет гореть, «неписанные» (вторая партия) и халдеи гореловцы (первая партия) почернеют и будут скитаться, как тень, пока не обновятся, т. е. не сделаются постниками. Большие надежды возлагали духоборы-постники на графа Л. Н. Толстого. На вопрос, на какой счет они будут переселяться, они уверенно отвечали, что русские и граничные братья могут доставить на 30 лет средств содержания, а «граф Толстов» обещает за свой счет перевести всех заграницу. Гр. Толстой слыл у духобор за друга и агента (ангела) Петруши. Последний находясь в Москве при переселении на восток (вероятно, при пересылке из Шенкурска в Обдорск) дал якобы гр. Толстому наставление, как действовать; и вот, гр. Толстой и действует – он имеет силу у всех государей... 25 С восторгом приняв мысль о переселении заграницу. духоборы поспешили испросить на этот новый шаг разрешение правительства. Последнее, чтобы прекратить бездельную борьбу с упорством фанатизированной темной массы, а, главное, чтобы освободить спокойное население духоборья от мятежной части, решило не препятствовать заграничной эмиграции духобор–постников. При этом духоборам было объявлено, что они, выехав заграницу, не могут уже после возвращаться в отечество, что земли, наделенный им от казны, их усадьбы и дома, которые построены (в Карской области) при пособии правительства, остаются в пользу казны. 26 Заграницей с энергией вели дело приискания удобные для поселения духобор земель и потребных средств кн. Д. Хилков и В. Чертков, поддерживаемые самым живым образом со стороны Л. Н. Толстого. Явление это вполне понятно, если принять во внимание, что толстовцы являются единственными виновниками всего пережитого духоборцами переворота и целого ряда тяжелых экономических страданий. Как только выяснилась возможность эмигрировать, духоборы выслали в Англию, где проживали кн. Хилков и В. Чертков, две семьи своих ходоков – Ивина и Махортова. Теперь началась лихорадочная, торопливая деятельность по устройству эмиграции, как можно скорее. Возбужденная фантазия развивала многие пленительные картины об устройстве в стране свободы общины по-новейшей теории толстовства. Два друга – Хилков и Чертков заспорили о выборе страны: Хилкова тянуло в Новый Свет, в страну свободы, Чертков останавливался на Англии. Решено было водворить духоборов на острове Кипре, который принадлежит англичанам. Главная выгода казалась в том, что военная служба здесь не обязательна и, кроме того, Кипр сравнительно гораздо ближе к Кавказу, чем другие подходящие места, и переехать туда стоит много дешевле, чем переехать, напр. в Америку или в Канаду 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Чертков описывает яснополянскую деревню с целью тронуть русских читателей и побудить их выкупить у семьи Толстого помещичью землю, чтобы подарить ее крестьянам. «Спасти от хронической гибели ближайших к Л.Н. Толстому крестьян, наделить их помещичьей землей – это было бы лучшим способом почтить последнего в день его восьмидесятилетия» – такое мнение, одобренное самим великим писателем, выражает В. Г. Чертков в своей статье (Новое время. 1908. 11642 (10 авг.)). В воззвании г. Черткова нас поражает следующее. Такой сострадательный и чуткий человек, как В.Г. Чертков, мог 25 лет наблюдать Ясную Поляну, и ему не пришло в голову при его громадном когда-то богатстве выкупить для крестьян эту землю. Сам Лев Толстой, почитаемый за человека великой души и радетеля землепашцев, был в состоянии 80 лет ежедневно наблюдать агонию своей деревни, всех этих обескровленных людей с гноящимися глазами, всех этих детей, выбрасываемых из родного дома, всех этих девушек, из-за куска хлеба идущих на проституцию, – он в силах был видеть это родное ему крестьянство, хиреющее без земли, сам владея именно той землей, которая яснополянским крестьянам нужна! Ни при наделе крестьян в 1861 году, ни впоследствии Л. Н. Толстой не подарил им земли, а подарил ее своим детям вместе с другими огромными имениями и капиталами. За право на одно лишь издание сочинений журналист Маркс предлагал Толстому 200 000 рублей, и он мог бы выкупить Ясную Поляну у своей семьи одним росчерком пера, однако он этого не сделал. Теперь призывается весь чтущий Толстого мир выкупить у семьи Толстого землю для несчастных крестьян, которых Толстому очень жаль. Как понимать это воззвание Черткова?! – Факт красноречиво говорит сам за себя. Нам думается, что друг только в полном затмении мог выразить подобным образом свое усердие к почитаемому им кумиру. Вот к этому именно кумиру почитатели его, безусловно, должны стать выше своих пристрастий. Просвещенные в мирском смысле люди стараются спокойно относиться ко всяким явлениям в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010