Кроме норм закона, существуют нормы врачебной этики, которые в профессиональном сообществе также важны. Многие сходятся на том, что исходя из них, врач не имеет права удерживать пациента.  Если доктор уверен, что решение родственников явно навредит больному, он должен инициировать обращение в суд. Однако выбирать врача или медицинскую организацию — это абсолютное право пациентов или его близких, считает заведующий отделением кардиореанимации Московской городской больницы имени Баумана Алексей Эрлих. Главный врач Ильинской больницы Алексей Живов называет саму постановку вопроса о том, могут ли родственники перевести пациента в другое медицинское учреждение, неверной. По его словам, задача врача проинформировать о пользе и вреде, возможных рисках и осложнениях, а пациент и его родственники абсолютно автономны в своих решениях. Кардиолог и терапевт Артемий Охотин на примере Тарусской больницы, в которой работает, объяснил, что отношение к пациентам, выстраивание коммуникации с ними в каждом медучреждении индивидуально, и многое зависит от позиции главного врача.  «Среднестатистическая российская больница — это тюрьма. И та, где я работаю, тоже тюрьма. Просто некоторые из нас пытаются быть плохими тюремщиками, но власть быть тюремщиками у нас есть», — написал Охотин.  Врач-реаниматолог скорой помощи, иеромонах Феодорит (Сеньчуков) отметил , что вопрос транспортировки пациентов реаниматологи-анестезиологи видят иначе, чем специалисты других направлений. Они, опираясь на свой опыт, оценивают риски, и исходя из этого, а не из пожеланий родственников, принимают решение.  — Врач стационара под транспортабельностью понимает не только возможность довезти, но и целесообразность этого переезда. Врач-транспортировщик оценивает свою локальную задачу — довезу или нет, а если довезу, то как. При этом каждый опирается на свой опыт. Отсюда и расхождения, — написал Сеньчуков.  Подготовила Наталья Костарнова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/hochu-perevesti-muzha-...

Минздрав вводит их в стандарты лечения, заставляет подписывать рекомендации, которые требуют использовать эти бесполезные лекарства. В качестве примера я всегда привожу ноотропы и нейропротекторы, которыми традиционно занималась наш министр, невролог по образованию, и которые госпожа Скворцова ввела во все стандарты лечения. Мы — одна из последних стран в мире, где они до сих пор применяются. Если врачи, зная, что препарат бесполезен для больного, не станут его назначать, больница будет оштрафована.  Я считаю, что в этом есть определенный коммерческий интерес людей, которые пишут стандарты и рекомендации. Беда еще и в том, что пишут их чиновники, а во всем цивилизованном мире это работа медицинского сообщества. «Протесты — привилегия местных». В Москве все не так плохо? Антон Родионов: — В Москве есть три фактора, сдерживающих подобные массовые проявления свободолюбия. Первое — это достаточно высокие зарплаты, второе — большая армия приезжих из союзных республик, готовая занять вакантные места. И, наконец, третье, самое главное: в Москве существует реальный рынок медицинских кадров, и хорошие врачи, которых не устраивают условия работы, давно ушли из государственных медицинских учреждений в частные клиники. Артемий Охотин: — Крупные города держатся во многом за счет врачей, приезжающих из соседних регионов. Забастовки и массовые увольнения — привилегия местных, тех, кто чувствует себя хозяином если не положения, то хотя бы места. А врачи и сестры, приезжающие из других городов, бастовать не будут, их положение и так очень непрочно. Кроме того, в крупных городах есть частная медицина, и недовольные условиями работы врачи просто уходят из государственных больниц или совмещают в частных клиниках. Поэтому протест и дальше будет в основном региональным. «В конце концов профессионалов не останется». Почему важно не молчать? Артемий Охотин: — Протесты и массовые увольнения будут продолжаться. Вероятно, их станет даже больше: во-первых, чужой пример заразителен, особенно если такими мерами врачи чего-то будут добиваться, а во-вторых, здесь действует цепная реакция: чем больше врачей увольняется, тем больше становится нагрузка на оставшихся. Но в целом итальянские забастовки и демонстративные массовые увольнения — признак того, что врачи в принципе хотят работать, их просто не устраивают условия. Для медицины гораздо хуже то, что происходит в полной тишине: одиночные увольнения, уход на пенсию и закрытия целых отделений и больниц под видом объединения и оптимизации.

http://pravmir.ru/iz-vrachej-sdelali-pre...

Амвросий признал этот поступок Охотина своеволием и пензенская консистория удалила его за это от депутатской должности и сделала ему строгий выговор; но преосвященный не удовольствовался этим: он отрешил Охотина и от должности увещателя, со внесением всего этого в послужной список. Охотин подал на архиерея жалобу в св. синод, прося в ней избавить его от притеснений своего архипастыря. Синод потребовал от Амвросия, объяснений и по этому делу. 230 Представленные преосвященным объяснения были неловки и обидны для следователя, а потому синод снова послал выговор Амвросию в таком виде: «Пензенское епархиальной начальство не имело никакого основания к обвинению священника Охотина за исполнение вышеизъясненного требования Амфилохия, облеченного от св. синода особым доверием, который сам бы и подлежал ответственности в таком случае, если бы распоряжение его признано было неправильным, а не священник Охотин. Сверх того, епархиальное начальство вошло в суждение о действиях Охотина по такому делу, которое принадлежало рассмотрению святейшего синода, а не епархиального начальства. Посему святейший синод определяет: отменив решение пензенского епархиального начальства об удалении священника Охотина от депутатской и увещательской должностей и об учинении ему строгого выговора, и исключив сие из послужного его списка, оставить его при прежних должностях, а епархиальному начальству за неуместное и неправильное его распоряжение сделать строгое замечание». 231 Между тем и Ошанин, даже по окончании ревизии, не переставал жаловаться синоду на Амвросия, который, еще не вразумленный данными ему уроками, неправильно удержал у него жалование за все время его болезни и предал его суду уголовной палаты по делу Штерна. Дело Штерна состояло в том, что его в один прекрасный день напоили пьяным до беспамятства и, когда он проснулся, объявили ему, что он повенчан на дочери коллежского асессора Александре Зайцевой. Нужно заметить, что Штерн был больной, дряхлый и почти дошедший до идиотизма старик, который скончался через месяц после свадьбы, именно 16-го июня 1845 года, в поместье Зайцевых, передав жене все свое имение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем вышеупомянутым журналом 13 февраля 1837 года Секретного Комитета было постановлено предоставить Св. Синоду: 1 . Поощрить способных и благонадежных из приходского духовенства заводить первоначальное обучение поселянских детей на правилах 1836 года не только вью зараженных расколом приходах, для ослабления раскола, но и в прочих, для предохранения от раскола ранним наставлением в духе православия. 2 . Монастырям поручить, где окажется благонадежная возможность, заводить подобное первоначальное обучение детей монастырских служителей, а смотря, но местной удобности и предусматриваемой пользе, распространять оное на детей и прочих окрестных жителей, нуждающихся в средствах наставления. 3 . Обратить внимание епархиальных начальств и на то, не окажется ли возможности заводить подобное обучение детей женского пола, при женских монастырях, а также под надзором священнических или дьяконских жен, или вдов, имеющих потребное для того образование и, при благонравном поведении. материнский и наставнический характер 68 . Таков был характер «начального обучения» по правилам 1836 и 1837 годов и таковы требования, которые предъявлялись к нему. В частности от «наставниц» для «обучения» детей женского пола требовалось, как видном, не только «потребное образование». но и нравственный качества, чтобы обучение сопровождалось еще «воспитанием» обучаемых. Но в миссионерских, против раскола, целях, каковые правилами собственно и преследовались, «образование» обучающих могло быть вполне «потребным» только в том случае, когда не было лишено, кроме общих, еще особых, специальных сведений и познаний, необходимых исключительно для борьбы с расколом. И действительно, в некоторых епархиях были предприняты специальные меры к тому, чтобы жены священников и дьяконов, или их вдовы могли оказаться наставницами, применительно к правилам 1836 – 1837 года, по возможности с должной подготовкой. Так, например, в симбирском училище девиц духовного звания, изучение раскола было введено в число обязательных предметов. Преподавателем состоял магистр богословия протоиерей Павел Охотин, профессор Симбирской семинарии и местный противораскольнический миссионер, знакомивший своих учениц с краткой историей раскола, с разбором его учения и с правилами миссионерской тактики. Обработав эти свои уроки, протоиерей Охотин в 1857 году напечатал их отдельной книжкой, которая по своим достоинствам справедливо могла служить тогда учебным руководством и для других женских училищ 69 . Но были ли еще где-либо примеры, подобные симбирскому, сведений о том мы не имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Филарета. «Покойный отец мой – священник села Урданчи Чистопольского уезда – Афиноген Александрович Охотин передал мне о Высокопр. Митрополите Киевском Филарете (Амфитеатрове) , бывшем прежде Архиепископе Казанском, следующее: Когда поревели меня, – говорил мой батюшка, – в философский класс, умер отец мой – причетник. Мать моя желала, чтобы меня определили причетником в село на место моего отца, – дабы я мог поддерживать немалое осиротевшее своё семейство. Вот написал я прошение и отправился со своею матерью ко Владыке Филарету, который принял нас ласково, пожалел нас сирот и, прочитавши прошение, сказал моей матери: «правду говорят, что у женщины волос долог, да ум – короток. Ну, какой он будет тебе кормилец в должности дьячка?! Ты мать, два-то года уж как-нибудь перебейся, а через два года сын твой окончит курс учения, будет священником и тогда действительно может поддержать своих родственников». Так и было сделано. Но между тем, через несколько времени и без всякой просьбы Владыка предоставил за отцом моим причетническое место в каком-то селе, и отец мой до окончания курса учения в Семинарии получал от зачисленного за ним места причетнический доход для поддержания своего семейства». 211 Что этот дом, построенный высокопр. Филаретом на собственный его капитал, сохранился и доселе, равно как и все вообще училищные здания, приобретенные покупкою у Г-жи Геркен для Казанского Духовного Училища, и доселе остаются при своем назначении и собственностью Училища, – это правда. Но у Автора Истории оказывается значительный пробел по части следующих сведений, а именно: Казанское Училище в течение целых 26-ти лет (1842–1868 г.), не владело этими зданиями, хотя и остававшимися в его собственности. В это здание после пожара (в Августе 1842 г.), когда Семинарский корпус на Воскресенской улице сгорел весь, переведена была Семинария. Этот-то пробел мы и почитаем должным и уместным делом восполнить теми сведениями, которые изложены были нами в биографии высокопр. Антония. Сведения эти следующие: «Особенно, и в самый первый же год, внимание преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Библейскую историю, по учебнику митрополита Филарета, у нас преподавали: магистр Московской академии Гр. А. Политковский 55 , а в 1-м отделении – магистр Киевской академии К. И. Миловидов 56 , под конец же курса этого класса обоим отделениям – последний, то есть К. И. М-в. Оба они были очень способными преподавателями. Первый – очень умный и основательный человек, не владевший, однако, даром слова, а второй – блестящий и красноречивый, очень видной и представительной наружности. Кто и где преподавал общую церковную историю, не припоминаю 57 . Если в этом классе, а не в высшем, в котором она полагается по нормальному расписанию 58 , то несомненно – вышеуказанные наставники, то есть Гр. А. П-кий и К. И. Миловидов. Учебником была «Церковная история» Преосв. Иннокентия (Пензенского), в двух частях, старинный учебник (от 1807 г.), многосодержательный, но сухой, полный отрывочных сведений; события разбиты по векам. Цельного и связного представления о событиях церковной жизни не давал и был похож более на подробный конспект по истории церкви, чем на историю в собственном смысле. Русскую гражданскую историю преподавал, по учебнику Устрялова, тот же, что и в низшем классе, общую гражданскую, – Н. В. Охотин († архиеп. Гурий) – до 1856 г., а с 1856 г. – А. И. Стеклов, в то время кандидат, а впоследствии (1868) магистр Казанской академии, бывший потом ректором Нижегородской семинарии (1868) 59 , способный преподаватель, но довольно грубоватый и резкий по характеру. Физику – те же, что и математику в низшем: И. С. Тихонравов, в нашем 2-м отделении, и А. И. Остроумов в 1-м отделении, и с тем же успехом и характером преподавания. Естественную историю (зоологию, ботанику, минералогию) и сельское хозяйство преподавал у нас Л. И. Сахаров 60 , преданный своему делу и недурной преподаватель. Учились мы по запискам, передаваемым из курса в курс и покупаемым от предшественников, – со множеством ошибок, вроде, например, следующей: голуби отличаются «однообразием» – вместо «однобрачием». Так именно раз отвечал урок в классе один ученик, ссылаясь на записки, в которых написано: «однообразием». Много сообщалось нам сведений по ботанике и зоологии; кое-что удержалось в памяти доселе, но, конечно, немногое. Эти предметы считались у нас даже не второстепенными, а, можно сказать, третьестепенными, и мы обращали на них очень мало внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В любом случае, если вы заподозрили конкретную болезнь, то можете сказать, что оперировать коленный сустав ему опасно. Есть тяжелая ишемия, и лучше сначала подобрать таблетки или сделать операцию на сердце, а уже потом думать про колено. То есть можно полностью поменять курс лечения. Но это решается на врачебном осмотре, а не когда человеку для галочки назначили стандартный список тестов.  Решение принимает не врач, а пациент — Наверное, проведение этих ненужных процедур, вместе с выписыванием бумажек, отнимает у врача кучу времени. — Да. К сожалению, ко мне приходит много больных за консультацией кардиолога перед операцией на коленном суставе — в том числе достаточно молодые люди без всяких жалоб. В результате врачи занимаются какой-то ерундой, и большинство из них механически выписывают справки, просто посмотрев кардиограмму.  И тут другая проблема: допустим, врачу кардиограмма не понравилась. Он говорит: «Я вам операцию не разрешу». Но это совершенно не в его компетенции. Он может сказать так: «У вас тяжелая ишемия, поэтому операция на коленном суставе для вас будет более рискованной, чем она была бы 15 лет назад». Дальше пациент уже сам должен решать, приняв во внимание аргументы врача, стоит идти на риск или нет. Врач не дает разрешение на операцию, он просто помогает больному принять решение. — Но должна же быть какая-то рациональная причина такой траты ресурсов на ненужные исследования. Может быть, это желание перестраховаться , тем более что работники СК нынче сидят под каждым кустом? Случись что — и врач, не назначивший тот или иной анализ, окажется виноват. — Ну вряд ли под каждым кустом. Если вдруг у них наступает острое желание арестовать врача, то значит, на него кто-то нажаловался в высокие инстанции плюс самим этим инстанциям важно по каким-то причинам завести такое уголовное дело. А уж когда оно попадает на определенный уровень, то назад хода нет. Я предполагаю, что, независимо от анализов, там всегда найдут, что вменить. Так устроены у нас суд и следствие. 

http://pravmir.ru/pohod-k-vrachu-eto-ris...

Кроме того, у девочек-подростков могут быть возрастные изменения в молочной железе, которые не являются патологией и со временем пройдут сами. По ряду исследований, такие новообразования возникают у трети девушек, и вмешательство здесь не требуется. Но УЗИ покажет нам патологию. Если мы глобально внедрим эту манипуляцию, то вред намного превысит возможную пользу, которая критически мала. Миллионы будут обследоваться, у трети что-то найдут, всех отправят на биопсию, и кто-то из медиков обязательно ошибется… Биопсия тоже не дает стопроцентной чувствительности. Значит, могут быть и ненужные операции. А это шрамы, физический вред здоровью, стресс. Сейчас есть тенденция не трогать доброкачественные заболевания молочной железы у девочек и взрослых женщин. Только небольшая их доля приводит к серьезным проблемам. Во многих странах мира не лечат мастопатию, о которой тоже говорит автор инициативы. Это заболевание входит в классификацию, но не требует какого-то лечения. Те виды, что есть, основаны на гомеопатии и каких-то биологических добавках. Но массовые УЗИ приведут к тому, что фиброаденомы и мастопатии начнут путать с серьезными злокачественными образованиями. В наше время существует эпидемия гипердиагностики. Под неё попадает УЗИ щитовидной железы. С помощью этого обследования выявляют множество образований в щитовидной железе, которые вообще не нужно трогать. Это могут быть и злокачественные опухоли, рак, но настолько не агрессивный, что не стоило бы и выявлять его. Аналогичная ситуация с раком предстательной железы. Большая доля таких опухолей требует не  лечения, а наблюдения. Рост заболеваемости раком щитовидной железы во многих странах обусловлен не истинными причинами и факторами риска, а скринингом. Его нельзя выполнять без четких алгоритмов диагностики. Плохо организованный и проведенный скрининг приведет к ненужным обследованиям и лишним вмешательствам. Спасли от рака, которого не было Артемий Охотин, врач-кардиолог, заведующий терапевтическим отделением Тарусской больницы :

http://pravmir.ru/spasli-ot-raka-kotorog...

Добывать их для списывания составляло большую заботу для нас, в особенности для своекоштных учеников, живших в разных частях города, нередко далеко от семинарии. Хотя наш профессор словесности не отличался особенною глубиною мысли и в этом отношении уступал своему коллеге по 1-му отделению, также магистру Д. И. Страхову 44 , но в общем, нужно признать, что он был более на своем месте, чем этот последний, которому следовало бы быть преподавателем логики и психологии, а не словесности. Указанный выше недостаток нашего наставника, вообще нами уважаемого и довольно любимого, несмотря на его насмешливый характер, почувствовался нами в особенности на последнем экзамене по словесности (в 1854 г.), происходившем в присутствии ревизора от Казанской академии, архимандрита Серафима (Протопопова) 45 , как оказалось, профессора академии именно по кафедре словесности. Архимандрит Серафим, очень худощавый, весьма болезненный по виду, производил своим лицом и особенно глазами впечатление очень умного человека. Мне пришлось отвечать о драматической поэзии. Я передал то, что было у нас в записках, но о. ревизор не нашел удовлетворительным наше определение драмы, а дал свое, поразившее меня своей глубиной и резко выделившее ее из ряда других поэтических произведений. Вот подумал я тогда, какая громадная разница между академическим и семинарским преподаванием. Большой симпатией и уважением пользовался у нас преподаватель всеобщей гражданской истории, профессор Николай Васильевич Охотин (Преосв. Гурий, скончавшийся потом в сане Новгородского архиепископа), магистр С.-Петербургской академии 46 , благороднейшая по характеру личность и очень хороший преподаватель 47 . Трудно было преподавать такой предмет, который имел своим учебником жалкую историю Кайданова. Мы старались восполнять недостатки этого несчастного учебника чтением истории Лоренца. В памяти остался у меня урок из истории французской революции. Н. В. Ох-н, сидя на учительском кресле, держал перед собой какую-то книжку и довольно медленно, но складно передавал ее содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

2 декабря 1889 года пострижен в монашество, а 3 декабря в сан архимандрита. 29 янв.1890 года хиротонисан во епископа Смоленского и дорогобужского. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. 29 янв.1896 года назначен председателем Училищного Совета при Св. Синоде и почетный член Казанской духовной академии. 13 окт.1900 года назначен епископом Новгородским и Старорусским с возведением в сан архиепископа. В 1904 году получил звание члена Св. Синода. 6 окт.1907 г. награжден крестом на клобук. 17 OKT.1910 г. уволен на покой, согласно прошению. Десятилетнее управление Новгородской епархией приобрело маститому архипастырю сердечную любовь и уважение и паствы и духовенства. Новгородское духовенство почтило архипастыря при уходе на покой, поднесением адреса, в котором, между прочим, так характеризовало своего архипастыря: «Вы обладали редким даром замечательной благожелательности и изысканной деликатности в отношениях своих к вашим подчиненным. Всякого приходящего к вам по делу, с своей нуждой и горем, вы встречали с отеческим приветом, с мудрой кротостью, лаской и внимательно выслушивали, благодаря чему всякий шел к вам безбоязненно... С первых же дней святительствования вашего в Новгороде, с вашей стороны по отношению к вашей пастве установились чисто отеческие отношения и счастливая ваша паства скоро заметила и поняла это. Она старалась отвечать вам сыновней искренностью и нелицемерной благопокорливостью. Мирно и безмятежно каждый исполнял свое дело и служение свое, не страшась за участь завтрашнего дня и, будучи уверен, что в случае надобности всегда найдет в вас твердое, мудрое и справедливое решение своего дела”. С невозмутимо покойным характером, всегдашней доступностью, ласковостью со всеми и отеческим участием к бедным и сиротам пользовался общей любовью. Скончался I-ro марта 1912 года. Труды: Речь при наречении во епископа Смоленского и Дорогобужского. «Приб. к «ЦВ» 1890, 4, стр.123. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого ». Курсовое сочинение. Рукопись Акад.библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010