Основные доходы он получал от паломников, приходивших к мощам Кизических мучеников, и особенно от крестного хода. В 1785 — 1794 годах настоятелем монастыря состоял игумен Амвросий (Яковлев-Орлин), известный богослов, позже служивший в Московской духовной академии. С 1830 по 1845 год — архимандрит Гурий, выпускник Нижегородской духовной семинарии, который вел в монастыре бурную строительную деятельность. С 1861 по 1864 год настоятелем был архимандрит Варсонофий (Охотин), позже епископ Симбирский. В 1860 году на страницах журнала «Православный собеседник» он выступил в защиту крестьян и против крепостного права. После 1873 года монастырем управляли викарные епископы Чебоксарские, в обязанности которых входило управление церковно-учебным ведомством в Казанской епархии. В 1875 — 1883 годах фактическим руководителем монастыря стал его казначеи иеромонах Тихон (Сосунцов), пользовавшийся большим уважением в городе за честность и добросовестность. Управляющий монастырем в 1889 — 1893 годах епископ Никанор (Каменский), ставший позже архиепископом Казанским, составил к 200-летнему юбилею монастыря в 1892 году подробнейшее его описание. Кладбище при Кизическом монастыре было довольно велико и занимало участок почти до нынешнего Дворца культуры химиков. Здесь были похоронены многие известные люди: первый директор Казанского университета Илья Федорович Яковкин, известные ученые, профессора Казанского университета: математик и астроном Иван Михайлович Симонов, математик Алексей Федорович Попов, физиолог Николай Осипович Ковалевский, дед Льва Николаевича Толстого граф Илья Андреевич Толстой, казанский губернатор князь Семен Михайлович Баратаев, видный деятель народного образования, бывший попечитель Казанского учебного округа Николай Михайлович Мусин-Пушкин. На кладбище находились семейные захоронения казанских купцов Каменевых (в том числе могила поэта и общественного деятеля Гаврилы Петровича Каменева), Дрябловых, Котеловых, Дворовых, Мергасовых, Вениаминовых-Башариных. Здесь же в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь казанских монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=06239

По тем временам для г. Казани одновременное участие в богослужении нескольких известных архиереев было достаточно редким событием. «Таким образом, - отмечалось в " Известиях по Казанской Епархии, - вместе с Высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом казанским, и его викарием, преосвященным Павлом, епископом чебоксарским, принимал участие в церковном торжестве в означенный день небывалый ещё в Казани собор четырёх архипастырей». с. 396] При этом, как указывалось там же: «Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию». С. 396] Накануне праздника - 7 июля 1879 г. - в Казанском Богородицком женском монастыре тремя архиереями - епископом Уфимским и Мензелинским Никанором (А.И. Бровковичем), епископом Старорусским Варсонофием (Я.П. Охотиным) и епископом Чебоксарским Павлом (И.Е. Вильчинским), в сослужении двух архимандритов, четырёх протоиереев и трёх священников, «при огромном стечении молящегося народа», было совершено всенощное бдение. Причём, как указывалось в «Известиях по Казанской Епархии», оно имело свои особенности». Во-первых, «пред пением канона прочитан был о. кафедральным протоиереем В.П. Вишневским составленный им же самим по подобию синаксарей, имеющихся в богослужебных книгах на разные дни, синаксар, в котором изложена история обретения в Казани чудотворной иконы Божией матери, именуемой казанскою, и раскрыта самая цель, для которой промысл Божий благоволил даровать ново-просвещённому граду Казани это знамение своих милостей, именно да явятся дела Божии в царстве тьмы, каковым был тогда - за 300 лет пред сим - мусульманский и языческий край казанский, где поэтому и требовалось явление особенного неиссякаемого источника благодати Божией, изливаемого на нас чрез чудотворную икону Богоматери». с. 396 - 397] Вскоре составленный протоиереем Благовещенского кафедрального собора В.П. Вишневским (1804 - 1885) «Синаксар на праздник явления Казанской иконы Пресвятыя Богородицы» (в который, как следует отметить, помимо подтверждаемых сказанием «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» свидетельств, перекочевало из ранее опубликованных церковных сочинений несколько «додуманных» обстоятельств) был опубликован в 14 от 15 июля 1879 г. «Известий по Казанской Епархии». с. 405 - 408]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

16(29)11.1976 ЧЕБОКСАРСКАЯ 17(30)11.1976 Варнава Накропин КАРГОПОЛЬСКАЯ 28.08.1911 02.11.1913 ТОБОЛЬСКАЯ 02.11.1913 08.03.1917 АРХАНГЕЛЬСКАЯ Варсонофий АРХАНГЕЛЬСКАЯ 13.07.1740 08.11.1759 Варсонофий КРУТИЦКАЯ Варсонофий ТВЕРСКАЯ Св. Варсонофий ТВЕРСКАЯ Варсонофий Валах ПОЛОЦКАЯ Варсонофий Вихвелин КЕМСКАЯ 26.08.1910 14.02.1913 ПИНЕЖСКАЯ 14.02.1913 13.11.1913 КАРГОПОЛЬСКАЯ 13.11.1913 до 01(14)09.1921 НИКОЛЬСКАЯ 06(19)03.1924 (ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 27.11(10.12)1925) Варсонофий Гриневич ГРОДНЕНСКАЯ 17(30)12.1945 05(18)11.1948 СЕМИПАЛАТИНСКАЯ 05(18)11.1948 18(31)10.1950 ОРЕНБУРГСКАЯ 18(31)10.1950 03(16)11.1953 ТВЕРСКАЯ 18(31)07.1954 28.02(13.03)1958 в/у ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 18(31)07.1954 27.01(09.02)1956 Варсонофий Курганов ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 21.06.1892 10.12.1894 ГЛ АЗОВСКАЯ 10.12.1894 08.01.1904 Св. Варсонофий Лебедев КИРИЛЛОВСКАЯ 08.01.1917 02(15)09.1918 Варсонофий Лузин СПАССКАЯ 30.03(12.04)1926 11(24)04.1929 ИРКУТСКАЯ 11(24)04.1929 12(25)06.1930 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 12(25)06.1930 17(30)02.1932 Варсонофий Охотин ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 31.10.1876 19.11.1876 СТАРОРУССКАЯ 19.11.1876 28.09.1882 СИМБИРСКАЯ 28.09.1882 12.08.1895 Варсонофий Судаков в/у САРАНСКАЯ 09(22)11.1990 26.01(08.02)1991 САРАНСКАЯ 26.01(08.02)1991 Варсонофий Ходыкин (Схотин) СМОЛЕНСКАЯ 10.1514 Варсонофий Чертков-Еропкин СМОЛЕНСКАЯ 09.04.1671 02.1676 КРУТИЦКАЯ 03.1676 06.09.1681 ТВЕРСКАЯ 06.09.1681 12.1681 КРУТИЦКАЯ, паки 12.1681 18.05.1688 Варфоломей Ващук в/у ВОЛЫНСКАЯ 06(19)02.1990 11(24)02.1990 ВОЛЫНСКАЯ 11(24)02.1990 12(25)08.1992 НИКОЛАЕВСКАЯ 12(25)08.1992 09(22)06.1993 СУМСКАЯ 09(22)06.1993 14(27)08.1995 РОВЕНСКАЯ 14(27)08.1995 Варфоломей Гондаровский УГЛИЧСКАЯ 13(26)05.1963 16(29)05.1963 САРАТОВСКАЯ 16(29)05.1963 09(22)12.1964 ВЕНСКАЯ 09(22)12.1964 24.06(07.07)1966 ТУЛЬСКАЯ 24.06(07.07)1966 07(20)03.1969 КИШИНЕВСКАЯ 07(20)03.1969 28.09(11.10)1972 ТАШКЕНТСКАЯ 28.09(11.10)1972 28.08(10.09)1987 ОРЛОВСКАЯ 28.08(10.09)1987 08(21)03.1988 Варфоломей Городцов МОЖАЙСКАЯ 18(31)05.1942 11.1942 СИМБИРСКАЯ 11.1942 13(26)06.1943 НОВОСИБИРСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

267 Многие из посланных в светские учебные заведения занимали потом почетные места, напр. Даниил Иванович Талиев, бывший окружным генералом при Медицинском Департаменте, Павел Кюлдюшевский, бывший профессором Медицинской Академии. 268 Одевали учеников, смотря по количеству денег и цены «на предметы амуниций»: в шлафроки из тику, панталоны и жилеты с рукавами-суконные, или китайчатые. 269 В 1829 году Преосвященный Филарет основал при правлении Семинарии «Комитет для призрения бедных учеников» и жертвовал в оный ежегодно по 500 р. и в 31 году 2000 р., а в 36 году 1000 р. 270 Особенно привольно жили квартирные ученики (делавшие у себя даже театры), жившие в весьма бедных квартирах. Ревизоры: Доброхотов (1822 г.). Архимандрит Нафанаил, Преосвященный, Филарет (1831 г.) поднимали вопрос об устройстве общежития для квартирных учеников, но тщетно. В холерные эпидемии 1830, 31 и 47 г. г. особенно много умирало учеников из числа квартирных. 272 После Архимандрита Стефана были Ректорами: Архимандрит Платон (1842–3 г.) впоследствии Архиепископ Костромской; Архимандрит Климент Можаровский, составитель акафиста Св. Гурию и Варсонофию (-1850 г.), Архимандрит Иосиф Позднышев (- 1855 г.), замечательный композитор; Архимандрит Иннокентий Новгородов (-67 г.), составитель Обличительного Богословия, скончался Ректором Казанской Академии; Ворсонофий Охотин (-75 г.), впоследствии Епископ Симбирский; Протоиерей Василии Н. Бережсковский (-78 г.) и Протоиерей Никифор Т. Каменский (1879 г.). 273 До 1880 года Воскресная школа содержалась на сумму, отпускавшуюся Министерством Народнаго Просвещения в количестве 300 р. 274 Первыми членами Правления Семинарии от духовенства были: Кафедральный Протоиерей В. П. Вишневский, Профессор Университета Протоиерей А. И. Владимирский и Протоиерей Μ. М. Зефиров. 276 В 188 3 / 4 учебном году эта половина прибыли равнялась почти 100 р., которые и розданы были ученикам. 282 Русский домовой никогда не представляется так унижающимся. Он как набольший в доме представляется делающим только то, что делает хозяин в доме, а не хозяйка. Вероятно, чувашское воображение более долго работало над созданием домовых, и потому так строго выработало представление о нем, как специально домовом духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В связи с этим А.Г. Осокин провозгласил «в благодарность за сочувствие к нашему местному торжеству» также тост за епископа Уфимского и Мензелинского Никанора (А.И. Бровковича), епископа Старорусского Варсонофия (Я.П. Охотина) и епископа Чебоксарского Павла (И.Е. Вильчинского), которым «снова было пропето всеми торжественное многолетие». с. 402 - 403] Выступивший вслед за этим помощник попечителя Казанского учебного округа М.А. Малиновский отметил, в частности, что, хотя и недавно «принял участие в заведывании делами по образованию юношества в здешнем учебном округе», но «уже успел настолько ознакомиться с состоянием низших и средних школ здешнего края», что может «с полною уверенностию засвидетельствовать об их самой благоприятной для успехов педагогического дела постановке». Весьма важным при этом, по его мнению, являлся «один уже тот факт, что не замечено в этих заведениях ни одного события, компрометирующего молодёжь в каком-либо отношении, политическом или религиозно-нравственном», - «напротив, всюду замечаются упроченными среди этих учебных заведений и их питомцами принципы Богооткровенного вероучения, проповедуемые нашею Материю Церковию, принципы доброго порядка, любви к своему Государю и своему Отечеству и подчинения предержащим властям». с. 403] Причём, «столь благоприятные результаты, достигнутые в деле образования молодого поколения», привели М.А. Малиновского, прежде всего, к мысли о том, «что небесная помощь, без которой немыслимо никакое преуспеяние, ниспосылаемая Заступницею всего христианского мира верующим, не чужда и здешних светских учебных заведений, и что затем духовно-нравственный надзор в воспитательном деле, вверенный правительством главным образом духовенству, и во главе его в здешней губернии всеми любимому архипастырю Высокопреосвященнейшему Антонию, практикуется неослабно и плодотворно». А потому он пригласил всех «повторить тост с пожеланием наилучшего здоровья и счастливого долгоденствия» правящему архиерею. с. 403] Снова было «пропето всеми многолетие» архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию (Я./И./Г. Амфитеатрову), «который, глубоко тронутый знаками всеобщей любви и уважения к нему от участвовавших в празднике, изволил встать и благодарить всех за выраженные чувства и провозгласил тост за свою богохранимую паству казанскую в лице присутствовавших за трапезою представителей всех сословий её», отметив, что сам он «любит её всею душою и никогда не отделяет себя от неё в своих молитвах и благожеланиях». с. 403 - 404]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Деятельность И. способствовала формированию кряшен как особой этнической группы, христианизации чувашей, марийцев и удмуртов, предотвращению ассимиляции малых народов. Если в переписке с высокопоставленными лицами И. заявлял, что его система приведет к обрусению «инородцев», то в беседах с единомышленниками давал понять, что развиваться должны все народы и ни один язык не должен исчезнуть. Система И. имела не только сторонников, но и противников. Ее критиковали с двух противоположных позиций: с одной стороны, за то, что он разрушает самобытность татар. народа, отрывая крещеных татар от татар. культуры, а с другой - за то, что учит крещеных «инородцев» их собственному языку, вместо того чтобы приобщать их к рус. культуре и ассимилировать. Возражения вызывала и идея создания самостоятельного правосл. варианта татар. письменности. Оппоненты считали, что использование татар. алфавита на кириллической основе делает христ. татар. письменность недоступной для татар-мусульман. К тому же привыкшие к русской азбуке крещеные татары были лишены возможности читать многочисленные татар. книги, напечатанные арабским шрифтом, и оказывались хуже образованными, чем татары-мусульмане. Обсуждение идей И. состоялось на проходившем в июне 1910 г. в Казани Миссионерском съезде по внешней миссии, к-рый поддержал его систему. Было отмечено, что преподавание в «инородческих» школах должно вестись на родном языке учащихся. При этом участники дискуссии подчеркивали, что конечной задачей системы является все-таки русификация, а не создание новой национальной традиции Православия. Воспитанниками И. были многие известные миссионеры и деятели народного образования: Н. А. Бобровников (приемный сын И.), Н. П. Остроумов , А. А. Воскресенский , прот. Е. А. Малов , А. Ф. Юрто, прот. Т. Е. Егоров . Учениками И. называли себя Симбирские епископы Варсонофий (Охотин) и Гурий (Буртасовский) , окончившие КазДА, Казанский архиеп. Никанор (Каменский) , служивший законоучителем в Казанской учительской семинарии.

http://pravenc.ru/text/389465.html

В длинные осенние и зимние вечера она поныряет по домам ( 2Тим. 3, 6–9 , сн. 1Тим. 4, 1–8 ) или привлекает в свою келью собеседниц, ведет речь о спасении души, читает слово св. Ипполита, или св. Ефрема Сирина о последнем времени и антихристе, лукаво делает наведения на православную церковь , подкрепляет свои слова молитвенными вздохами и слезами, запугивает воображение матери семейства и через нее приобретает полное влияние на всю семью». Что особенно важно, по мнению миссионера, так это то, что келейница это «берется учить детей грамоте и вместе с грамотою передает им свои понятия, и зло внедряется глубоко». По мнению миссионера, это и суть «преимущественные средства распространения раскола». Охотин. Очерк раскола. Спб. 1857. Стр. 70–72. 77 «Главное и общее условие для обращения раскольников, по мнению миссионера, – доверенность их, потому что раскол поддерживается не недостатком доказательств православия, а тем, что раскольники по влиянию своих наставников и наставниц, подозревая православную церковь в недобром, заграждают слух от миссионерских наставлений». Средствами, которыми приобретается расположение и доверенность раскольников, по мнению миссионера, служат: не укоризненные в нравственном отношении жизнь; благоговейное исполнение уставов церкви, особенно относительно богослужения и постов; ревность к чтению творений св. отцов, уважение к старине, в том числе и почитаемой раскольниками; скромность в домашнем быту и обучении детей грамоте в духе православной церкви и безмездно. Охотин. Очерк раскола. Спб. 1857. Стр. 74–75. 78 В 1855 году симбирский епископ Феодотий, по поводу вызова его в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, представляя, что «в симбирском Секретном Совещательном Комитете по делам о раскольниках, во время его, епископа, отсутствия, может присутствовать, вместо него, с пользой для святой церкви и правительства таможний кафедральный протоиерей Охотин», – мотивировал такое свое представление тем, что протоиерей Охотин «более других из среды духовных лиц содействует к искоренению раскола, особенно по званию миссионера, и оказывает полезные действия к развитию в заблуждающихся правильных понятий о догматах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В дальнейшем представители РПЦЗ(В-В) не проявляли большой активности по отношению к приходу. И после того, как диакон Сергий Охотин в апреле 2009 году вновь поменял замки, не стали опротестовывать эти действия. После этого богослужения в храме на несколько лет прекратились. 2 ноября 2009 года на заседании заседание Епархиального совета Восточно-Американской епархии РПЦЗ протоиерей Любо Милошевич и диакон Сергий Охотин были назначены следить за храмом, имуществом и кладбищем. Покровский скит [ править править код ] Тишина и умиротворённость храмовой окрестности, а также отсутствие должного количества активных прихожан способствовали развитию идеи о том, что данное место вполне благоприятно для открытия здесь небольшой монашеской общины. Осенью 2015 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский Иларион (Капрал) подписал указ об организации при бывшем приходе Покровского мужского скита с открытием при нём монашеского братства имени преподобного Варлаама Хутынского. Для духовного окормления и возрождения общины настоятелем скита был назначен иеромонах Тихон (Гайфудинов). К тому времени Покровский храм был одним из немногих сохранившихся храмов из числа нескольких дюжин основанных казаками церквей в США, в связи с чем Восточно-Американская епархия стала прилагать усилия чтобы он никогда не закрылся и продолжал процветать. 14 октября того же года на престольный праздник в скиту состоялось первое богослужение, которое совершили протоиерей Сергий Лукьянов, протоиерей Любо Милошевич, иеромонах Тихон (Гайфудинов), иерей Анатолий Ревицкий, иерей Евгений Солодкий, протодиакон Леонид Рожков и диакон Димитрий Криницкий. На службу собрались верующие из Вашингтона, штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси. В то время по благословению митрополита Илариона протоиерей Сергий Лукьянов преподнёс епархиальную грамоту протоиерею Любо и матушке Славице Милошевичам за многолетние бескорыстные труды по уходу за прилегающим к храму кладбищем. С 3 февраля 2016 года в скиту впервые за 20 лет возобновились регулярные богослужения, которые стали проходить по субботам и великим праздникам (часы — в 9:30, начало Божественной литургии — в 10:00).

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_ски...

Павел Абрамович. Дмитрий Флоринский. Ефим Голинский. Иеромонах Иосиф Дроздов. Григорий Словцов. Иван Заркевич. Петр Светлов. 10. Иван Сладкопевцев. 30. Иеродиакон Серапион Маевский. С тем же правом, но с представлением вновь своего сочинения. Платон Карашевич. Иван Рождественский. Антон Шумович. Николай Чередеев. Николай Наумов. Иеромонах Герман Осецкий. 15. Платон Травлинский. Степан Корольков. Афанасий Петров. Иван Афонский. Александр Крылов. – кандидата: Григорий Романовский. 45. Николай Смирнов. Даниил Захаревич. Матфей Григо. Иван Головин. Алексей Белоруссов. Владимир Чечель. 35. Иван Пигулевский. 50. Иван Богоявленский. Афанасий Архангельский. Дмитрий Гумалик. Сергей Верещагин. Григорий Трихинский. Матвей Красовицкий. Николай Голинский. Василий Шафрановский. Николай Веселовзоров. 40. Василий Предтеченский. 55. Емельян Прокопович. Алексей Романов. Михаил Алексеев-Месхиев. Лев Стаховский. Александр Махатадзе. Иван Лебединский. Зураб Одишелидзе. Петр Никольский. ХХ-го курса Со степенью магистра: 1. Самуил Михайловский. 15. Николай Охотин. Николай Любомудров. Иеромонах Асигкрит Верещагин. Николай Попов. Иван Вознесенский. Иван Цветков 1-й. 20. Иван Орфинский. Иеромонах Викторин Любимов. Павел Цветков. Николай Думитрашков. Иван Лаговский. Владимир Левитский. Панагиот Ромботи. 10. Иеромонах Феогност Лебедев. 25. Алексей Паппадаки. Иеромонах Анатолий Станкевич. Алексей Добрадин. Иван Виноградов. Иеромонах Иустин Охотин. – кандидата: Иван Флеров. С правом на степень магистра, по выслуге одного года в училищном ведомстве, с одобрением. 40. Алексей Щипунов. Павел Конокотин. Петр Соколов. Алексей Светлов. Иван Баженов. 45. Михаил Страхов. Михаил Деплоранский. Михаил Смирнов. Александр Преображенский. С тем же правом, по выслуге двух лет, с одобрением. Иван Цветков 2-й. Иван Соболев. Александр Соколов. 30. Иеромонах Исаакий Положенский. 50. Иустин Цветков. Иеромонах Полиевкт Пясковский. Филимон Церетелли. Захарий Давыдов. Стефан Григорович. Евгений Лопушинский. 55. Клементий Обух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На другой день, 29 марта/11 апреля, в 6 часов, водили к допросу. По дороге семья встретила, воспитанники. Во время написания показаний приходили ко мне А.В. Лихачев, К.П. Охотин и И.В. Балашов. Охотин сообщил, что следственная комиссия удивляется примененной мере пресечения и со своей стороны высказывается за ее отмену; вероятно завтра, после заседания с Парфеновым, освободят. Балашов, на мой вопрос - чем все это может окончиться, сказал, что он не находит состава преступления; что на меня, очевидно, «точат зубы», что я для них неуловим, слишком осторожен, но известен как монархист, как политический деятель в прошлом и вот - боятся влияния. «Никто не гарантирует, что и после оправдания Вас не арестуют на другой же день и не расстреляют». «Поэтому, на это поганое время лучше уехать отсюда». Относительно самого дела рассказал, что Исполком сначала хотел без всякого суда выслать с конфискацией даже всего имущества; что только Балашов запротестовал, предложил в таком случае распустить трибунал, если они обходятся без него и допускают произвол; он пригрозил даже выходом своим и всей своей партии левых эсеров из Совета. Только тогда согласились на передачу дела трибуналу. Показание написал следующее (приблизительно, по памяти): Мое отношение к Учительскому Союзу весьма незначительно: я состою членом Союза почти с самого основания его - с апреля 1907, но, ни на одном заседании Союза не был, кроме двух последних, когда сорганизовался союз городских учащих, как более тесная организация, в которую я вошел исключительно с целью возможной рекомендации от нее при определении на учительскую службу по окончании текущего учебного года. От политической жизни я отошел после выборов в последнюю Государственную думу и интересовался лишь вопросами веры и Церкви. В последний год участвовал в Союзе белого духовенства и в Исполнительном Комитете его по разработке вопросов о положении Церкви в новых условиях ее существования. Но и эта работа с осени почти прекратилась, так как открылся Церковный Собор, к решениям которого и приходится уже прислушиваться.

http://bogoslov.ru/article/747851

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010