Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

К 1764 г. во владениях К. м. числилось 90 крестьян. В 1764 г. мон-рь был оставлен «за штатом», т. е. без гос. жалованья, основным источником существования обители стали пожертвования купцов, торговавших на Гостином дворе. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. настоятелями К. м. часто назначались ректоры и префекты КазДС, в т. ч. в 1801-1802 гг. Иакинф (Бичурин) , в 1835-1844 гг. Даниил (Сивиллов) , в 1855-1863 гг. Иннокентий (Новгородов) , в 1864-1871 гг. Варсонофий (Охотин ; впосл. епископ Симбирский). В 1883-1885 гг. настоятелем обители являлся архим. Антоний (Вадковский ; впосл. митрополит С.-Петербургский). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. в К. м. проживало от 3 до 5 иеромонахов, 1-2 иеродиакона, неск. монахов и послушников (в нач. XX в. количество послушников увеличилось до 20). В 80-х гг. XIX в. в К. м. во время службы в штабе Казанского военного округа окормлялся прп. Варсонофий (Плиханков ; впосл. старец оптинский). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Главной святыней К. м. была частица мощей основателя свт. Германа, перенесенная в обитель 23 дек. 1756 г. из Свияжского мон-ря по благословению архиеп. Казанского Гавриила (Кременецкого) . Частица мощей хранилась в иконе свт. Германа в Иоанно-Предтеченском соборе, а после 1929 г.- под престолом храма во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, чудотворцев Ярославских, на Арском кладбище Казани (с 2011 частица мощей вновь пребывает в К. м. в специальной раке). Чтимыми были иконы св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих Радость», Страстная и Тихвинская. Все иконы, кроме Страстной, сохранились и к 2012 г. находятся в мон-ре. В б-ке обители хранились Евангелия 1753, 1764, 1783 гг. ( Азлецкий. 1898. С. 32-41). С 22 сент. 1918 г., после конфискации архиерейского дома и здания консистории в Казанском кремле, в зданиях мон-ря расположилось Казанское епархиальное управление. Здесь проживали митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов) (в 1920 и 1922), временно управляющие Казанской епархией викарные епископы сщмч. Анатолий (Грисюк) , сщмч. Иоасаф (Удалов) , Афанасий (Малинин) . В 1921-1923 гг. большинство братии составляли выпускники и недоучившиеся (из-за закрытия академии) студенты КазДА, в т. ч. и архиереи, репрессированные впосл.: митр. Палладий (Шерстенников) , архиеп. Питирим (Крылов) , епископы Феофан (Еланский), Иоанн (Широков) , Серафим (Шамшев) . В июне 1923 г. все, кроме архим. Палладия, были арестованы, а 14 дек. приговорены к 3 годам лишения свободы и отправлены на Соловки. В 1921-1926 гг. настоятелем К. м. был еп. Андроник (Богословский) . По воспоминаниям местных жителей, большую часть времени он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пуст.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

На подворье бывали такие знаменитые новгородские и петербургские архиереи как митрополит Арсений (Стадницкий), ныне прославленный в лике новомученников Российских, митрополит Гурий (Охотин), митрополит Антоний (Вадковский). Я об этом знаю не только по газетным хроникам, но и по стихам игуменьи Таисии, которая сочиняла приветствия в честь посещения Леушинского подворья владыками. Я дерзнул в своем приветственном слове прочесть те стихи, которые звучали в нашем храме 100 лет назад, сочиненные леушинской игуменией к приезду митрополита Антония (Вадковского). Владыку Варсонофия это тронуло, я видел его улыбку при чтении стихов, правда, мне пришлось обращаться к главе епархии на «ты», потому что матушка Таисия так обращалась в своем послании к архиерею. В этот день наше подворье посетил известный ученый, зоолог, журналист Николай Николаевич Дроздов, которого вся Россия знает по телепередаче «В мире животных». Дроздовы – выходцы из духовного сословия и Николай Николаевич является двоюродным правнуком святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Он, как председатель патриотического движения «Приоритет» наградил митрополита Варсонофия орденом «Во имя России». В конце службы владыка прочел молитву Апостолу Иоанну Богослову, причем читал по подлинному экземпляру Акафиста святому, принадлежавшему самой игуменьи Таисии Леушинской. Акафист был подарен нам 9 лет назад, на нем есть автограф игуменьи. К приезду владыки мы переиздали этот экземпляр факсимильно и накануне, на всенощном бдении, читали его соборно. Эта служба для нас стала рубежной, исторической не только в плане воспоминаний, но и в отношении будущего. Владыка после богослужения прошел по этажам, посетил мемориальную келию Иоанна Кронштадтского, кабинет игуменьи Таисии, леушинский музей. Он высказал мысль, которая соответствует и нашему сердечному желанию, что на этом месте нужно возродить то, что здесь было прежде - монашескую жизнь. На Леушинском подворье есть готовая структура для возрождения монастыря: нам удалось вернуть весь ансамбль обители в пользование Церкви, при храме существует Иоанно-Таисиинское сестричество и часть сестер готовы к принятию монашеского пострига.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

6 окт. 1857 г. Е. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 13 окт. следующего года по предложению Московского митр. Филарета определен епископом Симбирским и Сызранским. 16 окт. 1860 г. освятил Всехсвятскую ц. на старинном кладбище Симбирска (ныне Ульяновск), в 1872 г.- Казанский собор в Сызрани. Е. не чувствовал себя сильным администратором, но все дела решал очень аккуратно и основательно. Почти не выступал с проповедями, но почитался православными Симбирской епархии за молитвенность и аскетический образ жизни. Усердно отстаивал права вдов и сирот духовенства, жертвовал собственные средства, раздавал милостыню. Внимательно следил за состоянием дел в Симбирской ДС, часто бывал в муж. и жен. гимназиях, выпускные экзамены по Закону Божию у гимназистов принимал лично. По воспоминаниям чуваш. просветителя И. Я. Яковлева , часто конфликтовал с кафедральным прот. А. Охотиным, фактически управлявшим консисторией. Подозревал Охотина в корыстолюбии, но не мог добиться ни отстранения, ни уменьшения его влияния. 7 дек. 1874 г. по болезни был уволен на покой, поселился в архиерейском доме симбирского Покровского мон-ря. По сведениям некролога, Е. наложил на себя обет молчания, а по отзывам Яковлева, он просто был неразговорчив, особенно с незнакомыми людьми. Перед смертью предсказал, что в день его кончины в Симбирске случится большой пожар, что и произошло. Отпевал Е. архиеп. Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин). На погребение Е. съехались тысячи людей со всей Симбирской епархии. Похоронен в Никольском кафедральном соборе Симбирска, в склепе, устроенном на средства его почитателя, богатого симбирского помещика и помощника прокурора Синода А. А. Арапова. В 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила Е. не сохранилась. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3629 [Личное дело студента]; Д. 5063 [Личное дело преподавателя]; Оп. 2. Д. 584. 1841 г.; Д. 598. 1842 г.; Д. 683. 1844 г.; РГБ. ОР. Ф. 172. К. 142. Д. 25 [Переписка 1854-1856 гг.]. Соч.: Св. Ириней, еп. Лионский//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 385-413; О любящих Бога//Там же. 1845. Ч. 3. 2-я паг. С. 69-84; О прообразовательном смысле Свящ. Писания//Там же. 1846. Ч. 4. С. 503-520; Оброцы греха смерть//Там же. 1854. Ч. 13. С. 492-507; Речь по наречении во еп. Дмитровского//Там же. 1857. Ч. 16. С. 518-520.

http://pravenc.ru/text/186989.html

Впоследствии у супругов родилось трое детей. Старший сын Павел, весьма способный, окончил Симбирскую классическую гимназию и собирался поступать в Киевский университет святого Владимира, но заболел воспалением легких и скоропостижно скончался. Дочь Анна впоследствии вышла замуж за чиновника, титулярного советника Сергея Александровича Михайлова, а младшая, Зинаида, – за миссионера Московской епархии Николая Юрьевича Варжанского [†].   17 января 1879 года Департаментом герольдии Правительствующего сената Неофит Порфирьевич был утвержден в чине коллежского асессора со старшинством с 24 октября 1876 года, а 2 декабря 1881 года произведен в чин надворного советника со старшинством с 24 октября 1880 года.  В 1874-м, 1875-м, 1880-м и в 1885-м годах Неофит Порфирьевич преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Симбирской Мариинской женской гимназии. 2 июня 1882 года он был избран членом педагогического собрания духовной семинарии, 24 октября 1884 года – назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии.  17 августа 1885 года Неофит Порфирьевич был назначен законоучителем и инспектором Симбирского епархиального женского училища. В субботу, 7 сентября, в Крестовой церкви архиерейского дома при сослужении соборного ключаря архимандрита Феодотия и иеромонаха Евгения епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин) рукоположил Неофита Порфирьевича во диакона к Введенской церкви при епархиальном женском училище, а на следующий день, 8 сентября, – во священника к той же церкви.  Первое богослужение, которое он отслужил во Введенском храме, пришлось на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В тот день, обращаясь к слушателям уже как пастырь, он поведал о тех сомнениях, которые переживал перед принятием священного сана, и о своем видении пастырского служения. «Желание выйти на предлежащий мне подвиг, – сказал отец Неофит, – было не без колебаний, не без смущений, не без боязни от нового дела: священник должен неленостно возвещать людям всю волю Божию, проповедовать слово Божие великим и малым, образованным и необразованным, богатым и бедным; должен усердно и благоговейно совершать службу Божию, преподавать в чистоте духа и тела священные таинства верующим, исполнять молитвословия и в храме и в домах прихожан – вразумительно, неспешно и нерассеянно, вообще быть достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных; как пастырь стада Христова должен быть советником и руководителем пасомых на пути к вечному спасению: несведущего научить, согрешающего вразумить, заблуждающегося направить, печального утешить, ожесточенного умилить; ему подобает быть всегда на страже, чтобы не унизить чем-нибудь себя и своего звания.

http://fond.ru/kalendar/1033/neofit/

Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин. Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске. Здание поставлено на учет, как памятник архитектуры XVII века федерального значения. В этом качестве храм пребывала до освящения нового Свято-Федоровского собора. В 1991 году, с образованием Саранской и Мордовской епархии храм стал кафедрой правящего архиерея – епископа (ныне митрополита) Варсонофия. В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года. Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.

http://sobory.ru/article/?object=04452

Вы вероятно завтра поедете в Сибирь, но я не поеду, пока не получу указаний, где жить, ибо на улице ночевать не привык, да и так не хочется опять тянуть … , то есть продолжать эту глупую комедию с академической реформой, которой все равно не будет. Затем всячески спасайтесь и не забывайте в молитвах преданного душевно А Антония. С Евдокимом [Мещерским] поступили не справедливо: Платон [Рождественский] в 100 раз виноватее его, а имеет apxi. Кого же Вы взяли на Писание? Своего я не решился Вам рекомендовать, не надеясь на успехи. Тяжелое настроение после санкт-петербургских дрязг было причиной, что нынче на 28 августа я не пригласил в Почаевскую Лавру ни одного святителя. 23 августа 1909 год 35 Владыко возлюбленнейший, не посетуйте, что не навестил Вас на прощанье. Сему делу посвящен вчерашний день, но не успели доехать до Лавры, ибо народы облекали меня и теснили и не дали даже половины друзей повидать. Сегодня уезжаю. Прошу святых молитв Антоний. 36 Иерарше! Мне нужно для завершения синодальных дел уединиться на 6 дней. Вот я и искал Вас, сперва в Лавре, а потом на Подъяческой, чтобы благословиться выехать 13 утром в Тихвин до 18-го, а потом приехать на 2 дня в Санкт-Петербург, а 20-го в Житомир на 3 недели. Итак, сочтете ли удобным, чтобы я прожил в Тихвине? За содержание я уплачу. Молитесь о нас. Преданный ААнтоний 1911 год 37              Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь и отец! Честь имею покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство отпустить на единоверческий съезд в Пскове будет 22—29 января епископа Тихвинского Преосвященного Андроника [Никольского] и епископа Варсонофия [Вихвелина]-миссионера. Утверждение приглашений утверждено Святейшим Синодом только сегодня и потому постановлено приглашать иерархов и других почетных лиц телеграммами. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат архиепископ Антоний Житомир, 18 января 1912 год 38 Примите, достолюбезный святителю, сердечное поздравление со днем Ангела. Телеграмму не посылаю, потому что Вы наверно поехали в Новгород на погребение Преосвященного Гурия [Охотина]. А я и 29 февраля вечером водворился в Сергиевой пустыни, откуда вернусь в Санкт-Петербург завтра перед всенощной. Здесь переделал довольно дел, а два вечера проговорил с Великим Князем Димитрием Константиновичем, который у отца настоятеля свой человек. При этом он выкуривал от 6-ти до 9-ти папирос, то есть конечно не настоятель.

http://pravoslavie.ru/5546.html

Вассиан (Чудновский) епископ, бывший еп. Екатеринбургский. викарий Пермской епархии с 9.09.1876 † 3.01.1883 Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 19.03.1883 по 29.01.1885 переименован еп. Пермский и Соликамский Пермская и Соликамская С 29 января 1885 года Ефрем (Рязанов) епископ, бывший еп. Пермский и Верхотурский с 29.01.1885 по 8.05.1888 на покое; † 15.01.1891 Кирилл (Орлов) епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии в 1887 временно управлял Владимир (Никольский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 21.05.1888 по 7.05.1892 еп. Нижегородский и Арзамасский † 29.12.1900 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 7.05.1892 † 30.03.1902 Викарии Пермской епархии Екатеринбургские епископы Викариатство учреждено 25 декабря 1833 года Кафедра в Екатеринбурге Евлампий (Пятницкий) епископ, рукоположен с 11.02.1834 по 22.06.1840 еп. Орловский и Севский Анатолий (Мартыновский) епископ, рукоположен с 4.08.1840 по 10.06.1841 еп. Острожский, викарий Волынской епархии Мелхиседек (Золотинский) епископ, рукоположен с 6.08.1841 † 24.09.1845 Иона (Капустин) епископ, рукоположен с 19.05.1846 по 21.11.1859 на покое; † 13.11.1867 Ириней (Боголюбов) епископ, рукоположен с 17.01.1860 †8.05.1860 Варлаам (Денисов) епископ, рукоположен с 21.08.1860 по 19.05.1862 еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский) епископ, рукоположен с 28.05.1862 по 9.11.1866 еп. Оренбургский и Уральский Вассиан (Чудновский) епископ, рукоположен с 21.11.1866 по 9.09.1876 еп. Пермский и Верхотурский Варсонофий (Охотин) епископ, рукоположен с 31.10.1876 по 19.11.1876 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии † 13.08.1895 Модест (Стрельбицкий) епископ, рукоположен с 10.04.1877 по 9.12.1878 еп. Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии; † 13.04.1902 Вениамин (Смирнов) епископ, рукоположен с 4.03.1879 по 5.04.1882 еп. Оренбургский и Уральский Нафанаил (Леандров) епископ, бывший еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии с 5.04.1882 по 26.01.1885

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Живя в Симбирске, Неофит Порфирьевич обвенчался с Марией, дочерью купца города Ардатова Льва Мурашкинцева, бывшего старостой ардатовского Троицкого собора. Впоследствии у супругов родилось трое детей. Младшая дочь, Зинаида, вышла замуж за миссионера Московской епархии Николая Юрьевича Варжанского. 7 сентября 1885 года епископ Симбирский Варсонофий (Охотин) рукоположил Неофита Порфирьевича во диакона к Введенской церкви при епархиальном женском училище, а на следующий день — во священника к той же церкви. Давая впоследствии ему характеристику, епископ писал о нем как о человеке высоконравственном и надежном. 4 февраля 1903 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил отца Неофита настоятелем Воскресенской, что на Ваганьковском кладбище церкви в Москве. 6 мая 1905 года он был возведен в сан протоиерея. В 1914 году отец Неофит был назначен настоятелем храма святителя Спиридона за Никитскими воротами. Московская церковь святителя Спиридона Чудотворца, настоятелем которой с 1914 года был отец Неофит Ревностно совершавший богослужения, с прискорбием переживал отец Неофит изменившийся к худшему подход к посещению храма современных людей, равнодушно относящихся к богослужению. И это несмотря на то, что во время богослужения, как увещевал паству отец Неофит, «всё содействует возношению нашего ума и сердца к Богу и святым Его угодникам, всё направлено к водворению мира в нашей душе, тишины и упокоения. Здесь все житейские попечения оставляются, здесь видим и слышим только то, что относится ко спасению души, — и священнодействие совершается для души, и молитвы читаются для души, и слово Божие проповедуется для души». Он возражал тем, кто считал, что дома молиться свободней, убедительно доказывая, что, переставая молиться в храме, христианин, если он еще таковым остается, в конце концов перестанет молиться и дома и может дойти до такого состояния, что вовсе забудет о Боге. Отца Неофита поражало ставшее почти повсеместным явление, когда часть прихожан уходит из храма до окончания богослужения, не имея на то никаких уважительных причин. «Мы имеем в виду явление постоянное, проявляющееся каждый праздник и каждый воскресный день, — писал он. — Такими нарушителями церковного порядка бывают по преимуществу одни и те же лица, для которых это бесчиние вошло в обычай, в дурную привычку. Бегут из храма образованные и необразованные, увлекая за собой детей, подростков, мальчиков и девочек. И для чего оставляют церковное собрание эти лица? Стыдно сказать: скорее чаю напиться, в сытость поесть, табачным смрадом напитаться, заняться пустыми делами, пересудами, сплетнями.

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-neofi...

Гурий (Охотин), архиеп. Новгородский и Старорусский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Гурий (Охотин), архиеп. Новгородский и Старорусский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 21 янв. 1890 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Смоленского и Дорогобужского, к-рую возглавил Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. Исидор (Никольский) . 27 янв. 1896 г. Г. был уволен от управления Смоленской епархией по собственному прошению и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. С янв. 1896 г. был председателем Училищного совета при Синоде. При нем значительно возросли казенные ассигнования на церковноприходские школы, заметно повысился и уровень обучения в них. Под рук. Г. были выработаны «Положение о церковных школах» (утверждено 1 апр. 1902), программы второклассных (педагогических) церковноприходских школ, причем он лично входил во все подробности дела. 14 июня 1898 г. участвовал в закладке здания на Кабинетской ул. в С.-Петербурге, предназначенного для училищного совета, с ц. блгв. вел. кн. Александра Невского и образцовой церковноприходской школой при нем. 13 окт. 1900 г. назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. 23 марта 1903 г. в Софии Св. соборе в Новгороде впервые после продолжительного перерыва состоялась архиерейская хиротония: Г. рукоположил архим. Феодосия (Феодосиева) во епископа Кирилловского. 15 февр. 1909 г. Г. возвел в сан архимандрита епархиального миссионера иером. сщмч. Варсонофия (Лебедева ; впосл. епископ Кирилловский). Заботами Г. в 1903 г. был возрожден в качестве жен. обители Ферапонтов Мартинианов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Епископ завещал 5 тыс. р. на его ремонт. По его инициативе в 1903-1904 гг. за счет средств архиерейского дома была произведена реставрация Спасо-Нередицкой ц. 1198 г. под Новгородом (архит. П. П. Покрышкин ). В 1905-1906 гг. стремился поставить духовенство епархии вне политики, проведя «корабль церковный по житейскому морю с наивозможно большим благополучием и с наименьшими потерями». Содействовал удалению в 1906 г. из епархии игум. Арсения (Алексеева), одного из организаторов Союза русского народа , настоятеля миссионерского Воскресения Господня мон-ря (бывш. Макариева пуст.). При этом Воскресенский мон-рь был обращен в общежительный с освобождением братии от занятий миссионерством. Под покровительством Г. возникло Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам Новгородских епархиальных жен. уч-щ (1907). По его представлению в 1907 г. в Новгородской епархии было открыто Тихвинское вик-ство, при этом епископы Кирилловские получали местопребывание в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре .

http://pravenc.ru/text/168380.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010