Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Охотин Николай Васильевич; 26.10.1828, с. Урусово Алатырского у. Симбирской губ.- 1.03.1912, Новгород), архиеп. Новгородский и Старорусский. Род. в семье псаломщика. Окончил Алатырское ДУ, Симбирскую ДС, в 1853 г. СПбДА, получил степень канд. богословия за соч. «История Церкви Александрийской до времени Афанасия Великого». С 31 окт. 1853 г. преподаватель истории в Нижегородской ДС. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра богословия. 11 окт. того же года переведен преподавателем словесности в Симбирскую ДС, 10 окт. 1856 г. назначен ее инспектором с преподаванием психологии, логики и патристики, 26 марта 1874 г. утвержден ректором. 17 апр. 1874 г. рукоположен во иерея (целибат) Симбирским архиеп. Евгением (Сахаровым-Платоновым) , 21 апр. того же года возведен в сан протоиерея. Под рук. Охотина Симбирская ДС значительно выросла в научном отношении, в ней поддерживалась строгая дисциплина. Среди выпускников этого времени были буд. ученые Е. А. Малов и Ф. В. Благовидов , М. С. Флоренсов (впосл. еп. Вологодский Антоний ) и др. Сам ректор преподавал Свящ. Писание и философию. Состоял председателем совета братства Трех святителей, учрежденного в 1879 г. при семинарской церкви и в нояб. 1884 г. преобразованного в Симбирское духовно-просветительное братство (в совет братства вошли директор народных уч-щ Симбирской губ. И. Н. Ульянов как товарищ председателя и директор Симбирской классической гимназии Ф. М. Керенский). 15 янв. 1886 г. совершил литию при гробе И. Н. Ульянова в присутствии В. И. Ульянова (см. Ленин ) и участвовал в отпевании. В 1884 г. назначен председателем епархиального училищного совета, возглавив организацию сети церковноприходских школ в епархии. 13 янв. 1885 г. вместе со свящ. Флоренсовым открыл религиозно-нравственные чтения в семинарской церкви. 2 дек. 1889 г. пострижен в монашество Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) , 3 дек. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/168380.html

Екатеринбургская Основана 25.12.1833 Местопребывание – в г. Екатеринбург; в 1924–1991 гг. – Свердловск. Пермское викариатство. Самостоятельная с 29.01.1885. Кафедра именовалась: Екатеринбургская; с 29.01.1885 – Екатеринбургская и Ирбитская; с 1924 г. (?) – Свердловская и Златоустовская; с 23.02(08.03)1933 – Свердловская и Ирбитская, паки; с 14(27)11.1944 – Свердловская и Челябинская; с 29.04(12.05)1947 – Свердповская и Ирбитская, в 3-й раз; с 26.11(09.12)1958 – Свердповская и Курганская (?); с 12(25)09.1991 – Екатеринбургская и Курганская; с 09(22)02.1993 – Екатеринбургская и Верохотурская. Викарные кафедры: Нижнетагильская, Кушвинская, Ирбитская, Златоустовская. 11.02.1834 27.06.1840 Евлампий Пятницкий 04.08.1840 10.06.1841 Анатолий Мартыновский 06.08.1841 24.09.1845 19.05.1846 21.11.1859 17.01.1860 08.05.1860 21.08.1860 19.05.1862 19.05.1862 09.11.1866 Митрофан Вицинский 21.11.1866 09.09.1876 Вассиан Чудновский 31.10.1876 19.11.1876 Варсонофий Охотин 10.04.1877 09.12.1878 Модест Стрельбицкий 04.03.1879 05.04.1882 Вениамин Смирнов 05.04.1882 08.01.1888 13.02.1888 02.04.1888 02.04.1888 24.10.1891 08.11.1891 12.11.1894 Афанасий Пархомович 12.11.1894 12.06.1896 Симеон Покровский 12.06.1896 02.06.1897 06.06.1897 29.03.1900 Христофор Смирнов 29.03.1900 28.03.1902 Ириней II Орда 28.03.1902 26.11.1903 Никанор Каменский 26.11.1903 18.03.1910 02.04.1910 20.03.1914 Митрофан II Афонский 20.03.1914 10.5.1917 05.1917 07.11.1917 07.11.1917 09(22)12.1925 14(27)09.1923 15(28)12.1923 16(29)02.1924 15(28)07.1924 10.1925 06.1926 21.03(03.04)1933 05(18)09.1926 07.1927 12(23)12.1927 21.03(03.04)1930 12. 1930 07(20)02.1931 26.01(08.02)1932 11..1931 12.1931 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 23.02(08.03)1933 20.04(03.05)1934 28.04(11.05)1934 20.04(03.05)1934 17(30)09.1935 29.05(11.06)1934 16(29)06.1935 06.1935 19.09(02.10)1935 (20.06(03.07)1935 12(25)11.1935 10.1935 17(30)03.1936 14(27)01.1937 14(27)01.1937 20.07(02.08)1937 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 14(27)11.1944

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варсонофий (Охотин Иаков Петрович), еп.Симбирский и Сызранский Родился в 1828 году в семье диакона села Красного Тамбовской губ.Лебедянского уезда. В 1850 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. 4 июня 1853 г. пострижен в монашество. 26 июля – рукоположен во иеродиакона. 8 авг.1854 г. рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью магистра богословия и назначен преподавателем Казанской духовной семинарии. С 8 ноября 1855 г. – инспектор той же семинарии. С 4 янв.1861 г. – настоятель Кизичского монастыря. 18 янв.того же года возведен в сан архимандрита. С 31 марта 1864 г. – ректор Казанской духовной семинарии. 31 окт.1876 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. 19 ноября в том же году назначен епископом Старорусским, вик. Новгородской епархии. 28 сент.1882 г. – епископ Симбирский и Сызранский. Пребывая на этой кафедре, старался содействовать просвещению чувашей, хотя этому делу многие из мирской знати противились. Дело по введению среди чувашей школ он проводил осмотрительно и постепенно. Многие из его епархии были недовольны им за это. Однако, он действовал настойчиво. Сам посещал чувашские школы в период испытаний по Закону Божию и сам лично испытывал духовные качества ищущих священства. Всякие наветы и ябедные письма на инородческих духовных старался тщательно расследовать. Зная силу страстей, он действовал неторопливо, не сгоряча, а весьма осторожно, что заслуживало со стороны многих одобрения. В 1888 году епископ Варсонофий был участником собрания в г. Казани епископов Поволжских и некоторых смежных епархий, где было подписано обращение епископов к «бывшим о Господа чадам Греко-Российской Церкви, а ныне вне единения с нею пребывающим глаголемым старообрядцам”. Скончался 13 августа 1895 года. ТРУДЫ: Акафист преп. и богоносному отцу нашему, игумену Хутынскому, Новогрудскому чудотворцу, Варлааму. «Прав. Собес.” 1902, ноябрь, стр.600. Литература: Приб. к «ЦВ» 1895, 34, стр.1178.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867, с. Жемковка Сызранского у. Симбирской губ.- 22.10.1918, г. Бугуруслан Самарской губ.), сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), свящ. Из многодетной семьи священника. Рано лишился матери. Отец растил детей один, трое его сыновей впоследствии стали иереями. Летом 1887 г. К. окончил Симбирскую ДС. Назначен Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) псаломщиком в с. Ясачная Ташла Симбирского у. и губ. 17 сент. 1888 г. еп. Варсонофий рукоположил его во диакона и определил к церкви с. Михайловка Сенгилеевского у. 25 сент. того же года К. был рукоположен во иерея и назначен священником к Иоанно-Богословской ц. с. Опалиха Симбирского у. и губ. (ныне с. Апалиха Майнского р-на Ульяновской обл.). 17 мая 1890 г. К. на основании прошения был переведен в Самарскую епархию и определен Самарским еп. Серафимом (Протопоповым) на должность настоятеля храма в с. Ст. Дворяновка Самарского у. и губ. Одновременно служил заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. 1 февр. 1896 г. по указу Самарского еп. Гурия (Буртасовского) переведен настоятелем Христорождественской ц. с. Царёвщина Самарского у. (ныне пос. Волжский Красноярского р-на Самарской обл.). К. пользовался большой любовью и уважением прихожан. В 1899 г., заботясь о здоровье троих оставшихся у него детей (двое детей умерли в 1896-1897 от дифтерии), К. подал прошение о переводе в с. Узморье Новоузенского у., где был более сухой и здоровый климат. Однако вскоре после его отъезда крестьяне с. Царёвщина стали просить о возвращении К. на их приход. 26 марта 1900 г. еп. Гурий вернул К. на служение в Царёвщину, где у него вскоре умерла младшая дочь. 12 окт. 1903 г. К. был назначен настоятелем Спасо-Вознесенского собора в г. Бугуруслан Самарской губ. С того же года представлял духовенство в городском земском собрании. С 1910 г. являлся депутатом от духовенства в Бугурусланской городской думе. В этой должности он прилагал большие усилия к улучшению здравоохранения в Самарской губ. Кроме того, К. был членом правления Бугурусланского ДУ, состоял заведующим и законоучителем в церковноприходской школе Спасо-Вознесенского собора, преподавал в школах соседних деревень Васильевка и Ключевка. В 1908 г. на свои деньги открыл в Бугуруслане еще одну школу, где стал законоучителем. Своей общественной деятельностью К. заслужил большой авторитет у местных жителей. Награжден набедренником (1890-1896), скуфьей (1896-1903) и камилавкой (после 1908).

http://pravenc.ru/text/1842026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Покровский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сергеевич Покровский (1864 - 18.03.1919, с. Горюшки Сенгилеевского у. Симбирской губ. (ныне Гавриловка Тереньгульского р-на Ульяновской обл.)), сщмч. (пам. 5 марта, в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Симбирскую ДС. Был назначен псаломщиком к ц. Рождества Христова с. Шерауты Буинского у. Симбирской губ. (ныне Комсомольского р-на Чувашии). В 1891 г. рукоположен Симбирским и Сызранским еп. Варсонофием (Охотиным) во диакона, затем во иерея к Владимирской ц. с. Ст. Никулино Симбирского у. и губ. (ныне Цильнского р-на Ульяновской обл.). В 1895 г. переведен в Благовещенский храм в пригороде Сызрани Кашпир Симбирской губ. (ныне с. Кашпир городского окр. Сызрань). Одновременно служил заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. В 1898 г. награжден набедренником, в 1906 г.- скуфьей. В 1907 г., во время неурожая в Поволжье, организовал сбор хлеба для голодающих, в связи с чем ему была объявлена Высочайшая благодарность Ея Императорского Величества Государыни Марии Феодоровны «за содействие делу оказания трудовой помощи населению, пострадавшему от неурожая». 12 авг. 1908 г. Симбирским и Сызранским архиеп. Иаковом (Пятницким) назначен настоятелем храма во имя вмч. Димитрия Солунского с. Горюшки. Во время «Чапанной войны» (антибольшевистского крестьянского восстания в Симбирской и Самарской губерниях), в ночь на 18 марта 1919 г., был арестован прибывшим в Горюшки карательным отрядом по обвинению в «подстрекательстве и контрреволюционной напутственной проповеди перед восставшими». Расстрелян по приговору Горюшкинского волостного военно-революционного комитета Сенгилеевского у. Похоронен на местном кладбище. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 11 апр. 2006 г. Лит.: Тащаев А. «Претерпевший до конца спасется» (Мф 10, 22)//ЖМП. 2006. 11. С. 46-47; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы). Ульяновск, 2007. С. 84; он же. Святые, в земле Симбирской просиявшие. Ульяновск, 2009. С. 88-100.

http://pravenc.ru/text/2565780.html

Сызрань. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1892 г. было подано прошение епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию (Охотину) о разрешении на постройку храма, которое было получено 7 октября 1893 г. 24 февраля 1894 г. жители Новой Линии собрались в доме Городского Общества на ул. Большой (ныне – Советская, 47) для обсуждения вопросов, связанных со строительством. Был избран Строительный комитет, куда вошли: председатель - статский советник Евгений Михайлович Синявский, начальник участка тяги станции железной дороги Петр Эдуардович Цабель, командир 1-го кавалерийского запасного полка полковник Вилланов, дворянин Лев Александрович Топорков, купцы Петр Васильевич Ревякин, Димитрий Иванович Бажанов, Алексей Григорьевич Корман, Николай Иванович Цветков, Кузьма Никанорович Соболеков и мещанин Филипп Алексеевич Оленин. Собрание единогласно решило, что храм будет освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Протоиерей Сызранского Казанского собора Матфей Ксанф в сослужении с несколькими городскими священниками отслужили молебен Спасителю, Богородице и святым апостолам. «Горячо молились жители Новой Линии, чтобы Господь помог им с успехом начать и благополучно окончить предпринимаемое во Славу Божию дело». Деньги на строительство храма собирали всем миром. Так, по многим магазинам были розданы сборные кружки. Также были поставлены маленькие часовни, в которых был организован сбор средств на строительство. Купец П.В. Ревякин пожертвовал более 10000 руб. Большие суммы поступили также от купцов Николая Петровича Ревякина, Петра Матвеевича Ионова, Николая Ивановича Цветкова, а также от Анны Андреевны Самариной, Матрены Степановны Григорьевой и других. Член Строительного Комитета Ф.А. Оленин ездил в Москву, Петербург и Кронштадт для сбора пожертвований. Дважды по 100 рублей поступало от отца Иоанна Кронштадтского. В октябре 1895 г. Комитет заключил договор с симбирским архитектором Махчинским на составление проекта плана церкви, который был готов и утвержден епархиальным начальством спустя полгода. Члены Строительного Комитета водрузили Крест на том месте, где, по указанию архитектора, должен быть алтарь, отслужили молебен и принялись за заготовку материала на собранные деньги. К концу 1897 г. было заготовлено 97 тыс. кирпичей, 500 пудов (8 т 190 кг) извести, 100 кубов бутового и цокольного камня.

http://sobory.ru/article/?object=59545

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Охотин Иаков Петрович; 17.03.1830, с. Красное Лебедянского у. Тамбовской губ.- 12.08.1895, Симбирск (ныне Ульяновск), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье диакона. Обучался в Лебедянском ДУ, Тамбовской ДС, затем в КазДА (1850-1854), где 4 июня 1853 г. пострижен в монашество, 26 июля рукоположен во иеродиакона, 8 июля 1854 г.- во иеромонаха. 9 окт. 1854 г. определен в Казанскую ДС, в к-рой трудился более 20 лет: сначала преподавателем Свящ. Писания и помощником инспектора, с 1855 г. инспектором, с 1864 г. ректором; в 1864-1867 гг. являлся действительным членом конференции КазДА, в 1867 г. исполнял должность ректора академии, с 1892 г. почетный член КазДА. В 1855 г. удостоен степени магистра богословия. В 1858 г. ревизовал Чистопольское ДУ, в 1866 г.- Уфимскую ДС. 4 янв. 1861 г. назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения Пресв. Богородицы во храм мон-ря , 18 янв. возведен в сан архимандрита. В 1864-1871 гг. настоятель казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря, одновременно управлял казанскими Зилантовым (1865) и в честь Преображения Господня (1867-1868) мон-рями. В 1864-1869 гг. являлся членом духовной консистории. Состоял в комитетах по преобразованию духовно-учебных заведений (1863-1866), казанского губ. статистического (1866-1870), в комитете, управлявшем городскими и общественными б-ками (1872-1875), и др. В янв. 1875 г. вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург. 9 сент. 1876 г. назначен, 31 окт. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 19 нояб. того же года перемещен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. С 28 сент. 1882 г. епископ Симбирский и Сызранский. В 1884 г. избран почетным членом Палестинского православного об-ва , с 1887 г. председатель Симбирского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва . Участвовал в Казанском совещании архиереев Поволжья (7-25 июля 1885), где обсуждалась миссионерская деятельность Церкви в регионе, работал в составе 1-й комиссии, занимавшейся вопросами религиозно-нравственного состояния общества. В. был сторонником системы Н. И. Ильминского , поддерживал симбирскую чуваш. учительскую школу, рукополагал во священники чувашей. При В. в Симбирске открылся Покровский мон-рь, построены новые здания для 3 ДУ, расширено здание ДС. В. погребен в кафедральном соборе в особой усыпальнице. Весь капитал архиерей завещал богадельне для лиц духовного звания (10 тыс. р.) и Старо-Костычевской жен. общине Сызранского у. (7тыс. р.).

http://pravenc.ru/text/154359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Флоренсов Михаил Симеонович; 27.08.1847, с. Труслейка Корсунского у. Симбирской губ.- 20.02.1918, Москва), еп. Вологодский и Тотемский. Род. в семье пономаря Симеона Ивановича Флоренсова († 10 февр. 1870) и Елизаветы Маркелловны, урожд. Драгомантовой († 23 окт. 1887), дочери священника с. Троицкого-Куроедова того же уезда. В 1858-1870 гг. учился в Симбирском ДУ и Симбирской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Палинодия» Захарии Копыстенского». 27 июля 1874 г. назначен преподавателем лат. языка в Харьковскую ДС, 15 окт. 1874 г. переведен в Симбирскую ДС. 7 янв. 1876 г. М. С. Флоренсов венчался с Екатериной Павловной Охотиной († 13 февр. 1882), дочерью прот. Павла Николаевича Охотина, служившего в симбирском кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца. С 31 янв. 1875 по 1 дек. 1878 г. преподавал рус. словесность в симбирской Мариинской гимназии, с 1877 г. являлся членом ревизионного комитета Симбирской ДС. Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский Антоний (Флоренсов), еп. Вологодский 4 дек. 1878 г. М. С. Флоренсов был рукоположен во диакона, 6 дек.- во священника; служил в симбирском кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца. С 23 июля по 25 авг. 1881 г. и с 1 нояб. по 7 дек. 1884 г. являлся инспектором Симбирской ДС; с 1 сент. 1882 по 22 июня 1884 г.- членом совета епархиального жен. уч-ща; с 27 авг. 1882 г.- членом педагогического собрания правления ДС; со 2 февр. 1886 г.- делопроизводителем совета Симбирского духовно-просветительного братства в честь Трех святителей и членом епархиального училищного совета; с июня 1887 г.- ректором Самарской ДС. 2 авг. 1887 г. в симбирском Покровском муж. мон-ре еп. Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) о. Михаил Флоренсов был пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Римлянина , 6 авг. тем же архиереем в симбирском Троицком соборе возведен в сан архимандрита. 12 дек. 1887 г. назначен цензором Самарских ЕВ, 1 янв. 1888 г.- председателем Самарского епархиального училищного совета, 3 апр. 1888 г.- членом комитета Православного миссионерского об-ва .

http://pravenc.ru/text/116024.html

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

В 1725 г., после кончины митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) , настоятель казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря и судья Казанского архиерейского дома архим. Иона (Сальников или Сальникеев) самочинно, без ведома Святейшего Синода, приписал его к Преображенской обители. В 1725 г., при новом архиеп. Казанском Сильвестре (Холмском) , кизический игум. Иаков, казанский вице-губ. Н. Кудрявцев и др. инициировали соответствующее разбирательство о «самоуправстве» архим. Ионы. В результате архиеп. Сильвестр постановил К. м. «с движимым и недвижимым разнаго звания имением всяким ведомством от Спасского монастыря и от безвременнаго Салникеева отнятия и владения отрешить вовсе, и взяв оное имение из Спасскаго монастыря все сполна, без остатка, отдать игумену Иакову с братией»; при этом К. м. оставался приписанным к архиерейскому дому (ОДДС. Т. 7. Стб. 17-18). В 1733 г. архиеп. Казанский и Свияжский Иларион (Рогалевский) восстановил самостоятельность обители. В 1764 г. К. м. был возведен в 3-й класс. В 1888 г. в К. м. было открыто начальное училище с приютом. В 1890 г. по инициативе викарного еп. Чебоксарского Сергия (Соколова) в обители разместилась школа псаломщиков, где обучались юноши, не принадлежавшие к духовному сословию. В 1895 г. для нее был построен специальный корпус. Но результаты деятельности школы были признаны неудовлетворительными, и в 1896 г. в ее помещениях открылась Кизическая 2-классная (учительская) церковноприходская школа церковно-учебного ведомства Святейшего Синода. В 1899 г. школа была переведена в с. Кощаково Казанского у. До 1917 г. при мон-ре действовала обычная церковноприходская школа для мальчиков из соседних слобод. Настоятели и братия Среди настоятелей К. м. известны будущие архиепископы Иероним (Фармаковский) (1765-1766), Амвросий (Орлин) (1785-1790) и Варсонофий (Охотин) (1861-1864). С 1781 г. настоятелям К. м. предписывалось регулярно служить с Казанскими архиереями. С 1868 г. К. м. возглавляли епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии: в 1868-1874 гг.- Викторин (Любимов) , в 1875-1878 гг.- Иоанн (Жданов), в 1878-1882 гг.- Павел (Вильчинский), в 1882-1888 гг.- Кирилл (Орлов) , в 1888-1891 гг.- Сергий (Соколов), в 1891-1893 гг.- Никанор (Каменский), при к-ром в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010