Подготовления к тому, чтобы пострадать, указывают и счётчики других местностей Костромской губернии. Один крестьянин в Юрьевецком уезде основывал свой отказ дать ответы тем, что хочет пострадать, так как за отказ наверно-де накажут. Обрисовывают раскольничий мир и его отношения к переписи несколько фактов, относящихся к тому же Варнавинскому уезду. Сопровождавший счётчика сотский, на вопрос одной старухи в деревне Чердаки, заявил, что в нынешнем году родился антихрист; царь приказал разыскать его. Старуха поспешила впустить счётчика в избу, дабы не быть заподозренной в сокрытии антихриста, а молва о розыске антихриста быстро распространилась, так что на другой день в соседних селениях счётчика везде спрашивали: „нашёлся ли антихрист?” И были весьма довольны тем, что в данной местности противника Божия не оказалось. Насколько укоренившейся была вообще в той местности вера в пришествие „антия”, свидетельствует рассказ местного счётчика, которого хорошо его знающая женщина спрашивала, не слуга ли он антихриста. Когда счётчик заявил ей, что ведь она его хорошо знает, она отвечала: „антихрист может прийти и в твоём образе, его можно узнать по когтям на руках”, и, не доверяя своим глазам, ощупала все его пальцы; лишь тогда убедилась она, что пред нею её близкий сосед 1231 . Должно к этому прибавить, что не одна всеобщая перепись, а и всякое вообще необычайное событие может, как показывают примеры прошлых времён, возбудить и распространить в суеверном простонародье молву о явлении антихриста и о близости кончины мира. Основа для слухов и толков об антихристе существует постоянно. Она заключается частью в истинной вере народа в то, что некогда придёт антихрист, частью и наиболее в извращениях этой истинной веры, в суеверии и легковерии, которые столь свойственны невежественной черни, особенно если она живёт в разобщении и даже во вражде с Православной Церковью, не имеет ни правой веры её, ни здравого руководства её, а коснеет в лжеверии и учится у лжеверующих врагов её – сектантских начётчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Варнавин Семен Иванович, 1566 г. Варнак , крестьянин, 1545 г., Новгород Ср. Варна – варево, похлебка Варовица Смешко [см. Смехно], крестьянин, 1495 г., Новгород Варун Мокиев, конец XV в., Суздаль Варуха ( Воруха ), Варухины : Василий Семенов Воруха, крестьянин, 1564 г., Заонежье; Степан Варухин, посадский человек, 1660 г., Устюжна Варуха – трава, род хрена, употребляемая на Севере от цынги Варшук Константинович Дивов [см. Дивов], 1577 г., Ржева Варыгин Ларион, посадский человек, 1586 г., Псков Васаевы : Илья Дмитриевич, 1540 г., Тверь; Васаевы, XVI–XVII вв., Тверь и Новгород Васалыгин ( Васолыгин ) Ерема, рыболов, 1585 г., Псков Василисовы : в XV в. в Новгороде, а в конце века переселены в Нижний Новгород, Муром; Иван Матвеевич, 1557 г., Муром [см. Безчастный] Васильчиковы : Иван и Федор, дети боярские на свадьбе кн. Василия Холмского, 1500 г.; от них – Васильчиковы [см. Канбар] Васильчик – Василий Васильчинин Истома [см. Истома], 1565 г., Казань Васютины : Афанасий Карпович, 1557 г., Стародуб Ряполовский; Андрей и Семен, 1565 г., Казань Ватазин Сергей Власьевич, помещик, конец XV в., Новгород Ватола, Ватолины : Филька Ватола Смешков [см. Смехно], крестьянин, 1498 г., Новгород; Ватолины, XVI в., Кашин и Торжок; Тороп [см. Тороп] Ватолин, 1615 г., Вологда Ватола – ветхая одежда; переносное – плохая пряха, плохой мастер; ватула, батула – одеяло (Даль) Ватолка , крестьянин, 1545 г., Новгород Ваторопа, Ваторопины : Ваторопа, крестьянин, 1490 г., Новгород; Ваторопины, служилые землевладельцы, XVI–XVII вв., Тверской уезд Ваторопа – торопыга, от второпях, в оторопи Ватута, Ватутины : кн. Иван Михайлович Ватута Телятевский [см. Телятевские], конец XV в.; Михаил Иванович Ватутин, 1495 г., Новгород [Ср. Батута] Ватылдины : Иван Апаньич, 1513 г., Суздаль; Дмитрий Константинович, 1575 г., Кашин Вахневы Дмитрий и Ульяна, новгородцы, убитые в 1570 г. в новгородском погроме Вахна – рыба, род трески; Вахно – Василий и Варфоломей Вахота Лукин, крестьянин, 1545 г., Бежецк Вахров Иван Федорович, 1596 г., Волок Ламский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

7). О постановлении, помещенном в предыдущем параграфе, поставить в известность Временное Правительство, Исполнительные Комитеты Офицерских и Солдатских депутатов XII армии и местную прессу. 8). Избрать от духовенства XII армии трех депутатов для участия в заседаниях Исполнительного Комитета Офицерских и Солдатских депутатов XII армии. 479 РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 30. Л. 37об. 257. Из постановлений съезда духовенства Курганского уезда 480 Тобольской губернии 22 апреля 1917 г. О «распутницах» 481 и «варнавинцах» 482 : Старый строй с его темными силами был гибелен для дела Церкви. Желать его – немыслимо, и возврата к нему быть не должно. Съезд заявляет, что он не находит возможным для духовенства продолжать совместную службу в Церкви Божией с приспешниками темных сил, покровителей насилия и произвола, «распутницами» и «варнавинцами» по духу, и обращается к их совести: понять свое положение и добровольно оставить епархию в ближайшее время. Если такое обращение желательного действия на них не произведет, [то] следующее собрание (съезд) духовенства найдет меры к немедленному их удалению. О присоединении к крестьянскому союзу 483 : Заслушав вне очереди предложения представителей двух политических союзов, образовавшихся в г. Кургане – крестьянского и учительского, о присоединении духовенства к тому или другому из них, съезд, считая программы этих союзов для духовенства приемлемыми и принимая во внимание то, что учительский союз в недалеком будущем, вследствие естественного хода вещей, может слиться с союзом крестьянским, решил присоединиться к последнему, как того требует и социальное положение самого духовенства, преимущественно сельского. Об этом заявить союзу, послав туда своих делегатов. О жаловании духовенству: Если не произойдет полного отделения Церкви от государства – жалование и пенсии духовенству должны быть отнесены на счет последнего. Само духовенство мыслит отделение Церкви от государства как идеал. ВЦОВ. 1917. 25. С. 4. 258. Резолюция съезда православного и униатского 484 духовенства и мирян Галиции, проживающего на Волыни 485

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 60 вер. по писцовым книгам 132 и 133 годов Пустоши: Прибытчиково, Баранчиково, Под-липки, Роговицыно, Савкино, Под-липкино, Пододейкино, Пелепелицыно, Рылкова, Под-Елье, Колесниково По грамоте 132 года Деревня Сурмино на Суходоле. При оной: Пустоши (были деревни): Дубровка, Скрябино, Лобышево, Ельник, Варнавино, Глинково, Костино, Микулино, Поршуково, Крюково, Мышкино, Шишляево, Родионово, Юркино, Бирюхино, Мальцево, Белая, Фофонково, Гридоно, Лукьяново. в 60 вер. По писцовым книгам 132 и 133 годов Мигуново, Скогорево, Плитино, Громоздово, Голенино, Кокрево, Цанкино По грамоте 132 года Деревня: Лукино При оной: Пустоши: Суслово, была деревня. Толстоухово, была деревня. Каплино в 60 вер. по писцовым книгам 132 и 133 года XVI . В Серпуховском уезде. В Окологородном стане: Село Енино Деревня Никифорово и на речке Городенке. При оных: Пустошь Гречихино. Для рыбной ловли два озера близ реки Оки: Борисовское, Долгое. в 90 вер. по писцовым книгам 135,136 и 137 годов XVII . В Каширском уезде. Село Тульчино на реке Оке. Сельцо Бальково и деревня Алферчиво на реке Блелейке. При оных: Деревня Безника Слободка Тешилова в 100 вер. по грамоте 132 года Рыбная ловля под селом Тульчином на Оке реке по обе стороны на тринадцать верст По жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича 7135 г. июля 28 дня. XVIII . В Дмитровском уезде. в Лутосенском стане: Деревня: Мелинки. При оной: Сельцо Соколово. Пустоши: Буславка, Алешково, Кандаково, Рубцово, Гусельниково, Осиновец. в 120 вер. По писцовым 135 и 136 годов XIX . В Кинешемском уезде. в Вичужгской волости: Деревня: Федяево. При оном: Деревня Пандино Тихоново тоже. Починок Токов. Пустоши: Худячиха, Останиха, Рудачиха. в 400 вер. По грамоте 1631 г. и писцовым книгам 137 и 138 годов. XX . В Тверском уезде. в Микулинском стане: Село Ульяновское при реке Шоше в 180 вер. по жалованной грамоте 7189 и 1712 г. XXI . В Зубцовском уезде в Лепковском стане Деревня Шишкина на реке Волге. При оной: Пустошь: Михалки, была деревня. в 170 вер. по писцовым 136 и 137 годов

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Внутреннее устройство обществ трезвости наиболее полно отражается в их уставах. Обращает на себя внимание существенное различие в уставах крупных обществ трезвости (преимущественно светских) и церковно-приходских. В первом случае уставы – печатные, довольно подробные и весьма сходные по содержанию. Мы имеем семь уставов такого типа: Подольского общества трезвости, Дорогомиловского общества трезвости, Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино, Первого Московского общества трезвости (1895 и 1909 гг.), Замоскворецкого общества трезвости и Варнавинского народного общества трезвости. По уставам общества имели в основном одну и ту же цель – искоренение и борьбу с пьянством в народе. Общества разными методами пытались достигать этой цели. Деятельность была разнообразной: выписывались антиалкогольные издания, проводились религиозно-нравственные и просветительные беседы и чтения, для трезвенников пытались создавать условия проведения свободного времени и отдыха. Членство делилось на разные ступени в связи с положением и возможностями трезвенников. Управлялось общество своими силами, и все должности занимали члены-трезвенники. Конечно, уставы не были написаны под копирку, и каждое общество вносило туда свои параграфы и дополнения в зависимости от тех или иных условий. Так, например, Варнавинское общество расширяло свои задачи и пыталось не только огородить народ от пьянства, но и приобщить его к церковной жизни. Но в целом они все пытались обеспечить для трезвенников такие условия жизни, чтобы они не соблазнялись спиртными напитками. Устройство приходских обществ трезвости было более простым и менее формализованным. Уставы или правила этих обществ гораздо короче, они составлены в свободной форме и написаны от руки (приходские общества не имели средств для печати устава в типографии). В архиве Московской духовной консистории сохранилось четыре подобных устава . Как и печатные Уставы, рукописные начинаются с определения цели общества. Она также заключается в искоренении пьянства. Об этом свидетельствуют первые параграфы рукописных правил: «Цель учреждения названного общества заключается в противодействии сильно распространенному в народе пороку пьянства и пристрастий вообще к спиртному напитку» . Но вот священник Рождественской церкви села Шарапова ставил своей целью не только отвадить народ от пьянства, но и «помогать исправляться нравственно и иметь попечение о бедных и нуждающихся в материальной помощи членах общества» . Священник хотел создать некую кооперацию взаимопомощи для своего прихода, надеясь на сознательность своей паствы. Диакон же из города Серпухова ориентировался на рабочих, которых в его приходе было большинство. В уставе зафиксировано, что «цель общества – содействовать трезвой и трудовой жизни своих членов» .

http://pravoslavie.ru/59515.html

Наиболее остро ситуация складывалась: в марте 1918 г. – в г. Кологриве, в июне – в Уреньском крае, в ноябре – в г. Солигаличе, в августе – в г. Варнавине, в 1919 г. – в Варнавинском и Ветлужском уездах. Из 11 уездов Костромской губернии восстаниями в 1918-1919 гг. были охвачены 8. Виновниками возмущения населения большевики считали «классовых врагов» – «буржуев, кулаков и попов». С начала Октябрьского захвата власти большевики видели в «контрреволюционном духовенстве» внутреннего классового, идейного врага, с которым нужно расправиться для достижения окончательной победы над «старой Россией». Французский мыслитель Ален Безансон, определяя характер действий большевиков в первые годы их правления, пишет о первом этапе удержания власти, связанном с уничтожением (или устрашением на первом этапе – прим. Д.С.) идеологических врагов: «В центре находится партия, а внутри партии – ее руководящий круг. В первый период правления он еще полностью находится во власти идеологии. Именно тогда он занимается ликвидацией " классовых врагов " . Обладая совершенно отравленной совестью, он уничтожает во имя утопии целые категории людей» . В подтверждение этих слов приведем общеизвестную служебную записку В.И. Ленина В. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) 23-26 от 19 марта 1922 года, написанную в связи с шуйскими событиями, причиной которых явилось изъятие советской властью церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья: «Именно теперь, и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления» . Нет смысла цитировать известное и находящееся в свободном доступе в интернете письмо . Важно вот что. Как видим из вышеприведенной мысли Ленина, главная цель в борьбе с врагом в лице «реакционного духовенства» определена руководителем партии и государства довольно прагматично: для большевиков, забывших прежние лозунги «Землю – крестьянам», «Долой войну!» и т.

http://bogoslov.ru/article/5350471

233) до двух и более ( Рим. 1040 вм. 1929, 1Кор. 1060 вм. 1945, Кол. 251 вм. 461, Филям. 50 вм. 98, Гал. 350 вм. 728, Ефес. 375 вм. 796, И I Tuм. 208 вм. 528); в частности – послание к Евреям – от 1364 стиха по сравнению с 850 в «послании Варнавы» кодекса 242 . Ясно, что вычисления метрического списка дозволяют существенные увеличения, которые можно доводить даже далеко за границы действительного Варнавина послания 243 , если взять в соображение, что для 2 Кор. назначается лишь 70 стихов вместо 1440 таковых по пространству в самом манускрипте 244 . Посему нельзя не выразить прямо, что стихометрические даты Кларомонтанской рукописи ничуть не убеждают, что под Barnabae epistula в нем мыслилось наше послание к Евреям 245 . Несколько больше вероятности было бы в эту сторону, если бы последнее обязательно должно было там фигурировать, но и этот резон отпадает, потому что в перечне нет еще Павловых посланий к Филиппийцам и 1 – 2 к Фессалоникийцам. В равной степени в ряду «scripturarum sanctarum» в нем называются вовсе не одни священные писания, ибо мы находим там Pastor, Actus Pauli и Revelatio Petri. Наконец, в самом манускрипте Павловы послания точно озаглавливаются по своему авторству. Естественно было ожидать этого для послания к Евреям отнесениях его к Варнаве, раз оно будто бы уже титуловалось его именем и в этой форме обращалось. Видимо, писец совсем не разделял подобного убеждения, которое и вообще лишено всякой фактической опоры в рассмотренной стихометрии. Тогда ученые силлогизмы оказываются только тенденциозными, а ничуть не серьёзными. Иначе рисуется дело касательно Tractatus Origenis de libris ss. scripturarurn, где после цитаты Puм. XII 1 прибавлено: Sed et sanctissimus Barnabas: Per ipsum offerimus, inquit, Deo laudis hostiam labiorum confitentium nomini eius, а эти слова почти буквально воспроизводят Ebp. XIII, 15 246 . Но необходимо соблюдать осторожность в слишком категорических заключениях уже потому, что привлекаемый документ – слишком темный. Первоначально он усвоялся Оригену , ныне приписывается Новациану (около половины III века) 247 , хотя другие это отвергают 248 и считают его трудом люцеферианина, епископа Элиберийского (в Эльвире близ Гренады) Григория 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

История хирурга Евгении Коротковой Фото: Жанна Фашаян Евгения начала карьеру в известной московской больнице, но ей быстро стало скучно. Дальше ее путь лежал от Богом забытой деревни в горах Гватемалы до поселка Варнавино. Сейчас она работает в городе Кольчугино Владимирской области. Принцип выбора прост: ехать туда, где на тебя не очень давит начальство и где ты реально можешь помогать людям. Про Евгению Короткову я узнала из медицинского подкаста «Охотин и Сизов». Я слушала за рулем, затаив дыхание, и даже не заметила двухчасовой пробки.  Самое удивительное в Жене Коротковой — не ее трудовая биография, хотя иные за всю жизнь не успеют столько, сколько она уже успела за 32 года. Не характер — жесткий и одновременно доброжелательный. А то, что все нормальные люди стремятся найти в жизни зону комфорта, и лишь хирург Короткова бесконечно ищет трудностей, приключений и ответственности. Почему? Евгения Короткова «Ключевое слово — нормальные, — смеется Женя. — Наверное, со мной что-то не так». По городу эта высокая девушка передвигается пешком, и с такой скоростью, что за ней невозможно угнаться. Все у нее на предельных скоростях. Начало. Институт, ординатура и московская больница — Я уже в седьмом классе поняла, что хочу в медицину, хотя и мои родители, и дедушка с бабушкой со стороны папы заканчивали Лесотехнический институт. В школе в городе Пушкино, где я училась, был специализированный класс при Втором меде. В 10–11-м классах какая-то часть занятий проходила в институте, туда я и поступила на педиатрию — все говорили, что это лучший факультет в вузе.  Учиться было легко, у нас в группе все дружили, поддерживали друг друга, преподаватели нас любили. Во время учебы у нас шли занятия в Филатовской больнице, где мы все профессионально очень выросли. Там был кружок, доклады, конференции, практические занятия, виварий. Позже нам давали кусочки ставок, и мы работали кто в приемном отделении, кто в операционной.  Я была в операционной и окончательно поняла то, что заподозрила еще на первом курсе: педиатрия — не мое. Мне и сейчас, конечно, приходится лечить детей, когда бывают экстренные обращения. Но это тяжело. Слишком велика эмоциональная вовлеченность и родителей, и твоя собственная. 

http://pravmir.ru/koroleva-neotlozhki/

– Я потом подпишу, – сказал он, отстраняя бумагу. Члены Синода переглянулись. – Мы должны после вас подписывать, – обратился к нему один из членов. – Может быть, будете добры не задерживать нас. – Нет, я не могу сейчас, – перья здесь плохие, – ответил Питирим. Тогда архиепископ Тихон вставил новое перо в одну из ручек и подал ее Питириму. – Вот это новое, хорошее перо. – Нет, нет! Я такими перьями не пишу, – был ответ Питирима. Подписались без Питирима и начали разъезжаться. Исполнявший тогда должность товарища обер-прокурора В. И. Яцкевич, прощаясь со мной, сказал: – Сегодня беспримерный день в Синоде: один из митрополитов на время слушания дела оглох, а другого высекли протопресвитеры... На следующем заседании мы узнали, что протокол подписан митрополитом Питиримом. Поведение митрополита Питирима в Варнавинском деле раскрыло членам Синода, с кем, в лице нового митрополита, они будут иметь дело. Зато в Царском Селе его защита епископа Варнавы окончательно утвердила за ним репутацию верного и надежного царского слуги. Митрополит Питирим избрал для того времени верный, хоть для будущего и опасный путь. Что ему теперь значило мнение о нем Синода, когда им были пленены царские сердца! О далеком будущем он не задумывался, ближайшее было в его руках. Собственно говоря, Питирим вступил на Петроградскую митрополичью кафедру в такую пору своей жизни, когда внешние качества, как красивая наружность, которыми он раньше кой кого очаровывал, теперь с годами исчезли, а высоких духовных качеств, которые теперь были бы очень не лишними для его высокого сана, ему не удалось воспитать. Сейчас он представлял собой довольно невзрачного, слащавого, льстивого и лживого старика. Несмотря на свои 58 лет, он выглядел стариком. Бегающие, никогда не смотревшие на собеседника глаза, борода мочалкой, вкрадчивый, как бы заискивающий голос, при небольшом росте и оригинальной походке, делали его фигуру скорее жалкой, чем величественной, и безусловно несимпатичной. И, однако, за последние два царствования ни один из митрополитов не был так близок к царской семье и столь влиятелен в делах, как митрополит Питирим. В то время, как прежние митрополиты удостаивались бывать в царской семье два-три раза в год, митрополит Питирим бывал почти каждую неделю, мог бывать, когда только ему хотелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

22 марта 1922 г. Епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка д.9. кв.1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. В протоколе допроса, произведенного на Лубянке 24 марта, начальник 6 отделения Секретного отдела ГПУ А. Рутковский , передавая содержание сказанного епископом Иларионом, записал: «Членом Синода я не состою и деловых (церковных) отношений с ним не имею. Отдельных поручений от Синода и патриарха Тихона не получаю. Получил одно поручение, помню, как-то в 20-м году по поводу конфликта епископа Никанора с остатками Варнавинского братства . Я числюсь т.н. епископом Верейским, но, в сущности, не имею в своем распоряжении определенно очерченного викариатства. С Громогласовым И.М. и Хотовицким А.А. знаком, но почти никогда у них не бываю. Обязанности моей службы здесь в Москве разнообразны, из них более существенные - присутствование в Троицком подворье по поручению высших иерархов, служба церковная и т.п. На диспутах приходилось выступать часто. Относительно изъятия церковных ценностей у меня существуют мировоззрения такого рода: юридически я их считаю изъятыми с 18-го года, практически же полагаю, что в деле изъятия их, необходимо считаться с массами религиозно настроенными т.к. они в религиозном вопросе разбираются не так и понимают его не так, как более развитые люди. По поводу изъятия ценностей я в проповедях своих ничего не говорил. С 6-го марта в Москве почти не бывал, был в Верее, Верейском уезде, Наро-Фоминском и Сергиеве. Кто редактировал воззвания Белавина т.н. патриарха Тихона относительно изъятия ценностей – сказать не могу. Это дело высших иерархов церкви. Относительно Антония Храповицкого, т.н. митрополита Евлогия и др. священнослужителей я знал из газет (Атеист и др.). О съезде в Карловцах узнал только из газет» . Следует указать на то, что эти слова вписаны в текст протокола допроса следователем, а положенная подпись обвиняемого (епископа Илариона) отсутствует, поэтому их принадлежность владыке не может быть полностью установлена. Одной из особенностей судебно-следственных дел 1920-х-1930-х гг. является то, что, в случае, если показания записывал следователь, то он употреблял «советские» формулировки, передавая лишь смысл сказанного, а часто и искажая этот смысл.

http://pravoslavie.ru/5822.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010