Варнавино. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соборная церковь с колокольней, построена вместо прежней деревянной Троицкой. Первоначально была однопрестольной, позже устроены Варнавинский и Корсунский приделы. С 1912 в церкви хранились мощи преп. Варнавы Ветлужкого (+1496), основателя Троицкой Варнавиной пустыни. В советское время закрыта, уничтожена. В настоящее время на её месте установлен памятный знак. http://svyatayarus.su/church/detail/52904/ Троицкий собор г. Варнавина имеет 3 храма: а) Троицкий, зданием каменный, с такою же колокольнею, постр. в 1836 г. на средства церкви, при помощи прихожан, б) Николаевский, зданием деревянный, однопрестольный - в честь святит. Николая чудотв., постр. в 1666 г. иждивением бывшего здесь монастыря, а в 1854 г. исправлен на средства казанских купцов Тихоновых и в) Успенский, зданием деревянный, постр. в 1847 г. на средства собора, при помощи прихожан. Ограда каменная. Кладбище вне города, на нем Крестовоздвиженская церковь с особым причтом. В Троицком храме 3 престола: а) во славу Живоначальной Троицы, б) в честь Корсунской иконы Божией Матери и в) преп. Варнавы Ветлужского чудотворца. В Успенском храме также 3 престола: а) в честь Успения Божией Матери, б) св. Архистр. Михаила и прочих Сил бесплотных и в) святит. Митрофана Воронежского чудотворца. В Николаевском храме под спудом почивают св. мощи преп. Варнавы. В сем храме много икон древнего письма. Расстояние от Костромы 384 вер. Ближайшие церкви: Крестовоздвиженская на городском кладбище, Николаевская с. Лапшанги в 5 вер., Богородицкая с. Беберина в 6 вер. и Богословская с. Богословского в 22 вер.  Из-за опасности обвала горы, на которой стояла Николаевская церковь, 22 мая 1912 г. состоялось перенесение мощей Преподобного Варнавы из Николаевского храма в Троицкий собор, в левый придел, посвященный преподобному. 10-11 июня 1914 г. в г. Варнавине проходили церковные торжества при изнесении св. мощей Преподобного Варнавы из под спуда и положении их в новую раку. [Костромские епархиальные ведомости N 15 за 1914 г., стр. 349]

http://sobory.ru/article/?object=38986

Радуюсь случаю, который заставил меня начать переписку; книга, которую вы желали иметь, мною отправлена». И далее объясняет, что это не история Сибири, а историческое обозрение, и едва ли удовлетворит всем ожиданиям А. В-ча. «Студент вашей Академии и бывший ученик Тобольской семинарии г. Елисеев писал мне, будто бы вы желаете узнать от меня касательно сибирск. Церкви что-нибудь новое, такое, что бы, вероятно, могло войти в состав истории русской Церкви вообще»; далее добавляет, что относительно патриаршего периода нового ничего не имеет, а относительно времен после патриарших имеет кое-что новое и сожалеет, что не может сделать многого, ибо знатоки Сибирской иерархии – один умер, другой перешел на новое место. В Вятке преподаватель местной семинарии иеромонах Стефан собирал сведения по истории местной Церкви. «Что касается до вашего желания иметь сведения о пермской и вятской Церкви, – писал он А. В. 12 ноября 1846 года 558 , – я стараюсь отыскивать по этому предмету материалы и не без успеха. Собравши побольше этих материалов, я немедленно отправлю их вам». Из Вологды преподаватель семинарии Павел Суворов, исполняя желание Горского, посылал ему 559 : 1) списки жития местного угодника преп. Варнавы, 2) списки грамот, жалованных былой Варнавиной пустыни, с показанием их содержания, и 3) списки двух найденных им в ризнице грамот, которые были отмечены Горским в описи. Другой местный исследователь Алекс. Попов писал 9-го авг. 1850г. А. В-чу: «Исполняя ваше и вместе свое желание, я пересмотрел все, в четвертую долю листа, книги в знакомой вам библиотеке, но, к сожалению, того, чего искал, не мог найти. Видел в одной книге описание путешествия к свят. местам Саввы, архиеп. Сербского, но для вас нужно путешествие Новгородск. архиепископ. Иоанна. Желаемой вами книги нет и у Андрея Варфоломеевича. Думаю, не увез ли ее когда-нибудь П. И. Савваитов , который после вас неоднократно посещал и опустошал прилуцкую библиотеку. Пересмотрю еще раз эту библиотеку и когда поедет в Академию о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Генваря в 27 де[нь] запечатана грамота в Танбовской уезд Троецкого монастыря игумену Нифанту по челобитью Танбовского уезду Верховецкие (Л. 54 об.) волости безмесного попа Тимофея тое ж Верховецкие волости села Питепска по никольсково попа Степана в ыску по записи. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана настольная грамота Нижегородцкого уезду села Погосту церкви святаго великомученика Дмитрея Селунского попа Офонасия Быти ему в протопопех в Нижнем Новегороде в соборной церкви архангела Михаила. Пошлин полтина. Взято. Генваря в 28 де[нь] запечатана благословенная грамота по челобитью Карачевского уезду Воскресенского монастыря покровского попа Тимофея на один престол Георгия стра (Л. 55) стотерпца. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Костромской уезд в государево дворцовое село Даниловское Кормового дворца путному клюшнику Ивану Пузыреву по челобитью церкви Рожества Христова дьячка Ротки Васильева. А велено ему у той церкви Рожества Христова быть во дьячкех и церковным доходом владеет. Пошлин гривна. Взято. Генваря в 29 де[нь] запечатана грамота в Любим городовому приказщику Ивану Завороткову по челобитью ярославца Дея Грязновсково Ярославского уезду Костромские десятины по егорьевского попа Степана да Черно…ноге [o] стану по троецкого вдового попа Ивана в ыску. Пошлин гривна. Взято. (Л. 55 об.) Того ж дни запечатана грамота в Арзамас губному старосте Ивану Скрябину по челобитью Семенова дворника Засецково Осташка Терентьева по арзамасца по посадцкого человека по Евсейка Лепилова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота благословенная по челобитью Галицкого уезду с Ветлуги реки Лапшенского стану Великого погосту Живоначальные Троицы Варнавины пустыни казначея старца Сергея з братьею на один престол святого пророка Ильи. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота во Ржеву Володимерову старосте поповскому спаскому попу Юрью по челобитью Тимофея Воейкова. А велено ему, что (Л. 56) он зговорил Ржевы Володимеровы у вдовы у Марьи Михайловы дочери Козлова на дочери ее на девке Окулине женица. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Особенно заняли меня сведения о Костр. семинарии, для чего собрано у меня довольно данных, чего не осталось уже при семинары, где сгорел архив в 1847 г.» История Костр. епархии за время святительства первых четырёх преосвященных (1744–1769 г.) сохранилась в Императорской публичной библиотеке за t I. 588 и под названьем: «112 лет Костр. епархии» (л. I–197 in. t). Сюда она перешла от преосвящ. Чигиринского Порфирия Успенского , рукою которого отмечено на ней: «Эта рукопись получена мною от сочинителя в С.-Петербурге 4 авг. 1857 г.». Пользуясь счастливою возможностью прочитать настоящую рукопись и имея в виду те трудности, с какими сопряжено выписывание рукописей Импер, публ. библиотеке в провинции, мы решились познакомить с её содержанием читателей «Костр. Еп. Вед.». При этом будем почти повсюду держаться плана самого М. Як-ча Диева, порою говорить его же словами, отмечая их обычными кавычками, а большею частью своими собственными. Рукопись начинается решением вопроса о времени основания Костр. епархии. Основание Костромской епархии и отдельно от неё – епископии Галичской было предположено ещё в ноябре 1682 г., при чём на содержание архиерейского дома и штата первой должны были идти доходы приписанных к ней по проекту монастырей: Воздвиженского с 140 крестьянскими дворами, Шеренского – с 52, Шартольского – с 37 (всего с 229 дворами), а на содержание архиер. дома второй: доходы Варнавиной пустыни – с 54 дворами и монастырей: Спасского – с 19, Богородицкого Верхней Пустыни – с 20, Ризположенского – с 78, Фроловского, что у Галичского озера, – с 35, Николаевского, что на Посаде, – с 16 и двух Благовещенских, что на Окуруже и в пустыни, – с 50 (всего с 268 дворами). Это счастливое предположение, шедшее со стороны царя Феодора Алексеевича и разделявшееся тогдашним всероссийским патриархом Иоакимом, не было, однако, осуществлено, « по-видимому за кончиною царя, после того чрез четыре месяца последовавшею», и, таким образом, Костромская и Галичская области по-прежнему оставались в ведении Московского патриарха, пока, с учреждением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

По описи 1702 года в ней считалось 1017 Церквей. 511 Следовательно, опять очень естественно, если и в новгородской епархии раскол нашел для себя большой простор. Не удивительно, что олонецкие и беломорские пределы, вообще все Поморье, вся обонежская пятина, до 1682 г. почти совершенно лишенные епископского надзора, сделались главным и самым сильным гнездом беспоповщины. Точно также было отчасти и в епархиях казанской к астраханской, которые обнимали тогда всю южную, заволжскую страну России. 512 Монастыри и пустыни казанской епархии в XVII и 1-й половине XVIII века, находились не только в отдаленных пределах казанской епархии, но и в пределах нынешней вятской епархии: в Елабуге, Сарапуле, Уржуме, в Кукарской Слободе, в Яранске, в Царевосанчурске: в пределах нынешней пермской губернии – в г. Осе, в пределах костромской губернии – в гор. Варнавине: в Нижнем-Новгороде, в Василь-городе, в Самаре, в пределах нынешней симбирской губернии – в Сызрани и Кашире. Отдаленнейшие из этих монастырей и пустыней не подлежавшие ведомству местных архипастырей, оставались почти без всякого надзора: иноки жили, как хотели, и бродили, куда хотели и нередко обращались в расколоучителей. Кроме обширности епархий, весьма важное неудобство в управлении ими заключалось, еще в том, что часто пределы их были весьма перепутаны: не было точной писцовой разграниченности. 513 Отсюда нередко возникали между архиереями споры из-за пределов епархий и вмешательства одного архиерея в епархию другого. А духовенство пользовалось этими случаями и не хотело повиноваться ни тому, ни другому из спорящих архиереев; даже в это время обнаруживало дух вольности и стремления к совершенному освобождению от суда, расправы и пошлин архиерейских. Так напр., в 1622 г., когда шли споры за границы епархий новгородского и вологодского архиереев, именно из-за уездов Двины, Каргополя, Холмогор, Турчасова, Ваги, который исстари принадлежали новгородской архиепископии, – м. новгородский Макарий жаловался в челобитной к царю Михаилу Федоровичу, что «те де колмогорские и важские и каргопольские и тех городов в уездах, по монастырям архимандриты и игумены, а по мирским храмам полы и диаконы и церковные причетники и земские люди, его (митрополита) и его приказных людей и десятильников ни в чем не слушают и во всяких духовных делах под суд не даются и ставятся сильны и духовных дел судными и всякими пошлинами те архимандриты и игумены и попы владеют и корыстыются сами меж себя, а в софийскую казну всяких наших пошлин не платят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Ащели кто ложная писания книжная полагает в церкви, и почитает яко святыя на соблазн людем, аще будет причетник, да извержется, а книгы да сожгутся». Кроме того, во многих списках статья носит название преп. отца Никона: «Сказание преподобнаго отца нашего Никона о отреченных книгах; от посланиа преп. отца нашего Никона о глаголемых тайных книгах показания, яко еретичьскаа суть писаниа». 343 Под именем Никона разумеется преп. Никон Черногорец, инок Раифской пустыни в Палестине, живший во второй половине XI в. и составивший два сборника церковных постановлений и нравственных правил: Пандекты и Тактикон. 344 В 13-й главе Тактикона говорится о еретиках, которые писали ложные книги, и указываются самые книги которых должно остерегаться. «Потребно же есть нам ведети, сказано здесь, о глаголемых скровенных книгах, яко великый Афанасье глаголет, яко глаголемыя скровныя (сокровенные) книгы еретическыя суть, да с таковеми, яко с древними прелщают Римляны яже суть сия (Исидор). Адам и Енох, Ламех, Завети патриарстеи, молитва Иосифова, Асенеф, Ельдад и Модад, Завет Моисеов, Възнесенье Моисеево, алми Соломонови, Илиино откровенье, Илиино виденье, Сифоньино откровенье, Захарьино откровенье, Ездры откровенье. Дозде Ветхаго писаниа суть. Обретаютжеся и другая многа в различьных съписаних, яже достоит съматрети в сущих и приятных книгах и кроме онех не подобает нам отнудь другая приимати. Новаго же суть сия: Ияковле повесть, Петрово отъкровениие, объхожения и оучения апостольская, Варнавино посланиие, Павлово деяние, Павлово откровениие оучительство Климентово, Игнатьиево оучениие, Поликарпово оучениие, иеоуа м лие от Варнавы, иеоуа м лиие от Матфия. Сия Новаго с ветхым оучитаиется от Сидора, в другыих же обретаиется предънаписаниа (преднаписанная т.е. прежде упомянутая) Ияковля повесть, яко Иакова иесть некоиего иевриина, а не апостола, и пакы обхожениие Иоаново, глаголемоие Богословово в сих сокровеных причитают и обаче иелма неприятна суть иегова хотять да суть, и ины суть и не причитаются в скровных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Варнавино. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Однопрестольная деревянная холодная церковь с шатровым завершением, изначально устроена как храм бывшего здесь Троицкого монастыря, основанного Варнавой Ветлужским (+1492) в XVI в. Церковь построена вместо прежней деревянной того же посвящения над захоронением основателя монастыря. После упразднения монастыря (1778) обращена в приходскую. Ремонтировалась в 1854. В 1912 из-за угрозы подмыва берега мощи преп. Варнавы Ветлужского перенесены из Никольской церкви в Троицкую. В 1930-х закрыта, позже уничтожена. В 1999 на месте Никольской церкви установлен памятный крест. Церкви Костромской епархии. - Спб., 1909, с. 72 Основана, вероятно, во 2-й пол. XV в. на местеподвигов и погребения прп. Варнавы Ветлужского († 1445?), на т. н. Красной горе, на правом берегу р. Ветлуги (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). Первое надежно засвидетельствованное упоминание В. п. содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю мон-ря Савватию. В монастырских актах упоминается грамота мон-рю вел. кн. Василия III Иоанновича 1530 г., однако при передаче содержания этой грамоты допущены анахронизмы, заставляющие сомневаться в ее существовании. Варнавиной пустынь впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского 1607 г. Находясь на границе русских земель, В. п. долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских черемисов (марийцев), при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли. В 30-х гг. XVI в. насельники В. п. скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в кон. 40-х гг. была возобновлена строителем Савватием. В 1610/11 г. в ходе крестьянского бунта В. п. была сожжена, монахи были разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к казанскому в честь Преображения монастырю, что и произошло в 1614 г.; по-видимому, к 40-м гг. XVII в. В. п. снова стала самостоятельной.

http://sobory.ru/article/?object=38987

Москве, ... Знаменский на старом государеве дворе, Вознесенский девичий монастырь, далее истлело... Донской Пресвятой Богородицы монастырь.... Рождественский девичий монастырь, что за Пушечным двором, Вознесенский монастырь, Давыдовская пустыня, Георгиевский девичий монастырь за житным рядом, Никольский, что за.... рядом, Воздвиженский монастырь, что на Арбате, Златоустов, что на Покровке, Воскресенский, что на Тверской, Воскресенский Москов. уезда на реке Истре... Богоявленский монастырь, Спасский Злотовороцкий, Успенский девичий, Покровский, что на Устье реки Нерли, Георгиевский, что во Владимире на Посаде, Николаевский-Златовороцкий, Козьмин монастырь. Город Дмитров... Борисоглебский монастырь на посаде, Никольский-Песношский, что на реке Нерли, Никольский-Песношский, что в Берендеевском стану. Можайск... Лужецкий монастырь, Петровский, что в Можайске на посаде, Иоакиманский на посаде, Предтеченский Колоцкий, Троицкий. Переяславль Залесский. Монастыри: Горицкий, Троицкий, Данилов, Никитский, Феодоровский, Борисоглебский, Покровский Антониевой пустыни, Семенов, что под Александровской слободой, Никольский, что на Болоте. Звенигород – Саввы Сторожевский. Верея. Входоиерусалимский. Волок–Ламский – Иосифов, Возницкий, Успенский-Левин. Боровск – Рождественский-Пафнутиев. Ярославец Малый – Тихонова пустынь. Масальск – Успенский Боровский. Калуга – Рождественский. Алексин – Богоявленский-Бундырев. Серпухов – Высоцкий, Владычний. Ржев Володимиров – Троицкий-Селижаров. Торопец – Троицкий-Кудин, Троицкий-Небин. Кострома – Ипацкий, Богоявленский, Девичий Воздвиженский, Успенский Шеренский, Геннадиев, Богородицкий-Ризоположецкий девичий, Сыпанов, (?) Спасский-Запрудный, Богородицкий Игрицкий, Надейная пустынь. Галич – Троицкий Варнавиной пустыни, Спасский, Богородицкий Верхней пустыни, Авраамиев-Городецкий, Устинский Жуковы пустыни, что на р. Вексе, Воскресенский, что на посаде у Соли, Васильевский, что в Галиче на посаде, Фроловский, что у Галицкого озера, Никольский, что в Галиче на посаде, Зачатиевский девичий, что в Галиче на Посаде, Макарьевский Желтоводский, Благовещенский, что на Упороже, Рождественский девичий, что в Галиче на посаде: Богородицкий Паисиев, Благовещенский Андреяновой пустыни, что на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

    Анастасий струнницкий, 29 авг.     Анатолий затворник печерский, 31 окт.     Анатолий другой затворник печерский, 28 авг.     Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля.     Ангеляр, 27 июля.     Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня.     Андрей, инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент.     Андрей пр. тотем., 10 окт.     Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня.     Анна, супруга в. к. Ярослава I, 4 окт.     Анна княжна, Янка, 3 ноября.     Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая.     Антоний марткопский, 19 янв.     Антоний дымский, 17 янв.     Антоний заоникиевский, 23 июня.     Антоний леохновский, 17 окт.     Антоний краснохолмский, 17 янв.     Антоний новгородский архиепископ, 10 февр.     Антоний новгородский другой, 3 авг.     Антоний черноозерский, 17 янв.     Аркадий новгородский епископ, 18 сент.     Антоний новоторжский преп., 11 июня.     Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг.     Арсений новгородский, 12 июля.     Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг.     Арчил царь груз, 21 июня.     Акила диакон печерский, 28 авг.     Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.     Афанасий брестский муч., 5 сент.     Афанасий высоцкий, 12 сент.     Афанасий высоцкий другий, 12 сент.     Афанасий печерский затворник, 28 авг.     Афанасий череповский, 5 июля.     Афанасий ученик Александра свирского.     Барловской иконы Божией Матери, 23 дек.     Бидзин князь грузинский муч., 18 сент.     Благодатное небо — иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7.     Благоуханный цвет — иконы Божией Матери, 15 ноября.     Блаженное чрево — иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 10 мая.     Боян, князь болгарский, 28 мар.     Варлаам кавказский, 19 июля.     Варлаам шенкунский, 19 июня.     Варнава, основатель Варнавинской пустыни, 11 июня.     Варсонофий печерский преп., 28 авг.     Варсонофий тверский преп., 2 мар.     Василид пр., 18 апр.     Василий, мангазейский муч., 23 марта.     Василий мирожский, 4 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

349 Затем следует список апокрифических сочинений. При указании древних апокрифов списки наши совершенно сходны с греческими списками и особенно со списком, приписываемым патриарху Никифору. В греческих списках, мы заметили, кроме библейских апокрифов, упоминаются и апокрифические жития мучеников и святых, разные суеверные книги и даже просто народные суеверия; этот отдел в наших списках получил особенное распространение, так что перечень суеверных, волшебных, гадательных книг и народных суеверий составляет большую половину всей статьи. При перечислении апокрифов и вообще ложных книг в наших списках делаются некоторые замечания, касающиеся содержания или достоинства той или другой книги. Вот в каком виде перечисляются апокрифические книги. «А книг ложных писания сия суть, их же не достоит держати. Составлении мирстии псалмы: «грядите вси вернии», другое «грядите (и)кресту твоему водружьшуся на земли, Адам, Енох – о Еносе, что был на пятом небеси и исписал 300 книг, Ламех, молитва Иосифова, Адамль Завет, Моисеев Завет, криво складен, Асенеф, Елдад Молдад, Псалмы Соломони, Песни Давидовы, Илиино обавление, Исаиино видение, Софониево обавление, Захариино обавление, Ияковля повесть, Апостольстии обходи (περοδοι), что приходили к граду, обретоша человека, орюща волы, и просиша хлеба, он же иде в град хлеба ради, апостоли же без него взоравше ниву и насеявше, и прииде с хлебы, и обрете пшеницу зрелу, Варнавино послание, Петрово обавление, Павлово деяние, лжею складено, Павлово обавление, учение Климентово, Евангелие от Варнавы, Евангелие от Фомы, и о Рахманех, Зосимово хожение, Паралипомена Еремеина о пленении Иерусалимстем, что и орла слали с грамотою к Еремеи в Вавилон. Суть же и ина многа от лжесловесник сложена (словеса), еже есть сие: Иоанна Богослова вопросы на горе Елеонстей, еже есть: «слыши праведный Иоанне»; того же вопрос Авраама праотца (в других списках: того же вопросы ко Аврааму о праведных душах); Варфоломеевы вопросы к Богородицы, како роди Христа; Епистолия о недели (сиречь послание); о древе крестном лгано; что Христа в попы ставили, и что Христос плугом орал, еже Еремия поп Болгарский солгал, был в навех на Верзиулове колу; Петрово житие в пустыни 50 и 2 лета, и хожение Петрово по вознесении Господни, что Христа отрочатем продавал и архистратига Михаила крести и что рыбы по суху ходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010