И как был он помещик глупый, то сначала даже фыркнул от удовольствия при мысли, какую он штуку сыграл, но потом вспомнил слова исправника: «А знаете ли, чем это пахнет?» – и струсил не на шутку. Стал он, по обыкновению, ходить взад да вперед по комнатам и все думает: «Чем же это пахнет? уж не пахнет ли водворением каким? например, Чебоксарами? или, быть может, Варнавиным?» – Хоть бы в Чебоксары, что ли! по крайней мере, убедился бы мир, что значит твердость души! – говорит помещик, а сам по секрету от себя уж думает: «В Чебоксарах-то я, может быть, мужика бы моего милого увидал!» Походит помещик, и посидит, и опять походит. К чему ни подойдет, все, кажется, так и говорит: «А глупый ты, господин помещик!» Видит он, бежит через комнату мышонок и крадется к картам, которыми он гранпасьянс делал и достаточно уже замаслил, чтоб возбудить ими мышиный аппетит. – Кшш… – бросился он на мышонка. Но мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и чрез мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: «Погоди, глупый помещик! то ли еще будет! я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!» Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошел медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается. – Сенька! – вскрикнул помещик, но вдруг спохватился… и заплакал. Однако твердость души все еще не покидала его. Несколько раз он ослабевал, но как только почувствует, что сердце у него начнет растворяться, сейчас бросится к газете «Весть» и в одну минуту ожесточится опять. – Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев, от принципов отступил! И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-saltykov...

первые четыре и половина пятой главы этого послания были известны только в латинском переводе); но с тех пор как обнародован К. Тишендорфом Синайский кодекс Библии вместе с греческим подлинником послания Варнавы, все сомнения в этом должны прекратиться, а с тем вместе должно быть принято за несомненное, что Варнава имел письменное Евангелие от Матфея. Вот что писал по поводу этой находки сам Тишендорф, прежде сомневавшийся в подлинности этого выражения в послании Варнавы: «известно, что о древности наших канонических Евангелий и их церковном признании (каноническими) существуют различные мнения; поставляют этот вопрос в зависимость преимущественно от тех древних христианских писаний, в которых находится какое-либо заимствованное из Евангелий свидетельство. В той части послания Варнавина, которая доселе известна была только на латинском языке, особенное внимание издавна возбуждало место: много званных, но мало избранных. Даже при отрицании происхождения послания от Варнавы апостола, оно есть древнейшее свидетельство о первом Евангелии, хотя нельзя (?) отрицать, что это изречение Господа могло быть заимствовано из устного предания. Правда, этому предположению не благоприятствовало то, что перед изречением поставлены слова: как написано; но эти слова с большею вероятностью приписывали переводчику. Ибо как в первой четверти II столетия, когда написано было это послание (таково мнение Тишендорфа, едва верное), могло быть приведено место из Матфея с тою же формулою, какая в устах Спасителя и апостолов приличествовала только ветхозаветным откровенным книгам? Не смотря однако же на то, Синайская рукопись решительно показывает, что латинские слова (как написано) действительно происходят от самого писателя, а не от позднейшего переводчика. а это неоспоримо доказывает, что уже в первой четверти II столетия, вопреки всякому ожиданию исследователей отрицательных направлений, наше Евангелие от Матфея не только существовало и было известно, но и считалось каноническим в церкви» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОВ Федор Федорович (14.10.1888, г. Варнавин Костромской губ., совр. пос. Варнавино Нижегородской обл.- 5.11.1932, Москва), историк, этнограф, географ, литературовед. Род. в дворянской семье, отец - профессор Военно-медицинской академии. А. закончил Кадетский корпус, в 1912 г.- историко-филологический фак-т Московского ун-та и экономическое отд-ние Московского коммерческого ин-та. Постоянно живя в Москве, был одним из организаторов и председателем студенческого об-ва «Славия», генеральным секретарем одноименного всеслав. политического об-ва, принимал участие в работе многочисленных слав. культурно-просветительских орг-ций: Галицко-русского об-ва, Русско-чешского об-ва памяти Я. Гуса, Русско-хорватского об-ва им. Ю. Крижанича, львовского об-ва им. М. Качковского и др. В 1908 г. редактировал ж. «Славянский путешественник», с 1909 г. сотрудничал в газ. «Прикарпатская Русь» (Львов), с 1913 г. заведовал слав. отделом в ж. «Русский архив». В 1915 г. редактировал ж. «Славянское объединение», в к-ром печатались доклады и речи участников «Общеславянских трапез» - культурно-просветительских собраний слав. об-в в Москве. Публиковал статьи под псевдонимами Сатин, Славянолюбов, Всеславянский. В начале первой мировой войны ушел на фронт добровольцем, выполнял обязанности военного корреспондента. Закончил Александровское военное уч-ще (1915), где затем служил курсовым офицером. После Октябрьской революции 1917 г. критиковал политику большевиков в отношении Церкви, образования и армии. В 1918-1920 гг. преподавал в Тифлисском ун-те, в 1920-1922 гг. жил в Феодосии, в 1922-1932 гг.- в Москве, работал библиотекарем в школе ФЗУ при ткацкой фабрике «Трехгорка», завучем в мастерских Гжельской керамической школы, преподавал в МГУ, Московском ин-те востоковедения, Ин-те журналистики. В 20 - нач. 30-х гг. подвергался обыскам, во время к-рых был конфискован ряд сочинений А. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

http://pravenc.ru/text/75986.html

В 1778 г. в Костромском наместничестве проживали 815 тыс. чел. В 1867 г. население Костромской губ. составляло 1,145 млн, в 1897 г.- 1,424 млн, в 1914 г.- 1,819 млн, в 1917 г.- 1, 884 млн чел. В период Отечественной войны 1812 г. в Костромской губ. было сформировано Костромское ополчение (11 тыс. чел.) во главе с отставным ген.-лейтенантом П. Г. Бардаковым, соратником А. В. Суворова . В ходе войны ополчение дошло до р. Эльбы и участвовало в осаде крепости Глогау (ныне Глогув Нижнесилезского воеводства, Польша) на р. Одер (Одра). Во 2-й пол. XIX в. в Костромской губ. быстро развивалась текстильная промышленность. В 1866 г. в строй вступила Большая костромская льняная мануфактура, основателем и владельцем к-рой являлся московский промышленник П. М. Третьяков (1832-1898). К нач. XX в. по числу прядильных веретен она являлась самой крупной в мире. В 1887 г. Кострома была связана железной дорогой с Ярославлем и Москвой. В 1902-1906 гг. Костромскую губ. с северо-запада на север пересекла железная дорога Вологда - Вятка, прошедшая через Буй, Галич, Нею, Мантурово и Шарью. 19-20 мая 1913 г. Кострома являлась одним из центров торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. 20 мая имп. страстотерпец Николай II Александрович на Соборной пл. бывшего Костромского кремля заложил монумент в честь династии Романовых, на гранитном постаменте которого должны были находиться бронзовые скульптуры всех правителей России начиная с 1613 г. (в 1928 на постамент водрузили бетонную фигуру В. И. Ленина). В 1918 г. от Костромской губ. вновь образованной Иваново-Вознесенской губ. отошли Кинешемский, Юрьевецкий и большая часть Нерехтского уездов, а в 1922 г.- Макарьевский у. В том же году к Нижегородской губ. отошли Ветлужский и Варнавинский уезды. Ковернинский у. 27 июля 1922 г. был упразднен, его территория распределена между Юрьевецким у. Иваново-Вознесенской губ. и Варнавинским и Семёновским уездами Нижегородской губ. В 1928 г. деление Костромской губ. на уезды упразднили и образовали 19 районов: Нерехтский, Арменский, Красносельский, Костромской, Заволжский, Судиславский, Молвитинский, Буйский, Галичский, Палкинский, Парфеньевский, Мантуровский, Солигаличский, Чухломской, Судайский, Кологривский, Игодовский, Межевской, Кужбальский.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

Наприм., мы весьма часто встречаем в сборниках XVI и XVII века статейки в роде следующих: 1., подробные правила о том, что есть в тот или другой день того или другого поста; 2., наставление о том, чтоб св. воду Богоявления соблюдати честнее самих пречистых св. тайн, чтобы если уканет или прольется, – место то изжещи углием горящим или истесать и в воду вметать, или если на ризу уканет, ризу изрезать 673 и проч.; 3.. или причту о кадиле, еже како подобает кадити пред Богом 674 и разныя мелочные обрядовые истолкования. При постоянном чтении таких статеек естественно, должна была развиваться в Русских людях XVI и XVII века такая нерассудительная, мелочная ревность об обрядах, какая выразилась в расколе. Да и самые мнения раскольнические, еще за долго до открытия раскола, уже изучались, усвоялись русскими людьми, как догматы веры: потому что они занесены были уже въ сборники того времени. 675 Кроме обрядовых статеек рукописная, народная литература особенно наводнена была так называемыми «отреченными книгами». Не имея истинных книг, грамотные люди брались за эти книги. Эти книги еще более отчуждали понятия и дух простых грамотников от истинного учения. Вот какие ложные, апокрифические книги тогда распространялись в народе, по сборнику Соловецкой библиотеки XVII века: «съставлении мирстии псалмы, грядите вси вернии, другие грядите кресту твоему в друждешуся на земли, Адам о Еносе, что был на пятом небеси и исписал 300 книг, Ламеховы книги, патриарси, Сифова молитва , Адамл завет, Моисиев завет, Асенеф, Елдад, Молдад, Соломани псалмы, Ильино обавление, Исаино видение, Иаковля повесть, апостольстии обходи, что приходили к граду, обретоша человека орюща волы и просиша хлеба, он же иде в град хлеба ради, апостоли же без него взоравше ниву и насеявше и прииде с хлебы и обрете пшеницу зрелу: Варнавино послание, Петрово обавление, Павлово деяние лжею складено, Павлово обавление, Евангелие от Варнавы, Евангелие от Фомы, Порахманех, Зосимохожение, паралипомены, что орла слали в Вавилон с грамотою к Еремию пророку.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Белопесоцкий, Моск. г., II, 1261. Белый-Кириллов-Новоезерский, Новг. г., II, 868. Белый-Николаев.-Новгород., II, 976. Бельская-Андрианова, Яросл. г., II, 600. Бельский-Николаев., Гродн. г., I, 308. В Вадожская-Богород., Яросл. г., II, 684. Важбахтская-Пятниц., Новг. г., II, 685. Важский-Богослов., Архан. г., II, 659. Валаамский, Выборг. г., I, 95. Валуйский-Успен.-Пристанский или Пристанничский, II, 1329. Ванишский, Твер. г., II, 1314. Варварейский-Новгородский, II, 686. Варваринский-Волоколамский, I, 97. Варваринский-Киевский, I, 196. Варваринский-Новгородский, II, 686. Варваринский из-за Петровских ворот-Псковский, I, 98. на Варварском крестце Знамен.-Московский, II, 813. Варлаамиев-Хутын., Новг. г., II, 1349. Варнавинская-Троиц., I, 101. Варницкий-Троиц.-Сергиев, Яросл. г., II, 1281. Варсонофиев. на Рву, Моск., г., II, 729. Васильев.-Анастасиев., Нижег., II, 613. Васильев.-Архан., Нижег. г., II, 625. Васильев.-Кесарийский-Новоторжск., II, 689. Васильев.-Кесарий.-Суздаль., II, 688. Васильев.-Киевский, II, 691. Васильев.-Мячков., Влад. г., II, 690. Васильев.-Нижегородский, I, 102. Васильевский – Покровский. Нижег. г., I, 371. Васильев.-Староладожский, II, 687. Васильегор.-Троиц., Ниж. г., II, 1262. Васильсурский – Троиц. -Васильегорский- Хмелевский, II, 1262. Вассианов-Каргопольский, II, 1160. Вашезерская – Задне-Никифоров.-Спасская, Олон. г., I, 193. Введен.-Антониева, Волог. г., II, 1042. Введен.-Богород.-Оханская, II, 646. Введен.-Богород.-Тихвинский, II, 704. Введен.-Бежецкий, II, 701. Введен.-Верх-Теченский., Перм. г., II, 705. Введен.-Владычин-Серпухов., I, 115. Введен.-Вязниковский, II, 696. Введен.-Езерская-Зосимо-Савват., Волог. г., II, 692. Введен.-Заозерская, Волог. г., II, 692. Введен. – Иоанно-Предт.– Междугорский, Тоболь. г., I, 224. Введен.-Карачевский, II, 700. Введен.-Кизичский, Каз. г., II, 862. Введен.-Киржачский, II, 864. Введен.-Корнилиев-Комельский, Волог. г., II, 884. Введен. – Красногородищенская, Смол. г., II, 887. Введен.-Краснояр., Енисей, г., II, 703.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В вопросах о происхождении древних памятников всего важнее именно принятые предания, которые возводят нас к самым первоисточникам по прямому преемству восприятия фактических сообщений потомками от предков. Несомненность этого фактора должна быть главнейшим элементом при решении подобных задач и не может быть устранена никакими другими аргументами, доколе не уничтожена объективная сила беспристрастного традиционного засвидетельствования. На эту сторону и обратим сначала преимущественное внимание. В предшествующих ссылках на Codex Claromontanus, или греко-латинскую рукопись Павловых посланий под 107 в Парижской Национальной библиотеке (с обычным обозначением Dp) разумеется перчен священных книг с отметкою «стихов» для каждой из них (versus scripturarum sacrarum) 240 . И вот в нем под рубрикою «Epistulas Pauli» нет послания к Евреям, между тем последнее в самом манускрипте существует, следуя непосредственно за этим стихометрическим каталогом. Поэтому в – нем надо искать упоминание данного послания под каким-нибудь другим названием. Этому требованию всего лучше соответствует «Barnabaeepist. ver. DCCCL» (850), помещаемое между Judae epistula vers. LX и «Joannis revelatio ICC» 241 . Указанная цифра совершенно не подходит к известному посланию Варнавы и заставляет допускать что-нибудь иное, пропорциональное ей и связанное с этим апостольским мужем, а таково было единственно послание к Евреям, иногда принимавшееся за Варнавино творение. Теперь мы видим, что самый кодекс вовсе не говорит ничего подобного формулированной гипотезе ни в малейшей степени, и нам под его фирмою представляются лишь ученые заключения. В таких случаях всегда существует большая опасность если не подлога, то навязывания. Более похоже на это и в нашем случае. Вся аргументация опирается на том, что по объему послание Варнавы на много обширнее 850 стихов по объему, а послание к Евреям приближается к этой норме. Но спрашивается: какой масштаб был у анонимного измерителя? Для этого напомним, что приведенные им цифры вообще неприменимы к тексту содержащихся в самом кодексе новозаветных книг и неизменно понижают действительное количество от 1 1/2 раз ( 2Тим. 289 вместо 391, Тит. 140 вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(л. 13) Всего в епархии: IX. Иркутская и Нерчинская Иркутской губернии: Кафедральный город – Иркутск Верхнеудинск Баргузин Селенгинск (заштатный) и его ведомство Нерчинск Бывший Нерчинский сереброплавильный завод и его ведомство Киренск Балаганск – заштатный Нижнеудинск Нижнекамчатск Якутск Охотск Алекминск Жиганск Зашиверск Жигижинск В их уездах (л. 24) Всего в епархии: X. Казанская и Свияжская Казанской губернии: Кафедральный город – Казань Свияжск Чебоксары Цивильск Космодемьянск Царевококшайск Лаптев Чистополь Мамадыш Тетюши – заштатный Арск – заштатный Спасск – заштатный Всего по губернии: Симбирской губернии: Симбирск Сингилей Буинск Корсунь Сызрань Самара Ставрополь Котяков Конадей Всего по губернии: Уфимской губернии: Оренбург Бузулук Стерлитамак Мезелинск Бугульма Бугуруслан Белебей Сергиевск Верхнеуральский округ Всего по губернии: Саратовской губернии: Вольск Хвалынск Всего по губернии: Кавказской (Астраханской?) губернии: Уральск Всего в епархии: XI. Киевская и Галицкая Киевской губернии: Кафедральный город – Киев Васильков Богуслав (Канев) Черкасы Звенигород (Екатеринополь) Пятигоры (Тараща) Липовец Махновка (Бердичев) Сквирь Радомысль Чигирин (л. 11) Всего в епархии: Переяславское викариатство Малороссийской губернии: Переяславль Лохвица Золотоноша Пирятин Козелец (л.27) Всего: XII. Коломенская и Тульская Московской губернии: Кафедральный город – Коломна Серпухов Бронницы (бывш.) Часть Верейского окр. Часть Звенигородского окр Всего по губернии: Тульской губернии: Кашира Алексин Епифань Новосиль Крапивна Чернь (быв.) Богородицк (быв.) Всего по губернии: Рязанской губернии: Зарайск Егорьевск (быв.) Часть Рязанского окр. Всего по губернии: Всего в епархии: XIII. Костромская и Галичская Костромской губернии: Кафедральный город – Кострома Нерехта с уездом и городом Плес Чухлома Солигалич и Буй (заштатный) Кологрив Кинешма Макарьев и быв. Кадуй Ветлуга Варнавин Юрьевец и Лух (заштатный) (л. 24 об.) Всего в епархии: XIV. Минская и Волынская Минской губернии: Минского повета

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

На особое затруднение при переписи последователей одной секты указывает заведовавший 5 участком Варнавинского уезда, свидетельствующий, что получение ответов было затруднительно об именах лиц, принадлежащих к сей секте, так как об этих именах сим лицам не объявляется до крещения, совершаемого в 30-летнем возрасте. Поэтому в перепись попало много совершеннолетних лиц без имени, а до отроческого возраста почти все дети таких сектантов записаны мальчиками и девочками с одним отчеством. Имя до крещения содержится в такой тайне, что и в семье между своими членами не употребляют его, а некрещеных называют просто «паренек» и «девчонка». Название своей секты такие раскольники вовсе не объяснили, местные же жители называют их «немолякани», как отрицающих иконы и наружное моление. Сектантство Из всех сект как рационалистического так и мистического сектантства наиболее вредной, в церковном и в государственном отношениях, и менее всех других поддающеюся миссионерскому воздействию, по прежнему, была штунда. Штундизм, отличительной чертой которого является стремление к энергичной и настойчивой пропаганде своего лжеучения, значительно усилил и распространил эту свою деятельность. Сектантское брожение коснулось и новых мест, где о штунде ранее и понятия не было. По сообщенным преосвященными сведениям, штунда проникла в Нижегородскую и Калужскую губернии. Распространителем штунды в Нижегородской губернии явился один из крестьян деревни Горок Васильевского уезда, больше 20 лет проживавший в Петербурге. По обычаю, пропагандиста, прежде всего старался вселить в людях вражду к Православной Церкви и ее священнослужителям, а затем, уверяя их в бесполезности исполнения уставов и обрядовых церковных постановлений, увлекал православных в свое лжеучение соблазнительною мыслью о легкости получения спасения в евангельской, т. е. штундовой вере. В помощь ему явилась из столицы одна сектантка, с запасом книг и брошюр (до 6 пудов) вредного сектантского направления. Народ стал переходить в штунду; хотя окончательно или формально, чрез крещение, уклонилось в штунду только 22 человека, тем не менее проповедью сектантов соблазнялась вся деревня Горки, слух о новой вере прошел и по окрестным селам и деревням, куда также явились лжеучители.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

IX. Кавказская (1785 г.), в Кавказской области, губ. гор. – Екатериноград; уездные: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Александровск, Ставрополь; в Астраханском области: Астрахань, Енотаевск, Черноярск, Красноярск; безуездные: Ачуев (мест.), Темрюк, Копыль, Гурьев, Уральск; жителей – 48 350, 400 селений и 12 250 калмыцких кибиток. X. Казанская (1781 г.), губ. гор. – Казань; уездные Лаишев, Спасск, Чистополье, Мамадыш, Арск, Царевококшайск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Тетюши, Свияжск; жителей – 763 300. XI. Калужская (1776 г.), губ. гор. – Калуга; уездные: Козельск, Перемышль, Малый Ярославец, Лихвин, Мешовск, Серпейск, Мосальск, Таруса, Медынь, Боровск, Жиздра, безуездные – Воротынск (мест.); жителей – 784 500. XII. Колыванская (1783 г), губ. гор. – Колывань; уездные: Семипалатной, Бийск, Красноярск, Кузнецк; жителей – 170 000. XIII. Костромская (1778 г.), в области Костромской, губ. гор. – Кострома; уездные: Плеса, Лух, Кинешма, Нерехта, Буй, Соль-Галицкая, Юрьевец Повольский, Галич, Кадуй, Чухлома; в области Унженской: Макарьев, Ветлуга, Кологрив, Варнавин; безуездные: Судай, Инжа, Парфеньев, Судиславль; жителей – 815 400. XIV. Курская (1779 г.), губ. гор. – Курск, уездные: Белгород, Обоянь, Старый Оскол, Новый Оскол, Рыльск, Путивль, Короча, Суджа, Богатый, Фатеж, Щигры, Тим, Дмитриев на Свапе, Льгов; безуездные: Коренная пустынь; жителей – 920 000. XV. Могилевская (1777 г.), губ. гор. – Могилев; уездные: Чаусы, Старый Быхов, Орша, Бабиновичи, Копысь, Сенной, Мстиславль, Чериков, Климовичи, Рогачев, Белицы; безуездные: Шклов, Дубровна, Кричев, Чечерск, Гомель, Толочин; жителей – 662 500. XVI. Московская (1782 г.), губ. гор. – Москва; уездные: Воскресенск, Богородицк, Бронницы, Руза, Коломна, Серпухов, Никитск, Подольск, Звенигород, Можайск, Волоколамск, Клин, Дмитров, Верея; безуездные: Коломенское (село), Царицино (село), Преображенское село, Семеновское (село), Измайловское с., Троицкая Сергиева Лавра; жителей – 883 900. XVII. Нижегородская (1779 г.), губ. гор. – Нижний Новгород; уездные: Горбатов, Арзамас, Макарьев, Починки, Ардатов, Лукоянов, Сергач, Перевоз, Княгинин, Балахна, Василь, Семенов; Жителей – 816 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010