Все три храма утрачены в 1930-е годы. Мощи преподобного были перенесены в кладбищенскую церковь. Дальнейшая их судьба доподлинно неизвестна. В 2000 г. рядом с местом, где находился Троицкий собор построена деревянная церковь в честь преподобного Варнавы Ветлужского.  В XVII в. монастырь входил в границы Унженской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается как церковь " Николы чудотворца на реке на Ветлуге на великом погосте в Троицком монастыре Варнавины пустыни " . В январе 1644 г. " запечатана грамота благословенная по челобитью Галицкого уезду с Ветлуги реки Лапшенского стану Великого погосту Живоначальные Троицы Варнавины пустыни казначея старца Сергея з братьею на один престол святого пророка Ильи " . В марте 1702 " в Варнавине пустыне церковь во имя Николая чудотв. с трапезою деревянныя рублены в углы, шатровая об одной главе, окожученной лемехами древянными, крест опаян белым немецким железом, в церкви гроб препод. Варнавы Ветлужскаго чудотворца древянной с одну сторону решетка древянная ж писана разными красками, на гробе образ преп. Варнавы в ризах писан разными красками, над образом венец и цать сребрянные разные вызолочены ... В том же монастыре, другая церковь Живонач. Троицы с трапезою древянная рублена в углы, вершена бочками о 2 главах, 2 креста опаяны белым немецким железом, под тою церковью внизу церковь во имя Благовещения Пр. Богородицы с трапезою древянная. Близ церкви Живон. Троицы колокольня древянная о 4 стенах снизу рублена в лапу, на колокольне забрано в бабки досками, вверху шатрик, и крест древянной, на колокольне 3 колокола, на монастыре ж часовня бревенная рублена в замок. За монастырем в слободке часовня преп. Варнавы бревенная рублена в замок; близ реки Ветлуги на берегу другая часовня бревенная рублена в замок, в той часовне среди кладезь, сруб бревенной " . В декабре 1707 г. " Галиц. уезда Ветлужской волости монастыря Живоначальныя Троицы Варнавины пустыни строитель монах Киприан с братиею в патр. казен. приказ писали: " в Галиц. уезде в Ветлужской волости в монастыре Живоначальные Троицы в Варнавине пустыне у нас из древних лет две церкви, одна Живоначальные Троицы, а другая Николая чудотворца, обе холодные, а теплые церкви нет и просим на строение вновь теплые церкви во имя Успения Пр. Богородицы повелеть лес готовить и тое церковь строить... " В марте 1710 " выдан антиминс ... в монастырь Живонач. Троицы в новопостроенную церковь во имя Успения Пресв. Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=38986

Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Святцы кон. XVII-XIX в. содержат разные даты: в «Описании о российских святых» кончина святого отнесена к 1492 (7000) г. (С. 202), эту же дату приводят В. В. Зверинский (Т. 1. С. 111. 101) и М. А. Балдин (С. 16). Архиеп. Филарет (Гумилевский) , ссылаясь на рукописные святцы, годом кончины В. В. считает 1445-й (Жития святых. Июнь. С. 64-65), эта т. зр. принята большинством агиографов XIX-XX вв. ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 85-86; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 192; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 177; Зонтиков. С. 14 и др.), она основывается на местном предании, связывающем уход преподобного на Ветлугу с набегом черемисов в 1417 г. Начиная с XIX в. высказывалось мнение о том, что В. В. можно отождествить с «пустынником духовным старцем» Варнавой, подвизавшимся в Варнавиной во имя Св. Троицы пустыни (по преданию, основанной на месте подвигов В. В.) и скончавшимся в 1604 г. (упом. в монастырских актах - Антонов. С. 150-151). Однако это мнение не представляется убедительным. В 1639 г., во время розыска, предшествовавшего прославлению В. В., никак не прозвучало то, что преподобный скончался лишь 35 лет тому назад. Кроме того, представляется маловероятным, чтобы Троицкая пуст., впервые официально названная Варнавиной в 1607 г. (в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского - Там же. С. 153), т. е. спустя менее чем 3 года после кончины «пустынника Варнавы», была названа его именем, а не прежде жившего подвижника. Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород) Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород) После преставления В. В. началось постепенное заселение берегов Ветлуги рус. людьми (по мнению диалектологов, в основном переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во 2-й пол. XV в. на Красной горе был основан Троицкий муж. мон-рь (Варнавина пуст.), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю монастыря Савватию (Там же. С. 152). Над могилой В. В. насельники мон-ря воздвигли Никольскую ц. В 1666 г. взамен обветшавшего храма был возведен монументальный деревянный шатровый Никольский храм, в к-ром находилась гробница В. В. От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления (сохр. свидетельства начиная с 20-х гг. XVII в.), в 30-х гг. XVII в. в числе исцеленных у мощей В. В. был свящ. Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы». В 1639 г. Патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игум. Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, к-рому иноки Варнавиной пуст. поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», к-рые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году В. В. был канонизирован к общецерковному почитанию.

http://pravenc.ru/text/Варнавы ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВИНА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Варнавиной пуст. 1666 г. Фотография. 1908 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Варнавиной пуст. 1666 г. Фотография. 1908 г. основана, вероятно, во 2-й пол. XV в. на месте подвигов и погребения прп. Варнавы Ветлужского († 1445?), на т. н. Красной горе, на правом берегу р. Ветлуги (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). Первое надежно засвидетельствованное упоминание В. п. содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю мон-ря Савватию ( Антонов. С. 152). В монастырских актах упоминается грамота мон-рю вел. кн. Василия III Иоанновича 1530 г., однако при передаче содержания этой грамоты допущены анахронизмы, заставляющие сомневаться в ее существовании (Там же. С. 150). Варнавиной пустынь впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского 1607 г. (Там же. С. 153). Находясь на границе русских земель, В. п. долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских черемисов (марийцев), при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли. В 30-х гг. XVI в. насельники В. п. скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в кон. 40-х гг. была возобновлена строителем Савватием. В 1610/11 г. (см. Смутное время ) в ходе крестьянского бунта В. п. была сожжена, монахи были разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к казанскому в честь Преображения монастырю , что и произошло в 1614 г.; по-видимому, к 40-м гг. XVII в. В. п. снова стала самостоятельной. В XVI-XVII вв. в В. п. имелись деревянные Троицкий храм и Никольская ц., возведенная над местом погребения прп. Варнавы. В 1666 г. вместо сгоревшей Никольской ц. над Красной горой был построен новый шатровый храм с таким же посвящением, в к-ром находилась гробница прп. Варнавы. Рядом с ним стояли небольшая Троицкая ц., высокая шатровая колокольня и часовня (возможно, на месте кельи прп. Варнавы). У подножия Красной горы, на берегу Ветлуги, располагалась надкладезная часовня - над источником, изведенным, по преданию, по молитве прп. Варнавы. Вероятно, во 2-й пол. XVI в. близ В. п. возникла небольшая монастырская слобода с деревянной часовней во имя прп. Варнавы.

http://pravenc.ru/text/154291.html

На Красной горе иноки построили две церкви: одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — прославление Преподобный Аркадий был келейником и учеником преподобного Ефрема, настоятеля Борисоглебского монастыря. Он славился святостью жизни, подражая во всем своему учителю преподобному Ефрему, и являл собою образец послушания. Скончался он мирно в 1077 году. Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжской Борисоглебской обители под спудом. Июнь 12 Арсений Коневский, преподобный Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге. До ухода в пустыню он был священником одной из городских церквей. В 1417 году преподобный поселился на берегу реки Ветлуги на Красной горе, где подвизался в уединении в течение 28 лет, «Богу работая в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым». По словам автора жития преподобного, к святому Варнаве приходили и «дивии звери, медведи многи, живуще близ келлии его... он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся; благодаря великого Бога, тии звери кротки ему быша». В окрестностях горы Красной, даже в 50 верстах, не было человеческого жилья. Изредка, ради благословения, посещали пустынника люди, которым он предсказал, что по преставлении его на берегу реки Ветлуги «умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки». По преданию, в 1439 году, перед тем, как поселиться на реке Унже, сюда приходил за наставлениями и поучениями преподобный Макарий (память 25 июля). Преподобный Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 года. По кончине святого подвижника на место его подвигов приходили на жительство «от разных стран» многие монахи «и к ним земледельцы» и «размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги». На Красной горе иноки построили две церкви – одну в честь Пресвятой Троицы, а другую – над гробом преподобного – во имя святителя Николая Чудотворца, и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни – иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Для удостоверения в действительности чудес, совершавшихся при гробе преподобного, в том же 1639 году были свидетельствованы его святые мощи по распоряжению Патриарха Иоасафа. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1764 г. Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь, бывш. монастырская слобода стала с. Варнавина Пустынь; в 1778 г. село было преобразовано в г. Варнавин, с 1797 г. центр уезда Костромской губ. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывш. мон-ря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в к-ром под спудом почивали мощи преподобного. В XVIII - нач. XX в. В. В. почитался как покровитель Поветлужья. 11 июня, в день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной», в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края - из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 г. Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиеп. Тихона (Василевского) мощи В. В. 22 мая 1912 г. извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведен в 1836), где поместили под полом придела во имя В. В. Жители Варнавина обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чем Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 г. 10-11 июня в присутствии мн. тысяч паломников в Варнавине произошли торжества, возглавляемые архиеп. Тихоном, в ходе к-рых мощи В. В. были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку. Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г. Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г. Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 гг. мощи В. В. не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, к-рая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей.

http://pravenc.ru/text/Варнавы ...

•  Преподобный основал свою обитель на р. Пелъшме, в 7 верстах к югу от г. Каднико-ва (Сокольский р-н Вологодской обл.) в 1426 г.  •  В Богородицком Григоръевам Пелыием-ском монастыре мощи преподобного почивают под спудом. Преподобный Иаков Железноборовский (+ 1442) Память его празднуется 11 апр. в день преставления, 5 мая в день обретения мощей, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Железноборовский родился в семье галицких бояр Аносовых и полагал начало иноческого жития в обители прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). С его благословения он удалился на пустынножительство в лес, называемый  Железный Борок, потому что там были залежи железной руды, в Костромской области. Там собрались к нему ученики, и он создал обитель во имя Иоанна Предтечи — с уставом прп. Сергия Радонежского, но настоятелем согласился быть лишь при конце своей жизни. В 1415 г. он предсказал рождение вел. князя Василия И Темного. В 1429 г. его обитель была разрушена татарами. Он восстановил ее и много заботился о населении, пострадавшем от набега. Прп. Иаков скончался 11 апреля 1442 г. и был погребен в церкви своего монастыря. В 1450 г. обитель прп. Иакова посетил вел. князь Василий Темный в благодарность за свою победу над князем Димитрием Шемякой. В 1613 г. святые мощи прп. Иакова были обретены нетленными. Уже в то время от них творилось много чудес, и в народе его почитали святым. На гробнице прп. Иакова лежали его каменный крест, власяница и вериги. •  Местом подвижничества преподобный избрал Железный Борок на левом берегу р. Тепзы, недалеко от впадения ее в Кострому.  •  Там прп. Иаков основал Железноборовскун Предтеченскую обитель, это в 15 верста: от совр. г. Буя Костромской обл. Преподобный Варнава Ветлужский (+ 1445) Память его празднуется 11 июня в день преставления Прп. Варнава был приходским священником в городе Великом Устюге в пределах Вологодских. По велению Божию он удалился в пустынные леса Ветлужские, где провел 28 лет в подвигах поста и молитвы. Поселился он на высоком холме на берегу  реки Ветлуги. Питался он травою и редко хлебом; дикие звери не вредили жившему по воле Божией. Множество людей посещали его ради наставлений и руководства. Посетил его и прп. Макарий Унженский (память его 25 июля). После кончины прп. Варнавы ученики его создали на месте его пустыннической кельи Свято-Троицкий Варнавин монастырь, ныне уездный город Костромской губернии Варнавин.  Святые мощи прп. Варнавы покоятся под спудом в градском (прежде монастырском) соборе во имя св. апостола Варнавы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), и мученик Борис Козлов//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 136. Преподобномученик Лаврентий (Левченко)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 100. Преподобномученик Игнатий (Даланов)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 192. Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 108. Преподобномученик Серафим (Гущин)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 116. Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 126. Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), и мученик Борис Козлов//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 139. Преподобномученик Рафаил (Тюпин)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 150–152. Преподобномученик Викентий (Никольский)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 161–162. 24] Там же. С. 165-166. Там же. С. 166. Преподобномученик Гурий (Самойлов)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 176–178. Испытание верности Богу (Братия Оптиной пустыни в период гонений. Новые документы)… С. 88–91. Преподобномученик Пафнутий (Костин)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 181–184. Преподобный Рафаил исповедник. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016. С. 21, 23. Там же. С. 27. Там же. С. 53. Там же. С. 73. Платон (Рожков), иером. Некоторые аспекты изучения материалов судебно-следственных дел в контексте прославления святых//Оптинский альманах 5: «Добродетель ангелов». Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016. С. 109. Испытание верности Богу (Братия Оптиной пустыни в период гонений. Новые документы)… С. 97–98. Селафиил (Дегтярев), иеросхим. Выступление на Оптинском форуме//I Оптинский форум: Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции. Калуга – Оптина пустынь, 19–21 мая 2006 г.: Сб. материалов. М., 2006. С. 298. Оптинская духовная традиция в годы гонений на примере преподобного Рафаила исповедника/Вступление//Насельники Оптиной пустыни XVII–XX веков: биографический справочник/сост., вступ. статья иером. Платона (Рожкова). Козельск, 2017. С. 132–133. Платон (Рожков), мон. Христианское перенесение скорбей на примере гонений ХХ века//URL: http://www.optina.ru/confessors/article/p01/(дата обращения 6.11.2019)   Сайт Монастырский вестник Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6020574

Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись второй половины XIX b. 132 л.//ГБЛ, ф. 214. ОПТ–285. Об увеличении штата Глинской пустыни По донесению Илиодора, епископа Курского о прибавлении к штатному числу монахов Глинской пустыни еще 10 человек//ЦГИА, ф. 796, оп. 115, д. 473. О введении в пустыни Афонского устава По запросу департамента духовной канцелярии Святейшего Синода, последовавшему на прошение строителя Глинской пустыни о введении в пустыни порядков и устава Афонского Софрониевой пустыни. 1821 г.//ЦГИА, ф 796, оп. 102, д. 393. Письма об отводе земельных угодий для Глинской пустыни Дело об отказе Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской губернии в отводе ей дополнительных земельных угодий из крестьянских наделов. 1836–1839 гг.//ЦГИА, ф. 383, оп. 30, д. 573. Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058. Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330. Об укреплении за Глинской Богородицкой пустынью 2-х дворовых мест в г. Глухове, пожертвованных мещанином Моисеем Заводовским//ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325. О кончине игумена Филарета По рапорту Илиодора, епископа Курского: О смерти настоятеля Глинской Богородицкой пустыни игумена Филарета. 1841 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 122, д. 825. Труды Глинского игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение к новопостриженному монаху. СПб., 1824; ЦГИА, ф. 796, оп. 104, д. 1000; До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32; То же. 3-е изд. (переиздание со 2-го изд. – Примеч. издат.) Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР ГБЛ, ф. 214, ОПТ-292, л. 81 об.–89; Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 155–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

71 Знаменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII âåêà//Ïðàâîñëàâíîå îáîçðåíèå. 1882. Ôåâðàëü. Ñ. 283. Ñì. òàêæå: Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 3(32); Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 1(27), 2(28); О. Панченко. “Похвальное слово русским преподобным” — òâîðåíèå Ñîëîâåöêîãî èíîêà Ñåðãèÿ (Øåëîíèíà)//Àëüôà è Îìåãà. 2001. ¹ 1(27). 73 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1. С. 155–156. Прим. 140; Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 2. Казань, 1885. С. 569. 78 Сапожникова О. С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 597. 79 Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей Митрополита Филиппа (Колычева)//КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 443. 80 По описи Успенского собора начала XVIII âåêà èçâåñòíû íàäãðîáíûå èêоны Митрополитов Макария, Фотия и Феогноста (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Стб. 314, 328, 368), но икона Митрополита Филиппа при этом не названа. Житие Митрополита Филиппа I ñì. Архимандрит Макарий. Первосвятители Московские//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 2000. 2(10). С. 90. Прим. 25. В 1479 году после построения нового здания Успенского собора, когда открыли гроб Митрополита Филиппа I, “è âèäåøà åãî ëежаща всего цела в теле, яко же и Преосвященный Митрополит Иона”. — Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 565. Все это в целом свидетельствует о почитании Первосвятителя XV âåêà. 91 Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех в Московском Кремле//Филимоновские чтения. М., 2004. Вып. 1. С. 133. 95 А. Г. Авдеев датирует кончину преподобного Варнавы 1520 годом; см. Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни//Приглашение к истории. Сборник статей. М., 2003. С. 89, 96, 107. 96 Священник А. Скворцов. Житие и чудеса преподобного Варнавы, Ветлужского чудотворца и церковные торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Изд. 2. Варнавин, 1915. С. 6–7; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 128. Описание чудес, совершившихся у гроба преподобного Варнавы см. Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 118–127.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010