К этому решению свят. Димитрий пришел не без колебаний. Он понимал, какого великого труда и знаний потребует от него составление полных Четиих-Миней, и поэтому, при свойственном ему смирении, сначала ответил на предложение Варлаама Ясинского отказом 138 . Однако, с одной стороны, советы и увещания уважаемого учителя, с другой – влечение собственного сердца и привычка к послушанию пересилили это первоначальное опасение, и, «возложивши надежду на помощь Господа и на молитвы пречистые Живота Матере и на всех святых» 139 , Святитель дал свое согласие. Только после этого переехал он в Киевскую Лавру. Здесь, через несколько дней после переселения, именно 6 мая 1684 года, собран был под председательством Варлаама Ясинского собор старцев и Лаврской братии, на котором составление житий «вручено» было Димитрию как особое «послушание», и вместе с тем он назначен был «казнодеем» Печерским 140 . Свят. Димитрий принялся за порученное ему дело «с великим тщанием» 141 . В душе своей он решил посвятить ему все свои силы и, конечно, поэтому переселился в Лавру. Здесь было самое удобное место для работы. Кроме монастырской тишины и покоя, здесь находилась обильная книгами библиотека; здесь жил такой опытный и преданный делу руководитель, как Варлаам Ясинский; здесь, наконец, можно было не опасаться внешних бедствий и нападений врагов, так как Киев и Лавра охранялись московскими воеводами. Затворившись в отведенной ему келье, свят. Димитрий в первое время отрывался от занятий только для посещения Богослужения. В великой Печерской церкви прежде указывали тот уголок, где стоял смиренный «списатель житий святых», отдаваясь тихой и усердной молитве. В Лавре Димитрию отведена была особая келья, в которой мало-помалу совершался его труд, где самоотверженный подвижник, предпочитая дело Божие своему упокоению», нередко просиживал за работой всю ночь, до благовеста к утрени, или от утомления ложился в постель «не раздеваясь» 142 . Первые месяцы, впрочем, ушли на занятия подготовительные. Прежде чем приступить к составлению житий, нужно было выработать месяцеслов, выбрать святых, жития которых помещать в Четиих-Минеях, и найти нужные для работы источники. Подобные изыскания требовали значительного времени, поэтому не удивительно, если свят. Димитрий, получив в мае от Печерских старцев послушание писать жития, только в июне принялся настоящим образом за это дело. Так, по нашему мнению, следует понимать разноречивые на первый взгляд показания двух диариев: одного, помещенного при исследовании И. А. Шляпкина и отмечающего: «6 мая вручено мне послушание писати жития святых» 143 , и другого, находящегося при сочинениях Святителя, где под июнем – месяцем отмечено: «Того же месяца начал с Божиею помощью из послушания писати жития святых» 144 . Если свят. Димитрий только в июне начал писать жития, то, следовательно, до этого времени он занят был работой подготовительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, в письме патриарха Иоакима к Варлааму Ясинскому, написанном в 1689 году, сказано, что по просьбе гетмана Самойловича патриарх дал киевлянам книги и они должны бы были, переписав их, прислать в Москву «и наши книги и ваше с них преписание» 159 . Так как это письмо вызвано было выходом в свет первой четверти Миней за месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь, то, следовательно, за эти же месяцы высланы были из Москвы и Макарьевские Четии-Минеи. Мы поэтому думаем, что патриарх на просьбу гетмана и митроп. Гедеона прислал в Киев не три, а шесть месячных книг Четиих-Миней, с сентября по февраль. Это подтверждается и письмом, написанным Варлаамом Ясинским патриарху Иоакиму в 1689 году, когда Лавра посылала в Москву первую напечатанную книгу житий святых. Варлаам Ясинский здесь говорит, что патриарх «по челобитью о том умоленного от нас и бывшего гетмана, изводи прислати и иные большие книги, уставом писанные, от святой великой своей церкви Минеи-Четьи на месяцей шесть» и что по этим книгам исправлены вновь составленные жития святых «во первых на три месяцы первые – септемьврий, октоврий и ноембрий» 160 . Что же касается того, почему свят. Димитрий в письме к патриарху Иоакиму пишет только о трех месяцах декабре, январе и феврале, то, по всей вероятности, в это время (март 1688 г.) первые три месяца житий святых были им уже исправлены и, не нуждаясь более и Макарьевских Четиих-Минеях за эти месяцы, Святитель отослал их в Лавру, откуда они и посланы были патриарху. Письмо гетмана Ивана Самойловича князю Голицыну написано 4 марта 1686 года, следовательно, Макарьевские Минеи высланы были патриархом в Киев не ранее апреля того же года. Только с этого времени свят. Димитрий и получил возможность поставить свою работу так, как хотелось ему и его руководителю Варлааму Ясинскому. В чем же могло сказаться влияние Четиих-Миней митроп. Макария на первой части труда свят. Димитрия? Как мы указывали, составление житий святых Святитель начал в июне 1684 года. С этого времени до получения Макарьевских Четиих-Миней прошло почти два полных года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В мае-июне 1684 г. поселившийся в обители свт. Димитрий (Савич (Туптало)) по благословению архим. Варлаама (Ясинского) приступил к работе над «Книгой житий святых». Архим. Варлаам вопреки желанию патриарха Иоакима опубликовал кн. «Венец Христов» (1688) и составленные свт. Димитрием Четьи-Минеи за 1-ю четв. года (1689), к этому изданию Варлаам написал предисловие (Л. 2-4). При архим. Варлааме в К.-П. л. было установлено празднование Соборам преподобных отцов Ближних (в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня) и Дальних (28 авг.) пещер. Летом 1685 г. на вдовствующую Киевскую кафедру был избран митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) . После его кончины 6 апр. 1690 г. гетман Мазепа испросил разрешение на избрание нового митрополита у царя Петра I. В июне 1690 г. на Соборе укр. духовенства и казачества архим. Варлаам был избран и 31 авг. патриархом Московским и всея Руси Адрианом хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во митрополита Киевского, Галицкого и Малыя России. Митр. Варлаам вопреки пожеланию патриарха назначил на Печерскую архимандритию светского кандидата - бывшего генерального судью Михаила Вуяхевича-Высочинского. 16 нояб. 1690 г. он был единогласно избран братией на это служение и вскоре пострижен в монашество с именем Мелетий. В дек. 1690 г. патриарх Адриан отправил послание гетману Мазепе с выражением неудовольствия по поводу избрания архимандритом светского лица. Но 31 окт. 1691 г. патриарх в послании наместнику К.-П. л. Паисию извещал о позволении совершить поставление Мелетия в архимандрита (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. 84. С. 296-298; 96. С. 323-325). Перед кончиной Мелетий завещал лавре свои земли - Жукин, Воропаев, Буромку, Шиловичи и двор в Киеве. 29 июня 1697 г. наместником К.-П. л. был избран архим. Иоасаф (Кроковский) , который заботился прежде всего о строительстве и благоукрашении храмов, а также о хозяйственной деятельности. При архим. Иоасафе было завершено возведение ц. во имя Всех святых и крепостной стены вокруг лавры, в 1700 г. на Ближних пещерах построена ц. в честь Воздвижения Честного Креста. Для Киево-Печерской типографии было построено каменное помещение и закуплено оборудование. Здесь было выпущено ок. 40 изданий, среди которых «Жития святых» митр. Ростовского Димитрия (1689-1705), КПП (1702), напрестольное Евангелие (1707) и др. В лаврской типографии печатались и светские издания, напр. «Артикул воинский» (1705). В предисловии к КПП архимандрит объявлял себя сторонником реформ имп. Петра.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Здесь на него обратил внимание его учитель, иеромонах Варлаам Ясинский, ставший позднее архимандритом Киево–Печерского монастыря (1684–1690), а затем — Киевским митрополитом (1690–1707). Вероятно, именно Варлаам убедил Стефана не довольствоваться образованием, полученным в Могилянской коллегии, и отправиться для совершенствования знаний за границу, в одну из иезуитских коллегий, которые в те времена были известны прекрасной организацией преподавания. Варлаам сам был воспитанником такой коллегии и потому мог лучше, чем кто–либо другой, рассказать о них молодому Яворскому. В последующие годы Яворский изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, должен был принять унию или католичество и получил при этом имя Симеон—Станислав. На юго–западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя–иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в православие. Что касается Яворского, то католическая выучка не прошла для него бесследно. Вернувшись в 1689 г. в Киев, он снова принял православие, но римско–католическое влияние присутствовало в его богословских взглядах всю жизнь, сказавшись особенно сильно в его резком неприятии протестантизма, что позднее сделало Яворского противником Феофана Прокоповича. Эти факты из жизни Яворского послужили в дальнейшем для его врагов поводом называть его «папистом». В Киеве Стефан снова встретил Варлаама Ясинского, который не изменил своего расположения к нему. Весьма вероятно, что именно Варлаам посоветовал Стефану принять постриг, считая монашество наилучшим путем в жизни и наиболее благоприятным для карьеры ученого. В 1690 г. Ясинский стал митрополитом Киевским. Он не забыл Яворского, вступившего с именем Стефана тем временем в Киево–Печерский монастырь, и определил его в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и поэтики, затем, в следующем 1691 г., — префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Но привыкшему к тихой и уединенной жизни св. Димитрию не долго пришлось наслаждаться желанным покоем. Варлаам Ясинский, благочестивый архимандрит Киево-Печерской лавры, предложил св. Димитрию переселиться в знаменитую обитель первых русских подвижников. Св. Димитрий принял приглашение – и это переселение составляет эпоху в его жизни. Архимандрит Варлаам задумал осуществить громадный труд – составить и издать жития всех святых. Правда, в то время имелись жития святых, составленные всероссийским патриархом Макарием; но они не удобны были для всеобщего употребления по своему не для всех понятному языку. Варлаам искал для осуществления такого великого предприятия человека ученого и благочестивого и выбор его остановился на св. Димитрии. Св. Димитрий сначала отказывался от подобного труда, находя его непосильным для одного себя, но потом, побуждаемый усиленными просьбами Ясинского и твердо надеясь на помощь Божию и угодников Божиих, взял на себя этот тяжелый труд. С любовию и энергией молодости отдался св. Димитрий своим новым занятиям, которые стоили ему двадцатилетнего кропотливого труда и оказали незабвенную услугу русской православной церкви. По прошествии двух лет и трех месяцев со дня сложения с себя игуменства в Батуринском Николо-Крутицком монастыре гетман Самойлович стал убеждать его снова принять настоятельство в этой обители; просьбу гетмана поддерживал и Киевский митрополит Гедеон и другие лица. Долго не решался св. Димитрий принять предложение гетмана, но, наконец, в виду настойчивого его желания, согласился и февраля 9 дня 1680 года принял вышеупомянутый монастырь в свое управление. Здесь св. Димитрий докончил первую четверть Миней-Четиих и, по рассмотрении их архимандритом Варлаамом Ясинским, в январе 1689 года приступил к печатанию, которое было окончено в течение трех месяцев. Появление в свет Четиих-Миней, составленных св. Димитрием, вызвало неудовольствие со стороны Московского патриарха Иоакима. Он послал архимандриту Варлааму грамоту, в которой упрекал его за то, что издание житий было сделано без его разрешения. Упреки эти, впрочем, не касались св. Димитрия, который впоследствии от самого патриарха получил одобрение и благословение на продолжение своего святого дела. Это случилось таким образом. Гетману Мазепе предписано было явиться в Москву. С ним отправились туда, вероятно, по каким-нибудь церковным делам, игумены Батуринских Николо-Крутицкого монастыря Димитрий и Киевского Троицкого Кириллова монастыря Иннокентий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

По прибытии же его избранного пречестного Архимандрита Варлаама в Царствующий град Москву, и по прошению молительному о нем к Царскому Пресветлому Величеству и к нашей Мерности от всего сущего тамо народа всякого чина, с Царского Пресветлого Величества благочестивейшими Великими Государи Цари и Великими Князи, Иоанном Алексиевичем, Петром Алексиевичем, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, такожде и со всеми присутствующими во время сие Российского Царствия Архиереи, с Митрополиты: Корнилием Новгородским и Великих Лук, Маркеллом Псковским и Изборским, Евфимием Сарским и Подонским, Авраамием Рязанским и Муромским, Илларионом Суздальским и Юриевским, с Архиепископы: Гавриилом Вологодским и Белоезерским, Сергием Тверским и Кашинским, Никитою Коломенским и Коширским, Епископом Питиримом Тамбовским, советовахом, судихом же избранного пречестного Архимандрита Варлаама Ясинского такового Митрополии Киевския Сана и степене достойна быти. Темже прешедшего же 7198 (1690) лета Августа месяца в З1 день в царствующем граде Москве, во храме первопрестольныя Российския Великия Церкве, Всесвятейшего небесного кивота Христова, Богоматере Девы Марии Успения безсмертного, по чину святыя Восточныя Церкве и извещению всенародне Символа, правоверия истинного содержания, наша Мерность Триипостасную Божественную Единицу, Отца и Сына и Святого Духа прирекши, оного пречестного Архимандрита Варлаама хиротонисахом и на вдовствующий и неимущий Пастыря Престол на степень Киевския Митрополии возведите Богоспасаемых градов Киева и Галича и Малыя России Митрополита возповествовахом. Благодатию же всесвятого и владычествительного Духа повелехом ему власть имети во всей тоя Киевския Митрополии Христианском народе, яко Пастырю и строителю Таин Божиих, и в правлении Духовного Начальства над всеми тамо преимуществовати, вязати же и решити благозаконне и правильнее и управляйте спасенне; хиротонисати же в свою Епархию Епископы, Архимандриты и Игумены, Пресвитеры, Диаконы, Иподиаконы, Певцы и Четцы, и все приличествующее Церковное потребство ко благохвальному изрядству в Епископиях, Архимандриях, Братствах же и Училищах творити.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Тесное сближение у него было с Киевским митрополитом. Приемы управления Ясинского сначала ставропигиальною лаврой, а потом епархиею, несомненно, оказали влияние на него. Так как в западном крае иезуиты при распространении унии старались больше всего о влиянии иерархии на паству, то и православные в противовес им должны были усилить значение своего духовенства. В 1691 году митрополит Варлаам созвал в Киеве собор из духовенства, где постановлено обратить внимание на значение исповеди и деятельность духовников, в особенности, на усиление школьного образования, чтобы дети могли впоследствии с успехом занимать священнослужительские должности. Положение митрополита требовало немалого такта и сноровки; паства его была разнообразная. Он обязан был подчиняться власти московского патриарха в духовных делах только той части своей паствы, которая состояла в подданстве у Москвы. Но у него была еще православная паства, состоящая из польских подданных, как мирян, так и духовенства. Левобережная Украина в духовных делах вся подчинялась Москве, а часть левобережной привыкла считать своим главою все еще Константинопольского патриарха. Польским подданным, как, например, епархии Белорусской небезопасно было бы искать благословение не у Константинопольского патриарха, духовная власть которого признавалась и польским королем. Затруднительны были отношения и к епархиальным малороссийским архиереям. Епископ Могилевский Иосиф Шумлянский только по имени считался православным, а на деле был униатом. Митрополит Варлаам вынужден был жаловаться на него московским царям. За территориальную целостность епархии ему приходилось бороться с Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем. Такое положение порождало своеобразные недоразумения; например, считая себя независимым от Московского патриарха по делам духовенства польской нации, Варлаам поставил во епископа Луцкого женатого на вдове и разведенного с нею Дионисия Жабокритского, в надежде испросить на то разрешение от восточных патриархов, помимо московского, так как Луцк находился в Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он начался приблизительно через четыре с половиной года после смерти Петра Могилы . Историки Киевской коллегии сообщают, что в это время в ней сократилось число учеников, курс обучения оканчивался риторикой, наставники нередко покидали училище, и обучение прекращалось. Если и при таких условиях свят. Димитрий мог вынести из школы довольно богатый запас знаний и достаточное развитие, то мы должны приписать это или его выдающимся способностям и усердию, или таланту его наставников и руководителей. Последними, кроме Иоанникия Голятовского, который вскоре после 1662 года покинул Киев и ушел в Литву, были: Мелетий Дзик, по мнению некоторых, заведовавший всеми делами Коллегии после удаления из нее Иоанникия Голитовского, и Варлаам Ясинский. Ясинский, как думает Н. И. Петров 133 , еще в 1661 году поступил в наставники Коллегии, а в 1665 году был уже избран ее ректором и иоменом Братского монастыря. О Мелетии Дзике сохранилось мало сведений, и что он представлял из себя как преподаватель – мы не знаем; Варлаам Ясинский слыл за «ученейшего человека» своего времени и мог поэтому оказать наиболее сильное влияние на развитие умственных способностей своего ученика. Впоследствии мы увидим, как дорожил свят. Димитрий советами Варлаама Ясинского и как глубоко уважал его. Может быть, этот авторитет и уважение Варлаам Ясинский приобрел в глазах свят. Димитрия еще в школе. Как бы то ни было, но на первых порах вся жизнь Святителя складывалась по совету и указаниям этих двух его школьных наставников. Так, в 1668 году, 9 июля, Мелетий Дзик постригает Даниила в иноки. Что побудило последнего отречься от мира, мы не знаем. Но, несомненно, склонность к уединению и глубокая религиозность были природными чертами свят. Димитрия, и они-то прежде всего увлекли его в монастырь. Влияние благочестивой матери, тревожные политические события и народные бедствия, переживаемые тогда Украиной, а также пример и советы уважаемых учителей могли только способствовать этому. Даниил сначала мирским человеком переселился в Киевский Кирилловский монастырь, где Мелетий Дзик был тогда игуменом, а потом и совсем отрекся от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В то время, когда Димитрий был в Слуцке, учитель его Варлаам Ясинский, оставив Братский монастырь, переселился в Киево-Печерскую Лавру и принял на себя обязанности проповедника и заведующего типографским делом. Вскоре он стал деятельным помощником и как бы правою рукою престарелого архимандрита Лавры Иннокентия Гизеля и получил высокое звание «наместника». Варлаам уже в это время заботился об издании полных Четиих-Миней. В 1680 году, явившись в Москву послом от Лавры 137 , он ходатайствовал перед патриархом Иоакимом о выдаче ему великих Макарьевских Четиих-Миней для составления по руководству их новых Четиих-Миней, об издании которых давно думали в Киеве. Варлааму Ясинскому, как мы говорили, выданы были Минеи Милютинские. Он привез их в Киев и, может быть, в это уже время, в поисках человека, которому было бы можно поручить составление житий, остановил свое внимание на свят. Димитрии. Однако сначала невозможность – вследствие неразборчивости скорописного письма – воспользоваться привезенными из Москвы Минеями, а потом переселение в Никольский пустынский монастырь, куда Варлаама назначили игуменом, помешали его намерению, и дело об издании Четиих-Миней было на время отложено. Между тем свят. Димитрий, возвратившийся из Польши в феврале 1679 года, сначала занимал должность проповедника в Батуринском Никольском монастыре, затем около полугода состоял игуменом Максаковской обители. Отсюда он снова переехал в Батурин и принял игуменство в Никольском монастыре после ушедшего в Киев Феодосия Гугуревича. Впрочем, эти довольно успешные продвижения по службе не занимали свят. Димитрия. Он тяготился хлопотливой и ответственной должностью настоятеля монастыря и, вероятно по собственному желанию, 26 октября 1683 года сложил с себя игуменство и возвратился к состоянию простого инока. Вскоре после этого, именно 18 ноября того же года, скончался архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель. На его место был избран игумен Никольского пустынского монастыря Варлаам Ясинский. Последний, как только переехал в Лавру, тотчас же возобновил свои хлопоты об издании Четиих-Миней и предложил свят. Димитрию взять на себя труд составления их, для чего переселиться из Батурина в Лавру. 23 апреля 1684 года переселение состоялось и, по словам старого списателя жития свят. Димитрия, «составило эпоху в его жизни»: оно было выражением принятого Димитрием решения взять на себя великое дело составления Четиих-Миней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я четв. XVIII в. (НКПИКЗ) (Кроковский Александр; ок. 1648 - 1.07.1718, Тверь), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. Место и точная дата рождения И. неизвестны. Дата 1648 г. приведена прот. Ф. И. Титовым , к-рый называет И. сверстником гр. Б. П. Шереметева и считает их возможными соучениками. До 1670 г. Кроковский окончил Киево-Могилянскую коллегию, затем учился в Риме в коллегии св. Афанасия (курс философии и богословия). Перешел в униатство, но в 1683 г., по прибытии на родину, вернулся в Православие. Под влиянием архим. Варлаама (Ясинского ; впосл. митрополит Киевский) принял монашество в Киево-Печерской лавре . С 1683 г. в Киево-Могилянской коллегии преподавал поэтику и риторику, в 1685-1689 гг. занимал должности профессора философии и префекта. 25 июля 1687 г. подписал Коломацкие статьи, данные при избрании гетмана И. С. Мазепы . В 1689-1690 гг. И. исполнял обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии. Грамотой Киевского митр. Варлаама от 20 янв. 1692 г. был назначен ректором. Открыл класс богословия, первым прочитал полный 4-годичный богословский курс (1693-1697). Возобновил студенческую конгрегацию (собрание), к-рая действовала во времена Киевского митр. Петра (Могилы) . Уделял внимание экономическому положению коллегии. 11 янв. 1694 г. цари Петр I и Иоанн V в ответ на представление И. (при поддержке Мазепы) подтвердили статус коллегии как высшего учебного заведения. Ей были даны права внутреннего самоуправления и собственного суда, военные и гражданские власти не должны были вмешиваться в управление. Эти права были вновь подтверждены 26 сент. 1701 г. К нач. XVIII в. количество учащихся достигло рекордного числа - 2 тыс. чел. В 1713 г. И. пригласил на философские диспуты в Киево-Могилянскую академию Шереметева. 1 авг. 1719 г. было закончено сооружение студенческого общежития (бурсы), к-рое строилось полностью на средства И. Кроме того, он передал в б-ку учебного заведения значительное количество своих книг.

http://pravenc.ru/text/578092.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010