лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского патриарха) . Хотя в этом прошении со стороны царей было отказано , а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Самойловича . Это и вынудило архимандрита в 1688 г. обратиться в Москву для получения ставропигии царей и Московского патриарха: «Чтобы монастырь наш был в милостивом призрении вас, самих великих государей, вашего царскаго пресветлаго величества, а в чину духовном под благословением самаго токмо Святейшаго патриарха Российскаго» . В том же году царской жалованной грамотой был утвержден ставропигиальный статус лавры («Ставропигион царский и патриаршеский») . Очевидно, что Варлаам (Ясинский) выпросил ставропигию для своей обители ради защиты от возможных дальнейших посягательств на нее как со стороны нового гетмана Ивана Мазепы, так и митрополита Гедеона. Но уже спустя два года Варлаам, будучи сам избран на Киевскую кафедру (в 1690 г.), пожелал сохранить и прежнюю власть над лаврой. Когда-то это удалось Петру (Могиле), ее бывшему настоятелю, ставшему в 1633 г. Киевским митрополитом и получившему при этом титул патриаршего экзарха, который наделял его властью и над ставропигиями. Митрополит Варлаам наверняка попытался сохранить свою власть над монастырем таким же способом, т. е. с помощью приобретения экзаршества. Поскольку лавра двумя годами ранее по собственной инициативе Варлаама стала царской ставропигией, а в церковном отношении перешла в подчинение предстоятеля Русской Церкви, очевидно, что новоизбранный митрополит должен был искать теперь экзаршества Московского патриарха. До того, по-видимому, аналогичный титул («эксарх Святейшаго Патриаршаго Московского фрону») ради приобретения власти над ставропигиями, смог для себя добиться митрополит Гедеон . К сожалению, материалы 1690 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Вернувшись, он продолжал свою работу, углубившись в составление книги житий (декабрь, январь, и февраль). Хотя киевский митрополит Гедеон был преисполнен самого искреннего сочувствия к свят. Димитрию и даже завещал ему небольшую сумму денег, но действительную подержку он получил уже от митрополита Варлаама Ясинского, сменившего митр. Гедеона после его смерти. В бытность свою в Москве, митрополит Варлаам сумел внушить патриарху Адриану чувства благоволения к личности Димитрия и полного одобрения его трудов. Патриарх издал благословенную грамоту по случаю составления Четий Миней, которую и привез лично в Батурин сам митрополит Варлаам. Кроме того Димитрию были возвращены, по просьбе Ясинского, Макарьевския Четьи Минеи, отобранные в момент несогласий прежним патриархом. Разнообразный состав книг на многих языках, которыми пользовался Димитрий, являл хронологию противоречивую. Предстоял старательный труд согласования летосчисления святоотеческого и западного. Для облегчения в занятих, свят. Димитрий сам составил греко-римский календарь, хронологический перечень событий русского государства, каталог греческих царей, достал каталог епископов и патриархов византийских по сочинениям Никифора Каллиста и др. Живое общение со своим покровителем, митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским, начавшееся еще во время их пребывания в Лавре, дало Димитрию впоследствии необходимый опыт для управления собственной паствой. Митрополит Варлаам созывал соборы духовенства, где обсуждались вопросы влияния на народную массу, как, например, вопрос исповеди и др. Особое внимание обращалось на школьное дело, дабы подготовить для будущего достойных себе преемников. В 1692 г. Димитрий снова отказывается от игуменства ради книжных занятий. Он перешел в заранее заготовленные келлии, которые долго после этого сохранялись в неприкосновенном виде и свидетельствовали об изящности его вкуса. Его личная келлия была дубовая и вся расписана цветами и ветками. Тут он усиленно предался дальнейшим трудам. Для печатания приходилось ездить в Киев, где он останавливался в доме отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К. А. Кочегаров, С. Ф. Михеев. " Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 г. "   Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Острожского . Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 г.) . После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625–1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий Смотрицкий ). В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом Феофаном . При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

922 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 19, 25. Грамотой 1689 года киево-печерский архимандрит был освобожден от поездок в Киево-Софийский собор на торжественные молебны и служил их в Лавре с братией. Лаврская братия «вольными голосами» избирала себе архимандрита, которого утверждал Св. Синод. Лавра непосредственно сносилась с Синодом, а с киевским митрополитом и его Консисторией она сносилась как с равными ей. Киевский митрополит только по промемории духовного лаврского собора, или по просьбе архимандрита ставил священников в лаврские вотчины и лаврских монахов. Лавра, ревниво оберегая свои права ставропигии, чаще посылала своих ставленников для посвящения к черниговскому и переяславскому архиереям, хотя Киев был от нее в 2-х верстах. Не только черное, но и приходское духовенство, служившее в лаврских вотчинах, находилось вне зависимости от Киевского митрополита, подчинись исключительно ведению лаврского духовного собора. Такая независимость духовенства продолжалась до 1769 г., когда белое духовенство Киево-Печерской Лавры было передано в ведение Киевского митрополита. Все особые привилегии Лавры и усвоенные лично архимандриту её отняты в 1786 г. 923 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 1–2. В Приложениях XXII-XXIV к XXXI тому. Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Синода изданы: а) Универсал малороссийского гетмана Ивана Мазепы епископу переяславскому Захарии (Корниловичу) 1 сент. 1700 г., б) две жалованные грамоты архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу – первая патриархов Паисия александрийского, Макария автиохийского и Иоасафа всероссийского от 1667 г. 8 сент., вторая царская от 1688 г. 24 июня, в) жалованная царская грамота Феодосию Углицкому, архиепископу черниговскому и новгород-северскому от 1692 г. 28 сент.; жалованные грамоты: г) митрополиту Гедеону Святополк-Четвертинскому 1685 г. 15 дек., д) Варлааму Ясинскому 1700 г. 1 апр., е) Иоасафу (Кроковскому) 1708 г. 14 сент., ж) епископу Захарии (Корниловичу) 1702 г. 4 марта, з) патриарха Иоакима – м, Гедеону – 1685 г. 9 дек. и) патриарха Адриана – Варлааму Ясинскому две грамоты 1690 г. 26 сент., и 1700 г. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

198 (1690) Августа в 27 день Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали Киевского Митрополита Варлаама Ясинского и при нем будучих Духовных Особ и мирских людей, велели им дать своего Великих Государей жалованья на отпуске: Митрополиту денег пять сот рублев, да соболей на тысячу на пять сот рублев, да сукон десять половинок Гамбургских, две половинки Аглинских, три пуда ладану, да в дорогу полбочки романеи, мерою в тридцать ведр с полуведром, три ведра ренского, три ведра збитню, четыре ведра уксусу Новгородского, девять ведр уксусу Московского, два ведра вина Боярского, двадцать ведр вина Дворянского, тридцать лимонов, пуд патоки точеной, три белуги, пять осетров, три пуда икры осенней, сто пучков вязиги, три белыя рыбицы сухия. Обряд посвящения Митрополита Варлаама Ясинского, и представления его Патриарху и Царям 198 (1690) Августа в З1 день по Указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, новообранный Митрополит Киевский Варлаам Ясинский поставлен на Киевскую Митрополию в Соборе Успения Пресвятыя Богородицы от Святейшего Кир Адриана, Патриарха Московского и всея России и всех Северных Стран. А прежде постановления ему ж Митрополиту сделан Саккос да Омофор в Казенном Приказе и к поставлению принесен в Соборную церковь . Великие Государи изволили во время поставления быть в Соборной церкви в Царском одеянии; а Бояре и Окольничие и Думные Люди были в золотых кафтанех. А посылан по Митрополита к постановлению Успенского Собора Протопоп, да с конюшни Великих Государей посылана по него карета о шти возницах. А по постановлении Преосвященный Варлаам Митрополит Киевский был у Святейшего Патриарха со Святынею. А шел он Митрополит к Патриарху из Соборной церкви; а перед ним несли живоначальный Крест на чаше 2 человека Соборных Дьяконов. Митрополита вели Успенского Собора Протопоп да Ключарь; провожали Митрополита к Святейшему Патриарху в Крестовую Боярин Кирила Осипович Хлопов, да Думной Дворянин и Печатник Дементей Минич Башмаков, да Думной Дьяк Протасий Иванович Никифоров, да Дьяк Петр Шварт; а Игумены и Духовныя Особы Митрополичьи и Гетманской присланной Дмитрий Чечель шли за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1689 году Станислав-Симеон вернулся в Киев, снова под покровительство Варлаама (Ясинского). Первым делом в Киеве он отрекся от католичества. Как пишет протоиерей И. Морев , в отличие от многих других, Стефан принёс действительно искреннее раскаяние в своём хоть и временном, но отступлении от Православия 305 . В ходе испытаний, проведённых в Киевской Академии, он показал немалые знания наук и продемонстрировал великолепные способности сочинять стихи на русском, польском языках и на латыни 306 . За эту способность он был даже удостоен титула «Лавроносного Стихотворца» («Роета Laureamus») 307 . Следующим отдельным этапом в жизни Стефана можно выделить период с 1689 по 1700 год, то есть с момента возвращения в Киев и до отъезда в Москву. Уже в том же 1689 году, по убеждению своего наставника и покровителя, архимандрита Варлаама (Ясинского) (им же и был пострижен), он принимает монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Стефан. В скором времени он был назначен в академию преподавателем «риторики и витийства» 308 . В 1691 году Стефан был назначен префектом академии и профессором философии, а через несколько лет – профессором богословия 309 . Отмечу, что исследователи едины во мнении, что преподавательская деятельность Стефана была благотворна для Киевской Академии, привнесла в неё последнее слово латинской богословской и философской мысли, взрастила целый ряд будущих учителей, проповедников и администраторов. Среди учеников Стефана был и будущий его противник Феофан (Прокопович) . В 1697 году Стефан был уволен из академии и произведён в сан игумена Свято-Никольского Пустынного монастыря в Киеве 310 . В 1700 году Киевский митрополит просил Патриарха Адриана об учреждении Переяславской епархии и отправил к нему в Москву игумена Стефана (Яворского) и игумена Захария (Корниловича), чтобы он выбрал из них будущего архиерея. Уже тяжко больной, Патриарх обещал поговорить об этом с царём. В ожидании решения о епархии и о них оба игумена поселились в Малороссийском подворье в Москве 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Науковий збірник з церковної історії//За ред. о. Б. Ґудзяка, І. Скочиляса, О. Турія. Вып. 2. Львов, 2000. С. 400–402). Митрополит Антоний исходил из того, что Галиция в его времена находилась в составе Буковинской митрополии, подчиненной Константинопольскому патриарху. По-видимому, он полагал, что после 1686 г. Галицкая епархия продолжала оставаться под властью Фанара, а Киевский митрополит управлял ею только на правах экзарха. Однако известно, что на самом деле в Галиции власть Московского патриарха была признана сразу же после 1686 г., о чем, в частности, свидетельствует послание Львовского епископа Иосифа (Шумлянского) от 24 мая 1689 г. к Московскому патриарху Иоакиму с жалобами на Киевского митрополита Гедеона и с предложением создать Галицкую митрополию в подчинении Московского патриарха (путем выведения ее из состава Киевской митрополии), см.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. 77. С. 271–276. Приложение   1 1690 г. не позднее сентября 3 – Изложение прошение митрополита Варлаама (Ясинского) о разрешении титуловаться экзархом Московского патриарха   (Л. 142) 7 Чтоб ему митрополиту писатись экзархом и в лавре Киево-Печерской монахов и мирских людей рукополагати Черниговскому архиепископу или ему митрополиту аки бы экзарху и наместнику в Малой Росии от самаго Святейшаго Патриарха Московского. А в прошлом во 194-м году в грамоте к гетману писано: бывшему Гедеону писатись экзархом не велено . А в жалованной грамоте, данной Киево-Печерские лавры архимандриту 196-го году, написано, что быть той лавре под благословением святейших патриархов Московских, а никто ею ин да не владеет . РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 142. Оригинал.   2 1690 г. между сентября 3 и 19 – Из докладной выписки касательно статей, поданных митрополитом Варлаамом (Ясинским)   (Л. 216) 7 Скорбяще же блаженные памяти митрополит Киевский Гедеон за унятие ему первому титла, тот есть эксарх Святейшаго апостолского Костянтинаполского престолу и глаголаше, яко блаженныя памяти великий господин, Святейший Патриарх кир Иоаким попущаше ему писати титлы той эксарх Святейшаго Патриаршаго Московского фрону, еже бы знаменовало дабы и иные в Малой Росии епархии и ставропигии до него, Святейшаго патриарха Московского належачие, не весма чюждалися почитати началства митрополита Киевского яко наместника в Малой Росии или эксарха патриаршаго Московского.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

митрополит Стефан (Яворский) (1658–1722) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Аудиокниги митрополит Стефан (Яворский) Митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода). Биография В миру - Яворский Симеон Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина. Образование получил в Киево-Могилевской коллегии, где приобрел покровителя в лице Варлаама (Ясинского), позднее митрополита Киевского. В 1684 г. он написал в его честь панегирик: «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens», где Геркулес — Ясинский, а Атлант — его предшественник Гизель. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами. В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне – богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно. В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии, читал риторику, пиитику, философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг. XVII в. этот титул в митрополии превратился в исключительную привилегию ее предстоятелей. Им пользовались преемники Петра (Могилы), в том числе и избранные после смерти Дионисия (Балабана) в 1663 г. два номината на освободившуюся митрополичью кафедру: Антоний (Винницкий) и Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Благодаря покровительству гетмана Петра Дорошенко, последний в 1668 г. получил утверждение от Константинопольского патриарха с присвоением титула экзарха, как и предыдущим митрополитам. Причина особого интереса Киевских владык к этому титулу становится понятной в цитируемой патриархом Мефодием III просьбе, поступившей из Чигирина: «Просисте нас, да быхом, по древнему обычаю, вами избранного и от всех засвидетельствованного от Святейшия нашея апостолския Константинополския вселенския патриархии властию, нам от Христа Бога данною, на высокий престол Святейшия митрополии Киевския благословили и возвели и ексархою его нашим, се есть наместником, да имать власть над всеми епискупами, архимандритами, игуменами и всем священным клиром в пресветлой Коруне полской и Великом княжстве Литовском и Руском сущими, да владеет ставропигиями, братствами и всеми монастырями, Просителей, как видно, интересовала полная власть в митрополии, в том числе и над ставропигиальными братствами и монастырями, и прошение о получении такой власти было удовлетворено Весьма вероятно, что во время переговоров в 1685 г. И. Самойловича с царским правительством об избрании и посвящении Киевского митрополита, гетманские просьбы о сохранении титула экзарха могли быть имплицитно связаны и с попыткой сохранения власти митрополита над патриаршими ставропигиями (в том числе и над Киево-Печерским монастырем (с 1688 г. лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского Хотя в этом прошении со стороны царей было а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Это и вынудило архимандрита в 1688 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

За Ставропигии Патриаршей ужитый (вызванный) недостойный Архимандрит Печерский Варлаам. За Благословением устным Пастырским подписую Силивестер Головчич, Игумен Михайловский. Иеромонах Варлаам Наместник Святософийский. Иеромонах Ефрем, Духовник Пастырский. 24. По сицевых предисловиях с четырех Кандидатов, ясне в Бозе Преосвященного его Милости Господина отца Архиепископа Черниговского и Новгородского Лазаря Барановича единого, трех высоко в Бозе пречестных их Милостей Господинов Отцов Архимандритов, Киево-Печерского Варлаама Ясинского, Черниговского Елецкого Феодосия Углицкого, Новгородского всемилостивого Спаса Михаила Лежайского, едиными усты и единолюбящими сердцы мужа толикого сана достойного, дабы был Митрополитом Киевским, Галицким и Малыя России, святыя Чудотворныя Лавры Печерския Киевския Архимандрита, высоко в Бозе пречестного, его Милость Господина Отца Варлаама Ясинского избрали; и имеет ясне в Бозе пречестный, его Милость Господин Отец новообранный Митрополит наш по Указу Наияснейших Монархов наших, их Царского Пресветлого Величества в Царствующем граде Москве в сан Архиерейский произведен и совершен быти. Из Царствующего града совершенный Архиерей благоволением Божиим их Царского Пресветлого Величества на Престол Киевский возвратився, волен будет тот же ясне в Бозе пречестный Господин Отец Митрополит наш всею Епархиею Митрополии Киевской так владети, как писано будет в Грамотах их Царского Пресветлого Величества Наияснейших Монархов наших, так же того Архиерея, который благоволением Божиим и их Царского Пресветлого Величества сядет на Святительском Престоле Патриаршества Московского. Элекция та совершилась при бытии ясне в Бозе Преосвященного его Милости Господина Отца Архиепископа Черниговского и прелестных в Бозе их Милостях Господинах Отцах Архимандритах вышепомянутых, так же при бытии от боку Региментарского их Царского Пресветлого Величества Войск Запорожских обеих сторон Днепра Гетмана Ясневельможного его Милости Господина Гетмана Иоанна Мазепы, присланных их Милостей Господ Генеральных, Василья Дунина Борковского Обозного, Михаила Бояхевича Судьи, Василья Кучюбея Писаря, их Милостей Господ Полковников, зде на подписи именованных и при бытии многих и иных Станов Духовного и мирского зде на подписях именованных и неименованных, для лучшей веры и подлинности впред будущим веком на сем добровольном элекционом Листу при печати Престольной Святософийской, имена своими руками прямыми подписывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010