После своего неудачного похода на Турцию в 1689г., князь Голицын указал главную причину неудачи в злостной измене Самойловича. Гетман был низложен, а на его место избран Иван Мазепа. Падение Самойловича повлекло унижение и его ставленника и родственника митр. Гедеона, не находившего теперь защиты у московского патриарха Иоакима. Недруги Четвертинского: Лазарь Баранович, Варлаам Ясинский, епископ Львовский Иосиф Шумлянский и другие подняли головы, не хотели уже подчиняться ему и все в 1688–1689 годах писали в Москву жалобы на произвол Киевского митрополита и в заключение просили, всякий в своих личных интересах: Баранович, чтобы Черниговская архиепископия была непосредственно под благословением святейшего патриарха московского наравне с прочими велико–российскими архиереями, a архиереи черниговские поставлялись не в Киеве, а в Москве 208 ; Варлаам Ясинский просил, чтобы Киево–Печерская Лавра освобождена была от надзора Киевского митрополита и обращена в ставропигию московского патриарха 209 ; Иосиф Шумлянский от лица епископов Луцкого, Перемышльского и Белгородского просил патр. Иоакима, чтобы он «от послушания к князю и митрополиту (Четвертинскому) их уволил, но сам их благословил и руку помощи подавал на всяк час» 210 . Жалобы означенных лиц были приятны патр. Иоакиму, так как просители давали ему возможность осуществить заветную мечту подчинить юго–западную русскую церковь московскому патриархату без всяких льгот и сделать всех юго–западных архиереев своими послушными детьми, не выходящими из воли отца. Исполнить желания просителей и тем нанести явный удар привилегированному положению в русской церкви киевского митрополита и сравнять его с прочими митрополитами патр. Иоаким мог с полным спокойствием и сознанием своего права, так как при самом поставлении Четвертинского в своей грамоте он, ведь, не обещал, что привилегии Киевского митрополита будут сохранены ненарушимо. Не находя противодействия в новом гетмане Мазепе, патр. Иоаким удовлетворил просьбы Барановича и Ясинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

464 …от предисловий, положенных при Четиих Минеях.. – «Книга житий святых», или Четьи Минеи Димитрия Ростовского , вышла первым изданием в Киеве в 1689–1705 гг. в четырех книгах. Это издание имело в первой книге «Предисловие к читателю благочестивому» Варлаама Ясинского, во второй книге – «Предисловие» Димитрия Ростовского (в котором он отмечает некоторые неточности первого издания), письмо, или грамота-благословение патриарха Адриана от 3 октября 1690 г. Димитрию Ростовскому на продолжение работы над Четьими Минеями, «Извещение о исправлении книжном» Варлаама Ясинского. Третья и четвертая книги специальных предисловий не имели, кроме небольших добавочных статей. В состав первых трех книг входил также список использованных Димитрием Ростовским источников «Учители, списатели, историки, повествователи, от нихже книга та составися, сии суть». Трудно сказать, каким изданием Четьих Миней пользовался автор Жития: после первого издания и до момента создания текста Жития вышло несколько переизданий, так первое синодальное издание Четьих Миней увидело свет в 1759 г., до 1784, даты написания Жития, оно выдержало еще четыре переиздания: 1762, 1764, 1767, 1782 – все они имели разные предисловия. 465 ...от книги «Розыска»... – Полное название книги: «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодны·. Книга состоит из трех частей (Розыск о раскольнической вере. Розыск о раскольническом учении и Розыск о раскольнических делах), вступлением к ней служит «Поучение о четвероконечном кресте», сказанное Димитрием Ростовским 23 ноября 1708 г Работа над книгой была завершена в 1709 г. Первое издание книги: М., 1745; последнее известное издание: Киев. 1903. Глава «Розыска» «Рассуждение об образе и подобии Божии в человецех» (ч. 11. гл. 18) по приказу Петра I была издана дважды в 1714 и 1717 гг. Это последнее крупное сочинение Димитрия Ростовского . Источники «Розыска» многочисленны, в том числе русская полемическая литература XVII в., переводные тексты, западные сочинения Автор Жития мог также использовать издания 1755, 1762 и 1783 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf В эпоху больших перемен в жизни России и Православной Церкви во время царствования императора Петра I произошло и значительное событие в православном богословии, а именно: написание Местоблюстителем Патриаршего престола Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским) своего главного богословского сочинения – книги «Камень веры». Книга направлена против всех еретиков, но в основном против кальвинистов и протестантов. В ней можно найти много великолепных аргументов в защиту Православия на основании и Священного Писания , и Вселенских Соборов, и святых отцов и учителей Церкви, и философских логических доводов. Здесь проявляются необычайно глубокие богословские познания митрополита Стефана (Яворского) во всех этих источниках. Чтобы лучше понять историю этой книги, необходимо сказать несколько слов о самом ее авторе. Митрополит Стефан (Яворский ; 1658–1722), безусловно, является одной из самых ярких личностей Петровских времен. С детства, имея большую склонность к наукам, он получил обширное образование и преподавал в Киевской академии. В 1700 году Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) отправил его в Москву для посвящения себе в викарии. Но здесь его ждал неожиданный поворот событий. В Москве на похоронах боярина Шеина Стефан произнес речь, поразившую царя Петра I, который предложил ему Рязанскую кафедру 1 . Так неожиданно он стал митрополитом Рязанским и, после смерти Патриарха Адриана, Местоблюстителем Патриаршего престола. «Причина назначения малороссиянина Яворского... очевидно, заключалась в учености Яворского. Последний приехал в Москву в начале 1700 года в сане игумена Никольского пустынного монастыря; Киевский митрополит Варлаам Ясинский прислал его... к патриарху Адриану, прося посвятить... на вновь учреж­денную епархию Переяславскую (Переяславля Южного). Но Петр нашел в Стефане человека, какой ему был нужен в Великой России, и потому он велел патриарху поставить его в архиереи на одну из ближайших к Москве епархий. В марте же очистилось место митрополита Рязанского, и Адриан объявил Яворс­кому, чтоб готовился к посвящению».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Еще Петр Могила стал собирать материалы для составления сборника жития святых на славянском языке, в том же направлении действовали немного позднее Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский и в особенности Димитрий Ростовский , положивший на этот труд двадцать лет. Чети-Минеи выходили трехмесячиями, по мере изготовления, в 1689–1695 и 1700–1705 годах. 28 августа 1689 г. архимандрит Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский послал в Москву трехмесячную книгу житий святых и через полгода, 14 марта 1690 г., он испрашивал у патриарха разрешения продолжать печатать Чети-Минеи. 76 Апокрифические черты о жизни и успении пресв. Девы Марии рассеяны в Малых Чети-Минеях в разных местах, под 8 числом сентября, 21 ноября, 25 марта, 25 декабря, 2 февраля и 15 августа. Чети-Минеи Димитрия Ростовского , написанные прекрасным, чистым языком, проникнутые глубокой верой и благочестием, сделались любимым чтением благочестивых русских людей, и вошедшие в Чети-Минеи апокрифические сказания о Богородице получили широкий доступ в духовенство и народ. Известно, что в старинное время духовные писатели обнаруживали большую наклонность к сопоставлениям и сравнениям новозаветных лиц и событий с ветхозаветными лицами и событии. Эта наклонность в течении длинного ряда веков поддерживалась и воспитывалась в духовенстве сочинениями отцов церкви и преимущественно Палеей. Рассказы древних и священных еврейских книг объяснялись как тень и прообраз христианских событий. Такого рода объяснения мы постоянно находим у южнорусских писателей, начиная от митроп. Илариона и Кирилла Туровского и кончая Галятовским и Радивиловским. Пр. Дева Мария издавна вошла в круг этого литературного параллелизма лиц ветхозаветных и новозаветных. Еще отцы церкви, опровергая еретиков эбионитов, не признававших девства Марии, доказывали необходимость его тем соображением, что дева (Ева до грехопадения) погубила мир; дева потому должна была послужить и орудием спасения. 77 Уже Ириней (II века) сопоставляет пр. Деву Марию, как спасительницу человечества, с Евой, бывшей причиною его гибели, и это сопоставление с течением времени получает широкое развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

В то время как Иннокентий Гизель собирал в Киеве материалы для Четиих-Миней, в Чернигове архиепископ Лазарь Баранович составил книгу житий святых и выпустил ее в свет в 1670 году. Но так как она написана была польскими стихами, то удовлетворить народную нужду, конечно, не могла. Не претендовал на это и сам составитель, изложивший жития очень кратко и притом в такой неудобной, особенно для церковного употребления, форме, как польские силлабические стихи. Книга предназначалась для образованного русского общества, хорошо знакомого с польскою литературною речью. Лазарь Баранович, вероятно, надеялся удержать своим трудом это общество от чтения польской и латинской антологической литературы. Недаром католические писатели встретили его книгу такими яростными насмешками 107 . После Иннокентия Гизеля об издании полных Четиих-Миней хлопотал преемник его по архимандритству в Лавре, уже не раз нами упомянутый Варлаам Ясинский. Но он повел дело иначе, чем его предшественник на этом пути. Сознавая, что при многосложных обязанностях по управлению Лаврой и ее имениями самому ему будет некогда заниматься литературным трудом, Варлаам Ясинский, тотчас же по избрании в архимандриты (в 1684 г.), начал искать между южнорусскими православными учеными человека, которому бы можно было поручить составление Четиих-Миней. Его поиски оказались удачными, нужный человек вскоре нашелся. Это был молодой, 32-летний иеромонах Черниговского Батуринского монастыря Димитрий, впоследствии знаменитый Святитель Ростовский. Глава вторая Вперите в мысль, чему учитель сей учил, Что ныне нам гласит от лика горних сил. На милость Вышнего, на Истину склонитесь И к матери своей вы Церкви примиритесь. Ломоносов М. В. Эпитафия Святителю Димитрию Ростовскому Чтобы написать Четии-Минеи – этот громадный четырехтомный труд, – составителю их необходимо было иметь соответствующую нравственную и умственную подготовку. Без глубокой любви к святым, без душевного сродства с ними едва ли можно было составлению их жизнеописаний посвятить целых двадцать лет усердной, денно-нощной работы, как сделал свят. Димитрий. С другой стороны, без достаточных знаний и умственного развития нельзя было и браться за такой важный, ответственный труд, особенно в то время, когда нужда в нем осознана была на юго-западе. Ввиду этого, вопрос о том, какое свят. Димитрий получил нравственное воспитание и умственное развитие, очень важен для нас и, прежде чем излагать историю составления Четиих-Миней, мы должны хотя кратко остановиться на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Упомянув далее о том, что это благословение патриарха приложено к новоотпечатанной книге житий святых «для лучшего ее украшения и несомнительного вероятия имеющимся в ней повествованиям», свят. Димитрий извещает, что одобренный благословением патриарха, он продолжал свой труд, отдавая «пишемое» на просмотр митрополиту Варлааму и «половину года, шесть месяцей совершил», затем просит, – «да милостивно будет приято сие его дело» и преподано ему архипастырское благословение на написание третьей тримесячной книги житий святых. «Да грамотне преподается, – прибавляет свят. Димитрий, – с приложением того, дабы преосвященный митрополит Киевский Варлаам, по своей... ко святым Божиим угодникам любви и усердию, прочитывал разсудительне та, яже аз грешный имам, Господу поспешествующу, благословением вашим архипастырским написати, яко же первые две тримесячные книги он прочитывал есть, посему благоволи, святейшество ваше, к его преосвященству особно писать». В конце письма присоединяется и еще просьба о высылке великих Четиих-Миней митрополита Макария за месяцы март, апрель и май 205 . В этом письме замечательна просьба свят. Димитрия о том, чтобы патриарх особой грамотой поручил Варлааму Ясинскому прочитывать и исправлять составленные Димитрием Четии-Минеи. Видно, это участие митрополита Варлаама было ценно и необходимо для скромного и неуверенного в себе списателя житий святых. Недаром же свят. Димитрий называл его «своим о Дусе святом отцом и учителем» и впоследствии, уже будучи архиереем Ростовским, писал о нем своему другу Стефану Яворскому так: «Мне преосвященство ваше один вместо тысячи. Так бывало и блаженные памяти преосвященнейший отец наш Варлаам, – что он прочитает и утвердит, то несумненно в печать издаваемо было» 206 . Из этих слов ясно, что руководство делом составления житий святых и их последняя редакция принадлежала Варлааму Ясинскому. Он давал свят. Димитрию советы, как надо вести это дело, и затем указывал, какие следует сделать поправки и исправления в том, что свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К. А. Кочегаров, С. Ф. Михеев. " Вопрос об экзаршестве Варлаама (Ясинского) в связи с его возведением на Киевскую митрополичью кафедру в 1690 г. "   Титул экзарха Константинопольского престола в Киевской митрополии приобрел особую важность с конца XVI в., когда после брестских соборов большая часть православного епископата перешла в унию. Основные функции управления церковной жизнью стали выполнять православные братства и монастыри. Константинопольская же патриархия в 1597 г. назначила сюда своими экзархами сразу трех лиц: Львовского епископа Гедеона (Балабана), протосинкелла Кирилла (Лукариса) и князя Константина Острожского . Титул экзарха Константинопольского престола позволял получившим его духовным и светским лицам контролировать и патриаршие ставропигии. Оказавшийся на Львовской православной кафедре преемник Гедеона Иеремия (Тиссаровский), в 1614 г. также получил этот титул и пользовался им до конца своей жизни (1641 г.) . После восстановления православной иерархии в 1620 г. многочисленные ставропигии на территории Киевской митрополии делали власть митрополита и епископата весьма ограниченной. Вполне можно полагать, что митрополит Иов (Борецкий) предпринял некоторые меры, чтобы добиться отмены большинства из них в 1625–1626 гг. (по-видимому, с соответствующим поручением от него на Восток отправился и Мелетий Смотрицкий ). В результате упразднены были все новообразованные ставропигии, учрежденные Иерусалимским патриархом Феофаном . При этом «древние» Львовское и Виленское братства, а также Киево-Печерская лавра сохранили ставропигиальный статус. С поставлением Петра (Могилы) в 1633 г. (его хиротония состоялась при участии Львовского епископа-экзарха Иеремии) титул экзарха начал закрепляться и за Киевскими митрополитами. В 30-х гг. XVII в. в Киевской митрополии экзархами Константинополя выступали одновременно два ее архиерея: Львовский епископ и Киевский митрополит. При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

Опис Киеевософ. соб., прилож., стр. 83). 21 мая 1687 года м. Гедеон грамотой предоставил ему Ржищевскую обитель: «не мней маючи взгляд на давние заслуги поманенного пречестного отца игумена Кирилскаго Киевскаго в церкви Божой з молодых лет при боку нашом до сего часу верне заслугуючогося». (Акты Зап. Рос. V, стр. 210). 25 июля 1687 г. Иннокентий «Монастырский» расписался на грамоте об избрании нового гетмана Ивана Мазепы (Собр. Гос. Гр. и Дог. IV, 561). В 1688 году он переписывался с Феодосием Углицким по поручению м. Гедеона. (Горский. Оп. р. с б., II. 3, стр. 506). В декабре того же года писал нижеприведенное письмо гетману Мазепе. От того же 1688 года сохранилось прошение войта, бурмистров и райцов мещан киевских о невзимании с них мостового сбору в пользу Кирилловского монастыря, потому что игумен Иннокентий Монастырский построил мосты по сухой дороге и берет с возу по копейке (Моск. Ар. И. Д. гран. мал. 582 601). 9 февраля 1689 г. писал письмо С. Медведеву. (Белокуров, Известие истинное стр.63). В великом посту 1689 г. он написал: «Книгу о пресуществлении» (Рук. И. П. Б. Q. I, 668), где особенно выступает его местный украинский патриотизм. 10 августа 1689 г. Иннокентий приезжает в Москву для переговоров по делу о пресуществлении, но, благодаря резкости обращения с патриархом и интригам Евфимия, он, по свидетельству Дамаскина, проклят и выслан из Москвы в конце октября (Моск. Арх. М. И. Д. малор. дела св. 81 (55). Проклятие (бывшее ли действительно?) не помешало ему при избрании Варлаама Ясинского в митрополиты быть маршалком элекции. (Евгений, Опис. Киевософ. соб. Прилож. стр. 123). В 1692 году он посылается от Варлаама Ясинского к Мазепе для переговоров о Батуринской протопопии и учреждении архимандрии. (Соч. св. Дм. I, 490). 26 июля того же года ему пожаловано несколько озер. (Акты Зап. Рос. V, 257). В 1695 году вместе с Стефаном Яворским который, едва ли, не вместе с ним учился в Люблине, (Рук. Типограф. 472 л. 25) Иннокентий Монастырский послан в Переволочну для переговоров, и из Нежина им посылается письмо к митрополиту от 29 августа (Величка II, 288).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апр. 1682) царская семья продолжала почитать И. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впосл. императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря , И. предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей (Суздальский Св.-Покровский жен. мон-рь. М., 2002. С. 33). По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...», И. получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц Наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 янв. 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сент. патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил И. в Троице-Сергиев мон-рь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие. И. участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского еп. св. Митрофана (2 апр. 1682), Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) (8 нояб. 1685) и Варлаама (Ясинского) (31 авг. 1690). И. был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого) , для к-рой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митр. Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы , 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с И. освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре. Как епархиальный архиерей И. много внимания уделял церковному благочинию и поддержанию должного нравственного уровня духовенства. За богослужениями в кафедральном Рождественском соборе архиерей всегда проповедовал («изо уст толковаше Священное Писание»). И. повелел переписать всех нуждающихся в Суздале и определил им милостыню из своих доходов, трапезу со святителем всегда делили «неколико нищих и убогих». Будучи архиереем, И. сохранил молитвенное правило Флорищевой пуст. Свободное от молитвы и дел управления время он посвящал чтению Свящ. Писания и душеполезных книг; если святитель был утомлен и не мог читать сам, ему читали вслух.

http://pravenc.ru/text/389121.html

При этом за преемниками Иеремии (Тиссаровского) на Львовской кафедре титул экзарха более не сохранялся, поэтому можно полагать, что уже начиная с 40-х гг. XVII в. этот титул в митрополии превратился в исключительную привилегию ее предстоятелей. Им пользовались преемники Петра (Могилы), в том числе и избранные после смерти Дионисия (Балабана) в 1663 г. два номината на освободившуюся митрополичью кафедру: Антоний (Винницкий) и Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Благодаря покровительству гетмана Петра Дорошенко, последний в 1668 г. получил утверждение от Константинопольского патриарха с присвоением титула экзарха, как и предыдущим митрополитам. Причина особого интереса Киевских владык к этому титулу становится понятной в цитируемой патриархом Мефодием III просьбе, поступившей из Чигирина: «Просисте нас, да быхом, по древнему обычаю, вами избранного и от всех засвидетельствованного от Святейшия нашея апостолския Константинополския вселенския патриархии властию, нам от Христа Бога данною, на высокий престол Святейшия митрополии Киевския благословили и возвели и ексархою его нашим, се есть наместником, да имать власть над всеми епискупами, архимандритами, игуменами и всем священным клиром в пресветлой Коруне полской и Великом княжстве Литовском и Руском сущими, да владеет ставропигиями, братствами и всеми монастырями, Просителей, как видно, интересовала полная власть в митрополии, в том числе и над ставропигиальными братствами и монастырями, и прошение о получении такой власти было удовлетворено Весьма вероятно, что во время переговоров в 1685 г. И. Самойловича с царским правительством об избрании и посвящении Киевского митрополита, гетманские просьбы о сохранении титула экзарха могли быть имплицитно связаны и с попыткой сохранения власти митрополита над патриаршими ставропигиями (в том числе и над Киево-Печерским монастырем (с 1688 г. лавра), бывшим тогда еще формально ставропигией Константинопольского Хотя в этом прошении со стороны царей было а Гедеону присвоили титул митрополита «Киевского, Галицкаго и Малыя Росии» без разрешения подписываться экзархом, новый владыка и гетман Самойлович, по-видимому, пытаясь вмешиваться в дела Киево-Печерской лавры, на что указывает жалоба архимандрита Варлаама (Ясинского) в адрес Это и вынудило архимандрита в 1688 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010