Кроме Кукузеля известны еще следующие композиторы греческой церкви: Георгий доместик, Георгий Контопетр, Георгий Панарет, писавшие и церковную, и светскую музыку 3 ; Георгий, ученик Хризафы (XIII в.), Иоанн Гликас (сладкий), Мануил Аргиропул, магистр, Мануил Хризафа Лампадарий, учитель Георгия и мн. др. Все это были люди светские и к лику святых непричисленные, но мелодиями которых, а также и песнопениями некоторых церковь Христова пользуется и по сие время. В Х-м веке христианство перешло и в наше отечество. Вначале наша церковь довольствовалась песнопениями и напевами, принесенными к нам из Греции и Болгарии. Но затем у нас явились свои праздники, свои святые, а следовательно свои службы, свои песнопения. Должны были поэтому явиться и свои песнописцы. Наиболее древним из известных нам является у нас после трех греческих доместиков, современников Иоанна Кукузеля, епископ Смоленский (с 1137 г.) Мануил грек, прозванный скопцом. Затем известен в г. Владимире некто Лука демественник, родоначальник многих певцов, им обученных, которые называются у летописца «Луцыною чадю“, т. е. детьми (в духовном смысле) Луки. В начале XV в. прославился в Новгороде некто Наум клирошанин, как великий песнотворец и слагатель напевов (ок. 1416 г.). В то же время на литовской митрополии находился некто выходец из Болгарии (из г. Тырнова) Григорий Цамблак (1415–19 г.), большой знаток пения, распевший стихиру на Успение «Богоначальным мановением“ на 8 гласов. В XVI веке известны, как песнотворцы, два корельца братья Роговы – Василий и Савва. Первый из них был «творцом“, т. е. композитором а потом (с 1589 г.) митрополитом ростовским, а второй создал целую школу песнотворцев и учителей пения церковного. Учениками Саввы были Стефан Голыш, Иван Нос и свящ. Феодор христианин (прозвище), родом москвич. Ученики сами оказались талантливыми песнотворцами. Так – Иван Нос распел обе триоди постную и цветную, а также многие стихиры из минеи и сочинил напев богородичнов и крестобогородичнов. Стефан Голыш не только сам был хорошим песнотворцем, но образовал и ученика превзошедшего впоследствии своего учителя, некоего Ивана Лукошкова, родом из Усолья, впоследствии архимандрита Исаию, бывшего как бы духовным внуком Саввы Рогова. Феодор христианин и архим. Исаия положили начало целым распевам, т. е. целым особым школам пения, впоследствии разветвившимся и носившим различные наименования своих основателей. Так, от первого пошел один распев, называвшийся московским, а другой называвшийся Христианиновым, а от второго Лукошковский распев, разделявшийся на большой и малый, а также особый Усольский распев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предстоятелю РПЦ сослужили: Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (И.А. Капрал), управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), временный управляющий Великобританской и Ирландской епархией Марк (М. Арндт), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (В.В. Кедров), митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Н.Н. Васюков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (В.Т. Данилов), архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (И.И. Тимофеев), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани архимандрит Нектарий (О.А. Дёмин), первый проректор КазПДС, игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), секретарь Казанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Казани, протоиерей В.М. Самойленко, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, иерей Д.В. Сафонов, настоятель Оптинского подворья в г. Москве архимандрит Мелхиседек (П.Д. Артюхин) и представители местного духовенства. На Божественной литургии присутствовали многие представители федеральных и республиканских органов власти, культуры, науки и широкой общественности. Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии РПЦ под управлением регента Д.А. Рогова. После сугубой ектении Предстоятель РПЦ вознёс молитву о мире на Украине . По запричастном стихе Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» (художественный руководитель - Э.В. Кашапова) исполнил духовные песнопения на кряшенском (церковно-кряшенском) языке в обработке С.В. Смоленского и Г.М. Макарова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

«Будем жить друг для друга, мы еще будем счастливы, — писал он жене. — А если уж что случится, если суждено, то смерть моя будет непостыдной, она будет смертью русского солдата. Жалко, что не все еще написал и сердце еще полно силы». И в другом письме, отправленном из действующей армии: «Здесь совсем другая жизнь. Я впитываю ее в свою душу — жалко только, что душа моя довольно стара и не совсем здорова». Сюжет, связанный с зачислением Платонова на военную службу в 1942 году, когда, по справедливому выражению журналиста Александра Кривицкого, «армия протянула руку одному из самых тонких и сложных писателей советского времени», по-разному описывается мемуаристами, оспаривающими другу друга честь приобщения своего современника к работе в главной военной газете. «Осенью сорок второго, когда я, как принято выражаться военным языком, проходил службу в редакции газеты „Красный флот“, ко мне пришел Платонов, — вспоминал Август Явич. — Он получил приказ явиться на сборный пункт как рядовой. „Разве ты не аттестован?“ — „Меня, брат, и в рядовые-то еле аттестовали“, — отвечал он обыкновенно шутливо. Надо было торопиться. Я тотчас пошел к генералу Мусьякову, редактору, которого хорошо знал еще по Севастополю сорок первого. В тот же день Павел Ильич Мусьяков побывал у Рогова, тогдашнего начальника Политуправления Военно-Морского Флота, и получил приказ об аттестации Андрея Платонова по флоту. Оказалось, Платонова аттестовали и по армии. Платонов сделался военным корреспондентом „Красной звезды“». Иначе рассказывал главный редактор «Звездочки» Ортенберг: «В сентябре 1942 года, в труднейшие дни нашего отступления, Василий Гроссман прислал со специальным корреспондентом „Красной звезды“ записку, где просил приютить Андрея Платонова, взять под свое покровительство этого замечательного, как он выразился, писателя, который беззащитен и неустроен. Вскоре ко мне в кабинет зашел Андрей Платонов — высокий человек в простой солдатской шинели, какую носили в ту пору не только военные, но и гражданские лица. Шинель сидела на нем мешковато, и вообще он показался мне сумрачным, но это было только первое впечатление. Его голубые глаза, светившиеся из глубины, говорили о человеке незаурядном. Что я знал о Платонове? Знал, что в тридцатые годы его честная, правдивая повесть „Впрок“ вызвала неудовольствие Сталина…

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

Дивное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1863 и 1865. Адрес: Ставропольский край, Апанасенковский район, с.Дивное Координаты: 45.90536, 43.355829 Проезд:Расстояние от Ставрополя 189 км, от Светлограда 96 км, по автодороге Ставрополь-Элиста Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В государственном архиве Ставропольского края хранится дело 2742 в описи 1, т. 3 фонда 132, датированное 30 декабря 1861 года. В нем собраны материалы, рассказывающие о строительстве церкви «в селении Дивном Петровской волости».Так, в приговоре сельского схода от 12 ноября 1861 года жители Дивного обратились в Ставропольскую палату государственного имущества с просьбой о разрешении строительства церкви «во имя воителя Архистратига Михаила на манер действующей в селе Благодатном». В своем прошении они обязуется обеспечить строительство на свои средства, выделить землю соответствующей пропорции, построить просторные дома для священника и дьячка, которые «несут службу в молельном доме, пришедшем из-за ветхости в негодность». В этом приговоре сельского схода указываются имена и фамилии наших земляков – инициаторов строительства: Павла Боброва, Ивана Бобышева, Дениса Реуса, Федора Бережного, Романа Куща, Осипа Дудки, Федора Веременникова, Максима Харина, Терентия Меденцева, Алексея Блохи, Петра Кобзева, Захария Рогова, Андрея Клочкова, Алексея Скорика, Николая Скрыпника. Всего их в списке – 30 человек, большинство из которых неграмотные крестьяне. Вот почему от их имени документ был подписан сельским писарем Песоцким. При составлении приговора присутствовал сельский староста Тимофей Харин. Документ скреплен печатью волостного головы Петровской волости. 19 марта 1862 года состоялся повторный сельский сход. Его участникам сообщается, что «на строительство церкви собрано доброхотных пожертвований в сумме 3500 рублей серебром», остальные – в нужном количестве будут собраны по ходу строительства.

http://sobory.ru/article/?object=25214

После сего она пришла в сознание и пробыла некоторое время при пещерах без повторения припадков. А 1-го октября 1875 года, она вместе с сестрою своею Прасковью Ивановою, вторично прибыла в пещеры скита, где, совершенно свободно принося благодарственные молитвы Богоматери, заявила, что болезнь ее с 1878 года более не повторялась. 1875 года декабря 18 дня, приехала в пещеры Гефсиманского скита, для принесения благодарственных молитв Богоматери, жена титулярного советника Августа Андреева Данилова, имеющая жительство Тверской губернии, Калязинского уезда, в сельце Эривани. После совершения молебного пения пред чудотворною иконою Божией Матери, г-жа Данилова заявила, что в марте месяце сего года, вскоре после родов, у нее заболели ноги, и болезнь усилилась до того, что она совершенно не могла ходить. В мае месяце она была привезена мужем своим на поклонение Преп. Сергию, и оставалась на квартире в посаде до половины июня месяца. В это время она не раз приезжала в пещеры скита, куда ее сносили на руках, здесь она с пламенною верою просила Царицу Небесную о избавлении от тяжкой болезни, и, действительно, болезнь ее стала постепенно облегчаться, так что в конце месяца она без особого труда могла отправиться в место своего жительства, а в настоящее время находится и совершенно здоровою. Тверской губернии, Кашинского уезда, Константиновской волости, деревни Рогова, крестьянка Пелагия Николаева Новикова, урожденная Баранова, страдала в течение двух лет кружением головы, опухолью живота и припадками беснования. Наконец, вместе с мужем своим Симеоном Сергеевым Новиковым, пришла она на богомолье в пещерный храм Гефсиманского скита; здесь, 23-го декабря 1875 года, причастившись Святых Христовых Таин, она тотчас же почувствовала значительное облегчение от болезни. После сего, оставаясь в странноприимной при пещерах до 8-го января и ежедневно молясь пред чудотворною иконою Черниговской Божией Матери, больная получила полное исцеление, и совершенно здоровая возвратилась домой. Свидетели сего исцеления были: муж исцелившейся Новиков, брат ее Николай Николаев Баранов и несколько других из жителей их селения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Все сказапные сокращения и дополнения, на наш взгляд, очень ясно характиризуют издателей рассматриваемого сборника, обыкновенно называемого Кирилловою книгою. О главном из них, Михаил Рогов известно, что он сочинил стихи, в которых провел, ту мысль, будто безусловно «все немцы» подлежат вечному мучению, и будто у них «отъяся вечное упование» (лист. 8 на обор.), напротив, для православных русских нет вечных мук; последняя мысль даже самим старообрядцам показалась несправедливою. Так, в житии протопопа Неронова сказано, что « патриарх Никон черниговскаго протопопа Михаила проклял и скуфью с него снял за то, что он в книге Кирилла Иерусалимского в двоестрочии не делом положил, что христианам мучения не будет 178 . Мы думаем, что положение такой мысли Роговым было сделано не в следствие сознательного убеждения, а просто для рифмы 179 , в которой высказалось его невежество. Это невежество Рогова и его клевретов, резко выдается во многих местах книги 180 . Укажем на некоторые. В начале книги издатели, в виде предисловия, сделали указание, какие книги надобно читать, и какие не надобно, как еретические; к числу таких еретических книг, ихже не подобает чести православным отнесены – астрономия и землемерие; (какие отнесены к числу книг преподобных и Богоносных отец, мы упомянули в примеч. 131). Книжка Стефана Зизания носит заглавие: «казанье на осьмый артикул вызнаня веры», а в переводе поставлено: «сказанье на осмый век...». У Зизания говорится, что «так светскии, як и духовнии заражаются еретичеством», а в переводе: «святители и духовнии мужи»... (лист. 14 обор.). Есть места, которые обличают переводчиков в незнании ни литовского, ни латинского языка. Так, Зизаний, упомянув о древних еретиках, сказал: «а снат (т. е. конечно) и ныне суть некотории..., в Кирилловой же книге читаем: «асиат и иноса соуть некотории» (лист. 22). В третьем послании Мелетиевом 181 помещены в строке русскими буквами латинские слова: (omnia nova placent), омниа нова плацент, т. е. все новое нравится, а московский переводчик сим словам дал такое значение на поле: новое изобретение Латин, (см. лист. 436).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Чухлэм. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня , Василия Великого Год постройки:Между 1863 и 1865. Адрес: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм Координаты: 61.221951, 50.181263 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1916 году находились на территории Усть-Сысольского уезда и относились к Вологодской епархии. Республика Коми, Сысольский район, село Чухлэм расположено на правом берегу Малой Визинги (приток Сысолы). Название церкви и престолов в 1916 году - Крестовоздвиженская Чукломская - приходская в Межадорской волости Усть-Сысольского уезда. Деревянная церковь 1863 года постройки. Престолы Воздвижения Креста Господня, святого Василия Великого. Часовня в Старом Чухломе. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=142 Церковь построена в 1863 году и освящена 28 июня 1865 г. благочинным, священником Ибской Вознесенской церкви Георгием Поповым. Первоначально была приписной к Межадорской церкви. Холодная, одноэтажная, деревянная, с теплым приделом. Придел освящен 7 декабря 1866 года. Престолы: в холодной церкви - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в теплом храме - во имя Святителя Василия Великого. По ходатайству местного причта вследствие малопоместительности теплого придельного храма указом Великоустюжского духовного правления от 1 мая 1899 года за разрешено было холодный храм переделать в теплый, и в октябре 1899 г. были устроены две печки: одна в алтаре и другая в храме. 15 ноября 1890 г. начался сбор средств хлебом и деньгами, на постройку каменной церкви. По ходатайству священника Александра Рогова, для поддержания существовавшей церкви и для увеличения капитала для постройки новой каменной, прихожане приговором от 15 ноября 1890 г. охотно пожертвовали во владение церкви на вечное время мукомольную мельницу об одном поставе, находившуюся в 4-х верстах от церкви на речке Волью, с условием, что необходимые по мельнице работы, кроме плотнической, во всякое время года по повестке церковного старосты выполнять натурой обществом, а также, во время перестройки амбара, лес обязались доставлять из крестьянских дач натурой. Вследствие ветхости мельницы и запущенности механизма, согласно данному обязательству, прихожане в продолжении двух лет в 1893 и 1894 годах под руководством специального мастера унтер-офицера Димитрия Мельникова, нанятого причтом с согласия прихожан, устроили новую мельницу о двух поставах и на новом месте. Мельница, учитывая строевой материал, работы, железо и прочие принадлежности стоила до 1200 рублей. Мельница была пущена в действие 1 ноября.

http://sobory.ru/article/?object=15143

Этот сборник составил игумен киевского Михайловского монастыря Нафанаил, который в предисловии отмечал, что когда-то сам учился в латинских иезуитских школах, а теперь, искупая грех, желает обличить латинян. Труд этот был также далеко не оригинален. Основу " Книги о вере " составили главы из " Палинодии " все того же Захарии Копыстенского, еще в ту пору ненапечатанной. Направленность этой книги была, в отличие от предыдущей, более антикатолической и антиуниатской. Примечательно, что " Книга о вере " , составленная в Киеве и присланная в Москву по просьбе Стефана Вонифатьева, содержала в своем составе такие документы, как, например, исповедание веры, произнесенное в Риме перед папой Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем. В 1649 г. был напечатан в Москве Малый Катехизис митрополита Киевского Петра Могилы, ранее изданный в Киеве и Львове, а теперь переведенный на церковно-славянский язык. Эта книга также пользовалась позднее огромным авторитетом у старообрядцев, которые в целом были настроены враждебно по отношению к малороссийской печатной продукции. Была также подготовлена " Кормчая " (1650 г.), хотя в свет она так и не была выпущена при Иосифе. Два года еще шла работа над поправками к ней, и свет она увидела лишь при Никоне, в 1652 г. Среди справщиков, которые трудились во время Патриаршества Иосифа над исправлением книг, следует назвать в первую очередь имена иеромонаха Иосифа Наседки (бывшего протопопа Ивана), Черниговского протопопа Михаила Рогова. Над справой трудились Андронниковский архимандрит Сильвестр, Александро-Невский протопоп Иоаким и некоторые другие, в числе которых встречались и образованные миряне. За справщиками в это время наблюдали протопоп Стефан Вонифатьев и его ближайшие сподвижники - Казанский протопоп Иван Неронов и протопоп Аввакум Петров. Именно они выступили неумеренными ревнителями двуперстия, которое стало особо подчеркиваться во всех книжных изданиях той поры как единственно правильная форма крестного знамения. Повсеместно, начиная с " Книги о вере " перепечатывался апокриф " Феодоритово слово " о двуперстии, заимствованный из " Большого Катехизиса " Лаврентия Зизания, где, впрочем, на самом деле речь шла о трехперстии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436317/

В праздничном богослужении, которое возглавили митрополит Минский и Заславский Вениамин и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, приняли участие архипастыри, наместники и настоятели монастырей Казанской епархии, благочинные церковных округов, священнослужители, сопровождающие архиереев, прибывших на торжества в Казанскую епархию. Песнопения исполнили хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы под управлением регента Никона Жилы, архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко. За Литургией молились прихожане казанских храмов и паломники. Праздничное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Татарстан — Новый век», на портале «Православие в Татарстане» (tatmitropolia.ru) и в паблике «Православие в Татарстане» социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/tatmitropolia). Молившиеся вознесли сугубые прошения об упокоении души архиепископа Иеремии, участвовавшего в обретении Казанского образа Царицы Небесной, и митрополита Феофана (Ашуркова), трудившегося над воссозданием Казанского собора. Проповедь перед причастием произнес ректор Казанской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко. В завершение архипастыри и священнослужители совершили славление Божией Матери перед Ее чтимым Казанским образом. Митрополит Кирилл и митрополит Вениамин поздравили верующих с главным праздником Казанской земли. К концу богослужения в Казанский кафедральный собор прибыл Государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев. Первый президент Татарстана тепло приветствовал верующих, рассказал об этапах воссоздания Казанского собора, о возрождении других святынь, которое ныне осуществляется при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова. Государственный советник РТ поблагодарил за поддержку Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла и пожелал, чтобы продолжалось соработничество Церкви, власти и общества в деле возрождения святых мест Казанского края.

http://radonezh.ru/2022/07/22/v-stolice-...

– Еще как сделаю, Андрей Ананьич. Вот так сделаю, – она выдернула из кобуры револьвер и выстрелила в большую семейную фотографию на стене. Все ахнули, вскрикнули, Агарков просто окаменел, Грунин револьвер едва уха его не касался. А Марья Антоновна после вскрика и оцепенения бросилась к фотографии: лица молодого князя, еще мальчика, не было – разворотило пулей, между серьезными родителями сидело в матроске нечто безголовое, от дыры с черными краями ломаными молниями разбегались трещины в стекле. Забыв про все, Марья Антоновна кинулась к Груне: – Ты… дрянь!.. чернавка!.. В полушаге от направленного на нее ствола револьвера остановилась, замерла. Ухмыляющиеся губы Труни проговорили: – Завтра в восемь ноль-одна вы получите такую же пулю себе в голову. Вы теряете время, Андрей Ананьич. Считайте себя тоже заложником, скроетесь – все равно найду. – Теперь я верю в это, товарищ Аграфена, – сказал Агарков одеваясь. – Я не буду скрываться. Я могу идти? – Давно пора, я же сказала – время теряете. За то, что случилось чуть позже, Груня до конца дней возненавидела Рогова: явился гонец от него и передал ей срочный и категоричный приказ явиться на Скобелевскую площадь, в бывший генерал-губернаторский дом по каким-то неотложным делам. Груне совершенно было наплевать – каким, все дела ей ерундой казались, одно дело было сейчас в ее жизни – князя молодого дождаться. По телефону Загряжских она разыскала Рогова и стала орать в трубку: – Да какие там дела, рехнулся ты… я князя Ивана жду, вот что… Да, да – без меня обойдетесь… Я должна… не понимаешь?! Да знаю я ваши два часа, пока все соберутся – пять пройдет… да… да… хрен ты бревногубый, вот что! – и Груня свирепо бросила трубку на рычаги. Наговорила кучу угроз своим орлам на случай, если князя без нее упустят, и умчалась на Скобелевскую. Тоскливо и безмолвно выла ее душа от скверного предчувствия, и усиливало это чувство явившееся ощущение, что не зря, не просто так сорвали обстоятельства важнейшее дело, что вновь ненавистная сила, ни от кого не зависящая, неотвратимая, устроила так… “Застрелю гада”, – такая мысль металась по всему ее нутру, пока сама она металась по лестницам губернаторского дома, разыскивая Рогова, его же и имела она ввиду.

http://azbyka.ru/fiction/glub-tryasina/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010