625 Круглов А. Участие немцев в спасении евреев в Украине в 1941–1944 гг.//Холокост на территории СССР. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. I. С. 48. 628 История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1997. С. 221; Рогова А. Указ. соч. С. 126; См.: Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2002. 630 Украина. Евреи Украины в годы Второй мировой войны (1939–1945)/Электронная еврейская энциклопедия. 634 История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. С. 221; Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; Научно–информационный бюллетень «Холокост». Москва. Июнь 2011. (2). С. С. 13. 636 Джеррольд М. Пост. Психологические и исторические основы антисемитизма И Антисемитизм: концептуальная ненависть: Сборник, посвященный Симону Визенталю. М., 2010. С. 199; Шорников П. Указ. соч. С. 41; Суровцев О.А., И.А. Альтман. Румыния И Холокост на территории СССР. Энциклопедия. С. 879–881; См.: Фадеева И. Еврейские общины в Дунайских княжествах И Еврейское слово. 2008. 11 (381). 639 Стефан (Стоян Поп Георгиев Шоков), экзарх Болгарской Православной Церкви. Родился в 1878 г., обучался в Киевской Духовной академии, Протестантском университете в Женеве и Католическом университете во Фрибуре, преподавал на богословском факультете Софийского университета, в 1922 г. занял Софийскую кафедру, в 1926 г. стал членом Священного Синода. Считал себя духовным сыном экзарха Иосифа I и в области международной и внутриболгарской деятельности стремился следовать его заветам. С начала 1920–х гг. являлся постоянным участником ежегодных всемирных церковных конференций, затем стал членом Всемирного союза за мир от Болгарской Церкви, участником работы Международного Красного Креста. В 1930–е гг. он уже был признанным авторитетом в международном христианском миротворческом и экуменическом движениях, в деятельность которых, стремясь «прорвать изоляцию», активно включилась Болгарская Церковь . В 1938 г. возвратил польскому правительству пожалованные ему в разное время ордена, протестуя таким образом против происходившего в то время активного преследования Православия в Польше, в том же году опубликовал воззвание в защиту гонимой в СССР Русской Православной Церкви. В январе 1945 г. избран экзархом Болгарской Церкви, 8 сентября 1948 г. освобожден Синодом от этой должности. Политбюро ЦК Болгарской рабочей партии (коммунистов) 18 ноября приняло решение о его принудительной отправке к указанному месту жительства. 24 ноября 1948 г. он был насильно выдворен в с. Баня Кардовской околии, лишен права свободного передвижения и возможности совершать богослужения. В с. Баня Владыка Стефан жил в ссылке до своей кончины 14 мая 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко и хор духовенства Казанской епархии под управлением протоиерея Иоанна Барсукова. За Литургией молились монашествующие Казанской епархии, прихожане храмов столицы Татарстана и паломники. Праздничное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» , на портале «Православие в Татарстане» и на странице  «Православие в Татарстане» социальной сети «ВКонтакте». Молившиеся вознесли сугубые прошения об упокоении души архиепископа Иеремии, участвовавшего в обретении Казанского образа Царицы Небесной, и митрополита Феофана (Ашуркова) , трудившегося над воссозданием Казанского собора. Также были вознесены молитвы о игумении Рахили (Ершовой), сестрах Казанской Богородицкой обители, почивших архипастырях Казанских. Верующие сугубо молились о российском воинстве, мире, страждущей Украинской Православной Церкви . Проповедь перед причастием произнес архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. По окончании Литургии было совершено славление Божией Матери перед Ее чтимым Казанским образом. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа передал духовенству и мирянам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выразил благодарность митрополиту Кириллу за радушие и гостеприимство. К концу богослужения в Казанский кафедральный собор прибыли раис Республики Татарстан Рустам Минниханов и государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Митрополит Кирилл приветствовал гостей и поздравил верующих с праздником: «Дорогие Преосвященные владыки! Глубокоуважаемый Рустам Нургалиевич! Глубокоуважаемый Минтимер Шарипович! Дорогие друзья, отцы, братья и сестры! Поздравляю всех вас с праздником, с днем любви Божией Матери ко всем нам грешным, недостойным, несчастным, но облагодетельствованным любовью Самой Пресвятой Девы Марии. Испокон веков в этот праздник тысячи людей приходили к Божией Матери, чтобы помолиться у Казанского образа, постоять у святого алтаря, попросить о поддержке для себя, своих близких и всего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/6044328.ht...

Сегодня мы молились о стране нашей Российской, о земле Казанской, о тех, кто живет здесь. Мы возносили молитвы о том, чтобы в Казанском крае крепкой была православная вера, чтобы в мире и согласии жили все, кто проходит здесь свой земной путь». Митрополит Александр также поблагодарил митрополита Кирилла за приглашение разделить радость молитвы в святой для Казанской земли день. Во внимание к трудам по развитию взаимоотношений между Православной Церковью Казахстана и Татарстанской митрополией и в связи с 60-летием со дня рождения глава Казахстанского митрополичьего округа вручил митрополиту Кириллу орден «Ынталы ызмет шih» («За усердное служение»). На молитвенную память Казахстанский архиерей передал владыке Кириллу образ священноисповедника Николая (Могилевского), который особенно почитается на земле Казахстана. Накануне, 16 октября, в Казанском соборе Богородицкого мужского монастыря в столице Татарстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил молебен с чином освящения созданного специально для Казахстанского митрополичьего округа списка «мера в меру» Казанской иконы Божией Матери. За богослужением молились митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, духовенство Астанайской и Казанской епархий, прибывшие из Казахстана паломники, жители Татарстана. Перед началом молебного пения глава Казахстанского митрополичьего округа приветствовал собравшихся. Митрополит Кирилл обратился к Предстоятелю Православной Церкви Казахстана с ответным словом. Молебен с чином освящения копии Казанского образа Божией Матери совершался перед возвращенным в Россию из Ватикана чтимым списком явленной в 1579 году чудотворной иконы. Митрополиту Александру сослужили наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский) и ключарь храма мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в городе Москве — Представительства Казахстанского митрополичьего округа иерей Сергий Неретин. Песнопения исполнил архиерейский мужской хор Казанской епархии под управлением Дениса Рогова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5853945...

Всего в педагогической конференции приняли участие более 100 представителей научных сотрудников, учителей и священнослужителей. Никого эти трогательные показательные уроки не оставили равнодушными. В тот же день в школе состоялся круглый стол и итоговое заседание, которое возглавил митрополит Ириней. В своем слове он выразил надежду, что все принятые педагогические принципы будут в скором времени воплощены в системе образования, призвал Божие благословение на всех участников и пригласил на следующий форум. Особую благодарность владыка выразил организаторам чтений, которые уже на протяжении пяти лет стремятся донести до украинского общества голос и мнение Церкви как носительницы и хранительницы Истины. По благословению предстоятеля УПЦ блаженнейшего митрополита Владимира они были награждены высокими церковными наградами: ректор ДГФА Наталья Ивановна Редина – орденом великомученицы Варвары II степени, заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин ДГФА Владимир Павлович Капитон – орденом равноапостольного князя Владимира III степени, ректор ДОИППО Михаил Ильич Романенко – орденом Нестора Летописца III степени. Медалями равноапостольного князя Владимира были отмечены Людмила Леонтьевна Базилевская, Борис Владимирович Братанич и протоиерей Георгий Вольховский. Заведующая методическим кабинетом Отдела образования и катехизации Днепропетровской епархии Елена Георгиевна Рогова награждена медалью «Харьковский Собор – 15 лет», а директор средней школы 89 Ольга Федоровна Енакова – благословенной архиерейской грамотой. После вручения церковных наград владыка поблагодарил их за их благородный труд по воспитанию детей и пожелал дальнейшего продолжения начатого пути в сфере христианского образования. В конце круглого стола участниками единогласно был принят итоговый документ, в котором подчеркивалась польза подобных встреч и дискуссий и наметилась тема следующих чтений – «Православие и мораль». Также в одном из пунктов преамбулы заключительного документа от кафедры гуманитарных дисциплин ДГФА, где ежегодно проходят чтения, было высказано предложение о возведении на территории академии православной часовни на добровольные пожертвования сотрудников и студентов.

http://pravoslavie.ru/1040.html

Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия//Православный палестинский сборник. 1895. Т. XV. Вып. 1 (43 выпуск). Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. Каптерев Н.Ф. Церковно-обрядовые реформы Никона//Богословский вестник. 1908. Т. 3. Карамзин Н. М. История государства российского. СПб., 1830—1831. Т. I—X. Карлович В.М. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. Т. I—III. М.-Черновцы, 1881—1886. Карташев А. В. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П. Б. Струве. Прага, 1925. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959. Т. I—II. Кириллов И.А. Третий Рим (Очерк исторического развития идеи русского мессианизма). М., 1914. Кириллов И.А. Правда старой веры. М., 1916. Кириллова Книга: Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиеп. Иерусалимского на ocмiй век (тщанием о. Мих. Рогова). Москва, Печатный Двор, 1644. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV и в первой половине XVI вв. М., 1960. Ключевский В. О. Сочинения. Т. I—VIII. М., 1956—1959. Книга о вере святой истинной и православной и освященной церкви восточной (издана тщанием о. Ст. Вонифатьева). Москва, Печатный Двор, 1648. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина. СПб., 1888 (ПДПИ. Т. LXX). Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование. Киев, 1906. Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. 1881. 9—10. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Изд. 4-е. СПб., 1906. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I-4. М., 1954-1976. Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина/Ред. С.Г. Томсинский. М.-Л., 1931 Лексинский летописец. См.: Материалы к изучению русского сектантства и старообрядчества/Ред. В. Бонч-Бруевич. СПб., 1908. Т. I. С. 314 и сл. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1895. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Киев, 1893.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

началось не позднее XI в. В 60-х гг. его почитали в Киеве, о чем свидетельствует упоминание о В. в «Сказании о Борисе и Глебе» как об образце, к-рому хотел следовать св. Борис. Сохранилась служба святому в составе Новгородских служебных Миней 1095 г. Достаточно рано стало известно и слав. Житие В. в его древнерус. разновидности, неск. отличной от текста хорват. списков (т. н. Востоковская легенда); его текст был использован при создании краткого жития, вошедшего в состав древнейшей редакции древнерус. Пролога, и сказания о перенесении его мощей, также включенного в Пролог. Днями памяти В. были на Руси, как и в Чехии, 28 сент.- день убийства, когда читались служба святому и его проложное житие, и 4 марта, когда читалось сказание о перенесении мощей. Памятники, связанные с В., послужили лит. образцами при создании «Сказания о Борисе и Глебе». В XVI в. слав. Житие В. было включено в состав Четьих-Миней митр. Московского Макария. Только в древнерус. списках сохранилась «Вторая старославянская легенда о св. Вячеславе» («Легенда Никольского»). В росписях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры и Софийского собора в Вологде 80-х гг. XVII в. В. изображен седовласым старцем, у иконописцев того времени были уже смутные представления о житии святого. Б . Н . Флоря Почитание В. в католической Церкви Память празднуется 28 сент. (в Пражском, Краковском и ряде др. еп-ств - с октавой 5 окт.); в нек-рых еп-ствах отмечается также перенесение его мощей (4 марта; во Вроцлаве - 5 марта), а в Пражском - обретение мощей (27 июня). В 1333 г. в базилике св. ап. Петра в Риме был воздвигнут алтарь во имя В. В 1381 г. Пражский архиеп. Иоанн (Енштейн) учредил праздник для еп-ств Бамберг, Майсен, Регенсбург. В 1670 г. декретом папы Климента X праздник в память В. стал общецерковным и был причислен к разряду semiduplecis (полупраздничных), но до 1729 г. совершался по усмотрению местного епископа (ad libitum). Ист.: Fontes rerum bohemicarum/J. Emler. Pragae, 1873-1882. T. 1-3; Sbornik staroslovanských literarnich památek o sv. Václavu a sv. Ludmile/J. Vajs. Praha, 1929; Blaschka A. Die St. Wenzels-legende Kaiser Karls IV. Praha, 1934. Weimar, 1956; Devos P. Le dossier de S. Wenceslas dans un manuscript du XIII siècle//AnBoll. 1964. Vol. 81. Р. 87-131; Сказания о начале Чешского гос-ва в древнерус. письменности/Предисл., коммент. и пер. А. И. Рогова. М., 1970; Laurentius. Passio s. Wenceslai regis//MGH. Quellen z. geistes Gesch. d. Mittelalters. Weimar, 1972. Bd. 7. S. 23-42; Kristiánova legenda/J. Ludvíkovský. Praha, 1978.

http://pravenc.ru/text/161181.html

Из этого видно, что Аввакум прибыл в Москву в 1652 г. уже после смерти п. Иосифа, а по другим данным – пред самым возвращением Никона из Соловков. Характерна и отметка в приказной книге, что Аввакум собрал деньги «сверх указных пошлин»; этими излишними поборами Аввакума и объясняется неудовольствие против него в Юрьеве-Повольском со стороны местного духовенства, народа и особенно женщин, «которых он унимал от блудни», обнаружившееся в местном против него бунте, побиении его батожьем и заставившее его вскоре через 8 недель всей жизни в Юрьеве-Повольском бежать в Москву (Матер. для ист. раскола т. V стр. 16–17, 123). 129 Кн. 31 л. 48, 341. В мае 1649 г. Наседка назван уже «бывшим ключарем» (кн. 39 л. 656); к этому времени он овдовел, по обычаю времени не мог оставаться на священнической службе при соборе, с февраля 1651 г. помещен на жительство в приказной избе печатного двора (Румянцева «о зданиях печатного двора» стр, 12 и примеч. 61), когда стал получать и годовое жалованье прямо по высшему тогда окладу справщика в 50 р. (Кн. 49 л. 92); в июле постригся в монахи и оставался после Рогова главным справщиком до сентября того же 1651 года. 131 Старец Савватий на печатном дворе с сентября 1635 г.(Кн. 34 л. 2, 51 л. 3.), Мартемьянов с марта 1640 г.(Кн. 33 л. 5 и 133; 37 л. 90 и 51 л. 3 об.). Афанасьев с 29 декабря 1641 37 л. 91, 51 л. 4); первые два получали годовой оклад по 35 р., последний в 30 р. 132 Приведенный нами список иосифовских справщиков исправляет список их, приведенный м. Макарием в истории русской церкви (XI стр. 126); в последнем указаны три лица, небывших справщиками при п. Иосифе, а именно: протопоп Иоаким, бывший до Иосифа, старцы Евфимий и Матфей, справщики уже никоновские, и опущено имя одного Иосифовского справщика Силы Григорьева. 135 Такие дополнения сделаны в издании службы и житии св. Николая Чудотворца (1643 г.) учебных псалтирей (1645, 1648 и 1651), канонника (1646 г.), октоиха (1649 г.) и следованных псалтирей (1649 и 1651.) Родосского «Опис. старопеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Богослужение посетили: председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев; председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин; начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны РФ В.В. Герасимов; мэр г. Казани И.Р. Метшин; председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль хазрат Самигуллин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Духовного управления мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов; митрополит Московский и всея Руси Корнилий и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Русская Православная Старообрядческая Церковь); представители государственных структур и общественности, члены Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан За Литургией молились председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   В.Р. Легойда , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин , благотворители и строители воссозданного собора. Богослужебные песнопения исполнили архиерейский смешанный хор Благовещенского собора Казанского кремля под управлением Марины Литвиненко и архиерейский мужской хор Казанского Богородицкого монастыря под управлением Дениса Рогова. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Татарстан — Новый век», «Союз» , «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на портале «Православие в Татарстане» . Часть верующих молитвенно участвовала в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря. Трансляцию комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.

http://patriarchia.ru/db/text/5830483.ht...

Ответ священника. Как говорить с Богом? Почему христианин должен молиться по молитвослову, можно ли молиться своими словами? На вопрос отвечает священник Александр Зорин , клирик храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Узком, Москва. Фото из архива автора. Ил: Кадр из м/ф «Мой зеленый крокодил»//Фома. - – март 2009. – С.31. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Ответ священника »). ЛЮДИ (раздел). – С.32-67. Наталья Варлей . « Проклятых» ролей не бывает, или Как общение перерастает в любовь . Записала Елизавета Киктенко . Фото Владимира Ештокина и из архива Натальи Варлей//Фома. - – март 2009. – С.32-35. – (раздел « Люди »). Реклама : С.36-39. Семейный совет: Вопрос – ответ: Домоводство вместо математики? Как воспитать дочерей «ориентированными на семью»? Спрашивает Ольга Просветова . Отвечает священник Константин Слепинин , клирик церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, Санкт-Петербург//Фома. - – март 2009. – С.40. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Вопрос – ответ »). Заместители воспитателя. «…Мне хотелось бы, когда я дома, чтобы старшие/дети/не вмешивались в воспитательный процесс, но боюсь привить им равнодушие к проблемам младших». Спрашивает Татьяна Рогова . Отвечает психолог Лилия Филимоненок , Санкт-Петербург//Фома. - – март 2009. – С.40. - (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Вопрос – ответ »). Юридическая консультация: Совместно с рубрикой «Вопрос – ответ» сайта Милосердие.ru. На вопросы отвечает юрист Александр Морозов. Согласно статье 50 Жилищного кодекса РФ, при вселении супруга, детей и родителей не требуется соблюдение учетной нормы жилой площади… //Фома. - – март 2009. – С.40. - (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Юридическая консультация »). Полезные сети: www.azbyka.ru . Православная энциклопедия «Азбука веры». Это несколько тысяч книг и статей, расположенных в пяти основных разделах: «Смысл жизни», «Нравственность и духовность», «Чем отличаются религии», «Христианство», «Церковь – практика веры». Здесь же находится сайт петербургского священника Константина Пархоменко , известного своими книгами и выступлениями на радио и телевидении//Фома. - – март 2009. – С.40. - (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Полезные сети »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-71-m...

Узнав о случившемся происшествии, архимандрит Виссарион (который находился тогда в Спасо-Каргопольском монастыре) тотчас же послал Спасского монастыря иеромонаха Серафима и испуганного, несчастного, в то время находившегося в монастыре, псаломщика Маркела – тщательно узнать о случившемся, которые 3-го марта были уже в Лекшмозерской волости и Наглимозерской пустыни. Забранные ими сведения, записанный на двух бумагах, приводим здесь: 1) «1755 году, марта 3 дня, по наказу Каргопольского Спасова монастыря иеромонаху Серафиму ехать в приписную ко оному Спасову монастырю в Аглимозерскую пустыню для того, что известно учинилось: во оную пустыню внезапно незнаемые люди многолюдством наехав, в тое пустыню (и) людей, скот и протчее, что ни было монастырского заводу, пограбили, увезли неведомо куда; и велено просить посторонних людей для свидетельства. Приехав в Лекшмозерскую волость, взял тое волости для свидетельства старосту Василья Поповых с посторонними людьми. Приехав в Аглимозерскую пустыню и во оной пустыни только живущих людей псаломщика Маркела Иванова невестка, а другие люди все вывезены. И оная невестка сказала: приехали де к нам в нощь незнаемыя люди и с ними был Чемленского монастыря монах Феодорит. И оне пришед в избу людей наших всех разлучили, и перевязали, и смертно били, и по клетям сами ходили и что было – то все выбрали, и воробью казенную с крепостями и с казной монастырской денежной, а именно: тритцеть рублев восмидесять копеек, и другие коробьи с нужными потребами монастырскими и трех лошадей, с уздами и хомутами, и трои сани, двои вожжи заечьи (морского заяца) с крюками, три ужища сенные, сохи, косы, и топоры, и железа два пуда, якорь, и ключей церковных и амбарных – в сыску не явились: в церковь , к Трем Святителям попасть и в анбар – не можно. А сами оне, незнаемые люди, говорили монаху Феодориту, словесно пустыню отводили как с хлебом и скотом: «Архимандриту де до той пустыни дела нет». И в том сию записку учинили и в рукоприкладстве подписуемся: к сей записке вместо старосты Василья Поповых и крестьян Андрея Поповых, Егора Рогова, по их прошению, и за себя пономарь Иван Яковлев руку приложил, Лекшмозерской волости при церкви правящий дьяческую должность Михайло Григорьев при свидетельстве у оной записки был и своеручно подписуюсь. (Подлинник: поллист, согнутый пополам, ¼ – порожняя).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010