По инициативе царя новгородская практика пения праздничных гимнов была распространена и на московские храмы. Именно с его желанием перенести на московскую почву новгородские новшества, по-видимому, было связано приглашение в царский певческий хор Федора Крестьянина и Ивана Носа, учеников новгородского мастера пения Саввы Рогова. В XVII веке помнили, что эти выдающиеся мастера работали для царя «в любимом его селе, в слободе Александрове». Здесь Иван Нос «триоди роспел и изъяснил». Царь сам охотно пел со своими певчими. В рассказе об освящении главного храма в Никитском Переяславском монастыре читаем: «На заутрени первую статью сам благочестивый царь чел и божественныя литургия слушал и крестным петием со своею станицею. Сам же государь пел на заутрени и на литоргии». Наконец, в составе «Стихираря» первой половины XVII века, принадлежавшего головщику (главе хора) Троице-Сергиева монастыря старцу Лонгину, сохранились и собственные сочинения Ивана IV для хорового пения. (Над ними в рукописи заголовки — «Творение Иоанна деспота российского», «Творение царево».) Это — стихиры на праздник преставления митрополита Петра и на праздник Сретения иконы Владимирской Божьей Матери Исследователи отмечают мажорные, радостные интонации этих произведений, прославляющих одного из патронов Москвы и московской митрополичьей кафедры и чудесное вмешательство Божьей Матери, некогда оградившей Московское княжество от нашествия войск Тимура. Вероятно, эти стихиры создавались в 50-е годы в обстановке подъема, связанного с победами над мусульманскими царствами. По своей эмоциональной интонации от них заметно отличается «Канон Ангелу Грозному воеводе», созданный, очевидно, в более поздние годы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев убедительно показал, что автор канона, укрывшийся под именем «Парфения уродивого», в действительности является царем Иваном IV. Архангел Михаил, главный персонаж канона, неоднократно упоминается на страницах прозаических сочинений царя как невидимый предводитель русского православного воинства в его борьбе с силами, враждебными православию.

http://sedmitza.ru/lib/text/438941/

Сложившаяся экономическая и политическая ситуация не позволяла, как прежде, готовить будущих сотрудников за счет средств миссии. Теперь учащиеся должны были оплачивать квартиру, питание, учебники, учебные пособия и одежду, т. е. быть на полном собственном обеспечении, а Миссия брала на себя организацию учебного процесса. В сохранившихся архивных документах, к сожалению, не отражено, сколько времени проводились занятия в псаломщическом классе и состоялся ли хотя бы один выпуск. Каменное здание мужской второклассной школы сохранилось до наших дней. Здесь сейчас размещается физико-математический факультет Горно-Алтайского университета (Социалистический проспект, 26). Первоначально здание было одноэтажным. Но по причине тесноты (в школе до революции обучалось более ста детей и там же находилась квартира учителя) в 1915–1916 гг. было высказано намерение надстроить второй деревянный этаж. Однако осуществить это удалось только после революции, когда миссионерская школа была уже упразднена, а вместо нее учреждена Улалинская смешанная земская гимназия 403 . Деревянное здание женской школы в середине 1990-х гг. было уничтожено пожаром. В отчете Алтайской миссии за 1916 г. 404 говорится о строительстве еще одной улалинской школы – имени митрополита Макария (Невского) , бывшего миссионера и наиболее значительного благотворителя миссии в начале ХХ в. И действительно, школа была открыта в заречной части Улалы. Этот район был отделен от церкви и школ рекой Майма. Мост тогда еще отсутствовал, и в осенний и весенний периоды учащимся этого района было крайне затруднительно попадать в центральные миссионерские школы. В заречной части перед революцией проживало около 600 человек, в том числе 100 детей школьного возраста. План для строительства будущей школы был представлен на утверждение начальнику Миссии епископу Иннокентию благочинным иереем Павлом Сорокиным 24 января 1915 г. 405 Уже тогда рассматривались кандидатуры учителей планируемой школы. Поначалу была назначена учительницей Евдокия Рогова, но она умерла. Затем благочинный о. Павел Сорокин предлагал кандидатуру учителя Алагызова 406 . Последний, видимо, отказался от этой должности. В конце концов первой и единственной преподавательницей школы им. митрополита Макария стала жена о. Павла – Александра Сорокина 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

  Церковь молится — мы слышим в храмах постоянно это прошение — «о здравии и спасении», не отделяя одно от другого. Увы, многие молящиеся отделяют. И в этом, наверное, коренная причина всех наших бед. Разве не говорит Господь каждому исцеленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»? В то же время больные обращаются за помощью не только в Церковь, но и к врачам. Л.И. Рогова, г. Псков С точки зрения медицины, мы говорим об исцелении, когда констатируем, что жалобы, симптомы, разного рода отклонения исчезли. Больного ничего не беспокоит, врач не находит признаков болезни. Но исцеление не всегда возможно. Следует даже сказать, оно бывает только время от времени. Медицина может только подлатать. Речь идет прежде всего о выяснении состояния здоровья, о диагностике, и только потом — о помощи. Более о поиске приемлемого компромисса, нежели о полном исцелении. Это «исцелить» означает одновременно намного меньшее и намного большее, чем просто исцеление. Больные не всегда ищут исцеления именно в таком смысле. По мере того как болезнь становится все более серьезной, сознательно или бессознательно больной ищет скорее приспособления к новым условиям, восстановления равновесия, нарушенного недугом, внутреннего единства с самим собой. Он ищет скорее спасения, чем исцеления. Исцеление и спасение могут не совпадать. Исцеление не гарантирует спасения. Быть спасенным не означает физического, психического или социального благополучия. Можно быть спасенным, несмотря на физические, психические или социальные страдания. Спасение означает, что человек признает страдания и поражения как часть жизни. Спасение превосходит благополучие или физические, психические и социальные страдания. Это духовное благополучие. Внешние обстоятельства могут способствовать спасению, но зависит оно от самой личности человека, от его восприятия болезни и здоровья, которые открывают или не открывают ему новую реальность. Об этой новой реальности и молится Церковь, произнося прошение «о здравии и спасении».

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

К проектированию планов-фасадов храма привлекли губернского архитектора А. Е. Турмышева. Проект храма был утвержден 14 июня 1849 года, и в Нестиаре сразу же началась заготовка всевозможного строевого леса, кирпича, железа. Весной 1850 года в Нижний Новгород сообщалось, что необходимый материал заготовлен «и самые рабочие заподряжены». Для окончательного определения места летом того же года в Нестиар выехал землемер, который по возвращении в Нижний Новгород констатировал, что храм будет стоять «близ имеющейся там часовни на пространстве 50 квадратных сажен, которое с северной и с южной стороны граничит с обывательскими домами, с восточной – с церковною селитебною, назначенною к вырезке землею, а с западной – озером Нестиаром». Но из-за финансовых трудностей дело приостановилось, тем более, что в декабре 1852 года, старый помещик продал Нестиар голландцу Стобеусу Николаю Яковлевичу, который согласился вместо деревянной возвести «в деревне Нестиаре церковь каменную, принимая на себя всю хозяйственную отчетность». На сей раз к проектированию храма привлекли одаренного архитектора Н. И. Ужумедского-Грицевича, внесшего в художественное решение фасадов существенные изменения. Нижегородская же Строительная комиссия при этом потребовала от автора проекта личного присутствия при особо ответственных актах: при закладке фундаментов, при выведении сводов, при установке иконостаса и окончательной отделке интерьеров. Летом 1859 года Нижегородский епископ Антоний выдал в Нестиары антиминс, а 11 августа храм был освящен в честь Николая Чудотворца. К новопостроенному храму были приписаны близлежащие деревни: Заозерская, Быстрец (Рогова), Клюкино, Никонова, Завод и другие – более полутора тысяч прихожан! Н.Ф. Филатов, руководитель научно-исследовательского центра «Нижегородский край», член-корреспондент Славянской академии наук. Легендарное Нестиар-озеро. Газета «Понедельник», 24 (186) от 09 июня 1995 года, сс. 6 -7. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=10934

Каждый день народ толпами исповедовался или приобщался святых тайн. По 1 августа умерло от холеры 87 душ муж., 124 жен., и сверх того в госпитале 196 человек. Между тем в тоже время угрожал голод. Хлеб от невыносимых жаров засох; уцелевшая часть ржи не была в свое время убрана, – народ, пораженный ужасами смерти, как бы забывал о житейских делах. Открылся крайний недостаток в продовольствии и особенно в овощах. С января 1849 г. явилась цинга, в феврале и марте целые семьи были больны с ног до головы. Часто случалось видеть мать в ранах, окруженную малютками больными, и дети грудные, которых не отлучали от больных матерей, непременно умирали. Всех умерших от скорбута было 153 муж., 125 жен., из 1804 муж., 1788 жен., и сверх того в госпитале умерло 412 человек. По ведомостям показано прихожан: в 1830 г. 932 муж., 957 жен.; в 1850 г. 1762 муж.. 1625 жен. ОСИНОВАЯ Осиновая – при реке Айдаре. По правом берегу Айдара тянутся гряды гор, прерывисто каменистых и меловых, кой где и поныне покрытых лесом, а левый берег отлогий, с прекрасными лугами и хлебородной почвой. Однако первые поселенцы осиновой и хуторов ее: Рогова, Писаревки и других, (Рогов с 400 душами и Писаревки с 300 душами поныне остаются на своих местах, но другие переселены в слободы. Хутора по р. Камянке: Камянка, Донцовка, Плотина ныне Ново-Россошь, с 1791–1820 гг. преобразовались сами в слободы) переселились на правом берегу Айдары, под прикрытием гор, лесов и вод. Это одно показывает, что Осиновая населена черкасами не позже, как в конце XVII столетия, тогда как столько страшны были ногайцы и крымцы. О том, что она была в составе поселений Острогожского казачьего полка, мы уже сказали. Поныне еще видны в ней следы валов и рвов – остатки бывшей крепости, и по старым актам она называется городком осиновым и сотенным местечком. Еще прежде, чем явились здесь черкасы, уже существовал здесь Осиновый острог: «Лета 7152 Нояб. 20 (1643 г.) по Государеву Цареву и В. К. Михаила Федоровича всея России указу Усердским станичным головам, ездоком и вожем, ездити одною дорогод вниз по р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1921 г. в селе действовали клуб, изба-читальня, где работали А. В. Кисунин и П. В. Рогова; библиотека, заведующей которой была Екатерина Сергеевна Брусенина. В 1920-1930-е гг. действовала промартель " Судостроитель " , где занимались постройкой речных судов и деревообработкой. В 1924 г. в с. Сумки решено было открыть базар, а торговым днем сделать субботу. В 1925 г. Сумская школа стала двухкомплектной. В ней работали учителя А. П. Рогова, О. В. Симулина, В. А. Каменев. С 1938 г. школа стала семилетней, директором школы был А. П. Медницкий, в 1941-1945 гг. - М. А. Медницкая, в 1945-1950 гг. - П. Н. Никитин, в 1950-1956 гг. - С. И. Сусоколов, в 1956-1959 гг. - В. М. Капустин, в 1959-1960 гг. - Н. П. Березин, в 1960-1961 гг. - Т. И. Плахина. С 1962 г. школа стала восьмилетней. Долгое время в этой школе проработали учителями А. М. Чикова, Н. Я. Глушкова, Н. М. Кузнецова, В. А. Казакова, В. Я. Чеботаева, Н. А. Гаврилова, В. М. Голякова, А. А. Кисунина, А. Н. Казакова, В. А. Швецова, З. И. Казакова (заслуженный учитель школы Чувашской АССР), С. И. Сусоколов, Н. А. Чикова и др. В годы коллективизации в 1929 г. жители с. Сумки организовали колхоз " Красный май " . Организатором и председателем был В. А. Казаков, впоследствии ставший делегатом I съезда колхозников-ударников в г. Нижний Новгород. В том же году на р. Волга было сильное половодье, из-за чего несколько сельских домов и кузницу снесло водой, в результате в селе унесло водой несколько домов и кузницу. Летом 1930 г. на поле недалеко от с. Сумки посадила свой самолет француженка, которая совершала длительный полет. Почувствовав себя плохо, она совершила вынужденную посадку. Ее повезли в Юринскую больницу. В 1932 г. в селе открыли дом для инвалидов и престарелых, где вначале жили 30-40 чел. Под дом инвалидов в 1934 г. был передан бывший дом Красина. В 1939 г. Сумская церковь была закрыта. Здание превратили в зерносклад. В декабре 1945 г. по просьбе 168 верующих прихожан села Богородице-Рождественская церковь вновь была открыта.

http://sobory.ru/article/?object=19845

На мой взгляд эти языки равноудалены от Бога. Поэтому я не считаю желательным введение богослужения на церковнославянском языке во всех Поместных Церквах. 7)Насколько я понял, читая Успенского, ЦСЯ никогда не был разговорным, т. е. он не то же, что и старославянский. По своему онтологическому статусу ЦСЯ одинаков в периоды первого и второго южнославянского влияния, но поскольку второй период связан с расцветом православной культуры на Руси, то здесь семя, заложенное Равноапостальными братьями, дало наибольшие плоды. 8)Так считаю не только я, об этом " кричит " рублевско-дионисиева иконопись, роспевы Феодора Крестьянина и Василия Рогова, творца знаменных, строчных и демественных песнопений. Ответить свящ. Феодор Людоговский 01 февраля 2010г. 01:22 1) Если воспринимать данную Вами дефиницию языка в качестве классического определения через род и видовое отличие, то получается следующее: Язык это такой умно-энергийный образ (=символ) бытия, который, в отличие от прочих умно-энергийных образов (=символов) бытия, онтологически неотделим от самого бытия. Нам осталось только выяснить, что такое 1)  " умно-энергийный образ бытия " (="" ) и 2) " онтологическая неотделимость от самого бытия " . Дальше, вероятно, будет проще. 2) Это не определение церковнославянского языка. 3) Никогда не думал, что мне случится цитировать катехизис. Что ж, извольте: " Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами " . Богодухновенность утверждается применительно к книгам, т.е к текстам. Богодухновенный язык - это contradictio in adjecto. 4) Вы теперь приравниваете ангельский язык к языку Божественному? Это интересно. 5) Вы оперируете слишком сложными понятиями, чтобы посредством цепочки простых силлогизмов прийти ко сколько-нибудь значимым выводам. Для начала: что такое культура? И как нам измерить степень ее близости к Богу? 6) Из Ваших слов следует, что исключительность церковнославянского языка не абсолютна: на один уровень с ним Вы готовы поставить языки древнееврейский, греческий, латынь.

http://bogoslov.ru/article/564281

Михаила Рогова и в 7161 году дан был им вкладом в Кандалажский Рождественский монастырь 419 . Назначение прот. Михаила в сибирские архиереи, о котором упоминается у г. Георгиевского , плохо вяжется с только что приведёнными известиями и есть в сущности лишь результат недосмотра описателя при ознакомлении с памятником. Приведём челобитную буквально – тем более, что она невелика, нигде до сих пор не была напечатана и, быть может, окажется пригодной в разъяснении загадочной судьбы злополучного издателя Кирилловой книги. „Царю государю и великому князю Алексию Михайловичи», всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьёт челом присный богомолец твой государев, Болшаго собора протопоп Михаил. Благоволил есть всемилосердый Господь положити на твоем великаго государя сердце, еже помиловати мя. Известил ми о сем благоутробии твоем болярин и оружейничей Богдан Матфеевич во время поставления в Сибирское государство на престол архиерейский преосвященнаго имя рек, яко ты, великий государь, по премногому своему милосердию восхотел еси дети мои —366— взяти в чины, им же доволни и угодни быти могут. И аз, о сем умилно возблагодарив всякых благ подателя и сирых питателя Бога, жду надеждно события неизменяемаго слова. Темже убо, к подножию ногу твоею всесмиренно припадая, молю, да на мое смиренное прошение с высоты престола твоего милостивным оком призриши и по истинному словеси твоему царскому, выну непременну сущу, дети мои в чин, в онь же тебе, великому государю, достойни явятся, устроити повелиш. Милосердый великий государь царь, смилуйся, пожалуй“ 420 ! Ясно, что в челобитной речь идёт не о назначении в сибирские архиереи протопопа Большого собора, а о том, что весть о служебном повышении детей своих последний получил на поставлении „в сибирское государство на престол архиерейский“ кого-то другого, предполагаем, Корнилия, хиротонисованного 24 июня 1664 года. Недостаточно внимательным отношением к делу со стороны описателя мы объясняем отчасти и тот недочёт в его книге, что документы, напечатанные им в приложении, являются как бы наружными придатками, не использованы автором, а между тем некоторые из них не лишены археологического интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богослужебные песнопения исполнял архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова и смешанный хор Казанской духовной семинарии под управлением учащихся регентского отделения КазДС Ксении Савочкиной и Полины Минеевой. После пения тропарей протодиакон Александр Спиридонов у гроба новопреставленного возгласил «Вечную память», а после чтения Евангелия — заупокойную сугубую ектению. Богослужение транслировалось на республиканском телеканале «ТНВ», православном телеканале «Союз» и портале «Православие в Татарстане». Проститься с митрополитом Феофаном в Благовещенский собор прибыли: президент Республики Татарстан Рустам Минниханов; губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов; губернатор Ульяновской области Сергей Морозов; первый заместитель министра экономического развития РФ Михаил Бабич; председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин; премьер-министр РТ Алексей Песошин; руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров; мэр Казани Ильсур Метшин; исполнительный директор Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ, заместитель председателя Государственного Совета РТ Татьяна Ларионова; первый заместитель главы МО г. Казани Денис Калинкин; муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин; епископ Казанский и Вятский Русской Православной Старообрядческой Церкви Евфимий; руководители ряда республиканских министерств и ведомств. После отпуста Литургии ко всем присутствующим со словом обратился митрополит Воскресенский Дионисий: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Иоанн! Уважаемый президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич! Дорогие собратья архипастыри, священники и диаконы! Высокие представители государственной власти! Дорогие братья и сестры! Мы собрались сегодня в этом храме, чтобы проститься с почившим владыкой Феофаном. Будучи христианами, мы знаем, что прощание — это относительное понятие. Прощаясь, мы одновременно знаем, что смерти не существует для верующего сердца. А в том, что владыка митрополит Феофан верил глубоко, горячо и действенно, нет никаких сомнений у того, кто его знал — в том числе, у Святейшего Патриарха, который в этот день молится со всеми нами о упокоении владыки и обращается ко всем нам со словами соболезнования и утешения».

http://patriarchia.ru/db/text/5724236.ht...

На восстановление Никольской трапезной церкви в 2010 - 2016 гг. было привлечено свыше 180 миллионов рублей (из которых около 150 миллионов составило бюджетное финансирование и более 30 миллионов - средства инвесторов). Во время своего пребывания в Богородице-Успенском мужском монастыре Предстоятель РПЦ также побеседовал с его настоятелем игуменом Силуаном (Г.Д. Хохиашвили) и монастырской братией, призвав, по сообщению патриаршей пресс-службы, насельников обители «к строгому следованию монашескому уставу, исполнению молитвенного правила, смирению и послушанию», и выразив надежду на то, «что и паломники, посещая монастырь, будут обретать подлинный опыт жизни в святоотеческом духе».(25) Вслед за этим Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проследовал в собор во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенный в 1896 - 1906 гг. в неовизантийском («русско-византийском») стиле по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского и входивший в комплекс Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (ныне - подворье Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря). На его возрождение в 2010 - 2016 гг. было привлечено более 360 миллионов рублей (из которых более 223 миллионов составило бюджетное финансирование и более 137 миллионов - средства инвесторов). Поклонившись раке с мощами святых, Предстоятель РПЦ возглавил в храме утреню всенощного бдения, в силу состава участников богослужения носившую особенно торжественный характер. Патриарху сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (В.В. Кедров), митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Н.Н. Васюков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (В.Т. Данилов), архиепископ Берлинский и Германский, временный управляющий Великобританской и Ирландской епархией Марк (М. Арндт), архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (И.И. Тимофеев), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), настоятель Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Г.Д. Хохиашвили), настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани игумен Пимен (С.А. Ивентьев), секретарь Казанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Казани, протоиерей В.М. Самойленко, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, секретарь ОВЦС Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, иерей Д.В. Сафонов и др.(26) Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии РПЦ под управлением регента Д.А. Рогова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010