19 Ляшевский С., прот. Русские православные церкви заграницей (Церковно-исторический очерк). С.1, 2//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Фонд «Liashevskii», коробка 2, папка 14. 20 Дамиан, архиеп. Дневник моего беженства с духовенством Царицынской епархии в гражданскую войну с августа 1919 г. С. 285. 21 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 2, 30. 22 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 15, 26-28. 23 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С.21, 25. 24 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 38-39. 25 Церковен вестник. 1921, 19-20. С. 12 (на болг. яз.). 26 За рубежом. Белград-Париж-Оксфорд (Хроника семьи Зерновых). Париж. 1973 С. 18. Николай Михайлович Зёрнов (1898-1980), русский философ, богослов, исследователь православной культуры, общественный деятель русской эмиграции, писатель. 27 Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Антония. Т. 5. С. 16. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/5800995.ht...

Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч. М.-Л.: АН СССР, 1951 Лондон Джек . Мартин Иден. М, 1986 Лука (Войно-Ясенецкий) , свт. Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997 Лука (Войно-Ясенецкий) , свт. Наука и религия. Сергиев Посад: Троицкое слово, 2001 Ляшевскнй Стефан, прот. Библия и наука. М., 1996 М. А. Л. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М., 1913 Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Т. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994; Т. 4. Ч. 1, 1996 Макарий Египетский , преп. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. М., 1991 Марк (Лозинский) , иг. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 Марк Подвижник, преп. Наставления//Добротолюбие в русском переводе. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Марченков Вячеслав, прот. Начала Православия. М.: Панэкс, 1991 Маршалл Алан. Я умею прыгать через лужи. М.: Прогресс, 1977 Медведев М. Управляют ли нами звезды? Астрология в свете православной веры/Православная Церковь свидетельствует. Вып. 3: Исцеления истинные и ложные. Оккультизм в медицине. – Пермь, 1998 Медведев М., Калашникова Т. Основы православного учения о человеке. Там же. Медведев М., Калашникова Т. «Сила моя совершается в немощи»: религиозно-нравственная оценка причин и смысла болезней. Современные «оздоровительные» системы в свете православной веры. Там же. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Безмолвный крик/Советская Россия, 102, 5 сент. 2000 Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Демографическая война против России. М., 2000. Мельников Ф.Е. Ответ на вопрос безбожников: откуда взялся Бог ? (Беседа учителя с пионерами в советской России). – Изд-во Владимирской епархии, 2002 Мельников Ф.Е. Нужна ли вера в Бога? О христианском и безбожническом веровании в Бога (публичный диспут в советской России). Изд-во Владимирской епархии, 2002 Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Введение в основное богословие. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Эта информация заставила Московскую Патриархию срочно решать американский вопрос. Было еще одно важное основание для скорейшего решения проблемы. Речь идет о тяжелой ситуации с американскими приходами, подчинявшимися Московской Патриархии. Эти приходы составляли Североамериканский Экзархат и для московской церковной власти являлись обузой. Положение патриарших приходов в Америке было плачевным изначально, то есть с 1930-х гг. По количеству приходов Экзархат был ничтожен и в сравнении с Североамериканской митрополией, и в сравнении с Русской Зарубежной Церковью. В середине 1940-х гг. количество патриарших приходов в Америке едва достигало 25, причем почти все приходы были малолюдными, а большие приходы фактически не подчинялись Московской Патриархии. В 1947 г. вина за такое положение была возложена на митрополита Вениамина (Федченкова) . Но и при его преемниках ситуация существенно не поменялась. Сильный удар по Русской Церкви нанесло правление Н.С. Хрущева. Количество приходов Русской Церкви уменьшилось вдвое, а антицерковные реформы серьезно ухудшили и финансовое положение Московской Патриархии. Не было возможности оказывать помощь своим зарубежным приходам, которые влачили нищенское существование. Приходы в Америке не были исключением. По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского (в то время клирика московского Экзархата в Америке), курс на упразднение Экзархата Московская Патриархия взяла еще в 1958 году. В 1963 г. было принято решение финансировать эти приходы за счет общин, что вызвало большое недовольство прихожан и проходило с большим трудом. Патриарший экзарх Америки митрополит Иоанн (Вендланд) высказывался за избавление Московской Патриархии от американских приходов путем их передачи Американской Церкви, которая получит законный статус . О тяжелой ситуации на приходах Московской Патриархии в Америке свидетельствовал в конце 1960-х гг. и митрополит Никодим. «В настоящее время, – писал он, – Экзархат состоит из немногим более, чем 30 приходов, большинство из которых малочисленные и слабые. Есть приходы, где число прихожан не превышает 20 человек. Даже в таком городе, как Чикаго, где очень много русских людей, приход, состоящий из нескольких десятков семей, может давать священнику только 150 дол. в месяц. Это мизерная сумма даже для одинокого священника» . Митрополит писал, что очень небольшое число приходов может содержать своих пастырей. Но обычно такие приходы (например, в г. Пассайке) держали себя независимо по отношению к московской церковной власти.

http://bogoslov.ru/article/5067273

П.Л. 26 марта 2018, 10:19 Сайт Меленковского благочиния Муромской епархии пишет: " наши места любимы Богом и Богородицей.Тому пример обилие святых источников и «Божиих людей»,странников,юродивых,людей,которых в старину называли«солью земли русской»,ее совестью:...Мити Правдина,Нюры«с узлами»,Юры Зимина,Константина Зайцева и,конечно же,старца Григория,более известного как Абрамушка Синжанский " .Вот о последнем необыкновенном подвижнике сведения собирались как комиссией по канонизации тогда еще Владимирской епархии,так и сотрудниками Владимирского университета(их можно прочесть в Интернете). П.Л. 26 марта 2018, 10:18 Да,многое удивительно в этих местах.Например,какое-то необыкновенное количество святых угодников- " Божьих людей " .Так в Муроме и окрестностях:блаженная Серафима Ивановна(в 1933г.)-у о.Стефана Ляшевского в " Серафимо-Дивеевских преданиях " ,блаженный Михаил Андреевич в с.Чаадаево Муромского р-на,старица Екатерина из с.Петракова того же р-на,церковный сторож блаж.Павел Петрович Левицкий(проходившие по одному делу с арх.Мелхиседеком Биревым-ГАНО,ф.2209,Оп.3,Д.16566,с.129-137)-в книге иеродиакона Алексия Новикова " Благовещенский монастырь в Муроме " ,блаженная Сашенька-в рассказе схимонахини Иоанны Патрикеевой о меленковском пребывании священномученика Серафима Звездинского( " Я оставляю вам Анну " ). Р.К. 25 марта 2018, 21:24 Вот еще место оказалось интересным с карты:Заколпье.Пришла мысль-почитать про это село.На одном,почти первом сайте на меня с большой цветной фотографии глянуло знакомое лицо,от которого чуть со стула не свалилась в буквальном смысле.Псково-Печерский старец Нафанаил!!!А он как тут?Оказывается,это его родина,где он родился в 1920 году.Его отец,священномученик Бутовский о.Николай Поспелов,служил в Заколпье с 1914 по 1922 г.Позже в храме служили протоиерей Вениамин Дашкеев(впоследствии настоятель Муромского Благовещенского храма и духовник дивеевских сестер) и священноисповедник Петр Чельцов,что мощами святыми в Великодворье неподалеку от Заколпья.Как удивительно все рядом!

http://pravoslavie.ru/110565.html

Церковная традиция утверждает, что Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1, 13). Помните, как апостол Павел говорил об Адаме: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть (Рим. 5, 12). В творениях святых отцов очень часто подчеркивается, что до грехопадения Адама смерти в природе не существовало, как не было хищничества и плотоядения. Эволюционизм же во всех его модификациях — от Дарвина до Тейяра де Шардена — считает смерть не только естественным явлением, существовавшим до появления человека, но и отводит ей честь быть важнейшим механизмом самой эволюции. Таким образом, эволюционисты разных толков могут отличаться друг от друга разным отношением к Богу Творцу, но всех их объединяет признание творцом животных и растительных видов имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14). Совершенно очевидно, что это мировоззрение несовместимо с Православием. — Выходит, что эволюционизм — это ересь? — Да, эволюционизм — это ересь. — Значит, получается, что те церковные писатели, которые пытаются примирить теорию эволюции с христианской верой, погрешают против учения Церкви? — Вполне ответственно могу сказать: да. При этом, разумеется, следует различать стихийных или невольных эволюционистов, которые, с детства восприняв дарвинизм, не успели задуматься над духовной сущностью этого учения после своего обращения к Церкви. Таковым нужно просвещение. Но есть другая категория людей, сознательно осуществляющих богословские спекуляции, навязывая всем попытку эволюционного прочтения Библии. От этого проистекает научный и богословский вред. — Кто из церковных писателей, на ваш взгляд, учит о Шестодневе неправославно? — Список не слишком велик, но и не так уж мал. Из наиболее известных публикаций следует назвать протоиерея Стефана Ляшевского, издавшего несколько книг; книгу епископа Василия (Родзянко) «Теория распада вселенной и вера отцов»; книгу протоиерея Николая Иванова «И сказал Бог...»; сборник «Той повеле, и создашася». труды протоиерея Александра Меня, все насквозь пропитанные духом эволюционизма.

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

А по существу все-таки нет полного удовлетворения, потому что кажется, что за эти два-три года мы должны были что-то большее сделать, что у нас не выработано ни организации, ни планов работы, и на случай, если бы нас где-нибудь поселили большими группами, – лагерная масса останется вне Церкви [Митрофан, 190]. Похожую характеристику он дает деятельности Миссионерского комитета, в состав которого они оба входили: «…нет пока ничего такого конкретного, о чем можно говорить» [Митрофан, 190]. Высказывания прот. Михаила свидетельствуют о том, что духовный настрой православного духовенства РПЦЗ находился не на должной высоте. Тем ценнее труды еп. Афанасия (Мартоса), который устраивал в своем Северогерманском округе ежегодные пастырские конференции, продолжавшиеся по пять дней, на которых профессора И. Н. Андреевский, И. Н. Шумилин, пастор Шмидт читали лекции по богословским предметам, а лекции о пастырстве читал сам владыка [Корнилов. На службе, 30]. Для возгревания «духовной настроенности и пастырской ревности» еп. Афанасий проводил также ежегодные пастырские говения в лагере Фишбек, длившиеся три дня. Они сопровождались ежедневными великопостными службами и беседами, где обсуждались вопросы проведения исповеди и подготовки причастников к принятию Святых Христовых Тайн [Корнилов. На службе, 31]. Говения завершались в среду соборным служением литургии Преждеосвященных Даров. Это, по мнению владыки, объединяло православное духовенство. Со стороны духовенства также были предприняты некоторые миссионерские попытки . По инициативе учительницы русской гимназии в Мюнхене Веры Петровны Крегер, эмигрировавшей из России в Германию после революции, еп. Иоанн знакомил местное немецкое население с православной верой. Владыка считал, что миссия инославным «должна проводиться не только каждым священнослужителем, но и каждым православным мирянином», и всячески ее поддерживал [Гаврилин, 300]. По благословению и под председательством еп. Иоанна (Гарклавса) 11 июля 1948 г. создается православное братство святых апостолов Петра и Павла, цель которого сводилась к приведению немецкого населения к православию «не через принятие его славянского варианта, а при помощи создания и развития своего немецкого варианта православной культуры» [Гаврилин, 300]. Заместителем председателя Петропавловского братства стал прот. Стефан Ляшевский, для которого, несмотря на различную юрисдикционную принадлежность, авторитет еп. Иоанна был непререкаем. Оказавшись в результате эвакуации в Гамбурге, о. Стефан раз в месяц совершал литургию на немецком языке, чем привлек внимание местных жителей. В результате вокруг него образовался кружок православной немецкой молодежи. Члены кружка (около 10 человек) переводили на немецкий язык православные песнопения, пели в церковном хоре, читали лекции по православной тематике и т. п. С 1949 г. по благословению еп. Иоанна о. Стефан стал совершать такие православные миссионерские службы на немецком языке в Любеке и Шлезвиге [Гаврилин, 302].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многочисленные публикации по актуальным темам естественно-научной апологетики и смежных дисциплин можно встретить на страницах авторитетных богословских дореволюционных периодических изданий: «Богословский Вестник» (МДА) , «Вера и разум» (Харьковская духовная семинария), «Странник» (СПб.), «Христианское чтение» (СПбДА), «Труды Киевской Духовной Академии», «Православный собеседник» (Казанская духовная академия), «Прибавления к Творениям святых Отцов» (МДА). В настоящее время это наследие до сих пор ожидает исследования, систематизации и осмысления. Октябрьский переворот и последовавшие за ним гонения надолго пресекли только еще набирающий силу диалог между христианской богословской мыслью и  естествознанием. Среди немногих в этот период выделяется крайне спорная работа В. Н. Ильина , изданная в 1930 году в Париже, на страницах которой автор пытается защищать фантастическую гипотезу о существовании на Земле преадамитов на протяжении десятков миллионов лет. Следует также отметить две работы на французском языке: «Старение мира живого» (1941 г.) и «Регрессивная эволюция» (1943 г.) . Исследователи Decugis, Salet и Lafont говорили о деградации органического мира как следствии грехопадения прародителей, а  генеральной линией эволюции указанные авторы считали регресс. В СССР проф. Николай Николаевич Фиолетов (1891-1943) на страницах «самиздатовских» «Очерков христианской апологетики» сделал попытку соотнесения религиозного и научного опыта. Этой же проблематике посвящает свои работы «Наука и религия», «Дух, душа и тело» святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). Немногим позднее за рубежом вышел в свет широко известный апологетический труд клирика РПЦЗ прот. Стефана Ляшевского (1899-1986) , посвященный геологическому прочтению Шестоднева и в то же время защите традиционного православного взгляда на сотворение Адама. Хотя этому исследованию часто ставится в упрек излишняя популярность и недостаточная компетентность, однако сама концепция о. Стефана позднее, во второй половине ХХ века, нашла поддержку, уточнение  и развитие в трудах отечественных богословов, имевших также докторские научные степени в области геологии: митр. Иоанна (Вендланд) (1909-1989) (придававшего большое значение исследованиям академика Льва Семеновича Берга (1876-1950), его теории номогенеза, или «развития на основе закономерностей»), прот. Глеба Каледы (1921-1994), а также у прот. Николая Иванова (1904-1990) .

http://bogoslov.ru/article/319657

Несмелов В. Наука о человеке. Том II. Метафизика жизни и христианское откровение. Издание 2-е. - Казань, 1906. Богородский Я. В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. -  Казань, 1906. Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: опыт библейско-апологетического исследования. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Троицкий С. В., проф. Христианская философия брака. - Клин: Фонд  « Христианская жизнь», 2001. Якимов И. Где находился земной рай?//Христианское чтение. - СПб, СПбДА, 1882. - Ч. II. - С. 552-574. Скабалланович М., проф. Что такое был рай?//Труды Киевской Духовной Академии. - Киев, 1907. - 12. - С. 554-572. Полянский Е. Я. О погребении Адама на Голгофе//Творения блаж. Иеронима как источник Библейской археологии. - Казань, 1908. - С. 477-499. Муретов М. Д., проф. Древность предания о погребении Адама на Голгофе//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. - 1894. - 9. - С. 343-372. Полный электронный вариант издания в настоящее время доступен на портале www.bogoslov.ru Ильин В. Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. - Париж: YMCA PRESS, 1991. Decugis H. Le vieillissement du Monde vivant. P.: Masson et Cie, 1941. Salet G.,  Lafont L. L " evolution regressive. P.: Edit. francisc., 1943. Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. - М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Наука и религия. Дух. Душа и тело. - Ростов-на-Дону: Троицкое слово - Сибирская благозвонница, 2001. Ляшевский С., прот. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований/Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Серия «Бог и вселенная». - М.: Издание православного братства во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. - Ярославль, 1998. Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира/Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - С. 8-55.

http://bogoslov.ru/article/319657

Протоиерей Стефан Ляшевский (†1986), из рукописной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» (ч.2, 1903–1927), составленной по благо словению митрополита Серафима (Чичагова, 1856–1937), написанной в 1978-м: «Во время прославления в Дивееве жила знаменитая на всю Россию Христа ради юродивая блаженная Паша Саровская. Государь был осведомлен не только о Дивееве, но и о Паше Саровской. Государь со всеми Великими Князьями и тремя митрополитами проследовали из Сарова в Дивеево. В экипаже они все подъехали к келии блаженной Паши. Матушка игуменья, конечно, знала об этом предполагавшемся визите и приказала вынести из келии все стулья и постелить большой ковер. Их Величества, все князья и митрополиты едва смогли войти в эту келию. Параскева Ивановна сидела, как почти всегда, на кровати, смотрела на Государя, а потом сказала: «Пусть только Царь с Царицей останутся». Государь извиняюще посмотрел на всех и попросил оставить его и Государыню одних, – видимо, предстоял какой-то очень серьезный разговор. Все вышли и сели в свои экипажи, ожидая выхода Их Величеств. Матушка игуменья выходила из келии последняя, но послушница оставалась. И вдруг матушка игуменья слышит, как Параскева Ивановна, обращаясь к Царствующим Особам, сказала: «Садитесь». Государь оглянулся и, увидев, что негде сесть, смутился, а блаженная говорит им: «Садитесь на пол». Вспомним, что Государь был арестован на станции Дно! Великое смирение – Государь и Государыня опустились на ковер, иначе бы они не устояли от ужаса, который им говорила Параскева Ивановна. Она им сказала все, что потом исполнилось, т. е. гибель России, Династии, разгром Церкви и море крови. Беседа продолжалась очень долго, Их Величества ужасались, Государыня была близка к обмороку, наконец она сказала: «Я вам не верю, это не может быть!» Это ведь было за год до рождения Наследника, и они очень хотели иметь Наследника, и Параскева Ивановна достала с кровати кусок красной материи и говорит: «Это твоему сынишке на штанишки, и когда он родится, тогда поверишь тому, о чем я говорила вам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Рассмотрим внимательно, что сообщает нам Житие Кирилла о его путешествии в Хазарию. Кирилл (вместе с родным братом Мефодием) [I, 3, с. 85, 96] прибыл в 861 году в Херсонес Таврический, имевший в те времена очень важное политическое значение, в особенности – как центр связи с союзной Хазарией. Здесь он «нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами, и человека нашел, говорящего на этом языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их (т. е. русские буквы, или письмена. – Авт.), и многие удивились ему, славя Бога» [I, 3, с. 77 – 78]. Такая быстрота усвоения русского письма неудивительна, ибо русский язык Кирилл и Мефодий знали с детства как уроженцы города Фессалоники (Солуни), в окрестностях которого жило так много славян, что вся область долгое время носила название «Славянин» (таких Славяний в Византии было несколько; их население приняло христианство и ассимилировалось с греками). Император Михаил III прямо сказал Кириллу и Мефодию: «Ведь вы солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски» [I, 3, с. 97]. «Славянский же язык и русский един есть», как свидетельствует наша «Начальная летопись», т. е. в те времена язык всех славянских племен и народов был в общем одинаковым. Более того, известно, что славянскую азбуку и основы письменности (как полагают, сначала – глаголицу) святые Кирилл и Мефодий создали задолго до 861 года, когда, пребывая в малоазийском монашеском Олимпе, «занимались одними книгами» [I, 3, с. 18] 15 . Точную дату создания святыми братьями славянского письма указывает авторитетный источник «О письменах» Черноризца Храбра – 6363 год, т. е. 855 год [I, 3, с. 104]. Следовательно, в Херсонесе Крымском Константин (Кирилл) занимался не изучением русского языка, сравнивая его с греческим, а изучением составленных до него «русских письмен» – Евангелия и Псалтири, сравнивая эти письмена (начертания «гласных и согласных») с изобретенной им самим славянской письменностью. Исследователь русской христианской древности протоиерей С. Ляшевский полагает, что Евангелие впервые перевел на русский язык в конце VIII века святитель Иоанн Готфский [III, 12]. Вообще попытки создать славянскую письменность предпринимались и до святых Кирилла и Мефодия, но не были удачны [I, 3, с. 20; III, 13, с. 17 и примеч. 5]. Поэтому факт существования в Крыму в IX веке Евангелия и Псалтири, написанных «письменами», приспособленными для передачи звуков русского языка, не представляется невероятным. Находка книг Священного Писания на русском языке в Крыму явно не случайна! Нашел тот, кто искал, – создатель славянского письма!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010