На Украине действовала Украинская Православная автономная Церковь . 18 августа украинские иерархи архиепископ Алексий (Громадский), епископы Антоний (Марценко), Симон (Ивановский), Пантелеймон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) на Соборе в Почаевской лавре объявили об автономии Украинской Церкви на основании решения Собора 19171918 гг. 311 Украинская Церковь считала себя автономной по отношению к московской церковной власти, то есть признавала ее. Хранили единство с митрополитом Сергием (Страгородским) и многие приходы Кубани и Северного Кавказа. Протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал, что поминовение Патриаршего Местоблюстителя на этих территориях практически не прекращалось. Оккупационные власти препятствовали такому поминовению. Однако, даже отказываясь возглашать имя митрополита Сергия за богослужением, священнослужители не переставали считать себя в его подчинении. «Епископ Иосиф [Чернов], – вспоминал протоиерей С. Ляшевский, – хотя и не поминал под нажимом немцев Блаженнейшего Митрополита Сергия, но считал себя находящимся в Русской Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Сергием, и, выдавая мне удостоверение о рукоположении, написал, что мы находимся в Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Сергием, так же было написано и на выданном мне походном антиминсе, все это у меня хранится. Так же поступал и Архиепископ Николай [Амассийский]». 312 Юго-запад Украины и Бессарабия находились в ведении Румынской Православной Церкви. Кроме того, на оккупированных территориях существовали и раскольничьи структуры: обновленцы (их приходов было много на Северном Кавказе) и «Украинская автокефальная Церковь ». Последняя структура была образована епископами Поликарпом (Сикорским) и Александром (Иноземцевым) в феврале 1942 г. и вскоре стала принимать «духовенство» самосвятов-липковцев без совершения над ним рукоположения. Желая максимально обособить от России Белоруссию, Германия завозила сюда белорусских сепаратистов-эмигрантов. 313 Естественной выглядит и попытка немцев создать здесь независимую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

986 Зутис В. Эллинизм в Америке. Нью-Йорк, 1954. С. 147. Цит. по: Ириней, митр. Послание Его Святейшеству Святейшему Афинагору//Русско-американский православный вестник. 1967. С. 219. 993 См.: Бочков П., свящ. История «Американской Православной Католической Церкви». От миссии к расколу и регрессу//Труды Перервинской Православной духовной семинарии. 12. М., 2015. С. 42–44. 998 Ириней, митр. Письмо Патр. Алексию 3.01.1967//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Загранич­ный церковный раскол». П. «1968». Л. 8, 9. 1001 Никодим, митр. Американская православная митрополия//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1969». Л. 12. 1003 Orthodox America 1794–1976. Development o f the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. C. 263. 1009 Подробнее см.: Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65–118. 1010 Ляшевский С., прот. Копия письма неизвестному лицу//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Фонд «Ляшевский». К. 1. П. 14. 1012 Фотиев К., свящ. Отчет о встрече специальной комиссии Митрополии с митрополитом Никодимом 21 января 1969 г. С. 2//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Фоня «Маевский». К. 4. П. 1. 1021 Серафим (Иванов), архим. Митрополит Дионисий возвратился к власти//Православная Русь. 1940. 18–19. С. 8; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1.Д. 194. Л. 1. 1026 В Генерал-губернаторстве//Церковная жизнь. 1940. 12. С. 190; Хиротония архиман­дрита Иллариона Огиенко//Православная Русь. 1940. 21. С. 8. 1028 По поводу «открытого письма» гг. Лосского и Пьянова//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 11. 1034 См.: Грамота Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1947. 1. С. 1; Грамота Все­ленского Патриарха//Церковная жизнь. 1950. 1–2. С. 1. 1035 См.: Письмо Вселенского Патриарха на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия//Церковная летопись. 1946. 3. С. 2. 1036 См.: Москва и Константинополь//Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1954. 1. С. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Будет ли Казанская икона возвращена в Казань? (комментарий в русле истории) В ВАТИКАНЕ НАХОДИТСЯ НЕ ЯВЛЕННАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА, А ОБРАЗ ИЗ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ Как отмечает старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталия Чугреева, Казанская икона Божией Матери, которая в настоящее время находится в Ватикане, не может быть подлинником чудотворного образа, явленным в Казани в 1579 г. и украденным в 1904 г. из казанского Девичьего монастыря. Красочный слой иконы из Ватикана не может быть отнесен к XVI в. В то же время известно, что чудотворная Казанская икона никогда не реставрировалась и не поновлялась. По стилю письма принадлежащую папе римскому икону можно отнести к началу-середине XVIII в. Однако рентгеновский анализ иконы показал, что на ней нет записей. Иконографически и стилистически она отличается от явленного образа и более ранних списков с него. В частности, благословение Богомладенца на иконе из Ватикана именословное, тогда как на явленной иконе – двуперстное. Размеры иконы, находящейся в Ватикане (31,1 Х 27 см), не совпадают с размерами явленного образа (26,7 Х 22,3 см), равно как и с размерами списка Казанской иконы, находившегося при Ополчении Минина и Пожарского и прославившегося в период Смуты (27,3 Х 24,5). Украшенный изумрудами оклад иконы, которая хранится в Ватикане, датируется началом – первой третью XIX в. Он значительно отличается от ризы явленной Казанской иконы, хорошо известной по фотографиям. Н.Чугреева полагает, что икона, которую папа римский обещает вернуть в Казань, - не явленный образ, а список с него, который принадлежал первоначальнице Дивеевской обители схимонахине Александре (Агафии Семеновне Мельгуновой) и находился в дивеевской Казанской церкви. Об этом сообщал протоиерей Стефан Ляшевский (1899 – 1986), который видел икону до революции в Серафимо-Дивеевском монастыре, а затем в 1943 г. в Таганроге, куда дивеевскую святыню привез хранивший ее иеромонах Серафим (Смыков). О. Стефан Ляшевский отмечал, что икона из Дивеева имела очень богатый оклад с изумрудами и другими драгоценными камнями. Впоследствии о. Серафим, будучи уже в сане архимандрита, был арестован в Югославии после прихода туда Советской Армии. Дивеевская Казанская икона тогда исчезла.

http://sedmitza.ru/text/393965.html

Выдающийся деятель Русской Православной Церкви, хирург, практик и теоретик. Всегда смело отстаивал свою веру. Родился в Керчи в семье аптекаря. В 1898–1903 годах учился на медицинском факультете Киевского университета. Работал хирургом в городах Ардатов, Фатеж, Переславль-Залесский, с 1917 года – в Ташкенте. В 1915 году вышла первая книга Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия». После смерти жены был посвящен в сан диакона, рукоположен в священника. Совмещал пастырскую и научную деятельность. Читал лекции по анатомии и хирургии в рясе и с крестом на груди. В 1934 году вышла в свет главная его монография – «Очерки гнойной хирургии». Несколько раз подвергался арестам, тюремным допросам, ссылкам – в Енисейск, Туруханск, Красноярск. Совмещая работу в больницах с церковным служением, был возведен в архиепископский сан. Его новаторские труды по гнойной хирургии в силу их особой важности и для военной медицины получили официальное признание. С 1944 года на Тамбовской кафедре, в 1946м переведен в Симферополь. В пятидесятые годы вплоть до полной потери зрения продолжал медицинскую деятельность. Противостоял давлению со стороны властей, пытавшихся запретить ему выступления с проповедями, в которых он не раз говорил об антицерковных беззакониях. Ревностно исполнял архипастырские обязанности, используя всякую возможность для применения своего медицинского дарования. Умер в Симферополе. Причислен к лику святых как «исповедник». Церковь отмечает его память в день кончины – 11 июня. В 1996 году состоялось обретение останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Ляшевский Стефан (17.06.1899–02.06.1986), протоиерей. Родился в Таганроге. В 1933–1936 годах работал старшим геологом в Ростове. Был участником Таганрогского православного молодежного братства. Часто посещал Серафимо-Дивеевский монастырь, хранитель его великой святыни – иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (после его кончины передана в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, США).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Другая часть материалов, хранившаяся в Св. Николаевском соборе, попала в архив Центра исследования эмиграции Миннеапольского университета. В 1983 г. материалы архива были переданы Архиву Православной Церкви Америки, где раздробленное собрание, наконец, воссоединилось. Среди возвращенных материалов 66 ящиков писем, рукописей за 18901950-е гг., касающихся правления архиепископов Тихона, Платона, Евдокима, Александра, митрополита Иоанна Кедровского, а также 44 ящика, включающих описи документов Синода, богословские журналы, епархиальные ведомости различных епархий Российской Империи и т. д. В настоящее время Архив Американской Православной Церкви расположен в г. Сайссет (штат Нью-Йорк). Документы архива отражают, прежде всего, административную деятельность Церкви, ее учреждений, епархий, приходов, взаимоотношения с другими Православными Церквями, в первую очередь, с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Документы архива позволяют проследить историю развития Американской Православной Церкви от Духовной Миссии до Автокефальной Церкви. 508 Крупнейшим в США центром собирания и хранения российского культурного наследия является основанный в 1930 г. Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. Музей-архив был открыт при монастыре в 1984 г. Музей проводит работу по комплектованию и хранению церковно-архивных материалов. В основном, материалы поступают как пожертвования от частных лиц и эмигрантских организаций. Р.В. Полчаниновым была подарена Музею большая коллекция русской церковной периодики. И.И. Сикорский передал в Музей своею коллекцию крестов и крестиков. В Музее имеются коллекции монет, медалей, орденов. Музей располагает копиями указов митрополита Иоанна (Максимовича) . 509 В 2012 г. вышла книга протоиерея Владимира Цурикова «История России: В документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле». 510 В ней публикуется каталог архива семинарии, отражающий, в числе прочего, состав архивов таких известных деятелей, как архиепископ Аполлинарий (Кошевой), протоиерей Стефан Ляшевский, П.Н. Краснов, Н.Д. Тальберг , В.А. Маевский, А.К. Свитич, а также архивы организаций – РОВС, Суворовского кадетского корпуса, Корниловского ударного полка и других. Помимо этого, архив включает коллекцию периодических изданий (более 600 наименований). Многие из них – раритеты, которые выпускались в России перед революцией и в период Гражданской войны, в том числе на территориях, занятых Белой армией (например, газета с характерным названием «В Москву»). 511

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Герман ушел с Кадьяка на остров Еловый, где вел строгую, уединенную монашескую жизнь. К нему стекались убогие, сироты, вдовы. По всем островам шла молва о его святой жизни и о чудесах по его молитвам. Его любили все: и алеуты, и простые рабочие, и чиновники компании, и офицеры военно-морского флота. Сохранился рассказ о том, какое сильное впечатление он произвел на офицеров команды капитана В. М. Головнина, бывших на Кадьяке во время кругосветного путешествия, его почитал следующий главный правитель колонии, впоследствии адмирал Ф. П. Врангель. Особенно же о. Германа любили дети, которым он рассказывал жития святых. Он также учил их Закону Божию и пению, для них у него всегда были припасены сладости и гостинцы. Отец Герман тихо скончался 13 декабря 1836 г. Алеуты говорили, что в этот момент в небе над Еловым островом был виден светлый столп, именно так они узнали, что старец преставился. Память о святом монахе Германе с годами ширилась, он был причислен к лику святых в 1970 г., став первым американским святым в православном календаре. Память его празднуется 27 июля, на этот праздник на острове Еловом собираются многочисленные паломники со всей Америки. Православная Америка считает его своим покровителем. Основная литература 1. Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). — СПб.: Валаамский монастырь, 1900. 2. Жизнь Валаамского монаха Германа, американского миссионера. — СПб., 1894. 3. История Русской Америки: В 3 т. Т. 1: Основание Русской Америки (1732—1799)/Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. — М.: Междунар. отношения, 1997. С. 251—277. 4.  Корсун С.  Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание. — М.: ПСТГУ, 2005. 5.  Лебедев Л., прот.  «Колумбы Росские»: Апостольство Русской Православной Церкви в Америке (XVIII-XIX вв.). — М.: Русский Хронограф, 2003. 6.  Лопухин А. П.  Столетие Православной Миссии в Северной Америке, 1794—1894. — СПб.: Тип. А. Л. Катанского, 1894. 7.  Ляшевский С., прот.  Преподобный старец Герман Аляскинский. — Нью-Йорк: [Б. и.], 1953.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Архив: АГЗ Archives de Nantes, série Tunisie (19441949). С. 92. D.I. Lettre du 3 décembre 1947, du Résident général Mons au ministère des Affaires étrangères à Paris (цит. no: Kazdaghli H. La communauté russe de Tunisie (19201956). Rawafid. Revue de l " Institut supérieur d " histoire du mouvement national. Tunis, 1997. 3). Любимов Леонид (дата рождения не установлена – 11.1.1963, Марсель, Франция), священник. Жил во Франции, состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (29.4.1956), священник (3.5.1956), рукоположение совершил еп. Кассиан (Безобразов) в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель Св.-Гермогеновской церкви в Марселе (3.5.195611.1.1963), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. Л. Любимова (19561963). АЕУА. Лютов Павел Тимофеевич (4.11.1900, Кубанск. губ. 18.4.1978, Вашингтон, США), протоиерей. Эмигрировал через Константинополь в Чехословакию (1921), окончил Политехнический институт в Праге (1927) и Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1930), оставлен профессорским стипендиатом и отправлен в аспирантуру в Оксфордский университет, бакалавр Оксфордского университета (1934), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), преподаватель Священного Писания в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19341938), диакон (12.9.1938), священник (4.12.1938), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1939), преподавал в университетах Гарварда и Вашингтона (19391947), настоятель Св.-Николаевского собора в Вашингтоне (19391949), помощник настоятеля того же храма (19491978), сотрудник библиотеки Конгресса США (19491954). Соч.: Беседы на Евангелие св. Mapka. II ., 1931. Архив: Послужный список о. П. Лютова (19381939). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Com. List. Лябах Сергий Никифорович см. Викторин, архимандрит . Ляде Альберт Оскарович см. Серафим, митрополит . Ляшевский Стефан (17.6.1899, Таганрог 2.6.1986, Огаста, Мэн, США), митрофорный протоиерей. Получил высшее образование в Советской России по специальности геолога, работал старшим инспектором-геологом в Новочеркасске, старший геолог Азово-Черноморского силикатного треста в Ростове (19341936), арестован и сослан в Сибирь (19361939), старший геолог Бюро инженерных исследований в Красноярске (19391941), принял священство в Таганроге (19411942), священник Св.-Владимировского собора в Киеве (19421944), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), служил в разных приходах в Германии (19441951), последнее место службы в Германии – настоятель Св.-Прокопиевской церкви в Любеке (19.3.19511957), протоиерей, перешел в юрисдикцию МП (4.10.1957), а потом переселился в США и вернулся обратно в юрисдикцию РЗЦ (кон. 1950-х гг.), настоятель церкви в г. Огасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

315 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 105. 319 См. о преданиях Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., «Теревинф», 2001, с. 94; Пятикнижие Моисеево на иврите с дословным русским переводом О.К. Штейнберга, изд. Московской Хоральной синагоги, М., 1979, с. 17–18; Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука: Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований. Изд. Православного Братства «Неопалимая купина», М., 1996, с. 197; Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 128. 320 Следы этих городов под двух-четырехметровым слоем, нанесенным потопом, раскопаны в 1920-х гг. Леонардом Вулли. Поверх потопного слоя раскопаны остатки этих городов послепотопного периода. 321 Скорее всего, следует отождествить со св. Иаковом, епископом Низибийским (ум. 350 г., память 13 января). 324 Die Apokryphen, Verborgene Bucher der Bibel, Erich Weidinger, Pattloch Verlag, 1994. Книга юбилеев, гл. 6, ст. 1–3; перевод с нем. автора. 325 Аргументация св. Филарета, столь свойственная для русского православия: опаска изменения чего-либо в обрядах и вера в их божественное происхождение. 332 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 3. 334 Библия, Синодальный русский перевод. Приложения с комментарием к Ветхому и Новому Завету, 1983, изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, с. 1858. 339 А.И. Солженицын говорил, что ошибка всех революций в том, что они восставали против злых, а зло – в сердце человека, и наша задача – потеснить его в нем. 342 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 5. 344 При завете с Давидом сказано: И продолжу вовек семя его, и престол его – как дни неба, а дням неба нет конца!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще в 1941 г. он был хиротонисан во епископа Брестского и назначен викарием к митр. Пантелеимону, с которым и оставался до конца его дней 4 . Два других митрополита – Анастасий (Грибановский) и Серафим (Ляде) – в лагере не жили, но регулярно приезжали для проведения богослужений в Большом Шляйсгайме. Что касается белого духовенства, служившего в лагере, то из 22 священников на его территории проживали 12 [Корнилов, 90]. В Большом Шляйсгайме действовало два храма – основной, во имя Архангела Михаила, и при гимназии, носивший имя прп. Иова Почаевского . Настоятелем Архангельского храма с осени 1945 г. являлся архиеп. Пантелеимон (Рудык) (УПЦ) 5 , в июне 1948 г. в связи с его отъездом в Аргентину храм возглавил еп. Димитрий (Маган) (УПЦ) [Корнилов, 25]. Причтом гимназической церкви руководил прот. Василий Бощановский 6 , а с августа 1949 г. – еп. Григорий (Боришкевич) 7 . После разгрома немецких войск Гамбург со всей северной частью Германии вошел в британскую зону оккупации. Устроение духовной жизни здесь складывалось во многом благодаря усилиям двух монахов. Эмигрант «первой волны» архим. Нафанаил (Львов) прибыл в Гамбург вместе с иером. Виталием (Устиновым) из Берлина, где они служили последние месяцы войны в кафедральном соборе; оба являлись служителями монастыря прп. Иова Почаев-ского в Ладомировой (Словакия) 8 . В мае 1945 г. Архиерейским синодом РПЦЗ архим. Нафанаил был назначен управляющим Северогерманским викариатством, которое насчитывало 19 приходов. Основным местом служения о. Нафанаила был расположенный в Гамбурге храм во имя прп. Прокопия Устюжского, настоятелем которого являлся о. Стефан Ляшевский 9 . При этом храме усилиями обоих монахов в 1946 г. было создано братство прп. Иова Почаевского [Зайде]. С именами о. Нафанаила и о. Виталия связано устроение церковной жизни в лагере Фишбек, где находилось около двух тысяч человек – беженцы с территорий Белоруссии, Украины и России [Нафанаил, 524]. В лагере был сооружен храм во имя Успения Божьей Матери, настоятелем которого стал игумен, а затем архимандрит, Виталий (Устинов). Принадлежность настоятеля лагерного храма к монашеству во многом повлияла на организацию богослужебной жизни лагеря, был установлен суточный круг богослужения [Нафанаил. Воспоминания, 3]. Для проведения церковных служб нужны были помощники, о. Виталий (Устинов) организовал в лагере курсы псаломщиков. Архимандрит Нафанаил не жил в лагере, но часто приезжал к о. Виталию, и они вместе служили. В сентябре 1946 г., после хиротонии архим. Нафанаила в епископа Брюссельского и Западноевропейского, северогерманскими приходами стал управлять еп. Афанасий (Мартос) 10 , также посещавший лагерь Фишбек для совершения богослужений. Из воспоминаний владыки известно, что в 1946 г. в лагерях возглавляемого им викариатства в его подчинении находилось 25 священников и 5 дьяконов [Корнилов. На службе, 30].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В феврале 1942 г. патриарший местоблюститель митрополит Сергий в своем послании заявил о неканоничности группировки Поликарпа (Сикорского), таинства которой объявлялись безблагодатными. В октябре 1942 г. автокефалисты попытались соединиться с Украинской автономной Церковью и митрополит Алексий (Громадский) даже подписал в Почаеве соответствующий акт. Однако беззаконию не суждено было свершиться. С одной стороны, категорически против объединения с раскольниками выступил клир Украинской автономной Церкви, с другой стороны, отрицательно отреагировала на почаевский акт немецкая оккупационная администрация, стремившаяся к максимальному разобщению населения. Митрополит Алексий заявил, что подписанный им документ имел лишь предварительный характер и от дальнейших шагов в сторону единства отказался. 7 мая 1943 г. митрополит Алексий был убит украинскими партизанами. По мнению С.В.Шумило, за убийством стояли немецкие спецслужбы, планировавшие благодаря этому убийству, во-первых, расколоть Украинскую Автономную Церковь , а во-вторых, вызвать озлобление местного населения в отношении партизан. 6 мая на Соборе в Ковеле главой Украинской автономной Церкви был избран архиепископ Дамаскин (Малюта). Однако оккупационные власти не позволили провозгласить его предстоятелем этой Церкви, ограничив его права и позволив ему именоваться только «старшим епископом». Хранили единство с митрополитом Сергием (Страгородским) многие приходы на Нижнем Дону и на Северном Кавказе. Протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал, что патриаршего местоблюстителя на этих территориях поминало большинство священнослужителей за исключением случаев, когда такое поминовение прямо пресекалось оккупантами. Пастырь писал, что рукополагавший его епископ Иосиф (Чернов), не поминавший под нажимом немцев патриаршего местоблюстителя, выдал отцу Стефану удостоверение, где была указана его подчиненность Московской Патриархии. § 3. Московский Патриархат в 1941 –1945 гг. Русская Церковь в 1941–1943 гг. В первый день Великой Отечественной войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) составил послание к пастырям и пасомым. «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, – говорилось в послании. – Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении». В храмах было установлено читать молитву о победе нашего воинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010